Научная статья на тему 'Политический режим и трайбализм в Кыргызстане'

Политический режим и трайбализм в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2485
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ТРАЙБАЛИЗМ / КЛАНОВОСТЬ / АВТОРИТАРИЗМ / ПРЕЗИДЕНТ / РЕГИОНАЛИЗМ / POLITICAL REGIME / TRIBALISM / CLAN SOLIDARITY / AUTHORITARIANISM / PRESIDENT / REGIONALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аширов Ж.Т.

В статье рассматриваются процесс становления политического режима и проблемы трайбализма в Кыргызской Республике. Анализируются современные проблемы трайбализма и меры по преодолению этого фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Regime and Tribalism in Kyrgyzstan

The author analyzes the impact of tribalism on the evolution of political regime in the Kyrgyz Republic. Tribalism is seen as an unwelcome influence on the country’s development. Measures are considered to divorce it from politics.

Текст научной работы на тему «Политический режим и трайбализм в Кыргызстане»

ТРИБУНА

молодого ученого

Ж. Т. АШИРОВ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров)

(Академия управления МВД России)

Zh. T. ASHIROV,

Adjunct of Faculty 3 (Training Research and Teaching Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 39:94(575.2)

Политический режим и трайбализм в Кыргызстане Political Regime and Tribalism in Kyrgyzstan

В статье рассматриваются процесс становления политического режима и проблемы трайбализма в Кыргызской Республике. Анализируются современные проблемы трайбализма и меры по преодолению этого фактора.

Политический режим, трайбализм, клановость, авторитаризм, президент, регионализм.

The author analyzes the impact of tribalism on the evolution of political regime in the Kyrgyz Republic. Tribalism is seen as an unwelcome influence on the country's development. Measures are considered to divorce it from politics.

Political regime, tribalism, clan solidarity, authoritarianism, president, regionalism.

Под влиянием различных факторов в Кыргызстане после обретения независимости наступил период резких политических и социально-экономических трансформаций. Несомненно, эти факторы в последующем сыграли свою роль в формировании и развитии политического режима в Республике.

Политический режим является той частью формы государства, которая непосредственно связана с правовой системой, задает вектор ее развития, определяет правовую политику государства и от характера которой зависит развитие личности, общества и государства. Политический режим характеризует одновременно преемственность, стабильность, жизнеспособность государственной власти как сущностного проявления любого государства.

Как показывает историческая практика, политический режим каждого государства разви-

вается под воздействием целого ряда самых разнообразных факторов, среди которых характер экономики, уровень развития общества, уровень его общей, политической и правовой культуры, тип и форма государства, соотношение в обществе социально-классовых сил, исторические, национальные, культурные и иные традиции, типовые и прочие особенности стоящей у власти политической элиты [8].

Сегодня менталитет, культура, духовность, социально-культурная среда имеют уникальные особенности в Кыргызстане и играют решающую роль в формировании политического режима. При этом трайбализм в Кыргызстане проявляется везде. Им пронизаны все сферы жизни государства и общества, начиная от школ до высших органов государственной власти, так как подбор кадров практически во всех органах государственной власти в большинстве случа-

'Ранее - преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Академии МВД Кыргызской Республики.

'Formerly - Lecturer at the Departament of State Law Disciplines of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgys Republic.

ев происходит по принципу землячества. Кроме того, в социальных сетях все споры в конце концов приводят к трайбализму. К сожалению, даже образованные люди иногда участвуют в этих процессах.

Трайбализм или трибализм (англ. tribalism, от лат. triba — племя) — ситуация племенной разобщенности и обособленности во многих регионах мира, которая имеет много проявлений: покровительство единоплеменникам в государственном аппарате, родоплеменная вражда, стремление иметь дело только с представителями своего племени.

В советский период, несмотря на жесткие меры, трайбализм не был искоренен до конца. С обретением независимости трайбализм в Кыргызстане возродился и вот уже в течение двадцати пяти лет существует, приобретя характер основной угрозы кыргызской государственности.

Выдающийся кыргызский писатель Ч. Айтматов предупреждал: «Мы должны преодолеть этнический эгоизм и должны, как можно дальше, уйти от трайбализма, регионализма, клановости, местничества, иначе тупик» [4]. Он всегда призывал обращать внимание на проблему «Север — Юг», предложив обеим сторонам прекратить соперничество и сообща взяться за экономическое и политическое развитие Кыргызстана.

