Научная статья на тему '«Жить по совести и в ладу с природой»: новые экологические поселения в современном социокультурном пространстве (западная Сибирь, Омская область)'

«Жить по совести и в ладу с природой»: новые экологические поселения в современном социокультурном пространстве (западная Сибирь, Омская область) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
673
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ЭКОПОСЕЛЕНИЯ / ДВИЖЕНИЕ «АНАСТАСИЯ» / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS / ECOVILLAGES / MOVEMENT “ANASTASIA” / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селезнев А.Г., Селезнева И.А.

Obtained data of the ethnographic and anthropologic research two types of new ecovillages, spread on Omsk region are discussed in the paper. One type originated from the revival (the invention) Slavic pagan (“Slavic-Vedic”) culture, the second one from the new spiritual movements “Ringing Cedars of Russia” or “Anastasia”, widespread in Russia. Environmental orientation combines both movements. We explore the ecovillages at the Yurt-Bergamak slow of Muromtsevo district, Az Grad slow of Omsk district and eco-community of Timshinjakovo village of Tara district in Omsk region. The basis of these settlements is the idea to revive the “ancient Slavic” tradition. Also, we surveyed the Anastasievo settlements: Chernoozerie (Imbiren) of Sargat district, Berezovka (Oberezhnoe) of Gorki district, Kolobovo (Malinkino) of Muromtsevo district in the Omsk region. New practices in the development of the surrounding space, rituals and mythology were the subject of studies. The main unit of the village is an ancestral estate, which usually included living house, craft workshop, various outbuildings. The interrelations of environmental movements with the outdoor world are in the focus of attention. Installations of Anastasia movement members on the birth, childhood and school education are considered. Data on the relation of settlers to the authorities in particular the motif of the national leader sacralization were outlined. We conclude that the settlers did not achieve a complete break with the urban environment. Generated by this circumstance duality of the urban people position is probably the most important aspect of the phenomenon of new ecovillages

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“To Live According to Conscience and in Harmony with Nature”: New Ecovillages in the Modern Socio-Cultural Space (Western Siberia, Omsk Region)

Obtained data of the ethnographic and anthropologic research two types of new ecovillages, spread on Omsk region are discussed in the paper. One type originated from the revival (the invention) Slavic pagan (“Slavic-Vedic”) culture, the second one from the new spiritual movements “Ringing Cedars of Russia” or “Anastasia”, widespread in Russia. Environmental orientation combines both movements. We explore the ecovillages at the Yurt-Bergamak slow of Muromtsevo district, Az Grad slow of Omsk district and eco-community of Timshinjakovo village of Tara district in Omsk region. The basis of these settlements is the idea to revive the “ancient Slavic” tradition. Also, we surveyed the Anastasievo settlements: Chernoozerie (Imbiren) of Sargat district, Berezovka (Oberezhnoe) of Gorki district, Kolobovo (Malinkino) of Muromtsevo district in the Omsk region. New practices in the development of the surrounding space, rituals and mythology were the subject of studies. The main unit of the village is an ancestral estate, which usually included living house, craft workshop, various outbuildings. The interrelations of environmental movements with the outdoor world are in the focus of attention. Installations of Anastasia movement members on the birth, childhood and school education are considered. Data on the relation of settlers to the authorities in particular the motif of the national leader sacralization were outlined. We conclude that the settlers did not achieve a complete break with the urban environment. Generated by this circumstance duality of the urban people position is probably the most important aspect of the phenomenon of new ecovillages

Текст научной работы на тему ««Жить по совести и в ладу с природой»: новые экологические поселения в современном социокультурном пространстве (западная Сибирь, Омская область)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 264-276. УДК 316.42

DOI 10.25513/2312-1300.2017.4.264-276

А. Г. Селезнев, И. А. Селезнева

«ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ И В ЛАДУ С ПРИРОДОЙ»: НОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ, ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ)*

Излагаются материалы этнографического и антропологического изучения двух типов новых экопосе-лений, получивших распространение на территории Омской области. Один тип возник на основе возрождения (изобретения) славянской языческой («славяно-ведической») культуры, второй - на базе широко распространенного в России нового религиозного движения «Звенящие кедры России», или «Анастасия». Объединяет оба движения их экологическая направленность. Полевые работы проводились в экопоселе-ниях на урочище Юрт-Бергамак Муромцевского района Омской обл., Азъ Градъ Омского района Омской обл., в экологической общине в д. Тимшиняково Тарского района (в основе этих поселений лежит идея возрождения «древнеславянских» традиций); а также в анастасиевских поселениях Черноозерье (Имби-рень) Саргатского р-на Омской обл., Березовка (Обережное) Горьковского района Омской обл., Колобово (Малинкино) Муромцевского района Омской обл. Объектом исследования стали новые практики освоения окружающего пространства, ритуалы и мифология. Основная структурная единица поселений - родовое поместье. Обычно в рамках поместья проектируют строительство дома, ремесленной мастерской, различных хозяйственных построек. В центре внимания - взаимоотношение современных экологических движений с внешним миром. Рассмотрены установки анастасиевцев на вопросы рождения, воспитания и образования детей. Приведены данные об отношении поселенцев к власти, в частности, мотив сакрализации национального лидера. Делается вывод, о том, что поселенцам не удалось достичь полного разрыва с городской средой. Порожденная этим обстоятельством двойственность положения части городского социума представляет собой, вероятно, наиболее важный аспект феномена новых экопоселений.

Ключевые слова: новые религиозные движения; экопоселения; движение «Анастасия»; Омская область.

A. G. Seleznev, I. A. Selezneva

"TO LIVE ACCORDING TO CONSCIENCE AND IN HARMONY WITH NATURE": NEW ECOVILLAGES IN THE MODERN SOCIO-CULTURAL SPACE (WESTERN SIBERIA, OMSK REGION)

Obtained data of the ethnographic and anthropologic research two types of new ecovillages, spread on Omsk region are discussed in the paper. One type originated from the revival (the invention) Slavic pagan ("Slavic-Vedic") culture, the second one - from the new spiritual movements "Ringing Cedars of Russia" or "Anastasia", widespread in Russia. Environmental orientation combines both movements. We explore the ecovillages at the Yurt-Bergamak slow of Muromtsevo district, Az Grad slow of Omsk district and eco-community of Timshinjakovo village of Tara district in Omsk region. The basis of these settlements is the idea to revive the "ancient Slavic" tradition. Also, we surveyed the Anastasievo settlements: Chernoozerie (Imbiren) of Sargat district, Berezovka (Oberezhnoe) of Gorki district, Kolobovo (Malinkino) of Muromtsevo district in the Omsk region. New practices in the development of the surrounding space, rituals and mythology were the subject of studies. The main unit of the village is an ancestral estate, which usually included living house, craft workshop, various outbuildings. The interrelations of environmental movements with the outdoor world are in the focus of attention. Installations of Anastasia movement members on the birth, childhood and school education are considered. Data on the relation of settlers to the authorities in particular the motif of the national leader sacralization were outlined. We conclude that the settlers did not achieve a complete break with the urban environment. Generated by this circumstance duality of the urban people position is probably the most important aspect of the phenomenon of new ecovillages.

