5. Кручинина Н.Ю. Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в процессе обучения // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 135-138.
6. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
7. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие. -М.: МСПИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с.
8. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - С. 28.
Психология
УДК: 316.642.3
кандидат философских наук, доцент Райкова Ольга Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск); магистрант Лилик Дмитрий Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск)
СПЕЦИФИКА ЛИДЕРСТВА И ИЕРАРХИИ В ЗАПРЕЩЕННЫХ В РОССИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. В России в качестве одной из мер противодействия экстремистским религиозным организациям выступает ее ликвидация с запрещением деятельности. На примере одного из новых религиозных движений - Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов проведен анализ психологических оснований веры инглингов, а так же роль лидера данного движения, устройство и специфика иерархических связей внутри религиозной организации.
Ключевые слова: церковь инглингов, ликвидация религиозной организации, деятельность религиозной организации, запрет религиозных групп, лидер, иерархические связи.
Annotation. In Russia, one of the measures of counteraction to extremist religious organizations is its elimination with the prohibition of activities. On the example of one of the new religious movements - the Old Russian Church of the Orthodox old Believers-Ingling-the analysis of the psychological foundations of faith ingling, as well as the role of the leader of this movement, the structure and specificity of hierarchical relationships within a religious organization.
Keywords. Church of the ingling, liquidation of religious organization, activities of religious organization, prohibition of religious groups, leader, hierarchical relations.
Введение. Актуальность данной статьи диктуется возрастающей тенденцией в судебной практике ликвидации различных религиозных организаций и запрещении их деятельности по основаниям совершения ими действий экстремистской направленности. Последствия правоприменения указанных санкций рассматриваются в настоящей работе на примере одной из уже запрещенных в России организаций -Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов.
Изложение основного материала статьи. Древнерусская Инглиистическая церковь Православных Староверов-Инглингов довольно известная организация среди новых религиозных движений России. Ее основатель и лидер - Александр Юрьевич Хиневич - получил начальное техническое образование в ПТУ города Омска, а также окончил несколько курсов Омского политехнического университета. Александр Хиневич, или как его называют в среде инглингов - Патер Дий, - личность весьма колоритная, с соответствующей биографией: в период Перестройки занимался продвижением эзотерических идей на территории Омской области, неоднократно проводил сеансы «массовых исцелений», организовал курсы по экстрасенсорике. Неоднократно принимал участие в организации конференций оккультистов в Омске [1]. Несмотря на весьма невысокий уровень официального образования, Хиневич утверждает, что защитил научные работы на ученые степени кандидата и доктора наук (каких именно наук и где они были защищены - не уточняется). С 1992 года Хиневич организовал свою религиозную организацию - Древнерусскую Инглиистическую церковь Православных Староверов-Инглингов. Изначально новая религиозная организация состояла из родственников и ближайших сподвижников Хиневича, а также из лиц, прошедших обучение на курсах по экстрасенсорике и целительству, организованных Хиневичем. Но, впоследствии, организация начала разрастаться, и в итоге стала иметь в своем составе по оценкам специалистов до 3000 адептов [1]. По собственным оценкам Хиневича общее количество адептов составляет, по состоянию на 2009 год, 13 000 человек [2]. Территориально местные религиозные организации (далее - МРО) располагались согласно данным Минюста:
• в городе Омске - 9 МРО, в том числе мужское и женское духовные училища;
• в городе Черногорск Республики Хакасия - Черногорская Славянская Община;
• в городе Пятигорск Ставропольского края - Община «Дети Перуна»;
• в городе Пыть-Ях Тюменской области - Пыть-Яхская Славянская община [4].
По решению Омского областного суда в апреле 2004 года все МРО староверов-инглингов были ликвидированы, а их деятельность запрещена.
Основаниями для запрещения деятельности послужили использование символики сходной с фашистской, в частности, во всех решениях судов делался упор на сходство одной из свастик, используемых инглигами в своей религиозной и миссионерской деятельности, со свастикой фашистской германии 19271945 г.г., а также со схожим с фашистским приветствием - вскидыванием правой руки от сердца вверх. Также, в обоснование своей позиции, суды приводят следующий довод, в том числе послуживший основанием ликвидации: «Доктрина Инглиистической Церкви содержит утверждение, что община инглингов объединяет всех людей с белым цветом кожи. Данное положение... заключает в себе идею расового превосходства, пропаганда которого запрещена Конституцией РФ» [2]. Таким образом, суды пришли к выводу, что религиозные организации староверов-инглингов занимаются экстремистской деятельностью -
деятельностью по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: унижение национального достоинства; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Кроме того, данные МРО пропагандировали и публично демонстрировали нацистскую атрибутику и символику, а также атрибутику и символику, сходные с нацистской атрибутикой и символикой до степени смешения. Основанием для ликвидации также явилось то обстоятельство, что в вероучении МРО содержатся положения, побуждающие граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
Кроме того, учебные заведения - Мужская и женская семинарии, Высшее Духовное училище, входившие в состав церкви инглингов, не имели лицензии на осуществление образовательной деятельности, и соответственно, были ликвидированы еще и по этому основанию [4, 51.
