Научная статья на тему 'Чрезвычайное законодательство как средство регулирования общественных отношений в первый месяц Великой отечественной войны'

Чрезвычайное законодательство как средство регулирования общественных отношений в первый месяц Великой отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
651
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
чрезвычайное законодательство / Великая Отечественная война / указ / военное положение / мобилизация / emergency legislation / Great Patriotic war / a decree / a state of war / the mobilization.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Звонарев Андрей Владимирович, Пашенцев Дмитрий Алексеевич

В статье раскрывается характер и значение чрезвычайного законодательства, которое было принято в течение первого месяца Великой Отечественной войны. Показано, что необходимые акты были подготовлены органами юстиции еще до начала военных действий. Раскрыта роль чрезвычайного законодательства в мобилизации сил и средств для обороны страны. Сделан вывод, что возможные чрезвычайные ситуации требуют предварительной подготовки, в том числе, разработки проектов чрезвычайных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCY LEGISLATION AS A MEANS OF REGULATING PUBLIC RELATIONS IN THE FIRST MONTH OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article reveals the nature and significance of the emergency legislation that was adopted during the first month of the great Patriotic war. It is shown that the necessary acts were prepared by the judicial authorities before the start of hostilities. The role of emergency legislation in the mobilization of forces and funds for the country’s defense is revealed. The conclusion is that of possible emergency situations require advance preparation, including the development of draft emergency regulations.

Текст научной работы на тему «Чрезвычайное законодательство как средство регулирования общественных отношений в первый месяц Великой отечественной войны»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10558 ЗВОНАРЕВ Андрей Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Школы права Института права и управления Московского городского педагогического университета,

e-mail: ZvonarevAV@mgpu.ru

ПАШЕНЦЕВ Дмитрий Алексеевич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом теории права и междисциплинарных исследований законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, профессор кафедры теории и истории государства и права Московского городского педагогического университета,

e-mail: theory8@izak.ru

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье раскрывается характер и значение чрезвычайного законодательства, которое было принято в течение первого месяца Великой Отечественной войны. Показано, что необходимые акты были подготовлены органами юстиции еще до начала военных действий. Раскрыта роль чрезвычайного законодательства в мобилизации сил и средств для обороны страны. Сделан вывод, что возможные чрезвычайные ситуации требуют предварительной подготовки, в том числе, разработки проектов чрезвычайных актов.

Ключевые слова: чрезвычайное законодательство; Великая Отечественная война; указ; военное положение; мобилизация.

ZVONAREV Andrei Vladimirovich,

candidate of historical sciences, associate professor, Associate Professor, Department of State and Law Theory and History Law Schools of the Institute of Law and Management Moscow City Pedagogical University,

PASHENTSEV Dmitry Alekseevich,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Law Theory and Interdisciplinary Studies

legislation of the Institute of Legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation

EMERGENCY LEGISLATION AS A MEANS OF REGULATING PUBLIC RELATIONS IN THE FIRST MONTH OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Annotation. The article reveals the nature and significance of the emergency legislation that was adopted during the first month of the great Patriotic war. It is shown that the necessary acts were prepared by the judicial authorities before the start of hostilities. The role of emergency legislation in the mobilization of forces and funds for the country's defense is revealed. The conclusion is that of possible emergency situations require advance preparation, including the development of draft emergency regulations.

Key words: emergency legislation; Great Patriotic war; a decree; a state of war; the mobilization.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

Вызовы современного мира актуализируют исследование вопросов, связанных с чрезвычайным законодательством, его ролью в регулировании общественных отношений, вступлением в силу и пределами действия. Подобное законодательство всегда предусматривает определенные ограничения прав и свобод человека, так как предназначено для регулирования отношений в ситуациях, связанных с войнами, эпидемиями, стихийными бедствиями и катастрофами. Отечественная и мировая практика сегодня в качестве наиболее актуальных чрезвычайных ситуаций выделяет военные, социально-политические, биологические, природные, техногенные [18, с. 179].