Keywords: new religious movements; ecovillages; movement "Anastasia"; Omsk region.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований «Новые экологические движения России в социальном окружении: взаимодействие с политическими, образовательными, информационными институтами», проект № 17-01-00423.

© Селезнев А. Г., Селезнева И. А., 2017

Замысел. В 2015-2017 гг. авторы этих строк проводили полевое этнографическое исследование в новых экологических поселениях Омской области. В основу их создания была положена определённая религиозная идеология. Наш интерес к новым экопо-селениям не был спонтанным и базировался на предшествующем опыте. С 2012 г. мы с коллегами осуществляли проект изучения нового сакрального комплекса в районе д. Окунево Муромцевского района Омской области, сформировавшегося в постсоветскую эпоху. Источниковую базу исследования составили материалы этнографических экспедиций, проводившихся в Окуневе на протяжении ряда лет [1-4]. В ходе реализации проекта удалось не только апробировать методы и подходы к изучению не вполне привычных для полевой этнографии социокультурных объектов, но и сформулировать контуры будущего исследования новых эко-поселений. Так, нам удалось побывать в эко-поселении, возникшем в урочище Юрт-Бер-гамак, неподалеку от Окунева. Это было наше первое знакомство с тематикой новых экопоселений. В 2013 г. мы организовали и провели специальную сессию «Новые сакральные пространства постиндустриальной эпохи: мода или устойчивый социокультурный феномен?» на X Конгрессе этнографов и антропологов России в Москве. Материалы были опубликованы в форме специального тематического блока в журнале «Этнографическое обозрение» (2014 г., № 5). На сессии с докладом об этнографических исследованиях в общинах и поселениях последователей нового религиозного движения «Анастасия» выступила Ю. О. Андреева. Данная тема находится в центре внимания этого исследователя на протяжении ряда лет. Возможно, именно тогда у нас начала формироваться идея рассмотрения новых экологических движений как специального объекта полевого этнографического изучения. В настоящее время эта идея осуществляется в виде проекта, реализующегося при поддержке экспедиционного гранта РГНФ (2016 г.) и исследовательского гранта РФФИ (20172019 гг.) (предварительные итоги - [5; 6]).

Специфика объекта полевого этнографического исследования. В качестве объекта исследования было выбрано два типа

новых экопоселений, получивших распространение на территории Омской области. Выделение типов обусловлено различием идеологии, на основе которой происходило формирование поселения. Один тип возник на базе возрождения (изобретения) славянской языческой («славяно-ведической») культуры, второй - на принципах, развиваемых в рамках широко распространённого в России нового религиозного движения «Звенящие кедры России» (движение анаста-сиевцев). Объединяет оба движения их экологическая направленность. Конкретно полевые этнографические работы были проведены в экопоселениях на урочище Юрт-Бер-гамак Муромцевского района, поселении Азъ Градъ Омского района, в экологической общине в д. Тимшиняково Тарского района (в основе этих поселений лежит идея возрождения древнеславянских традиций); а также в анастасиевских поселениях Черноозерье (Имбирень) Саргатского района, Колобово (Малинкино) Муромцевского района, Березовка (Обережное) Горьковского района.

Экспедиция была призвана отразить современную тенденцию расширения исследовательского пространства полевой этнографии, её сдвиг в сторону изучения городских культур, меньшинств, нетрадиционных религиозных движений, неформальных субкультур, изобретаемых традиций и обрядности. Методологическая новизна обусловлена спецификой объекта полевого этнографического исследования, его особым, новым для отечественной этнографической науки качеством. Суть его в том, что он не ограничивается рамками отдельно городской или сельской этнографии. Исследуемые группы состояли из горожан, по тем или иным причинам и под воздействием тех или иных идеологических установок порвавших с городом, уехавших (сбежавших) из него и сформировавших вдали от него, зачастую просто в лесу, общины-поселения, реализующие свой идеал гармоничных отношений с природой. Естественно, что это новое для бывших горожан качество жизни порождает и новую культурную среду, стимулирует формирование подчас весьма причудливых приёмов взаимодействия с природой, специфических поведенческих норм, способствует активному мифотворчеству, изобретению новых и глубокой модер-

низации существующих традиций и обрядности. В этом аспекте исследование связано с социологической методикой. В последние десятилетия в социологии нашёл широкое применение специальный этнографический метод [7-11]. В своей полевой работе и в постполевой обработке полученных материалов мы базировались именно на таком комплексном понимании этнографического метода.

Широкая, идейно мотивированная кампания по созданию новых экопоселений началось в Западной Европе и США в 1960-х гг. Постепенно движение охватило страны Восточной Европы, Азию, Африку, Австралию. С конца 1980-х гг. новые экопоселения стали возникать на территории СССР. Распад Советского Союза, обстановка идейного хаоса и глубокого кризиса традиционных идентич-ностей стимулировали и в известной мере ускорили эти процессы. Экопоселениям -истории их возникновения, принципам организации социальной жизни, освоению пространства и отношению к окружающей среде - посвящён значительный объём литературы. Эти работы были написаны как исследователями, так и самими активистами экологических движений [12-19].

Экологические доктрины новых религиозных движений России также получили отражение в научной литературе [20-23; и др.]. Региональные полевые этнографические исследования различных аспектов функционирования анастасиевских общин были выполнены Ю. О. Андреевой [24-28; и др.] и А. А. Ожигановой [29]. Особое место занимают работы, основанные на сибирских материалах. А. В. Филькина направила свои усилия как на разработку методологии этнографического исследования новых религиозных движений [10; 11; 30], так и на конкретную полевую работу в новых религиозно-экологических общинах, получивших развитие на территории Сибири: Церкви Последнего Завета («висса-рионовцев»), анастасиевцев общины «Солнечная поляна» вблизи г. Томска, ануровцев [31; 32]. Экологические аспекты идеологии и практики новых религиозных движений Сибири рассмотрены в работах Г. В. Любимовой и её коллег [33; 34]. И. П. Кулясов выполнил полевое обследование новых экопоселений на Горном Алтае [35].

Отдельные религиозно-экологические общины стали подлинной Меккой для исследователей. Так, в крупнейшем и ставшим очень известным комплексе экологических поселений, созданных последователями Церкви Последнего Завета в красноярской тайге (варианты его названий - Тиберкуль, Город солнца, Обитель рассвета и др.), в разные годы проводили полевые этнографические и социологические исследования и опубликовали их результаты А. А. Кулясо-ва [36; 37], А. В. Филькина [31; 32], Г. В. Любимова [38], польский автор Йоханна Урбан-чик [39]. Эти работы содержат значительный объём информации по идеологии, практикам освоения пространства, экологической этике поселенцев. Впрочем перечень публикаций наверняка не полон, так как, к сожалению, историографический обзор по данной теме до сих пор не составлен.

