ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 232-237. УДК 316.723
DOI 10.25513/2312-1300.2018.1.232-237
И. А. Селезнёва
СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОДВИЖЕНИЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)*
Рассматриваются аспекты взаимодействия новых экологических движений с окружающим их внешним миром. Источником послужили полевые этнографические материалы, собранные в экопо-селениях на урочище Юрт-Бергамак и в д. Окунево Муромцевского района, в экологической общине в д. Тимшиняково Тарского района Омской области, в основе которых лежит идея возрождения «древнеславянских» традиций, а также в анастасиевских поселениях Черноозерье (Имбирень) Сар-гатского района, Колобово (Малинкино) Муромцевского района Омской области. Объединяет оба эти движения экологическая направленность. Центральный вопрос - формы социальной активности современных экодвижений, их конкретная реализация на уровне страны и региона, реакция на инициативы со стороны окружающего социума.
Ключевые слова: современные экологические движения; экопоселения; социальная активность; движение «Анастасия»; Омская область.
I. A. Selezneva
THE MODERN ECO MOVEMENT AS A FORM OF SOCIAL ACTIVITY (ON MATERIALS OF THE ECOLOGICAL MOVEMENTS OF OMSK REGION)
Aspects of the interaction between new eco movements with the surrounding external world are discussed in the article. The source is the field ethnographic materials collected in ecovillages Yurt-Bergamak slow and Okunevo of Muromtsevo district, eco-community of Timshinjakovo village of Tara district, based on the idea of the revival Slavic pagan culture; and Anastasievo settlements: Chernooze-rie (Imbiren) of Sargat district, Berezovka (Oberezhnoe) of Gorki district, Kolobovo (Malinkino) of Muromtsevo district in the Omsk region. Environmental orientation combines both movements. Forms of social activity of modern eco movements, their concrete implementation at the country and the region levels, acceptance of the initiative from the surrounding society is the central question of the article.
Keywords: modern eco movements; ecovillages; social activity; movement "Anastasia"; Omsk Region.
В последние три года нами ведётся исследование новых экологических поселений, расположенных на территории Омской области. Подробная информация об истории формирования и составе данных экопоселе-
ний была изложена нами в предварительных публикациях [1; 2; 3]. В данной работе мы будем опираться на полевые материалы, собранные в экопоселениях на урочище Юрт-Бергамак и в д. Окунево Муромцевского
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований «Новые экологические движения России в социальном окружении: взаимодействие с политическими, образовательными, информационными институтами», проект № 17-01-00423.
© Селезнёва И. А., 2018 232
района, в экологической общине в д. Тим-шиняково Тарского района, в основе которых лежит идея возрождения «древнеславянских» традиций, а также в анастасиевских поселениях Черноозерье (Имбирень) Саргатского района, Колобово (Малинкино) Муромцев-ского района. Объединяет оба эти движения экологическая направленность.
Исследуемые поселения состоят из горожан, по тем или иным причинам и под воздействием тех или иных идеологических установок уехавших из города и сформировавших вдали от него общины-поселения, реализующие свой идеал гармоничных отношений с природой. Это новое для бывших горожан качество жизни порождает и новую культурную среду, стимулирует формирование особенных приёмов взаимодействия с природой, специфических поведенческих норм, способствует активному мифотворчеству, изобретению новых и глубокой модернизации существующих традиций и обрядности.
Несмотря на установку бегства от цивилизации, новые экологические общины не существуют изолированно (ср.: [4, с. 74-76]). Связь с внешним миром проявляется в таких аспектах жизнедеятельности поселенцев, как образование и воспитание детей, взаимодействие с властными и административными структурами, диалог с традиционными конфессиями и местными жителями. Некоторые аспекты такого взаимодействия были детально проанализированы нами ранее [3].
В данной статье мы более подробно остановимся на вопросах участия исследуемых групп в социально-политических процессах, на их роли в социально-культурном пространстве региона. Аспекты такого взаимодействия уже становились предметом научного интереса [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12], но в рамках Омской области данные материалы рассматриваются впервые.
