проживающих с детьми и отдельно от них (17,7+6,96 и 17,3+4,75 баллов, соответственно). Очевидно, что более низкая социальная активность пожилых мужчин по сравнению с женщинами приводит к снижению их субъективной удовлетворенности.
Анализ жизненных интересов пожилых людей выявил, что у 28% мужчин и 27% женщин нет каких-либо интересов и хобби, предпочитают заниматься садоводством 27% мужчин и 66% женщин, любят фильмы и книги 10% мужчин и 30% женщин, занимаются фитнесом и спортом 19% мужчин и 24% женщин, увлечены рыбалкой 18% мужчин, интересуются автомобилями 10% мужчин. На наш взгляд, большую удовлетворенность жизнью проявили пожилые женщины, поскольку они научились разнообразить свой досуг, среди иных интересов они указали: мода, дизайн, путешествия, пение, рукоделие, маркетинг, кулинария, общественная работа и т. д.
Данное исследование предопределило дальнейшую работу по разработке программы психологической помощи лицам пожилого возраста, нуждающихся в сохранении и укреплении здоровья. Цель программы конкретизирована в следующих задачах: содействовать формированию навыков саморегуляции, информировать о психологических особенностях пожилого возраста, повысить самооценку, снизить уровень тревожности, обучить технологии психологической поддержки, содействовать преодолению коммуникативных барьеров.
Выводы:
1. Удовлетворенность жизнью пожилых мужчин значительно ниже удовлетворенности жизнью пожилых женщин.
2. Низким восприятием личной удовлетворенности жизнью отличаются одинокие мужчины.
3. Низкая удовлетворенность жизнью обнаружена у мужчин проживающих с детьми и отдельно от
них.
4. Большая удовлетворенность жизнью пожилых женщины объясняется разнообразием их досуга и вовлеченностью в жизнь общества.
5. Для повышения уровня удовлетворенности жизнью, сохранения и укрепления здоровья пожилых людей необходимо создание программы психологической помощи данным лицам.
Литература:
1. Гурьянова И. В. Социально-психологические аспекты здоровья людей пожилого возраста / И.В. Гурьянова // Сборник конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. - Прага. - 2014. - №27. - С. 94-99.
2. Дорошенко Т. Н. Социально-психологические особенности пожилых людей / Т.Н. Дорошенко // Социально-психологические аспекты практики социальной работы: сборник трудов. - 2016. - С. 338 - 342.
3. Клюева Н. В. Влияние представлений о будущем на жизненную удовлетворенность пожилых людей / Н.В. Клюева // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - N0 3 (29). - С. 53-58.
4. Максимова С. Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста: монография / С.Г. Максимова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. - 145 с.
5. Митина Г. В. Субъективная оценка психоэмоционального состояния пожилых людей / М.В. Митина, Э.Ш. Шаяхметова, О.М. Макушкина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2018. - Т. 20. -№3. - 44 - 49.
6. Тащева А. И. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста / А.И. Тащева // Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. -М.: Академия, 2003. - С. 349 - 353.
7. Холостова Е. И. Пожилой человек в обществе / Е.И. Холостова. - М.: СТИ, 2000. - 236 с.
Психология
УДК 370
кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТАПОВ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье раскрывается психологическая сущность феномена профессиональной идентификации. В работе основное внимание отведено анализу научных подходов относительно определения этапов становления профессиональной идентичности личности будущего специалиста в процессе его профессиональной подготовки в высшей школе.
Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, психологическая категория, психологические особенности, формирование профессиональной идентичности, профессиональная подготовка, этапы становления профессиональной идентичности, период, стадия, будущие специалисты, высшее профессиональное образование.
Annotation. The article reveals the psychological essence of the phenomenon of professional identification. The paper focuses on the analysis of scientific approaches to determine the stages of formation of professional identity of the future specialist in the process of his professional training in higher education.
Keywords: identity, professional identity, psychological category, psychological characteristics, formation of professional identity, professional training, stages of formation of professional identity, period, stage, future specialists, higher professional education.
Введение. Актуальность изучения психологических аспектов процесса формирования профессиональной идентичности будущих специалистов вызвана пониманием того, что процесс формирования профессиональной идентичности выступает не только предпосылкой, но и показателем
профессионального развития личности, которое проявляется в становлении профессиональной «Я-концепции», формирования профессионально важных качеств и осуществления профессионального самоопределения личности как субъекта профессиональной деятельности.
