Научная статья на тему 'Специфика кураторской работы с иностранными учащимися на этапе довузовской подготовки'

Специфика кураторской работы с иностранными учащимися на этапе довузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ ГРУППА / КУРАТОРСТВО / МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КУРАТОРСКОЙ РАБОТЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS / ACADEMIC GROUP / CURATORIAL WORK / METHODS TO ORGANIZE CURATORIAL WORK / EDUCATIONAL GOALS FOR HIGHER SCHOOL LEVEL / SOCIOCULTURAL ADAPTATION / TEACHING FOREIGN LEARNERS / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ирина Сергеевна, Ильина Светлана Анатольевна

Статья посвящена вопросам эффективного ведения кураторской работы в группах иностранных учащихся, необходимой для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса и успешной социокультурной адаптации инофонов. Актуальность данной проблемы связана с важностью создания для иностранных граждан благоприятных условий, способствующих росту экспорта российских образовательных услуг. Основываясь на практическом опыте работы с иностранцами, авторы обозначают главные обязанности куратора, систематизируют направления его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF CURATORIAL WORK WITH FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING

The article is devoted to the problem of efficient organization of curatorial work with foreign students to achieve optimal organization of teaching and educational process and successful sociocultural adaptation of foreign-language speakers. Relevance of the study is conditioned by the concern to offer foreign learners favourable conditions promoting export of the Russian educational services. Relying on practical experience of working with foreign learners, the authors ascertain the curator’s basic duties, systematize his professional activities.

Текст научной работы на тему «Специфика кураторской работы с иностранными учащимися на этапе довузовской подготовки»

https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2019.4.4

Иванова Ирина Сергеевна, Ильина Светлана Анатольевна

СПЕЦИФИКА КУРАТОРСКОЙ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена вопросам эффективного ведения кураторской работы в группах иностранных учащихся, необходимой для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса и успешной социокультурной адаптации инофонов. Актуальность данной проблемы связана с важностью создания для иностранных граждан благоприятных условий, способствующих росту экспорта российских образовательных услуг. Основываясь на практическом опыте работы с иностранцами, авторы обозначают главные обязанности куратора, систематизируют направления его деятельности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2019/4/4.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 4. C. 32-36. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

27. Lauer S. A., Pentak S. Design basics. 8th ed. Boston: Wadsworth Cengage Learning, 2011. 320 p.

28. Lebow D. Constructivist Values for Instructional Systems Design. Five Principles toward a New Mindset // Educational Technology Research and Development. 1993. Vol. 41 (3). P. 4-16.

29. Merrill M. D., Drake L., Lacy M. J., Pratt J. Reclaiming instructional design // Educational Technology. 1996. Vol. 36. № 5.P. 5-7.

30. Reigeluth Instructional-Design Theories and Models: in IV volumes. N. Y.: Routledge, 1999. Vol. II. A New Paradigm of Instructional Theory. 728 p.

31. Reiser R. A. A History of Instructional Design and Technology. Part II: A History of Instructional Design // Educational Technology Research and Development. 2001. Vol. 49. № 2. P. 57-67.

32. Richey R. Theoretical and Conceptual Bases of Instructional Design. N. Y.: Nichols Publishing, 1986. 227 p.

33. Rowland G. Designing and Instructional Design // Educational Technology Research and Development. 1993. Vol. 41. № 1. P. 79-91.

34. Smith P. L., Ragan T. J. Instructional Design. Hoboken, NJ: Wiley and Sons, 2005. 383 p.

35. Willis J. A Recursive, Reflective Instructional Design Model Based on Constructivist-Interpretivist Theory // Educational Technology. 1995. Vol. 35 (6). P. 5-23.

INSTRUCTIONAL DESIGN AND ITS TOOLS: THEORETICAL STUDY AND CASE STUDY

Demidova Irina Alekseevna

Saint Petersburg State University of Economics demidova. i@unecon. ru

The article analyzes the issue of "instructional design" in domestic and international academic research and suggests its new interpretation. Particular attention is paid to instructional design tools conditionally called visual, audio, audio-visual and spatial. Instructional design tools are viewed as a combination of pedagogical and design tools within a certain set of principles (SMART goals, personalization, non-linear learning, targeting all the representational systems, reflection and feedback, aesthetics). The author describes the process of creating one of these instructional design tools and provides empirical data to prove the efficiency of applying such a tool while forming high school students' moral values.

