Научная статья на тему 'Образ будущего в структуре социально-педагогической компетентности специалистов социальной сферы'

Образ будущего в структуре социально-педагогической компетентности специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ОБРАЗ МИРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серякова Светлана Брониславовна, Прибыткова Яна Дмитриевна, Звонова Елена Владимировна

В статье рассматривается психологический компонент социально-педагогической компетентности специалиста. Образ будущего изучается как детерминанта профессиональной успешности специалиста социальной сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серякова Светлана Брониславовна, Прибыткова Яна Дмитриевна, Звонова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the psychological component of the expert’s social and pedagogical competence. The image of future is studied as the determinant of professional success of a social sphere expert Keywords: social and pedagogical competence, image of future, professional success, social sphere expert, image of the world

Текст научной работы на тему «Образ будущего в структуре социально-педагогической компетентности специалистов социальной сферы»

Педагогические исследования, инновационные системы и технологии

С. Б. Серякова Е. В. Звонова Я. Д. Прибыткова

(Москва)

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

IMAGE OF FUTURE IN THE STRUCTURE OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF SOCIAL SPHERE EXPERTS

В статье рассматривается психологический компонент социально-педагогической компетентности специалиста. Образ будущего изучается как детерминанта профессиональной успешности специалиста социальной сферы

Ключевые слова: социально-педагогическая компетентность, образ будущего, профессиональная успешность, специалист социальной сферы, образ мира

The article considers the psychological component of the expert's social and pedagogical competence. The image of future is studied as the determinant of professional success of a social sphere expert Keywords: social and pedagogical competence, image of future, professional success, social sphere expert, image of the world

Работа выполнена в рамках Гранта РГНФ - 16-06-00908 «Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы».

Возможность выполнения профессиональной деятельности специалиста профиля «человек-человек» зависит от уровня сформированное™ его социально-педагогической компетентности, которая рассматривается как сложное многофакторное личностное новообразование, развивающееся в процессе профессионализации, обеспечивающее профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста, формирование ценностно-смысловой ориентации, субъектной позиции, опыта профессионально ориентированной деятельности, основанной на гуманистических принципах и субъект-субъектном взаимодействии. Успешность профессиональной деятельности детерминируется мотивационно-ценностным отношением к профессиональной деятельности, стремлением к ее творческому преобразованию, а также развитием профессионально значимых качеств, таких как эмпатия, флек-сибильность, толерантность, готовность к диалогу и сотрудничеству [9].

Социально-педагогическая компетентность - это высокий уровень социальной и профессиональной адаптации, подкрепленный стабильной мотивацией саморазвития. В функционировании данного системного построения большую роль выполняет субъективный образ мира, воплощенный в более или менее детализированном образе будущего: позитивный, гибкий, реалистичный образ будущего, по нашему мнению, связан с успешным выполнением рабочих задач, тогда как неопределенное и ригидное представление о будущем будет затруднять реализацию потенциала специалиста.

В научных исследованиях будущее рассматривается как представленность времени в сознании человека в виде конкретного более или менее подробно означенного образа [4, 8]. Исследование детерминировано поиском социально-психологического механизма развития потребностей, влияющих на оценку результатов деятельности, без которого невозможно достижение поставленных целей

[7]. Выбор в качестве методологической основы компетентностного подхода позволяет рассмотреть проблему комплексно с выявлением возможных и специфических характеристик специалиста [9].

Успешность, как способность человека достигать в жизни уровня заданных личных стандартов, может быть детерминирована образом будущего, который представляет собой результат построения обобщенного плана с активным включением специалиста в систему значимых для субъекта результатов профессиональной деятельности. Профессиональная успешность рассматривается как интегральная объективная оценка результата профессиональной деятельности другого человека или самооценка результатов собственной профессиональной деятельности относительно нормативного уровня, социального стандарта или неких личных целей. Успешность опосредствует определенные общественные представления, которые в своей совокупности составляют систему жизненных смыслов человека [2, 6].

