РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТРАЙБАЛИЗМА И РЕГИОНАЛИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ КЫРГЫЗСТАНА
Б.М. Атамурзаева, канд. филос. наук, доцент Жалалабатский государственный университет (Кыргызстан, г. Джалал-Абад)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10074
Аннотация. В данной статье рассматриваются политические аспекты межрегиональной интеграции Кыргызстана и выявляется степень влияния факторов трайбализма и регионализма в формировании государственной структуры Кыргызстана.
Ключевые слова: трайбализм, регионализм, межрегиональная интеграция, политика.
Несомненно, в Кыргызстане регионализм является производным от трайбализма. Но с обретением независимости, и последующем развитии государственности, когда Кыргызстан существует как самостоятельное государство, административно-территориальное деление обретает большее значение, так и регионализм обретает свои новые черты. И вследствие этого, в данной работе трайбализм и регионализм изучаются как разные аспекты одной проблемы.
Трайбализм (кырг. уруучулук) на протяжении всей истории был неотъемлемой частью жизни кыргызов. Даже сейчас, обретя государственность, будучи цивилиза-ционным обществом, став демократическим и светским государством, пережитки прошлого не оставляют кыргызов. Это обусловлено исторической ролью и дальнейшим развитием трайбализма. В те давние времена, когда родовое объединение для кыргызов был единственным способом выжить, род и племя играли главную роль в жизни людей. И следует отдать должное этому явлению, в суровых условиях кочевой жизни, не имея государственности, кыргызские племена смогли сохраниться за счет родоплеменных отношений в отличие от гуннов, саков и т.д, которых ныне не существует[1, с. 71].
Но в то же время, где есть племя, там есть деление на роды, кланы и т.д. Ведь племя подрузумевает собой превосходство свое над другими родами, значимость только своих корней [2, с.13].
Еще одной причиной сохранения трайбализма является кочевой образ жизни кыргызов, существовавший до 30-х годов предыдущего века. Ограниченность пространства, хозяйственной деятельности и общения прочно объединяло людей. Социально-экономические отношения, традиции, быт, многовековой опыт людей, в основе всего лежали принципы трайбализма. Род, став гарантией жизни и защиты отдельного сородича, вместе с тем устанавливал свои правила. За убийство сородича могли убить любого человека из рода, или же весь род откупался, за преступление своего сородича. Если кто-то нуждался или еще т.п., аксакалы совершали сбор с народа (журтчулук), даже против воли людей [3, с. 114].
Вместе с вхождением в состав Российской империи с середины XIX века, предпринятые меры царской администрации, создавали определенные трудности для благополучного процветания трайбализма. Например, закон 1867 г. об управлении в Семиреченской и Сырь-Дарьинской областях разделения кочевого населения на волости и аулы. Далее, переход к оседлости стал еще одним ударом по трайбализму, но если на юге процесс оседлости происходил быстрыми темпами, то на севере он затормозился.
С установлением Советской власти ро-доплеменные отношения у кыргызов стали «невидимыми». Так, советский ученый Б.Б. Кушнер в 1925 году говорил: «родового строя, собственно, больше не существует в Горной Киргизии» [4, С.35]. Хотя на
деле все обстояло иначе. Советские ученые и власть все явления жизни «прогибали» под свой формационный подход и «вечную борьбу классов». Борьбу с ней называли и классовым расслоением общества, и ликвидацией бай-манапства и кулачества, и обатрачиванием советских и хозяйственных органов, наступлением на патриархальщину, национализмом, групповщиной, местничеством, а также индустриализацией, коллективизацией, культурной революцией и т.д. Вследствие этого, все руководители и партийные работники стали выходцами из «бедняцких» или «середняцких» слоев.
Как известно, идеологией СССР формировался «советский народ», «социалистическая нация». Все какие-либо проявления национализма, национальной идентичности подвергалось наказанию в виде исключения из партии, ссылок, преследований и т.д. Поэтому и не изучалась мен-тальность или специфика нации.
В научной литературе советского периода термин «трайбализм» практически не встречается. В кыргызской литературе можно найти определение в «Кыргыз ти-линин тушундурмогу» Э. Абдулдаева и Д. Исаева, издательства «Мектеп» 1969 г. И в кыргызской энциклопедии 1980 г. Специальных трудов посвященных этой теме, конечно, нет.
