УДК 338.45, ББК 65.305 О М.Н. Мечикова
М.Н. Мечикова
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ
В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
В современных российских условиях маркетинговая деятельность промышленных предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей в условиях импортозамещения.
Актуальность совершенствования маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях определяется, прежде всего, ориентацией промышленных предприятий на удовлетворение в первую очередь потребностей потребителей продукции. Маркетинговая деятельность должна способствовать успешному решению, казалось бы, взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.
В целом основу маркетинговой деятельности промышленного предприятия составляют: исследования рынка, разработка программы создания и производства товара, налаживание коммуникаций, установление цен, организация и стимулирование сбыта, развертывание служб сервиса и т.д. Маркетинг обычно рассматривается в трех аспектах философия маркетинга, система управления и организационно-технические мероприятия. Все эти аспекты образуют целостную систему, функционирующую в сфере практической деятельности предприятия, приоритет в которой отдается потребностям покупателей и спросу рывка.
Реализация комплекса маркетинговых коммуникаций, представляющего собой целый спектр взаимодействий с поставщиками, потребителями, средствами массовой информации, включающий в себя рекламу, стимулирование сбыта, личные продажи и связи с общественностью, позволит повысить эффективность продвижения нового промышленного продукта на рынок.
В данном исследовании изучаются теоретические основы маркетинговой деятельности, обосновывается значение маркетинговой деятельности в развитии отечественной промышленности, исследуются основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций промышленных предприятий, формируются предложения по повышению ее эффективности, изучаются особенности маркетинга промышленных предприятий Ростовской области в условиях импортозамещения.
Данная статья может иметь теоретическое и практико-прикладное значение, а изложенная в ней информация может быть использована в деятельности территориальных органов управления, а также российскими и зарубежными промышленными предприятиями.
Ключевые слова: маркетинговая деятельность, промышленность, промышленные предприятия, производство, импортозамегцение, россия, Ростовская область.
■ настоящее время, в условиях мировых Г^С кризисных явлений, санкций стран И Запада роль эффективного
промышленного производства всех видов товаров внутри России существенно возрастает. Стратегия импортозамещения является приоритетным направлением развития экономики России.
С целью использования внутренних источников роста, возможностью сокращения зависимости от зарубежных технологий, продуктов и услуг, министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработан перечень приоритетных и критических видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности [1, с. 156].
Вопросы реализации маркетинговой деятельности на предприятиях подробно освящены в трудах многих российских и зарубежных ученых, в частности, Ф. Котлера, Н. П, Кетовой, Н. Г Ларкиной и т.д. [4, с. 85], [5, с. 656], [6, с. 352], [7, с. 89 ]. Тем не менее, маркетинг промышленных предприятий, имеющий целый ряд специфических особенностей,
достаточно слабо исследуется в трудах российских и зарубежных ученых.
В данной связи особую актуальность приобретает исследование маркетинговой
деятельности, содействующее формированию и развитию рынков сбыта продукции российских промышленных компаний.
Цель настоящего исследования заключается в разработке предложений по эффективной реализации маркетинговой деятельности промышленных предприятий в условиях импортозамещения.
Задачами исследования является следующее: -изучить теоретическую основу маркетинговой деятельности;
-исследовать основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций промышленных предприятий;
-выявить основные особенности развития промышленных предприятий Ростовской области;
-разработать предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности россий-
ских промышленных предприятий в условиях импор-тозамегцения.
Основу маркетинговой деятельности промышленного предприятия составляют: исследования рынка, разработка программы создания и производства товара, налаживание коммуникаций, установление цен, организация и стимулирование сбыта, развертывание служб сервиса и т.д. Маркетинг обычно рассматривается в трех аспектах: философия маркетинга, система управления и организационно-технические мероприятия. Все эти аспекты образуют целостную систему, функционирующую в сфере практической деятельности предприятия, приоритет в которой отдается потребностям покупателей и спросу рынка, а производство занимает подчиненное к спросу положение. Все три аспекта маркетинга неразрывно связаны между собой и имеют большую взаимную обусловленность.
Целью маркетинговой деятельности предприятия является обеспечение рентабельности его хозяйственной деятельности, оцениваемой как определенная прибыльность этой деятельности в заданном временном интервале.
