Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА МИРА СКАЗОК В ВОСПРИЯТИИ РЕБЕНКА'

СПЕЦИФИКА МИРА СКАЗОК В ВОСПРИЯТИИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / МИР / РЕБЕНОК / ПЕРЦЕПЦИЯ / СКАЗКА / ЧУДО / МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шербаева Жипаргуль

В статье показано восприятие ребенком феномена сказки. Актуальность исследования: Мир сказочных образом удивительным образом изменяет мышление ребенка, учит его жизни и перцептивному восприятию окружающей реальности. Материалы и методы исследования: в работе использованы методы анализа работ экспериментальных исследований и высказываний ученых психологов Жана Пиаже, Бюлера, Л. C. Выготского, А. М. Горького, В. А. Сухомлинского и других о влиянии сказок на мышление детей. Раскрытие таких понятий как мир сказок, артефактизм и фэнтези. Цели исследования: рассмотрение психологического восприятия искусства детьми, анализ восприятия ребенком взаимосвязи между силами науки и магии в уме. Результаты исследования: определение идей об образовательном обучении детей на многогранных интересах, таких как стремление к наблюдению, обеспечение художественной ценности сцен и сосредоточенность на мышлении. Вывод: образовательная деятельность - это формирование способности распознавать человеческие интересы, которые очень важны в процессе формирования творческой активности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шербаева Жипаргуль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAIRY TALES WORLD SPECIFICS IN THE PERCEPTION OF A CHILD

The article shows the child’s perception of the phenomenon of a fairy tale. Research relevance: The world in a fabulous way amazingly changes the thinking of the child, teaches him life and perceptual perception of the surrounding reality. Research materials and methods: in this work authors used methods of analysis of works based on experimental research and statements of scientists’ psychologists such as Jean Piaget, Buhler, L. S. Vygotsky, A. M. Gorky, V. A. Sukhomlinsky and others on the influence of fairy tales on the children thinking. Analysis of such concepts as the world of fairy tales, artifactism and fantasy. Research objectives: consideration of the psychological perception of art by children, analysis of the child’s perception of the relationship between the forces of science and magic in the mind. Research results: identifying ideas about educational teaching of children based on multifaceted interests such as pursuit of observation, ensuring artistic value of scenes and focus on thinking. Conclusions: the ability to recognize human interests, which are very important in the process of forming a child’s creative activity.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА МИРА СКАЗОК В ВОСПРИЯТИИ РЕБЕНКА»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 37.013.77 https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/36

СПЕЦИФИКА МИРА СКАЗОК В ВОСПРИЯТИИ РЕБЕНКА

©Шербаева Ж. Р., ORCID: 0000-0003-2507-8130, Ошский государственный педагогический университет, г. Ош, Кыргызстан, zhipara71@mail.ru

FAIRY TALES WORLD SPECIFICS IN THE PERCEPTION OF A CHILD

©Sherbaeva Zh., ORCID: 0000-0003-2507-8130, Osh State Pedagogical University,

Osh, Kyrgyzstan, zhipara71@mail.ru

Аннотация. В статье показано восприятие ребенком феномена сказки. Актуальность исследования: Мир сказочных образом удивительным образом изменяет мышление ребенка, учит его жизни и перцептивному восприятию окружающей реальности. Материалы и методы исследования: в работе использованы методы анализа работ экспериментальных исследований и высказываний ученых психологов Жана Пиаже, Бюлера, Л. C. Выготского, А. М. Горького, В. А. Сухомлинского и других о влиянии сказок на мышление детей. Раскрытие таких понятий как мир сказок, артефактизм и фэнтези. Цели исследования: рассмотрение психологического восприятия искусства детьми, анализ восприятия ребенком взаимосвязи между силами науки и магии в уме. Результаты исследования: определение идей об образовательном обучении детей на многогранных интересах, таких как стремление к наблюдению, обеспечение художественной ценности сцен и сосредоточенность на мышлении. Вывод: образовательная деятельность — это формирование способности распознавать человеческие интересы, которые очень важны в процессе формирования творческой активности ребенка.

Abstract. The article shows the child's perception of the phenomenon of a fairy tale. Research relevance: The world in a fabulous way amazingly changes the thinking of the child, teaches him life and perceptual perception of the surrounding reality. Research materials and methods: in this work authors used methods of analysis of works based on experimental research and statements of scientists' psychologists such as Jean Piaget, Buhler, L. S. Vygotsky, A. M. Gorky, V. A. Sukhomlinsky and others on the influence of fairy tales on the children thinking. Analysis of such concepts as the world of fairy tales, artifactism and fantasy. Research objectives: consideration of the psychological perception of art by children, analysis of the child's perception of the relationship between the forces of science and magic in the mind. Research results: identifying ideas about educational teaching of children based on multifaceted interests such as pursuit of observation, ensuring artistic value of scenes and focus on thinking. Conclusions: the ability to recognize human interests, which are very important in the process of forming a child's creative activity.

