УДК 1 «652» (091) (075. 8)
Т. В. Лазутина, Н. К. Лазутин СПЕЦИФИКА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Обращение к культурным традициям Древнего мира позволяет разобраться в вопросе генезиса европейской классической философии и выявить особенности формирующегося философского мировоззрения. Центральной проблемой исследования является анализ мифологической картины мира, лежащей в основе египетского мышления, что позволяет сформировать представление о сложившейся концепции человека и мира во времена Древнего Египта.
В ходе исследования разнообразного эмпирического материала, раскрывающего особенности миропонимания в Древнем Египте, были применены диалектический метод, способствующий рассмотрению вещи в единстве и разнообразии ее свойств, системный подход и семиотический анализ, позволяющие рассматривать мировоззрение египтян как открытую для изменений некоторую целостность.
Ключевые слова: предфилософия, мифологическое мировоззрение, картина мира, символотворчество, язык, искусство, культура.
Интерес современной философии культуры вызывает становление философской мысли Древнего мира, выражающей общие принципы мировоззрения людей (общества) конкретного исторического периода. Анализ современной специализированной литературы по философии свидетельствует, что нередко учебные пособия европоцентричны, они не уделяют должного внимания рассмотрению специфики протофилософии Древнего мира вообще и Египта в частности. В мировой философии особо интересен этап становления и развития древней протофилософской мысли, служащей источником дальнейшего философского понимания мира.
Значительный период в египетской культуре составляет этап формирования так называемой про-тофилософии (А. Н. Чанышев), под которой подразумевается своеобразный духовный переход от мифологического мировоззрения к собственно философскому: «...в самом же узком смысле слова про-философия - противоречие между основанным на эмоциональном и нерациональном воображении мировоззрением и начатками научного мышления, между фантазирующим мифотворчеством и зарождающимся научным методом и критическим мышлением» [1, с. 19]. Для «протофилософии» характерны пережитки мифологии, неразвитость философской терминологии, слабое развитие самосознания, стихийность, а также отсутствие четкого расчленения на материализм и идеализм [1, с. 25].
Египет представляет собой наиболее развитую цивилизацию Древнего мира [2-7]. Факты свидетельствуют о том, что египтяне обладали знанием о «знаках зодиака», они использовали календарь, совершили открытия в области математики (особенно в геометрии), инженерно-строительных науках, медицине, истории, географии, а также в области искусства, где новации проявились наиболее ярко в области литературного творчества: «До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, ди-
дактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика» [8, с. 62].
Искусство Древнего Египта представляет собой специфический способ передачи информации о ценностных ориентациях, господствовавших в той далекой исторической эпохе и запечатленных посредством развитого комплекса выразительных (изобразительных) средств, создающих систему образов, которые при определенных условиях могут эволюционировать в символ (самый высокоорганизованный среди развитого семейства знакоо-бразований).
Символизм как способ миропонимания характерен для большинства древних народов. Символ условен, многозначен, многослоен, он вбирает в свою структуру общее и единичное, особенное, он архетипичен. Символ существует «внутри человеческого общения, передавая информацию, не прибегая к прямому изображению, воздействуя на эмоциональную сферу субъекта, включая механизм ассоциаций, позволяющих понять содержание» [9]. В художественной практике Древнего Египта символ функционирует на всех уровнях организации языковой системы [10].
Следующей особенностью языка древнеегипетского искусства является его синкретичность, проявляющаяся в объединении разнородных компонентов, таких как индивидуальное и общественное, самобытное и общечеловеческое, природное и культурное начала.
Язык искусства Древнего Египта не только изображает явления и предметы окружающей действительности, но и создает посредством специфичных средств образы фантастичные, иррациональные предметы (образ сфинкса наиболее ярко передает вышеназванные особенности языка искусства Древнего Египта).
В культуре Древнего Египта распространенное явление представляла практика фиксации инфор-
мации посредством разветвленной системы знаков, символов и формул, основанных на принципах парности, одновременности и ассоциаций [11, с. 6], и сила словесного искусства была необычайно важна [12, 13], так что «одно заклинание могло заменить весь дорогой похоронный царский ритуал» [13, с. 65].
