Научная статья на тему 'Специфика мегауниверситетов как современной образовательной инфраструктуры'

Специфика мегауниверситетов как современной образовательной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕГАУНИВЕРСИТЕТ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / MEGAUNIVERSITET / DEVELOPMENT STRATEGIES OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крутий И. А., Зуева Д. С., Карпенко О. М.

В статье рассмотрен новый вид высших учебных заведений мегауниверситет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY MEGAUNIVERSITETOV AS A MODERN EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE

This article describes a new type of higher education megauniversitet.

Текст научной работы на тему «Специфика мегауниверситетов как современной образовательной инфраструктуры»

УДК 378

Крутий И. А., Зуева Д. С., Карпенко О. М. СПЕЦИФИКА МЕГАУНИВЕРСИТЕТОВ КАК СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В статье рассмотрен новый вид высших учебных заведений — мегауниверситет.

Ключевые слова: система образования, мегауниверситет, стратегии развития высшего профессионального образования.

В современных условиях необходимость обеспечения качества обучения, быстрого развития и внедрения в образовательный процесс информационных технологий, соответствия подготовки кадров условиям рынка труда - эти и другие причины обусловливают изменение инфраструктуры университетов. Наряду с классическими университетами, базирующимися на традициях и здравом консерватизме, появляются новые виды высших учебных заведений, основанные на иных способах получения, накопления, передачи и контроля знаний -мегауниверситеты. Их деятельность осуществляется на территории различных государств мира.

В статье использована информация, полученная в ходе исследования, проведенного весной 2006 г. в Институте комплексных социальных исследований СГА. Объектом анализа стала деятельность 17 мегавузов -участников саммита, проходившего в Индии осенью 2005 г. : Payame Noor University (Пакистан); Suknotai Thamathirat Open University (Пакистан); The University of South Africa (ЮАР); Universitas Terbuka (Индонезия); University of Maryland University College (США); Yashwantrao Chavan Maharashtra Open University (Индия); Allama Iqbal Open Univeristy (AIOU) (Пакистан); Anadolu University (Турция); Canada Open University/ Athabasca University (Канада); The Open University (Великобритания); Bangladesh Open University (Бангладеш); Central Radio and TV University (Китай); B. R. Ambedkar Open University (Индия); Gandhi National Open University (Индия); Universidade Estacio de Sa (Бразилия) ; National Center for Distance Learning (Франция); Современная гуманитарная академия (Россия). Сбор информации производился тремя способами: 1) экспертное интервью, в котором приняли участие ректоры мегавузов, их помощники и другие представители администрации; 2) изучение сайтов мегавузов; 3) анализ статистических данных о дистанционном образовании и мегавузах стран и регионов.

В статье используется понимание мегауниверситета, предложенное ректором Открытого уни-

верситета Великобритании Джоном Даниелом. По его мнению, можно выделить следующие критерии принадлежности вуза к этой категории [1]: 1) открытость, доступность образования - первична идея открытости, а не дистанционности образования; 2) применение дистанционных инновационных технологий в обучении; 3) гарантия высокого качества обучения, позиционирование в сегменте массового качественного образования (особенность - одновременное повышение уровня образования и увеличение количества учащихся); 4) численность студентов, обучающихся по программам получения академических степеней (бакалавр, магистр, доктор) единовременно, - более 100 тыс. чел. [2]; 5) позиционирование в сегменте массового качественного образования.

Стратегии всех мегауниверситетов ориентированы на общую цель - увеличение количества учащихся и освоение наиболее эффективных с точки зрения географического охвата и восприятия студентами технологий обучения. Обычно количество студентов мегауниверситета в любой стране превышает количество студентов в традиционном вузе. Здесь решаются задачи переходов между разными уровнями образования, развитие различных видов обучения. Множество людей проходят подготовку на курсах, открытых в университетах. Так, Открытый Университет Канады предоставляет более 600 курсов дополнительного образования и около 60 программ с возможностью получения степеней бакалавра, магистра, а также других дипломов и сертификатов [3].

