Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
УДК 740.159.953 https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/44
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗРОСЛЫМ ВЕДУЩЕГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
©Качыкеев Т. Ж., канд. психол. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
©Кожогелдиев А. С., Киргизский государственный университет им. И. Арабаева,
г. Бишкек, Кыргызстан
DEFINITION BY ADULTS OF THE LEADING TYPE OF ACTIVITY,
AS THE MOST IMPORTANT CONDITION IN THE MENTAL DEVELOPMENT
OF YOUNG CHILDREN
©Kachykeev T., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Kozhogeldiev A., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. Статья показывает важность учета ведущей деятельности при создании условий психического развития детей. Теоретический анализ исследования показал, что ранний возраст является основой дальнейшего развития ребенка. Взрослый должен уметь управлять познавательными действиями детей. Если началом познания является восприятие, но именно манипулирование объектами считается условием развития мышления и речи. Действия с предметами в совместной деятельности со взрослым помогают ребенку более глубокому познанию действительности. Как показывают исследования, в предметных действиях у ребенка стимулируется речь. Речевое развитие в раннем возрасте является основой психического развития ребенка.
Abstract. This article indicates the importance of taking into account leading activities in creating conditions for the mental development of children. A theoretical analysis of the study showed that early age is the basis for the further development of the child. An adult should be able to regulate the cognitive actions of children. If the beginning of cognition is perception, but it is the manipulation of objects that is considered a condition for the development of thinking and speech. Actions with objects in a joint activity with an adult help the child gain a deeper knowledge of reality. As studies show, in objective actions, the child's speech is stimulated. Speech development at an early age is the basis of the child's mental development.
Ключевые слова: ребенок, ранний возраст, взрослый, ведущая деятельность, манипуляция.
Keywords: child, early age, adult, leading activity, manipulation.
Создание соответствующих условий в психическом развитии современных детей требует особого внимания, являясь актуальным вопросом семейного благополучия в воспитании подрастающего поколения. Исследования ученых-психологов, доказывают, что уровень психического развития в детстве отражается в последующих возрастных периодах жизнедеятельности человека, о чем должны знать родители.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
Л. С. Выготский отмечает, что «Закон метаморфозы детского развития заключается в том, что развитие не сводится к количественным изменениям психики, оно представляет собой цепь качественных изменений» [1, с. 17]. Своевременное развитие в детских возрастах - залог дальнейшего психического здоровья. Умелое создание необходимых условий является важной помощью со стороны взрослого.
Пиаже, рассматривая интеллектуальное становление ребенка, отмечает важность ведущей деятельности в психическом развитии ребенка.
«Исследование развития мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые два года жизни. Он считает, что истоки даже крайне абстрактного знания следует искать в действии, знание не приходит извне в готовом виде, человек должен «построить» его» [2, с. 91].
Основой сенсомоторного интеллекта считается «использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели. ... для интеллектуального прогресса младенцу необходимо самостоятельно взаимодействовать со средой, манипулировать предметами, что и приводит к преобразованию и постепенному совершенствованию его интеллектуальных структур» [2, с. 91].
Период конкретных операций Пиаже характеризует следующим образом: «Умственные способности ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями» [2, с. 91].
Манипулирование предметами, совместные действия со взрослыми являются ведущей деятельностью детей раннего возраста. Одним из первых ученых, использовавший понятие ведущей деятельности является Д. Б. Эльконин, что стала критерием определения психологического возраста.
О понятии ведущей деятельности Л. Ц. Кагермазова отмечает: «Это главная деятельность по ее значению для психического развития» [2, с. 115].
Предметные действия детей раннего возраста, как ведущая деятельность, тесно связаны с восприятием, о чем Т. Д. Марцинковская напоминает: «Развитие восприятия определяется тремя параметрами — перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения» [3, с. 41-42]. Действия восприятия становятся основой проявления мыслительных действий. А значит, чем больше пользуется восприятием ребенок, тем лучше развивается мышление. Восприятие предметов и явлений мотивирует мыслительные действия ребенка. Бакай (2 года 1 месяц) интересуется всеми предметами, особенно когда он видит первый раз. Увидев розу долго разглядывает, отец показывает, что это цветок, который приятно пахнет. Теперь Бакай стал показывать свое отношение к розе, он настойчиво нюхает и подтверждает: «Это моя роза (лоза)». Он притрагивается к цветку, к травкам и твердит: «Это роза. Это моя роза»
Т. Д. Марцинковская продолжая свои мысли подчеркивает: «Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном» [3, с. 41-42]. Например, Бакай (1 год 2 месяца) настойчиво разглядывает два одинаковых обогревателя, которые находятся в двух комнатах. Он вопросительно смотрит попеременно новые предметы. Через пять минут, дотрагиваясь
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 6. №4. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
пальцем, указывает на ту часть, где больше тепла. Действия Бакая показывают действия сравнения предметов на основе целостного восприятия.
