Научная статья на тему 'Специфика мотивационно-ценностной сферы молодых ученых в зависимости от степени успешности их научнопедагогической деятельности'

Специфика мотивационно-ценностной сферы молодых ученых в зависимости от степени успешности их научнопедагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
266
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ / УСПЕШНОСТЬ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ / MOTIVATIONAL-VALUE SPHERE OF YOUNG SCIENTISTS / SUCCESS OF RESEARCH-TEACHING ACTIVITY / CRITERIA FOR SUCCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Циринг Диана Александровна, Овчинников Михаил Владимирович

Представлены результаты эмпирического исследования мотивационно-ценностной сферы молодых ученых по выделенным критериям: результативность деятельности, экспертная оценка показателей, самооценка удовлетворенности работой, итоговая успешность. Выявлена зависимость специфики мотивационно-ценностной сферы от успешности научно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Циринг Диана Александровна, Овчинников Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the results of the empirical study of motivational-value sphere of young scientists by selected criteria: the effectiveness of the activity, the expert assessment of its indicators, the self-assessment of job satisfaction, and the final success. Authors explored the dependence of the specific of the motivational-value sphere on the success of the scientific-teaching activity.

Текст научной работы на тему «Специфика мотивационно-ценностной сферы молодых ученых в зависимости от степени успешности их научнопедагогической деятельности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 129-136.

Д. А. Циринг, М. В. Овчинников

специфика мотивационно-ценностной сферы молодых ученых в зависимости от степени успешности их научно-педагогической деятельности

Представлены результаты эмпирического исследования мотивационно-ценностной сферы молодых ученых по выделенным критериям: результативность деятельности, экспертная оценка показателей, самооценка удовлетворенности работой, итоговая успешность. Выявлена зависимость специфики мотивационно-ценностной сферы от успешности научно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: мотивационно-ценностная сфера молодых ученых, успешность научно-педагогической деятельности, критерии успешности.

Важнейшей особенностью научно-педагогической деятельности является много-компонентность, так как здесь присутствуют научная и педагогическая составляющие. Научно-педагогическую деятельность необходимо рассматривать как профессиональную деятельность преподавателя вуза, поскольку вузовский преподаватель должен быть также научным работником.

Специфика научно-педагогической деятельности заключается в отсутствии жестких и единых требований к процессу профессиональной деятельности и продукту труда. В то же время к работникам вуза предъявляются повышенные требования, поскольку объектом их труда являются другие люди. При этом большая часть трудового процесса скрыта от внешнего наблюдения. Следовательно, объективная оценка научно-педагогической деятельности затрудняется вследствие отсутствия внешне фиксируемых показателей, однозначно свидетельствующих об успешности.

Принимая во внимание существующие подходы к определению критериев успешности [1; 3], а также учитывая специфику научно-педагогической деятельности, мы разработали систему критериев успешности научно-педагогической деятельности, оцениваемой по гностическому, проектировочно-конструктивному, коммуникативному, информационно-обучающему, организационному компонентам [2]. Оценка по ним может производиться экспертами (внешняя успешность) и самими испытуемыми (внутренняя успешность). Кроме этого, выделяются еще два показателя успешности — относимая к внутренней успешности удовлетворенность работой и объективный результат.

Удовлетворенность является долгосрочным эмоционально-оценочным отношением

к выполняемой работе и условиям ее протекания, которое возникает на основе соответствия намерений, установок, потребностей научно-педагогических работников результатам и последствиям деятельности. Положительное отношение к деятельности обеспечивает долгосрочную мотивационную установку на ее осуществление и продолжение.

Уровень текущей удовлетворенности может рассматриваться как показатель успешности деятельности. Неудовлетворенность деятельностью снижает мотивацию, формирует отношение к работе как к вынужденной деятельности и вызывает деформацию мотивационно-ценностной сферы личности, усиливая внешнюю защитную мотивацию в ущерб внутренней творческой [5].

Под объективным результатом применительно к научно-педагогической деятельности понимаются наличие ученой степени, звания, количество публикаций, индекс цитирования, участие в конференциях, полученные гранты и т. д.