Политическая активность. Активную политическую позицию занимают сторонники движения «Звенящие кедры России». Для популяризации своих идей и движения на политическом поле в 2013 году была создана «Родная партия». Отделения партии есть практически в каждом регионе, где основаны родовые поместья, в том числе и в Омской области [13]. Основанием создания «Родной
партии» послужил её образ, описанный в книгах В. Мегре. Главная цель создания партии - сделать Россию процветающей страной, совершенствовать среду обитания [14].
Одной из первых инициатив партии стала подготовка законопроекта «О Родовых поместьях и Родовых поселениях в Российской Федерации». Данный законопроект был внесён на рассмотрение в Государственную думу Российской Федерации фракцией КПРФ в июне 2014 года, но был отклонён в декабре 2015 года после его рассмотрения.
В 2016 году была предпринята попытка принять участие в выборах в Государственную думу Российской Федерации. Основная идея, с которой партия шла на выборы, - возрождение России путём выделения каждой желающей семье или отдельному гражданину участка земли для создания на нём родового поместья. Однако процедура регистрации документов затянулась, и в итоге сторонникам «Родной партии» не удалось собрать необходимого количества подписей для попадания в избирательные бюллетени. Руководством партии было принято решение использовать подписные листы в законотворческой работе в рамках законодательной инициативы как на федеральном, так и на региональном уровне [15].
Гарантом реализации своих планов ана-стасиевцы видят Президента России. Идея сакрализации национального лидера уже стала предметом научного анализа [16; 17, с. 48; 18], и наши полевые материалы являются ещё одним подтверждением этого мотива. Нам неоднократно рассказывали об интересе В. В. Путина к идеям, изложенным в книгах В. Мегре, подчёркивали, что президент знаком с их содержанием и даже следит за выходом новых изданий. Но президенту сложно сразу воплотить в жизнь то, что написано в произведениях В. Мегре, этому мешает его окружение, «пятая колонна», с которой он ведёт постоянную борьбу и постепенно оттесняет её от управления государством.
Таким образом, сторонники движения «Звенящие кедры России» не теряют оптимизма быть услышанными властью, более того, социальная инициатива Правительства Российской Федерации «Дальневосточный гектар» оценивается как первый шаг к воплощению на практике идей родовых поместий.
Вопросы экономической обоснованности и законодательного оформления земель для родовых поместий обсуждались на международной научно-практической конференции «Роль и условия развития "родовых поместий" в социально-экономическом преобразовании России», которая состоялась 2526 октября 2017 года на экономическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова [19].
На конференции выступили российские и зарубежные учёные, а также владельцы родовых поместий, предприниматели, которые делились не только своими достижениями, подходами к созданию условий для творчества и развития человека, но обозначили и проблемы, связанные с созданием и развитием своих поселений. Итогом конференции стало принятие решения о подготовке новой редакции Федерального закона «О Родовых поместьях» и его дальнейшего продвижения.
Идея родового поместья заключается в том, чтобы каждой желающей семье бесплатно выделять участок земли не менее одного гектара для обустройства на нём своего родового поместья, который не облагается никакими налогами, выдаётся в пожизненное пользование без права продажи, с правом передачи по наследству.
В Омском регионе не наблюдается высокой политической активности анастасиевцев, в основном они заняты решением вопросов, связанных со своими поселениями. Однако для местной власти, для глав сельских администраций успешно развивающиеся родовые поместья являются примером того, как можно обустроить жизнь в сельской местности.
Глава Курганского сельского поселения (куда территориально входят родовые поместья анастасиевцев Колобова и Малинкина Муромцевского района Омской области) Сергей Речкин характеризует колобовских и малинкинских поселенцев как трудолюбивых, крепких хозяйственников и ставит их в пример остальным жителям. Эти поместья являются обязательными к посещению вышестоящим руководством при поездках по району. Кроме того, поселенцы активно участвуют в культурных мероприятиях, проводимых в Курганке или в районном центре Муромцеве. При этом они используют стилизованные под «славянские» костюмы. Аналогично председатель Комитета по куль-
туре Администрации Саргатского района З. А. Москальчук в интервью очень положительно аттестовала жителей поселения Им-бирень.
Основатель тимшиняковской общины Виктор (члены общины являются последователями и строят свою жизнь на основе идеологии Древнерусской церкви православных староверов-инглингов) вообще стал депутатом местного совета. Свою миссию он видит в возрождении деревни и в возможности влиять на местную власть в этом вопросе, представлять интересы всех жителей.
