Научная статья на тему 'Факторы кризисов ы Кыргызстане: борьба регионов, кланов и политиков'

Факторы кризисов ы Кыргызстане: борьба регионов, кланов и политиков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4230
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР / РОЛЬ ИСЛАМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галлиев Андрей

Процесс обретения Кыргызстаном государственности начался с момента его вхождения в состав Российской Федерации на правах автономии. Истоки же некоторых сегодняшних проблем следует искать в так называемом территориально-национальном размежевании народов бывшей Туркестанской Республики (1924—1925 гг.), когда в результате неверного национально-демографического подхода к установлению и демаркации границ появились административно-территориальные образования со смешанным составом населения. В 1925 году Кыргызстан получил статус автономной области в составе РСФСР и только в 1936 году стал союзной республикой, наделенной атрибутами более высокого государственного статуса; однако в годы независимого существования государства границы не уточнялись и не менялись. В Иссык-Кульской котловине и прилегающих к ней горах Кунгей-Алатау и Терскей-Алатау, а также в Чуйской и Таласской долинах проживали северные кыргызы, при этом значительную часть населения там составляли русская и казахская диаспоры. За перевалами Ферганского, а также в предгорьях Алайского и Чаткальского хребтов, расположенных вокруг Ферганской долины, расселились кланы и роды южных кыргызов; кроме того, на территории Кыргызстана наблюдались значительные вкрапления узбеков и таджиков. Отдельные кишлаки (с прилегающими угодьями), населенные узбеками и таджиками, являются анклавами, юридически находящимися в ведении Узбекистана и Таджикистана; это обстоятельство еще больше осложняет межнациональные отношения. В данной статье мы попытаемся проанализировать современную политическую жизнь Кыргызстана с точки зрения региональных и других факторов и остановимся на некоторых моментах предыстории происходящих событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы кризисов ы Кыргызстане: борьба регионов, кланов и политиков»

ФАКТОРЫ КРИЗИСОВ В КЫРГЫЗСТАНЕ: БОРЬБА РЕГИОНОВ, КЛАНОВ И ПОЛИТИКОВ

Андрей ГАЛЛИЕВ

докторант университета «Туран», старший преподаватель университета «Туран», магистр преподавания английского языка (МТЕ) и магистр делового администрирования (МВА) (Алматы, Казахстан)

Введение

Процесс обретения Кыргызстаном государственности начался с момента его вхождения в состав Российской Федерации на правах автономии. Истоки же некоторых сегодняшних проблем следует искать в так называемом территориально-национальном размежевании народов бывшей Туркестанской Республики (1924—1925 гг.)1, когда в результате неверного национально-демографического подхода к установлению и демар-

1 См.: Советский Союз: Киргизия. М.: Мысль. 1970. С. 62.

кации границ появились административно-территориальные образования со смешанным составом населения.

В 1925 году Кыргызстан получил статус автономной области в составе РСФСР и только в 1936 году стал союзной республикой, наделенной атрибутами более высокого государственного статуса2; однако в годы независимого существования государства границы не уточнялись и не менялись.

2 См.: Конституция и конституционные акты Союза ССР (1922—1936). Сборник документов. М., 1940. С. 64.

В Иссык-Кульской котловине и прилегающих к ней горах Кунгей-Алатау и Терскей-Алатау, а также в Чуйской и Таласской долинах проживали северные кыр-гызы, при этом значительную часть населения там составляли русская и казахская диаспоры.

За перевалами Ферганского, а также в предгорьях Алайского и Чаткальского хребтов, расположенных вокруг Ферганской долины, расселились кланы и роды южных кыргызов; кроме того, на территории Кыргызстана наблюдались значительные вкрап-

ления узбеков и таджиков. Отдельные кишлаки (с прилегающими угодьями), населенные узбеками и таджиками, являются анклавами, юридически находящимися в ведении Узбекистана и Таджикистана; это обстоятельство еще больше осложняет межнациональные отношения.

В данной статье мы попытаемся проанализировать современную политическую жизнь Кыргызстана с точки зрения региональных и других факторов и остановимся на некоторых моментах предыстории происходящих событий.

Истоки кризиса

Границы, воспринимавшиеся в советский период как чисто административно-хозяйственные, с обретением странами Центральной Азии (ЦА) независимости стали государственными; по мере роста национального самосознания местных народов они превратились в причину конфликтов. Сказывалось и различие в ментальности населения; основным видом хозяйства у кыргызов было кочевое скотоводство, а у узбеков и таджиков — земледелие.