С целью проверки гипотезы о том, что структура и содержание мотивационно-ценностной сферы молодых ученых с высокой степенью успешности научно-педагогической деятельности имеет отличительные особенности по сравнению со структурой и содержанием мотивационно-ценностной сферы молодых ученых со средней степенью успешности научно-педагогической деятельности, было проведено исследование успешности научно-педагогической деятельности молодых ученых по ранее выделенным критериям:

1. Результативность профессиональной деятельности.

2. Экспертная оценка показателей научно-педагогической деятельности.

3. Самооценка удовлетворенности работой.

4. Итоговая успешность как сумма предыдущих показателей.

В исследовании были использованы методики: «Парные сравнения» В. В. Скворцова. И. Д. Ладанова для оценки степени удовлетворенности основных потребностей человека; «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана для выявления типа мотивации на успех или на неудачу; семантический дифференциал

Ч. Осгуда для изучения восприятия социальных установок и личностных смыслов человека; тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева для выявления жизненных и смысловых ориентаций человека; «Удовлетворенность работой»

В. А. Розановой для определения удовлетворенности работника микроклиматическими условиями труда, содержанием деятельности, взаимоотношениями с руководителями и коллегами, возможностью профессионального роста; «Ценностный профиль личности» Ш. Шварца для изучения ценностей на уровне социального поведения личности; «Незаконченные предложения» для выявления скрытых целей и установок относительно профессиональной деятельности и места работы; экспертные оценки.

Для проверки предположения о том, что теоретически выделенные критерии успешности молодых ученых согласуются друг с другом и могут применяться в качестве единого показателя, был проведен корреляционный анализ критериев успешности.

Получена статистически достоверная связь результативности деятельности и результатов экспертной оценки деятельности (р = 0,001). Этим подтверждается возможность использования выделенных критериев в качестве единого показателя успешности.

Удовлетворенность работой (профессиональной деятельностью) имеет умеренную связь с результативностью деятельности (р = 0,037) и не коррелируется с результатами экспертной оценки. В связи с этим удовлетворенность работой рассматривается как самостоятельный критерий успешности научно-педагогической деятельности, связанный с другими компонентами мотивационно-ценностной сферы.

С помощью кластерного анализа (метод средней связи) по показателю итоговой успешности вся выборка молодых ученых (47 человек) была условно разделена на две группы: группа молодых ученых со средней успешностью научно-педагогической деятельности (27 человек) и группа молодых

ученых с высокой степенью успешности научнопедагогической деятельности (17 человек).

Результаты кластеризации показали отличие кластерной структуры успешности у молодых ученых и аспирантов, которые были разделены на три группы (с низкой, средней и высокой успешностью).

Как показал сравнительный анализ с использованием непараметрического критерия и Манна—Уитни, выделенные группы достоверно отличаются по большинству показателей успешности.

Молодые ученые с высокой степенью успешности существенно отличаются от молодых ученых со средней степенью успешности тем, что обладают большим объемом знаний о современных зарубежных и отечественных научных проблемах и умеют лучше донести эти знания до студентов; у ученых с высокой степенью успешности лучше развиты аналитические способности (умение анализировать информацию, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы), способность мыслить оригинально, нестандартно, гибкость мышления (умение рассматривать проблему с разных сторон, во многих аспектах, находить различные варианты решения), умение мыслить в логике научного направления, реализовывать преемственность исследований. По показателю «использование современных технологий и средств обучения в образовательном процессе» значимые различия не обнаружены.

Молодые ученые с высокой степенью успешности лучше владеют навыками постановки цели, прогнозирования результата; с большей вероятностью могут предвидеть возможные пути решения научных и педагогических задач; лучше отбирают и композиционно выстраивают содержание научной и педагогической деятельности; более способны к конструированию и переконструированию информации в соответствии с современными научными достижениями.

У таких ученых более развиты коммуникативные умения: устанавливать контакт, слушать и адекватно воспринимать поступающую информацию, излагать информацию в письменной и устной форме, аргументировать свою точку зрения, конструктивно разрешать конфликты, навыки самопрезентации, толерантность к мнению и позиции других людей.

Кроме того, у этих ученых лучше развиты организаторские умения: ставить цели перед

студентами, организовывать научную, учебную и внеучебную деятельность студентов, мотивировать студентов на достижение цели, контролировать и адекватно оценивать их работу, организовывать и проводить научные исследования, внедрять их результаты в практику.