А при этом трайбализм вовсе исчез. В те годы трайбализм проявлялся в борьбе партийных, советских, хозяйственных работников кыргызской национальности. Также и колхозы создавались на принципе родства. Многочисленные попытки борьбы с «родовыми колхозами» и «родовыми селами» не увенчались успехом [5].
С развалом СССР, Кыргызстан, как и все бывшие союзные республики, принялся возрождать свою национальную самобытность на волне всеобщей эйфории от обретения независимости. Большое значение сыграли проблемы идентичности кыр-гызов. «Кто мы?», уже не «советский народ»; «кочевники?», в условиях глобализации и рыночной экономики, смешно и невозможно, «тюрки?» - нет, не то, «мы кыргызы!». Этот небывалый всплеск национального самосознания в купе с эконо-
мическим кризисом, стрессовым состоянием всего общества стал самой благоприятной почвой для расцвета трайбализма и всех многовековых традиций, как негативных, так и положительных. Это объясняется историей, традицией, менталитетом кыргызов - в переломных моментах источником защиты и сохранности были ро-доплеменные отношения. Кыргызы ринулись вспоминать свою родословную, те кто имел деньги заказывал книги, где он являлся потомком видного манапа, род его имеет древние корни и вообще, его род многих превосходил.
Первый президент Кыргызской Республики А. Акаев на стал исключением. Время его правления показало, что тенденция родоплеменной идентичности может перенестись на более высокие уровни - назначение на ключевые посты в управлении государства представителя семьи и/или рода. Преимущество имели представители северных племен: сарыбагыш, солто, саруу и бугу. Также при А. Акаеве складывается система продажи должностных постов, при непосредственном участии его супруги - Майрам Акаевой [6, с. 202]. Второй президент КР Курманбек Бакиев, пришедший к власти в результате «тюльпановой революции» 2005-г., превзошел А. Акаева. Его семейно-клановое правление вызвало всеобщее недовольство народа, что вылилось в демонстрации и митинги, затем «кровавые» события 7-апреля 2010 г. И первый и второй президент с позором бежали из страны.
На сегодняшний день о роли трайбализма в государственном управлении не говорят только ленивые, отмечая негативные его стороны. При этом, тема трайбализма остается одной из актуальных в Кыргызстане. На самом деле это все хитросплетения кыргызской политики. Как пишется в Отчете Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики «Влияние родопле-менных (клановых) отношений на формирование (деформацию) механизмов государственного управления, негативные и положительные факторы»: «В КР существуют не только отношения по принципу родоплеменного деления, основанные на
определенной идентичности, но и патронажные сети, основной объединяющей силой которых является доступ к материальным ресурсам» [7, с. 6]. Патронажные сети - это сообщество людей, в взаимоотношениях которых, преобладает неформальный характер построения и осуществления коммуникаций. Внутренняя связь может выходить за рамки родственных. В управлении государством акторы подобных сетей обеспечивают друг другу безопасность в осуществлении внеправовых политических, финансовых действий. Патронажные сети наиболее близки к коррупции. Они отличаются от родоплеменных отношений тем, что на их основе лежит материальный интерес, во втором случае это идентичность. В трайбализме выделяется эмоциональная связь, в патронажных сетях - рациональная. Отсюда следует, что акаев-ская и бакиевская власти подходят под определение патронажных сетей.
Но это не значит, что родоплеменные отношения никакой роли не играют в управлении государством. Есть три уровня в государственном управлении Кыргызстана: местный, средний и национальный уровни. На местном уровне родоплемен-ные отношения играют определенную социальную роль. На следующем уровне принципы родства могут использоваться и манипулироваться в коррупционных схемах патронажных сетей. На национальном уровне это проявляется в борьбе патронажных сетей за власть и ресурсы. Своими корнями она ходит еще в эпоху СССР [7, с. 25]. В нынешних условиях деятельность патронажных сетей выливается в создание различных политических партий.
