Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ АВТОШКОЛ)'

СПЕЦИФИКА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ АВТОШКОЛ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / конкурентоспособность / образовательная услуга.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоркин Д.В.

в статье рассмотрена специфика конкуренции на рынке образовательных услуг на примере автошкол. Выявлены факторы конкурентоспособности функционирования автошкол, определены проблемы оказания специальных образовательных услуг в условиях конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ АВТОШКОЛ)»

УДК 339.137.22

Сидоркин Д.В. студент 3 курса магистратуры Научный руководитель: Рябчикова Т.А., канд. эконом. наук

доцент

ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем

управления и радиоэлектроники»

СПЕЦИФИКА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ АВТОШКОЛ)

Аннотация: в статье рассмотрена специфика конкуренции на рынке образовательных услуг на примере автошкол. Выявлены факторы конкурентоспособности функционирования автошкол, определены проблемы оказания специальных образовательных услуг в условиях конкуренции.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, образовательная услуга.

Sidorkin D. V.

A third-year graduate student Scientific supervisor: Ryabchikova T.A., d.m.n. Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics

THE SPECIFICS OF COMPETITION IN THE MARKET OF SPECIAL EDUCATIONAL SERVICES (ON THE EXAMPLE OF DRIVING

SCHOOLS)

Abstract: the article examines the specifics of competition in the educational services market using the example of driving schools. The factors of competitiveness of the functioning of driving schools are identified, the problems of providing special educational services in a competitive environment are identified.

Keywords: competition, competitiveness, educational service.

В современном мире автомобиль есть практически у каждого второго человека. Если раньше в семьях насчитывалось по одному автомобилю, то в настоящее время машина есть практически у каждого взрослого члена семьи.

Автошкола - это специальное учебное заведение, которое осуществляет подготовку людей к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами.

Занятость городских дорог растёт с каждым годом. Российский автопарк за последнее десятилетие вырос почти вдвое. Количество транспортных средств в автопарке страны в среднем каждый год увеличивается на 2 - 2,5 млн. экземпляров. Из них большая часть приходится на легковые и лёгкие коммерческие автомобили. [1]. Из этого можно предположить, что спрос на услуги автошкол будет расти.

Однако, на деятельность автошкол существенно повлияла сложившееся эпидемиологическая обстановка в 2020-2022 г. Рынок автошкол весной 2022-го он просел примерно на 50% по сравнению с доковидными временами. Из-за потери рентабельности многие организации вынуждены были закрыться [2].

Кроме того, 2023 г. вступили в силу новые требования, которые предусматривают более жесткий контроль за качеством обучения будущих водителей. По новым правилам автошколы больше времени должны уделять обучению курсантов навыкам вождения в условиях городского движения, появились дополнительные занятия по вождению на скоростных магистралях, дополнен теоретический курс обучения. Изменились правила сдачи экзамена в ГИБДД [3]. Автошколы обязаны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, что предполагает определенные требования к учебному оборудованию и квалификации преподавательского состава. А также регулярно проходить проверки со стороны контролирующих органов. [4]. В следствие финансовых трудностей далеко не все действовавшие ранее автошколы в состоянии предоставить правильно оборудованный автодром и классы теоретического обучения, в результате чего не могут пройти процедуру лицензирования.

В силу перечисленных выше неблагоприятных условий, количество автошкол по всей России резко сократилось. Из 11000 работающих автошкол осталось только 5500 тысяч.

Рассмотрим более подробно их распределение по регионам.

Рисунок 1 - Распределение автошкол по регионам РФ

На графике отражена первая десятка регионов по количеству автошкол, находящихся в них (по данным за 2023 г., согласно информации официального сайта ГИБДД). Из графика видно, что первое место занимает Московская область, в ней сосредоточены 393 автошколы, которые получили лицензию и успешно функционируют. На рынке остаются крупные, наиболее конкурентоспособные организации, оснащённые собственными основными фондами. Таким образом, вопрос повышения конкурентоспособности для автошкол становится вопросом их выживаемости.

Рассматривая подходы различных авторов к определению конкурентоспособности можно сделать вывод, что это комплекс характеристик объекта или субъекта производства дающий возможности превзойти аналоги.

Конкурентоспособность автошколы, как специальной образовательной организации, определяется её способностью привлекать большее количество обучающихся посредством удовлетворения их запроса на формирования высокого уровня специальных теоретических знаний и практических навыков.

Конкурентоспособность автошкол находится под влиянием факторов их внешней и внутренней среды. Классификация данных факторов и показатели их оценки представлены нами в таблице 1.

Таблица 1 - Факторы, влияющие на конкурентоспособность автошкол

Название фактора

Воздействие фактора

Показатели оценки

Внешние факторы косвенного воздействия (макроокружение)

Технологический

Появление новых компьютерных и интернет технологий в обучении.