В ходе проверки выдвинутых предположений было проведено пилотное исследование. В состав экспериментальной выборки вошли 50 человек, 35 человек (70% выборки] - рядовые специалисты коммерческих организаций, которые в ходе выполнения профессиональных функций непосредственно общаются с клиентами, и 15 человек (30% выборки] - рядовые сотрудники государственных организаций социального профиля. Возраст испытуемых - от 23 до 56 лет. Среди испытуемых было 27 мужчин (54% выборки] и 23 женщины (46% выборки].

В ходе исследования была использована авторская анкета, в которую вошли вопросы, посвященные различным сторонам профессиональной жизни участников исследования, их карьере, отношению со стороны коллег и руководства, а также объективным показателям профессиональной успешности - карьерному росту и повышению заработной платы. Необходимые для изучения поставленной проблемы данные были получены при помощи опросника «Использование воображения в профессиональной деятельности» [1], опросника временной перспективы (автор Ф. Зимбардо] [10] Шкала толерантности к неопределенности (автор С. Баднер] [10].

В процессе обработки данных исследования применяли факторный анализ и и-крите-

рий Манна-Уитни, предназначенный для оценки различий между малыми выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Расчеты осуществлялись при помощи компьютерной программы SPSS Statistics for Windows версия 17.0.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

В обеих группах наблюдается средний уровень удовлетворенности респондентов и своей профессиональной деятельностью в общем, и карьерой, и заработной платой. Ма-тематико-статистическая обработка данных также показала отсутствие достоверных различий. Удовлетворенность трудом в целом и его отдельными сторонами - это сложная переменная, на которую оказывают влияние многочисленные факторы объективного и субъективного порядка; по-видимому, тип организации не является среди них ведущим.

Независимо от типа организации, около половины респондентов считают, что достигли профессиональных целей, которые они ставили перед собой несколько лет назад; различия в уровне выраженности данного показателя не являются достоверными. С одной стороны, приписывание себе успехов в достижении профессиональных целей свидетельствует о достаточно высокой самооценке, с другой - может быть отражением ригидности, остановки в профессиональном развитии. Последний вариант характерен для специалистов государственных предприятий, поскольку в данной группе стремление к новым достижениям достоверно ниже, чем стремление к новым достижениям среди специалистов коммерческих организаций. Сотрудники коммерческих организаций, напротив, хотели бы достичь большего в профессиональном плане и считают, что у них есть потенциал для этого.

Уровень субъективной оценки профессиональной успешности выше в группе специалистов коммерческих организаций. В случае ожидаемой оценки успешности от руководства различия между группами сотрудников коммерческих и государственных организаций являются достоверными. Специалисты коммерческих организаций ожидают от руководства высоких оценок своей работы. Примерно половина респондентов, независимо от типа организации, указывают на то, что за последние пять лет у них были повышения

по карьерной лестнице. На повышение зарплаты за последние пять лет также указывает относительно равное количество испытуемых.

Несмотря на равную объективную успешность профессиональной деятельности специалистов коммерческих и государственных организаций, между двумя группами имеются достоверные различия в особенностях оценки субъективной успешности профессиональной деятельности (в частности, в уровне ожидаемой оценки успешности от руководства], а также в выраженности стремления к новым достижениям.

Результаты исследования особенностей мысленных образов, используемых в профессиональной деятельности специалистами коммерческих и государственных организаций, показали, что респонденты достаточно активно используют все типы мысленных образов - когнитивные, предполагающие мысленную проработку отдельных навыков и обобщенных поведенческих стратегий, и мо-тивационные, основанные на аффективных механизмах и восприятии конечного результата. Тем не менее нами обнаружены значимые различия в частоте использования моти-вационных общих активирующих образов: специалисты коммерческих организаций реализуют их достоверно чаще, чем специалисты государственных организаций.

Различия в уровне выраженности показателей когнитивных специальных образов, когнитивных общих образов, мотивационных специальных образов, мотивационных общих регулирующих образов, когнитивных образов в общем и мотивационных образов в общем не являются достоверными.