В современных условиях, когда в начале 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию короновирусной инфекции, предпринятые российскими властями меры были адекватно восприняты далеко не всем населением страны. Особенно много вопросов вызвал режим, введенный в Москве и связанный с определенными нарушениями конституционных прав граждан. Возникла проблема с полноценной реализацией права на свободу передвижения, с тотальным контролем за некоторыми категориями граждан с помощью современных цифровых технологий. Такая ситуация актуализировала дискуссии о пределах и формах возможного ограничения прав человека и гражданина, о законных и эффективных способах правового регулирования общественных отношений в чрезвычайных условиях. В связи с этим, уместно обратиться к историческому опыту, когда в условиях гораздо большей опасности государству приходилось принимать решительные меры, направленные на преодоление чрезвычайных ситуаций, вызванных войнами и природными катаклизмами.

Российская история богата подобными событиями трагического характера. Одной из самых трагических страниц нашей истории стала Великая Отечественная война, которая унесла миллионы жизней. Она началась внезапно, и первый месяц оказался катастрофическим для Красной Армии и миллионов людей, часть из которых оказалась на оккупированной территории, а другая часть была вынуждена спешно эвакуироваться с места постоянного жительства. В такой ситуации многое зависело от чрезвычайного законодательства, которое принималось в первый военный месяц, в ситуации, когда от руководства страной требовались быстрые и решительные действия.

Традиционно в отечественной историко-пра-вовой литературе, посвященной войне, уделяется большое внимание законодательным актам, направленным на укрепление оборонной мощи

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

Красной Армии и Военно-Морского Флота, правовым и организационным мероприятиям по совершенствованию вооруженных сил СССР накануне Великой Отечественной войны, способам проведения масштабной эвакуации промышленности. Гораздо меньшее внимание уделяется подготовке к войне юристов, в том числе военных. Однако именно от юристов во многом зависели те меры правового характера, которые стали частью общей системы достижения Победы. Тщательная довоенная подготовка юристов к чрезвычайным условиям военного времени, в том числе связанная с нормотворческой работой, позволила в кратчайший срок в условиях внезапного нападения перевести «на военные рельсы» работу органов государственной власти и управления, а также и всего общества.

Юридическая подготовка к возможной войне проводилась задолго до ее начала. Разработка чрезвычайного законодательства на случай войны началась еще в 1939 г., что было вызвано осложнением международной обстановки [1, с. 480].

Благодаря этому уже в первый день войны были приняты нормативные правовые акты, разработанные в довоенный период и ставшие основой для существенной перестройки государственного аппарата в условия войны.

Важнейшую роль в принятии чрезвычайного законодательства первого месяца войны играл Президиум Верховного Совета СССР. Уже в первый день войны, 22 июня 1941 года, он принял указы о военном положении, о введении военного положения в отдельных местностях и мобилизации военнообязанных соответствующих возрастов, утвердил положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Очевидно, что без предварительной подготовки, без предшествовавшей работы юристов это было бы невозможно осуществить.

Чрезвычайные обстоятельства военного времени потребовали введения на большей части территории государства военного положения. Указ Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 года «О военном положении» устанавливал, что в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, - высшему командованию войсковых соединений. Военные власти в местностях, объявленных на военном положении, наделялись чрезвычайными полномочиями. Все местные органы власти, а также предприятия, учреждения и организации обязаны были оказывать военному

командованию всю необходимую помощь при реализации им мер, необходимых «для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности».

Военным властям предоставлялось право издавать обязательные постановления для населений и распоряжения в отношении местных органов власти. Они получили право привлекать население к отбыванию трудовой, автогужевой и военно-квартирной повинностей. Под трудовой повинностью понималась обязанность трудоспособных граждан выполнять работы по указанию военных властей. В соответствии с действующим законодательством к трудовой повинности привлекались граждане для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями.

Трудовая повинность объявлялась военными властями. Она организовывалась либо на платных, либо на бесплатных началах. Лиц, привлекаемых к трудовой повинности, можно было обязать явиться для ее исполнения со своими инструментами или инвентарем. Неявка лиц, привлекаемых к ее исполнению, к назначенному времени и месту или отказ от ее выполнения мог повлечь либо в административном порядке штраф до 3000 рублей или лишение свободы на срок до 6-ти месяцев, либо в судебном порядке лишение свободы на срок до 2-х лет с конфискацией имущества [10, а 128-129].

