Научная статья на тему 'Специфика маркетинговых конкурентных преимуществ предприятий обрабатывающей промышленности еврейской автономной области'

Специфика маркетинговых конкурентных преимуществ предприятий обрабатывающей промышленности еврейской автономной области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MARKETING ACTIVITY / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MARKET POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулагина Ольга Владимировна, Конгирова Юлия Александровна

Раскрыты составляющие маркетинговой деятельности, такие как маркетинговый потенциал, маркетинговая активность и эффективность маркетинговой деятельности. Изучена сущность маркетингового потенциала предприятия, установлена взаимосвязь между маркетинговым потенциалом и эффективностью маркетинговой деятельности посредством маркетинговой активности, систематизированы существующие подходы к определению понятий и методов оценки маркетингового потенциала и эффективности маркетинговой деятельности предприятия, представлены критерии и показатели оценки маркетингового потенциала предприятий обрабатывающей промышленности. Изучено и проанализировано состояние обрабатывающей промышленности ЕАО, перечислены факторы благоприятно и негативно влияющие на ее развитие. По результатам проведенного опроса проведен анализ факторов маркетингового потенциала и эффективности маркетинговой деятельности предприятий обрабатывающей промышленности ЕАО. Выявлены взаимосвязи между отраслевой принадлежностью и масштабность предприятий обрабатывающей промышленности ЕАО и эффективностью использования факторов маркетингового потенциала и эффективностью маркетинговой деятельности. Эффективная маркетинговая деятельность фирмы, безусловно, является её конкурентным преимуществом. Маркетинговая деятельность фирмы определяется её маркетинговым потенциалом и маркетинговой активностью. Маркетинговый потенциал зависит не только от факторов внутренней среды фирмы, но и определяется факторами внешней среды, т.е. факторами предпринимательского климата территории функционирования этой фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF MARKETING OF THE COMPETITIVE ADVANTAGES OF MANUFACTURING FIRMS EAO

Are disclosed marketing activities such as market potential, marketing activities and marketing performance. Studied the essence of marketing potential of an enterprise, the relationship between marketing capabilities and marketing performance through marketing activity, systematized existing approaches to definition of concepts and methods of assessment of marketing potential and effectiveness of marketing activity of the enterprise, criteria and indicators for assessing marketing potential of manufacturing industries. Studied and analyzed the state of the manufacturing industry EAO, lists the factors positively and negatively influencing its development. According to the results of survey analysis of factors of marketing capabilities and marketing operations of manufacturing industries EAO. Identified the relationship between industry affiliation and the scope of manufacturing industries, the EAO and the efficient use of factors of marketing capabilities and marketing performance. Effective marketing activities of the company, of course, is its competitive advantage. Marketing activity of the firm is determined by its marketing potential and marketing activity. The marketing potential depends not only on factors of the internal environment of the firm, but is determined by environmental factors, i.e. factors of an entrepreneurial climate in the functioning of the firm.

Текст научной работы на тему «Специфика маркетинговых конкурентных преимуществ предприятий обрабатывающей промышленности еврейской автономной области»

УДК 339.138

СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГОВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ

ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

© 2016

Кулагина Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономики, менеджмента и государственного и муниципального управления» Конгирова Юлия Александровна, магистрант 2 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление» Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (ПГУ им. Ш-А),

Биробиджан (Россия)

