Научная статья на тему 'Анализ психологических факторов формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в высшей школе'

Анализ психологических факторов формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTITY / PSYCHOLOGICAL FACTORS / FACTORS OF PROFESSIONAL IDENTITY / DETERMINANTS OF PROFESSIONAL IDENTITY / FUTURE SPECIALIST / STUDENTS / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

Статья посвящена изучению проблемы формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе исследуются основные научные подходы к определению системы психологических детерминант, оказывающих воздействие на процесс становления профессиональной идентичности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL FACTORS OF FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE SPECIALISTS IN HIGH SCHOOL

The article is devoted to the study of the problem of formation of professional identity of future specialists in the process of their professional training in higher education. The paper studies the main scientific approaches to the definition of the system of psychological determinants that affect the process of formation of professional identity.

Текст научной работы на тему «Анализ психологических факторов формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в высшей школе»

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе исследуются основные научные подходы к определению системы психологических детерминант, оказывающих воздействие на процесс становления профессиональной идентичности личности.

Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность, психологические факторы, факторы профессиональной идентичности, детерминанты профессиональной идентичности, будущий специалист, студенты, профессиональное образование.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of formation of professional identity of future specialists in the process of their professional training in higher education. The paper studies the main scientific approaches to the definition of the system of psychological determinants that affect the process of formation of professional identity.

Keywords: identity, professional identity, psychological factors, factors of professional identity, determinants of professional identity, future specialist, students, professional education.

Введение. Современное отечественное общество переживает определенный кризис в сфере профессионального обучения и трудоустройства молодых специалистов. Так, проблема идентичности, в частности профессиональной, является одной из основных в современной психологии и педагогике.

Актуальность изучаемой проблемы обосновывает потребность изучения и определения эффективных психологических факторов становления профессиональной идентичности, прежде всего студенческой молодежи, так как именно период обучения в высшем учебном заведении является одним из важнейших в становлении профессиональной идентичности, выступающая существенным аспектом самопознания, без которого невозможно оптимизировать функционирование человека в соответствующей сфере деятельности.

Формулировка цели статьи. Социальная значимость проблемы и ее недостаточная научная разработанность обусловливают цель данной статьи - анализ психологических факторов становления профессиональной идентичности будущих специалистов в рамках их обучения в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. В процессе становления профессиональной идентичности выделяют внешние и внутренние детерминанты, или факторы [3].

В рамках психологической науки дифференцируются две основные группы факторов, оказывающих существенное влияние на развитие и течение психических процессов и явлений: внешние и внутренние. Систему внешних факторов составляют различные социальные и природные детерминанты, создающие условия для развития индивида, влияющие на его поведение и деятельность. Воздействие указанных факторов на человека может быть как положительным, так и отрицательным. Внутренние факторы - это психические детерминанты, которые находятся во внутреннем мире человека и развиваются в течение его жизни в процессе личностного становления ввиду процессов обучения, воспитания и развития [4].

В современной психолого-педагогической науке отсутствует единый подход к определению конкретного перечня факторов, оказывающих воздействие на формирование профессиональной идентичности специалиста. Это обосновывает необходимость комплексного анализа изучаемой проблемы путем рассмотрения нескольких научных подходов.

Так, В.А. Кениг в диссертационном исследовании «Становление профессиональной идентичности у работающих студентов» определил и описал следующие психологические факторы профессиональной идентичности будущих специалистов:

- ценностный;

- мотивационный;

- фактор гибкости поведения;

- фактор прагматической социальной активности;

- фактор творчества и общения;

- фактор стремления к познанию [5].

Определив данные факторы, исследователь подчеркнул, что каждый из выявленных факторов очень редко встречается в «чистом», изолированном виде, а, как правило, сочетается с действием других, образуя сложную иерархическую структуру. Кроме того, действие каждого из указанных психологических факторов не оказывает прямого воздействия, реализуется через целую цепочку опосредствований. В этой связи, по мнению В.А. Кенига, осознанное формирование профессиональной идентичности происходит в неразрывной связи с профессиональной деятельностью и системой профессиональных отношений [5].

Достаточно полной, по нашему мнению, является иерархия психологических факторов формирования профессиональной идентичности будущего специалиста в высшей школе, разработанная Л.Б. Шнейдером. Данные факторы автор именует как внутренние источники, или детерминанты становления профессиональной идентичности, под которой понимает «психологическую категорию, относящуюся к осознанию личностью своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу» [8, с. 113].

