СПЕЦИФИКА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Я.В. Волохова, студент
Научный руководитель: Кондрашова Н.Г., канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-1-215-218
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы контроля качества принятия решений в сфере государственного управления, поскольку правильно принятое решение позволяет увеличить успешность и эффективность деятельности. Научная значимость статьи заключается в формировании авторской позиции комплексного рассмотрения специфики принятия решений в сфере государственного управления. Рассматривая принятие решения как последовательную процедуру определенных действий, были определены его этапы, представлена их характеристика, раскрыты механизмы принятия решений. При этом важная роль отводится осуществлению контроля качества принятия решений, позволяющий принять оптимально правильное решение.
Ключевые слова: принятие решений, государственное управление, этапы принятия решений, контроль качества, факторы оптимальности.
Одной из основных функций в сфере государственного управления выступает принятие решений. Поскольку в определенных исторических условиях это средство выражения и способ регулирования отношений в социальной среде, а принятие решений субъектами, имеющими государственно-властные полномочиями, непосредственно влияют на достижение предполагаемого результата намеченных действий. Именно вопрос эффективности выбранной стратегии, делает проблему контроля качества принятия решений акту-
альной и по сей день.
Комплексное рассмотрение принятия решений в сфере государственного управления позволит раскрыть эту процедуру как «осознанный выбор, принятый субъектом государственного управления, в возникшей проблемной ситуации, предусматривающий целенаправленное воздействие на социальную действительность» [1]. В связи с этим, будем рассматривать принятие решений как последовательную поэтапную процедуру определенных действий (рисунок 1).
Подготовительный этап
Ф
Этап реализации целей
Ф
Рис. 1. Этапы принятия государственных решений [2, с. 1415]
Раскроем характеристику выделенных этапов. Подготовительный этап представляет собой:
- обозначение проблем, с возможными вариантами их решений;
- выявление реального значение про-
блемы для государства и общества;
- определение приоритетности будущего решения обозначенных проблем;
- выявление параметров, определяющих уровень значимости в развитии общества и государства.
Следующий этап - этап реализации целей включает в себя 2 стадии:
I. Непосредственная подготовка реализации решений: анализ ситуации, уточнение и согласование позиций, распределение ресурсов, доведение решений до исполнителей.
II. Действия по реализации решений и оперативному управлению: повышение мотивации исполнителей, контроль за исполнением решений, оценка осуществляющихся действий.
Завершающий этап состоит из: определения результативности и эффективности проекта, оценки предложенных принципов решения задач [3, с. 68], выявления и устранения негативных последствий, продвижения положительных результатов, оценки деятельности государственных представителей, участвующих в реализации принятого решения [4, с. 103].
Первый вопрос, который стоит перед государственными службами - какие механизмы для принятия решений являются наиболее определяющими? На основании общедоступных данных известны методы и механизмы, основанные на анализе и сложнейших математических вычислениях, для выбора самого оптимального варианта. Рассмотрим некоторые из них:
I. Прогнозирование как технологический механизм принятия государственных решений содержит: выдвижение гипотез, отработка методов; разработка модели; описание данных; построение ряда базовых показателей; конкретизация минимальных, максимальных и вероятностных значений; построение моделей с абсолютными и относительными показателями; экспертная оценка представленных гипотез; выработка рекомендаций; доработка с учетом поправок; соотношение прогноза с новыми данными [5, с. 58]. II. Процесс планирования при разработке государственных управленческих решений. Основные инструменты планирования:
1. SWOT-анализ (сильных сторон, возможностей, слабых сторон, угроз). Позволяет выявлять новые возможности развития; определять любые неблагоприятные факторы, которые могут повлиять на ре-
зультативность деятельности.
2. PESTLE-анализ. Предназначен для определения различных факторов макросреды (политических, экономических, социальных, технологических, правовых, экологических) и последующей проработки успешной стратегии развития.
3. Диаграмма Ганта. Представляет собой график, в котором вертикальная ось -список запланированных задач, а горизонтальная - временные периоды. Так можно легко отследить стадию, на которой реализуется проект, а также сколько времени до его окончания [6, с. 23].
4. Сетевой график. Этот инструмент позволяет рассчитать сроки завершения проекта и определить возможные варианты их сокращения.
Нет никаких сомнений, что эти методы массово используются для принятия решений в сфере государственного управления, и очевидно, что никакой анализ, их обеспечивающий, не обходится без цифровых, компьютерных технологий с учетом современных требований передачи и обработки информации [7, с. 147].