Аннотация. Раскрыты составляющие маркетинговой деятельности, такие как маркетинговый потенциал, маркетинговая активность и эффективность маркетинговой деятельности. Изучена сущность маркетингового потенциала предприятия, установлена взаимосвязь между маркетинговым потенциалом и эффективностью маркетинговой деятельности посредством маркетинговой активности, систематизированы существующие подходы к определению понятий и методов оценки маркетингового потенциала и эффективности маркетинговой деятельности предприятия, представлены критерии и показатели оценки маркетингового потенциала предприятий обрабатывающей промышленности. Изучено и проанализировано состояние обрабатывающей промышленности ЕАО, перечислены факторы благоприятно и негативно влияющие на ее развитие. По результатам проведенного опроса проведен анализ факторов маркетингового потенциала и эффективности маркетинговой деятельности предприятий обрабатывающей промышленности ЕАО. Выявлены взаимосвязи между отраслевой принадлежностью и масштабность предприятий обрабатывающей промышленности ЕАО и эффективностью использования факторов маркетингового потенциала и эффективностью маркетинговой деятельности. Эффективная маркетинговая деятельность фирмы, безусловно, является её конкурентным преимуществом. Маркетинговая деятельность фирмы определяется её маркетинговым потенциалом и маркетинговой активностью. Маркетинговый потенциал зависит не только от факторов внутренней среды фирмы, но и определяется факторами внешней среды, т.е. факторами предпринимательского климата территории функционирования этой фирмы.

Ключевые слова: эффективная маркетинговая деятельность фирмы, безусловно, является её конкурентным преимуществом. Маркетинговая деятельность фирмы определяется её маркетинговым потенциалом и маркетинговой активностью. Маркетинговый потенциал предприятия представляет собой способность и готовность его маркетинговой системы управлять спросом на предлагаемые товары и услуги, используя имеющиеся для этого маркетинговые ресурсы и возможности бизнес-среды.

SPECIFICITY OF MARKETING OF THE COMPETITIVE ADVANTAGES OF MANUFACTURING FIRMS EAO

© 2016

Kulagina Olga Vladimirovna, candidate of economic Sciences, docent of the Department "Economics, management and state and municipal management" Kongirova Yuliya Aleksandrovna, undergraduate 2 years of training direction "State and municipal management" Amur State University named after Sholom Aleichem, Birobidzhan (Russia)

Abstract. Are disclosed marketing activities such as market potential, marketing activities and marketing performance. Studied the essence of marketing potential of an enterprise, the relationship between marketing capabilities and marketing performance through marketing activity, systematized existing approaches to definition of concepts and methods of assessment of marketing potential and effectiveness of marketing activity of the enterprise, criteria and indicators for assessing marketing potential of manufacturing industries. Studied and analyzed the state of the manufacturing industry EAO, lists the factors positively and negatively influencing its development. According to the results of survey analysis of factors of marketing capabilities and marketing operations of manufacturing industries EAO. Identified the relationship between industry affiliation and the scope of manufacturing industries, the EAO and the efficient use of factors of marketing capabilities and marketing performance. Effective marketing activities of the company, of course, is its competitive advantage. Marketing activity of the firm is determined by its marketing potential and marketing activity. The marketing potential depends not only on factors of the internal environment of the firm, but is determined by environmental factors, i.e. factors of an entrepreneurial climate in the functioning of the firm.

Keywords: effective marketing activities of the company, of course, is its competitive advantage. Marketing activity of the firm is determined by its marketing potential and marketing activity. Market potential represents the ability and readiness of the marketing system to manage the demand for offered goods and services, using available marketing resources and possibilities of the business environment.

Понятие «маркетинговый потенциал» относительно ново и продиктовано рыночными отношениями в сфере российской экономики. Его углубленным изучением и оценкой среди русских ученых занимается Попов Е.В. -российский экономист, профессор, главный ученый секретарь УрО РАН, ректор Высшей экономической школы, член редакционного совета журнала «Маркетинг в России и за рубежом» и член редакционного совета журнала «Montenegrin Journal of Economics». Попов В.Е. рассматривает маркетинговый потенциал как совокупность средств и возможностей предприятия в реализации рыночной деятельности [1].

Радионова А. П. в своей научной работе «Оценка и реализация маркетингового потенциала развития машиностроительных предприятий региона» рассматривает

маркетинговый потенциал предприятия как способность и готовность его маркетинговой системы управлять спросом на предлагаемые товары и услуги, используя имеющиеся для этого маркетинговые ресурсы и возможности бизнес-среды [2].