Одновременно остро ставится задача обеспечения эффективного взаимодействия на разных уровнях организационной иерархии основных традиционных функций управления (планирования, организации, контроля, мотивации) и маркетинга как специфической управленческой деятельности для обеспечения устойчивой позиции предприятия на его целевом рынке. В этих условиях возрастает значение конкурентной борьбы за потребителя, в связи с чем ключевую роль в повышении эффективности деятельности предприятия приобретает стимулирование производства новых видов продукции и совершенствования их производства и сбыта.
Объективная необходимость ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности предприятия на учет спроса и требований потребителя приводит к изменению и развитию маркетинговой деятельности и ее тесной увязки с другими функциями управления. В этих условиях выбор номенклатуры продукции (ассортимента товара), реализация которого должна обеспечить предприятию получение наиболее высоких экономических выгод, должен подтверждаться соответствующими расчетами, в основе которых лежит прогноз покупательского спроса на предлагаемую продукцию и услуги.
Современный маркетинг делает упор на ориентацию производственной деятельности и определение структурной политики предприятия с учетом конкретного платежеспособного спроса. Управление предприятием должно быть ориентировано на то, чтобы производить только продукцию, которую будут покупать с обеспечением запланированной рентабельности ее производства и намеченной массы прибыли от продаж.
Содержание маркетинговой деятельности предприятия предполагает решение следующих задач:
1.комплексное изучение рынка;
2.выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
3.планирование товарного ассортимента и цен;
4.разработку мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
5.планирование и организацию осуществления сбыта [2, с. 167].
Эффективным считается маркетинг, если его деятельность мобилизует, кооперирует и координирует усилия всех служб предприятия с целью удовлетворения нужд потребителя и обеспечения устойчивой прибыли предприятия.
Предприятие и его конкуренты предоставляют производимую ими продукцию непосредственно конечному потребителю или через маркетингового посредника. Влияние внешней среды на всех участников рассматриваемой системы определяется одними и теми же факторами и поэтому в представленной системе их дифференциация не приводится, хотя при анализе конкретной системы маркетинга их необходимо учитывать раздельно (индивидуально). Каждый из приведенных элементов системы современного маркетинга вносит свой вклад в создание потребительской ценности. Поэтому успех предприятия зависит не только от собственных маркетинговых действий, но и от того, насколько полно и адекватно удовлетворяются нужды конечного потребителя всеми элементами системы.
Главная задача плана маркетинга фирмы - выявить и использовать все возможности, которые позволят предприятию укрепить свои позиции на рынке и успешно проводить конкурентную борьбу.
Эффективное управление маркетинговой деятельностью промышленного предприятия выражается в увеличении объема продаж, удовлетворении запросов потребителей
промышленного рынка и получении необходимого (прогнозируемого) размера прибыли. Увеличение объемов реализации и удовлетворение потребителей тесно связаны с обеспечением эффективности процесса продвижения продукции на промышленном рынке.
Содержание маркетинговой стратегии для промышленного предприятия должно отражать методы и формы позиционирования, перечень товаров, методы ценообразования, способы и методы продвижения товара, проникновение на рынок и предполагаемую долю рынка.
Продвижение - это один из элементов комплекса маркетинга, который предполагает создание и поддержание постоянных связей предприятия с рынком для информации, убеждения и напоминания о своей деятельности в целях активизации продажи товаров и формирования положительного имиджа на рынке.
В современных рыночных условиях в рамках реализации стратегии имортозамещения
стимулирование объема продаж и обеспечение стабильного объема сбыта достигается через систему продвижения товаров, которая должна содержать
комплекс современных маркетинговых
коммуникаций.
Маркетинговые коммуникации - это процесс передачи данных о своей продукции целевой аудитории [8, с. 58].
Комплекс маркетинговых коммуникаций (комплекс стимулирования сбыта) направлен на достижение предприятием своих маркетинговых целей и включает четыре основных средства воздействия:
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- личная продажа;
- связи с общественностью (паблик ри-лейшнз).
Благодаря эффективному сочетанию всех составляющих комплекса маркетинга и обеспечивается продвижение товара или услуги.
Промышленная сфера диктует свои специфические условия продвижения товара. В промышленном маркетинге использование обычных средств продвижения маркетинга не всегда дает успешные результаты, с разных сторон.
Продвижение новой продукции на рынке - это процесс внедрения результатов научного труда -нового знания, как экономического ресурса на российском рынке в целом и его отдельных сегментах [3, с. 3328], [8, с. 59], [10, с. 17].