В тоже время государство брало на себя обеспечение лиц, утративших трудоспособность во время и вследствие выполнения трудовой повинности. В случае смерти этих граждан нетрудоспособные члены их семей также подлежали государственному обеспечению. В постановлении ГКО от 28 июля 1941 года устанавливалось: «В случае увечья или смерти, в результате действий врага, лиц из числа населения, призванного в порядке трудовой повинности на строительство оборонных сооружений, пенсии по инвалидности этим лицам или их семьям выплачиваются на общих основаниях с военнослужащими» [8, а 231].

Военным властям предоставлялось право объявлять автогужевую повинность для военных надобностей, привлекая к ней автотранспорт и конский состав, принадлежащий отдельным гражданам, государственным и общественным организациям. В военных условиях автогужевая повинность проводилась бесплатно и военные органы освобождались от возмещения ущерба, понесенного при ее отбывании. За уклонение от автогужевой повинности или отказ от выполнения работ

законодателем устанавливалась такая же уголовная и административная ответственность, как и за уклонение от трудовой повинности.

Военные власти имели право изымать транспортные средства (автомобили, мотоциклы, велосипеды, суда, лодки, тягловую силу и т.д.) у государственных, общественных и кооперативных организаций и отдельных граждан для удовлетворения потребности Красной Армии. Изъятие транспортных средств у государственных органов и предприятий производилось в порядке безвозмездного перехода в распоряжение военных властей, поскольку собственником имущества являлось советское государство. При изъятии транспорта у колхозов или отдельных граждан предусматривалось возмездное отчуждение.

Уклонение в военное время от сдачи изымаемого имущества рассматривалось как уголовно-наказуемое деяние и влекло за собой ответственность по законам военного времени.

Военным властям предоставлялось право устанавливать военно- квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений [8, а 232-234].

Указ о введении военного положения установил, что в тех местностях, которые были объявлены на военном положении, все виновные в совершении преступлений и неподчинении распоряжениям властей лица подлежат уголовной ответственности, применяемой «по законам военного времени».

В Указе утверждался порядок рассмотрения дел о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, согласно которому данные дела подлежали введению военных трибуналов по правилам, установленным «Положением о военных трибуналах в районах военных действий», которое также было утверждено Президиумом Верховного Совета 22 июня 1941 года. Согласно Указу, отменялось кассационное обжалование приговоров военных трибуналов [11, а 359-361].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О мобилизации военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому особому, Западному особому, Киевскому особому, Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому, Сибирскому, Приволжскому, Северо-Кавказскому и Закавказскому военным округам» на территории указанных местностей подлежали мобилизации военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно, а первым днем мобилизации назначался 23 июня 1941 года [17, а 129-131]. Мобилизация восточных округах СССР не объявлялась, чтобы не провоцировать Японию [3, а 97].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» вводил военное положение на европейской территории Советского Союза. Назывались семь союзных советских социалистических республик, субъекты Российской Федерации: Крымская АССР, Краснодарский край, пятнадцать областей. Также в Указе объявлялось военное положение в городах Москве и Ленинграде [13, с. 131].

Указ Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 года «Об утверждении положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» вводил в действие данное положение, согласно которому устанавливался порядок организации и комплектования военных трибуналов, особый порядок рассмотрения дел и опротестования приговоров. Военным трибуналам в составе трех постоянных членов предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения.

Указ утверждал положение о том, что приговоры военных трибуналов не подлежали кассационному обжалованию и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора в соответствии со ст. 407 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик. В Указе также определялся особый порядок исполнения приговора с высшей мерой наказания (расстрелом) [12, с. 361-364].

Задача мобилизации имевшихся трудовых ресурсов потребовала введения новых принципов регулирования трудовых отношений, нового режима рабочего времени, которое было увеличено за счет введения обязательных сверхурочных работ и отмены отпусков (Указ от 26 июня 1941 года). Исключения допускались только для некоторых категорий граждан, таких, как несовершеннолетние или беременные [15, с. 131].