Также в большей степени выражены владение методикой преподавания, умение и готовность развивать профессиональные интересы и склонности студентов.

Отдельно были изучены показатели удовлетворенности работой у молодых ученых с высокой и средней степенью успешности научно-педагогической деятельности.

Как свидетельствуют результаты сравнительного анализа, значимые различия установлены по ряду показателей удовлетворенности работой молодых ученых с высокой и средней степенью успешности: удовлетворенности подразделением, стилем руководства, профессиональной компетентностью руководителя, служебным (профессиональным) продвижением. Молодые ученые с высокой степенью успешности оценивают перечисленные факторы удовлетворенности выше, чем молодые ученые со средней степенью успешности.

Полученные результаты статистического анализа различий удовлетворенности молодых ученых отличаются от аналогичных результатов, полученных на выборке аспирантов. Различия в уровне удовлетворенности «успешных» и «неуспешных» аспирантов касаются всех компонентов, кроме показателя «удовлетворенность физическими условиями труда».

В группах молодых ученых с высокой и средней степенью общей профессиональной успешности были выявлены различия в показателях мотивационно-ценностной сферы (показатели, полученные при использовании методик И. Д. Ладанова, А. А. Реана, Д. А. Леонтьева, Ш. Шварца).

Статистически достоверные различия у молодых ученых с высокой и средней степенью успешности профессиональной деятельности наблюдаются по показателям: ориентация на цели (р = 0,005), ориентация на процесс (р = 0,008), ориентация на результат (р = 0,006) и ценность «стимуляция» (р = 0,05).

У молодых ученых с высокой успешностью научно-педагогической деятельности по сравнению со «среднеуспешными» молодыми учеными в большей степени выражены целеполагание и временная перспектива, интерес и эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность

самореализацией, потребность в разнообразии, новизне, сильных переживаниях.

С целью выявления мотивационно-ценностных критериев, влияющих на распределение молодых ученых по степени успешности, был проведен дискриминантный анализ. В качестве критериев были заложены диагностируемые показатели мотивационно-ценностной сферы (из методик И. Д. Ладанова, А. А. Реана, Д. А. Леонтьева, Ш. Шварца), в качестве группирующего фактора — отнесенность испытуемого к группе по степени успешности профессиональной деятельности.

В отношении классификации в целом процент совпадения реальной классификации и классификации объектов при помощи канонических функций составляет по результатам дискриминантного анализа 89,4 %, в т. ч. «высокоуспешных» молодых ученых — 82,4 %, «среднеуспешных» молодых ученых — 93,3 %.

Результаты дискриминантного анализа (пошаговый метод) позволили выделить три фактора, достоверно определяющих принадлежность испытуемых к различным по степени профессиональной успешности группам: потребность в признании и уважении (р = 0,033), ориентация на цели (р = 0,011) и потребность в безопасности (р = 0,006).

В группах молодых ученых с высокой и средней степенью успешности научно-педагогической деятельности был проведен корреляционный анализ показателей мотивационно-ценностной сферы. Сравнение результатов корреляций в двух группах молодых ученых позволило сделать вывод, что структура их мотивационноценностной сферы имеет качественные особенности в зависимости от степени успешности их научно-педагогической деятельности.

В целом можно говорить о том, что взаимосвязи в группе «высокоуспешных» молодых ученых крепче и разнообразнее, чем в группе «среднеуспешных».

Обращает на себя внимание тот факт, что при примерно одинаковом количестве интеркорреляции в выборке «высокоуспешных» молодых ученых имеют особенности по сравнению с группой «среднеуспешных» молодых ученых. У «среднеуспешных» ученых интеркорреляции распределены равномерно между компонентами мотивационно-ценностной сферы, а у «высокоуспешных» в основном локализованы в потреб-ностном блоке.