Критериями эффективности продвижения товаров для предприятий являются:
степень технической оснащенности и использования производственных мощностей при взаимодействии с вузами;
• функционирование научно-исследовательских структур, студенческих научно-технических объединений;
• уровень маркетинговых коммуникаций;
• показатели эффективности использования оборудования [9, с. 62].
Задачи современного маркетинга не ограничены разработкой качественных товаров, установлением привлекательного уровня цен и распределением продукции по торговым точкам. Для эффективного применения инструментов
продвижения продукции компании должны постоянно взаимодействовать с существующими и потенциальными заинтересованными группами и общественностью.
Маркетинговые коммуникации являются средствами информирования, убеждения и напоминания потребителям, напрямую или косвенно, о своих товарах и торговых марках. Можно считать их одним из самых эффективных средств
налаживания диалога и взаимоотношений с потребителями.
В результате реализации эффективной политики продвижения могут осуществиться следующие процессы: рост объема продаж, увеличение объема денежного потока, формирование лояльности к торговой марке, ускоренное проникновение на рынок, рост акционерной стоимости. Программа продвижения товаров является средством достижения целей промышленного предприятия и должна быть направлена на эффективную реализацию этих целей.
Текущий момент развития российской экономики связан с высокой зависимостью от внешнеэкономической ситуации и политической среды, которые определяют колебания конъюнктуры рынка. Поэтому, рассматривая процесс продвижения товаров на рынке, важно учесть основные тенденции развития, связанные в первую очередь с реализацией стратегии импортозамещения.
Импортозамегцение представляет собой процесс замещения импортных товаров отечественными. Импортозамегцение как процесс способствует росту потребления продуктов отечественных производителей на внутренних рынках с замещением роста потребления аналогичных импортированных продуктов.
Для реализации политики импортозамещения на уровне государственного регулирования могут быть использованы следующие механизмы: таможенные тарифы (пошлины) и нетарифные ограничения (квоты, лицензии на ввоз), а также субсидии на отечественную продукцию и другие финансовые и нефинансовые инструменты государственной поддержки.
Путем импортозамещения двигались многие страны, и их опыт свидетельствует как о положительных сторонах импортозамещения, так и негативных. Приведем сравнительную
характеристику положительных и отрицательных сторон импортозамещения в таблице 1.
С 2014 года в России начала проводиться политика имнортозамещения. В качестве основного метода его реализации было выбрано стимулирование отечественных производителей. Российская экономика долгое время имеет исключительно сырьевую направленность, что привело к импортозависимости в промышленности, торговле и иных отраслях. Согласно оценке Правительства РФ, доля импорта в промышленности для станкостроения составляет 90%, для машиностроения - 70%, нефтегазовое оборудование - 60%, для оборудования энергетической отрасли - 50%, сельхозмашиностроение от 50 до 90% (в зависимости от категории продукции). В фармацевтической отрасли доля импорта достигает 90% [9, с. 61]
Таблица 1
Положительные и отрицательные стороны импортозамещения
Положительные стороны импортозамещения Отрицательные стороны импортозамещения
Рост занятости населения в условиях развития собственного производства; Эффективность национальных компаний снижается в результате смягчения конкуренции;
Повышение экономической безопасности страны; При небольших объемах внутреннего рынка, ограничение импорта приведет росту издержек производства;
Повышение уровня образования при необходимости развития инновационных отраслей для страны. Замещение высокотехничной продукции затруднительно при недостаточном развитии своей продукции.
Для реализации программы импортозамещения правительством страны используется несколько стандартных методов, которые адаптированы к современным российским условиям и применяются как в отдельности, так и в комплексе:
• тарифные методы - подразумевают повышения пошлин на ввозимый товар;
• нетарифные методы, в рамках которых устанавливают квоты или вводят необходимость получения определенных лицензий для ввоза товаров;
• стимулирование производства товаров на территории самого государства.
Осуществление финансирования производится по 2-м направлениям:
• напрямую, а именно через субсидии, гранты и преференции;
• косвенно - через повышение объемов коммерческих кредитов, которые предоставляют банки предприятиям на льготных условиях.
Основными секторами экономики, получившими возможность государственной поддержки в рамках программы импортозамещения являются:
1. Сельское хозяйство;
2. Промышленность;
3. Связь и телекоммуникации.