Социально-культурные инициативы. Взаимодействие представителей органов власти и неформальных культурно-религиозных объединений сторонников возрождения славянской языческой культуры (урочище Юрт-Бергамак и д. Окунево Муромцевского района) имеет свои особенности. В последние два года наблюдается активное сотрудничество в сфере социально-культурных инициатив. В 2016 году в рамках проведения музыкального этнофестиваля «Солнцестоя-ние-2016» состоялась презентация историко-культурного археологического парка «Урочище Тары».
Это новый проект, который «славяне» планируют реализовывать в ближайшее время в сотрудничестве с региональным Министерством культуры, учёными-археологами. Для этого «славянами» в долгосрочную аренду оформлена земля, включая Яр, где проводится праздник солнцестояния, и Татарский увал (Омкар, Пуп земли), где сосредоточены сакральные и археологические объекты.
По словам лидера «славян» Станислава Репина, «...вся выкупленная нами земля -один сплошной исторический памятник, наполненный уникальными артефактами. Только орудий каменного века археологи нашли здесь тысячи... В дальнейшем мы разовьём это в полноценный музейный комплекс, полностью реконструируем обстановку людей, живших на этом месте за четыре тысячи лет до нашей эры! Это место поселений ариев и территория скифо-сарматского царства. Его посещение - уникальная возможность ознакомиться с древней историей нашего народа». В ближайшее время планируется оформить охранные обязательства на
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 232-237.
памятники, создать некоммерческое партнёрство, чтобы подать заявки на правительственные гранты. «В общем, активно включимся в частно-государственное взаимодействие. А в целом, знаете, такое ощущение, что мы победили противодействие, сдерживавшее всех всё это время. Скажу честно, было очень тяжело, особенно после Нового года. Мы работали над внутренней безупречностью... Если занимаешься благим делом, Сила наполняет тебя, заставляет двигаться. И сейчас словно пришло время. С кем бы я ни поговорил на эти темы, встречаю исключительную поддержку. Омкар словно притягивает к себе людей. И у нас прорисовывается возможность теперь, пользуясь научными наработками, историческими данными, объяснять людям, почему так происходит. Теперь, когда преодолена инерция, темп нашего развития закономерно набирает ход. Дальше будет лучше, движение будет только вверх. Вы не поверите, какое количество энтузиастов не только из Омска, но и из других регионов и даже зарубежья стремится осуществить свой вклад в это дело, какой искренний интерес вызывает Окунево... » -сказал Стас Репин.
В ходе нашей беседы лидер сторонников славянского неоязычества Станислав Репин рассказал, что планы по устройству историко-культурного археологического парка «Урочище Тары» были разработаны в сотрудничестве с группой археологов из Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Мы взяли интервью у упоминавшегося Репиным археолога И. В. Толпеко. Она подтвердила факт многочисленных контактов и обсуждений данного проекта. Его реализация планируется по трём направлениям:
- возобновление археологических исследований на данной территории при финансовой и организационной поддержке сторонников славянских традиций;
- реконструкция археологических объектов для их демонстрации потенциальным посетителям (местному населению, туристам, паломникам и т. д.). По этому направлению предполагается реконструкция таких объектов, как погребения саргатской эпохи, а также крупного объекта - древнего вала,
открытого археологами, но пока не введённого в научный оборот;
- музейная деятельность, создание музейного комплекса, где будут проходить выставки археологических древностей, открытых на данной территории.
Позднее была опубликована специальная работа, где обосновывается необходимость и возможность реализации данного проекта [20].
Наиболее спорным представляется вопрос об идеологическом соответствии представителей науки местным славянским группам. Археологи считают возможным убедить сторонников возрождения славянских традиций, что речь идёт не о генетических предках, не о генетическом наследии славян, а об общеисторическом наследии всех народов, населяющих территорию Омского Прииртышья. И. В. Толпеко считает, что такая трактовка археологического наследия постепенно начинает приниматься сторонниками местных славянских групп. Таким образом, наблюдается динамика взаимоотношений власти и сакрального центра в сторону сотрудничества, реализации совместных проектов, найдены точки соприкосновения, проработаны спорные вопросы. Во многом на такое развитие ситуации повлияла необходимость решения задачи развития внутреннего туризма, поставленная перед региональными властями. И не использовать уже имеющийся задел в условиях дефицита туристически привлекательных объектов считается расточительством.