В мотивационно-ценностной сфере «высокоуспешных» молодых ученых большее количество значимых интеркорреляций имеют ценности и потребности, у «среднеуспешных» — ценности и смысложизненные ориентации. Взаимосвязи внутри условно выделяемых блоков мотивационно-ценностной сферы (потребности, ценности, смысложизненные ориентации) также имеют особенности в зависимости от степени успешности молодых ученых. В корреляционной структуре «высокоуспешных» молодых ученых эти три группы четко обозначены, в корреляционной структуре «среднеуспешных» молодых ученых потребностный блок выделяется менее четко в силу меньшего количества связей. Таким образом, можно сделать вывод о большей общей мотивированности «высокоуспешных» молодых ученых.

Наибольшее количество корреляций в группе «высокоуспешных» молодых ученых имеет потребность в самоутверждении, которая находится в обратно пропорциональной связи с потребностями в безопасности, материальными потребностями, ценностями гедонизма, достижения и власти. В группе «среднеуспешных» молодых ученых наибольшее количество связей имеет потребность в безопасности, находящаяся в обратно пропорциональной зависимости от смысложизненных ориентаций на цели и на процесс и от мотива достижения успеха.

Связи внутри конструкта «потребности» также могут быть интерпретированы. В группе «высокоуспешных» молодых ученых имеются отрицательные связи между потребностями в самоутверждении, с одной стороны, материальными и социальными потребностями — с другой. Вероятно, молодые ученые этой категории уже реализовали данные потребности и осуществляют самоактуализацию иными путями.

Взаимосвязи мотива достижения успеха (методика А. А. Реана) также имеют особенности в разных группах испытуемых. В группе «высокоуспешных» молодых ученых мотив достижения успеха имеет лишь одну значимую связь с потребностью в признании. В группе «среднеуспешных» молодых ученых он имеет прямые связи с ориентацией на цели и на результат и обратную связь с потребностью в безопасности. Вероятно, в группе «среднеуспешных» молодых ученых успешность требует реализации и находит ее в планировании будущего и более рисковом поведении.

В ценностном блоке «высокоуспешных» молодых ученых наибольшее количество связей имеют ценности конформности, доброты, гедонизма, власти и универсализма. У последней также существует достаточно много интеркорреляций. Таким образом, данные ценности являются связующими для подструктуры ценностей «высокоуспешных» молодых ученых. Основными связующими ценностями в структуре мотивационноценностной сферы молодых ученых со средней степенью профессиональной успешности являются универсализм, гедонизм, достижение и власть.

Блок смысложизненных ориентаций в структуре мотивационно-ценностной сферы молодых ученых с высокой степенью успешности является относительно автономным, имея две обратные интеркорреляции локуса контроля «Я» с социальными потребностями и ценностью универсализма. «Высокоуспешные» молодые ученые считают себя сильными личностями, строящими свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями.

Смысложизненные ориентации «среднеуспешных» молодых ученых имеют большую вариативность связей как внутри блока, так и с другими компонентами мотивационно-ценностной сферы. Наибольшее количество связей у локуса контроля «жизнь» и ориентации на процесс.

Для достижения цели исследования необходимо было выявить также субъективное отношение молодых ученых к научно-педагогической деятельности. В связи с этим использована методика семантического дифференциала Ч. Осгуда.

Из предложенного списка испытуемые считают наиболее важными для себя следующие понятия, получившие максимальные баллы по фактору ценности: «Достижение успеха», «Интересное занятие», «Мое настоящее». Это говорит об эмоциональной привлекательности и значимости данных понятий для испытуемых. Наименьшее значение по фактору ценности получило понятие «Неудача».

По фактору силы (потенции) наибольшее субъективное влияние на испытуемых оказывают «Интересное занятие», «Достижение успеха» и «Мое будущее». Наименьшие значения по фактору силы (потенции) имеют понятия «Неудача» и «Руководство университета».

По фактору активности, отражающему степень динамичности, изменчивости понятий во времени, наибольшие оценки получили понятия «Достижение успеха», «Моя профессия» и «Научная деятельность». Наименьшие значения

по данному фактору оказались у понятия «Сотрудники университета».

Дальнейшие выводы основаны на анализе дендрограммы понятий (рис. 1).