Также обстоит дело и с регионализмом. Деление на Север и Юг является одной из острых проблем региональной интеграции. Но как мы выяснили, в государственном управлении ключевое место принадлежит патронажным сетям. Несосоятельность регионализма в кыргызской номенклатуре можно проследить в следующих моментах: объединение партий «Ата-Журт» и «Республика»; Временный президент Роза Отунбаева, родившись на юге, она никак не идентифицирует себя с каким-либо регионом и нынешний перзидет Алмазбек
Атамбаев,его корни уходят в Баткен, но его относят к северу.
Кыргызские политики, в борьбе за власть, с успехом используют как родоп-леменное деление, так и региональный признак. Не исключено, что придя к власти, они также будут лоббировать интересы своих сородичей и/или земляков. Но нужно понимать, что основой интересов политиков является приход к власти, отсюда доступ к материальным ресурсам. И для этого они будут использовать любые методы, играя на чувствах людей.
Другой вопрос, насколько это «прокатывает»? Как показывают политические катаклизмы в Кыргызстане 2005, 2010 гг., проблемы трайбализма и регионализма в кыргызском социуме, стоят остро. Исторически сложились различия между северными и южными жителями в языке, традициях, привычке и т.д. Хотя эти различия не кардинальные, именно они стали «яблоком раздора» между жителями одной страны. Все дело в том, что южные жители, живя в Ферганской долине, еще со временен Кокандского ханства, испытывали влияние узбекской культуры. Юг раньше пришел к оседлости в противовес Северу, который был в составе Кокандского ханства лишь формально, фактически же Север сохранял кочевой образ жизни и мог жить как ему угодно. К историческим предпосылкам можно отнести и вхождение Кыргызстана в состав Российской империи в 19 веке, когда Север изъявил желание принять подданство России, вошел раньше и добровольно, в отличие от Юга, который пришлось силой оружия присоединять царской России.
Это общеизвестный факт, но он нигде не отражен, что представители Севера (жители Нарынской, Иссык-Кульской, Таласской и Чуйской областей) называют жителей Ошской, Джалал-Абадской и Бат-кенской областей ошанами, чем вызывают недовольство южан. Северян, в свою очередь, раздражает диалект и привычки южан. Они обвиняют их в том, что те позволили себе подвергнуться сильному влиянию узбеков. Также отмечается, что на Юге больше привереженцев ислама, чем на Севере. Национальные и культур-
ные различия двух регионов связаны с этнической разницей: на Юге большое количество представителей узбекской нацио-нальсти и таджикской (в меньшей степени, но все же), на Севере же живут разные этнические группы, где преобладающее количество имеют русские. Оттого Север более русифицирован, открыт, практичен и коммуникабелен. На Юге же люди более гостеприимны и терпеливы.
Говор южан занимает срединное положение между языком северян и узбеков, данный факт отражается лингвистами. Например: на севере говорят «жумуртка» (яйцо), на юге «тукум» (яйцо) [9]. Разница в языке, как мы уже отметили, произошло из-за долгого общения южан с жителями Ферганской долины (узбеками, в большей степени и таджиками).
Необходимо отметить, что изменения касаются не только языка, но они отражены и в материальной культуре: замужние женщины на севере носят элечек, а на юге - каляк, он одевается на келта кыя (спе-цильная шапочка), и все процедуры наматывания, одевания проходят по совершенно различным технологиям, также отличаются и узоры на одежде.
Следует обратить внимание на некоторые нюансы регионализма. Это то, что жители севера, с определенной долей неприязни относятся к южанам или ошанам (по их выражению). Трайбалистский стиль в отношениях, отражающихся в коммуникативных связях, сохраняется и к жителям Таласа, это связно с их близостью к соседним казахам. Как мы уже отметили, эти факты носят латентный характер и никак не отражены в исследованиях ученых. Как и следующее положение: отличается идентичность жителей Токтогульского района (Джалал-Абадская обл.). Как представитель Джалал-Абадской области, я могу утверждать исходя из жизненного опыта, что они резко дистанцируются от Ошского региона, хотя по административно-территориальному подчинению они относятся к данному региону. В связи с географическим расположением, Токтогуль-ский район изолирован горными цепями от долинной части и южный диалект там почти не встречается.