Key words and phrases: instructional design; instructional design tools; instructional design principles; learning environment; teaching tools; education tools; forming high school students' moral values.

УДК 37.013.43 Дата поступления рукописи: 23.10.2019

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.4

Статья посвящена вопросам эффективного ведения кураторской работы в группах иностранных учащихся, необходимой для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса и успешной социокультурной адаптации инофонов. Актуальность данной проблемы связана с важностью создания для иностранных граждан благоприятных условий, способствующих росту экспорта российских образовательных услуг. Основываясь на практическом опыте работы с иностранцами, авторы обозначают главные обязанности куратора, систематизируют направления его деятельности.

Ключевые слова и фразы: учебно-воспитательный процесс; учебная группа; кураторство; методика организации кураторской работы; воспитательные цели обучения в вузе; социокультурная адаптация; обучение иностранных граждан; экспорт образовательных услуг.

Иванова Ирина Сергеевна, к. филол. н., доцент Ильина Светлана Анатольевна, к. филол. н., доцент

Тамбовский государственный технический университет Iveera1@yandex. гы; Vaska24@yandex. гы

СПЕЦИФИКА КУРАТОРСКОЙ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Современное состояние экспорта образовательных услуг в нашей стране показывает, что число иностранных граждан, получающих высшее образование в России, ежегодно увеличивается: так, если в 1990/91 академическом году численность иностранных граждан, обучавшихся по очной форме в российских вузах, составляла 89,3 тыс. человек, то в 2016/17 академическом году это число выросло до 229,3 тыс. чел. [16 с. 39]. Сохранение такой положительной динамики имеет большое значение для нашей страны, поскольку способствует успешной интеграции РФ в международное образовательное пространство, повышает престиж российских вузов, привлекает инвестиции в сферу образования. Среди приоритетных направлений государственной политики подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях обозначены такие, как «подготовка интеллектуальной элиты зарубежных государств в целях обеспечения долговременных политических и экономических интересов России в регионах мира», «развитие

и совершенствование предвузовской подготовки иностранных учащихся на русском языке», а также «создание благоприятных социальных, экономических, бытовых условий для иностранных граждан в период их обучения в России» [6]. В связи с этим актуализируется не только учебно-методическое сопровождение изучения и преподавания русского языка инофонам, но и работа по адаптации иностранных граждан к условиям обучения и проживания в РФ, успешности которой в значительной степени способствует кураторская работа. На наш взгляд, институт кураторства, традиционно принятый в вузах России, играет существенную роль в создании оптимальных условий для жизни и учебы в абсолютно новой для иностранных учащихся жизненной среде. Внеаудиторная работа с инофонами является эффективным средством развития у них интереса к учебе, к жизни университета. Это мощнейший инструмент формирования позитивного образа российского педагога, российского образования и России в мире.

Цель предлагаемой работы - определить оптимальное содержание кураторской работы с иностранными учащимися, которое будет способствовать повышению уровня социально-культурной адаптации инофонов и успешности учебно-воспитательного процесса.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: охарактеризовать деятельность куратора группы иностранных учащихся, обозначить его обязанности; выявить основные направления деятельности куратора, направленные на преодоление трудностей, с которыми сталкиваются студенты в период пребывания в нашей стране; продемонстрировать влияние системной и систематической кураторской работы на успешность учебно-воспитательного процесса, на формирование у инофонов положительного опыта обучения в нашей стране.

Научная новизна статьи заключается в попытке показать в единстве социально-культурную и профессиональную адаптацию инофонов в процессе кураторской деятельности, обосновать их связь, взаимодополняемость и зависимость друг от друга.

На сегодняшний день российскими педагогами накоплен значительный практический опыт ведения кураторской работы. В отечественной педагогической науке истории, теории и практике деятельности куратора в вузах уделяется серьезное внимание, о чем свидетельствует солидное количество исследований, посвященных данной проблематике [1; 2; 8; 9; 11; 12; 14].

По мнению И. В. Баскаковой, «приоритетным в деятельности куратора должно стать решение личностных и общественно значимых проблем, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе» [1, с. 13]. Ученый структурирует планирование и порядок работы куратора, исходя из 70 часов нагрузки на одну академическую группу. Анализируя содержание деятельности куратора в современных условиях, рассматривая педагогические аспекты деятельности куратора, И. В. Баскакова предлагает ведение дневника куратора как один из видов педагогической деятельности куратора [Там же].