Разрабатывая еще в мирное время чрезвычайные указы, принятые Президиумом Верховного Совета СССР в первые июньские дни 1941 года, законодатель предполагал, что ведение военных действий будет удачно складываться для вооруженных сил Советского Союза. Однако серьезные поражения Красной Армии в начальный период военных действий, оставление значительных территорий страны агрессору, уже скоро заставили вносить значительные коррективы в принятые нормативные правовые акты и создавать новые чрезвычайные акты с учетом изменившихся обстоятельств.

Прежде всего, можно рассматривать как чрезвычайную меру принятие Постановления о создании Государственного Комитета Обороны от 30 июня 1941 года. Когда И.В. Сталин 4 мая 1941

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

года возглавил советское правительство, заменив на этом посту В.М. Молотова, то руководству мыслилось, что в случае начала военных действий необходимо было сконцентрировать власть в руках СНК СССР. Механизм использования Указов Президиума Верховного Совета и совместных постановлений СНК и ЦК ВКП(б) для создания нормативной базы управлением страной хорошо себя зарекомендовал и казался совершенным. Он был использован и в начале войны. Указы Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года перед подписанием обсуждались и были одобрены в кабинете И.В. Сталина [3, с. 97]. 29 июня была принята Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» [2, с. 277-279].

Однако катастрофа на Западном фронте, захват врагом столицы советской Белоруссии -Минска и угроза реальной потери управления страной привели к формированию чрезвычайного органа, состоящего из членов Политбюро ЦК ВКП(б), руководителей правительства, с неограниченными возможностями, сосредоточившего в своих руках «всю полноту власти в государстве», фактически поставленному над ЦК ВКП(б) и СНК [6, с. 41].

Инициатива создания данного органа, исходила не от И.В. Сталина, который фактически на полтора дня отстранился от руководства страной, а от других членов Политбюро: В.М. Молотова, Л.П. Берии, Г.М. Маленкова. Впервые историю создания ГКО изложил в июле 1953 года арестованный Л.П. Берия, обращаясь в письме к членам ЦК КПСС, он писал, что инициатива создания ГКО исходила не от Сталина» [5, с. 76].

В чрезвычайных условиях требовался единый орган, который объединил бы в себе партийную и государственную, военную и гражданскую власть, способствовал централизации властных полномочий и ускорению принятия решений. ГКО назначал и смещал высшее военное командование, решал все военно-стратегические вопросы, занимался организацией работы транспорта, промышленности, сельского хозяйства. Этот орган занимался снабжением армии и населения продовольствием и товарами первой необходимости. Принимаемые им постановления были обязательны для исполнения на всей территории Советского Союза. Наряду с ГКО, были созданы примерно 60 городских комитетов обороны -местных чрезвычайных органов [4, с. 368].

При этом конституционные государственные органы продолжали работать и не отстранялись от решения вопросов, входивших в их компетенцию. 1 июля 1941 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях

военного времени» были существенно расширены полномочия народных комиссаров [7, с. 280].

Жестокие поражения в приграничных сражениях и отступление Красной Армии, беженцы и раненые, приносившие неутешительные новости, а иногда и панические слухи о ходе боевых действий, отрицательно влияли на настроение остававшихся в тылу. Для борьбы с распространением ложных слухов, вызывающих тревогу и панику среди населения, 6 июля 1941 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому это деяние в условиях военного времени подлежало рассмотрению военным трибуналом и наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, если данное действие по своему характеру не влекло за собой предусмотренное законодательством более тяжелое наказание [11, с. 365].

Применение данного Указа на практике привело к необходимым уточнениям пределов его действия. Не являлось распространением в смысле преступления, предусмотренного Указом, передача тревожного слуха органам власти, хотя бы он и оказался ложным, например, передача слуха о высадке воздушного десанта противника, с целью, чтобы эти властные органы смогли проверить правдивость данного слуха. В тоже время, если виновный действовал с целью вызвать тревогу среди населения, то такого рода действия могли быть квалифицированы как измена Родине и как содействие врагу (ст. 58.3 УК РСФСР).