Последовательно негативной по отношению к идеологии экопоселенцев остаётся позиция иерархов Русской православной церкви. Всё, что там происходит, вводит присутствующих в вольный или невольный грех, несовместимо с православием. Эту позицию озвучил нам в интервью настоятель Свято-Никольского мужского монастыря в рабочем посёлке Саргатское игумен Серафим (крупнейшее экологическое поселение Имбирень, рядом д. Черноозерье, расположено именно в Саргатском районе) и епископ Калачинский и Муромцевский Пётр Мансуров (в возглавляемую им епархию территориально входят урочище Юрт-Бергамак и д. Окунево).
По мнению Петра Мансурова, «...Окунево - это проект городской интеллигенции, со своими "пупами земли", "астральными мирами" и прочим. По сути, это тот же материализм, но одетый в оболочку псевдодуховности. Идеологов такого мировоззрения часто можно встретить среди людей, которых относят к "творческой интеллигенции". К сожалению, число потребителей такой "духовной пищи" в последнее время увеличивается. По областным да и всероссийским каналам в прямом эфире регулярно выступают колдуны и экстрасенсы. Батюшка местный говорит людям, мол, это шарлатанство, а ему отвечают, а никто не говорил, что это плохо. Советская привычка, раз по телевизору показали, так и должно быть. Многие местные жители уезжают из Окунево из-за нашествия этих "чудотворцев". В каждом доме своё капище, свой "чудотворец" живёт, с ума сходят. А местным надо жить нормально. Они уезжают, а приезжают туда городские, из Омска и даже других городов. Язычество -страшное духовное растление, если ему не противостоять, по всей стране будет Окуне-во. Прыгая там через костры, даже играя, люди совершают грех. Современный человек, потеряв веру, получает суеверие. Он ищет не духовность, а энергетику, соединение с космосом. В Окунево едут люди, у которых к чему-то такому есть тяга, и они приезжают за энергетикой "подзарядиться", но даже не понимают, что участвуют в языческом обряде. Да, нам нужен праздник именно народной русской культуры, но на языческих корнях ничего хорошего нельзя сделать».
Реалии современного мира ставят как перед представителями новых экологических движений, так и перед окружающим их социумом задачу конструктивного взаимодействия, решение которой должны искать обе стороны. Особенно это проявляется на региональном уровне, в конкретных условиях существования поселений. Социальную активность новых поселенцев можно объяснить такими факторами, как относительно высокий уровень образования (по сравнению с традиционными сельскими жителями), зрелый возраст, высокий уровень самоорганизации и др. Эти факторы обусловливают активную гражданскую позицию, которая проявляется в инициативах «снизу». Конструк-
тивный диалог возможен при решении конкретных задач, в которых заинтересованы обе стороны. Препятствием для плодотворного сотрудничества чаще всего являются идеологические разногласия, неприятие окружающим социумом оснований и принципов, лежащих в основе новых экологических движений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Селезнёв А. Г. Горожане вне города: этнографическое изучение новых экопоселений на территории Омской области (по материалам экспедиции 2015 года) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - 2015. - Т. 21. -С.553-557.
2. Селезнёв А. Г., Селезнёва И. А. Из города в лес: новые экопоселения как образ идеальных отношений с природой // Культурологический журнал. - 2016. - № 4 (26). - URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/392.html&j_id= 29 (дата обращения: 20.11.2017).
3. Селезнёв А. Г., Селезнёва И. А., Гутыра В. И. Горожане вне города: полевое этнографическое исследование новых экопоселений на территории Омской области // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. -2017. - № 3 (88). - С. 150-160.
4. Задорин И. В. и др. Альтернативные сельские поселения в России: стихийная внутренняя эмиграция или осознанный трансфер в будущее // Лабиринт. - 2014. - № 1. - С. 64-77.
5. Fostering a Sustainable Future / ed. by M. Ty-siachniouk, N. Deang. - St. Petersburg : St. Petersburg University Press, 2000. - 162 p.