В учебно-методическом пособии «Теория и методика кураторской работы» [4] рассматриваются теоретические основы деятельности куратора вуза, даются методические советы кураторам. Авторы считают наиболее значимым для первокурсников адаптационный период, когда, по их мнению, происходит привыкание студентов к новому социальному статусу, учебному коллективу - студенческой группе, новому для них виду учебной деятельности и типу взаимоотношений с преподавателями [Там же, с. 34]. Задачей куратора в период адаптации первокурсников авторам видится необходимость «дать студентам представление о многообразии, красоте, цельности и неисчерпаемости событий окружающего мира, побудить интерес к самопознанию... способствовать развитию профессиональных интересов» [Там же, с. 35]. Педагоги убеждены, что кураторская работа должна осуществляться в соответствии с планом работы куратора, который утверждается на учебный год деканом факультета. Предлагаемый план работы куратора включает задачи и основные направления в работе, которые, в свою очередь, формируются важнейшими мероприятиями, актуальными для данного вуза [Там же, с. 42].

В настоящее время в отдельную категорию можно отнести научные и методические публикации, касающиеся кураторской работы со студентами-иностранцами [5; 7; 13; 15]. И если при работе с отечественными студентами исследователи во главу угла ставят формирование всесторонне развитой личности, которая будет успешно осуществлять образовательную, а впоследствии и трудовую деятельность в современных условиях, то педагоги, работающие с иностранцами, на первое место выдвигают социокультурную адаптацию учащихся.

М. А. Иванова рассматривает адаптацию с точки зрения личностно-ориентированного подхода и теории психологического равновесия, понимая ее как «состояние психологического равновесия личности с собой, окружающим миром и той иноязычной средой, в которую она попадает» [3, с. 16].

Студенты из зарубежных стран, приезжающие учиться в вузы Российской Федерации, имеют целью овладение современной, востребованной на рынке труда специальностью. Важным условием получения качественного образования в России является знание русского языка - основного языка обучения в нашей стране.

Языковая подготовка иностранных граждан ведется на подготовительных факультетах, обучаясь на которых, инофоны должны не только освоить язык будущей специальности, но и пройти адаптацию к новым социокультурным и бытовым условиям, познакомиться с особенностями организации учебного процесса в российском вузе.

Куратор является наставником, воспитателем студенческого коллектива группы. Для преподавателя, работающего на подготовительном факультете с молодыми людьми, которые зачастую не имеют полного представления о стране, в которую они приехали, о системе работы студента в высшем учебном заведении, кураторство - это важнейший механизм взаимодействия с учащимися, позволяющий не только решать учебно-

воспитательные задачи, но и быть проводником «мягкой силы» в работе над формированием положительного образа России в мире.

Рассмотрим основные направления деятельности куратора группы иностранных учащихся, апробированной на протяжении ряда лет на факультете международного образования в Тамбовском государственном техническом университете.

Работа куратора в ТГТУ регламентируется «Положением о кураторе студенческой учебной группы Тамбовского государственного технического университета». Согласно данному документу, куратор учебной группы обязан «планировать работу (на учебный год, семестр, месяц) в соответствии с Комплексным планом воспитательной работы университета и планами мероприятий факультета; систематически осуществлять контроль за успеваемостью студентов, выяснять причины снижения академической активности и своевременно принимать меры по их устранению; осуществлять оказание всесторонней помощи в форме создания внутри учебной группы студенческого актива из наиболее коммуникабельных, ярких личностей; обеспечивать педагогическое руководство студенческим самоуправлением, координировать работу общественных организаций в группе; изучать индивидуальные особенности студентов группы, используя при этом педагогический анализ документации, опрос студентов, анкетирование и т.д.; оказывать помощь студентам в реализации их научных и творческих способностей; оказывать помощь деканатам во время проведения внутрихозяйственных работ в университете и работ по уборке и благоустройству территории университета» [10].

Деятельность куратора в группе иностранных учащихся подготовительного факультета имеет свою специфику и накладывает на преподавателя дополнительные функции и обязанности, поскольку перед ним наряду с универсальными воспитательными, социальными, административными и учебными задачами стоит ряд задач специфических, которые зачастую становятся приоритетными, т.к. обусловлены особенностями работы с иностранцами.