Пленум Верховного суда СССР в постановлении от 5 марта 1942 года по делу гр. Ч. указал, что гадание на картах и сообщение клиентам тревожных сведений, касающихся не состояния и хода военных действий, а находящихся на фронте родственников, имевшее одну цель - путем обмана получить от клиентов деньги, является мошенничеством, а не действием, предусмотренным Указом 6 июля 1941 года [10, с. 133].

Сложный порядок опротестования приговоров военных трибуналов, предусмотренный Указом от 22 июня 1941 года и УПК РСФСР, а также кодексами других союзных республик, в тяжелых условиях военного времени не всегда мог быть исполнен. Вероятно, этим объясняется значительное упрощение процедуры опротестования приговоров военных трибуналов, которая была установлена Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 11 августа 1941 года. В соответствии с данным Указом в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий право опротестования приговоров и определений военных трибуналов предоставлялось военным прокурорам и председателям военных трибуналов соответствующих фронтов или флотов [12, с. 367].

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» содержал лишь примерный перечень государственных повинностей. Война возложила на граждан ряд новых обязанностей в интересах обороны страны. Это относилось в первую очередь к соблюдению новых правил противовоздушной обороны, которые вводились в действие местными властями. Постановлением СНК СССР 25 июля 1941 года население обязывалось в пятидневный срок сдать органам связи все радиоприемники. Еще одно Постановление СНК СССР от 22 августа 1941 года обязало всех городских жителей сдать в 10-дневный срок в районные военные комиссариаты имевшиеся у них призматические бинокли.

Целый ряд нормативных актов, принятых в первый военный месяц, был связан с организацией деятельности правоохранительных органов в новых чрезвычайных условиях. В этих актах в частности, устанавливался особый порядок рассмотрения дел о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц: несовершеннолетними, ополченцами, бойцами истребительных батальонов. Предусматривался и порядок рассмотрения дел о преступлениях, совершенных на оккупированных врагом территориях. Перестройка страны на военный лад требовала укрепления дисциплины и ответственности, и именно на решение этой задачи были направлены некоторые меры чрезвычайного характера, введение в действие сразу после начала войны [9, с. 131].

Таким образом, значительная часть чрезвычайного законодательства, принятого в первый месяц войны, была подготовлена еще до ее начала. Это законодательство было направлено на решение целого ряда важнейших задач: организацию управления в условиях войны, перестройку деятельности правоохранительных органов на основе требований военного времени, усиление ответственности за ряд опасных в военное время правонарушений, упрощение процессуальных формальностей, касавшихся привлечения виновных к ответственности. Принимавшиеся меры, таким образом, имели комплексный характер, в значительной степени дополняли друг друга. Введение чрезвычайного законодательства было связано как с расширением полномочий органов юстиции, так и с существенным ограничением прав и свобод граждан, что было оправдано в тех условиях. Этот опыт еще раз показывает ту значимую роль, которую играет право в жизни общества и государства. В обычной жизни люди привыкают к ежедневному пользованию своими правами и свободами, воспринимают их как должное, и поэтому всякое ограничение этих прав и свобод в чрезвычайных условиях нередко воспри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

нимается достаточно противоречиво, порой без должного понимания. Поэтому от норм чрезвычайного законодательства зависит нахождение того оптимального баланса, который необходим в ситуации экстраординарного характера. Кроме того, имеют значение не только сами нормы, но и практика их реализации, то есть готовность органов юстиции действовать в чрезвычайных условиях.

Первый месяц войны показал, что военная юстиция, в целом, оказалась к ней готова. Об этом свидетельствует и достаточно эффективный надзор за правоприменительной практикой, и своевременное четкое реагирование на проблемы, возникающие в процессе применения права. Этот опыт в определенной степени может быть использован в современных условиях, когда возможные чрезвычайные ситуации требуют предварительной подготовки, в том числе, разработки проектов чрезвычайных актов. В этом случае такие акты могут быть приняты достаточно оперативно, что позволит минимизировать ущерб от неблагоприятной чрезвычайной ситуации.