Таким образом, настроения местных политических элит накладывались на местную специфику родо-племенных и клановых отношений, соперничество «юга» и «севера» и межэтническую конфронтацию3.

Конфликты на политической сцене Кыргызстана и прилегающих к нему регионов с самого их зарождения стали объектом пристального внимания общественности многих стран, международных и местных СМИ. Так, за неполное десятилетие по этой тематике только в журнале «Центральная Азия и Кавказ» (Швеция) было опубликовано 15 статей, немногим меньше — в «Центрально-азиатском обозрении» (Оксфорд). Множество материалов опубликовано в различных изданиях России, Китая и других странах.

Перманентный политический кризис в Кыргызстане, продолжавшийся несколько последних лет, перешел в апреле 2010 года в новую фазу: началось вооруженное противостояние между властью и населением, а также между различными клановыми и региональными группировками политических элит, которое впоследствии привело к межнациональным столкновениям.

Принято считать, что в Кыргызстане существует политическое противостояние между северными и южными кланами (точнее, родами). Это распространенное мнение хотя и не совсем верно, но в какой-то мере отражает реальную ситуацию: первого президента Акаева считают «северянином», а Бакиева — «южанином».

Понятия «северяне» и «южане» относятся исключительно к коренным кыргызам. Внутри общества до сих пор сохранились родоплеменные связи; место рождения и принадлежность к тому или иному роду имеют большое значение.

Скрытый конфликт региональных элит в лице А. Масалиева и М. Шеримкулова (соответственно первый и второй секретари ЦК Компартии Киргизии, представлявшие юг и север республики) осенью 1990 года привел к власти А. Акаева, казавшегося в то время наиболее приемлемой кандидатурой на пост первого президента Кыргызской Республики (КР).

3 История и идентичность: Кыргызская Республика. Бишкек: ФФЭ, 2007. 273 с.

Региональный фактор наиболее ярко проявился во время президентских выборов 2009 года: большую часть голосов К. Бакиев набрал на юге страны. На своей родине (Джалал-Абадская область) он получил 78,2% голосов избирателей, тогда как в Нарынс-кой области (север) — лишь 29,3%4.

Именно регионально-клановый фактор сыграл огромную роль в событиях апреля 2010 года в Кыргызстане. Основной их причиной была «неполная легитимность» К. Бакиева; ряд региональных (преимущественно северных) кланов был против его выдвижения на первые роли в 2005—2006 годах, а также выражал недовольство его экономической политикой.

Отсутствие консенсуса между основными политическими силами Кыргызстана ввело республику в состояние постоянного политического кризиса, который сопровождался и усиливался социально-экономическим упадком.

Таким образом, к причинам падения режима К. Бакиева следует отнести следующие: острый социально-экономический кризис, неудачные попытки усиления президентской власти, коррупцию, непотизм, регионализм, клановость, криминализацию политической жизни, а также острую нехватку экономических ресурсов. Кроме того, внешнюю политику К. Бакиева резко осуждали и некоторые внешние игроки.

Этнический фактор

Кыргызы, составляющие чуть больше 60% населения КР, в период выборов традиционно придерживаются принципа «коллективизма», особенно в сельской местности: здесь сильны родоплеменные отношения, и в подобных мероприятиях участвуют «всем миром». В современной КР имеются политические группы, требующие, чтобы государственное устройство страны формировалось согласно традициям, то есть с учетом исторического деления кыргызов на правое и левое крыло; другие ориентированы на исламские ценности, третьи — на укрепление светских устоев и модернизацию общества.

На протяжении тысячелетий кыргызской политической культуре был свойственен патриархальный характер с ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода). Он предполагал, что у власти стоит харизматический лидер: ажо, каганы, бии и манапы (правители государства или правители родов) выбирались за способность защитить и прокормить народ в условиях суровой кочевой жизни.

Совокупность сохранившихся этнических традиций получила название кыргызчылык; в это понятие стали включать и свод правил, в основе которого лежат идеализированные национальные традиции и культурные особенности кыргызского этноса, включая санжы-ра (генеалогия происхождения родов кыргызов) и другие генеалогические предания5.