Зависимость внутреннего рынка от зарубежных поставок имеет длинный перечень товаров, что усиливает это значение. Российская промышленность на сегодняшний день не может удовлетворять внутренний спрос и в количественном, и в качественном отношении.
Преодолеть импортную зависимость возможно, если отечественные заводы-изготовители будут способны выпускать конкурентоспособную продукцию, сопоставимую по цене и качеству с зарубежными аналогами.
Для реализации импортозамещения в российской промышленности существует два пути:
• полная загрузка производственных мощностей и их расширение;
• технологическое обновление производственного процесса.
Для каждой отрасли определены предприятия, которые будут принимать участие в реализации программы, и для них разработаны меры по стимулированию, которые учитывают их специфику [8, с.61].
Основная задача государства заключается в создании конкурентоспособных новых отраслей,
производящих инновационные товары высокого качества и высокого спроса [9, с. 60]. Отечественная продукция должна замещать импортированные товары на тех видах рынков, где местные производители имеют возможность предложить аналогичные товары или товары более высокого качества и в необходимых объемах. Для стимулирования развития этих связей необходимо использовать эффективные инструменты интеграции.
В современных российских условиях потребности в повышении эффективности маркетинговой деятельности российских промышленных предприятий существенно возросли, возросли и затраты крупных промышленных предприятий на маркетинг. По данным за 2016 год в пятерку лидеров среди промышленных предприятий в целом по России в области затрат на маркетинг и непосредственно рекламу входят:
1. Лукойл (чистая прибыль: 181,96 млрд руб, затраты на маркетинг 2% от чистой прибыли).
2. Сургутнефтегаз (чистая прибыль: 884,8 млрд руб., затраты на маркетинг 1,8% от чистой прибыли )
3. Татнефть (чистая прибыль: 97,7 млрд руб., затраты на маркетинг 2,5 % от чистой прибыли).
4. Норильский никель (чистая прибыль: 77,2 млрд руб., затраты на маркетинг 3% от чистой прибыли)
5. Башнефть (чистая прибыль: 43 млрд руб., затраты на маркетинг 2,7 % от чистой прибыли).
Среди перечисленных предприятий, предприятия добывающей и металлургической отраслей. Добывающая отрасль характеризуется высоким уровнем монополизации, а предприятия-монополисты в меньшей степени, чем представители конкурентных рынков, нуждаются в эффективной маркетинговой деятельности. Но и для вышеперечисленных предприятий показатели затрат на маркетинг в размере 2% от годовой чистой прибыли являются недостаточными. Основными направлениями затрат российских промышленных предприятий на маркетинговую деятельность являются затраты на рекламу и сбыт, в то время как большинство из предприятий продолжает пренебрегать маркетинговыми исследованиями рынка. Кроме того, у большинства предприятий отсутствует целостная маркетинговая стратегия, а осуществляемые мероприятия носят разовый характер.
Что касается отдельных регионов России, их промышленного развития и практики реализации
маркетинговой деятельности, то в качестве положительного примера модно привести Ростовскую область.
Выгодное экономико-географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, отсутствие социальной напряженности исторически определили положение области как одного из крупнейших на юге страны центров многоотраслевой промышленности, развитого сельского хозяйства, науки, культуры.
По объемам валового регионального продукта (ВРП) область входит в число первых 15 регионов России. Ведущее место в экономике Ростовской области принадлежит промышленному производству.
На предприятиях области производится около 28% промышленной продукции Южного федерального округа. Индекс промышленного производства за 2015 год (по предварительным данным Ростовстата) составил 154,6% к уровню 2014 года.
Производственный потенциал региона имеет достаточно высокий уровень диверсификации, более 80% в объеме отгруженной продукции собственного производства занимает продукция обрабатывающих производств. Наибольший удельный вес занимают металлургические и машиностроительные предприятия (рис.1), они же являются и лидерами в области маркетинговой деятельности, осуществляя регулярную рекламную и выставочно-ярмарочную деятельность.
Строительство 8,2%
Рис. 1. Отраслевая структура экономики Ростовской области
Несмотря на в целом высокие показатели в сфере промышленного производства, многие промышленные предприятия Ростовской области очень зависимы от импорта. «Региональная Корпорация Развития» проанализировала
импортозависимость Ростовской области в различных отраслях экономики. Выяснилось, что 66% компаний региона используют в своем производстве импортные компоненты. На сегодняшний день 97 руководителей предприятий заявили о потенциальных возможностях начала производства замещающих видов продукции на своих предприятиях.