Список литературы:

[1] Беланюк М.В. Основные задачи и направления деятельности органов военной юстиции в период военного положения на территории Украины (1941-1942 гг.) // Известия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. Вып. 3.

[2] Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» от 29 июня 1941 года // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 гг. М.: Зерцало, 1997.

[3] Никонов В.А. Молотов: Наше дело правое. В 2-х кн. Кн.2. М.: Молодая гвардия., 2016.

[4] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права. М.: Инфра-М, 2016.

[5] Письмо Л.П. Берии в ЦК КПСС от 1 июля 1953 года //Лаврентий Берия. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы. Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. В. Наумов, Ю. Сигачев. М.: МФД, 1999.

[6] Постановление Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 30 июня 1941 года «Об образовании Государственного Комитета Обороны» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1938 - 1944 г.г. М.: Издание «Ведомостей Верховного Совета СССР». 1945.

[7] Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

от 1 июля 1941 года // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 гг. М.: Зерцало, 1997.

[8] Советское военно-административное право. Часть общая. / Под ред. С.С. Студеникина. М.: Издание Академии, 1945.

[9] Сучилкина Е.В., Сучилкин А.В. Нормативное правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в годы Великой Отечественной войны // Право и образование. 2015. № 2.

[10] Уголовное право. Особенная часть. / Под общ. ред. И.Т. Голякова. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1943.

[11] Указ Президиума Верховного Совета СССР 6 июля 1941 года «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» // Сборник документов по истории советской военной юстиции. М.: Редакционно-издательское отделение, 1954.

[12] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1941 года «О предоставлении военным прокурорам и председателям военных трибуналов фронтов и флотов права опротестования приговоров и определений военных трибуналов» // Сборник документов по истории советской военной юстиции. М.: Редакционно-издатель-ское отделение. 1954.

[13] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1938 - 1944 г.г. М.: Издание «Ведомостей Верховного Совета СССР». 1945.

[14] Указ о Указ Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 года «Об утверждении положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» // Сборник документов по истории советской военной юстиции. М.: Редакционно-издательское отделение. 1954.

[15] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года «О режиме военного времени рабочих и служащих в военное время» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1938 - 1944 г.г. М.: Издание «Ведомостей Верховного Совета СССР». 1945.

[16] Указ Президиума Верховного Совета СССР 22 июня 1941 года «О военном положении» // Сборник документов по истории советской военной юстиции. М.: Редакционно-издательское отделение. 1954.

[17] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О мобилизации военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому особому, Западному особому, Киевскому

особому, Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому, Сибирскому, Приволжскому, Северо-Кавказскому и Закавказскому военным округам» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР 1938 - 1944 г.г. М.: Издание «Ведомостей Верховного Совета СССР». 1945.

[18] Шмидт Т.Н. Чрезвычайные ситуации как основание введения чрезвычайного положения // Правовая культура. 2012. № 1.

Spisok literatury:

[1] Belanyuk M.V. Osnovnye zadachi i naprav-leniya deyatel'nosti organov voennoj yusticii v period voennogo polozheniya na territorii Ukrainy (19411942 gg.) // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2013. T. 13. Vyp. 3.

[2] Direktiva SNK SSSR i CK VKP(b) «Partij-nym i sovetskim organizaciyam prifrontovyh oblastej» ot 29 iyunya 1941 goda // Hrestomatiya po istorii otechestvennogo gosudarstva i prava. 1917-1991 gg. M.: Zercalo, 1997.

[3] Nikonov V.A. Molotov: Nashe delo pravoe. V 2-h kn. Kn.2. M.: Molodaya gvardiya., 2016.

[4] Pashencev D.A., Chernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava. M.: Infra-M, 2016.

[5] Pis'mo L.P. Berii v CK KPSS ot 1 iyulya 1953 goda // Lavrentij Beriya. Stenogramma iyul'skogo ple-numa CK KPSS i drugie dokumenty. Pod red. akad. A.N. Yakovleva; sost. V. Naumov, Yu. Sigachev. M.: MFD, 1999.