Несмотря на постоянно повторяющийся тезис о малом количестве публикаций, посвященных новым экологическим движениям, работы по данной тематике появляются регулярно. Одна из последних - статья А. А. Позаненко - вышла в свет буквально в 2016 г. [40]. Она посвящена анастасиев-ским поселениям родовых поместий, которые быстро стали самым распространённым видом экопоселений в России. Работа основывается на материалах полевых исследований, проведенных автором в 2012-2015 гг. в девяти экопоселениях в европейской части России и на Урале.

Надо отметить, что исследования, по-свящённые рассматриваемому феномену, порой носят субъективный и эмоционально окрашенный характер. Показателен случай с публикацией статьи А. В. Филькиной, по-свящённой экологическим общинам Сибири, функционирующим в рамках новых религиозных движений. Своё раздражение нейтральным тоном статьи редакция солидного университетского журнала выразила весьма нетривиальным образом, поместив после авторского текста специальное послесловие, а также свой «дополнительный» список литературы. При этом последний сплошь состоял из названий, не оставляющих сомнения в пристрастиях редакции: «Российского лжехриста финансируют из США», «"Кедро-звоны" охотятся на доверчивых женщин»,

«Барнаульский вуз пропагандирует секту анастасийцев» и т. п. (см.: [31, с. 184-185]).

Формирование и идеологическая основа новых экопоселений на территории Омской области. Подробная информация об истории формирования и составе новых экопоселений на территории Омской области была изложена нами в предварительных публикациях [5; 6]. Поэтому здесь мы приведём только общие сведения. Более полная характеристика будет дана экологической общине, сформировавшейся в д. Тимшиняково Тар-ского района Омской области. Информация об этой общине была собрана нами в ходе полевого этнографического обследования летом 2017 г.

Относительно общие идеи были заложены в основу поселений анастасиевцев. Их базисом является идеология нового религиозного движения «Звенящие кедры России», или «Анастасия». Эти идеи изложены в 10 книгах духовного лидера движения писателя Вл. Мегре. По сюжету, знания и мудрость жизни автор получил от мистической и обладающей сверхъестественными способностями таёжной женщины Анастасии. Несмотря на серьёзную критику художественного уровня, банально-упрощённого антиконсью-меризма, утопичности, тексты Мегре оказали исключительное влияние на сознание весьма значительного числа людей. Для многих из них смыслом жизни стало воплощение созданного автором экологического идеала в действительность. Именно они покидают город, уезжают в лес, создают родовые поместья, основанные на принципах природопользования, описанных в книгах об Анастасии. В короткий срок по всей стране (и даже за её рубежами) возникли десятки анастаси-евских поселений. Согласно сайту движения «Анастасия», в Омской области таких поселений шесть и по этому показателю регион находится в числе лидеров.

Одним из наиболее ранних и крупных является поселение Имбирдень. Оно образовалось в 2002 г. рядом с деревней Черноозе-рье и в настоящее время состоит из 45 родовых поместий площадью приблизительно по 1 га, что соответствует рекомендациям Анастасии.

Поселение Обережное возникло 3-4 года назад рядом с деревней Березовка. Оно

относительно невелико, всего 15 поместий, при этом постоянно здесь живут лишь несколько человек.

Анастасиевское поселение Колобово (Малинкино) образовалось в 2007 г. на месте одноимённых деревень, которые давно были заброшены и пустовали. Всего на поселении активно развиваются 4-5 родовых поместий, на которых круглогодично проживают до 10 человек. Кроме того, два поместья находятся на территории, расположенной неподалёку от деревни Малинкино.

Урочище Юрт-Бергамак расположено на месте ныне не существующей одноимённой деревни. Рядом в 1,5 км находится деревня Окунево, где в течение последних двух с лишним десятков лет возник мощный сакральный центр. В Юрт-Бергамаке строительство нового поселения началось в 2012 г. Инициаторами нового проекта выступила группа, первоначально входившая в окунев-скую общину сторонников древнеславянско-го язычества. При этом они объявили себя также так называемыми нереестровыми казаками. Новый проект в Юрт-Бергамаке задумывался как сугубо антиконсьюмеристский и экологически ориентированный. Фактически в настоящее время на поселении продолжается строительство только на двух поместьях. Идеология поселенцев базируется на принципах независимости от каких-либо социальных (а тем более государственных) объединений и на почитании древнеславян-ских богов.

«Новая русская деревня» Азъ Градъ -это в основном личная инициатива омского предпринимателя Андрея Никитенко. Замысел проекта возник в 2008 г., активное строительство началось в 2012 г. В настоящее время Азъ Градъ, пожалуй, самое масштабное в Омской области предприятие, направленное на создание гармоничного экологического поселения. Площадь поселения - около 100 га. Оно создано в лесу, вне какой-либо привязки к существующим населённым пунктам. Идеология поселенцев строится на неотрадиционалистских ценностях родовых поместий, апелляции к «русскости» и ведической природе исконной славянской культуры. При этом активно эксплуатируется патриотический тренд. Так, во время нашего пребывания в Азъ Граде, мы слышали транс-

ляцию лирических советских песен, а на самом видном месте был вывешен плакат с цитатой Президента В. В. Путина о патриотизме. При поселении создана Русская Академия Знаний Умений Мастерства (РАЗУМ), в которой приглашённые учителя («профессора») учат «студентов» различным ремёслам: печному, строительному, кузнечному и пр.

Экологическая община в д. Тимшиняко-во Тарского района Омской области образовалась в 2013 г. Деревня расположена на левом берегу Иртыша напротив г. Тары в очень живописном месте. Большую часть населения составляют местные жители. Община образует участок, не отделённый чёткой границей от остального населённого пункта. В настоящее время она занимает 3-4 поместья. Члены общины являются последователями и строят свою жизнь на основе идеологии Древнерусской церкви православных ста-роверов-инглингов - одного из наиболее известных и радикальных неоязыческих религиозных объединений России. Возглавляет его Патер Дий Александр Хиневич (Коловрат).

Костяк тимшиняковской общины составляют семейные пары Виктора и Татьяны и Велеслава (Алексея) и Тарины (Ирины). Виктор и Татьяна живут в местном деревенском жилище, которое они постепенно реконструируют. В поместье Тарины и Веле-слава построен гостевой дом и ведётся строительство большого трёхэтажного дома.

Инициатива создания общины принадлежала Виктору. В интервью он так описывает обстоятельства её возникновения и принципы жизнедеятельности (в разговоре принимала участие Тарина).

