Научная статья на тему 'Специфика модели государственного управления в Кыргызской республике'

Специфика модели государственного управления в Кыргызской республике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
238
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КЫРГЫЗСТАН / КИРГИЗИЯ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мавлянов Э.К.

В статье рассмотрены актуальные вопросы и основные проблемы государственного управления в Кыргызской Республике в контексте социологии управления, а также трудности, с которыми столкнулся Кыргызстан в период становления новой модели управления государством. Предлагаются пути совершенствования государственного управления в республике в соответствии с особенностями в традициях и национальным менталитетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика модели государственного управления в Кыргызской республике»

Социоё

>гия №2 2017 Сорокинские чтения 2017

Специфика модели государственного управления в Кыргызской Республике

Мавлянов Э.К.

В статье рассмотрены актуальные вопросы и основные проблемы государственного управления в Кыргызской Республике в контексте социологии управления, а также трудности, с которыми столкнулся Кыргызстан в период становления новой модели управления государством. Предлагаются пути совершенствования государственного управления в республике в соответствии с особенностями в традициях и национальным менталитетом.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, Кыргызстан, Киргизия, государство, государственное управление, социологияуправления. Mavlyanov E.K.

Peculiarity of the Model of Public Administration in the Kyrgyz Republic

The paper deals with the topical issues and main problems of public administration in the Kyrgyz Republic within the framework of management sociology, as well as with the challenges that Kyrgyzstan faced during the period of formation of the new model of public administration. The authors suggest the ways of improvement of public administration in the republic considering the peculiarities of the traditions and the national mentality. Key Words: Kyrgyz Republic, Kyrgyzstan, Kirgizia, state, public administration, sociology of management.

После развала Советского Союза создавшиеся вновь условия в экономической и социально-политической жизни общества потребовали от руководства государственными органами Киргизии пересмотреть свои позиции на практику управления. Существовавшая ранее система управления не могла результативно решить проблемы, которые возникли в результате изменений в политической жизни страны. Новые трансформации выработали необходимость формирования современной модели государственного управления.

Руководство Киргизии в начале 90-х годов обратилось к опыту развитых западных стран в поисках результативной модели управления. Тем не менее вскоре стало понятно, что без учета особенностей кыргызского менталитета достаточно сложно построить новую систему управления. Со временем пришло осознание того, что любые новшества и преобразования должны основываться на обычаях и менталитете народа, то есть на тех социальных факторах, которые оказывают значительное влияние на формирование системы управления, так как простое заимствование модели управления из другой культурной среды в существующую национальную модель обычно приводит к неэффективности управления.

В настоящее время основными проблемами функционирования модели государственного управления в Кыргызской Республике являются:

■ противоречия между национальными методами управления и заимствованными из опыта других стран;

■ клановость и местничество (трайбализм);

■ коррупция в органах власти

Как правило, те управленческиемодели, которые были взяты из опыта других зарубежных стран, без учета национальных аспектов соци-

Сорокинские чтения 2017 Со]

логия №2 2017

альных и культурных особенностей, в своей реализации не только сталкиваются с определенными трудностями, но даже бывают отвержены социумом. Ценности и нормы поведения несут в себе защитную функцию, так как не дают произойти резким социокультурным изменениям в обществе. Это помогает народу стремиться к стабильности и порядку в стране. Таким образом, основой любой национальной модели управления является та культура, в которой она создавалась. Всякая модель управления основывается на сложившихся условиях жизни общества, сформировавшихся под влиянием тех факторов, которые породили особенности национальной модели управления.

Определенная модель социологии управления, которая применяется в каком-либо государстве, имеет свои конкретные нюансы и выраженную специфику в зависимости от того, какого уровня достигла страна в экономическом развитии, какой тип правления доминирует в политической жизни, каковы национальные традиции и менталитет граждан.

Говоря о клановости и трайбализме, как об одной из проблем функционирования модели государственного управления в Кыргызской Республике, можно сказать, что родовые отношения уже давно господствуют в государстве, лежа в основе формирования государственных и иных структур. Такие связи выдвигают на первый план интересы определенных кругов в ущерб общенародным интересам и интересам государства, создают нездоровую борьбу за власть. В республике в существующие государственные структуры активно продвигаются родственники и представители правящей элиты. Это подрывает основы демократического государственного управления в стране.

Другая особенность, повлиявшая на специфику государственного управления в Кыргызстане - это местничество (трайбализм). Его история восходит своими корнями в те древние времена, когда родоплеменная разобщённость становилась причиной кровавых междоусобных войн внутри кыргызской народности. Это явление сохранилось даже в нынешнее время, ведь тысячелетиями существовавшие и накопленные многовековым жизненным опытом кыргызов формы социально-экономических связей рода, игравшие важную в управлении и других сферах общественной жизни, не могли быть искорене-

ны в течение короткого периода времени.