Отсутствие в России производства какой-либо необходимой продукции для промышленного производства еще не гарантирует ее востребованности на рынке. Следует учитывать, что отечественная продукция может оказаться менее
конкурентоспособной по цене из-за высоких вложений в ее производство.
Исследования показывают, что на большинстве промышленных предприятий отсутствуют какие-либо систематизированные и упорядоченные
маркетинговые процедуры по выбору и постановке на производстве новой продукции, поэтому большая часть осваиваемых продуктов не достигает предполагаемого объема сбыта [8, с. 61].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что, несмотря на неплохие показатели и положительную динамику развития отечественной промышленности, необходима разработка системы мер по налаживанию работы в сфере замещения импорта со стороны государственных органов управления и повышению эффективности маркетинговой деятельности со стороны
руководителей отдельных промышленных предприятий.
Среди основных мер, проводимых органами государственного управления, которые могли бы содействовать активизации импортозамегцения, можно выделить следующее:
• снижение промышленных рисков за счет страхования;
• совершенствование инструментов кооперации бизнеса внутри области;
• налаживание государственного отраслевого регулирования отдельных видов промышленности;
• рост числа государственных и региональных заказов;
• господдержка инноваций в виде субсидий и грантов.
Среди мер по повышению эффективности маркетинговой деятельности, проводимой
непосредственно промышленниками и
предпринимателями, можно выделить следующее:
• комплексный стратегический подход к реализации маркетинга промышленных предприятий;
• согласованность деятельности конструкторских, производственных и маркетинговых служб предприятия;
• активное продвижение инновационной продукции посредством выставочно-ярмарочной деятельности.
Библиографический список
1. Бабенков, В.В. Импортозамещение в российской промышленности Глобализация экономики и российские производственные предприятия [Текст] / В.В. Бабенков// Материалы 14-ой Международной научно-практической конференции. - Новочеркасск, 2016. - С.120-213.
2. Балахонова, Е.В. Менеджмент и маркетинг [Текст] / Е.В. Балахова. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2009. - 272 с.
3. Гончарова, Е.В. Формы рыночного управления торговым предприятием как часть стратегии развития среднего города [Текст] / Е.В. Гончарова, Г.И. Баханова // Развитие средних городов: замысел, модели, практика. Материалы III Международной научнопрактической конференции. - Волгоград, 2015. - С. 3326-3330.
4. Кетова, Н.П. Теоретические аспекты формирования современных маркетинговых коммуникаций [Текст] / Н.П. Кетова, В.В. Зундэ //Экономические науки. - 2007. - № 8(33). - С. 83- 87.
5. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер, Ф.Г. Армстронг. - М.,2003. - 770 с.
6. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Ф. Котлер. - Москва [и др.]: Вильяме.-2012. -488 с.
7. Ларкина, Н.Г. Технологии маркетинга взаимодействия: направления использования в деятельности предпринимательских структур на региональных высококонкурентных рынках: монография [Текст]. /Ларкина Н. Г., Кетова Н. П. - Ростов н/Д.: Изд-во «Содействие-XXI век», 2013. - 144 с.
8. Мечикова, М.Н. Маркетинговые коммуникации как основа развития инновационного потенциала промышленных предприятий [Текст] / М.Н. Мечикова // Экономика в промышленности. - 2015. - №1. - С.56- 65.
9. Мечикова, М.Н. Функциональная роль промышленной политики в стратегии модернизации производственного потенциал России [Текст] / М.Н. Мечикова, Н.А. Новиков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2015. - № 4 (16). - С. 58-63.
10. Мечикова, М.Н. Структурно-уровневый подход к развитию институционально-экономического механизма промышленной политики: автореф. дисс. канд. экон. наук, специальность: 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)/М.Н. Мечикова. -Ростов-н/Д, 2011. -28 с.
References
1. Babenkov, В. V. et al. Impjrtozameschenie v rossijskojpromashlennosni. Globalizatsija ekonomiki i rossijskie proizvodstvennie predprijatija [Import Substitution in the Russian Industry. The Globalization of the Economy and of Russian Industrial Interprises ] Materials of 14-th International scientific-practical conference. Novocherkassk, 2016. p. 120-213.
2 Balahonova, E. V. Management and marketing [Management and Marketing]. Penza: Information and publishing center of the PSU, 2009. 272 p.