К внутренним детерминантам исследователь относит:

- эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение информации по выбранной профессии;

- положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности;

- эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу;

- успешное усвоение прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности;

- готовность специалиста принять на себя профессиональную ответственность;

- уровень личностного и «технологического» развития; характер выраженности и самопринятия экзистенциального и функционального Я;

- мотивационную готовность к реализации себя в выбранной профессии, вхождение в профессиональное сообщество, постоянное самоисследование и развитие своей личности, образа Я [9].

Г.В. Гарбузова выделяет внутренние и внешние факторы процесса формирования профессиональной идентификации специалиста. Исследовательница подчеркивает, что на первых этапах формирования профессиональной идентичности внешние детерминанты играют приоритетную роль, основой же дальнейшего развития профессиональной идентичности становятся внутренние условия и детерминанты [1]. Г.В. Гарбузова определила в качестве обобщенной внешней детерминанты процесса профессиональной идентичности в нынешних условиях реализации профессионального образования информационно-насыщенную среду, выступающую источником представлений о предмете труда, способах получения профессионального образования, требованиях профессии к человеку и т.д. Внешние факторы дифференцируются ученой на подгруппы:

- учебный процесс (содержание и технологии обучения);

- внеучебная деятельность.

Система внутренних детерминант процесса формирования профессиональной идентичности студентов в концепции Г.В. Гарбузовой представлена следующими факторами:

- биопсихические и индивидуально-типологические свойства личности (половые, возрастные особенности, свойства темперамента, характера, способностей);

- особенности психических процессов и свойств (ощущения, память, воображение, эмоции, чувства);

- опыт (знания, умения, навыки, привычки, стиль деятельности);

- особенности направленности (интересы, мотивы, идеалы, мировоззрение, убеждения) [1].

Анализ теоретических источников позволят добавить к вышеуказанным такой фактор, как профессиональный опыт личности со всеми смысловыми и временными структурами. Важным в контексте проблемы формирования профессиональной идентичности является фактор своевременности, учет сенситивных периодов развития профессиональной идентичности будущего специалиста. Большое значение в становлении значимой профессиональной идентичности студентов имеют такие внутренние и внешние детерминанты, как переживания ценности профессии, ее престижности в современном обществе. Ведущим фактором и одновременно показателем сформированности профессиональной идентичности является образование.

Некоторые исследования ученых посвящены факторам формирования профессиональной идентичности у будущих специалистов определенной профессии. Так, исследователи А.В. Савченков и И.В. Забродина изучали проблему формирования идентичности у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. Исследователи в качестве ведущего социально-психологического фактора формирования профессиональной идентичности определяют эмоциональную устойчивость. Наряду с указанным фактором, исследователи выделяют и другие социально-психологические детерминанты процесса становления профессиональной идентичности педагога, а именно:

- высокий уровень притязаний;

- быструю адаптацию к педагогической деятельности, принятие других субъектов образовательного процесса;

- эмоциональную комфортность, высокую самооценку своих достижений в педагогической деятельности;

- устойчивость к внешним раздражителям, стремление к доминированию в профессии, способность эффективно действовать в экстремальных ситуациях;

- профессиональную честность, доверие к себе и обучающимся;

- готовность к выполнению профессиональных ролей (преподаватель, исследователь, воспитатель и т.д.);

- активную вовлеченность в жизнь профессионального сообщества, принятие для себя миссии педагогического просвещения, решение социальных и педагогических проблем обучающихся, бескорыстную педагогическую помощь и т.д.;

- высокий уровень рефлексии профессионально-педагогической деятельности [6].

Д.В. Шляков в контексте проблемы профессиональной идентификации педагога выделяет объективные и субъективные факторы. К первым автор относит социальные условия профессиональной деятельности. Систему субъективных факторов, по мнению исследователя, составляют профессионально-личностные качества педагога, его социальное и профессиональное самочувствие [7].

Анализируя профессиональный компонент идентичности личности будущего психолога, Н.В. Евтешина выделяет следующие факторы, определяющие его развитие:

- профессиональная позиция;

- потребность в личностном и профессиональном росте;

- профессиональная Я-концепция;

- личностный тип профессионала;

- уровень социальных потребностей;

- уровень потребностей в признании [2].

Выводы. Рассмотрев основные походы исследователей к проблеме формирования профессиональной идентификации будущего специалиста и определению факторов, оказывающих влияние на данный процесс, сформулируем ряд выводов.

На основе проведенного анализа литературы и авторских научных подходов обобщим, что проблема профессиональной идентичности преимущественно рассматривается в контексте исследований, посвященных различным аспектам высшего профессионального образования.