Ключевые слова: восприятие, мир, ребенок, перцепция, сказка, чудо, мышление ребенка.

Keywords: perception, world, child, perception, fairy tale, miracle, child's thinking.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

Введение

В мир сказок ребенок попадает в раннем возрасте, когда он только начинает говорить. Школьник узнает о сказках со страниц азбуки и первых учебников. Из сказок ребенок узнает, что счастья невозможно достичь без упорного труда и неизменного характера нравственных устоев. В сказках высмеиваются грабеж, зло, насилие, невежество, нехорошие дела и все плохое. Сказки помогают укрепить в ребенке самое главное понимание того, как жить, на чем основано его отношение к поступкам других и себя самого. В погоне за социальным злом, преодолении препятствий на жизненном пути, раскрытии зерен и ростков добра сказки призывают к изменению мира на основе человечности и добра.

Исследователи и педагоги изучили психологическое влияние сказок на сознание детей. Швейцарский психолог Жан Пиаже одним из первых изучил влияние сказок на детскую психику. Он задавал детям вопросы о причинах различных физических явлений, природных и космических объектов. Ученый утверждает, что поскольку дети не знают истинных причин таких явлений, у них должен быть другой, спонтанный способ познания общества [1, с. 103]. В такой ситуации становится ясно, как ребенок может включить в описание своего мира явления, на которые он еще не мог ответить или найти правильное и научное объяснение.

Материалы и методы исследования

В экспериментальном исследовании психики детей Жан Пиаже пришел к выводу, что ребенок в своем развитии повторяет основные этапы развития эпохи человечества в сокращенной и сжатой форме. Согласно этому учению, ребенок переживает все периоды анимизма, общего возрождения, антропоморфизма и человечности в целом. Пиаже смог доказать наличие мифологического мышления у ребенка с помощью интересных идей, основанных на конкретных фактах из его экспериментов. Он считает, что на первом этапе мышления (4-6 лет) ребенок думает, что неодушевленные предметы и природные явления обладают сознанием, психикой и душой и что они живут также, как и люди. Пиаже называет это явление анимизмом [2].

Кроме того, детям обычно кажется, что предметы вокруг ребенка привлекают внимание людей. Ребенок воображает, что Солнце и Луна следуют за ним, контролируют нас, подчиняются нашим желаниям и иногда посылают даже вещие сны. Так происходит соучастие и сожитие с окружающим вокруг нас миром. На этом этапе развития человек сам находится в центре мира для ребенка. Все предметы и явления в природе «созданы для человека, вокруг человека, для него, а некоторые — им самим». Пиаже называет это артефактизмом.

Результаты и обсуждение Следующий этап развития детской психики — финализм, при котором все предметы и явления природы хотят и желают обеспечить людям счастливую и комфортную жизнь. Завершающий этап развития — это магия. Живя в комфортном мире, человек может влиять на объекты с якобы такими же желаниями и мыслями, и имеет моральное право требовать, чтобы они их «понимали» и «слушали».

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

Жан Пиаже объясняет причину этого естественного и психологического изменения тем, что ребенок еще не отделился от окружающего мира. Он кажется поглощенным миром и знает, что является релевантным (ментальное, субъективное) и нерелевантным (объект, природа). Ученый пришел к важному выводу, что духовный мир ребенка напрямую связан с загадками и явлениями окружающей его природы, и что детская психика естественным образом воспринимает любую чушь. Пиаже пишет: «Чем больше ребенок отрицает существование своих мыслей, тем больше он дает жизни и интеллекта каждому объекту, с которым сталкивается, и чем больше он раскрывает свои мысли, тем больше он перестает верить в сознательный вид окружающих его вещей» [3]. Это определение позволило Пиаже сделать вывод о том, что ребенок живет в естественном, гармоничном мире художественной литературы, фэнтези и сказок и что ребенок мыслит яркими, особенно сказочными образами.

Бюлер продолжил теорию Пиаже, соединив черты детской психики и психологию искусства. Он показал ребенку психологическую близость искусства и игры: «Тот факт, что ребенок восприимчив к правильному, нереалистичному направлению, требуемому сказкой, подтверждает то, что он полностью погружен в героизм других и следит за обменом среди персонажей сказки». Дети всецело живут в мире сказок, понимают уникальный мир поэтической и условной фантастики.