По мнению Горид А. Л. и Юлдашевой О. У. (в статье «Оценка эффективности использования маркетингового потенциала фирмы») маркетинговый потенциал компании складывается из возможностей бизнес-субъекта привлекать к приобретению и потреблению его товаров и услуг потенциальных потребителей с учетом имеющихся в распоряжении компании ресурсов. Маркетинговый потенциал определяется мощью или силой влияния компании на рынок потребителей, результатом которого является формирование контингента потенциальных

потребителей компании, готовых осуществлять как первичные, так и вторичные покупки. Соответственно целью развития маркетингового потенциала является формирование рынка потенциальных потребителей товаров и услуг компании, которые обеспечивают воспроизводство спроса на эти товары и услуги [8].

Другие авторы, такие как Э. Сандей, под маркетинговым потенциалом предприятия (МП) понимает способность маркетинговой системы хозяйствующего субъекта обеспечить его постоянную конкурентоспособность на основе:

- качественного управления и организации маркетинга предприятия в целом;

- эффективного использования человеческого капитала;

- применения новейшего маркетингового инструментария;

- рационального использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов [4].

Основными элементами маркетингового потенциала являются рыночные возможности и маркетинговые ресурсы.

В.С. Сластенко в статье «Роль маркетингового потенциала в общей стратегии маркетингового развития предприятия» маркетинговый потенциал рассматривается как потенциалообразующий элемент конкурентоспособного потенциала предприятия. Под «маркетинговым потенциалом» предприятия понимается способность системы маркетинговых мероприятий обеспечить его постоянную конкурентоспособность на рынке в динамике на основе следующих положений: качественного управления и организации маркетинга предприятия в целом; применения новейшего маркетингового инструментария; эффективного использования человеческого капитала; рационального использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов [17].

Потенциал маркетингового инструментария характеризует способность маркетинговой системы применять новейшие технологии и методы управления маркетингом.

Изучив и проанализировав все выше изложенные определения разных авторов можно выделить подходы к определению понятия «маркетинговый потенциал» (табл. 1.1).

Такие авторы как Сластенко В.С., Попов Е.В., Радионова А. П. в своих определениях маркетингового потенциала объединяют все выше выделенные подходы. Они рассматривают и оценивают маркетинговый потенциал более полно и всесторонне включая одновременно и организацию службы маркетинга, и инструментарий маркетинга, и взаимосвязи предприятия с субъектами внешней среды [11, 12,13].

В литературе существует множество определений понятия «маркетинговый потенциал фирмы» разных ученых, изучив и проанализировав их, в данной работе будем использовать определениях маркетингового потенциала фирмы таких авторов как Сластенко В.С., Попов Е.В., Радионова А. П. и др[8, 9,10]. Поэтому в данной работе нами под маркетинговым потенциалом будет пониматься совокупность маркетинговых ресурсов и возможностей бизнес-среды для осуществления эффективной маркетинговой деятельности, позволяющей обеспечить стратегическую конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность предприятия на рынке в динамике [3].

На эффективность маркетинговой деятельности предприятий непосредственно оказывают влияние имеющиеся внутренние маркетинговые ресурсы предприятий (маркетинговый потенциал), воздействия внешней среды и способность предприятий реализовывать имеющиеся возможности в виде маркетинговой активности.

Для оценки маркетингового потенциала предприятий предполагается использовать метод мультипликативного показателя.

Таблица 1.1 - Совокупность подходов к определению понятия маркетинговый потенциал предприятия

Авторы

Баранчеев В., Стрижов С., Васильев Г.А., Маландина Г. А.

Марушков Р.В., Багиев Г. А., Тарасевич В. М.

Горид А. Л., Юлдашева О. У. Булгакова Л. В. Семеркова Л.В., Патрикеева Ю.В.

Наименование подхода_

Организационный подход

Инструмен-тарный подход

Внешнеориен-

тированный

подход

Сущность подхода

Отождествляют маркетинговый потенциал с организацией и продуктивностью работы маркетинговых служб предприятия. Оценка величины потенциала сводится к определению эффективности организации службы маркетинга[16].