Становление профессиональной идентичности будущего специалиста в высшем учебном заведении происходит в процессе получения знаний, интериоризации полученных знаний, практико-ориентированной деятельности, использования активных методов обучения, а также во введении в учебный процесс цикла занятий, которые непосредственно развивают профессиональную идентичность. Однако данные аспекты представляют собой педагогическую сторону профессиональной подготовки. Но поскольку профессиональная идентичность - это психологическая категория, которая связана с осознанием своей принадлежности к определенной профессии, необходим анализ психологических аспектов данного процесса, в частности - определения этапов развития психических компонентов профессиональной идентичности.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение научных подходов относительно определения этапов процесса формирования профессиональной идентичности у будущих специалистов в процессе их обучения в высшей школе.
Изложение основного материала статьи. Проблема идентичности, в частности профессиональной, в современной психологии является одной из основных аспектов научных исследований. Существуют различные взгляды на сущность понятий «идентичность» и «профессиональная идентичность».
Появление термина «идентичность» в психологической науке связывают с именем Э.Г. Эриксона, реализующего свою научную деятельность в рамках фрейдовской традиции. Э.Г. Эриксон - автор собственной теории идентичности, в рамках которой он исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования идентичности человека в процессе его взросления. По мнению ученого, идентичность - это «нечто внутреннее, расположенное в глубокой психической структуре индивида, это чувство личностной тождественности, целостности и осознания исторической непрерывности своего существования (ощущение единства своего прошлого, настоящего и будущего)» [8, с. 28].
На основе анализа психолого-педагогических источников, видим, что многие исследователи под профессиональной идентичностью понимают продукт длительного личностного и профессионального развития, проявляющийся на достаточно высоких уровнях овладения профессией.
С позиций социологического подхода А.П. Ермолаева, рассматривая анализируемый нами феномен в контексте системы «человек - профессия - общество», определяет его как системную характеристику субъектно-социально-деятельностного соответствия, то есть трактует его в значении гармоничной идентификации с деятельностью (инструментальная идентичность), социумом (внешняя идентичность) и самим собой (внутренняя идентичность) [2].
Разрабатывая концепцию профессионального становления, Ю.П. Поваренков определил, что профессиональная идентичность свидетельствует о качественном и количественном принятии человеком себя как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как средства самореализации и удовлетворения собственных потребностей; системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности [6].
По мнению Э.Ф. Зеера, профессиональная идентичность представляет собой «профессиональный «Я-образ», включающий стереотипы и уникальность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я»» [3, с. 324].
Л.Б. Шнейдер рассматривает профессиональную идентичность как «психологическую категорию, относящуюся к осознанию личностью своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу» [7, с. 113].
На основе анализа теоретической литературы можно подчеркнуть, что в психологии в широком значении понятие профессиональной идентификации понимается как:
- сложный интегративный феномен, выступающий ведущей характеристикой профессионального развития человека и свидетельствующий о степени принятия избранной профессиональной деятельности как средства самореализации и развития;
- осознание человеком своей тождественности с профессиональной группой и оценка значимости членства в ней.
Такой многомерный подход к анализу профессиональной идентичности, по мнению Н.Ю. Кручининой, «является одним из возможных направлений при выборе конкретных методов формирования и коррекции профессиональной идентичности, обеспечивающих наиболее эффективную реализацию специалиста в соответствии с типом профессиональной структуры, индивидуальными возможностями и социальными запросами» [5, с. 135].
Говоря о профессиональной идентичности, нельзя обойти понятие идентификации. Так, профессиональная идентичность является продуктом процесса профессионализации, в котором одним из компонентов и этапов выступает профессиональная идентификация, представляющая собой многомерный динамический нелинейный процесс, который обуславливает механизмы, условия и результаты структурирования и реформирования профессиональной идентичности личности.
Данный подход разделяет и Л.Б. Шнейдер, подчеркивая, что «результатом профессиональной идентификации, самоопределения, персонализации и самоорганизации является профессиональная идентичность, которая проявляется в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества и характеризует определенную степень отождествления-дифференциации себя с Делом и Другими и находит отражение в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях Я» [7, с. 114-115].
Обобщая вышеизложенное, подытожим: процесс формирования профессиональной идентичности выступает, с одной стороны, предпосылкой, а с другой, показателем профессионального развития личности и проявляется в становлении профессиональной «Я-концепции», развитии профессионально значимых качеств и осуществлении профессионального самоопределения личности как субъекта профессиональной деятельности [4].
Процесс формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в системе их профессиональной подготовки требует знания этапов указанного процесса. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что в современной науке нет единого подхода к
определению этапов профессиональной идентичности студентов. В этой связи целесообразным, по нашему мнению, является рассмотрение нескольких научных подходов по данной проблематике.