Образование должно быть доступно для любых групп населения. В зависимости от типа общества это могут быть работающие взрослые, инвалиды, женщины-домохозяйки и пр. Мегауниверситеты выступают в качестве каналов получения образования и для тех, кто упустил такую возможность ранее. «Университет сосредоточен только на одном -на образовательных нуждах нетрадиционного студента» (University of Maryland University College, США) [4]. Студентами мегавузов в разных странах

становятся не только выпускники школ, но и работающие специалисты, решившие повысить уровень знаний, продолжить обучение. Основной целевой группой студентов мегавузов за рубежом являются люди, уже имеющие опыт работы и продолжающие работать во время обучения. Поступление в мегауниверситет практически никогда не требует вступительных экзаменов, часто необходимо лишь наличие свидетельств об образовании или достижение определенного возраста (например, 18 лет). Поскольку во время обучения студенты мегавузов обычно сдают экзамены очно, университеты уделяют большое внимание развитию сети филиалов.

Отдельно следует остановиться на способах доставки знаний в мегауниверситетах. Все они стремятся использовать последние технологические достижения передачи информации. Лидером здесь являются интернет-технологии - общение через веб-почту, интернет-конференции. Опрошенные эксперты указали основные события, повлиявшие на развитие дистанционного образования в их стране за последние 10 лет. Более конкретно об этом можно узнать из материалов интервью. Процитируем высказывания представителей некоторых мегауниверситетов: «Появление Интернета в 1995 году; развитие систем по управлению обучением; введение компьютерных интернет-курсов в традиционных вузах» (Canada Open University, Канада). «Появление больших возможностей для быс-

трого доступа в Интернет» (University of Maryland, США). Зачастую вузом разрабатывается собственная программа использования того или иного носителя: «Помимо прочего, мы используем программу для онлайн конференций WebTycho, которая так же функциональна, как и доска в классной комнате» (тот же университет, США). Широко используются и офлайновые носители - CD, аудио- и видеоматериалы, книги, рабочие тетради. Применение новейших достижений информационных технологий в процессе формирования знаний у студентов и сотрудников осуществляется на основе эффективно действующих моделей формализации информации, моделей накопления, передачи, закрепления и контроля знаний.

Большая доля студентов обучается сегодня дистанционно: в ряде стран дистанционные технологии применяет примерно половина всех существующих вузов. В Канаде, на пример, 200 из 400 вузов используют такие технологии. Из таблицы 1 видно, что значительная масса студентов -«дистанционщиков» учится в мегауниверситетах. Так, Открытый университет Великобритании обучает 75% «дистанционщиков». Англии, в Центральном университете радио и телевидения Китая обучается более 50% таких студентов, в Национальном центре дистанционного обучения Франции - 38%.

Для выявления институционального сходства между мегауниверситетами был проведен анализ

Таблица 1

Количество студентов мегауниверситетов в некоторых развитых странах и странах с высоким экономическим ростом

Огоана Название мегауниверситета Численность студентов мегауниверситета (тыс. чел.) % от числа студентов страны, обучающихся дистанционно

Великобритания Открытый университет (The Open University) 150 75

Франция Национальный Центр дистанционного образования (National Center for Distance Learning) 185 38

Канада Открытый университет (Open University) 55 13

США Университет штата Мэриленд (University of Maryland), Университет колледж (University College) 88 3

Россия Современная гуманитарная академия 144 24

Китай Университет центрального радио и телевидения (Central Radio and TV University) 700 51

Индия Огкрытый университет Япгвантрао Чавап Махараштра (University Yashwantrao Chavan Maharashtra Open) 518 27

Открытый университет проф. Б. Р. Амбслкара (B.R. Ambedkar Open University),

Огкрытый университет им. Индиры Ганди (Gandhi National Open University)

основной группы мегавузов по унифицированным показателям: численности студентов; числу факультетов и наличию у мегавуза естественнонаучных факультетов в дополнение к повсеместно распространенным гуманитарным; уровню предоставляемого образования (бакалавр, магистр, доктор, сертификат о повышении квалификации); разнообразию каналов доставки образовательного материала (телефон, ТВ, Интернет и т. п.); членству мегавуза в международных организациях; количеству методик обучения. На основании полученных итоговых показателей нами построены профили для каждого мегауниверситета, а также усредненный профиль. Можно, к примеру, отметить относительную структурную схожесть мегавузов СЫпа Central Radio and TV University (Китай) и The Open University (Великобритания). В обоих вузах насчитывается значительное количество естественных факультетов (3 из 8 факультетов в Китае и 5 из 13 факультетов в Великобритании), что менее характерно для других мегавузов.