Основная цель работы куратора - адаптация иностранных учащихся к обучению и проживанию в Российской Федерации, профилактическая и воспитательная работа по соблюдению законодательства РФ, устава университета и правил проживания в общежитии. Кроме того, перед куратором группы иностранных учащихся стоят такие задачи, как повышение успеваемости и качества учебы учащихся и уровня дисциплины, вовлечение иностранцев в активное участие в общественной и спортивной жизни факультета, развитие организаторских и творческих способностей каждого учащегося группы, создание благоприятного микроклимата в коллективе группы. Первоочередным становится «воспитание активной личности, готовой общаться со студентами разных национальностей на принципах дружелюбного отношения, помощи и взаимовыручки...» [7, с. 178].

Согласно Положению о планировании работы профессорско-преподавательского состава кафедр в Тамбовском государственном техническом университете, на курирование учебной группы отводится до 60 часов в семестр, однако временные затраты на курирование группы иностранных учащихся могут быть значительно больше.

Для того чтобы всесторонне охватить работу в группе, на факультете международного образования Тамбовского государственного технического университета принято заполнение и ведение в течение всего учебного года «Плана работы куратора», состоящего из четырех частей: 1) план работы, 2) карточка студента, 3) анкета учащегося и 4) отчет о проделанной работе.

План работы куратора включает девять видов работ, каждый из которых состоит из ряда мероприятий; в зависимости от конкретной ситуации набор мероприятий может варьироваться, но виды работ не изменяются.

Карточка студента заполняется учащимся и куратором совместно. Студент указывает фамилию, имя, родную страну, пол, по желанию телефон родителей, обязательно свой телефон, skype, e-mail, WhatsApp и пр. контактную информацию, образование, будущую специальность. В дальнейшем в течение учебного года куратор фиксирует в данной карточке индивидуальную работу с учащимся, а в конце учебного дает студенту краткую характеристику по результатам совместной работы.

Анкета учащегося включает ряд вопросов, например, из какого населенного пункта прибыл студент, о составе его семьи, о месте работы родителей, об уровне образования, о жизненных планах после окончания подготовительного факультета, а также после завершения получения образования в России, о праздниках, важных для иностранца, об интересах и хобби, об опыте самостоятельной жизни (без родителей) и пр. Такая информация дает возможность куратору рационально планировать воспитательную работу, проводить мероприятия с учетом индивидуальных наклонностей и увлечений учащихся, формировать студенческий актив.

В Отчете о проведенных мероприятиях фиксируется проделанная куратором работа с указанием даты проведения мероприятия, его темы и содержания.

Каждый куратор во вверенной группе должен заниматься работой по социокультурной, социально-психологической адаптации, по адаптации к условиям учебного процесса и к условиям проживания в общежитиях и на съемных квартирах, по организации медицинского освидетельствования, по приобщению к русским культурным традициям, по расширению кругозора учащихся, ведет профориентационную работу, пропагандирует здоровый образ жизни. Все эти виды работ взаимосвязаны и потому ведутся комплексно и систематически.

Следует отметить, что на подготовительном факультете кураторами, как правило, становятся преподаватели русского языка. Это объясняется тем, что именно преподаватель русского языка больше других предметников находится в непосредственном контакте со студентами. Иностранцы, оказавшись в чужой языковой, культурной, социальной среде, очень нуждаются в том, чтобы рядом был человек, которого можно маркировать как своего. И потому куратор должен быть готов к тому, что нужно стать для учащегося не только

преподавателем, но и наставником, другом, старшим братом, воспитателем. Важно суметь наладить доверительные отношения со студентами группы, оказывать им эффективную педагогическую поддержку.

Начинается работа куратора в группе, как правило, с оказания социально-психологической помощи вновь прибывшим иностранцам, которые в начале своего пребывания в нашей стране довольно-таки растеряны и дезориентированы. Естественно, что первостепенной задачей для них является организация комфортных бытовых условий и удовлетворение жизненно важных потребностей в новой среде.