В постсоветском Кыргызстане в рамках демократической модели эволюции политического режима сменилось несколько режимов. К примеру, на смену политическому режиму Акаева пришел режим Бакиева, и в том и другом проявлялись авторитарные клановые тенденции. Грубейшие ошибки авторитарных семейно-клановых режимов президентов Кыргызской Республики А. Акаева и К. Баки-ева способствовали проявлению регионализма, трайбализма, этническим и конфессиональным конфликтам, а также нестабильности ситуации внутри правящих элит.

Проблема противоречий между Югом и Севером остро стояла в периоды правления А. Акаева и К. Бакиева. Президент Кыргызской Республики А. Акаев не уделял внимания проблемам южных областей. После смены режима А. Акаева подобная ситуация сложилась и в период правления К. Бакиева. Учитывая историческое прошлое, менталитет кыргызского народа, А. Акаев и К. Бакиев должны были проводить политику, которая вела бы к единству нации. Сходство режимов этих двух президентов заключалось в том, что при обоих режимах сложившиеся политические элиты были коррумпированными и продажными, им не было дела до жизни простого народа, отсутствовало желание что-либо менять, они были заняты только продвижением своих личных интересов.

Политические режимы А. Акаева и К. Бакиева сложно назвать демократическими, эти режимы можно характеризовать как «авторитарную демократию», «электорально-клановую» или «клановую демократию» [5].

Очень метко подметил в свое время Конфуций, сказав, что государство подобно большой семье, а правителям советовал относиться к подданным, как к своим детям. В маленьком Кыргызстане два президента вместо того, чтобы развивать экономику, укреплять единство народа, целостность страны, создавать будущее, «скатились в болото трайбализма». Даже правители отсталого Кокандского ханства занимались политикой, больше думали об общих интересах государства.

Сегодня, несмотря на принятые меры против трайбализма, сложный этап развития Кыргызстана не преодолен.

Проведение реформ сопровождается кризисными явлениями в политической, социально-экономической и иных сферах общественной жизни, следовательно, эти процессы проходят болезненно, с социальными потрясениями. Сегодня общественность осознает необходимость стабильного политического режима, который мог обеспечить функционирование нормального демократического государства.

К первостепенным задачам достижения политической стабильности следует отнести устранение регионально-социальных расколов: по горизонтали — между элитой и оппозицией, между формирующимися новыми социальными слоями, по вертикали — между Севером и Югом, а также разрешение острых этнических конфликтов. Стабильность в политическом плане может быть обеспечена лишь на основе более или менее успешного экономического развития страны и всего региона в целом, при благоприятных международных условиях [6]. Учитывая условия географического положения Кыргызстана, необходима дальнейшая рационализация государственно-территориального устройства страны. По Конституции Кыргызская Республика — унитарное государство [1]. Страна многонациональная, и властям для совершенствования политического режима необходимо оптимизировать систему кыргызского унитаризма.

В целях укрепления национального единства и стабильного развития Кыргызской Республики, принятия долгосрочных мер по регулированию межэтнических отношений, проведения сбалансированной и эффективной языковой политики, формирования общегражданской идентичности, а также дальнейшего развития государства и обеспечения национальной безопасности Президент Кыргызской Республики А. Атамбаев подписал Указ «О Концепции укре-

пления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике» [2].

В Концепции отмечается, что «укрепление единства народа Кыргызстана и совершенствование межэтнических отношений являются важнейшими условиями успешного развития страны, напрямую влияют на состояние национальной безопасности». Угроза усиления межэтнических противоречий, как никогда, реальна и требует решительных и адекватных мер противодействия со стороны государства и общества [2].

В настоящее время в Кыргызстане для укрепления демократического режима необходимо целенаправленно вести борьбу с трайбализмом (клановость, непотизм). Действующая власть должна делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить единство и сплоченность населения, в целях консолидации всех этнических сообществ при сохранении культурного наследия и воспитании толерантности.

Одним из первых шагов по выведению Кыргызстана из затянувшегося кризиса стало принятие Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 гг., в которой говорится, что в ближайшие пять лет Кыргызстан должен состояться как государство, для чего необходимы три условия - опора на собственные возможности, обеспечение верховенства права и законности, достижение единства. С этой целью Президент Кыргызской Республики А. Атамбаев 2014 г. объявил «Годом укрепления государственности» [9].

Президент Кыргызской Республики А. Атамбаев выступал против авторитарного режима, коррупционных схем, вел борьбу с коррупцией, нечистоплотными чиновниками и утвержденная им Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 гг. свидетельствует о наличии твердой политической воли у руководства страны. Также привела к позитивным результатам и активная деятельность Антикоррупционной службы в Государственном комитете национальной безопасности [3]. К уголовной ответственности стали привлекаться представители высшей элиты, что породило у людей надежду на справедливость [7].