Менеджмент качества. Исследователи отмечают: «Мегауниверситеты являются одними из наиболее важных учреждений, предоставляющих услуги дистанционного образования и использующих информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в образовании. До недавнего времени основной акцент в деятельности мегавузов ставился скорее на расширении доступа к образованию, чем на повышении качества образования. Сегодня качество образования является ключевым фактором их развития» [5]. Любой мегауниверситет, независимо от расположения - в развитой или развивающейся стране, декларирует в числе своих основных целей качество образования.

Следует иметь в виду, что мегауниверситеты всегда подотчетны государственным структурам той страны, в которой они располагаются, и по отношению к ним используются стандартные схемы отчетности, аккредитации и лицензирования. Содержание образования в мегауниверситетах оценивается по тем же параметрам, что и в традиционных вузах. Учитывается: содержание учебных программ, утвержденных соответствующими ведомствами; успеваемость студентов (результаты экзаменов) и выпускников (трудоустройство, оценка работодателей); оценка образования самими учащимися; качество учебных материалов; квалификация преподавателей и система ее повышения; оценки качества преподавания; наличие практического опыта работы преподавателей в определенной профессиональной сфере и т. п.

Вместе с тем специфика обучения в мегауниверситетах обусловливает необходимость введения дополнительных критериев оценки качества образования. В их числе можно назвать оценку профессионализма авторов учебных курсов и качества этих курсов, а также численность студентов, выбравших определенный мегавуз (поскольку на бор не ограничен, как в традиционных университетах).

В достижении высокого уровня обучения большую роль играет четкая организация учебного процесса. Поэтому при оценке качества учитывается гибкость системы регистрации и приема новых студентов, количество филиалов и их плотность, качество оборудования и надежность технической поддержки.

Приведем примеры критериев оценки качества образования в различных мегауни-верситетах. Open University (Канада): успешность студентов и выпускников (оценки на экзаменах; оценка дипломов на рынке работодателей); оценки качества преподавания студентами; занятость студентов по окончании вуза; исследовательская деятельность преподавателей; разработка учебных курсов преподавателей; тренинги для профессоров; национальная и мировая репутация. University of Maryland University College (США): возможность технической поддержки студентов и преподавателей; возможность обучения преподавателей; наличие программы оценки результатов для всего университета; всесторонний характер оценки работы преподавателей, их академические заслуги; неакадемический опыт (например в бизнесе или правительственных структурах) преподавателей. UNISA (ЮАР): обеспечение доступа к образованию; поддержка в выборе курсов и каналов связи; поддержка в подготовке учебных заданий; релевантность и качество учебных материалов; службы поддержки студентов; качество административных структур и инфраструктуры; качество преподавательского состава.

Мегауниверситет по размерам, объему предоставляемых услуг, сети филиалов, финансовому обороту, объему оборотных средств не отличается от крупных предприятий производства или сферы услуг. И следовательно, для того чтобы эффективно и востребовано создавать новые знания и управлять ими, он должен обладать системой управления, соответствующей требованиям мирового рынка и экономики знаний. Это означает, прежде всего, способность мегауниверситета разработать собственную стратегию, осуществить стратегическое и организационное планирование, концентрировать знания для решения инновационных задач.

