Научная статья на тему 'Специфика мыслительной деятельности у лиц с высоким уровнем агрессивной мотивации'

Специфика мыслительной деятельности у лиц с высоким уровнем агрессивной мотивации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
323
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АФФЕКТОГЕННЫЙ МАТЕРИАЛ / ФЕНОМЕН ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ИСКАЖЕНИЯ / AGGRESSIVENESS / INTELLECTUAL ACTIVITY / MNEMONIC ACTIVITY AFFEKTOGENNY MATERIAL / THE PHENOMENON OF SELECTIVE DISTORTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арестова Ольга Николаевна, Савченко Павел Валерьевич

статья рассматривает вопрос о влиянии агрессивности как мотивационной тенденции на когнитивные процессы мышление и память. В эмпирическом исследовании применялись модификации известных психологических методик: толкование пословиц, пиктограммы, исключение четвертого. Сравнивались группы испытуемых с различным уровнем агрессивности. Показано, что агрессивность оказывает существенное искажающее влияние на мыслительную и мнемическую деятельность. Степень этого искажения находится в прямой зависимости от уровня агрессивности. Процессы понятийного мышления более подвержены искажающему влиянию агрессивных тенденций, чем мнемические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the problem of aggressive motivation influences on human cognitive processes: the thinking and memory. A special modification of psychological methods has been used in empirical research. Two groups 87 of subject in dependence of their aggressive motivation have been compared. It was proved that aggressive motivation significantly distorts the results of thinking and memorizing. The degree of such a distortion depends of aggressive motivation level. It was also discovered that thinking processes are mostly dependent on aggression than memory.

Текст научной работы на тему «Специфика мыслительной деятельности у лиц с высоким уровнем агрессивной мотивации»

критериев физического и психического здоровья, коррелирующего с величиной грыжевого дефекта, причем более негативная динамика отмечается у пациентов с ожирением.

3. Оперативные вмешательства, направленные на восстановление целостности передней брюшной стенки, способствуют улучшению душевного и физического благополучия.

4. Использование комплекса хирургических технологий реконструктивновосстановительной, пластической и эстетической хирургии ведет к более значительной положительной динамике комплекса факторов, определяющих уровень качества жизни в отдаленном послеоперационном периоде.

Литература

1. ГинзбургМ.М.,КрюковН.Н.Ожирение. Влияние на развитие метаболического синдрома. Профилактика и лечение. — М.: Медпрактика-М, 2002. — С. 128.

2. Гланц С. Медико-биологическая статистика. — М.: Практика, 1999. — 459 с.

3. Современные методы лечения брюшных грыж / Грубник ВВ., Лосев А.А., Баязитов Н.Р. [и др.]. —

Киев: Здоровье, 2001. — 280 с.

4. Новик А.А., Ионова Т.И., Кайнд П. Концепция исследования качества жизни в медицине. — СПб.: ЭЛБИ, 1999. — С. 7.

5. Ожирение. Метаболический синдром. Сахарный диабет 2 типа / под ред. И.И. Дедова. — М., 2000. — С. 111.

6. Сачек М.Г., Аничнин В.В. Послеоперационные осложнения в абдоминальной хирургии: Общие вопросы. — Минск: Беларусь, 1986. - 192 с.

7. Thumbs V.K., Evans D.S. To repair or not to repair incidental defects found on laparoscopic repair of groin hernia: early results of a randomized control trial // Surg Endosc. — 2001. — vol. 15. — № 1. — p. 47-49.

СПЕЦИФИКА МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЛИЦ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОЙ МОТИВАЦИИ

О. Н. Арестова, П. В. Савченко

Аннотация: статья рассматривает вопрос о влиянии агрессивности как мотивационной тенденции на когнитивные процессы — мышление и память. В эмпирическом исследовании применялись модификации известных психологических методик: толкование пословиц, пиктограммы, исключение четвертого. Сравнивались группы испытуемых с различным уровнем агрессивности. Показано, что агрессивность оказывает существенное искажающее влияние на мыслительную и мнемическую деятельность. Степень этого искажения находится в прямой зависимости от уровня

агрессивности. Процессы понятийного мышления более подвержены искажающему влиянию агрессивных тенденций, чем мнемические процессы.