Доля занятий с использованием компьютерных технологий в учебных планах. Доля использованием онлайн-технологий для записи на занятия.

Правовой

Появление новых регулирующих нормативных актов в сфере деятельности автошкол.

Наличие и достаточность финансовых и организационных ресурсов для реорганизации деятельности.

Экономический

Изменение платёжеспособности населения.

Индекс изменения реальных доходов населения.

Социальный

Демографические изменения.

Изменение коэффициента

старения населения. Изменение ёмкости рынка предоставляемых услуг.

Природно-климатический

Спад спроса на услуги автошкол в осенне-зимний _период._

Коэффициент сезонности в работе автошкол.

Внешние факторы прямого воздействия (микроокружение)

Поставщики ресурсов

Изменение цен на горючесмазочные материалы, электроэнергию, услуги по

техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Рост арендной платы.

Индекс цен на различные виды материальных ресурсов. Изменение доли материальных затрат в себестоимости услуг.

Клиенты

Формирования потребительских предпочтений, от которых зависит направленность и

величина спроса на образовательные услуги. Чувствительность клиентов к изменению цен.

Индекс изменения спроса на услуги автошкол. Изменение структуры спроса на программы обучения. Эластичность спроса на услуги автошкол.

Конкуренты

Изменение фирмами конкурентами цен на предоставляемые услуги. Наличие у конкурентов

более совершенных технических средств для _обучения._

Результаты конкурентного анализа.

Совершенствование у конкурентов организации процесса обучения.

Фискальные органы

Штрафы и денежные взыскания, налагаемые

ГИБДД, налоговой инспекцией, судебными органами.

Индекс изменения суммы

годовых затрат организации связанных с выплатой налогов, штрафов, пеней и денежных компенсаций за причинённый материальный ущерб.

Внутренние факторы

Финансово-экономическое состояние

Финансовая устойчивость

организации. Доходность деятельности. Цены на предоставляемые услуги.

Интегральная оценка финансового состояния. Рентабельность продаж. Сопоставление уровня цен

на предоставляемые организацией услуги с их среднерыночными значениями.

Материально-техническая база

Количество и качество парка учебных автомобилей. Соответствие учебных классов и автодромов лицензионным требованиям.

Коэффициент износа учебных автомобилей. Коэффициент загрузки учебных автомобилей по времени. Актуальный список лицензированных автошкол на портале ГИБДД.

Преподавательский состав

Уровень квалификации преподавателей и инструкторов. Укомплектованность штата.

Коэффициент использования работников

по квалификации. Коэффициент повышения

квалификации кадров. Доля вакансий в штатном расписании организации.

Организация учебной работы

Наличие удобного для курсантов расписания

занятий. Удобное для курсантов расположения объектов автошколы.

Результаты анализа опроса клиентов автошколы.

Качество предоставляемых услуг

Успешность сдачи курсантами экзамена в ГИБДД.

Сравнение результатов сдачи экзаменов в ГИБДД с аналогичными в автошколе. Сравнение полученного результата с другими автошкллами.

Маркетинговая Эффективность рекламы и Коэффициент

деятельность мероприятий по рентабельности

продвижению услуг. финансовых вложений в

маркетинговые

мероприятия.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время рынок автошкол в России находится не в лучшем положении. В следствии финансово-экономических проблем количество автошкол сокращается. На рынке услуг остаются только наиболее крупные и популярные организации. Для поддержания эффективности деятельности и дальнейшего успешного существования действующим автошколам необходимо проводить постоянный мониторинг факторов конкурентоспособности на основе анализа текущего состояния показателей их оценки.

Использованные источники:

1. Е. Астапенко. В России за 10 лет почти в два раза увеличилось количество автомобилей [Электронный ресурс]/ URL: https://www.kolesa.ru/news/v-rossii-za-10-let-pochti-v-dva-raza-uvelichilos-kolichestvo-avtomobilej (дата обращения 20.12. 2023).

2. Бабаков И. «Известия»: в России появятся проблемы с получением водительских прав. [Электронный ресурс]. URL: https://ura.news/news/1052586101?ysclid=lqdluehd3l523546925 (дата обращения 20.12. 2023).

3. Моржаретто И. Лишь каждый восьмой: почему в России стали хуже сдавать экзамен на автоправа. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/opinions/14634899 (дата обращения 20.12. 2023)

4. Кротова Е. Как проходит обучение в автошколе в 2023 году в РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://avtoshkola-tehnika.ru/news/kak-prohodit-obuchenie-v-avtoshkole-v-2023-godu-v-rf/ (дата обращения 20.12. 2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.