Стратегия мегауниверситетов в условиях мировой интеграции направлена на то, чтобы деятельность этих учреждений осуществлялась не только на территории своих государств: они заявляют о целях повышения доступности образования на мировом уровне, минуя государственные границы. Например, Открытый Университет Канады объявил, что «существует для устранения барьеров и успешного завершения высшего образования, а также для уравнения шансов на получение образования всего взрослого населения мира». Все мегавузы являются членами Сети Мегауниверситетов. Они также связаны с провайдерами дистанционного образования в своем и других государствах, но никто не сотрудничает с одними и теми же учреждениями, т. е. партнерские сети у всех мегавузов разные. Сотрудничество с другими вузами, как правило, включает: обмен технологическим опытом в области ДО; построение общей системы образовательных кредитов (перезачета курсов разных вузов друг у друга); обучение студентов по обмену; совместную разработку учебных курсов. Международное сотрудничество повышает уровень университета, дает возможность разрабатывать и осуществлять совместные проекты.

Интеграция ведет к тому, что выпускники вузов, вполне вероятно, со временем будут заниматься профессиональной деятельностью без территориальной привязки к стране и региону, в которых они получили образование (например, страны ЕС). Одной из причин профессиональных миграций является интернационализация высшего образования, когда обучение работе с информацией происходит безотносительно к тому, на каком языке и в каких национальных условиях она получена. Конечно, мегауниверситеты, как и большинство традиционных вузов, пока далеки от такого уровня партнерства. Тем не менее у них достаточное количество партнеров, причем сети сотрудничества построены не на базе принадлежности к мегауниверситетам, а на основании территориального деления, специализации университета и т. п.

Как участники рынка образования, мегавузы занимаются стратегическим планированием. Они ставят четкие цели, часто выраженные в количественных показателях, и точные сроки для их достижения. Проиллюстрируем это примерами из документов: «Планируется увеличивать число учащихся на 10 % в год путем привлечения студентов на уже имеющиеся курсы и открытия новых программ обучения... Обновить компьютерное оборудование в течение 3 лет. В 2002 г. Уни-

верситетом было потрачено 13,1 млн. долл. США на обновление инфраструктуры, из них 8,2 млн. -на обновление технологической инфраструктуры. Университет направляет максимально возможный объем средств на поддержание программного обеспечения и компьютерного оборудования» (Открытый Университет Канады) [7]. «Видение нашего будущего и цель такова: стать одним из лучших центров высшего дистанционного образования в Азии в 2010 г. и в мире в 2020 г.» ( Universitas Terbuka , Индонезия).

Сила влияния государства на деятельность мегавуза одинакова с силой других участников рынка (за исключением отдельных случаев). Соответствовать принципам государства в аккредитации и лицензировании для мегауниверситетов так же важно, как, например, требованиям негосударственных общественных организаций - все эксперты отметили, что и то, и другое «важно» или «крайне важно». Интервьюер: «На Ваш взгляд, насколько важно для мегауниверситета соответствовать требованиям государственных структур Вашей страны?» Эксперт: «ВКанаде и США это очень важно. Наш. Университет является членом А ссоциации университетов и колледжей Канады и мы ак-кредити-рованы агентством US Middle States». На аналогичный вопрос о требованиях общественных организаций эксперт ответил: «Очень важно, что мы отвечаем требованиям профорганизаций в таких профессиях, как федний медперсонал, управление проектированием, полицейский надзор и др.» (Открытый Университет Канады).

Финансирование мегауниверситетов. Мегауниверситеты стараются нивелировать любые ограничения, связанные с получением у них образования, - место проживания студента, его возраст, учебные достижения в прошлом, а также финансовые ограничения. Несмотря на то, что повышение образовательного уровня населения - одна из базовых ценностей государства, устранение финансовых ограничений иногда происходит не за счет договоренности с государством, а на собственные средства университета. Об этом свидетельствуют приводимые ниже документы. «Необходимо устранить возможные финансовые трудности у студентов путем учреждения дополнительных университетских стипендий» (бизнес-план Открытого Университета Канады) [7, р. 30]. «В 2002/ 04 г. было принято решение выделить 9,5 млн. рандов (национальная валюта ЮАР) на стипендии и фанты для нуждающихся студентов на 2005/06 учебный год. Такая сумма финансирования превышает

финансовую помощь, которая может быть предоставлена государством - Национальной Схемой Финансовой Помощи» (ШКА, ЮАР) [9].