Информатор (И.): Мы познакомились на празднике в Омске ещё в <20>12 году и уже тогда у меня появилась мысль и идея создать общину. И вот с Тариной мы познакомились, и с дочкой её. Они тоже искали и идеи сошлись... И вот через год мы опять с ними на празднике встречаемся, и я говорю, что я уже нашёл место...

Собиратель (С.): А что за праздник

был?

И. : Праздник День бога Купала был.

С. : А почему именно Омск был избран?

И.: Там были тогда единоверцы, поэтому Омск. Там... на празднике, собирались наши единоверцы... со всей страны.

С.: А в чём особенность вашей веры?

И. : Ну, особенность нашей веры до банальности проста - свято чтить богов и предков, жить по совести и в ладу с природой - вот на этом всё базируется. То есть не превращать природу в экологическую помойку. А боги наши - это как наши дальние предки, вот поэтому мы их и почитаем.

Место под поселение я сам подбирал. Яуже заранее знал, что это будет север <Омской обл. >... Я во многих местах искал. А потом уже сюда приехал и всё сложилось. И вот здесь сейчас живём <...>.

Мы себя к староверам относим, но мы не те староверы, как вот раньше. Мы пришли к старой вере, есть староверы, которые вообще веками живут и вообще христианами не были... А православные... Я могу сказать, что староверы <и есть> православные. Православие - это как раз славянское слово. При расколе, Никона когда раскол был, у них были правоверные. И вот раскол был как раз на этой почве, они переименовали и все заслуги православных себе забрали. Такой хитрый ход политический был, религиозный, тогда это всё вместе было. А православие это вообще-то значит «правь славить». Правь - это вышний мир Богов. А Славь - это мир предков. Потому человек славит Правь. Вот мы и есть православные.

Как есть Библия, у нас есть Веды. Первый круг Вед вышел ещё в <19>46 году. Вот Сталин когда дал послабление, так и вышли первые Веды. Старцы-то, староверы не высовывались, они и сохранились как динозавры. Веды старцы сохранили, они обычно в роду сохранялись.

С. : А Вы как сами к этой вере пришли?

И. : А у меня отец, вот он мне целый мир открыл. Он у меня на Вятке, у него целый гектар земли, там сады. Там хорошо. У меня отец, я всю жизнь помню, был в поисках... Он сам лекции проводил, оздоровительные курсы, от алкоголизма лечил, от курева лечил. Потом у него эзотерика пошла, там философия, он всегда нестандартно мыслил. Потом Анастасии книжки ему попались, я как сказки слушал. А потом он пришёл к ведической культуре, тут просто точно всё сошлось. Эта <культура> просто подтверждает, на том ли ты пути в познании себя и окружающего мира. Общались с еди-

номышленниками, в основном в Интернете. У меня был строительный бизнес, дела шли хорошо. Но потом когда я понял, я все дела закончил и приехал сюда. А в Омск потому, что отсюда всё началось когда-то давно.

Тарина: Там был город Асгард Ирий-ский - город Богов.

И. : Его, этого города нет всего триста с небольшим лет. Его до Семёна Ремезова не было только сто с небольшим лет, там 150160 лет. А до этого он всё время там был. Этот город был описан в скандинавских сагах, Асгардов то несколько было, был Асгард Согдийский, там Согдиана. Вот у скандинавов есть же саги, и там есть река Ирий, и там этот город Асгард описан, он рядом с капищем Ингли, которое ото всюду видно. И у индусов он описан в Ведах. Это капище было на месте Успенского собора <в Омске>, так вот он стоит на малом фундаменте малого здания этого капища. Там же куча подземных ходов осталась.

Тарина: А метро, думаете, почему не откроется никак и не достроится? Потому что там же фундаменты старые и подземные ходы...

И.: Там 16 лучей и подземные ходы, девять штук только через Иртыш <...>.

Небезынтересна мотивация Тарины для оставления Москвы и переселения в Сибирь. Она полагает, что её направили сюда родители, дав ей имя Ирина (Тарина - имя, принятое уже после вступления в инглиистическое движение) и тем самым мистически зашифровав её путь и предназначение. Ведь Ирина - это ни что иное как Ирий на, т. е. путь на Ирий, на Иртыш. Впрочем другие её аргументы носят более рациональный характер.

Вы знаете, в Москве жить невозможно нормальным людям. Тяжело там жить. Потому что русских людей там мало. Сейчас вот едем по Таре и прям приятно. Есть, конечно, татары, но чего такого... <А в Москве > по улице идёшь - только «курлы-мурлы-бырды-мырлы». Всё! Русской речи нет. Ещё лет десять, я не знаю, и русского человека не встретишь. В школе, в классе - три-два русских ребенка, остальное приезжие. Ну и как вы думаете какой уровень знаний, если им сначала русский язык надо учить...

Приведённые тексты требует пояснений. Размещение общины в Омском Приир-

тышье обусловлено неоязыческим этиологическим мифом о городе, который существовал в течение сотен тысячелетий на месте г. Омска. Назывался город Асгард Ирийский от имени р. Иртыш - Ирий. Этот миф излагается в так называемых «Славяно-арийских ведах», которые были изданы в начале 2000-х гг., с тех пор несколько раз переиздавались и являются главной священной книгой инглиистического движения. Как всякий миф эпохи постмодерна, сказание об Асгарде подкрепляется квазинаучной «аргументацией». Последняя включает в себя «лингвистические» доводы о совпадении названий р. Омь и г. Омска с первозвуком Вселенной «Ом» в индуистской мифологии; и названия р. Тары с именем богини Тары в буддизме. Кроме того приводятся «исторические» ссылки на картографические материалы С. У. Ремезова.

Несмотря на то что в литературе [41, с. 63-64; 42, с. 216-217; 43, с. 32-33] рассмотрены реальные истоки и изложена рациональная критика данного мифологического мотива, он получил весьма широкое распространение. Характерно, что название вышеупомянутого поселения Азъ Градъ является намеренной огласовкой термина Ас-гард Ирийский.

Новые практики освоения пространства, ритуалы и мифология. Вне зависимости от времени основания все рассматриваемые поселения находятся в стадии строительства, поэтому основные заботы поселенцев обращены именно в эту сферу. Лидер колобовской общины Вячеслав объяснил суть деятельности по творческому преобразованию пространства: «Мы считаем самое важное работать на пространство - посадить, распланировать, а потом видишь как это всё растёт, меняется на глазах - какая радость! Заложили программу и она сама развивается только чуть-чуть в начале помогаешь, подкосить там надо что-то, что-то ещё.».