Обжалуя решение суда, представители инглингов дошли до Верховного Суда РФ. Верховный Суд оставил решение без изменения [51.
Однако, после ликвидации всех МРО Хиневич деятельность своей церкви не прекратил - продолжил распространять свои книги, в том числе сборник «Славяно-Арийские Веды», в котором указывался юридический адрес уже ликвидированной организации. Не перестали функционировать общины в городе Омске и духовные училища. Также продолжал функционировать сайт организации, пропагандирующий идеи инглингов. [2]. Одним словом, для руководителя общины, да и самой общины, не изменилось фактически ничего.
В июне 2009 года Хиневичу было предъявлено обвинение по ст. 282.2 ч.1 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации». Решением Мирового судьи Центрального района г. Омска Хиневич был признан виновным и приговорен к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно [2]. Но и на этот раз мера правового воздействия не повлияла на деятельность лидера организации - все ранее созданные структуры церкви продолжили с успехом функционировать и привлекать последователей.
В октябре 2015 года Решением Центрального районного суда г. Омска ряд изданий церкви инглингов -«Славяно-Арийские Веды», «Сантьи Веды Перуна», «Книга Мудрости Перуна», «Круг первый. Сага об Инглингах», «Славяно-Арийские Веды. Книга вторая. Книга Света. Слово Мудрости Волхва Велимудра», «Славяно-Арийские Веды. Книга третья. Инглшзмъ. Древняя вера Славянскихъ и Аршскихъ Народовъ. Слово мудрости Волхва Велимудра», «Славяно-Арийские Веды. Книга четвертая. Источник жизни. Белый Путь. Сказы», «Славянское Мiропонiмание. Подтверждение «Книги Света»» - признаны экстремистскими материалами [6].
На момент признания изданий экстремистскими было возбуждено уголовное дело против Хиневича, все по той же ч. 1 ст. 282.2 УК РФ [6]. Учитывая, что приговор не вынесен до сих пор, следует полагать, что обвинение «развалилось».
Не смотря на то, что заявляемая инглингами иерархия состоит из советов старейшин (так называемый Внешний Круг и Внутренний Круг, которые состоят из «Ведичей» - жрецов-священнослужителей, управляющих деятельностью всей общины), фактическая полнота власти есть только у самого Хиневича (Патера Дия). Он самолично назначает и снимает жрецов, старейшин, диев, руководителей учебных заведений организации. Таким образом, в организации установлен авторитарный стиль управления одним лицом. Все доктрины, транслируемые адептам, также исходят от Патера Дия.
Используя метод наблюдения можно составить общий психологический портрет руководителя инглингов. Внешний вид Хиневича весьма выразителен - он одевается, обычно, в черную или белую рясу, подобную облачению православного священника, носит длинные волосы и бороду. Транслируемый образ -образ мудрого старца. Безусловно, у лидера организации есть стремление внешне быть «не как все», он выделяется своим обликом даже из иных неоязычников. При общении Хиневич харизматичен - имеет четкий, поставленный голос. Имеет большой опыт публичных выступлений, в дискуссиях и диспутах участвует редко. Хиневич, как и многие руководители различных тоталитарных культов, в совершенстве владеет приемами убеждения, просто и ясно доводит до слушателей свои идеи, при этом у него полностью отсутствует склонность к диалогу - «не удобный» вопрос он пропускает «мимо ушей» или просто уводит диалог в сторону.
В настоящее время миссионерская деятельность лидера и его псоледователей активно продолжается. На просторах сети Интернет совершенно без труда можно найти все издания «Славяно-Арийских Вед». В частности на видеохостинге <^оиТиЬе» можно встретить огромное число видеозаписей как в период действия приговора, вынесенного в отношении Хиневича, так и записанных в более позднее время. С успехом функционирует новый сайт, на котором в широкий доступ выложены видео- и текстовые материалы, разъясняющие широкому кругу посетителей ресурса все особенности религиозного учения староверов-инглингов. В том числе, в широком доступе находятся отрывки из материалов, признанных экстремистскими. На настоящий момент действуют следующие общины староверов-инглингов:
• «Духовная Миссионерия Орден-Миссия «Джива - Храм Инглии»» (г. Омск);
• «Славянская Община Капища Веды Перуна» (г. Омск);
• «Асгардская Славянская Община» (г. Омск);
• «Всемарийское Духовное Управление, Марийская Весь Рассении» (г. Йошкар-Ола);
• «Пятигорская Славянская Община «Дети Перуна», Скифская Весь Рассении» (г. Пятигорск Ставропольского края);
• «Славянская Долинная Родовая Община» (г. Тара Омской области);
• «Пять-Яхская Славянская Община» (г. Пыть-Ях Тюменской области);
• «Воскресная Храмовая Школа «Мидгардъ»» (г. Омск);
• «Асгардское Духовное Училище» (г. Омск);
• «Мужская Духовная Семинария» (г. Омск);
• «Женская Духовная Семинария» (г. Омск).