Факторами оптимальности и добросовестности принятия решения являются компетентность государственных служащих и осуществление контроля качества. Очень важная роль в сфере государственного управления отводится осуществлению контроля качества принятия решений. Однако, поскольку качество принятия решений не поддается измерению в силу того, что процедуры принятия государственных решений на всех этапах публично не раскрываются, поэтому вопросы управления и повышения качества принятых решений нужно рассматривать в тесной взаимосвязи, целью которого следует считать обеспечение соответствия деятельности установленным требованиям и их эффективность [8, с. 36].
Необходимое качество обеспечивается регулярно проводимыми процедурами с применением материальных, человеческих и административных ресурсов [9, с. 16]. Изначально контроль проводится до фактического начала работ, то есть с учетом выполнения определенных правил, процедур и линий поведения. Поэтому к компе-
тентности и профессионализму государ- методик и определить наиболее оптималь-ственных служащих предъявляются осо- ный результат.
бые требования. Далее процесс перетекает Таким образом, благодаря контролю ка-
в стадию проверки работы подчиненных, чества принятия государственных реше-обсуждения возникающих проблем и ний, осуществляются наиболее эффектив-предложения по усовершенствованию ра- ные действия, направленные на достиже-бот. И, конечно же, заключающим этапом ние общественных целей. Несмотря на то, является сравнение полученных результа- что качество принятия решений в сфере тов с требуемыми. государственного управления является не-
Хорошо обеспечивают поддержку про- наблюдаемым для российских граждан, не цессов контроля качества принятия реше- участвующих в этом процессе, но по ряду ний компетентные и профессиональные факторов можно определить их оптималь-сотрудники, а также программы средства, ность и добросовестность. К ним относят-позволяющие автоматизировать этот про- ся: компетентность государственных слу-цесс за счет встроенных аналитических жащих и осуществление контроля качества
принятия решений.
Библиографический список
1. Воронцов Л.Д. Организационный механизм принятия управленческих решений: монография. - М.: Лаборатория Книги, 2010. - 65 с.
2. Аминова Р.М. Эволюция контроля в системе менеджмента // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-2 (79-2). - С. 1214-1217.
3. Гагарина С.Н., Чаусов Н.Н., Левкина В.Н. Повышение эффективности городской транспортной инфраструктуры на основе цифровых технологий // Вестник университета. - 2020. - № 7. - С. 68-75.
4. Замятин А.Н., Мигел А.А., Чаусов Н.Ю. Разработка системы менеджмента качества и безопасности молочной продукции на основе принципов НАССР // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. - № 1. - С. 103-107.
5. Каражакова Д.А. Основные требования к управленческой информации для принятия качественных решений // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. -2014. - №7. - С. 58-59.
6. Ладошкин И.А. Разработка и оптимизация управленческих решений: учебное пособие / А.И.Ладошкин, И.А.Майорова, Е.А.Харитонова. - Самара: Самарский гос. технический ун-т, 2011. - 116 с.
7. Ткаченко А.Л. Применение искусственного интеллекта в управленческих информационных системах // Развитие управленческих и информационных технологий, их роль в региональной экономике: материалы II Международной открытой научно-практической конференции / Под редакцией: Пироговой Т.Э., Швецовой С.Т., Орловцевой О.М. - Калуга: OOO «ТРП», 2016. - С. 147-153.
8. Кондрашова Н.Г. Формирование системы контроля качества аудита в аудиторской организации // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 18 (264). - С. 34-41.
9. Кондрашова Н.Г. Институциональный подход к обеспечению и контролю качества аудита на уровне аудиторской организации // автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - Москва, 2014. - 22 с.
SPECIFICITY OF QUALITY CONTROL OF DECISION-MAKING IN THE SPHERE
OF PUBLIC ADMINISTRATION
Ya.V. Volokhova, student
Supervisor: N.G. Kondrashova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University name afte K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article discusses the issues of quality control of decision-making in the field of public administration, since a correctly made decision can increase the success and efficiency of activities. The scientific significance of the article lies in the formation of the author's position for a comprehensive consideration of the specifics of decision-making in the field of public administration. Considering decision-making as a sequential procedure of certain actions, its stages were determined, their characteristics were presented, and decision-making mechanisms were disclosed. At the same time, an important role is assigned to the implementation of quality control of decision-making, which makes it possible to make the optimal correct decision.
Keywords: decision making, public administration, stages of decision making, quality control, optimality factors.