Египетская культура базируется на выражении принципа гуманизма, что вызывает формирование эстетического идеала и его закрепление в системе выразительно-изобразительных средств художественного творчества, где основополагающим элементом искусства становится культ прекрасного -нефер.
В протофилософии Древнего Египта сложилось понимание человека как совершенного существа, наделенного красотой физической и духовной, что выражают красочные художественные образы. Представление о совершенном человеке наиболее ярко запечатлено в живописных портретных образах Древнего Египта. Так, образ прекрасной Нефертити представляет собой образец наивысшей человеческой красоты и является олицетворением женственности.
Исследователи отмечают, что «египтяне любовались красотой человеческого тела, лица, стремясь запечатлеть ее в своем искусстве» [8, с. 67], где «свет и красота выступают началом и основой жизни, которую египтяне в своих мифах производили от солнца» [8, с. 65]. Древний Египет традиционно считают «родиной световой религии и эстетики света», так как «Бог солнца Ра издавна был главным богом египетского пантеона... В период великого реформатора Эхнатона, отменившего бесчисленное множество египетских богов во главе с Амоном и установившего культ солнечного света и солнца. Намечается тенденция к абсолютизации бога-солнца, появляются монотеистические мотивы в египетской религиозности» [8, с. 64]. Таким образом, представление о прекрасном у египтян отражалось в религиозной практике и совпадало со светом, с сиянием [8, с. 66].
Важной особенностью мировоззрения древних египтян является наличие разветвленной системы верований в загробный мир, в переселение души, что в дальнейшем отразилось на специфике античного мировосприятия (особо в пифагореизме с его представлениями о метемпсихозе).
Развитой чертой египетского мировоззрения является гедонизм. Древние тексты содержат информацию о том, что египтяне ценили красоту земной жизни, что нашло отражение в образах поэтического искусства, в частности в «Книге мертвых», где переплетаются нравственные и правовые нормы, религиозные запреты, формируется дилемма «добродетель или наслаждение» [14, с. 20]:
«Я не чинил зла людям.
Я не совершал греха в месте Истины.
Я не кощунствовал.
Я не убивал.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не сквернословил.
Я чист, я чист, я чист!»
Основной формой мировоззрения народов мира на древнейшей ступени их развития является мифология. В современной философии мифологию рассматривают не просто как мировоззрение, но как «особое мироотношение, опосредованное миростроением» [1, с. 13], где практическое и духовное отношение человека к миру «переплелись, особенно на первых этапах, что едва поддаются аналитическому расчленению» [1, с. 13]. Опыт стихийного коллективизма и обобщенного видения мира, по мнению исследователей философии Древнего мира, создают предпосылки для выработки в ранние исторические эпохи такого типа структур сознания, при котором каждый член коллектива наделялся силами и способностями своих соплеменников, что приводит к тому, что «сознание раннего человечества воспринимает мир через призму практической деятельности и коллективных магических действий и мифических представлений» [8, с. 57].
Традиционно миф рассматривается в качестве наиболее ранней формы духовной культуры, где происходит «чувственно-обобщенное структурирование реальности, ее моделирование осуществляется на основе структурного уподобления микрокосма-человека макрокосму-Вселенной: в качестве модели мира и элементарного образа миропорядка человек использует свое собственное тело, кровнородственные и социальные отношения» [15, с. 16], что подтверждает наличие системы древнеегипетских мифов.
Миф - это синкретическая форма сознания, где способом освоения мира является понимание его по аналогии с жизнью рода, общины, так как в мифе отсутствует четкое разграничение бытия человека и бытия мира, субъекта и объекта, в нем «нет еще понятий, есть лишь переживания в эмоционально-чувственной, зримой и слышимой, поведенческой форме, обретающие образно-символический облик, воплощаясь в жестах, мимике, движениях танца, наконец, в произносимо-выпеваемом слове» [1, с. 14], т. е. в мифе неразрывно существуют индивидуальное и общественное, иррациональное и рациональное, природное и культурное начала.