1-Достижение успеха

9-Научная деятельность

12-Моя профессия

14-Материальное благополучие

5-Интересное занятие

2-Мое будущее

6-Мое настоящее

7-Университет

8-Преподавание

З-Мое увлечение

15-Моя карьера

10-Я

16-Творчество

4-Неудача

11-Сотрудники университета

13-Руководство

ІН

ІН

-10 1 2 3

Рис. 1. Дендрограмма понятий молодых ученых с высокой успешностью

Объединение понятий, находящихся друг от друга на расстоянии менее одного стандартного отклонения семантического пространства, позволяет выделить пять больших кластеров понятий, из них два кластера представлены изолированными единичными понятиями.

В первый кластер объединены понятия «Научная деятельность», «Моя профессия» и «Материальное благополучие». Понятия, вошедшие в этот кластер, позволяют говорить о профессиональной деятельности как средстве приобретения материальных благ (получение заработной платы).

Во второй кластер, являющийся самым большим, объединены понятия «Интересное занятие», «Мое будущее», «Мое настоящее», «Университет», «Преподавание», «Мое увлечение», «Моя карьера», «Я», «Творчество», что говорит о важности работы в университете для испытуемых.

В данном кластере можно выделить кластеры более низкого уровня. В один кластер объединены понятия «Интересное занятие», «Мое будущее», «Мое настоящее», «Университет», «Преподавание». Испытуемые устойчиво связывают свою жизнь с преподаванием в университете и считают это интересным делом.

В другой кластер вошли понятия «Мое увлечение», «Моя карьера», «Я», «Творчество». Испытуемые видят и ценят творческий характер своей деятельности и связывают с ней свой карьерный рост. Маркером эмоционально-положительного отношения к карьере научно-педагогического работника является понятие «Мое увлечение».

Таким образом, «высокоуспешные» молодые ученые связывают свою жизнь с профессиональной научно-педагогической деятельностью, относятся к работе в университете творчески, в настоящем и будущем видят себя связанными с вузом.

Третий кластер составили понятия «Сотрудники университета» и «Руководство». Данный кластер означает важность для «высокоуспешных» молодых ученых формальных и неформальных связей внутри вуза, отношений руководства и подчинения.

Понятия «Достижение успеха» и «Неудача» составляют отдельные кластеры. Однако их нельзя назвать полностью изолированными. Понятие «Достижение успеха» на расстоянии 1,8 стандартного отклонения объединяется с вторым кластером. Однако относительная слабость данной связи свидетельствует, вероятно, о том, что успех может расцениваться

молодыми учеными как нечто отдаленное во времени. Понятие «Неудача» связано на расстоянии 1,7 стандартного отклонения с понятиями «Сотрудники университета» и «Руководство университета». Молодые ученые предполагают возможность неудачных контактов с коллегами и руководством.

При использовании семантического дифференциала на выборке «среднеуспешных» молодых ученых были получены следующие результаты.

Из предложенного списка испытуемые считают наиболее важными для себя следующие понятия, получившие максимальные баллы по фактору ценности: «Интересное занятие», «Достижение успеха», «Мое будущее», «Мое увлечение», «Творчество». Это говорит об эмоциональной привлекательности и значимости

данных понятий для испытуемых. Наименьшее значение по фактору ценности получило понятие «Неудача».

По фактору силы (потенции) наибольшее субъективное влияние на испытуемых оказывают «Интересное занятие», «Достижение успеха» и «Творчество». Наименьшие значения по фактору силы (потенции) имеют понятия «Неудача» и «Материальное благополучие».

По фактору активности, отражающему степень динамичности, изменчивости понятий во времени, наивысшую оценку получили понятия «Достижение успеха» и «Руководство университета». Наименьшие значения по данному фактору имеют понятия «Мое увлечение» и «Творчество».

Дальнейшие выводы основаны на анализе дендрограммы понятий (рис. 2).

1-Достижение успеха

13-Руководство

11-Сотрудники университета

14-Материальное благополучие

5-Интересное занятие

8-Преподавание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2-Мое будущее

10-Я

9-Научная деятельность

7-Университет

12-Моя профессия

6-Мое настоящее

15-Моя карьера

З-Мое увлечение

16-Творчество

4-Неудача

3

-10 1 2 3 4

Рис. 2. Дендрограмма понятий молодых ученых со средней степенью успешности

Объединение понятий, находящихся друг от друга на расстоянии менее одного стандартного отклонения семантического пространства, позволяет выделить шесть больших кластеров понятий, из них один кластер представляет собой единичное понятие.