Рассматривают маркетинговый потенциал как способность проведения эффективных маркетинговых мероприятий в области исследования спроса, товарной, ценовой, коммуникативной, распределительной и сбытовой политики предприятия. Оценка величины потенциала сводится к определению применения новейшего маркетингового инструментария[15].

Под маркетинговым потенциалом понимают способность предприятия влиять на рынок потребителей, конкурентов, инвесторов и других субъектов бизнес среды, планировать и достигать стратегических целей при имеющемся количестве, качестве и строении ресурсов. Оценка потенциала сводится к определению мощи влияния фирмы на рынок [14].

Разработанный метод оценки маркетингового потенциала промышленных предприятий базируется на их обследовании в форме анкетного опроса, а также на привлеченных данных бухгалтерского, управленческого и финансового учета и включает следующие этапы [5]:

1. Отбор показателей, значения которых связаны с количественной оценкой маркетингового потенциала предприятия, он осуществляется на основе теоретического анализа.

2. Сбор данных на основе анкетного опроса репрезентативной выборки промышленных предприятий.

3. Нормирование показателей. Суть нормирования состоит в приведении показателей, измеряемых в различных единицах к безразмерным величинам

4. Агрегирование показателей маркетингового потенциала в интегральный индекс

5. Для точной оценки веса факторов в индексе маркетингового потенциала использует регрессионный анализ (модель)

6. Разработка рекомендаций на основе построенной регрессионной модели.

Всего в ЕАО в 2014 году насчитывалось 267 предприятий обрабатывающей промышленности. Структура обрабатывающего производства в ЕАО за период с 2009г. по 2014г. претерпела существенные изменения: в два раза увеличилось производство пищевых продуктов, при снижении во столько же раз объема продукции швейного производства, в три раза возрос объем производства резиновых и пластмассовых изделий при таком же падении в производстве машин и оборудования.

В структуре форм собственности преобладает частная. За этот период наблюдается отрицательная динамика изменения среднесписочной численности работников организаций обрабатывающей промышленности.

Уровень образования работников предприятий обрабатывающей промышленности в основном начальное профессиональное (38,Т%) и полное общее (36%). По данным Отдела Федеральной миграционной службы России по ЕАО в обрабатывающем производстве области в 20Т4г. занято Т3,7% от общей численности иностранных работников.

Убыток деятельности организаций обрабатывающей промышленности на конец 20Т4 г. составил Т4 млн. руб. При этом наблюдается динамика снижения удельного веса убыточных предприятий обрабатывающей промышленности ЕАО.

Наблюдается динамика роста показателя рентабельности продукции предприятий обрабатывающей промышленности до 2008 г., затем снижение значения показателя до отрицательного - 6,2% на конец 20Т0 г., а затем опять рост до 2,Т % в 20Т4 году. Индекс производства обрабатывающего производства имел тенденцию снижения к концу 20Т4 г. составил Т00,Т %, по сравнению с 20Т3 г. - Т02,6%.

Проанализировав факторы маркетингового потенциала и эффективности маркетинговой деятельности предприятий обрабатывающей промышленности ЕАО, выявили специфику ведения маркетинговой деятельности предприятиями обрабатывающей промышленности ЕАО.

Для анализа факторов маркетингового потенциала, в данной работе был использован опросный метод сбора необходимой информации.

Разработанная анкета состоит из 27 вопросов разбитых на четыре блока. Первый блок включает в себя общие вопросы, касающиеся деятельности предприятия. Второй блок - вопросы, касающиеся организации маркетинговой деятельности на предприятии. Третий блок состоит из вопросов, касающихся организации комплекса маркетинга на предприятии и в заключительном четвертом блоке содержатся вопросы, касающиеся взаимодействия предприятия с внешней средой [6].