По мнению современных исследователей культуры Древнего Египта, «социально-общественная практика, опыт стихийного коллективизма, опыт обобщенного видения мира создают предпосылки
для выработки в ранние исторические эпохи такого типа структур сознания, при котором каждый член коллектива наделялся силами и способностями своих соплеменников» [8, с. 57], что приводит к «социоморфизму» (представление мира в форме общества), когда «сознание раннего человечества воспринимает мир через призму практической деятельности и коллективных магических действий и мифических представлений» [8, с. 57]. Так было с мировоззрением древних египтян, которое вобрало в себя представления о деятельности человека той далекой эпохи, вплетенной в ритуально-магическую практику общины, обладающей ярко выраженным синкретичным характером.
Практика свидетельствует о том, что в Египте активно развивалась териоморфная мифология, где образы божества изображались со звериными или птичьими головами. Однако, как отмечают египтологи, «ни одно из животных не было идеалом красоты для египтянина... красота богов связывалась египтянами не с обликом животных, а с физической нравственной красотой человека, с одной стороны, и с красотой солнечного света - с другой» [8, с. 63]. Известно, что художественное мышление египтян выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, иконографический канон, отражающих определенные экономической взаимосвязи с добром и благом. Так впервые в истории художественной культуры канон приобрел значение основополагающего эстетического принципа, что в дальнейшем реализовалось в античном искусстве, где древнее восточное наследие проявилось в виде разнообразия анималистических образов и сюжетов.
Египетские мифы представляют одно из мировоззренческих явлений общественной жизни древнего человека, в них наличествует развитая система ценностных ориентаций. Исследования культуры Древнего Египта [11] приводят нас к выводу: мифы выразили в символической форме социальные изменения, понимание единства человека и природы.
Мифы древних египтян антропоморфны и со-циоморфны, так как человек, не понимая природные и социальные явления, переносил на них человеческие и социальные характеристики. В мифах происходило наделение явлений природы и общественных явлений качествами и внешним обликом человека [16, с. 5].
Мифы древних египтян историчны, так как принадлежат людям, жившим в конкретный период истории человечества, они выражают их мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
Таким образом, древнеегипетский миф, как синкретичное образование, объединил в себе зачатки научных знаний, религиозных верований,
разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии данные элементы обрели самостоятельность и получили дальнейшее развитие.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифе главенствуют образы, которые подчиняются ассоциативной логике, мифология дает эмоционально-чувственную картину мира, ее язык символичен.
В мифе наличествуют так называемые мифологемы (основные идеи мифов) - света и тьмы, вечного возвращения, оборотничества, которые позволяют создать универсальную картину мира и представляют специфическое понимание происхождения вещей, генеалогической связи человека с миром [17, с. 104].
Миф бинарен. И. Я. Лойфман вскрывает наличие двойственности трактовки мифа, так как миф открывает нам «раздвоение единого на противоположности, многообразие единого и, с другой стороны, целостность бытия, связь всего со всем, единство многообразия». Отсюда вытекает рассмотрение «мифологической модели мира как тотальной моделирующей знаковой системы», а мировоззренческой поляризации и когеренции бытия как универсалий культуры» [15, с. 16]. Древнеегипетская мифология не является исключением, в ней принцип противопоставления противоположностей характеризует модель бытия, прообраз которой исследователи мифологического мировоззрения усматривают в «дуально-родовой организации первобытного общества», поэтому в данном типе организации первобытный человек нашел «готовый трафарет, которым он пользовался при классификации внешнего мира» [15, с. 16-17].
В древнеегипетской мифологии наличествует мифологема «вечного возвращения», которая выражает «идею периодического обновления космоса, обратимости процессов внешнего мира и всего потока бытия» [15, с. 19].
В мифологии Древнего Египта широкое распространении получает «принцип оборотничества», согласно которому все превращается в свою противоположность: «Мифологема оборотничества утверждает универсальную способность мифического героя принимать облик человека, животного и растения, камня и небесного тела» [17, с. 104]. Данный принцип можно рассматривать как фантастическое выражение когеренции бытия, единства человека с окружающим миром [15, с. 18].
Человечество с древности вплоть до наших дней проявляло интерес к объяснению многообразия мира. Данное стремление в мифологическом сознании привело к идее тотемизма, где культ предков занимает ведущее положение, так как «отношение человека к миру воспринималось как веч-
носамодеятельное («творение» мира предками, повторяющееся в обряде) и подчиненное строгим порядкам, неизбежности, нормам и образцам традиции рода» [1, с. 15]. Тотем, священный предок, воспринимался в древнеегипетском мифе в качестве единого источника многообразия форм бытий-ственности вещей. В процессе развития мифологических систем постепенно роль прародителя, пер-вопредка замещает представление о боге (богах).