Выше отмечалось, что в мегауниверситетах активно используется дистанционное обучение. А специфика этого обучения состоит в том, что оно требует предельно высоких затрат на инфраструктуру и разработку учебных курсов задолго до того, как в вуз смогут поступать студенты. Организации, которые могут финансировать такие вузы, конечно, осознают высокие риски. Финансовые вложения могут быть большими, в то время как доказательств успешности мероприятия на начальных этапах окажется немного. Для решения этой проблемы иногда используются пробные проекты дистанционных вузов, которые позволяют испытать новые технологии в условиях конкретной ситуации и проверить будущих сотрудников [10].

По данным экспертов, все государства осуществляют финансовую поддержку высших учебных заведений. Объем финансирования зависит от общей экономической обстановки в стране, от политики в области образования и т.д. Финансовая поддержка государством обычных вузов покрывает до 40-60% их расходов. Получают финансовую поддержку от государства и мегауниверситеты. Помимо прямого субсидирования финансовая помощь государства мегавузам может выражаться в предоставлении налоговых льгот, оплате доставки учебных материалов для студентов, выплатах из государственных фондов и пр. Однако в целом она покрывает меньшую долю расходов мега-университета по сравнению с расходами обычных вузов. Это видно из материалов интервью. На вопрос «Получает ли Ваш мегауниверситет какую-либо поддержку со стороны государства? Если да, то какой процент бюджета она покрывает?» ответившие представители мегавузов утверждали, что получают. Размер ее варьирует, но не превышает 50% бюджета. Так, Открытый Университет Канады получает сумму в размере 20% бюджета; Университет Южной Африки -40%; Университет Тербука (Индонезия) и Университет Мэриленда (США) - до 5% своего бюджета.

Как видим, в сфере государственного образования по своему положению мегауниверситеты

практически не отличаются от других высших учебных заведений, по отношению к ним используются стандартные схемы финансирования. При этом в странах, где мегавузы доказали свою значимость для широких слоев населения и приобрели хорошую репутацию, возможны различные виды поддержки со стороны государства, например, помощь в обеспечении необходимой инфраструктурой - зданиями, спутниковой связью и т. п.

Из сказанного можно сделать вывод, что деятельность современных мегауниверситетов, которые обучают большое число студентов, интенсивно развивают и внедряют инновации и уникальные технологии в учебный процесс, обладают необходимыми мощностями для изготовления учебных курсов, постоянно повышают качество образования, способствует решению ключевых задач в образовательной сфере. Сегодня к так называемым точкам роста, обеспечивающим интенсивное развитие страны, относят виды деятельности, формирующие человеческий капитал. Они концентрируются в первую очередь в образовательнонаучных комплексах. Возможно, в ряде стран мегавузы и являются данными точками роста.

Библиографический список

1. http://ponal.unesco.org/education/en/ev.php-URL [D-26277&URL DODO TQP1C&URLSECTION=201 .html

2. Insung Jung. Quality Assurance Survey of Mega Universities. http://www.col.org/LLLiriiiigher/PScries LLI.D-HECH07.pdf

3. http://www.athabascau.ca/aboutAU/ distancecducalion.plip

4. http ://wwu ’. umiic.edu/gen/mission.shtml

5. ImungJung. Qualit>; Assurance Survey of Mega Universities. http.//www.col.org/LLLinHigher/PSeries LLLD-HE CH07.pdf

6. http ://www.athabascau.ca/h tin l/info/s up/sup.htm

7. Athabasca University Strategic University Plan 2002-2006. - P. 5, 14

8. httpy/public.utac.id/English/index.php?module= pagemaster&PAGE: user op=view page&PAGE id= 26&MMN position=28:28

9. http://www.unisa.ac.za/happening/docs/LINlSA% 20Annual%20Report%202004.pdf

10. staff. http://www.worldbank.org/disted/Policy/ Institulional/man-01.html

Krutiy I. A., Zuev D. S., Karpenko O. M. SPECIFICITY MEGAUNIVERSITETOV AS A MODERN EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE

This article describes a new type of higher education - megauniversitet.

Keywords: education, megauniversitet, development strategies of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.