Ключевые слова: агрессивность, мыслительная деятельность, мнемиче-ская деятельность, аффектогенный материал, феномен избирательного искажения.

The summary: the article is devoted to the problem of aggressive motivation influences on human cognitive processes: the thinking and memory. A special modification of psychological methods has been used in empirical research. Two groups

of subject in dependence of their aggressive motivation have been compared. It was proved that aggressive motivation significantly distorts the results of thinking and memorizing. The degree of such a distortion depends of aggressive motivation level. It was also discovered that thinking processes are mostly dependent on aggression than memory.

Key words: aggressiveness, intellectual activity, mnemonic activity affektogen-ny material, the phenomenon of selective distortion.

Проблема влияния отдельных свойств личности, особенно таких выразительных, как агрессивность и тревожность, и соответствующей им мотивации на стратегиальные и продуктивные особенности мыслительной деятельности до сих пор сохраняет свою актуальность. При этом исследования позитивных в отношении мышления личностных свойств — оригинальности, креативности, чувствительности к новому, эмоциональной яркости — идут весьма активно.

Понятия «агрессия» и «агрессивность» охватывают весьма широкий круг переживаний, поведенческих явлений и мотиваций (Berkowitz, 1981; Ениколо-пов, 1979; Лоренц, 1994; Змановская, 2006; Щербинина, 2006; Семенюк, 1991), что заставляет выбрать для исследования именно тот аспект, который гипотетически является наиболее активным в отношении именно мыслительной деятельности, деятельности по решению интеллектуальных задач. Определяя понятие агрессии, исследователи подчеркивают следующие моменты:

• результатом агрессии является вред, ущерб, физический или психоло-

гический, наносимый себе или другим (Buss, 1961);

• агрессия предполагает более или менее осознанное, явное или скрытое, намерение нанести вред (Berkowitz, 1981; Bandura, 1983);

• агрессия является мотивированным действием, готовность к совершению таких действий относится к числу достаточно устойчивых качеств личности и определяется особенностями ее мотивации (Хекхаузен, 1986; Feshbach, 1970; McClelland et al., 1953);

• существует связь между агрессивностью и когнитивными процессами, касающаяся прежде всего механизмов определения степени угрозы (в том числе интерпретации событий и действий других людей) (Berkowitz, 1983; Zillman, 1988).

Под агрессивностью понимают свойство личности, характеризующееся готовностью к совершению агрессивных действий, наличием деструктивных диспозиций, проявляющихся в виде побуждений, намерений, установок, а также способов реализации агрессивного поведения. Идея о влиянии агрессивности на познавательные процессы была высказана Зилльман-ном (Zillmann, 1988, 1990). Он предположил, что при высоком уровне агрессивного побуждения происходит дезинтеграция когнитивных процессов, снижающая адекватность когнитивных оценок ситуации, особенно тех, которые могут воспрепятствовать развертыванию агрессии в поведении. В случае незначительного уровня агрессивного импульса эти контролирующие когни-ции сохраняются, препятствуя проявлению агрессивности (Бэрон, Ричардсон, 1999).

Эти данные соотносятся с выводами Мак-Клелланда (Рейковский, 1979), подтвердившими избирательное влияние эмоциональных переживаний на содержание и динамику интеллектуальных процессов, в том числе мышления. По его мнению, сильные эмоции способствуют активизации в мышлении содержаний, аффективно связанных с их руслом. Так, агрессивные эмоции наполняют мысль подозрением и агрессией, а тревожные —угрозой и страхами. Даже принимая во внимание факт непрямого влияния, символических искажений хода мышления, все же следует признать возможность значительной деформации мышления в связи с доминирующими эмоциональносмысловыми диспозициями, к числу которых относится и агрессивность.

Сложный, очевидно непрямой, характер влияния агрессивности как личностного свойства, а также актуального уровня агрессии, на интеллектуальную деятельность придает значимость задаче исследования конкретных форм и факторов такого воздействия.

Эмпирическое исследование

Цель работы — выявление наличия и характера искажений в мыслительной деятельности у лиц с различным уровнем мотивации агрессии. Мы предполагали в качестве гипотезы, что у лиц с высоким уровнем агрессивности будут наблюдаться не только более частые, но и более грубые, деструктурирующие формы изменения хода и результата мышления.