Характеристики временной перспективы специалистов коммерческих и государственных организаций показали, что последовательность различных факторов в двух группах одинакова, - наиболее значимыми являются факторы будущего, позитивного прошлого и гедонистического настоящего. Независимо от типа организации, участники исследования склонны к положительным оценкам своего жизненного опыта, стремятся к получению наслаждения от текущего момента и к постановке целей на будущее. Различия в уровне выраженности факторов будущего, позитивного прошлого и негативного прошлого являются достоверными, а в уровне выраженности факторов гедонистического

настоящего и фаталистического настоящего недостоверными. Таким образом, специалисты коммерческих организаций в большей степени, чем специалисты государственных организаций, склонны к рефлексии своего прошлого опыта (как в негативном, так и в позитивном ключе], а также к выстраиванию планов на будущее.

У всех участников, независимо от типа организации, наблюдается средний уровень толерантности к субъективно неопределенным ситуациям.

Мы провели факторный анализ в группах специалистов коммерческих организаций с различным уровнем субъективной и объективной профессиональной успешности.

В группе работников коммерческих организаций выраженность будущего во временной перспективе входит в единый фактор с показателем стремления к новым достижениям и частотой использования когнитивных общих образов, мотивационных специальных образов, мотивационных общих активизирующих образов, когнитивных образов и мо-тивационных образов, которые характеризуют образ будущего. Выраженное стремление к новым достижениям определяет сосредоточенность работников на будущем, образ которого в этом случае является подробным, ярким, позитивным.

Как показывает первый фактор, выявленный в группе работников коммерческих организаций, восприятие временной перспективы взаимосвязано и со способностью извлекать позитивный опыт из прошлого. В состав фактора, который мы условно обозначили как «фактор удовлетворенности профессиональной деятельностью», вошли обе переменные, описывающие отношение к прошлому, - «позитивное прошлое» и «негативное прошлое» (с отрицательным знаком]. В этот фактор включены переменные, описывающие субъективное представление о собственной профессиональной успешности и объективный уровень профессиональной успешности. Способность извлекать позитивный опыт из прошлых событий, независимо от того, имели ли место успехи или неудачи, является важной предпосылкой как положительной оценки собственных профессиональных достижений, так и реальной профессиональной успешности.

Третий фактор в группе специалистов коммерческих организаций включает в себя

показатели интолерантности к новизне, сложности, неразрешимости и общей интоле-рантности к неопределенности; он был условно обозначен нами как «фактор интоле-рантности к неопределенности», в его состав вошли показатели одной методики - шкалы Баднера.

В подгруппе специалистов коммерческих организаций с низким уровнем субъективной успешности состав факторов несколько отличается от описанной выше факторной структуры в группе. Так, фактор образа будущего в данном случае является первым и включает значительно больше показателей временной перспективы, а также иные показатели отношения к профессиональной деятельности. Как и в группе участников исследования в целом, выраженная ориентированность на будущее специалистов коммерческих организаций с низким уровнем субъективной успешности предполагает активное использование когнитивных и мотивационных образов в профессиональной деятельности. Однако при этом преобладание будущего во временной перспективе основывается на стремлении избежать размышлений о прошлом и о настоящем, представляющемся безрадостным.

Второй фактор в подгруппе специалистов коммерческих организаций с низким уровнем субъективной успешности - «фактор интолерантности к неопределенности». В его состав, помимо одноименных переменных, вошли также показатели удовлетворенности профессиональной деятельностью, наличия карьерных повышений и наличия потенциала (с отрицательным знаком]. Таким образом, нетерпимость к непредсказуемым ситуациям, неясные опасения за будущее, пассивность оказываются связанными с низкой самооценкой профессионального потенциала у субъективно неуспешных специалистов коммерческих организаций.

Состав третьего фактора - «фактора удовлетворенности профессиональной деятельностью» - в подгруппе специалистов коммерческих организаций с низким уровнем субъективной успешности говорит о том, что значимость величины материального вознаграждения для респондентов данной группы достаточно велика. При этом стремление к новым достижениям оказывается оторванным от временной перспективы; они активно используют мотивирующие образы, помогающие им контролировать свое состоя-

ние и поведение, но цель, вероятно, лежит не в плоскости профессиональной реализации, а в области регуляции настроения и поддержания привычного уровня самоуважения.