Также в составе церкви инглингов, по их утверждению, существуют закрытые общины: Долинная Родовая Община (г. Омск), Северная Арийская Родовая Община, Родовая Община «Чада Лады и Сварога», Алтайская Родовая Община, Урманская Родовая Община, Даарийская Родовая Община х'Арийской Веси, Славянская Родовая Община Свята Расы, и др.
Если сравнивать ранее приведенный список официально зарегистрированных и ликвидированных МРО с ныне существующим, то видно, что с момента ликвидации в деятельности староверов-инглингов фактически ничего не изменилось, т.к. церковь продолжает функционировать и развиваться, привлекая все новых адептов. В связи с чем возникает закономерный вопрос об адекватности применения к религиозным организациям таких мер как ликвидация и запрещение деятельности, в принципе. Как одно из последствий ликвидации и запрещения деятельности встает проблема частичного сокрытия фактически, а не юридически существующей религиозной организации из правового поля. Ввиду отсутствия субъекта правового регулирования как такового исчезла возможность контроля имущества религиозной организации (сведения о недвижимом имуществе отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, автомобили переоформлены на физических лиц и т.п.). Отсутствие расчетных счетов привело, соответственно, к отсутствию фискального контроля и невозможности применения административных и налоговых санкций в отношении средств на расчетном счете организации. Исчез контроль деятельности со стороны органов юстиции. Также организация прекратила быть субъектом гражданских правоотношений, а конкретно - гражданской ответственности - как по искам имущественного характера от контрагентов, так и по искам о возмещении вреда от граждан, в том числе бывших адептов. По сути, вся организация вместе со своим имуществом - земельными участками, зданиями, сооружениями, автомобилями, деньгами и прочим -«растворилась» по отдельным физическим лицам - все финансовые потоки стали неконтролируемы.
С другой стороны, в условиях системного экономического кризиса людям просто необходима «духовная отдушина», граждане и выбирают религиозную организацию, аналогичную представленной выше. И немаловажным критерием является то, что эта организация запрещена. Такая организация представляется единственно истинной, а ее лидер - «мучеником за Веру». В таких условиях совершенно не удивительно, что церковь Православных Староверов-Инглингов процветает.
Выводы. Таким образом, ликвидация и запрет деятельности указанной организации сослужил как государству, так и гражданам «медвежью услугу» - государство в значительной степени лишилось возможности контролировать и воздействовать на церковь инглингов, а люди получили рядом с собой расширяющуюся экстремистскую организацию, проповедующую «псевдоисторию», и вовлекающую в свои ряды молодежь.
Литература:
1. Яшин В. Б. Церковь православных староверов-инглингов // Неоязычество на просторах Евразии. -Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2001. - 177 с.
2. Приговор Мирового судьи судебного участка № 93 Центрального административного округа города Омска по делу №1-18-93/09 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Приговор_по_делу_А._Ю._Хиневича (Дата обращения 12.02.2018 г.).
3. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unro.minjust.ru/nkos.aspx (Дата обращения 12.02.2018 г.).
4. Решение Омского областного суда от 30.04.2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/docs/2004/04/d8899 (Дата обращения 12.02.2018 г.).
5. Определение Верховного Суда РФ от 27.07.2004 по делу N 50-Г04-10 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=263438#05406869167608894 (Дата обращения 12.02.2018 г.).
6. Решение Центрального районного суда г. Омска по делу №№ 2-561/2015 от 30.10.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-centralnyj-rajonnyj-sud-g-omska-omskaya-oblast-s/act-550841087/ (Дата обращения 12.02.2018 г.).
Психология
УДК 159.9.07
кандидат психологических наук, доцент кафедры Стоянова Екатерина Иннокентьевна
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);
кандидат психологических наук, доцент ВАК Колкова Светлана Михайловна
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);
кандидат психологических наук, доцент кафедры Живаева Юлия Валерьяновна
Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск)
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СФЕР В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЫБОРА КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИЗНЕННОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье освещаются результаты эмпирического исследования личностных характеристик представителей разных квазипрофессиональных сфер. Особенности проявления личностных характеристик анализируются согласно субъективному представлению выбора в пространствах жизненного самоосуществления (предметном, предметно-смысловом, смысловом, ценностно-смысловом, ценностном).
Ключевые слова свобода выбора, пространства жизненного самоосуществления, личностные характеристики.
Annotation. The article highlights the results of an empirical study of personal characteristics of representatives of different quasi-professional spheres. The features of the manifestation of personal characteristics are analyzed according to the subjective representation of choice in the spaces of vital self-realization (subjective, subject-semantic, semantic, value-semantic, value).