Размер выборки составил 75 предприятий при доверительной вероятности «точности» 99%. Структура выборки в зависимости от размера предприятий и отраслевой принадлежности соответствует генеральной совокупности. Вне зависимости от масштабности и отраслевой принадлежности исследуемых предприятий, респонденты выделяли следующие основные проблемы эффективного функционирования предприятий обрабатывающей промышленности: нехватка квалифицированных кадров, сложность механизма получения кредита, несовершенство системы налогообложения, низкий уровень спроса, устаревшее оборудование и высокая энергозатратность производства, высокая стоимость энергоресурсов, слабо развитая транспортная инфраструктура и отсутствие стратегических инвесторов. Важно отметить, что у предприятий обрабатывающей промышленности ЕАО низкий уровень конкурентоспособности, что в свою очередь свидетельствует о явно назревших проблемах не только в осуществлении производственного процесса, но и в ведении маркетинговой деятельности предприятиями.

Проанализировав ответы респондентов на второй блок вопросов анкеты можно увидеть зависимость между масштабностью исследуемых предприятий и организацией маркетинговой деятельности на них.

Только предприятия с численностью более Т00 человек имеют в своих организационных структурах отдел маркетинга. Сотрудники отдела маркетинга выполняют около 80% функций маркетинга. Функции, которые выполняют сотрудники-маркетологи, направлены лишь на осуществление эффективного сбыта: формирование и расширение клиентской базы, своевременность доставки и другое. Они систематически не осуществляют исследовательскую и аналитическую работу: исследование рынка, разработка и реализация маркетинговой стратегии, осуществление маркетингового планирова-

ния и т.д. Другими словами работают на оперативном и тактическом уровнях.

Максимально возможное количество баллов, которое предприятия могут получить по критерию «организация службы маркетинга» - 50. Самое большое количество баллов набрали предприятия с численностью более Т00 человек - 29 баллов, что составляет около 60% от максимально возможного. Следовательно, организация маркетинговой деятельности на предприятиях обрабатывающей промышленности ЕАО находится на низком уровне.

Для повышения данного уровня руководителям предприятий необходимо:

- разработать четкую долгосрочную маркетинговую стратегию, в которой выявлены конкурентные преимущества товара и предприятия, разработан комплекс маркетинга, определены конкретные значения по достижению долей рынка и объема продаж на каждом сегменте

[7];

- реализовывать поставленные в маркетинговой стратегии цели согласно плану;

- в организационной структуре предприятия создать отдел маркетинга, занимающийся не только сбытом, но и исследованиями рынка, потребителей, конкурентов, поставщиков; организацией рекламы, выставок и т.д.

- в отдел маркетинга принять сотрудников имеющих профильное высшее образование, а не экономическое и стаж работы в данной области не менее Т0 лет;

- систематически реализовывать такие функции маркетинга как: изучение изменений внешней среды, обучение и стимулирование работников служб маркетинга и формирование имиджа инвестиционно-привлекательного предприятия.

Анализ ответов на вопросы касающиеся развития комплекса маркетинга позволил выявить зависимость между отраслевой принадлежностью исследуемых предприятий и уровнем развития комплекса маркетинга на них. Максимально возможное количество баллов, которое предприятия могут получить по критерию «комплекс маркетинга» - 80 баллов. Проанализировав рисунок Т, можно сделать вывод, что максимально возможное количество баллов по критерию «комплекс маркетинга» не набрала ни один из рассматриваемых видов деятельности обрабатывающих производств ЕАО. Меньше всего баллов набрали по данному критерию предприятия производящие машины и оборудование, а больше всего - предприятия текстильного, швейного, обувных производств, а также производства минеральных продуктов.

Ценовая политика

20 т

Коммуникационная политика I-1-1 -

Н----1--1 Сбытовая

политика

Товарная политика —Производство пищевых продуктов

■Текстильное, швейное, производство обуви

-Обработка древесины и производство изделий из дерева

- Производство минеральных продуктов

-Производство машин и оборудования

Рисунок Т - Оценка организации маркетинговой деятельности на предприятиях обрабатывающих производств ЕАО

Проанализировав ответы респондентов на третий блок вопросов анкеты, касающихся взаимодействия предприятий с внешней средой, можно отметить следу-

ющее, что предприятия обрабатывающей промышленности ЕАО преимущественно работают на внутренний потребительский рынок, исключения составляют предприятия с численностью более 50 человек деревообрабатывающей промышленности, легкой промышленности и отрасли стройматериалов. Темп роста рынка не превышает 10% в год для всех предприятий обрабатывающей промышленности. Рост размерности предприятий на прямую влияет на долю занимаемого рынка (чем больше предприятие, тем занимает большую долю рынка). Доля неплатежеспособных клиентов выше у предприятий с численностью более 50 человек деревообрабатывающей промышленности, легкой промышленности и отрасли стройматериалов.