День знакомства с группой - это день решения всех первостепенных организационных задач, таких, как знакомство с корпусом университета, где проходят уроки, с расписанием занятий; оказание помощи в оформлении электронного пропуска в корпуса университета и общежитие; оформление читательского билета и получение учебников в библиотеке; получение местной sim-карты; сопровождение в банк для открытия счета и оформления дебетовой карты и пр. Если на данный момент у учащихся существуют какие-либо нерешенные вопросы или проблемы бытового характера, то и здесь помощь оказывает куратор, который не только является посредником между комендантом общежития / квартирной хозяйкой и учащимся, но при необходимости сопровождает его в походе по магазинам для покупки, например, теплой одежды или предметов, необходимых в хозяйстве.

Обязательным организационным моментом является организация посещения студенческой поликлиники для прохождения флюорографического обследования и анализа крови на ВИЧ, проведения серологических исследований на напряженность иммунитета к вирусу кори (JgG и JgM).

Во время визита в медицинские учреждения учащиеся знакомятся с порядком предоставления медицинских услуг в рамках действия медицинской страховки. Куратор также оказывает помощь в случае необходимости посещения иностранными учащимися узких медицинских специалистов, которая может заключаться в записи студента на прием и сопровождении его на медицинскую консультацию. В случае госпитализации куратор, помимо посещения больного, осуществляет контакт с лечащим врачом, разъясняет студенту ход лечения, необходимость медицинских процедур и т.д.

Поскольку учащиеся нередко не имеют опыта самостоятельной жизни, то, попадая в условия отсутствия контроля со стороны родителей, старших членов семьи, они могут не иметь навыка рационального планирования своего рабочего дня, и потому задача куратора - дать нужные рекомендации, следить за оптимальным распределением времени, формировать навыки самостоятельной работы во внеаудиторное время. Регулярными должны стать беседы о недопустимости употребления алкоголя и наркотиков, сомнительного поведения, об искоренении вредных привычек.

Куратор учебной группы имеет право посещать все виды учебных занятий группы. Контакт с преподавателями спецдисциплин позволяет в случае необходимости корректировать поведение учащегося, что способствует повышению успеваемости.

Кураторская работа проходит параллельно с учебным процессом, и первостепенной воспитательной задачей педагога становится создание и поддержание в группе психологического климата, комфортного для обеих сторон учебно-воспитательного процесса. Молодые люди различных национальностей, культур и традиций, вероисповедания, принадлежащие к разным социальным слоям, говорящие на разных языках, должны стать коллективом, воспитанным в духе интернационализма, толерантности, доброжелательности и взаимопомощи. Куратор в этом процессе играет важнейшую роль. От его способности донести до учащихся главные принципы взаимопонимания и уважения друг к другу зависят не только межличностные отношения в группе, но и успех всего обучения в целом - как на подготовительном факультете, так и после его окончания. И здесь огромную роль играет внеаудиторная работа со студентами - важнейшая составляющая учебного процесса, которая наряду с аудиторными занятиями является эффективным средством обучения русскому языку. Преподаватель систематически демонстрирует инофонам, как решаются коммуникативные задачи в реальных ситуациях общения (в поликлинике, в столовой, в магазине, в музее, на улице, в транспорте и т.д.), что помогает им овладевать необходимыми языковыми компетенциями, приобретать навыки самостоятельного анализа информации.

Кроме того, внеаудиторная работа - это не только различного рода информационные и воспитательные беседы, расширяющие кругозор и знания о нашей стране, но и совместное посещение музеев, театров, выставок, различного рода экскурсии.

Традиционным для иностранных учащихся Тамбовского государственного технического университета является участие в Днях национальных культур, которые регулярно проводятся на подготовительном факультете, в культурных мероприятиях, посвященных российским праздникам и традициям (Новый год и Рождество, Масленица, День славянской письменности и День русского языка и др.).

Учащиеся подготовительного факультета активно привлекаются к спортивным мероприятиям, проводимым в университете.

В дни зимних и летних каникул факультет помогает учащимся организовать досуг.

Показательно, что даже после окончания подготовительного факультета студенты, решившие продолжить обучение в Тамбовском государственном техническом университете, продолжают участвовать в жизни факультета.

Подводя итоги работы, подчеркнем, что в современном вузе, где обучаются иностранные граждане, необходима четкая организация системной кураторской работы с инофонами, которая должна быть направлена на решение задач социокультурной адаптации, повышение качества обучения, формирование уважительного отношения к России, на формирование положительного образа нашей страны в сознании иностранца.