Формирование профессиональной идентификации студентов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе является предметом научных исследований Г.В. Гарбузовой. Различные аспекты профессиональной идентификации будущих специалистов отражены в трудах исследовательницы. На основе их анализа можем определить этапы формирования профессиональной идентичности у студентов, выделенные Г.В. Гарбузовой. Так, исследовательница определяет три основных этапа:
- адаптационный;
- стабилизационный;
- уточняющий.
Рассмотрим более подробно каждый из указанных этапов формирования профессиональной идентичности студентов в процессе их профессионального образования в высшей школе.
Адаптационный этап, по мнению Г.В. Гарбузовой, является периодом осмысления профессиональной идентичности. Он реализуется на первом году обучения студента в высшей школе. Данный период связан с адаптацией к новой социальной роли студента. В этот период на основе вхождения в новую социальную и профессиональную среду внешне заданная профессиональная идентичность, которую студент на данный момент познал и понял, переходит в внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Иными словами, сущность анализируемого этапа заключается в становлении студенческой идентификации («Я - студент») и предвидении будущей профессиональной идентичности. По словам исследовательницы, этот этап отличается нестабильным характером, в связи с чем результаты его могут быть различными [1].
Стабилизационный этап в теории Г.В. Гарбузовой рассматривается в значении периода осознания студентом требований новой социально-профессиональной роли и собственных способностей и возможностей. Реализация данного этапа припадает на II-III курсы обучения студента в высшей школе. В течение данного периода происходит осознание личностью достижений, полученных благодаря собственным усилиям. На данном этапе конструктивные схемы саморазвития находятся в достаточно стабильном состоянии, так как будущий специалист начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Я - будущий специалист») [1].
Уточняющий этап - это, по мнению Г.В. Гарбузовой, период, в рамках которого на основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, у студента происходит формирование новых профессиональных целей и перспектив. Данный период, припадающий на IV-V курсы, как и адаптационный, является сравнительно нестабильным. В рамках данного периода в сознании студента происходит переосмысление и уточнение различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры («Я и моя профессия и карьера») [1].
Для объективности анализа проблемы определения этапов формирования профессиональной идентичности студентов, рассмотрев позиции Г.В. Гарбузовой, целесообразно рассмотреть и положения иной теории, разработанной Л.Б. Шнейдером. В своей научной концепции автор именует этапы или периоды стадиями формирования профессиональной идентичности, выделяя их в количестве четырех.
На первой стадии, по мнению Л.Б. Шнейдера, происходит осознание студентом ближних и дальних профессиональных целей. В рамках данного периода ввиду того, что профессиональный опыт и профессиональное общение еще не сформированы, идентичность выражена достаточно слабо.
В контексте второй стадии реализуется усвоение знаний, осознание возможностей и приобретения студентами опыта, ввиду чего происходит пассивное выражение идентичности.
Третья стадия характеризуется практической реализацией выбранных профессиональных целей, формированием индивидуального стиля, образованием круга профессиональных контактов. Ввиду протекания указанных процессов идентичность приобретает активную характеристику.
В рамках последней четвертой стадии происходит свободное выполнение профессиональной деятельности, ввиду чего повышается уровень притязаний, профессионального совершенствования, появляется ощущение значимости собственной деятельности и профессионального окружения, возникает мотивация к передаче опыта. В рамках завершающей стадии идентичность характеризуется как устойчивая [7].
Выводы. Рассмотрев две научные позиции относительно определения этапов формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе, можем сформулировать ряд выводов.
Анализ психолого-педагогической литературы последних лет позволяет говорить о высокой актуальной проблемы профессиональной идентичности в современной науке. В данном ключе подчеркнем, что в данной проблематике посвящены исследования преимущественно в области педагогики и психологии высшей школы. Среди анализируемых исследований проблем высшего профессионального образования видим, что большинство ученых рассматривают идентичность как сложную интегративную психологическую характеристику личности.
Несмотря на отсутствие единого подхода к определению этапов процесса формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в системе их профессионального образования в вузе, при анализе различных научных подходов видим, что исследователи сходятся во мнении о многокомпонентности анализируемого феномена, а также о том, что его формирование должно иметь системный характер и реализовываться в несколько последовательных этапов.
Литература:
1. Гарбузова Г.В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. - №44.
2. Ермолаева Е.П. Психология социальной ренализации профессионала / Е. П. Ермолаева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 347 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - С. 324.
4. Идентичность: хрестоматия: учеб.-метод. пособие / сост. Л. Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 272 с.