В исследовании приняли участие 30 испытуемых мужского пола в возрасте от 22 до 30 лет, все они имеют высшее образование. Большинство испытуемых проходили исследование в рамках те-

стирования на пригодность к служебной деятельности. Все участники исследования прошли специализированную психофизиологическую экспертизу по критерию нервно-психического здоровья.

Процедура исследования. Все испытуемые были разделены на группы по уровню выраженности агрессивности, измеряемой с помощью методики А. Басса и А. Дарки (Альманах, 1995) «Диагностика показателей склонности и форм агрессии». Для исследования показателей мыслительной деятельности применялись следующие методики: модифицированная методика «Толкование пословиц» (Беломестнова, 2003; Арестова, 2006), модифицированная методика «Пиктограмма» (Херсонский, 2000; Арестова, 2007), методика «Исключение четвертого лишнего» (Лурия, 1998).

Выбранные методики презентируют основные аспекты мыслительной деятельности, охватывая различные свойства мышления — селективность, структурированность мышления, доступный субъекту уровень обобщения, понимание переносного смысла, метафоры, сформированность операциональных основ мысли, включенность мышления в различные психические процессы иной функциональной направленности.

Так, методика «Толкования пословиц» традиционно применяется для исследования доступных субъекту уровней обобщения. Однако исследование диагностических возможностей метода показало его пригодность для диагностики подверженности мышления аффективному влиянию, то есть продемонстрировало своеобразную проективность этого метода. Соответственно этому методика может быть модифицирована путем под-

Таблица 1

Список пословиц для методики «Толкование пословиц»

(выделены аффектогенные стимулы]

1 Баба с возу, кобыле легче

2 Лес рубят, щепки летят

3 Яблочко от яблоньки недалеко падает

4 Око за око, зуб за зуб

5 В тихом омуте черти водятся

6 Взялся за гуж, не говори, что не дюж

7 Бей своих, чтобы чужие боялись

8 Встречают по одежке, провожают по уму

9 Горбатого могила исправит

10 На всякого мудреца довольно простоты

бора пословиц, обращенных к разным по эмоционально-мотивационной напряженности смысловым сферам субъекта. Следовательно, можно обнаружить нейтральные для данного субъекта и аффектогенные пословицы.Пословица может расходиться или согласовываться с тем, что значимо для человека, что для него важно и имеет смысл, может затронуть зоны смыслового конфликта, а это, в свою очередь, должно привести к избирательному искажению в толковании. Методика «Пиктограмма» традиционно применяется для исследования опосредствованной памяти, однако именно этот процесс основан на функциональной связи мышления и запоминания. В то же время не менее интересно в методике презентируется и обратный запоминанию процесс — забывание. В исследованиях Арестовой (Арестова, 2007) указан неслучайный характер забывания и искаженного воспроизведения, его связь с актуальным для личности мотивационным конфликтом. Применяя соответствующие модификации, варьируя стимульный материал, можно

выявить степень искажающего влияния аффективных переживаний, связанных с этим конфликтом, на память и мыслительные процессы.

Испытуемому предъявлялся специальный набор стимулов как в методике «Пиктограмма», так и в методике «Толкование пословиц». Одни из стимулов были по смыслу связанными с тематикой агрессии, другие были нейтральными. Стимулы были предъявлены в смешанном порядке (табл. 1).

Отметим условный характер деления пословиц на нейтральные и аффектогенные, а также непрямой, косвенный характер некоторых из стимулов, что делалось для выявления более грубых искажений, возможно, захватывающих и нейтральный материал.

Список стимулов для запоминания в методике «Пиктограмма»: Острый конфликт, Горькая обида, Строгий контроль, Жестокое наказание, Несправедливый руководитель, Неудобное расписание, Верный друг, Радостное событие, справедливость, Длинная очередь, Ветреная погода, Богатство. В данном случае так-

Таблица 2

Результаты методики «Толкование пословиц»

Смысловые искажения в толковании пословиц (в процентах к общему числу стимулов усреднено по каждой группе испытуемых) Среднеагрессивные испытуемые Высокоагрессивные испытуемые

«Нейтральные» пословицы 71 75

Аффектогенные пословицы 85 88

же выделены предположительные стимулы, могущие провоцировать агрессивное отношение. Еще раз подчеркнем условность такого деления, например, стимул Длинная очередь может быть и провокативным. Стимулы предъявлялись в смешанном порядке, чередовались аффектогенные и нейтральные.

