Научная статья на тему 'Семиозис культов богинь Древнего Египта, покровительствующих жизни'

Семиозис культов богинь Древнего Египта, покровительствующих жизни Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
156
54
Поделиться
Ключевые слова
КУЛЬТ БОГИНИ / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ИДЕЯ РОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Стерликова Марина Сергеевна

В статье предпринимается попытка исследования древнейших мифологических образов богинь Древнего Египта, покровительствующих рождению, и их символического выражения. Автор рассматривает процесс рождения жизни с точки зрения верований древних египтян и пытается определить роль и функции женщины в древнеегипетском обществе.

SEMIOZIS OF CULTS OF GODDESSES OF ANCIENT EGYPT PATRONIZING LIFE

The article attempts to research the ancient mythological images of goddesses of Ancient Egypt patronizing birth and their symbolic expression. The author considers the process of birth from the point of view of believing of ancient Egyptians and tries to determine the role and functions of woman in ancient Egyptian society.

Текст научной работы на тему «Семиозис культов богинь Древнего Египта, покровительствующих жизни»

УДК 008(07)

СЕМИОЗИС КУЛЬТОВ БОГИНЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЮЩИХ ЖИЗНИ

© Марина Сергеевна СТЕРЛИКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры философии, e-mail: stmars@mail.ru

В статье предпринимается попытка исследования древнейших мифологических образов богинь Древнего Египта, покровительствующих рождению, и их символического выражения. Автор рассматривает процесс рождения жизни с точки зрения верований древних египтян и пытается определить роль и функции женщины в древнеегипетском обществе.

Ключевые слова: культ богини; мифологические образы; идея рождения жизни.

В древнеегипетском обществе, традиции которого исходили из системы матриархата, женщины занимали достаточно высокое положение. Многие надписи на стенах гробниц и сохранившаяся личная переписка свидетельствуют о любви и уважении к представительницам слабого пола. Вероятно, что основа подобных отношений напрямую была связана с таинством зарождения жизни в материнском чреве и верой в то, что женщина являлась земным воплощением Богини-матери, которая в системе ранних религиозных верований египтян почиталась как наивысшее божество.

В пользу данного предположения говорит древнеегипетская иероглифическая система письменности. Согласно утверждениям исследователей, в Древнем Египте, начиная с 5-й династии, иероглифический знак, имеющий значение «бог» (рис. 1), писали в форме, которая показывает божество в человеческом облике в положении сидя [1, с. 133]. Обязательными атрибутами, которые придавали знаку божественные черты, были парик и одеяние, закрывающее все тело. Иероглифический знак «женщина» (рис. 2), который

описывает как саму личность, так и женское окружение, представляет собой полное изображение женской фигуры в профиль. Парик и одеяние, закрывающее все тело, также указывают на божественность знака, тем самым связывая образ земной женщины с образом божества.

Рис. 1. Иероглиф, обозначающий «бога»

Из множества древнеегипетских мифологических женских образов выделяется группа богинь, покровительствующих и помогающих появлению на свет новой жизни: Таурт, Тоэрис, Хекет, Нехбет, Рененутет. Функциональными аспектами данных богинь являются: покровительство беременным

женщинам (ответственность за формирование зародыша в материнском чреве), помощь при родах (акушерство), функция защиты от злых сил (защита жизни матери и ребенка) и способствование плодородию (наличие грудного молока у кормящей матери).

Функция покровительства беременным женщинам выражена в ответственности богини за формирование зародыша в материнском чреве, что четко отражено в образах и атрибутах Таурт, Тоэрис и Хекет, почитающихся на территории всего Египта с древнейших времен. Так, среди символов и атрибутов Тоэрис и Таурт присутствуют «петля жизни» (СА), символизирующая маточную кровь женщины, и нож, который в мифах ассоциировался с серпом Луны - символом материнской утробы, содержащей в себе «лунную» кровь женщины - источник зарождения жизни [2, с. 439] (рис. 3-5).

Богиня Хекет изображалась в образе лягушки или женщины с лягушкой на голове. Она несла ответственность за формирование зародыша в чреве матери, на что указывает значение иероглифа, изображающего лягушку, который считался в Древнем Египте символом человеческого зародыша.