5. Кручинина Н.Ю. Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в процессе обучения // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 135-138.
6. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
7. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие. -М.: МСПИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с.
8. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - С. 28.
Психология
УДК: 316.642.3
кандидат философских наук, доцент Райкова Ольга Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск); магистрант Лилик Дмитрий Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (г. Томск)
СПЕЦИФИКА ЛИДЕРСТВА И ИЕРАРХИИ В ЗАПРЕЩЕННЫХ В РОССИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. В России в качестве одной из мер противодействия экстремистским религиозным организациям выступает ее ликвидация с запрещением деятельности. На примере одного из новых религиозных движений - Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов проведен анализ психологических оснований веры инглингов, а так же роль лидера данного движения, устройство и специфика иерархических связей внутри религиозной организации.
Ключевые слова: церковь инглингов, ликвидация религиозной организации, деятельность религиозной организации, запрет религиозных групп, лидер, иерархические связи.
Annotation. In Russia, one of the measures of counteraction to extremist religious organizations is its elimination with the prohibition of activities. On the example of one of the new religious movements - the Old Russian Church of the Orthodox old Believers-Ingling-the analysis of the psychological foundations of faith ingling, as well as the role of the leader of this movement, the structure and specificity of hierarchical relationships within a religious organization.
Keywords. Church of the ingling, liquidation of religious organization, activities of religious organization, prohibition of religious groups, leader, hierarchical relations.
Введение. Актуальность данной статьи диктуется возрастающей тенденцией в судебной практике ликвидации различных религиозных организаций и запрещении их деятельности по основаниям совершения ими действий экстремистской направленности. Последствия правоприменения указанных санкций рассматриваются в настоящей работе на примере одной из уже запрещенных в России организаций -Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов.
Изложение основного материала статьи. Древнерусская Инглиистическая церковь Православных Староверов-Инглингов довольно известная организация среди новых религиозных движений России. Ее основатель и лидер - Александр Юрьевич Хиневич - получил начальное техническое образование в ПТУ города Омска, а также окончил несколько курсов Омского политехнического университета. Александр Хиневич, или как его называют в среде инглингов - Патер Дий, - личность весьма колоритная, с соответствующей биографией: в период Перестройки занимался продвижением эзотерических идей на территории Омской области, неоднократно проводил сеансы «массовых исцелений», организовал курсы по экстрасенсорике. Неоднократно принимал участие в организации конференций оккультистов в Омске [1]. Несмотря на весьма невысокий уровень официального образования, Хиневич утверждает, что защитил научные работы на ученые степени кандидата и доктора наук (каких именно наук и где они были защищены - не уточняется). С 1992 года Хиневич организовал свою религиозную организацию - Древнерусскую Инглиистическую церковь Православных Староверов-Инглингов. Изначально новая религиозная организация состояла из родственников и ближайших сподвижников Хиневича, а также из лиц, прошедших обучение на курсах по экстрасенсорике и целительству, организованных Хиневичем. Но, впоследствии, организация начала разрастаться, и в итоге стала иметь в своем составе по оценкам специалистов до 3000 адептов [1]. По собственным оценкам Хиневича общее количество адептов составляет, по состоянию на 2009 год, 13 000 человек [2]. Территориально местные религиозные организации (далее - МРО) располагались согласно данным Минюста:
• в городе Омске - 9 МРО, в том числе мужское и женское духовные училища;
• в городе Черногорск Республики Хакасия - Черногорская Славянская Община;
• в городе Пятигорск Ставропольского края - Община «Дети Перуна»;
• в городе Пыть-Ях Тюменской области - Пыть-Яхская Славянская община [4].
По решению Омского областного суда в апреле 2004 года все МРО староверов-инглингов были ликвидированы, а их деятельность запрещена.
Основаниями для запрещения деятельности послужили использование символики сходной с фашистской, в частности, во всех решениях судов делался упор на сходство одной из свастик, используемых инглигами в своей религиозной и миссионерской деятельности, со свастикой фашистской германии 19271945 г.г., а также со схожим с фашистским приветствием - вскидыванием правой руки от сердца вверх. Также, в обоснование своей позиции, суды приводят следующий довод, в том числе послуживший основанием ликвидации: «Доктрина Инглиистической Церкви содержит утверждение, что община инглингов объединяет всех людей с белым цветом кожи. Данное положение... заключает в себе идею расового превосходства, пропаганда которого запрещена Конституцией РФ» [2]. Таким образом, суды пришли к выводу, что религиозные организации староверов-инглингов занимаются экстремистской деятельностью -