Исходя из обоснованного в данном исследовании подхода к определению понятия эффективность маркетинговой деятельности предприятия (она является совокупностью маркетингового потенциала предприятия и маркетинговой активности), расчет интегрального индекса маркетинговой деятельности предприятий обрабатывающей промышленности ЕАО целесообразно производить по 1:

I = I + I , (1)

мд мп ма^ у '

где I - интегральный индекс маркетинговой деятельности;

I - интегральный индекс маркетингового потенциала;

I -интегральный индекс маркетинговой активности.

На основе регрессионного анализа была построена модель множественной линейной регрессии - зависимость эффективности маркетинговой деятельности от маркетингового потенциала и маркетинговой активности (формула 2).

у = 2,25 + 0,00318х1 + 0,0024х, + 0,0416х3 + 0,0093х4 + 1,318х5 - 1,83х6 + 1,9х7 - 0,93х8 + 2,4х9 + 1,588х10, (2)

Показатели маркетингового потенциала:

- выполнения маркетинговой стратегии (затраты на выполнение маркетинговой стратегии) (Х1);

- уровень реализации функций маркетинга (количество реализуемых функций маркетинга) (Х2);

- уровень развития маркетинговых коммуникаций (количество применяемых маркетинговых коммуникаций) (Х3);

- уровень гибкости системы ценообразования (затраты на скидки) (Х4);

- интенсивность инновационной деятельности (количество ассортиментных позиций) (Х5);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровень товарных запасов (стоимость товарных запасов на складе) (Х6);

- уровень экспорта в другие регионы (прибыль от экспорта в другие регионы) (Х7);

- доля неплатежеспособных клиентов (просроченная дебиторская задолженность) (Х8) .

К показателям маркетинговой активности, оказывающим наиболее существенное воздействие на результативный признак относятся:

- доля захвата рынка (Х);

- доля новых клиентов (Х) [3].

На основе анализа значений коэффициентов регрессии, можно сделать вывод, что эффективность маркетинговой деятельности предприятий обрабатывающей промышленности ЕАО в основном обусловлена влиянием следующих факторов: интенсивность инновационной деятельности; уровень товарных запасов; уровень экспорта в другие регионы; доля захвата рынка и доля новых клиентов.

Построенная линейная модель демонстрирует неразвитость ценовой и коммуникационной политик, а также организации маркетинговой деятельности в связи с низкой степенью влияния показателей на результативный признак, следовательно, данные элементы нуждаются в разработке практических рекомендаций по повыше-

нию эффективности их осуществления. Зато сбытовая и товарная политики, а также факторы маркетинговой активности являются развитыми.

Наиболее эффективно маркетинг осуществляли предприятия производящие пищевые продукты (средний индекс МД по отрасли 0,631), предприятия текстильного и швейного производства (МД - 0,41), предприятия производящие неметаллические минеральные продукты (промышленности стройматериалов) (МД - 0,375), деревообрабатывающие производства (0,374), менее эффективными в области маркетинга оказались предприятия металлообработки производства машин и оборудования (0,321).

Методика расчёта интегрального индекса МД предприятия даёт возможность управленцам, в том числе и потенциальным инвесторам, ранжировать предприятия в отрасли и регионе; проследить изменение индекса МД в динамике и выяснить за счёт, каких факторов происходят изменения, а также позволяет провести кластеризацию предприятий, результаты которой должны быть учтены при разработке стратегий развития предприятий и промышленной политики региона [17].