Л. С. Выготский, рассматривая психологическое восприятие искусства детьми и взрослыми, приходит к следующему выводу. В нем проявляется особый подход исследователя к внутреннему миру ребенка, поскольку «детское искусство и действия ребенка по отношению к нему существенно отличаются от искусства взрослых» [4]. Далее Л. С. Выготский говорит о психологической близости психического развития ребенка к миру сказок.

Дети живут в своих рисунках и песнях, заблуждениях и сказках, которые реализуются путем замены обычных жизненных сцен. «То, чего не существует, необходимо для того, чтобы ребенок полностью убедился в том, что произошло», — говорит Л. С. Выготский, подчеркивая важное место и значение искусства в жизни детей. Он выступает за развитие детской психики на основе живой игры, фантазии, песен, басен, сказок, т. е. производства всего, что требует «игры словами, ритма, игры звуками». Так дети узнают законы, управляющие реальным миром. Эти глупости «усиливают (не ослабляя) у ребенка чувство реальности» [4, с. 188].

Но ученый делает упор на «умные истории». Л. С. Выготский считает, что к таким сказкам можно добавить «фантастическую сказку», только если «возникающие эмоции будут направлены на жизнь». Он говорит, что взрослые должны быть свободны от влияний, которые могут сделать детей неспособными «сбить с толку свою психику». Таким образом, Л. С. Выготский предпочитает умные сказки, потому что они «имеют лечебное и целительное значение в эмоциональной жизни ребенка».

Педагог Г. К. Селевко, продолжая мысли Выготского, акцентирует внимание на соотношении сказки и действительности в жизни ребенка и его мышлении [5]. Вера в жизнеспособность вещей, в способность просить о них и ждать от них забот легко поглощается естественнонаучным подходом к миру. Хотя нет никаких научных или ненаучных, физических или анимистических методов объяснения. Ученый уверяет, что такой подход к миру возникает одновременно и параллельно сосуществует от начала до конца в жизни человека. «Можно с уверенностью сказать, что сосуществование таких контрастов неизбежно», — говорит Г. К. Селевко. Общение со взрослыми, использование реальных предметов меняют восприятие ребенком взаимосвязи между силами науки и магии в уме,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

последнее понятие вытесняется из сферы повседневной реальности. Сначала — на уровне речи. Затем — на уровне реальных действий. Практика показала, что дети 9-10 лет не верят в возможность волшебства, это совершенно необычно для реальности [5]. Ушли, но не потеряны навсегда. Он уходит в другую сферу душевной жизни — царство сказок, фэнтези, игр, снов, искусства. Именно в этой области сказок вера ребенка в нечто особенное и чудесное создает нечто экстраординарное, нарушает логику глубокого мышления и разрывает цепь преград, созданных обычной реальностью. Согласно его идеям, «практика анимизма и магии — неиссякаемый источник новых творческих синтезов и оригинальных идей, раскрывающих человеческий разум».

Воспитательное действие сказки на внутренний мир ребенка описал русский поэт А. С. Пушкин, он это оценил в строках «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Поэтесса, воспитанная на фольклоре и русских сказках, которые в детстве рассказывала ее няня Арина Родионовна, говорит: «По вечерам я слушаю сказки — уважаю недостатки своего воспитания. Сказки, какое чудо! Каждое — отдельное стихотворение» [6].

Для Пушкина национальная культура — это самостоятельная культура, связанная с историей, бытом, обычаями и традициями народа, выражающая его национальный характер. С этой точки зрения сказки лучше всего отражают русского человека, его ум и чувства, идеалы и стремления.

Л. Н. Толстой уделял особое внимание на создание сказок для крестьянских детей. Живя в Ясной Поляне, разговаривая с детьми фермера, он увидел необходимость дать им образование. Л. Н. Толстой построил школу для детей крестьян, писал азбуку, писал интересные и познавательные сказки. Он писатель, который считает, что сказки могут затронуть детское сердце и разжечь национальные чувства [7].

Для нас слова А. М. Горького тоже значимы, он писал: «Источником искусства является фольклор» [8, с. 26]. Горький создал образ самых ярких и ярчайших, художественно разработанных персонажей фольклора. Устное народное творчество формирует лучшие качества народного характера и выполняет воспитательную функцию. В статье «О сказках» А. Горький рассказывает о значительном влиянии на него народных сказок: за сказками, за песнями мне казалось, что какое-то волшебное существо создаст все сказки и песни. Он не был силен, но он был умен, рассудителен, храбр, упрям и преодолевал все и вся своим упрямством. Я говорю «существо», потому что персонажи сказки повторяются при переходе из одной сказки в другую, а я создал их в виде одного человека, одной фигуры» [8, с. 86].