Обычно в рамках поместья проектируют строительство дома, ремесленной мастерской, различных хозяйственных построек. Иногда жилища имеют нестандартные архитектурные формы (например, сфероидные) и детали декора, отражающие культурно-религиозную специфику. Андрей из Обережно-

го уже третий год (включая зимы!) живёт в конической каркасной постройке, которая называется чумом. Данное жилище он считает вполне комфортным. Практически все интервью содержат мотив преодоления поселенцами сложных природных условий Сибири, готовности к радикальной смене образа жизни.

Растениеводство, точнее разведение огородных культур, получило развитие практически во всех поместьях. Основу технологии земледелия выражает афоризм «меньше копать - больше мульчировать». Применяются модные для такого рода общин технологии, вроде пермакультуры известного австрийского фермера Зеппа Хольцера. В хозяйстве Степана и Ирины из Имбирени выкопаны пруды, вода используется для полива и в пищу. Продукты огородничества в большом количестве заготавливаются на зиму. Обширные, добротно выполненные погреба являются обязательным элементом поместий с круглогодичным проживанием. Анастаси-евцы высаживают на территории поселений и в окрестных лесах огромное количество экзотических для лесостепной зоны Сибири деревьев: кедры, дубы и т. п. Церемония посадки деревьев практикуется в ходе коллективных общинных праздников.

В предтаёжной зоне (Юрт-Бергамак, Тимшиняково) развит сбор и приготовление иван-чая. Сырьё подвергается глубокой обработке, применяется несколько стадий его ферментации. Реализация иван-чая составляет солидную статью дохода поселенцев. Повсеместно развит сбор дикоросов - грибов, ягод, трав. Степан из Имбирени занялся бортничеством. По его словам, при изготовлении колод и сборе мёда он применил технологию, описанную в книгах об Анастасии. Поселенцы в Тимшиняково активно занимаются рыболовством.

Большинство наших информаторов сознательно ограничивают потребление мяса, а многие являются вегетарианцами. При этом все подчёркивают, что никаких специально предписанных пищевых запретов не существует, ограничения носят сугубо добровольный характер. Крупный рогатый скот и лошадей мы видели только в поместье в Азъ Граде. Глава поместья в Юрт-Бергамаке Максим мечтает завести коня: «Он и в хозяй-

стве пригодится и для езды. И, вообще, какой казак без коня?...». В хозяйствах анаста-сиевцев разводят домашнюю птицу и коз. Последние являются источником молочных продуктов. Вообще освоению земли в идеологии новых культурно-религиозных движений придается особая роль. В ходе одной из бесед мы записали оригинальную интерпретацию известного афоризма «Русская деревня возрождаться будет эзотерической молодёжью».

Хозяйственные занятия сопровождаются изобретением причудливых мифологических мотивов. В Юрт-Бергамаке и Тимшиня-ково нам с энтузиазмом излагали широко распространённый неотрадиционалистский миф о древне-славянском чудо-хлебе из муки амаранта. Содержащаяся в любом источнике информация о происхождении этой зерновой культуры из Америки строительству мифа ни в коей мере не препятствует.

Значительное место в хозяйстве поселенцев занимают художественные ремесла. В Азъ Граде практикуется кузнечное ремесло, художественная ковка и резьба по дереву. Члены тимшиняковской общины занимаются изготовлением вещей из дерева и вышивкой в славянском стиле. В планах у членов общины поставить эту деятельность на товарную основу.

Содержание ритуальной и праздничной обрядности зависит от идейно-религиозных установок членов общины. Поселенцы Юрт-Бергамака проводят языческие ритуалы на специально построенном капище и участвуют в праздниках, которые устраиваются славянской общиной в Окуневе. Важнейшими из них являются праздник Перуна и Солнцестояние (Купала). Ход этих праздников обрастает мифологическими сюжетами. Нам рассказали об эпизоде, имевшем место во время праздника Перуна в июле 2015 г. В момент, когда пламя ритуального костра взмыло вверх, на небе появилась тучка и блеснула яркая молния. «Это Дед (Перун. -А. С., И. С. ) явил нам знак своего могущества», - заключили наши собеседники. Последователи инглиистической церкви ежегодно проводят трёхдневное празднование Дня рождения богини Тары на так называемом Ом-каре рядом с сакральным центром у д. Оку-нево [2, с. 45].

Обрядность приверженцев движения «Анастасия» находится в стадии формирования и варьирует в зависимости от принадлежности к той или иной общине. Праздничные события приурочиваются к славянскому календарю и происходят по личной инициативе поселенцев. Обычно на вечёрках водят хороводы, поют народные песни. В поселениях для этих мероприятий отведены специальные площадки с округлыми беседками. Важное место в обрядности анастасиевцев занимают так называемые брачные слёты, на которых молодые люди ищут «половинки» из своей среды. Наблюдается тенденция к созданию своеобразной внутриобщинной эндогамии.

Общим для всех последователей движения является установленный Анастасией День Земли - 23 июля (это же и день рождения Вл. Мегре). В 2016 г. на поселении Им-бирень участникам экспедиции удалось побывать на празднике. Местом празднования стала центральная площадка поселения и построенная здесь же школа. Одежда поселенцев была стилизована под «славянские» костюмы: женщины были в длинных сарафанах (некоторые с полностью покрытой головой или ограничивались декоративными ленточками), мужчины были в косоворотках, но встречались те, кто был одет в обычные рубашки и брюки. Всего собралось свыше 20 человек. Сначала была организована общая трапеза, на которой выступил с поздравлением неформальный лидер общины Александр. Затем начались танцы. Водили хороводы, в ходе которых провозглашались здравицы в честь «матушки-земли»: «будь здорова, матушка-земля», «плодородия тебе, матушка-земля», «побольше тебе детишек, матушка-земля». Потом стали танцевать кадриль. Завершилось празднование коллективными играми.

Экопоселения и внешний мир: аспекты взаимодействия. Вопреки декларируемой доктрине бегства от цивилизации, новые экологические общины не существуют изолированно (ср.: [44, с. 74-76]). Связь с внешним миром отчётливо проявляются в таких аспектах жизнедеятельности поселенцев, как образование и воспитание детей, взаимодействие с властными и административными структурами, диалог с традиционными конфессиями и местными жителями.

Весьма радикальны установки анастаси-евцев на вопросы рождения, воспитания и образования детей (ср.: [29]). Приветствуются домашние роды в купели [45]. В Коло-бово мы видели маленькую Настасью, дочь Антонины, появившуюся на свет в результате таких родов. При этом купель хранится дома в качестве сакрального объекта и её оберегают от чужих глаз. Нам, например, купель не показали.