[6] Postanovlenie Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR, Soveta Narodnyh Komissarov SSSR i Central'nogo Komiteta VKP(b) ot 30 iyunya 1941 goda «Ob obrazovanii Gosudarstvennogo Komiteta Oborony» // Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR 1938 - 1944 g.g. M.: Izdanie «Vedomostej Verhovnogo Soveta SSSR». 1945.

[7] Postanovlenie Soveta Narodnyh Komissa-rov SSSR «O rasshirenii prav narodnyh komissarov SSSR v usloviyah voennogo vremeni» ot 1 iyulya 1941 goda // Hrestomatiya po istorii otechestvennogo gosudarstva i prava. 1917 - 1991 gg. M.: Zercalo, 1997.

[8] Sovetskoe voenno-administrativnoe pravo. CHast' obshchaya. / Pod red. S.S. Studenikina. M.: Izdanie Akademii, 1945.

[9] Suchilkina E.V., Suchilkin A.V. Normativnoe pravovoe regulirovanie deyatel'nosti organov vnu-trennih del v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Pravo i obrazovanie. 2015. № 2.

[10] Ugolovnoe pravo. Osobennaya chast'. / Pod obshch. red. I.T. Golyakova. M.: YUridicheskoe izdatel'stvo NKYU SSSR, 1943.

[11] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR 6 iyulya 1941 goda «Ob otvetstvennosti za rasprostranenie v voennoe vremya lozhnyh sluhov, vozbuzhdayushchih trevogu sredi naseleniya» // Sbornik dokumentov po istorii sovetskoj voennoj yusticii. M.: Redakcionno-izdatel'skoe otdelenie, 1954.

[12] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 11 avgusta 1941 goda «O predostavlenii voennym prokuroram i predsedatelyam voennyh tri-bunalov frontov i flotov prava oprotestovaniya prigov-orov i opredelenij voennyh tribunalov» // Sbornik dokumentov po istorii sovetskoj voennoj yusticii. M.: Redakcionno-izdatel'skoe otdelenie. 1954.

[13] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 22 iyunya 1941 goda «Ob ob»yavlenii v otdel'nyh mestnostyah SSSR voennogo polozheniya» // Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR 1938 - 1944 g.g. M.: Izdanie «Vedomostej Verhovnogo Soveta SSSR». 1945.

[14] Ukaz o Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR 22 iyunya 1941 goda «Ob utverzhdenii polozheniya o voennyh tribunalah v mestnostyah, ob»yavlennyh na voennom polozhenii, i v rajonah voennyh dejstvij» // Sbornik dokumentov po istorii sovetskoj voennoj yusticii. M.: Redakcionno-iz-datel'skoe otdelenie. 1954.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[15] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 26 iyunya 1941 goda «O rezhime voennogo vremeni rabochih i sluzhashchih v voennoe vremya» // Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR 1938 - 1944 g.g. M.: Izdanie «Vedomostej Verhovnogo Soveta SSSR». 1945.

[16] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR 22 iyunya 1941 goda «O voennom polozhenii» // Sbornik dokumentov po istorii sovetskoj voennoj yusticii. M.: Redakcionno-izdatel'skoe otdelenie. 1954.

[17] Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 22 iyunya 1941 goda «O mobilizacii voen-noobyazannyh po Leningradskomu, Pribaltijskomu osobomu, Zapadnomu osobomu, Kievskomu osobomu, Odesskomu, Har'kovskomu, Orlovskomu, Moskovskomu, Arhangel'skomu, Ural'skomu, Sibir-skomu, Privolzhskomu, Severo-Kavkazskomu i Zaka-vkazskomu voennym okrugam» // Sbornik zakonov SSSR i ukazov Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR 1938 - 1944 g.g. M.: Izdanie «Vedomostej Verhovnogo Soveta SSSR». 1945.

[18] Shmidt T.N. CHrezvychajnye situacii kak osnovanie vvedeniya chrezvychajnogo polozheniya // Pravovaya kul'tura. 2012. № 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.