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что сказки — отличный инструмент для воспитания любви к Отечеству. «Сказки — бесценный источник воспитания любви к Родине», — писал он. Патриотическая идея сказки заключается в ее глубоком содержании, сказочные образы, созданные людьми на протяжении тысячелетий, передают в детское сердце и разум мощный творческий дух, видение, идеалы и чаяния трудящихся» [9, с. 177]. В сказке учитель играет важную роль в воспитании необходимых будущему гражданину качеств, таких как доброта, человечность, взаимопонимание. «Сказки неотделимы от красоты, они способствуют развитию эстетических переживаний, без которых невозможно быть чутким к благородству души, народным скорбям и трудностям» [9, с. 176]. Многолетний педагогический опыт В. А. Сухомлинского привел его к выводу, что «под воздействием сказочных образов эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства ребенка активируют поток мысли, который стимулирует мозг, полностью связывает живые островки мысли с нить. Ценность идей В. А. Сухомлинского о том, что педагог выделяет два важных фактора воздействия сказки на ребенка: 1) развитие детского мышления; 2) как бы

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

развивается образное художественное мышление. «Невозможно представить детское мышление и речь как определенный этап человеческого мышления и речи без ярких, ярких сказок, занимающих ум и эмоции ребенка» [9, с. 177].

Выводы:

Итак, в современном мире идеи об образовательном обучении связаны с развитием ребенка на основе многогранных интересов:

1) эмпирических — стремления к наблюдению;

2) рациональность — сосредоточенность на мышлении;

3) эстетический — обеспечивает художественную ценность сцен.

Они связаны также со способностью распознавать человеческие интересы, которые очень важны в процессе формирования творческой активности ребенка.

Список литературы:

1. Гоголева М. Т., Егорова В. Н. Влияние изучения фольклорных жанров на психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2007. №4 (2). C. 100-105.

2. Aspiranti K. B. Preoperational Stage (Piaget) // Encyclopedia of Child Behavior and Development. 2011. P. 1155-1156. https://doi.org/10.1007/978-0-387-79061-9_2228

3. Обухова Л. Ф., Бурменская Г. В. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М.: Гардарики, 2001. C. 622.

4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М: Смысл, 2004. 512 с.

5. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М., 2005. 144 с.

6. Пушкин А. С. Сказки. М., 2011.

7. Толстой Л. Н. Сказки для детей. М., 1934.

8. Горький А. М. О сказках. М., 1929.

9. Сухомлинский В. А. Рассказы и сказки для детей. М., 1998.

References:

1. Gogoleva, M. T., & Egorova, V. N. (2007). Vliyanie izucheniya fol'klornykh zhanrov na psikhicheskoe razvitie detei doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrastov. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova, (4(2)), 100-105. (in Russian).

2. Aspiranti, K. B. (2011). Preoperational Stage (Piaget). Encyclopedia of Child Behavior and Development, 1155-1156. https://doi.org/10.1007/978-0-387-79061-9_2228

3. Obukhova, L. F., & Burmenskaya, G. V. (2001). Zhan Piazhe: teoriya, eksperimenty, diskussii. Moscow. (in Russian).

4. Vygotskii, L. S. (2004). Psikhologiya razvitiya rebenka. Moscow. (in Russian).

5. Selevko, G. K. (2005). Traditsionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya i ee gumanisticheskaya modernizatsiya. Moscow. (in Russian).

6. Pushkin, A. S. (2011). Skazki. Moscow. (in Russian).

7. Tolstoi, L. N. (1934). Skazki dlya detei. Moscow. (in Russian).

8. Gorky, A. M. (1929). O skazkakh. Moscow. (in Russian).

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 7. №8. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

9. Sukhomlinsky, V. A. (1998). Rasskazy i skazki dlya detei. Moscow. (in Russian).

Работа поступила в редакцию 07.07.2021 г.

Принята к публикации 12.07.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Шербаева Ж. Р. Специфика мира сказок в восприятии ребенка // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №8. С. 319-324. https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/36

Cite as (APA):

Sherbaeva, Zh. (2021). Fairy Tales World Specifics in the Perception of a Child. Bulletin of Science and Practice, 7(8), 319-324. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.