Как уже отмечалось, традиционное разделение кланов на северные и южные довольно условно: оно в некоторой степени отражает влияние географической принадлежности на формирование кадровых и административных группировок. В ходе формирования режима личной власти А. Акаева так называемые северные кланы (Нарынский и Иссык-Кульский) стали группироваться вокруг его «семьи», а все недовольные — вокруг южан. Наиболее многочисленная оппозиция режиму Акаева сформировалась именно на юге.

Смена государственной власти в 2005 году положила начало переделу собственности, формированию новой политической элиты (в основном из выходцев с юга) и поиску дополнительных ресурсов.

4 См.: Омаров Н., Орлов Д. Основные итоги внутриполитического развития Кыргызстана в 2009 году // Центральная Азия и Кавказ, 2010, Том 13, Выпуск 1. С. 33—39; Кабулов Э. К итогам президентских выборов в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ, 2009, № 4—5 (64—65). С. 210—217.

5 См.: Богатыров В. Постреформаторский этап в Кыргызстане: перегруппировка сил или возврат на исходные позиции? // Казахстан в глобальных процессах (Алматы: ИМЭП), 2007, № 1. С. 18—20.

Ряд экспертов считают, что главную роль в событиях во время и после свержения А. Акаева играл ставленник южных кыргызских кланов К. Бакиев. Главной причиной их недовольства режимом Аскара Акаева было то, что фактически у власти находился северный клан, а южный клан в их лице оставался не у дел.

По мнению западных экспертов, Кыргызстан может служить весьма показательным примером пагубности попыток применять существующие демократические модели без учета местной специфики. В таких случаях более пригодным могли бы быть модели «косвенной демократизации», предусматривающие формирование параллельных западному обществу стандартов приверженности гражданским правам. Последние могут быть общими для стран с различными формами демократического правления.

Фактически юг и север страны представляют собой разные общественно-политические общности: бывшие кочевники разделены на 2 «крыла» (онг и сол), а на низовом уровне находятся еще около 40 племен и кланов. Причем подобные связи у кыргызов значительно прочнее, чем, например, у казахов; этот фактор также усиливает политическую нестабильность. Характерно, в частности, что исламистская оппозиция концентрируется прежде всего в Южном Кыргызстане.

Роль ислама

Исламский фактор в Кыргызстане носит не только внутриполитический, но и этнический и внешнеполитический характер, так как большинство членов «Хизб ут-Тахрир аль-ислами» в Кыргызстане составляют этнические узбеки. Значительное число узбеков проживает на юге республики и представляет собой потенциальную базу исламистов. В Кыргызстане существуют большие различия между югом республики, где расположены места религиозного паломничества, и восточными районами севера, где строгие исламские нормы лишь незначительно регламентируют жизнь.

Юг республики является наиболее исламизированным. Не случайно в ходе событий, происходивших на юге и, позже, в Бишкеке, отмечалось возрастание активности «Хизб ут-Тах-рир»; был взят в заложники руководитель духовного управления мусульман Кыргызстана.

На севере страны популяризация исламского фундаментализма сталкивается с серьезными преградами. Основными факторами, препятствующими участию большинства местных кыргызов в фундаменталистском движении, являются существенное влияние славянской, а ныне и западной культуры, развитие рыночной экономики и проживание здесь этнических меньшинств.

В южных регионах страны, и прежде всего в городах Ош, Джалал-Абад и Баткен, некоторым радикальным исламистским группировкам удавалось пройти официальную регистрацию в Министерстве юстиции. В Оше и прилегающей к нему территории, по официальным данным, действует свыше 1 000 мечетей; здесь заметно влияние фундаменталистской идеологии, главными носителями которой являются проживающие там узбеки, а также агитаторы, проникающие из Таджикистана6.

По некоторым данным, Кыргызстан занимает второе место в ЦА после Узбекистана по числу членов «Хизб ут-Тахрир», основную массу которых составляют молодые люди от 18 до 25 лет; партия активно готовится к борьбе за политическую власть7.

6 См.: Крытов А. Религия в общественно-политической жизни Кыргызстана // Центральная Азия и Кавказ, 2006, № 6 (48). С. 101—107; Курманов Э. Деятельность «Хизб ут-Тахрир» в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ, 2002, № 3 (21). С. 138—146; Мирсайитов И. К вопросу о противодействии идей «Хизб ут-Тах-рир» в Кыргызстане // Казахстан-Спектр (Алматы: КИСИ), 2006, № 2. С. 34—38; № 3. С. 31—39.