В обязанности куратора учебной группы входит организационно-методическая, учебно-воспитательная работа, работа по профилактике правонарушений, по формированию культурного и нравственного уровня учащихся.

Кураторская деятельность может быть эффективной только в том случае, если педагог сможет установить устойчивый психологический контакт с учащимися, основанный на доверительных отношениях, на взаимоуважении и понимании. Максимально плотной кураторская работа должна быть в острый адаптационный период, т.е. в первые недели пребывания иностранцев в чуждой для них среде.

Результатом системной кураторской работы является повышение качества жизни и учебы иностранных учащихся, уровня их исполнительской дисциплины, активное участие студентов в общественной и спортивной жизни университета, развитие их духовного и культурного уровня, формирование культуры межнациональных отношений.

Список источников

1. В помощь куратору: учебно-методическое пособие / сост. И. В. Баскакова. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2019. 116 с.

2. Винниченко Н Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 64 с.

3. Иванова М. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов в высшей школе России: автореф. дисс. ... д. пед. н. СПб., 2001. 42 с.

4. Казанович С. В., Завалко Н А. Теория и методика кураторской работы: учебно-методическое пособие. Усть-Каменогорск: Рестит, 200. 180 с.

5. Кашпирева Т. Б. Система кураторства как средство обеспечения социально-культурной адаптации иностранных студентов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Международной научной конференции: в 2-х т. Пермь: Меркурий, 2011. Т. 2. С. 87-89.

6. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях [Электронный ресурс]: одобрена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 18 октября 2002 года. URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/ inter/conception/ (дата обращения: 17.11.2019).

7. Кошкина Е. Е. Роль куратора в период адаптации иностранцев, обучающихся на подготовительном факультете [Электронный ресурс] // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: тезисы докладов Всероссийской науч.-практ. конференции. Барнаул, 2010. С. 178-179. URL: https://journal.altstu.ru/media/ f/old/2010/02/pdf/178koshkina.pdf (дата обращения: 15.02.2019).

8. Мартынова М. Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства // Университетское управление. 2004. № 5-6. С. 104-106.

9. Паршина Т. Б., Пак Л. Н Кураторство в вузе: монография. Пенза: Пензенская гос. технологическая академия, 2007. 170 с.

10. Положение о кураторе студенческой учебной группы Тамбовского государственного технического университета [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/92471208/?page=2&* (дата обращения: 15.10.2019).

11. Работа куратора в прикрепленной академической группе: метод. рекомендации / сост. Т. А. Ульрих, Л. В. Савина, Л. В. Шарлаимова. Пермь: Изд-во Пермского гос. техн. ун-та, 2005. 46 с.

12. Рогалева Г. И. Кураторство - профессиональная функция вузовского преподавателя [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 20. URL: https://moluch.ru/archive/124/34165 (дата обращения: 15.10.2019).

13. Сентябова А. В. Помощь куратора в адаптации иностранных студентов // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: материалы XIX Международной науч.-практ. конференции (г. Минск, 21-22 ноября 2017 г.). Мн.: Научный мир, 2017. С. 371-375.

14. Царапина Т. П., Ульрих Т. А, Никулина И. В. Эффективная организация кураторской деятельности. Пермь: Изд-во Пермского гос. техн. ун-та, 2010. 147 с.

15. Щелкова Т. В. Особенности социальной адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и учебе в вузе // Философия и социальные науки. 2014. № 3. С. 36-40.

16. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: ЦСПиМ, 2018. Вып. 8. 536 с.

SPECIFICITY OF CURATORIAL WORK WITH FOREIGN STUDENTS AT THE STAGE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING

Ivanova Irina Sergeevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Il'ina Svetlana Anatol'evna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Tambov State Technical University Iveera1@yandex.ru; Vaska24@yandex.ru

The article is devoted to the problem of efficient organization of curatorial work with foreign students to achieve optimal organization of teaching and educational process and successful sociocultural adaptation of foreign-language speakers. Relevance of the study is conditioned by the concern to offer foreign learners favourable conditions promoting export of the Russian educational services. Relying on practical experience of working with foreign learners, the authors ascertain the curator's basic duties, systematize his professional activities.

Key words and phrases: teaching and educational process; academic group; curatorial work; methods to organize curatorial work; educational goals for higher school level; sociocultural adaptation; teaching foreign learners; export of educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.