Методика «Исключения четвертого лишнего» применялась в сокращенном варианте, было выбрано 4 таблицы в специальном исполнении,некоторые стимулы (заостренные открытые ножницы, острый конец зонтика) самим характером изображения подчеркивали угрожающий характер предмета. Данная методика наиболее точно диагностирует способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов испытуемый должен исключить один предмет, а остальные объединить в группу. Кроме того, он должен объяснить свой выбор.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам опросника

Басса и Дарки испытуемые были разделены на группы. Их оказалось только две — испытуемые со средним уровнем агрессивности (17 чел.) и испытуемые с высоким уровнем агрессивности (13 чел.). Низкоагрессивных испытуемых в нашей выборке обнаружено не было.

Результаты по методике «Толкование пословиц» сопоставлялись отдельно для нейтральных и аффектогенных стимулов. При обработке данных использовались показатели смысловых искажений, представленные в работе О.Н. Арестовой (Арестова, 2006).

Различия между группами средне-и высокоагрессивных испытуемых не имеют статистической значимости, зато различия в толкованиях нейтральных и аффектогенных для испытуемых с высоким уровнем агрессивности оказываются значимыми для всей группы испытуемых ( t = 2,27; а = 0,005).

При обработке данных методики «Пиктограмма» раздельно для двух групп испытуемых получены следующие результаты.

Таблица 3

Количество ошибок воспроизведения стимулов для двух групп испытуемых

Количество ошибок (средние значения Среднеагрессивные Высокоагрессивные

по каждой группе испытуемых] испытуемые испытуемые

Нейтральные стимулы 2,75 3,54

Аффектогенные стимулы 3,50 3,56

Таблица 4

Количество испытуемых, допустивших ошибки в методике «Исключение четвертого лишнего» по 4 таблицам раздельно

Количество испытуемых, допустивших ошибки (% к общему кол-ву испытуемых)

Среднеагрессивные Высокоагрессивные

испытуемые испытуемые

Часы-часы-часы-монета 1/17= 5,9 % 0 %

Наперсток-нитки-ножницы-трубка* 2/17 = 11,8 % 4/13 = 30,8 %

фуражка-пистолет-зонт-барабан* 3/17 = 17,4 % 7/13 = 53,8 %

Часы-весы-очки-термометр 4/17 = 23,5 % 4/13= 30,8 %

* Разница значима, а = 0,01

Полученные данные показывают, что имеются статистически значимые различия между группами в показателях воспроизведения нейтральных стимулов ^ = 2,41; а = 0,002). Кроме того, получилось расщепление данных по группам — для среднеагрессивных испытуемых различие в эффективности воспроизведения нейтральных и аффектогенных стимулов оказалось значимым, а для высокоагрессивных—и те, и другие стимулы искажались одинаково и притом весьма часто—почти в каждом втором случае ^ = 2,48; а = 0,002).

Средние значения искажений по методике в целом для среднеагрессивных испытуемых—2,5, для высокоагрессивных испытуемых—3,75, разница значима а = 0,01.

Приведенные результаты в отношении толкования пословиц дают основания полагать, что повышенный уровень агрессивности испытуемых накладывает отпечаток на их способность к адекватному объяснению переносного смысла высказываний. Можно предположить, что природа данных искажений находится не столько в области интеллектуальных способностей испытуемых, сколько

в воздействии их агрессивных установок на процесс мышления в целом.

В эксперименте это проявилось в виде большего количества верных (стандартных, общепринятых) толкований нейтральных пословиц при искаженном понимании зондовых. Лицам с повышенным уровнем агрессии в большей степени было свойственно искаженно истолковывать не только зондовые, но нейтральные пословицы, что говорит о генерализации, «разлитии» агрессивных установок, приводящем к искаженному пониманию нейтрального и даже позитивного материала — действия, высказывания.