7 См.: Сатпаев Д. Горючая смесь // Время, 17 июня 2010. С. 18.

Политическая культура

В целом, политическая культура кыргызского народа относится к подданническому типу с доминированием традиционных ориентаций и безразличным отношением к политической системе страны (деятельности политических институтов и центральной власти). Однако в то же время наблюдается заинтересованность политической жизнью на местах, что резко повышает значимость регионального фактора. При этом политический ландшафт постакаевского Кыргызстана чрезвычайно атомизирован. При численности населения Кыргызстана в 5,8 млн чел. правом голоса обладают 2,6 млн граждан; на эту небольшую электоральную массу приходилось 58 зарегистрированных политических партий и еще столько же движений и объединений. Кроме того, как минимум 30 оппозиционных партий находятся в жесткой конфронтации между собой8.

В результате неконтролируемой политической борьбы в кыргызском обществе сложилось устойчивое убеждение, что непременными признаками демократии являются безнаказанность и вседозволенность. Подобный правовой нигилизм, помноженный на низкую политическую культуру как политической среды, так и общества в целом, ведет к тому, что любое применение силы со стороны государства воспринимается обществом весьма болезненно, и, как следствие, стремительно расширяется диапазон волюнтаристских идей и течений.

Отличительной чертой периода пребывания К. Бакиева на посту президента было действие семейно-кланового фактора, носившего четко выраженный региональный (южный) характер; оппозиционные силы считали, что Бакиев фактически готовился к динас-тийной передаче власти своему младшему сыну.

Как отмечают эксперты, в секретариате Бакиева задумали соответствующую реформу и долго согласовывали ее проведение с элитами. Перед открытием курултая президент ездил на юг, в Ош и Джалал-Абад, где его позиции были наиболее сильны. На встречах с аксакалами он обещал открыть здесь филиалы ЦАРИИ (Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям) и перевести в Ош Министерство обороны, что автоматически привело бы к перераспределению финансовых потоков в пользу юга. Таким способом Бакиев хотел заручиться поддержкой местных элит при продвижении своего сына, который в традиционалистских кругах воспринимался с подозрением (он наполовину русский и не говорит по-кыргызски).

Кыргызстан на перепутье

В ночь с 10 на 11 июня 2010 года Кыргызстан, ЦА и весь мир были потрясены начавшимися межэтническими столкновениями: сотни убитых, тысячи раненых, десятки тысяч беженцев, пылающие Ош и Джалал-Абад. Эти ужасные события происходили в то время, когда в Ташкенте проходил саммит государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Временное правительство Кыргызстана обратилось к странам Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с просьбой о введении миротворческих сил. Но совещание секретарей Советов безопасности этих стран, состоявшееся в Москве 18 июня 2010 года, отказало в вооруженной поддержке существующего режима. Ограничились гуманитарной помощью, прежде всего в вывозе раненых и обустройстве беженцев. Р. Отунбаева объявила о

7 См.: Сатпаев Д. Горючая смесь // Время, 17 июня 2010. С. 18.

8 См.: Суюнбаев М.Н. Геополитические основы развития и безопасности Кыргызстана (глобальный, региональный и национальный аспекты). Бишкек: ИИМОП КНУ, 2005. 122 с.; Торогелъдиева Б. Факторы формирования и характер политической культуры в современном Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ, 2009, № 1 (61). С. 145—152.

призыве резервистов в армию и разоружении гражданских лиц; чтобы придать легитимность ее власти, был назначен всенародный референдум по принятию новой конституции, в соответствии с которой Кыргызстан должен был стать не президентской, а парламентской республикой, а с целью привлечения максимального количества избирателей было разрешено участвовать в голосовании без предъявления документов. Есть сведения, что именно в то время в Кыргызстан стали возвращаться некоторые беженцы из числа узбеков и таджиков.

Трудно отделаться от мысли, что события, произошедшие в Кыргызстане, были крупнейшей политической провокацией, направленной на подрыв мира и стабильности в ЦА, а значит и во всем мире; однако прямых доказательств этой версии нет, и ответ на все вопросы даст время. Можно лишь согласиться с утверждениями тех политиков, которые считают, что решить возникшие проблемы сможет только сам кыргызский народ.