В подгруппе специалистов коммерческих организаций с высокой субъективной успешностью в состав «фактора образа будущего» также входят переменные, описывающие отношение к прошлому, однако в этом случае (в отличие от подгруппы сотрудников коммерческих организаций с низким уровнем субъективной успешности] и негативное, и позитивное восприятие прошлого взяты с отрицательным знаком. Имеет место и активное использование когнитивных общих, мотиваци-онных специальных и мотивационных общих активизирующих образов в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Интересен состав «фактора интолерант-ности к неопределенности» в данной группе. В него, помимо показателей шкалы Баднера, вошли показатели использования мотиваци-онных образов, ожидаемой оценки успешности от руководства и карьерных повышений, причем последний - с отрицательным знаком. Таким образом, осознание способности эффективно осуществлять деятельность определяет ожидание высоких оценок со стороны руководства.

Переменные, входящие в состав «фактора удовлетворенности профессиональной деятельностью» в подгруппе специалистов коммерческих организаций с высоким уровнем субъективной успешности, позволяют предположить, что им свойственна определенная сосредоточенность на настоящем, которое представляется зависимым от внешней воли, но тем не менее способным доставлять субъекту удовольствие. Такие сотрудники в процессе осуществления профессиональной деятельности активно используют специальные когнитивные образы, что подразумевает проработку конкретного навыка. Для специалистов данной подгруппы значимо материальное вознаграждение, уровень которого их не удовлетворяет; они считают, что достойны большего, и ради этого готовы соперничать с коллегами за одобрение со стороны начальства.

Перейдем к анализу факторной структуры в подгруппах специалистов социальной сферы с различным уровнем объективной успешности. В подгруппе работников с низкой объективной успешностью в состав «фактора

образа будущего» входят показатели практически всех типов когнитивных и мотивацион-ных образов, используемых в профессиональной деятельности, показатели стремления к новым достижениям, наличия потенциала и гедонистического настоящего (с отрицательным знаком]. Таким образом, осознание способности эффективно осуществлять свою деятельность, используя различные образы, и приписывание себе высокого потенциала определяет стремление работников данной группы к новым достижениям в будущем. Однако отсутствие связей с прошлым и отрицательные связи с настоящим наталкивают на мысль о том, что и в данном случае позитивный образ будущего выполняет функцию компенсации собственной несостоятельности (как в группе специалистов с низким уровнем субъективной успешности].

Состав «фактора удовлетворенности профессиональной деятельностью» в подгруппе работников с низкой объективной успешностью свидетельствует об их способности достичь высокого уровня эффективности при условии интеграции прошлого во временную перспективу и извлечения из него позитивного опыта. В этом случае настоящее перестает восприниматься как не зависящее от воли субъекта, возрастает удовлетворенность профессиональной деятельностью, карьерой и зарплатой, появляется возможность достижения профессиональных целей и формируется высокая самооценка успешности.

В подгруппе специалистов с низкой объективной успешностью «фактор интолерант-ности к неопределенности» включает в себя показатели интолерантности к новизне, сложности, неразрешимости и общей интоле-рантности к неопределенности. Опасения и неуверенность в позитивном будущем оказываются не связанными ни с удовлетворенностью профессиональной деятельностью, ни с использованием образа будущего в процессе ее осуществления.

Такие связи имеют место в подгруппе специалистов коммерческих организаций с высокой объективной успешностью. «Фактор интолерантности к неопределенности» в этом случае оказывается первым; в его состав входят показатели использования мотиваци-онных общих регулирующих образов и удовлетворенности карьерой.

Состав второго фактора в подгруппе работников коммерческих организаций с высо-

кой объективной успешностью - «фактора образа будущего» - подтверждает, что наличие значимых целей во временной перспективе и способность абстрагироваться от негативного прошлого являются основой профессионального потенциала специалистов коммерческой организации.