Во что выливаются проблемы трайбализма и регионализма? В частных случаях, это принижение студента / сотрудника / соседа и т.д. и т.п. На более высоком уровне - запрет родителями, родственниками на женитьбу с представителем противоположного региона, рода. А на государственном уровне - назначение на должности по принципу родства и землячества.
Корнем этих проблем является отсутствие единой общенациональной идентичности. В Кыргызстане построение демократического государства (как модель, присущая передовым западным странам) столкнулось с трудностями, так как гражданская национальная идентичность присуща западным, а этническая национальная идентичность — восточным странам.
В нашей многонациональной стране не может реализоваться проект идентичности по этническому признаку, а новая гражданская идентичность - кыргызстанец - до сих пор не сформирована и не принята населением страны. Следует также рассматривать национальную идентичность кыр-гызов через призму советского наследия, оно оставило неизгладимый след в самосознании кыргызов. Важность изучения идентичности народа обусловлена тем, что идентичности, порожденные взаимоотношениями между индивидуальным сознанием и социальной структурой, способны определять настроение социальной структуры. Яркий тому пример: события 2005, 2010 гг.
Конечно, у трайбализма есть свои плюсы в воспитательной части молодежи: уважение старших, знание своей истории, родословной, улучшение памяти. Прявле-ния трайбализма и регионализма всегда существовали, и к сожалению, в ближайшем будущем кыргызы не смогут с ними справиться. Но необходимо понимать, что мы живем в цивилизованной стране, у нас есть государство, где прописаны законы, права и обязанности каждого гражданина и нет необходимости держаться за свой род или село. От пережитков прошлого и стереотипов нужно избавляться, так как они ведут к дезинтеграции государства, сепаратизму и могут привести к граждан-
ским войнам, как это было в Таджикиста- различные социальные ролики; снизить не, Ливии, Уганде и д.р. уровень риторики в деятельности СМИ,
Кыргызстану нужно выработать модель отдельных личностей, которые преувели-государственного устройства, с учетом ис- чивают проблему разделения общества, торических, традиционных, националь- тем самым искусственно навязывая сте-ных, культурных особенностей, для мир- реотипы всему обществу. И в конце то ного и благополучного сосуществования концов, применять эффективные меры по [9, с. 8]. Руководству страны следует раз- улучшению экономики, низкий уровень вивать гражданскую идентичность; укруп- жизни, только усугубляет социальные нять политические партии; показывать проблемы.
Библиографический список
1. Суверенный Кыргызстан: проблема традиций и социальной целостности / Ред. Джуншалиев Д., Плоских В./ НАН КР, Б: Илим, 1999. С. 71
2. Кулматов Нуркемел. Уруучулук (трайбализм) - Б, 1999. С.13
3. Гродеков Н.И. Киргизы и кара-киргизы Сырь-Дарьинской области. С. 114
4. Кушнер Б.Б. Горная Киргизия (Социалистическая разведка) - М, 1929 г. С.35
5. Джунушалиев Д., Плоских В.М. Трайболизм и проблемы развития Кыргызстана. -03.02.2008: http://www.ca-c.org/journal/cac-09-2000/17.Dzhunu.shtml
6. Джунушалиева Г. Д. Особенности эволюции бюрократической системы Кыргызстана в советский и постсоветский периоды /КРСУ. - Бишкек, 2013. С. 202
7. Влияние родоплеменных (клановых) отношений на формирование (деформацию) механизмов государственного управления, негативные и положительные факторы. - Бишкек: Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики, 2013.
8. Традиционное деление Кыргызстана на Север и Юг проходит экзамен на единство нации. URL: http://rus.azattyq.org/content/kyrgyzstan_north_south/2030369.html
9. А.Б. Болпонова. Трайбализм и интеграция кыргызского общества. Вестник КРСУ. 2013. Том 13. № 6.
THE ROLE AND IMPORTANCE OF TRAYBALISM AND REGIONALISM IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE STATE STRUCTURE OF
KYRGYZSTAN
B.M. Atamurzaev, candidate of philosophy, associate professor Jalalabat state university (Kyrgyzstan, Jalal-Abad)
Abstract. This article examines the political aspects of interregional integration in Kyrgyzstan and reveals the degree factors of tribalism and regionalism in the formation of the state structure.
Keywords: tribalism, regionalism, interregional integration, policy.