Научная статья на тему 'Изменения в административно-правовом положении военнослужащих на фоне развития пенитенциарной системы'

Изменения в административно-правовом положении военнослужащих на фоне развития пенитенциарной системы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВОЕННЫЕ ТРИБУНАЛЫ / УПРОЩЕННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PUNITIVE POLICY / STATE OF MARTIAL LAW / MILITARY TRIBUNAL / SIMPLIFIED LEGAL PROCEEDINGS / CRIMINAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лямин Иван Владимирович

В статье раскрываются вопросы изменения положения армии в условиях военного времени, также изучена уголовно-процессуальная политика советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE MILITARY PERSONNEL IN THE CONTEXT OF THE PENITENTIARY SYSTEM DEVELOPMENT

The article covers questions of the army’s status change in the circumstances of the wartime. The author also studies criminal procedure policy of the Soviet state.

Текст научной работы на тему «Изменения в административно-правовом положении военнослужащих на фоне развития пенитенциарной системы»

УДК 344.21

Лямин Иван Владимирович

соискатель Санкт-Петербургского гуманитарного

университета профсоюзов

dom-hors@mail.ru

ИЗМЕНЕНИЯ

В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ФОНЕ РАЗВИТИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

Lyamin Ivan Vladimirovich

PhD student, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences dom-hors@mail.ru

CHANGES IN ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE MILITARY PERSONNEL IN THE CONTEXT OF THE PENITENTIARY SYSTEM DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье раскрываются вопросы изменения положения армии в условиях военного времени, также изучена уголовно-процессуальная политика советского государства.

Ключевые слова:

карательная политика, военное положение, военные трибуналы, упрощенное судопроизводство, уголовная ответственность.

Summary:

The article covers questions of the army’s status change in the circumstances of the wartime. The author also studies criminal procedure policy of the Soviet state.

Keywords:

punitive policy, state of martial law, military tribunal, simplified legal proceedings, criminal responsibility.

1928 г. был для армии крайне напряженным. Сводки армейских политорганов и органов ОГПУ свидетельствовали о неблагополучном положении дел внутри армии и всплеске так называемых «крестьянских настроений». В связи с этим 22 июня 1928 г. состоялось расширенное заседание РВС СССР с привлечением как высшего, так и окружного командования. В заседании приняли участие члены РВС СССР Ворошилов, Уншлихт, Бубнов, Баранов, Постников, Тухачевский, Егоров. От военных округов были приглашены: Куйбышев, Булин, Угланов (МВО); Сааков, Комаров (ЛВО); Якир, Затонский, Гричманов (УВО); Белов, Андреев, Смирнов (СКВО); Базилевич, Дуганов, Шверник (ПриВО); Ланда, Кнорин (БВО), а также представители от ОГПУ -Ягода, Дуплицкий, Павлуновский, Павловский, Ольский [1]. Обратим внимание, что среди приглашенных участников из округов были не только военные, но и партийные функционеры. На заседании состоялся серьезный и обстоятельный разговор о состоянии армии.

Итогом этого обсуждения стало постановление РВС СССР от 27 июня 1928 г. о политикоморальном состоянии РККА. При общей характеристике состояния армии как «здорового и политически устойчивого» отмечалось «расширение отрицательных явлений». Среди «трудностей и противоречий», отражающихся на состоянии армии, назывались такие, как «рост активности кулацкой части крестьянства в условиях нашего общего наступления на частнокапиталистические элементы» и «активное противодействие социалистическому строительству враждебных пролетариату классовых сил» (пункт 2). Состоящее из 17 пунктов постановление подробно останавливалось на важнейших болевых точках состояния армии. При этом указывалось: «Взятые сами по себе эти явления ни в коей мере не представляют из себя какой-либо серьезной опасности для политической устойчивости и боеспособности Красной Армии, но в то же время в условиях переживаемого периода они требуют к себе самого пристального внимания и максимального усиления работы по их искоренению» (пункт 2). К отрицательным явлениям военное руководство относило: а) рост количества дисциплинарных проступков; б) «постепенный» рост с конца 1926 г. коллективных нарушений воинской дисциплины; в) случаи самовольных отлучек и «отдельные случаи» явного дезертирства; г) «некоторое усиление случаев» пьянства красноармейцев и младшего командного состава за последний год (пункт 3) [2, с. 205-223].

РВС СССР призывал органы прокуратуры и военным трибуналы: «В отдельных наиболее ярких случаях с разрешения РВС округов практиковать показательные суды, придавая им воспитательный и предупредительный характер.

Результаты этих судов оглашать по Красной Армии приказами РВС округов и РВС СССР, с обязательным прочтением их во всех частях на собраниях начсостава» (пункт 14-г) [3, с. 213].

Следующим шагом РВС СССР по наведению порядка в армейских рядах стало принятие совершенно секретной директивы от 16 июля 1928 г. № 065652/сс, предписывающей произве-

- 34В -

сти изъятие из армии классово чуждых и социально опасных элементов, приурочив это изъятие ко времени общего призыва и увольнения. Если ранее проводившееся изъятие «наиболее злостных элементов кулачества» через аресты, о чем сообщалось в справке ПУ РККА от 7 апреля 1928 г. 163, имело отдельный характер, то с принятием данной директивы эта акция превратилась в массовую политическую кампанию.