Президент Кыргызской Республики А. Атамбаев отмечал, что при сложившемся политиче-

ском режиме оппозиция входит во властные структуры. Парламентские оппозиционные фракции, благодаря выдержке и терпению, решают насущные вопросы путем переговоров.

Консолидация сложного кыргызского общества возможна на принципах справедливости и солидарности, минимизации неравенства. В ходе проведения преобразований необходимо учитывать исторические условия и менталитет, традиции народа Кыргызстана, а не просто декларировать «западные ценности».

В этом контексте правильным является решение Президента Кыргызской Республики А. Атам-баева об объявлении 2017 г. - «Годом нравственности, воспитания и культуры» в порядке продолжения логической связи с «Годом истории и культуры» с целью дальнейшего углубленного развития национальных ценностей, воспитания подрастающего поколения нравственным, совестливым и глубоко образованным.

Для установления стабильного политического режима Кыргызстана необходимо принять следующие меры:

— в государственном масштабе следует пропагандировать через средства массовой информации с привлечением авторитетных творческих людей нетерпимое отношение к трайбализму;

— необходимо разработать идеологию, ведущую к единству нации;

— правоохранительные органы должны осуществлять надзор за высказываниями чиновников, депутатов и граждан, а в случае если в их высказываниях содержатся призывы к вражде между регионами, необходимо виновных привлекать к ответственности, и тогда принцип неотвратимости наказания станет важнейшим фактором укрепления политического режима;

— соответствующие органы должны осуществлять контроль за подбором и назначением кадров в государственных учреждениях, высших учебных заведениях, правоохранительных органах, вооруженных силах Кыргызской Республики;

— необходимо повышать уровень нравственной и правовой культуры граждан, воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма, любви к Родине — Кыргызстану.

Список литературы:

References:

1. Конституция Кыргызской Республики (принята 27 июня 2010 г.) // Эркин Тоо. 2010. № 61 (1981).

2. О Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике [Электронный ресурс]: указ Президента Кыргызской Республики

1. The Constitution of the Kyrgyzstan Republic (adopted on the 27th of June, 2010) // Erkin Too. 2010. № 61 (1981).

2. About Conception of the people unity strengthening and interethnic relationships in the Kyrgyzstan Republic [Electronic resource]: the Kyrgyzstan Republic President's decree from

от 10 апреля 2013 г. № 74. URL: http://www. president.kg/ru (дата обращения: 10.05.2017).

3. Об образовании Антикоррупционной службы в Государственном комитете национальной безопасности Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: указ Президента Кыргызской Республики от 14 декабря 2011 г. № 27. URL: http://www.president.kg/ru (дата обращения: 05.06.2017).

4. Айтматов Ч. Реквием улетающей стаи. Статьи, интервью и диалоги. О творчестве Ч. Айтматова. Статьи и эссе. 1998—2003 гг. М., 2003.

5. Аширов Ж. Т. О некоторых проблемах становления государственно-политического режима в Кыргызской Республике // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).

6. Бегалиев И. С. Модернизационные процессы в политической жизни современного Кыргызстана: эволюция модели общественно-политического развития: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

7. Осмоналиев К. М. Новая коррупционная политика: сб. офиц. документов и норм. прав. актов с краткими комментариями. Бишкек, 2013.

8. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. М. Н. Марченко. М., 2012.

9. Тогусаков О. А. Кыргызстан в цивилизованном мире. Бишкек, 2016.

the 10th of April, 2013. № 74. URL: http:// www.president.kg/ru (access date: 10.05.2017).

3. About formation of Anticorruption service in State Committee for national safety of the Kyr-gyzstan Republic [Electronic resource]: the Kyrgyzstan Republic President's decree from the 14th of December, 2011. № 27. URL: http:// www.president.kg/ru (access date: 05.06.2017).

4. Aitmatov Ch. The requiem of flying swarm. The articles, interviews and dialogs. About creativity of Ch. Aitmatov. The articles and essayes. 1998-2003 it. M., 2003.

5. Ashirov Zh. T. About some problems of national politics regime formation in the Kyrgyzstan Republic // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 4 (40).

6. Begaliev I. S. Modernization processes in a political life of the modern Kyrgyzstan: a model's evolution of public political development: dissertation autoabstract ... candidate of Law. M., 2013.

7. Osmonaliev K. M. The new corruption politics: the official documents and normative law acts' compilation with short comments. Bishkek, 2013.

8. The problems of state theory and law: a textbook / edition by M. N. Marchenko. M., 2012.

9. Togusakov O. A. Kyrgyzstan in the civilized world. Bishkek, 2016.

E-mail: jusup2016@mail.ru

О —

О X

о —

о ^

о <

о

<

X

>>

s

а. Е-

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.