Следует отметить, что в группе высокоагрессивных испытуемых появляются открыто агрессивные толкования, не свойственные группе со средним уровнем агрессивности. Основным видом искажений в обеих группах является смысловое искажение, при которых изменяется не способ толкования пословицы, а подтекст. Наиболее впечатляющий вариант при этом — зеркальное извращение смысла, подмена смысла пословицы на прямо противоположный (Арестова, 2006).

Для значительной части испытуемых была также характерна формализация, упрощение смысла пословицы, что проявлялось в обеих группах.

Сравнительно небольшое количественное различие между данными двух групп, на наш взгляд, следует объяснить особенностями выборки испытуемых. Они состоят в целом в довольно значительном уровне агрессивности, предполагаемым характером служебной деятельности, а также применяемыми критериями профотбора. Как следствие, выборка получилась более однородной, чем это необходимо для качественного исследования влияния агрессивности, зато она презентабельна с позиции исследования конкретного вида служебной деятельности.

Анализ результатов выполнения методики «Пиктограмма» дает сходную картину. Основным результатом является тот факт, что при достаточно хороших мнемических способностях (выявляется в результате отборочного психо-физиологического исследования) у испытуемых возникает необъяснимое с точки зрения особенностей собственно памяти нарушение воспроизведения, особенно явственное при запоминании зондовых стимулов. Отдельным испытуемым удалось воспроизвести словосочетания с минимальным количеством ошибок и искажений, хотя результаты других методик, в частности «Толкование пословиц», указывают на высокий уровень искажения материала. Этот результат говорит о неоднородности влияния высокого уровня агрессивности на различные познавательные процессы — можно предположить, что память менее подвержена влиянию агрессивных тенден-

ций, чем, например, понятийное мышление.

Проиллюстрируем этот тезис на примере испытуемого В. из группы сред-неагресивных испытуемых. В методике «Пиктограмма» испытуемый не допустил ни одной ошибки, но в методике «Толковании пословиц», помимо смысловых искажений, у него присутствовали и агрессивные толкования,что в целом не было свойственно испытуемым со средним уровнем агрессии. Пословица «Баба с возу — кобыле легче» толковалась следующим образом: «Меньше людей — меньше проблем. Проще без женщин», а пословица «Бей своих, чтоб чужие боялись» как «если хочешь достичь результата, действуй активно и агрессивно».

Анализ рисунков для методики «Пиктограмма», выполненных испытуемыми двух групп, показывает, что в группе высокоагрессивных испытуемых более характерными являются рисунки, выполненные со значительным нажимом, изобилующие штриховками и зачеркиваниями, а также изображение аффективно насыщенных ситуаций. Довольно часто наблюдаются и отказы выполнить рисунок. Также высокоагрессивные испытуемые чаще демонстрируют случаи полного забывания стимула, что нехарактерно для среднеагрессивных испытуемых.

Особый интерес представляют данные по методике «Исключение четвертого лишнего». Традиционно она используется для исследования доступных испытуемому уровней обобщения, однако наши результаты показывают, что этот фактор не является единственно формирующим результаты. Напомним, что в исследовании использовались наме-

ренно агрессивные формы изображения — заостренные открытые ножницы, зонт с острым концом, пистолет. С этой точки зрения наиболее провокативны-ми являются таблицы 2 и 3, включающие в себя эти изображения. Оказалось, что испытуемые при прохождении этой методики демонстрируют абсолютно не соответствующие их общему интеллектуальному уровню искажения, продиктованные характером изображения. Так, наиболее искажаемой оказалась таблица 3 (фуражка-пистолет-зонт-барабан). Вот примеры таких ответов, характерных как для средне- , так и для высокоагрессивной группы:

• пистолет, так как остальные — игрушки и бытовые вещи;

• пистолет, так как все остальные предметы имеют окружности (на ремарку экспериментатора, что пистолет имеет круглое отверстие — дуло — респондент отвечает: «это не совсем так»). Напомним, что респонденты имели опыт военной службы, а некоторые и боевых действий;

• фуражка, так как остальными предметами можно нанести вред. Например, ткнуть в глаза барабанными палочками;

• пистолет, так как его можно спрятать в карман, в отличие от остальных предметов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные ответы указывают на глубинный, активно неосознаваемый характер воздействующих на мышление испытуемых агрессивных тенденций. Полученные результаты могут произвести глубокое впечатление на наблюдателя, если их рассматривать изолированно, и их присутствие на фоне в целом весьма продуктивной мыслительной и мнемической деятельности вызывает удивление.