В мифологическом сознании древнего египтянина возникновение мира виделось из жертвоприношения бога или героя, а «сочетание мужского и женского начала и порождение потомства - вот способ возникновения мира» [1, с. 44]. Данное мифологическое представление пройдет сквозь всю египетскую культуру. Так, в египетском мифе об Осирисе возникновение мира представлено в виде религиозного обряда с принесением богами жертвы.
Мифологическое мировоззрение древних египтян политеистично, понимание происхождения многообразия мира рассматривается в свете божественного начала, обладающего способностью устраивать мир [18]. Герои мифа нередко зоомор-фны и антропоморфны, а сверхъестественное начало олицетворяло природные явления, общественные события и человеческие качества.
Анимизм становится характерной чертой египетского мифологического понимания мира, где все одушевлено, а различия между жизнью явлений природы и человеком непринципиальны.
Для мировоззрения древних египтян характерно особое понимание времени, обусловленное инстинктивным страхом людей перед его течением, которое воспринималось ими в качестве перемены к худшему, совершающейся стихийно и беспричинно, выступая в качестве «порчи», отсюда возникает представление об его «одномоментности», о «сотворении» и понимание последовательности событий в мифе «без необходимой связи между ними, детерминированности настоящего прошлым, будущего - настоящим» [1, с. 15].
Символом развития в древнеегипетском мифе выступает круговорот, а поступки людей подчиняются судьбе или воле богов.
Итак, можно заключить, что космогонические воззрения, а также тотемизм и анимизм народов Древнего Египта способствуют возникновению символики, используемой в их художественной практике (в культовой скульптуре, в виде узоров, украшающих различные предметы, такие как утварь, орудия и оружие, украшения, текстильные изделия и т. д.).
Проведенные исследования в области культуры Древнего Египта [1, 9, 19, 20] фиксируют наличие специфического этапа «протофилософии» как формы перехода от мифологического миропонимания к собственно философскому мировоззрению.
В результате проведенного исследования было обнаружено, что художественное творчество Древнего Египта содержит мифологические образы, изображающие явления и предметы окружающей действительности, а также фантастичные, иррациональные предметы.
В Древнем Египте наметилось формирование принципа понимания человека как телесно-духовного существа, что отразилось в дальнейшем в античном идеале красоты человеческого тела.
Своеобразие мифологической картины мира Древнего Египта выражает анимизм, антропоморфизм, пантеистическое отношение к природе и гилозоизм, что находит воплощение в образах древнеегипетского искусства.
Таким образом, в результате обобщения археологического и этнографического материала Древнего мира, были сделаны выводы о том, что спецификой мировоззрения Древнего Египта являются гедонизм, символизм как принцип миропонимания, разработка специфической системы социальных идеалов, формирование представления о ценности личности как духовной индивидуальности, утверждение культа прекрасного (нефер).
Список литературы
1. Чанышев А . Н . Философия Древнего мира . М .: Высш . шк ., 2001.703 с .
2 . Борев Ю . Б . Эстетика . М . : Политическая мысль, 1988. 496 с.
3 . Бычков В . В . История эстетической мысли . Становление и развитие эстетики как науки . Древний мир . Средние века . М . : Искусство,
1985.464 с .
4 . Ушаков Е . В . Введение в философию и методологию науки . М .: Изд-во «Экзамен», 2005. 528 с.
5 . Микешина Л . А . Философия науки: Современная эпистемология . Научное знание в динамике культуры . Методология научного исследо-
вания . М . : Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.
6 . Купцов В . И . Философия и методология науки . М . : Аспект Пресс, 1996 . 551 с.
7 . Кларк С . , Энгельбах Р . Строительство и архитектура в Древнем Египте . Сер . Загадки Древнего Египта . М. : Центрполиграф, 2009 .
8 . Овсянников М . Ф . История эстетической мысли: в 6 т . Т . 4 . Вторая половина XIX века . М . : Искусство, 1987 . 525 с.