Референдум несколько разрядил обстановку, но весь комплекс проблем управления страной остался нерешенным. Согласно первым документам нового руководства, в конце 2010 года должны пройти выборы в парламент. Победившие политические партии сформируют правительство, которое будет нести ответственность перед парламентом.

Выборы президента страны должны состояться в сентябре 2011 года, и до этого срока Р. Отунбаева будет исполнять функции главы государства. При этом оговорено, что она не может баллотироваться в президенты; с учетом специфики местного менталитета это вовсе не означает, что такой попытки не будет.

Интересны некоторые практические шаги нового руководства: упразднен антикоррупционный комитет (по-видимому, в него входили главные взяточники), рассматривается вопрос о пересмотре ряда решений о водообеспечении некоторых регионов Т аджикистана, У збе-кистана и Казахстана, статусе и правах собственности отдельных граждан и зарубежных государств на курортные строения и земли в районе озера Иссык-Куль и т.д. Какие еще мероприятия будет проводить новое руководство, пока не ясно, но понятно одно: Р. Отунбаевой и ее соратникам нужны поддержка и понимание большинства населения республики.

Соседние с Кыргызстаном страны (Таджикистан, Узбекистан и Казахстан), а также Россия, США и международные организации (ШОС, ОДКБ, Евросоюз и ОБСЕ) весьма сдержанно отреагировали на события, произошедшие в республике.

Таджикистан и Узбекистан открыли свои границы для беженцев; не препятствовали они и возвращению людей к разоренным очагам, когда напряжение в Ошской и Джалал-Абадской областях начало спадать.

Казахстан помог покинуть страну тогда еще легитимному президенту К. Бакиеву, которого приняла Беларусь. Кроме того, будучи председателем ОБСЕ, Казахстан не допустил иностранного вмешательства и оказал пострадавшим районам КР гуманитарную помощь.

Видимо, именно по этой причине свой первый зарубежный визит Р. Отунбаева нанесла в столицу Казахстана, где 5—6 июля 2010 года праздновался День Астаны; на эти торжества съехались главы не только государств СНГ, но и стран дальнего зарубежья. Здесь Р. Отунбаевой представилась возможность наладить личные контакты с лидерами многих стран и прояснить свои позиции по нормализации ситуации в республике и строительству демократического Кыргызстана.

Что касается России и США, имеющих свои стратегические интересы в Кыргызстане, то они проявили такт и понимание ситуации. Россия не откликнулась на призыв ввести свои силы в Кыргызстан; она лишь направила роту спецназа численностью 150 человек для обеспечения нормальной жизнедеятельности гражданского населения российской военной базы в г. Канте. В то же время она предоставила республике первые транши займов и оказала, как уже говорилось, гуманитарную помощь и содействие в вывозе раненых из районов конфликта9.

9 В этой связи можно вспомнить, как в 2005 году Россия предоставила убежище сбежавшему из КР президенту А. Акаеву; он живет там до сих пор, работая в одном из университетов Москвы.

Постепенно открытая конфронтация в Кыргызстане затухает; возможно, через жесткое противостояние. Первые шаги руководства Кыргызстана получили, в основном, позитивный отклик у политиков и экспертов. Основная проблема, вызывающая споры, — это замена президентской формы правления на парламентскую. Одни видят в этом движение по пути демократии и отказ от авторитаризма; другие опасаются, что к власти прорвутся экстремисты или фундаменталисты.

При наличии 58 зарегистрированных партий и движений и такого же количества полулегальных и нелегальных очень трудно получить большинство в парламенте или даже сформировать дееспособную коалицию. Не исключено и дальнейшее усиление клановости и политического трайбализма.

Вместо заключения

Политические трансформации, которые произошли и происходят в Кыргызстане, показывают, что политическая культура кыргызского народа, находящегося на стадии модернизации, носит смешанный, поляризованный и сегментированный характер. Она отличается различием ценностных приверженностей, внутренним конфликтом между традиционализмом и модернизмом, светскими и религиозными ориентациями, расхождением между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электората, кыргызского и инонационального населения.

Определяющей тенденцией внутриполитического развития Кыргызстана в ближайшей и среднесрочной перспективе станет, на наш взгляд, ослабление структур государственной власти, углубление социально-экономического кризиса и пролонгация политической нестабильности.

Историческое прошлое дает о себе знать, а традиционализм очень трудно преодолеть; мы можем стать свидетелями еще многих трансформаций в Кыргызстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.