Изучая развитие познавательных процессов детей, Л. Ц. Кагермазова подтверждает мысли Т. Д. Марцинковской, связывая действия восприятия с ведущей деятельностью: «Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки. Восприятие ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность, тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки — наглядно-действенное мышление» [2, с. 42]. На основе изучения детей раннего возраста нами отмечается, что эмоциональные рассказы о предметах и явлениях стимулируют их мыслительные действия. Для решения задач ребенок начинает задавать вопросы о познаваемом. Получив ответ, начинает пользоваться практическими действиями, манипулируя предметами, особенно если этими предметами при ребенке пользуется взрослый. Например, Абдинасир (2 года) разглядывает инструменты отца. Он следит, как отец использует молоток, гвоздь, отвертку. Освободившийся предмет он начинает изучать руками, т. е. ощупывает, ковыряет, пробует повторить воспринятые действия. Через какое-то время берет гвоздь и молотком старается вбить.
H. Н. Палагина при экспериментальном изучении проявления воображения в раннем возрасте утверждает о важности совместной деятельности со взрослым [4].
Л. Ц. Кагермазова показывает, что предметные действия детей раннего возраста влияют и на речевое развитие. «Именно речевое общение со взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества» [2, с. 42]. Наблюдение за детьми данного возраста можно заметить, что некоторые дети, услышав название предмета, повторяют, но не вслух. Поэтому взрослый должен высказывать каждое слово медленно, четко, чтобы было понятно и доступно ребенку. Если ребенок открытый он обязательно повторяет вслух за взрослым, но эффективность высказываний произойдет, если названный предмет сопровождается манипулятивными действиями ребенка со взрослым.
При создании соответствующих условий у детей создается возможность проявления и развития мыслительных действий в раннем возрасте. Основным условием психического развития детей данного возраста является ведущая деятельность, то есть предметные действия, где особенно важны совместные действия со взрослым. Манипулируя предметами ребенок не только познает окружающую действительность, но и развиваются все познавательные процессы.
Основой развития мыслительных действий считается восприятие или же перцептивные действия. Воспринимая особенности предметов у ребенка усиливается желание познать еще больше и глубже, тем более при совместных действиях со взрослыми, что мотивируют мыслительные операции. Ребенок анализирует, сравнивает, обобщает, подтверждая свои мыслительные действия речевыми высказываниями.
Список литературы:
I. Ларина О. А., Каратьян Т. В., Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. М.: Эксмо, 2008.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №4. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/53
2. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (Психология развития). https://clck.ru/MyjdF
3. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. М.: Гардарики, 2000. 255 с.
4. Палагина Н. Н. Воображение у самого истока: психологические механизмы формирования. Бишкек: Илим, 1992.123 с.
References:
1. Larina, O. A., Karatyan, T. V., & Akrushenko, A. V. (2008). Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya: konspekt lektsii. Moscow. (in Russian).
2. Kagermazova, L. Ts. Vozrastnaya psikhologiya (Psikhologiya razvitiya). https://clck.ru/MyjdF (in Russian).
3. Martsinkovskaya, T. D. (2000). Detskaya prakticheskaya psikhologiya. Moscow. (in Russian).
4. Palagina, N. N. (1992). Voobrazhenie u samogo istoka: psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniya. Bishkek. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 08.03.2020 г. 17.03.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Качыкеев Т. Ж., Кожогелдиев А. С. Определение взрослым ведущего вида деятельности, как важнейшее условие в психическом развитии детей раннего возраста // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №4. С. 401-404. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/44
Cite as (APA):
Kachykeev, T., & Kozhogeldiev, A. (2020). Definition by Adults of the Leading Type of Activity, as the Most Important Condition in the Mental Development of Young Children. Bulletin of Science and Practice, 6(4), 401-404. https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/44 (in Russian).