В первый кластер объединены понятия «Достижение успеха» и «Руководство университета». Испытуемые видят зависимость достижения успеха от руководства вуза.

Во второй кластер вошли понятия «Сотрудники университета» и «Материальное

благополучие». Можно предположить наличие своего рода надежды на возможность приобретения материальных благ посредством налаживания связей с сотрудниками университета.

Третий кластер составили понятия «Интересное занятие», «Преподавание», «Мое будущее» и «Я». «Среднеуспешные» молодые ученые связывают свое будущее с преподавательской деятельностью.

Четвертый кластер является самым обширным по количеству входящих в него понятий: «Научная деятельность», «Университет», «Моя

профессия», «Мое настоящее» и «Моя карьера». Испытуемые видят возможность проведения научных исследований в вузе и связывают свою карьеру в настоящем с научной деятельностью.

Пятый кластер составили понятия «Мое увлечение» и «Творчество». Понятие «Мое увлечение» является маркером, по которому можно судить о важности для «среднеуспешных» молодых ученых творческого характера деятельности.

Понятие «Неудача» составляет отдельный кластер и является изолированным.

В целом, для «высокоуспешных» молодых ученых важными являются формальные и неформальные контакты с руководителем и коллегами, в настоящем и будущем такие ученые видят себя связанными с вузом. Научно-педагогическая деятельность представляется им как потенциально успешная, интересная, творческая, с ней они связывают свою дальнейшую карьеру, что позволяет говорить о направленности личности «высокоуспешных» молодых ученых на научно-педагогическую профессию.

Для «среднеуспешных» молодых ученых карьера научного работника является важной в настоящем времени, в будущем они связывают свою жизнь с преподаванием. Т. е. можно говорить об инструментальном характере научной деятельности данных испытуемых.

Успешность деятельности «высокоуспешные» молодые ученые связывают с научно-педагогической деятельностью и университетской карьерой, а «среднеуспешные» молодые ученые — с руководством вуза.

В ходе анализа данных, полученных с помощью методики «Незаконченные предложения», были выявлены качественные различия мотивирующих и демотивирующих факторов в организации и профессиональной деятельности у молодых ученых с различным уровнем успешности научно-педагогической деятельности.

Среди основных мотиваторов профессиональной деятельности «высокоуспешные» молодые ученые называют факторы, связанные с самореализацией, творчеством, новизной («общение с людьми», «создание нового», «реализация своих способностей и возможностей», «самореализация», «творчество» и др.).

Среди высказываний «среднеуспешных» молодых ученых встречаются как аналогичные, так и связанные с внешними особенностями работы и общением («возможность путешествовать», «общение с людьми», «общение с коллегами» и т. д.).

В качестве общих мотивов работы у «высокоуспешных» молодых ученых преобладает мотив самореализации («самореализация», «достижение результата», «самосовершенствование» и др.), у «среднеуспешных» молодых ученых добавляются материальные мотивы («деньги», «обеспечить семью»).

Среди основных мотивирующих факторов в организации как «высокоуспешные», так и «среднеуспешные» молодые ученые выделяют ближайшее рабочее окружение («хороший коллектив», «творческая атмосфера»), а также личность руководителя («интересный человек», «авторитет», «настоящий ученый»).

Личные цели большинства «высокоуспешных» молодых ученых связаны с желанием реализовать себя (свой потенциал) в работе («творчество», «достижение успехов», «реализовать себя» и др.). Личные цели «среднеуспешных» молодых ученых связаны также со стабильностью, социальными контактами («благополучие», «независимость», «наладить связи» и др.). Имеются и более конкретные цели — защитить докторскую диссертацию, стать доцентом.

«Высокоуспешные» молодые ученые ставят перед собой в организации более амбициозные, глобальные цели («стать завкафедрой», «стать деканом» и др.), чем «среднеуспешные». «Среднеуспешные» молодые ученые в будущем через пять лет видят себя «финансово независимым», «профессионалом». Вероятно, для «высокоуспешных» молодых ученых це-леполагание связано как с большей временной перспективой, так и с умением ставить конкретные цели.