На функцию, отвечающую за формирование новой жизни в материнском теле, указывает и изображение вышеперечисленных богинь в облике животных, представляющих водную фауну, что подчеркивает их связь с водной стихией, являющейся олицетворением вод материнской утробы - средой зарождения жизни и формирования зародыша.

Функция акушерства этой группы богинь раскрывается в их роли помощниц при родах. Например, в мифах Хекет принимала появившихся на свет богов, т. е. выполняла функции повитухи. В текстах с Хекет часто отождествляется старуха-гриф Нехбет, которая так же упоминалась как помощница при родах. Сохранились древнеегипетские изображения, на которых Таурт и Тоэрис помогают рождению богов. На одном из изображений Тоэрис помогает рождению солнечно-

го ребенка из цветка лотоса. Богиня в одной руке держит петлю Са - символ материнской крови, а другой рукой обмахивает его веером, тем самым даря ему «материнское дыхание жизни» (рис. 6). Также известна богиня Рененутет - «владычица плодородия», «правительница закромов», в древнем образе матери-змеи. Как богиня, покровительствующая урожаю и плодородию, она также выступала в роли помощницы при родах (рис. 7).

Рис. 4. Петля Жизни (СА)

Рис. 6. Тоэрис помогает рождению солнечного ребенка из Цветка лотоса (лоно матери)

Рис. 7. Богиня Рененутет в облике матери-змеи.

Богини выступают в роли хранительниц матери и ребенка во время родов. В связи с этим среди их атрибутов присутствовали факелы и ножи, которые в Древнем Египте считались символами магической силы, отгоняющей зло, болезни и вред. В быту египтяне помещали изображения богинь-покрови-тельниц в качестве амулетов на подголовниках, кроватях и других домашних предметах в целях защиты матери и ребенка от злых сил и способствования изобилию молока у кормящей матери.

Важно отметить, что, согласно древнеегипетским текстам и мифам, богини-матери Нут, Тефнут, Нефтида, Исида также покровительствовали роженицам и облегчали роды. Их призывали в беде, произнося их имена для защиты детей и семьи. Это позволяет предполагать, что в Древнем Египте существовала традиция, согласно которой женщины, уже ставшие матерями, впоследствии сами занимались повивальным делом, т. е. становились повитухами по отношению к другим роженицам.

Таким образом, семиозис культов вышеперечисленных богинь раскрывает отношения между повитухой и роженицей, которые в быту проявлялись в уходе за беременными женщинами в дородовой период, оказании помощи при родах и заботе о матери и ребенке после родов в целях их выживания. Данные функциональные аспекты женщин легли в основу целительского искусства.

После того, как ребенок рождался и мать оправлялась от родов, внимание роженицы переключалось с беременности и родов на заботу о потомстве и семье. Поэтому, рассматривая отношение матери и ребенка, следует говорить о таких женских функциях, как роль кормилицы и воспитательницы, защитницы и хранительницы потомства. Данная функция заложена в образах богинь-матерей, которые часто изображались в облике коровы (рис. 8, 9) - животного, являющегося источником пищи и плодородия: Мут, Нут, Хатор, Исида, Нейт.

В данном случае подчеркнута ассоциация между женщиной, кормящей грудью своего дитя, и коровой - животным, являющимся источником молока. Со временем облик богинь-матерей приобрел антропоморфные черты, и они предстали в образе женщин, кормящих грудью своих детей. Изо-

бражение «кормящей груди Богини» имело в Древнем Египте особое сакральное значение. Это объясняется той важностью, которая придавалась процессу кормления в древние времена, когда людям было неизвестно искусственное вскармливание, и ребенок, лишенный грудного материнского молока, был обречен на смерть. Существуют сведения, что у египетских женщин была особенно тесная связь с маленькими детьми, поскольку они кормили их грудью до трехлетнего возраста, т. к. молоко считалось самым важным профилактическим средством от болезней [1, с. 27]. Поэтому, если женщина не могла кормить ребенка грудью, малышу находили кормилицу. Таким образом, женская грудь как источник материнского молока, столь необходимого для выживания ребенка, являлась в Древнем Египте символом материнства и кровных уз.