Используя результаты регрессионного и кластерного анализа автором было выявлено соотношение индекса маркетинговой активности и маркетингового потенциала предприятия, а также интервал значений интегрального индекса МД для обеспечения стратегического уровня КСП предприятия.

Стратегически конкурентоспособные те предприятия обрабатывающей промышленности ЕАО, в которых индекс МД, обусловленный маркетинговым потенциалом < индекса МД, обусловленный маркетинговой активностью и находится в интервале (0,6 - 1,0) притом индекс маркетингового потенциала от 0,2 - 0,5.

Таким образом, оперативная и тактическая КСП подавляющего большинства предприятий обрабатывающей промышленности обеспечивается использованием источников конкурентных преимуществ, обусловленных развитием сырьевой базы и снижением издержек за счет эффекта масштаба, захвата рынков, дешевой рабочей силы, близости к поставщикам комплектующих, а не вкладом инвестиций в инновации и человеческий капитал - условия формирования стратегической конкурентоспособности предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кулагина О.В. Оценка конкурентоспособности промышленных предприятий региона (на примере Еврейской автономной области) // Территориальные исследования: цели, результаты, перспективы: материалы региональной школы-семинара молодых ученых, аспирантов и студентов. Биробиджан, 20-23 октября 2009 г. -Биробиджан: Изд-во ИКАРП ДВО РАН: ДВГСГА, 2009. С.170-173

2. Кулагина О.В., Аверина О.В. Возможности использования инструментов маркетинга в антикризисном менеджменте // Проблемы инновационного и экономического роста в условиях кризиса: материалы международной научно-практической конференции. Хабаровск, 27-28 апреля 2010 г. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2010. С.311-318

3. Кулагина О.В., Аверина О.В., Морозова О.И. Маркетинговые аспекты конкурентных преимуществ предприятий обрабатывающей промышленности ЕАО: монография - Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ДВГСГА», 2011. - 165 с.

4. Баранчеев, В.С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. - 2014. - №»5. - С. 42-50.

5. Белоусов, В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №»4. - С. 63 -71.

6. Ванчикова, Е. Н. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Е. Н. Ванчикова. - Улан-Удэ: Изд-во

ВСГТУ, 20Т0. - Т60 с.

7. Глисин, Т. О конкурентоспособности промышленных предприятий // Экономист. - 20Т5. - № 6. - С. 65-7Т.

8. Горид, А. Л., Юлдашева, О.У. Оценка эффективности использования маркетингового потенциала фирмы. Сборник статей. - Пенза: Изд-во ПГТА., 20ТТ. - 34т с.

9. Дорофеев, В. Д. Маркетинг в управлении организации / В. Д. Дорофеев, А. Б. Зубков. - Пенза: Пензенский государственный университет, 20ТТ. - Т08 с.

Т0. Идрисов, А.И. Анализ маркетинговой деятельности предприятия // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 20Т3. - № 2. - С. 35-40.

ТТ. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга. - Изд. 2-е, перераб. и доп., 20Т0. - 347с.

Т2. Патрушева, Е. Г. Методика оценки состояния маркетинга на предприятиях / Е. Г. Патрушева // Маркетинг. - 20Т3. - № Т (62). - С. 80-85.

Т3. Попов, Е.В. Потенциал маркетинга предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 20Т5. - №5. - С. 47-5Т.

Т4. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер - М .: Альпина Бизнес Букс, 2008. -Т62 с

Т5. Похабов, В. И. Методика оценки эффективности системы управления маркетингом на предприятии / В. И. Похабов, И. В. Пономаренко // Маркетинг. - 20Т4. -№ 5 (60). - С. Т02-Т20.

Т6. Родионова, А.П. Оценка и реализация маркетингового потенциала развития машиностроительных предприятий региона. Автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 20Т0. - 36 с.

Т7. Сластенко, В.С. Роль маркетингового потенциала в общей стратегии маркетингового развития предприятия // Финансы. Экономика. Стратегия. - 20Т3. - №7. -С. 93 - 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.