В современной психолого-педагогической науке существует широкий спектр взглядов относительно определения факторов профессиональной идентичности и профессиональной идентификации. Исследователи выделяют объективные и субъективные, внешние и внутренние; нормативные, социальные, социально-психологические и личностные; индивидуальные и групповые факторы (детерминанты) процесса становления профессиональной идентичности.

На основе вышеизложенного заключим, что значение факторов профессиональной идентичности меняется в зависимости от этапа профессионального цикла личности. Под данными этапами понимается профессиональное самоопределение, обучение, трудоустройство, профессиональная адаптация и т.д.

Литература:

1. Гарбузова Г.В. Эмпирические критерии формирования профессиональной идентичности студентов // Управление общественными и экономическими системами. - 2007. - № 1. - С. 3-14

2. Евтешина Н.В. Динамические аспекты профессионального компонента идентичности психолога // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - № 52. - С. 223-231.

3. Идентичность: хрестоматия: учеб.-метод. пособие / сост. Л. Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 272 с.

4. Калина Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов. - М.: Академический проект, 2015. - 214 с.

5. Кениг В.А. Становление профессиональной идентичности у работающих студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика». - М., 2008. - 24 с.

6. Савченков А.В., Забродина И.В. Эмоциональная устойчивость личности будущего педагога как социально-психологический фактор формирования профессиональной идентичности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 8. - С. 142-145.

7. Шляков Д.В. Социально-профессиональная идентификация учителя: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Шляков Дмитрий Валерьевич. - Ростов-на-Дону, 2008. - 172 с.

8. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: Теория и методы диагностики. - М.: Изд-во МПСИ, 2007. - 128 с.

9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие. -М.: МСПИ; Воронеж НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с.

Психология

УДК 159.9.019: 37.015.3

ассистент кафедры психологии Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье исследуются психологические условия взаимодействия, которые оказывают влияние на интеллектуальную активность ребенка младшего школьного возраста. Показано, что обеспечение некоторых психологических условий взаимодействия в процессе решения поставленной задачи ведет к активизации интеллектуальной активности ребенка на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: коммуникативное развитие, младший школьный возраст, взаимодействие, межличностные отношения, интеллектуальная активность, общение.

Annotation. The article researches psychological conditions of the co-operation that influence the intellectual activity of primary school children. The author specifies that providing certain psychological conditions of the cooperation in the process of making а decision while solving а task leads to the intellectual activity activation of а child on the initial stage of studies at school.

Keywords: communicative development, primary school age, co-operation, interindividual relations, intellectual activity, communication.

Введение. На сегодняшний день, тема о психологических условиях оптимизации интеллектуальной активности у детей младшего школьного возраста остается востребованной в современной образовательной системой, т.к. первые этапы становления учебной деятельности во многом определяют последующее ее эффективное развитие в школьные годы. На данном этапе, важным является процесс прохождения детьми адаптации, т.е. как будет протекать осознание и принятие ребенком новых условий, требований и будет ли сформирована мотивация к учебе, что в дальнейшем поспособствует к установлению положительного отношения их ко всему учебному процессу. Так, как большинство болезненных школьных проблем берут свое начало именно с периода начала обучения в школе.

Младший школьный возраст, это не просто сензитивный период для формирования учебной деятельности, это важный период в социо-психологическом развитии личности ребенка. На данном возрастном этапе происходит налаживание прочных связей с окружающим миром, выработке коммуникативно-речевых навыков, воспитание социо-культуральных межличностных взаимодействий [3, 91. Контент-анализ показал, что многие авторы обращаются к проблематике самого процесса создания условий для оптимального межличностного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (школьниками, учителем) что является значимым фактором для возникновения положительной социальной ситуации развития ребенка в младшем школьном возрасте [11, 1, 201.

В своих работах Д.Б. Эльконин [71 отводит весомое значение взаимодействию ребенка с однолетками как существенный фактор их психического развития. Невзирая на это в научной теории и практике еще не существует единственного мнения на процесс влияния межличностного взаимодействия на учебу и интеллектуальную активность личности ребенка данного возраста. В связи с этим, представленное исследование является актуальным и востребованным как с научной точки зрения, так и с практической.

На данный момент, психология, не имеет обоснованного и обобщенного исследования, посвященного изучению психологических условий оптимизации межличностного взаимодействия как приема по оказанию содействия в формировании интеллектуальной активности, а также влиянию межличностного взаимодействия на эффективность учебы у детей младшего школьного возраста. Значение общения ребенка с взрослыми и сверстниками для ее психического, в том числе познавательного, развитию выясняется в трудах М. И. Лисиной [11], В. В. Рубцова [12], Г. А. Цукерман [18], и только в немногих исследованиях (прежде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.