Поселенцы анастасиевских общин категорически отказываются от каких-либо прививок детям. По достижению школьного возраста дети переводятся на домашнее обучение. Респонденты признают проблему разрыва и несоответствия положений, излагающихся на уроках в официальной школе, с доктринами относительно устройства окружающего мира, пропагандирующимися внутри общин. «Представляете, - возмущённо говорил нам один из поселенцев, -они там дошли до того, что преподают, что человек произошёл от обезьяны». Вячеслав, один из лидеров колобовской анастаси-евской общины, предлагает сложившуюся непростую коллизию решать следующим образом - на официальных уроках хитрить, говорить то, что ожидают учителя. При этом про себя придерживаться принятых в общине доктрин. Он также отметил, что два его сына, обучающиеся дома, успешно сдают квалификационные испытания и ни в чём не отстают от своих сверстников - учащихся обычной школы. В Имбирени поселенцы даже построили здание школы, но пока не могут выработать общие принципы и программы, на основе которых мог бы осуществляться образовательный процесс.

Полученные материалы содержат данные об отношении поселенцев к власти. Так, весьма устойчивым является мотив сакрализации национального лидера. Мы уже упомянули о плакате с высказыванием В. В. Путина о патриотизме в Азъ Граде. Оригинальную трактовку вызвавших общественный резонанс событий предложил идеолог ана-стасиевского поселения Имбирень Александр. В беседе с нами он высказал предположение, что широко обсуждавшиеся эпизоды, когда Президент на какое-то время исчезал с экранов телевизоров, объясняются тем, что в эти периоды он встречался с Анастаси-

ей и проводил с ней консультации относительно будущего развития России, знакомился новыми экологическими книгами. Уже упоминавшийся Вячеслав, весьма обеспокоенный состоянием образования в России, в интервью, данном нам в августе 2016 г., выразил уверенность, что В. В. Путин окружён врагами - пятой колонной. Одним из её лидеров респондент назвал министра образования и науки В. Ливанова и выразил уверенность, что последний в скором времени уйдёт. Можно представить наши чувства, когда, завершив этот разговор, мы заглянули в заголовки новостей (большего не позволял едва теплившийся Интернет) и обнаружили там сообщения об отставке В. Ливанова.

Для анастасиевского движения характерна некоторая закрытость их общин. Отдельные наши собеседники отказывались фотографироваться, при этом ничего не имели против фотосъёмки двора, огорода и т. п. В ходе одного интервью, респондент выступил против использования диктофона, мотивировав это тем, что общение должно быть без технических посредников - глаза в глаза. Степан из Имбирени сетовал, что жители соседней деревни Черноозерье проявляют в отношении поселенцев недоверие и неприязнь, третируют их, как сектантов: «Вначале они относились агрессивно, но потом несколько успокоились, но всё равно, например, отворачиваются, когда я еду на велосипеде по деревне».

Аналогично высказывался и Вячеслав из Колобово: «...Этот деревенский менталитет, всё это принижается сразу... Не всё ж понимают идею, люди не идут на контакт, говорят "сектанты ". Всё на этой почве начинает накручиваться... Если человек что-то осознал, он начинает менять образ жизни. А кто-то ещё не осознал, всегда будут пальцем тыкать - никуда от этого не денешься... Здесь то <к нам> нормальное отношение, но вообще... Мы отдельно живём, с тем миром мало общаемся, мы тут творим, раскрываем...».

С другой стороны, в Обережном нам удалось поговорить с местными жителями и они о поселенцах говорили уважительно, отмечали их трудолюбие и упорство в освоении территории в тяжёлых условиях. Они употребляли слово «сектанты», но контекст

был ироничным по отношению к самому такому разделению людей на своих и чужих. Глава Курганского сельского поселения (куда территориально входят Колобово и Ма-линкино) Сергей Речкин характеризует колобовских и малинкинских поселенцев как трудолюбивых, крепких хозяйственников и ставит их в пример остальным жителям. Кроме того, поселенцы активно участвуют в культурных мероприятиях, проводимых в Курганке или даже в районном центре Му-ромцево. При этом они используют стилизованные под «славянские» костюмы. Аналогично председатель Комитета по культуре Администрации Саргатского района З. А. Москальчук в интервью очень положительно аттестовала жителей поселения Им-бирень.

Основатель тимшиняковской общины Виктор вообще стал депутатом местного совета. В своём интервью он отметил: «Отношения с местными жителями хорошо сложились. У меня сначала проблемы были -что-то привезти надо, например, всегда мне помогали... Как мне хочется, как нам хочется, мы солидарны в этом, чтобы засияла деревня, чтобы было больше людей и единомышленников! Кто-то с кем-то скооперировался, кто-то, как-то, чтобы это движения шло. Многие ищут, но у многих опыта нет -приехать с города особенно боятся. Многим не хватает как раз чтобы им поддержка какая-то была моральная, чтобы подсказали, что, как правильно».

Напротив, позиция иерархов Русской Православной церкви - резко отрицательная. Эту позицию озвучил в интервью настоятель Свято-Никольского мужского монастыря в р. п. Саргатское игумен Серафим (напомним, что крупнейшее экологическое поселение Имбирень, рядом д. Черноозерье, расположено именно в Саргатском районе). Его речь эмоциональна, ярка, наполнена метафорами и цитатами из Евангелия:

«Неоязычники у нас появились, кедро-звоны, анастасийцы. Ну, это голые женщины бегают по лесу. Женя Мегре с голодухи взял написал три книжки, как голая женщина бегает по лесу, олицетворяет как бы природу, как бы гармонию... Это придумали религию в 1993 году те, кто любили ходить в походы, сидеть с гитарой, походники та-

кие. У них главное установление - всем надо посадить кедры, и через 300 лет они зазвенят, и будет мир и счастье, и ты будешь тоже счастлив. Через триста лет! Представляете! Чем всё закончилось? Обычное неоязычество: прыжки через костры, игры не языческие, а нео, придуманные, в том числе на основании Велесовой книги, Веды, потом Хиневичем написанное, который у нас здесь запрещён и <это> правильно сделано. В своё время он, будучи диссидентом, написал все эти книги под руководством Госдепа, такие источники есть. Ну и, соответственно, поклонение, простите, фаллосу, ну опять хлыстовщина. Наши охотники рассказывают: на Иоанна Крестителя, 7 июня, они там охотились, видят: костёр, заметьте малолетние там были. Это деревня здесь Черно-озерье, у них там родовое поселение, экопо-селение, они там хитро решили залезть через зелёную сторону. Конференции пытаются основать... Так вот, охотники видели как, походив хороводами вокруг огня, начинали прыгать через костер голыми <... >.

Цель интеллигенции себя совершенствовать, а это значит над собой трудиться, а это не хочется. Поэтому они продают квартиры в городе, приезжают, покупают домик за 1/60 от стоимости квартиры в городе. Приезжают туда и начинают псевдохристианскую жизнь, потому что они не христиане. Пытались там часовню поставить, обмануть епископа... ФСБ ими занималась, но они безобидные, ну подумаешь голышом по деревне ходили и свальным грехом занимались. ФСБ этими делами не занимается.