Я

Рис. 8. Богиня Хатор в облике коровы

Подобно тому, как в земной жизни египтян женщины занимались целительством, основы которого проистекали из их потребности заботиться друг о друге при родах, выкармливании и выращивании детей, оказании взаимной помощи и поддержки в целях выживания рода, в древнеегипетском пантеоне богини являлись основательницами и покровительницами врачебного дела. В мифах богини Сехмет, Баст, Исида, Нейт нередко выступали в роли целительниц и волшебниц. Согласно текстам мифов, богиня Сехмет выступала в роли «волшебницы», называясь Веретхекау, в данном образе она покровительствовала врачам, которые считались ее жрецами. Колдовской силой обладала и богиня-змея Уаджет - древнейшее олицетворение матери-земли. В роли волшебницы и покровительницы врачебному делу являлась богиня Исида. Согласно мифу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Другой мифологический текст говорит, как своим знанием Исида, одна из богинь-покровительниц медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами [3].

Нередко богини изображались в одеждах зеленого цвета, например, богиня Баст. Зеленый цвет, цвет растительности, был особенно любим жителями Древнего Египта - страны с жарким климатом, окруженной песками пустыни. В связи с этим Уаджет - богиня, способствующая произрастанию растений и удлинению жизни, имела эпитет «зеленая». Зеленый цвет передавался с помощью иероглифа «папирус» (рис. 10), который в Египте был символом жизненной силы. На изображениях папирус в руках богини имел также значение «счастье».

Выступая в роли защитниц жизни, богини-матери часто изображались с систром в руках, который наиболее широкое распространение получил в культе Хатор (рис. 11, 12). Более древним вариантом систра является бат, изображающий богиню с головой коровы (рис. 13). Со временем эта форма инструмента-трещотки слилась с символикой Ха-тор и приняла форму систра с двумя ликами

(два лика богини Хатор - Исида и Нефтида). Нередко с систром в правой руке и корзиной в левой изображалась богиня-кошка Баст, являющаяся покровительницей матерей и домашнего очага. Считалось, что грохочущий звук священного систра богини отгонял злых духов [2, с. 145], поэтому в быту систр использовался египтянами в качестве защитного амулета.

Рис. 10. Иероглиф «Папирус»

Рис. 11. Богиня Хатор с атрибутами

Рис. 12. Систр

Рис. 13. Бат

Рис. 14. Графический образ Нейт

Согласно текстам, магической способностью лечить больных и отгонять злые силы обладала и богиня Нейт, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа. Графический образ, иероглиф Нейт, обычно толкуют как стилизованный рисунок двух связанных вместе луков, что характеризует богиню как хранительницу лука (рис. 14) [4-6]. Другой символ богини - щит Хемесут, над которым пересекаются две стрелы, считали олицетворением женской творческой силы, он представлял собой дополнение к мужскому двойнику Ка (рис. 15). В щите была сосредоточена защитная магия, которая охраняла жизнь воина. На основании этого можно говорить о том, что данные символы представляют Нейт не только как воинственную богиню, но и как защитницу жизни.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, женщины в Древнем Египте являлись хранительницами особого источника

магической и психической силы, что в земной области указывало на владение женщинами целительским искусством и применение защитной магии в целях охраны потомства и семьи от злых сил и болезней.

1. ОвузуХ. Символы Египта. СПб., 2006.

2. Уокер Б. Женская энциклопедия. Символы, сакралии, таинства. М., 2005.

3. Самозванцев А.М. Мифология Востока. М., 2000.

4. ЛункерМ. Египетский символизм. М., 1987.

5. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. М., 1987.

6. Мышуста С.В. Древний Египет: Женщины-фараоны. Ростов н/Д, 2006.

Поступила в редакцию 6.07.2011 г.

UDC 008(07)

SEMIOZIS OF CULTS OF GODDESSES OF ANCIENT EGYPT PATRONIZING LIFE

Marina Sergeyevna STERLIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Philosophy, e-mail: stmars@mail.ru

The article attempts to research the ancient mythological images of goddesses of Ancient Egypt patronizing birth and their symbolic expression. The author considers the process of birth from the point of view of believing of ancient Egyptians and tries to determine the role and functions of woman in ancient Egyptian society.

Key words: cult of goddess; mythological images; idea of life birth.