Коррупция среди чиновников государственного аппарата явилась основательным препятствием на пути совершенствования системы государственного управления. Среди большого количества факторов, содействующих возникновению коррупции в Кыргызстане можно отметить также плохо регламентированное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Чиновники контролирующих государственных органов начинают злоупотреблять своими полномочиями, а вследствие низкого уровня заработной платы государственных служащих в стране очень развита система взяток, так называемых «откатов» за необходимое определенному кругу решение своих должностных обязанностей.

Вследствие этого в настоящее время перед руководством страны стоит задача найти решение данным проблемам и сделать так, чтобы государственное управление в контексте социологии управления выполняло свои надлежащие функции.

В связи с этим нужно разработать механизмы борьбы с местничеством и коррупцией путем широкого и объективного освещения в средствах массовой информации существующего положения дел в области коррупции, а также противодействовать коррупции путем активного вовлечения институтов гражданского общества и общественных объединений в борьбу с ней.

Вместе с тем борьба с взяточничеством исключительно методами и средствами специальных органов является борьбой только с последствиями. Сложившаяся ситуация заставляет внедрять жесткие законы и радикальные меры за злоупотребление служебным положением, а также реально действующие механизмы, которые смогут обеспечить неизбежность наказания за коррупцию.

Принимая во внимание традиции и менталитет кыргызского народа, следует распространить ограничения и запреты, установленные законодательными актами в целях предупреждения коррупции и местничества на государственных должностных лиц, занимающих государственные должности, на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Система государственного управления в целом стала в глазах народа повсеместно источником коррупции. Собственно, в системе

Сорокинские чтения 2017

управления и наблюдается сегодня провал большинства предпринятых реформ. Методы управления не ориентированы на результат, в частности тот, который ожидается населением. В программах и планах государственных органов не обозначены конкретные цели. Система фактически работает сама на себя. Нет цельного подхода к исполнению назначаемых функций. Продолжается исполнение дублирования многих функций. Это приводит к тому, что государство чрезмерно влияет на предпринимательскую среду и коммерциализирует свои услуги. А, тем временем, многие нужные в управлении функции либо выполняются частично, либо не выполняются вообще.

Система государственного управления не справляется со своими задачами. Организация государственного управления не является целостной и связанной. Государственные организации, в основном, преследуют интересы узкого кругав ущерб интересам страны. При подготовке и принятии государственных решений не работает механизм действительного учета мнения гражданского общества.

Возникшая в настоящее время ситуация требует создания и внедрения такой модели управления, которая бы служила своим гражданам и обеспечивала эффективные механизмы контроля общества над властью. Это означает, что государственная политика должна способствовать созданию условий для мобилизации социальной энергии правящей элиты с тем, чтобы система управления государством действенно функционировала.

Подводя итог, следует отметить, что за прошедший сравнительно небольшой период становления кыргызской государственности страна столкнулась с рядом проблем становления государственного управления. Решение этих проблем проходило в условиях политической нестабильности, Кыргызстана. Такая неустойчивость порождает угрозы и вызовы, которые, с одной стороны, ослабляют решение данных проблем, а с другой, способствуют мобилизации имеющихся сил нации на скорейшее их решение. По всей видимости из-за этого в последние годы в Кыргызской Республике наметился определенный прогресс в повышении эффективности государственного управления, а также в укреплении и совершенствовании институтов власти.

Литература

1. ЛукинА.В., Никитин А.И.,Иванов А.В. Киргизия на пути от автократии к парламентской республике //Вестник МГИМО Университета,-2011, - № 2,с 162-168

2. Дононбаева А.А. Конституционные реформы в Кыргызской республике //Журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук»,- 2016, - № 3

3. Мусабаева А.Роль социологии в информационно-аналитическом обеспечении социального управления в Кыргызской Республике // http://rus.gateway.kg/2750-2/

4. Миннибаев Б. И., Гусманов И. Ф. Особенности системы государственного управления Республики Кыргызстан // Молодой ученый, -2014,- №1.1.,с. 5-7.

5. ТюлегеновМ. Гражданское общество и система государственного управления в Кыргызстане: вопросы взаимодействия // Вестник академии государственного управления при президенте КыргызскойРеспублики, -2010, - № 11, с.: 136-143

6. Жарбеков А.М., Бутова Т.В.Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления // сборник научных статей, подготовленный в рамках III международной научно-практической конференции, - 2016 г., с.: 116-119

7. Корнилов М. Я., Олейников Д. И.Государ-ственное управление вКыргызской Республике: пути и возможности совершенствования //Вестник российского университета дружбы народов, -2015, с.: 75-83.

8. Атаканов Н.А.Коррупция как фактор противодействия модернизации системы государственного управления в Киргизии // Вестник московского университета МВДРоссии, - 2009, - № 7, с.: 111-115

9. Боконбаев К. Д.К вопросу о традиционализме и модернизации кыргызскогообщества // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета, - 2015, - №2, с.: 7-11

10. Мусурманкулов Э. Отражение ценностей "уруучулук" (трайбализм) в политических процессах современного Кыргызстана // Вестник Академии государственного управления при президенте Кыргызской Республики, - 2013, -№ 18,с.: 51-53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.