Как жить, чтобы ничего не делать? Они <для этого > что делают? Они вот такие красивые места выбирают и говорят: вот эта красота - это бог, озеро - это бог, берёзка - это бог. И организуют туристический бизнес. Они сказали, что возвращаются к исконному правоверию, к язычеству. И природа есть бог. Не понимая того, что дерево не может дать жизнь дереву. Дерево вообще не может дать жизнь никому. Если не будет дождя, зерно не прорастёт. И вся эта гармония у них безличностна, у них нет духовного общения. Не хватает самого главного, что я буду жить вечно, никакая природа не даст вечной жизни. И поклоняются творению, а не Творцу <... >

Приходили они сюда. Один довольно активно ведёт себя в колледже. Создал экологическое движение, этим они всегда прикрываются. Ну, ничего, Господь, если надо, вразумит. До смерти ждёт, когда человек покается. Думаю, плохо закончится. Человек, если он блудный, поймается на растлении детей. <...> Все эти современные - Нью Эйдж там, язычество самое разное, всё это служит одной цели - разрушить правоверие, <ибо>, где будет сердце ваше, там будет богатство ваше».

Отношение поселенцев к городу и городскому образу жизни неоднозначно. Город воспринимается как тёмное мёртвое пространство, где ростки жизни задушены бетоном и асфальтом. Степан и Ирина из Имби-рени принципиально отказались от использования электричества, мотивируя это тем, что в жизни нужно следовать природному циклу смены дня и ночи. При этом электричество в поселении подключено и не лимитировано. В то же время, радикальный разрыв с городом невозможен. Живущий в «чуме» Андрей является математиком по образованию и по Интернету получает задание на разработку компьютерных программ.

Велеслав из Тимшиняково на вопрос о степени разрыва с городским образом жизни заявил прямо: «Никто ни с чем и не рвал. У меня стоит вопрос остро, мне нужно куда-нибудь устраиваться. Без денег никуда не деться, зарабатывать надо. Пока мне некогда, но надо, уже прижимает. Понятно, что прокормиться здесь можно и так. Но вот электричество, заправка машины, её обслуживание - деньги нужны. Интернет заплатить - деньги нужны. Есть мысли и трактор приобрести маленький. Отправили посылочку с вареньем из шишек и с иван-чаем в ресторан в Москву. Это для них вообще экзотика. Пускай попробуют, если им интересно будет, почему бы и нет». Но пока наш собеседник собирается заняться своей старой работой по распространению оргтехники.

В доме Антонины из Колобово мы увидели полный набор бытовой техники: холодильник, стиральную машину, телевизор, компьютер. Она, в отличие от других поселенцев, употребляет в пищу молочные продукты, в том числе фабричное сгущённое молоко. Впрочем, это объясняется тем, что

она кормит дочь Настасью. У других наших собеседников в городе остался бизнес или есть доход от сданной в аренду квартиры.

Духовный дауншифтинг, экзотические восточные культы и практики, неоязычество, антиконсьюмеристские и экологические движения всё в большей степени оказывают воздействие на социокультурные процессы, протекающие в современном российском обществе и настоятельно требуют адекватного научного отражения. Жизненной стратегией современных экологических движений является идеология отхода от цивилизации и городского пространства, возврат к земным корням, апелляция к изобретённому и постоянно воспроизводимому мифу о славянской языческой древности и истоках русской культуры. Однако жёсткие реалии социального и природного окружения серьёзно корректируют книжную мифологию этих движений. Двойственность положения части городского социума, с той или иной степенью радикализма порвавшего с городской средой, представляет собой, вероятно, наиболее важный аспект феномена новых экопоселений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Селезнева И. А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 5. - С. 59-73.

2. Селезнев А. Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 5. - С. 41-59.

3. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Новые сакральные пространства, изобретение истории и глобальная информационная среда: деревня Окунево в Западной Сибири // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2016. - № 3 (11). - С. 76-86.

4. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Археологические памятники и новые сакральные пространства: иеротопия, хронотоп и глобальная информационная среда // Уральский исторический вестник. - 2017. - № 1 (54). - С. 135-143.

5. Селезнев А. Г. Горожане вне города: этнографическое изучение новых экопоселений на территории Омской области (по материалам экспедиции 2015 года) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - 2015. - Т. 21. -С. 553-557.

6. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Из города в лес: новые экопоселения как образ идеальных отношений с природой // Культурологический журнал. - 2016. - № 4 (26). - URL: http:// cr-journal.ru/rus/journals/392.html&j_id = 29.

7. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. «Делать знакомое неизвестным...»: этнографический

метод в социологии // Социологический журнал. - 1998. - № 1/2. - С. 145-160.

8. Полухина Е. В. Этнографический метод в отечественных социологических исследованиях // Социологические исследования. - 2010. -№ 7. - С. 143-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Полухина Е. В. Этнографическая фокус-группа как метод: особенности и процедура проведения : автореф. дис. ... канд. соц. наук. -М., 2012. - 25 с.

10. Филькина А. В. Этнографический метод в исследованиях новых религиозных движений: проблема формирования исследовательской позиции : автореф. ... дис. канд. соц. наук. -М., 2009. - 30 с.

11. Филькина А. В. Конструирование позиции исследователя в изучении новых религиозных движений этнографическим методом // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). -2009. - № 28. - С. 148-168.

12. Gould R. K. At Home in Nature: Modern Home-steading and Spiritual Practice in America. -Berkeley : University of California Press, 2005. -380 p.

13. Christian D. L. Finding Community. How to Join an Ecovillage or Intentional Community. - New Society Publishers, 2007. - 241 p.

14. Dawson J. Ecovillages: New Frontiers for Sus-tainability. - Bristol : Green Books / Chelsea Green, 2006. - 94 p.

15. Liz W. Choosing a Sustainable Future: Ideas and Inspiration from Ithaca. - N.Y.: New Society Publishers, 2010. - 288 p.

16. Экопоселения в России и США : сб. ст. / под ред. М. Соколова. - СПб. : ЦНСИ, 2004. -128 с. - (Труды ЦНСИ; вып. 10).

17. Fostering a sustainable future / eds. M. Ty-siachniouk, N. Deang. - St. Petersburg : St. Petersburg University Press, 2000. - 162 p.

18. Кулясов И. П., Кулясова А. А. Экопоселения -новая форма сельских сообществ в России // Экология и жизнь. - 2008. - № 10. - С. 2026.

19. Кулясов И. П. Экологические поселения. Серия «Экосоциология». - 2016. - URL: https://mybook.ru/author/ivan-kulyasov/ekolo-gicheskie-poseleniya/read/.

20. Ахметова М. В. Конец света в одной отдельно взятой стране: религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. - М. : ОГИ : РГГУ, 2010. -336 с.

21. Кантеров И. Я. Движение Анастасии во Владимирской области: родовые поместья - утопия или путь к процветанию России? // Религия, образование и религиозность во Владимирском регионе. - Владимир : ВлГУ, 2014. -С. 312-331.