В качестве демотивирующих факторов в организации «высокоуспешные» и «среднеуспешные» молодые ученые называют невысокий уровень заработной платы, а также некоторые особенности вузовской жизни («неудобное расписание», «материальная база»).

Результаты анализа высказываний испытуемых по методике «Незаконченные предложения» в целом подтверждают результаты других методик и содержание теоретической модели мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работников: среди основных мотивов научно-педагогической деятельности у «высокоуспешных» молодых ученых преобладает мотив самореализации (творчества, новизны), у «среднеуспешных» добавляются физиологические (материальные) мотивы [4].

Подводя итоги эмпирического исследования, можно отметить, что теоретически выделенные критерии успешности научно-педагогической деятельности на выборке молодых ученых в целом эмпирически согласуются друг с другом, за исключением субъективного показателя удовлетворенности работой.

Обнаружены значимые различия в ряде показателей мотивационно-ценностной сферы у молодых ученых с высокой и средней степенью успешности профессиональной деятельности: ориентация на цели, ориентация на процесс, ориентация на результат и ценность «стимуляция».

Принадлежность к группам высокоуспешных и среднеуспешных молодых ученых определяется преобладанием в мотивационно-ценностной сфере молодых ученых потребности в признании, ориентации на цели и потребности в безопасности.

Для «высокоуспешных» молодых ученых важны формальные и неформальные контакты с руководителем и коллегами, в настоящем и будущем такие ученые видят себя связанными с вузом и с научно-педагогической деятельностью. Для «среднеуспешных» молодых ученых карьера научного работника является значимой в настоящем времени, в будущем они связывают свою жизнь с преподаванием, их научная деятельность носит инструментальный характер.

Структура мотивационно-ценостной сферы молодых ученых с высокой и средней степенью успешности имеет ряд особенностей. Взаимосвязи в группе «высокоуспешных» молодых ученых более сильные и разнообразные, чем в группе «среднеуспешных». У «среднеуспешных» молодых ученых интеркорреляции распределены равномерно между компонентами мотивационно-ценностной сферы, а у «высокоуспешных» в основном локализованы в потреб-ностном блоке.

В группе «среднеуспешных» молодых ученых успешность требует реализации и находит ее в планировании будущего и более рисковом поведении. Ценности конформности, доброты, гедонизма, власти и универсализма являются связующими для подструктуры ценностей «высокоуспешных» молодых ученых. Основными связующими ценностями в структуре

мотивационно-ценностной сферы молодых ученых со средней степенью профессиональной успешности являются универсализм, гедонизм, достижение и власть.

Среди основных мотивов научно-педагогической деятельности у «высокоуспешных» молодых ученых преобладает мотив самореализации (творчества, новизны), у «среднеуспешных» молодых ученых добавляются физиологические (материальные) мотивы.

Относительная изолированность компонентов мотивационно-ценностной сферы «высокоуспешных» молодых ученых от показателей удовлетворенности может свидетельствовать о сформированности этих компонентов. Актуализированными являются ценности достижения и безопасности, связанные преимущественно с удовлетворенностью внешними факторами, и потребность в признании со стороны руководства.

Таким образом, общая гипотеза о том, что структура и содержание мотивационно-ценностной сферы молодых ученых с высокой степенью успешности научно-педагогической деятельности имеет существенные отличия по сравнению со структурой и содержанием мотивационноценностной сферы молодых ученых со средней степенью успешности научно-педагогической деятельности, нашла подтверждение в ходе эмпирического исследования.

Список литературы

1. Абдалина Л., Бережная И. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки // Высш. образование в России. 2008. № 10. С. 146-148.

2. Забелина Е. В. [и др.]. К вопросу о критериях успешности научно-педагогической деятельности // Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях : материалы Всерос. науч. конф. / под ред.

С. А. Репина. Челябинск, 2011. С. 35-37.

3. Маркова А. К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопр. психологии. 1977. № 4. С. 41-51.

4. Овчинников М. В. [и др.]. Теоретическая модель мотивационно-ценностной сферы молодых научнопедагогических работников // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Образование. Пед. науки. 2011. Вып. 13, № 24 (241). С. 45-50.

5. Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1984. 525 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.