9 . Лазутина Т . В . Философия античности как полифункциональный феномен // Вестн . Томского гос . ун-та . 2014 . № 383 . С . 62-69 .
10 . Almond J . The book of Egyptian ritual / J . Almond, K . Seddon . L ., 2002 . 11. Кларк С . Священные традиции Древнего Египта . М . , 2002 .
12 . Jansen R . Ancient Egyptian magic: text, ritual, and religious innovation // Innovations: text, technologies and New Media in Ancient Worlds and
Contemporary Cultures . University of Washington, 2002 . Vol . I .
13 . Wilson P. Sacred signs . Hieroglyphs in Ancient Egypt. Oxford, 2003.
14 . Шитиков М . М . История философии . Становление древней философии . Екатеринбург: Изд-во УГГА, 1998. 100 с.
15 . Лойфман И . Я . Мировоззренческие штудии: избр . работы . Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002 . 100 с .
16 . Кессиди Ф . Х . От мифа к логосу (Становление греческой философии) . М . : Мысль, 1972 . 309 с.
17 . Плотников В . И . Двадцать лекций по философии . Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. 372 с.
18 . Ромах О . В ., Стерликова М . С . Семиозис женских культов космогонического цикла в культуре Древнего Египта // Аналитика культуроло-
гии .2010 . № 18 .С .98-105.
19 . Пяничук О . А. Вербальная магия Древнего Египта // Актуальн проблеми вitчизияноi isторii . 2012 . Вип . 15 . С . 14-24 .
20 . Pyanichuck O . A . Magical world view of Ancient Egyptians of the period of Middle Kingdom // International conference "Achievements and
problems of modern Egyptology" . Abstract . Moscow, 2009 .
Лазутина Т. В., доктор философских наук, профессор. Тюменский государственный нефтегазовый университет.
Ул. Володарского, 38, Тюмень, Россия, 625000. E-mail: [email protected], [email protected]
Лазутин Н. К., студент.
Тюменский государственный нефтегазовый университет.
Ул. Володарского, 38, Тюмень, Россия, 625000. E-mail: [email protected], [email protected]
Материал поступил в редакцию 07.02.2015.
T. V Lazutina, N. K. Lazutin SPECIFICITY OF WORLDVIEW OF ANCIENT EGYPT
The appeal to cultural traditions of the ancient world allows to understand a question of genesis of the European classical philosophy and to reveal features of the developing philosophical outlook. The central problem of research is the analysis to the mythological picture of the world which is the cornerstone of the Egyptian thinking that allows to create the idea of the developed concept of the person and the world at the time of Ancient Egypt.
During research of the various empirical material opening the features of outlook in Ancient Egypt were applied the dialectic method promoting consideration of a thing in unity and a variety of its properties, the semiotics analysis and system approach allowing to consider outlook of Egyptians as some integrity, open for changes.
As a result of generalization of archaeological and ethnographic material of the Ancient world, conclusions that specifics of outlook of Ancient Egypt is the hedonism were drawn, symbolism as principle of outlook, development of specific system of social ideals, formation of idea of the value of the personality as spiritual identity, statement of a cult fine (informal).
Key words: prephilosophy, mythological worldview, image of the world, symbol creation, language, art, culture.
References
1. Chanyshev A . N . Filosofiya Drevnego mira [The philosophy of the Ancient world] . Moscow, Vyssh . sh . Publ . , 2002 . 703 p . (in Russian) .
2 . Borev Yu . B . Estetika [Aesthetics] . Moscow, Politicheskaya mysl Publ ., 1988. P. 496 (in Russian) .
3 . Bychkov V. V. Istoriya esteticheskoy mysli. Stanovlenie i razvitie estetiki kak nauki. Drevniy mir. Srednie veka [The history of aesthetic thought .
The formation and development of aesthetics as a science . The ancient world . The middle ages] . Moscow, Politicheskaya mysl Publ . , 1988. P. 496 (in Russian) .
4 . Ushakov E . V. Vvedenie v filosofiyu i metodologiyu nauki [Introduction to the philosophy and methodology of science] . Moscow, Izd-vo "Ekzamen"
Publ , 2005 P 528 (in Russian)
5 . Mikeshina L . A. Filosofiya nauki: sovremennaya epistemologiya. Nauchnoe znanie v dinamike kultury. Metodologiya nauchnogo issledovaniya
[Philosophy of science: Contemporary epistemology. Scientific knowledge in the dynamics of culture . The methodology of scientific research] . Moscow, Progress - Traditsiya, MPSI, Flinta Publ . , 2005. P. 464 (in Russian) .