Результаты, с одной стороны, говорят о тотальности влияния агрессивности на различные виды познавательной деятельности, с другой — можно утверждать о неоднородности этого влияния на память, понятийное мышление, конкретные виды и формы обобщающей деятельности. Кроме того, степень выраженности агрессивных тенденций также определяет масштаб искажающих влияний по отношению к познавательным процессам. Так, повышение уровня агрессивности приводит к более глубоким и значительным, а также к более разлитым в отношении различных видов психической деятельности воздействиям.

Выводы

1. Агрессивность оказывает существенное влияние на мыслительную и мнемическую деятельность, обусловливая особенности ее протекания, о чем свидетельствует более выраженное искажение аффектогенного материала в группе лиц с повышенной агрессивностью.

2. Характер искажающего влияния агрессивных тенденций на познавательные процессы в целом идентичен для лиц со средней и высокой степенью агрессивности, однако степень этого искажения находится в прямой зависимости от уровня агрессивности.

3. Процессы понятийного мышления более подвержены искажающему влиянию агрессивных тенденций, чем мнеми-ческие процессы.

4. Содержание наблюдаемых в исследовании искажений связано по смыслу с темой угрозы, враждебности, служат субъективным обоснованием собственной высокой агрессивности испытуемого.

Литература

1. Альманах психологических тестов. — М.: Изд-во КСП, 1995.

2. Арестова О.Н. Аффективные искажения в понимании пословиц // Вопр. психол. — 2006. — № 1. — С. 83-93.

3. Арестова ОН. Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм // Вопр. психол. — 2007. — № 2. — С. 65-74.

4. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта: психометрическая и клиникопсихологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике. — СПб.: Речь, 2003.

5. Бойко И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола // Вопр. психол. — 1993. — № 4. — С. 33-45.

6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер-Пресс, 1997.

7. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // Личность преступника как обьект психологического исследования: сб. тр. — М.: Изд-во ВНИИ по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1979. —

С. 100-119.

8. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. — М.: Академия, 2006.

9. Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. — М., 1994.

10. Лурия А.Р. Язык и сознание. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.

11. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М.: Прогресс, 1979.

12. Семенюк M. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста. — М.: АПН, 1991.

13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. — т. 1.

14. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. — СПб.: Сенсор, 2000.

15. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. — М.: URSS, 2006.

16. Berkowitz L. The comcept of aggression // Brain P., Nenton D. (eds.) Multkdisciplinary approaches to aggression research. — Amsterdam: North Holland biometrical press, 1981. — p. 3-15.

17. Berkowitz L. The experience of anger as a parallel process in the display of impulsive «angry» aggression // Geen R., Donnerstein E. (eds.) Aggresion: Theoretical & Empirical Research. — Orlando: FL, Academic Press, 1983. — vol. 1. — p. 103-133.

18. Buss A.H. The psychology of Aggression. — N.Y.: Wiley, 1961.

19. Buron R.A. The control of human aggression: an optimistic overview // Journal of Social & Clinical Pshychology. — 1983. — № 1. — p. 97-119.

20. Feshbach S. Aggression // Mussen P. (eds.] Carmichael manual of child psychology. — N.Y.: Wiley, 1970. — p. 159-259.

21. Zillman D. Cognitive-excitation interdependencies in aggressive behaviour // Aggressive behaviour. — 1988. — № 14. — p. 51-64.

22. Zillman D. The interplay of cognition and excitation in aggravated conflict among intimates // Cahn

D.D. (eds.) Intimates in conflict: A communication perspective. — HILLSDALE, NJ, 1990. — p. 187-208.

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье обоснована необходимость разработки технологии самостоятельной учебной работы студентов заочной формы обучения, обеспечивающей достаточное качество обучения как с субъективной точки зрения студента, так и с точки зрения объективных показателей. Доказана эффектив-

С. В. Белобородова

ность введения модульной технологии управления самостоятельной работой студентов с применением дистанционных форм обучения.

Ключевые слова: парадигма, модульный принцип, учебный процесс, самостоятельная работа студентов, заочная форма обучения, педагогическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.