22. Панченко А. Утопия «Последнего Завета» // Отечественные записки. - 2003. - № 3. -С. 314-322.

23. Польский И. От «дачников» к «поселенцам»: опыты сообщества в движении «Анастасия» / «Звенящие кедры России» // Труды Русской антропологической школы. - 2013. - Вып. 12. -С.136-155.

24. Andreeva J., Pranskeviciüte R. The Meanings of Family Homestead in the Anastasia Movement: the Cases of Russia and Lithuania // Humanitaro zinätpu vestnesis. - 2010. - № 18. - P. 94-107.

25. Андреева Ю. Вопросы власти и самоуправления в религиозном движении «Анастасия»: идеальные образы родовых поселений и «воплощение мечты» // Антропологический форум. - 2012. - № 17. - С. 101-128.

26. Андреева Ю. О. Возвращение к истокам: фольклорные клубы и новое религиозное движение «Анастасия» // Традиционная культура. - 2014. - № 2 (54). - С. 50-58.

27. Андреева Ю. О. «Места силы», «духи дольменов» и «знания первоистоков»: археологические памятники и движение New Age «Анастасия» // Этногр. обозрение. - 2014. - № 5. -С. 73-87.

28. Андреева Ю. «Творить рай на земле»: культ земли и природы в новом религиозном движении «Анастасия» // Изобретение религии: де-секуляризация в постсоветском контексте. -СПб. : Изд-во Европейского университета, 2015. - С. 163-185.

29. Ожиганова А. Дети New Age: утопический проект движения «Анастасия» («Звенящие кедры России») // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2015. - № 2 (33). - С. 262-286.

30. Филькина А. В. Методология изучения современных религиозных феноменов: постановка проблемы // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Серия «Гуманитарные науки (Социология)». -2006. - Вып. 12 (63). - С. 111-115.

31. Филькина А. В. Социальные и экономические практики сельскохозяйственных общин, созданных новыми религиозными движениями в Западной Сибири // Вестник Томского гос. ун-та. Серия «Философия. Социология. Политология». - 2012. - № 1 (17). - С. 171-185.

32. Филькина А. В. Новорелигиозные общины Сибири и контекст их изучения. - Томск : Томское ЦНТИ, 2012. - 161 с.

33. Любимова Г. В. Вопросы экологии в религиях «нового века» (на материале сибирского региона) // Сибирь на перекрестье мировых религий : мат-лы второй межрег. науч.-практ. конф. - Новосибирск : Изд-во НГУ, 2005. -С.140-144.

34. Любимова Г. В., Бут М. О., Лугоненко Д. С. «Сад как рай». Практики сакрализации пространства новых религиозных движений Сибири // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2012. - № 3 (37). - С. 345-356.

35. Кулясов И. П. Экопоселения на Северо-Западном Кавказе и Горном Алтае: инициативы создания // Экопоселения в России и США : сб.

Информация о статье

Дата поступления 20 сентября 2017 г.

Дата принятия в печать 30 октября 2017 г.

ст. / под ред. М. Соколова. - СПб. : ЦНСИ, 2004. - С. 3-34. - (Труды ЦНСИ; вып. 10).

36. Кулясова А. А. Эконоосферное поселение «Ти-беркуль»: в поисках альтернативного образа жизни // Экопоселения в России и США : сб. ст. / под ред. М. Соколова. - СПб. : ЦНСИ, 2004. - С. 63-95. - (Труды ЦНСИ; вып. 10).

37. Кулясова А. Искушение полем // Уйти, чтобы остаться: социолог в поле : сб. ст. / под ред.

B. Воронкова, Е. Чикадзе. - СПб. : Алетейя, 2009. - С. 114-118.

38. Любимова Г. В. Новые религиозные движения и культы Сибири (конец XX - начало XXI вв.) // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. -Т. 3. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2017. -

C. 61-72.

39. Urbanczyk J. Last testament church - the power of unanimity // Сибирский сборник - 4: Грани социального: Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. - СПб. : МАЭ РАН, 2014. - P. 293-304.

40. Позаненко А. А. Самоизолирующиеся сообщества. Социальная структура поселений родовых поместий // Мир России. - 2016. - № 1. -С. 129-153.

41. Яшин В. Б. Церковь православных старове-ров-инглингов // Неоязычество на просторах Евразии / под ред. В. А. Шнирельмана. -М. : Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2001. - С. 56-67.

42. Яшин В. Б. Город в картине мира русского неоязычества: истоки и интерпретация символики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 3-1 (53). - С. 214-217.

43. Матвеев А. В. С. У. Ремезов. Предчувствие Омска? // Известия Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» : сб. науч. ст. - Вып. (13) 22 : Город, в котором мы живём: из истории и географии Омска (к 300-летнему юбилею). - Омск : Амфора, 2016. - С. 25-33.

44. Альтернативные сельские поселения в России: стихийная внутренняя эмиграция или осознанный трансфер в будущее / И. В. Задорин, Д. В. Мальцева, А. П. Хомякова, Л. В. Шубина // Лабиринт : журнал социально-гуманитарных исследований. - 2014. - № 1. - С. 64-77.

45. Андреева Ю. «Бабичье дело» в рассказах последователей движения «Анастасия» // Рад-ловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. -СПб. : МАЭ РАН, 2014. - С. 344-353.

Article info

Received

September 20, 2017

Accepted October 30, 2017

Сведения об авторах

Селезнев Александр Геннадьевич - канд. ист. наук, доцент, доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, заведующий сектором Омского филиала Института археологии и этнографии (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: seleznev@myttk.ru

Селезнева Ирина Александровна - канд. ист. наук, доцент, доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, директор Сибирского филиала Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: ir_selez@mail.ru

Для цитирования

Селезнев А. Г., Селезнева И. А. «Жить по совести и в ладу с природой»: новые экологические поселения в современном социокультурном пространстве (Западная Сибирь, Омская область) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4(16). С. 264-274. DOI: 10.25513/2312-1300.2017.4. 264-276.

About the authors

Seleznev Alexander Gennadievich - Candidate of Historical sciences, Associate Professor, Associate Professor of Dostoevsky Omsk State University, Head of the Sector of the Omsk Branch of the Institute of Archeology and Ethnography (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: seleznev@myttk.ru

Selezneva Irina Alexandrovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Dostoevsky Omsk State University, Director of the Siberian Branch of the Institute of Cultural and Natural Heritage D. S. Likhacheva (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: ir_selez@mail.ru For citations

Seleznev A. G., Selezneva I. A. "To Live According to Conscience and in Harmony with Nature": New Ecovillages in The Modern Socio-Cultural Space (Western Siberia, Omsk Region). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 4 (16), pp. 264-274. DOI: 10.25513/23121300.2017.4.264-276 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.