6 . Kuptsov B . I . Filosofiya i metodologiya nauki [The philosophy and methodology of science] . Moscow, Aspekt Press Publ . , 1996 . P. 551
(in Russian)
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2015. 5 (158)
7 . Klark S ., Engelbakh R . Stroitelstvo i arkhitektura v Drevnem Egipte. Ser. Zagadki Drevnego Egipta [Construction and architecture in Ancient
Egypt . Ser. Mysteries of Ancient Egypt] . Moscow, Tsentropoligraf Publ ., 2009 (in Russian) .
8 . Ovsyannikov M . F. Istoriya esteticheskoymysli. V6-ti t. T. 4. VtorayapolovinaXIXveka [The history of aesthetic thought. In 6 T. T. 4 . The second
half of the XIX century] . Moscow, Iskusstvo Publ . , 1987 . P. 525 (in Russian) .
9 . Lazutina T. V. Filosofiya antichnosti kak polifunktsional'nyy fenomen [The philosophy of classical antiquity as a multifunctional phenomenon] .
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - TSU Bulletin, 2014, № 383, pp . 62-69 (in Russian) .
10 . Almond J . The book of Egyptian ritual . L . , 2002 .
11. Klark S . Svyashchennye traditsii Drevnego Egipta [The sacred tradition of Ancient Egypt] . Moscow, 2002 (in Russian) .
12 . Jansen, R . Ancient Egyptian magic: text, ritual, and religious innovation. Innovations: text, technologies and New Media in Ancient Worlds and
Contemporary Cultures. University of Washington, 2002 . Vol . I .
13 . Wilson P. Sacred signs. Hieroglyphs in Ancient Egypt. Oxford, 2003.
14 . Shitikov M . M . Istoriya filosofii. Stanovlenie drevney filosofii [The history of philosophy. The formation of ancient philosophy] . Ekaterinburg, Izd-vo
UGGA Publ . , 1998. 100 p . (in Russian) .
15 . Loyfman I . Ya . Mirovozzrencheskie shtudii: Izbrannye raboty [Philosophical studies: FAV. work] . Ekaterinburg, Izd-vo Bank Kulturnoy Informatsii
Publ ., 2002 .100 p . (in Russian) .
16 . Kessidi F. Kh . Ot mifa k logosu (Stanovlenie grecheskoy filosofii) [From myth to logos (the Formation of Greek philosophy)] . Moscow, Mysl Publ . ,
1972 .309 p . (in Russian) .
17 . Plotnikov V. I . Dvadtsat' lektsiy po filosofii [Twenty lectures on philosophy] . Ekaterinburg, Bank kulturnoy informatsii Publ ., 2001, 372 p .
(in Russian)
18 . Romakh O . V. , Sterlikova M . S . Semiozis zhenskikh kultov kosmogonicheskogo tsikla v kulture Drevnego Egipta . [Semiosis of female cults of the
cosmogonic cycle in the culture of Ancient Egypt] . Analitika kulturologii - Analytics of cultural studies, 2010, no . 18, pp . 98-105 (in Russian) .
19 . Pyanichuck O . A . Verbalnaya magiya Drevnego Egipta [Verbal magic of Ancient Egypt] . Aktual'nye problem otechestvennoy istorii - Actual
problems of domestic history, 2012, no . 15, pp . 14-24 (in Russian) .
20 . Pyanichuck O . A . Magical world view of Ancient Egyptians of the period of Middle Kingdom . International conference "Achievements and
problems of modern Egyptology". Abstract . Moscow, 2009 (in Russian) .
Lazutina T. V.
Tyumen State Oil and Gas University.
Ul. Volodarskogo, 38, Tyumen, Russia, 625000. E-mail: [email protected], [email protected]
Lazutin N. K.
Tyumen State Oil and Gas University.
Ul. Volodarskogo, 38, Tyumen, Russia, 625000. E-mail: [email protected], [email protected]