В день утверждения упомянутой секретной директивы Центральное военно-политическое совещание приняло резолюцию о карательной политике военных трибуналов, которая была утверждена председателем РВС СССР К.Е. Ворошиловым.

Резолюция предписывала: «точно и ясно» разграничить понятия «дознание» и «расследование»; пересмотреть инструкцию для производства дознаний в военном ведомстве (пункт 2); командирам частей вменялось в обязанность «немедленно по совершении в их частях преступлений, по коим необходимо производство дознания, назначать таковое с обязательством оканчивать дознание по воинским и мелким имущественным и должностным преступлениям в трехдневный срок» (пункт 3); устанавливался срок дознания - 24 часа, в течение которых начальники должны были просматривать законченные дознания и направлять их к подлежащим военным следователям с приложением всех документов (пункт 4) [4, с. 209].

Первые итоги армейской «чистки» были подведены в январе 1929 г. В подготовленном Военной прокуратурой обзоре указывалось - всего на 15 января 1929 г. изъято 4 029 человек, среди которых крестьянство составляло только часть подверженных чистке групп. Так, по ЛВО среди «изъятых» крестьяне составляли 59,6 %, по УВО - 91,2, по СибВО - 63,5, по Морским силам Балтийского моря - 29,3, по Морским силам Черного моря - 53,3 %. Основные выводы данного обзора указывали на своевременность начатой работы и необходимость ее продолжения [5].

В 1930 г. - в период проведения широкомасштабных «операций» по кулачеству «чистка» армии продолжалась. В цитируемой ранее директиве ОГПУ от 5 марта 1930 г. указывалось: раскулачивание и высылка семей красноармейцев не должны были проводиться до «вычистки» последних из армии. В свою очередь, особые органы должны были на места сообщать информацию об «изъятых» из армии «социально чуждых» лицах. Такое тесное взаимодействие между особыми и гражданскими органами позволяло обоим действовать в общем направлении, но одновременно не нарушать соответствующие пункты общепартийных директив. В связи с этим правомерно сделать вывод о том, что Красная армия, будучи частью крестьянского социума, стала также объектом политического насилия [6, с. 206]. Возрастной порог наступления уголовной ответственности был приравнен к 14 годам.

На основании Указа «О военном положении» № 219 г. от 23 июня 1941 г. вся власть в местностях, объявленных на военном положении, и в отдельных местностях по всей территории СССР с целью обеспечения общественного порядка и государственной безопасности была передана военным властям (военным советам фронтов, армий, военных округов).

Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов, а именно: дела о государственных преступлениях; дела о преступлениях, предусмотренных законом от 7 августа 1932 г. «Об охране советской (социалистической) собственности»; дела о преступлениях, совершенных военнослужащими; дела о разбое; дела об умышленных убийствах; дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи; дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности; дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, хищении оружия (статья 7) [7, с. 239].

В 1943 г. была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Тогда же в уголовное право были введены новые виды наказаний - смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок до 20 лет за преступления, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками.

В военные годы сохраняется и практика внесудебных репрессий, действуют печально известные «двойки» и «тройки», а зачастую и суд работает вне рамок правового поля. Так, председатель Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации в отставке Н.А. Петухов приводит пример, когда на основании решения ГКО СССР 8 сентября 1941 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР без проведения предварительного разбирательства вынесла приговор в отношении 161 лица [8].

По Приказу Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 г. в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда. Они ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов. На деле это была мера психологического воздействия. Она была введена после того, как опыт первого года войны показал, что самые большие потери войска несли при панике и беспорядочном отходе.

Именно в годы войны возник еще один вид судебных органов - лагерные суды, призванные рассматривать все дела о преступлениях, совершенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД, за исключением дел о преступлениях, совершенных сотрудниками НКВД, имеющими военные звания и специальные звания государственной безопасности, которые отнесены к подсудности военных трибуналов.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что система советского правосудия в годы Великой Отечественной войны значительно отличалась от довоенной. Важную роль сыграл фактор военного положения. Переход страны на военный режим обусловил значительное ужесточение форм и мер уголовной ответственности, осуществление судопроизводства в упрощенном порядке, вмешательство норм уголовного права даже в трудовые отношения. Установленные во время войны законы военного времени отразились и на уголовно-правом развитии страны в послевоенные годы.

Ссылки:

1. РГВА. Ф. 4. Оп. 1. Д. 759. Л. 52.

2. Папков С.А. Контрреволюционная преступность и особенности ее подавления в Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Урал и Сибирь в сталинской политике. Новосибирск, 2002. С. 205-223.

3. Зефиров М.В., Дегтев Д.М. «Все для фронта? Как на самом деле ковалась победа». М., 2009. С. 313-314.

4. Тархова Н.С. Красная армия и сталинская коллективизация. 1928-1933 гг. М., 2010.

5. Кара-Мурза С. История советского государства и права. URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_k/pravo7.html.

6. Федотова И.Н. Уголовно-исполнительная система в годы Великой Отечественной войны: народнохозяйственный профиль ГУЛАГа // История отечественной уголовно-исполнительной системы: сб. научных статей. М., 2010.

7. История государства и права России: учебник для вузов / отв. ред. д-р юрид. наук, проф., академик Международной Славянской Академии С.А. Чибиряев. М., 1998.

8. Тархова Н.С. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.