6. Кулясов И. П., Кулясова А. А. Экопоселения -новая форма сельских сообществ в России // Экология и жизнь. - 2008. - № 10. - С. 2026.
7. Рыбакова М. В., Щукина М. Ю. Экопоселения как социальная экологическая практика в интересах устойчивого развития общества // Социокультурные основания развития российского общества. - М. : Эквилибрис-Пресс, 2011. - С. 78-88.
8. Филькина А. В. Социальные и экономические практики сельскохозяйственных общин, созданных новыми религиозными движениями в Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Политология». - 2012. -№ 1 (17). - С. 171-185.
9. Железняк О. Е., Корелина М. В., Ланкина А. Ю. Экопоселение: модный тренд, бизнес-идея или жизненная необходимость // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - № 6. - С. 72-79.
10. Щукина М. Ю. Социальная активность субъектов устойчивого развития сельских территорий : автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2015. - 30 с.
11. Кулясов И. П. Экологические поселения. Серия «Экосоциология». - 2016. - 210 с. - URL:
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 232-237.
https://mybook.ru/author/ivan-kulyasov/ekolo-gicheskie-poseleniya/read/ (дата обращения: 20.11.2017).
12. Аналитический обзор экологических поселений России. - [Б. м.], 2012. - 54 с. - URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/e76/Jekopos elenija_v_Rossii_Analiticheskij_obzor.pdf (дата обращения: 20.11.2017).
13. Родная партия, Омская область // ВКонтакте. -URL: https://vk.com/public59884840 (дата обращения: 20.11.2017).
14. История Родной партии // Родная партия. -URL: http://родпарт.рф/index.php/2012-11-26-21-27-01.html (дата обращения: 20.11.2017).
15. Итоги участия политической партии «Родная партия» в выборах в депутаты Государственной думы РФ в 2016 году // Родная партия. -URL: http://родпарт.рф/index.php/mobvibori /980.html (дата обращения: 20.11.2017).
16. Шнирельман В. Президенты и археология, или Что ищут политики в древности: далёкое прошлое и его политическая роль в СССР и в постсоветское время // Ab Imperio: Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. -2009. - № 1. - С. 279-323.
17. Селезнёв А. Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 5. - С. 41-59.
18. Овчинников А. В. «Возрождение» Болгара и Свияжска - новейший опыт конструирования исторической памяти в условиях региональной политической ситуации // Исторический формат. - 2017. - № 1-2. - С. 249-281.
19. Международная научно-практическая конференция «Роль и условия развития "родовых поместий" в социально-экономическом преобразовании России» // Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. - URL: https://www.econ.msu.ru/science/conferences /Article.20170707163613_4369/ (дата обращения: 20.11.2017).
20. Иващенко С. Н. и др. Историко-культурный археологический парк «Урочище Тары»: современное состояние и перспективы развития // Горизонты цивилизации. - 2017. - № 8. -С. 99-113.
Информация о статье
Дата поступления 20 декабря 2017 г.
Article info
Received
December 20, 2017
Дата принятия в печать 1 февраля 2018 г.
Сведения об авторе
Селезнёва Ирина Александровна - канд. ист. наук, доцент, директор Сибирского филиала Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Омск, Россия), доцент кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644021, Россия, Омск, ул. 6-я Линия, 182, кв. 179 E-mail: [email protected]
Accepted February 1, 2018
About the author
Selezneva Irina Alexandrovna - Candidate of Historical sciences, Associate Professor, Director of the Siberian Branch of Likhachev Institute of Cultural and Natural Heritage (Omsk, Russia), Associate Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archeology and Museology of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: kv. 179, 182, 6 Linija ul., Omsk, 644021, Russia E-mail: [email protected]
Для цитирования
Селезнёва И. А. Современные экодвижения как форма социальной активности (по материалам экологических движений Омской области) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 232237. й01: 10.25513/2312-1300.2018.1.232-237.
For citations
Selezneva I. A. The Modern Eco Movement as a Form of Social Activity (On Materials of the Ecological Movements of Omsk Region). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 1 (17), pp. 232-237. DOI: 10.25513/ 2312-1300.2018.1.232-237 (in Russian).