Как показывает состав третьего фактора в подгруппе специалистов коммерческих организаций с высокой объективной успешностью - «фактора удовлетворенности профессиональной деятельностью», - сотрудники данной подгруппы обладают достаточно высоким уровнем притязаний. Они осознают свою успешность, стремятся к новым достижениям и имеют значительный опыт и потому ожидают как высоких оценок со стороны руководства, так и повышения заработной платы.

Работники подгруппы с низкой объективной профессиональной успешностью прибегают к размышлениям о будущем ради компенсации своей несостоятельности в настоящем и из-за выраженного страха перед неопределенностью; образ будущего является ярким, субъект часто обращается к нему в процессе деятельности, но во временной перспективе будущее оторвано от прошлого и настоящего, оно нереалистично, и пути его достижения не продумываются. В подгруппе специалистов с высоким уровнем объективной профессиональной успешности имеются связи, позволяющие нам сделать вывод о том, что страх перед будущим не обязательно деструктивно сказывается на эффективности деятельности. Если работник осознает собственную интолерантность к неопределенности, он имеет возможность совладать с ней и обратить данное личностное свойство себе во благо. Низкая терпимость к непредсказуемости, новизне и неразрешимости обуславливает стремление к осторожности, тщательному продумыванию последствий своих действий, выстраиванию реалистичного и четкого образа будущего, что в итоге становится предпосылкой высоких профессиональных достижений и способности действовать в условиях риска. Необходимо также абстрагироваться от негативного прошлого и сосредоточиться на будущем; в этом случае специалист проявляет высокую мотивированность и готовность работать над улучшением своих профессиональных навыков и стратегий поведения.

Согласно полученным нами данным, специалист социальной сферы, ориентированный на будущее, активно выстраивающий профессиональные планы, использующий мысленные образы для регуляции собственной деятельности, по-видимому, чувствует себя более уверенно даже при попадании в сложные, кажущиеся неразрешимыми условия (даже в сложных, кажущихся неразрешимыми условиях]. Будучи склонным к рефлексии и способным к извлечению важного опыта из происходящего с ним, такой человек и самого себя оценивает более высоко и,

по-видимому, адекватно; о социальном признании его заслуг свидетельствует число карьерных повышений и увеличений заработной платы. Важная предпосылка успешной профессиональной деятельности в коммерческой сфере, выступающая в качестве конкурентного преимущества, - это готовность идти на риск и действовать в непредсказуемых условиях, базирующаяся на сознательном использовании мотивационных и когнитивных образов с целью улучшения качества деятельности, саморегуляции и планирования будущего.

Литература

1. Веракса А. Н., Горовая А. Е. Влияние воображения на результаты спортивной деятельности начинающих футболистов // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 2(4). - С. 131-135.

2. Журавлева Е. А. Возможности формирования самоидентификации современного педагога дошкольного образования // Путь науки. - 2014. - № 10 (10). - С. 115118.

3. Звонова Е. В. Управление временем как компонент самореализации личности в структуре профессионального мастерства // Психологическое здоровье специалистов социальной сферы: коллективная монография / под ред. Н. К. Баклановой, Ю. В. Челышевой. - М.: МГПУ. - С. 23-33.

4. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. № 1. - С. 74-86.

5. Котенева Е. Б. Психологические аспекты изучения успешности профессиональной деятельности и ее показатели в деятельности социальных работников // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2012. - № 10/3. - С. 12-16.

6. Леванова Е. А., Плешаков В. А., Пушкарева Т. В., Серякова С. Б. О современных требованиях к повышению квалификации и переподготовке преподавателей // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 19. - С. 206-211.

7. НюттенЖ. Мотивация, действие и перспектива будущего. - СПб.: Смысл, 2004.

8. Серякова С. Б. Компетентностный подход в образовании: от теории к практике // Совет ректоров. - 2012. - № 4. - С. 34-40.

9. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А. Психодиагностика толерантности личности. - М.: Смысл, 2008.

10. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting Time into Perspective: A Valid, Reliable Individual-differences Metric //Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77. No. 6. P. 1271-1288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.