3. Goncharova, E. V. Formy rinochnogo upravleniya torgovim predprijatiem kak chast strategii razvitija srednego goroda [Forms of Market Trade Enterprise Management as Part of the Strategy Development of the City]. Volgograd, 2015. p. 3326-3330.
4. Ketova N. P. Teoreticheskie aspektj sovremennih marketingovih kommunikatsij [Theoretical Aspects of Modern Marketing Communications]. Economic science. 2007. - № 8(33). P. 83- 87.
5. Kotler, Ph. Osnovi marketinga [Bases of Marketing] Ed. by Fh. Kotler. M.,2003. 770p.
6. Kotler, F. Osnovi marketinga.: kratkij kurs [Bases of Marketing: a brief course] Ed. by Philip Kotler. - Moscow [etc.]: Williams. 2012. 488 p.
7. Larkina, N.G. Texnologija marketinga vzajmodejstvija: napravlenija ispolzovanija v dejatelnosti predprinimatelskih struktur na regionalnih visokokonkurentnih rinkah; monographija [Marketing Technology Interaction: Use in Activities of Business Entities on Regional Competitive Markets: monograph]. N.G. Larkina, N. P. Ketova. Rostov n/D: Izd-vo "Assistance-XXI century". 2013. P.144 .
8. Mechikova, M.N. Marketingovie kommunikatsii kak osnova razvitija innovatsionnogo potensiala promashlennih predprijatij [Marketing Communication as a Basis of Development of Innovative Potential of Industrial Enterprises]. Economics in industry. 2015. No. 1. P. 56- 65.
9. Mechikova, M.N. Funktsionalnaja rolpromashlennojpolitiki v strategii modernizatsii proizvodstvennogo potensiala. Rossii [The Functional Role of Industrial Policy in the Strategy of Modernization of Industrial Potential of Russia]. M. N. Mechikov, N.A. Novikov. Vestnik of the Siberian Institute of business and information technology. 2015. №4(16). P. 58-63.
10. Mechikova, M.N. Strukturno-uruvnevij podhod k pazvivtiju institutsionalnj-ekonomacheskodo mehanizma promashlennoj politiki [Structural-Level Approach to the Development of Institutionally-Economic Mechanism of Industrial Policy. Abstract. Diss. Cand. Ekon. Sciences: 08.00.05 Economics and national economy management: Economics, organization and management of enterprises, branches, complexes]. Rostov-n/D, 2011. 28 p.
MARKETING ACTIVITY OF RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES IN TERMS OF IMPORT
Maria N. Mechikova,
Associate Professor, Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) Rostov State Economic University (RINH)
Abstract. In modern Russian conditions the marketing activity of industrial enterprises is a decisive tool in the competition, providing conditions for realization of demands of consumers in terms of import.
The relevance of improvement of marketing activity of industrial enterprises is determined primarily by the orientation of industrial enterprises to the satisfaction of the first needs of consumers. Marketing activities should contribute to the successful solution to the seemingly mutually exclusive tasks: to increase the flexibility of production to quickly change the range of products in accordance with customer requests and at the same time to quickly implement new techniques and technology.
The basis of the marketing activity of industrial enterprise are: market research, development of programs for the creation and production of the product, establishing communications, pricing, organization and sales promotion, deployment services etc. Marketing is usually considered in three phases of marketing strategy, management system and organizational-technical measures. All these aspects form a coherent system, functioning in the sphere of practical activities of enterprises in which priority is given to the needs of buyers and demand pull.
Implementation of a complex of marketing communications, representing a wide spectrum of interactions with suppliers, customers, media, including advertising, sales promotion, personal selling and public relations, will improve the effectiveness of the promotion of new industrial product to the market.
The research consists of theoretical foundations of marketing activities, explains the importance of marketing activities in the development of the domestic industry, explores the basic elements of complex marketing communications of industrial enterprises, proposals are being formulated for improvement of its effectiveness, we study the features of marketing of industrial enterprises of Rostov region in terms of import.
This article may have theoretical and practical-applied meaning, but contained in it the information can be used in the work of territorial management bodies, as well as Russian and foreign industrial enterprises.
Key words: marketing activity, industry, industry, production, import substitution, Russia, Rostov Region.
Сведения об авторе:
Мечикова Мария Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и предпринимательства Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (г. Таганрог, Российская Федерация), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 30.01.2017.