Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ АВТОШКОЛ'

СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ АВТОШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
автошколы / CRM системы / современные технологии / автоматизация / дистанционное обучение / интерактивные платформы / маркетинговые инновации / лояльность потребителей / конкурентоспособность автошкол. / driving schools / CRM systems / modern technologies / automation / distance learning / interactive platforms / marketing innovations / customer loyalty / competitiveness of driving schools

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевердин Андрей Анатольевич

Ключевая особенность продвижения услуг автошкол в том, что их предложением пользуются один раз в жизни, но долго выбирают и много раз рекомендуют (либо не рекомендуют) знакомым. Таким образом, основа продвижения – экспертное привлечение и работа с репутацией. В работе автор подчеркивает растущую потребность в применении современных маркетинговых инструментов в деятельности автошкол для повышения эффективности их работы и увеличения уровня лояльности клиентов. Основной целью данной статьи является обоснование использования таких технологий как CRM- системы, образовательные технологии и маркетинговые инновации. Статья направлена на изучение влияния подобных практик на улучшение процесса обучения вождению, привлечение большего числа клиентов, рост прибыли автошкол. В результате исследования выявлено, что применение современных маркетинговых технологий в автошколах может повысить не только экономическую эффективность, но и конкурентоспособность этих учреждений. Вместе с тем, несмотря на все перечисленные в статье преимущества и CRM-системы, и современные образовательные технологии, и маркетинговые инновации имеют свои недостатки, которые необходимо учитывать при их применении. Они также рассмотрены в данной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Marketing Solutions in the Management System of Relations with Driving Schools Clients

The key feature of driving school services promotion is that their offer is used once in a lifetime, but it is chosen for a long time and recommended (or not recommended) to acquaintances many times. Thus, the basis of promotion is expert involvement and work with reputation. In the paper the author emphasizes the growing need for the application of modern marketing tools in the driving school activities to improve their efficiency and increase the customer’s loyalty level. The main purpose of this article is to justify the use of such technologies as CRMsystems, educational technologies and marketing innovations. The article is aimed at studying the impact of such practices on improving the driver training process, attracting more customers, and increasing the profits of driving schools. The study reveals that the application of modern marketing technologies in driving schools can increase not only economic efficiency, but also the competitiveness of these institutions. At the same time, despite all the advantages listed in the article, both CRMsystems, modern educational technologies and marketing innovations have their disadvantages, which should be taken into account when applying them. They are also considered in this paper.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ АВТОШКОЛ»

УДК 339.13

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-8314-28-34

СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ АВТОШКОЛ

Шевердин Андрей Анатольевич,

генеральный директор ООО «МскСити»; 105082, г. Москва, Россия, вн.тер.г. Муниципальный Округ

Басманный, пл. Спартаковская, д. 14, стр. 3

mskcity1978@gmail.com

01?СЮ Ю: 0009-0006-4182-7110

Ключевая особенность продвижения услуг автошкол в том, что их предложением пользуются один раз в жизни, но долго выбирают и много раз рекомендуют (либо не рекомендуют) знакомым. Таким образом, основа продвижения - экспертное привлечение и работа с репутацией. В работе автор подчеркивает растущую потребность в применении современных маркетинговых инструментов в деятельности автошкол для повышения эффективности их работы и увеличения уровня лояльности клиентов. Основной целью данной статьи является обоснование использования таких технологий как CRM-системы, образовательные технологии и маркетинговые инновации. Статья направлена на изучение влияния подобных практик на улучшение процесса обучения вождению, привлечение большего числа клиентов, рост прибыли автошкол. В результате исследования выявлено, что применение современных маркетинговых технологий в автошколах может повысить не только экономическую эффективность, но и конкурентоспособность этих учреждений. Вместе с тем, несмотря на все перечисленные в статье преимущества и CRM-системы, и современные образовательные технологии, и маркетинговые инновации имеют свои недостатки, которые необходимо учитывать при их применении. Они также рассмотрены в данной работе.

Ключевые слова: автошколы; CRM системы; современные технологии; автоматизация; дистанционное обучение; интерактивные платформы; маркетинговые инновации; лояльность потребителей; конкурентоспособность автошкол.

Введение (Introduction)

Несмотря на то, что, по данным официальной статистики МВД России, из года в год снижается количество желающих получить водительское удостоверение (в 2022 году было подано около 4,5 млн таких заявлений, годом ранее — почти 6,5 млн, в 2020-м — 6,8 млн, а в 2019-м — 9,5 млн)*, всё равно остаются востребованными услуги автошкол, предъявляются высокие требования к их качественной составляющей, поскольку автошколы играют важную роль в обучении водительскому искусству и обеспечении безопасности на дорогах. Однако, с ростом конкуренции в данной отрасли и в то же время сокращением численности целевой аудитории, автошколам становится все сложнее выделиться и привлечь новых клиентов, изменить траекторию потребительского поведения. Поведение потребителей — это деятельность, направленная

на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами под воздействием большого числа факторов (личных, психологических, экономических, культурных, социальных и др.) [1]. Именно поэтому, в связи со сложностью, многоаспектностью рассматриваемого явления, разработка эффективных стратегий продвижения стала необходимостью для автошкол, которые стремятся привлечь больше клиентов и стать лидерами в своем регионе.

Методы (Materials and Methods)

В качестве эффективных стратегий продвижения услуг автошкол уже зарекомендовали себя такие методы, как сетевое взаимодействие с профессиональными организациями; рекламное партнерство с онлайн-платформами; местная 5£0-оптимизация; локальная реклама и рекламные щиты; партнерство с автомобильными орга-

низациями и фирмами; реклама в поисковых системах; участие в автомобильных событиях и мероприятиях; мобильное приложение для автошколы; разработка профессионального веб-сайта; использование социальных медиа; создание уникального бренда; программы лояльности и акции; организация мастер-классов и специальных мероприятий; создание привлекательного контента; видеомаркетинг; взаимодействие с местными автомобильными сообществами; отзывы и рекомендации клиентов; оптимизация сайта для поисковых систем; участие в выставках и автосалонах; сотрудничество с автомобильными журналами и блогерами; контекстная реклама в социальных сетях и пр.

В данной работе подробно рассмотрены преимущества и недостатки таких инструментов управления потребительской лояльностью клиентов автошкол,

* Не хочу учиться: почему в России становится меньше автомобилистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/1517881/ kirill-sаzonov/ne-khochu-uchitsiа-pochemu-v-rossii-stаnovitsiа-menshe-аvtomobilistov (Дата обращения 18.08.2023)

как современные образователь-ныетехнологии и инновационные инструменты маркетинга (CRM-системы, социальные сети, тарге-тированная реклама, чат-боты, оптимизация сайта и контент-маркетинг).

При написании работы автором был учтен личный многолетний профессиональный опыт работы в сети автошкол России и Украины.

Результаты (Results)

Современные деловые практики всё больше требуют автоматизации и стандартизации повседневных процессов для увеличения эффективности работы и сфокусированности на обслуживании клиентов. В данном контексте особое внимание уделяется системам управления отношениями с клиентами, или CRM-системам (Customer Relationship Management).

При их помощи можно не только максимизировать удовлетворенность клиентов в процессе обслуживания, но и автоматизировать сбор статистической информации, которая необходима для внутренней работы компании. Использование CRM-системы позволяет снизить нагрузку на персонал и повысить скорость обработки заказов, оплат и документов.

CRM-системы для автошкол, как и для любых других предприятий, помогают в организации бизнес-процессов. Они облегчают планирование работы инструкторов, распределение учащихся по группам, организацию и проведение экзаменов, сбор и анализ статистических данных о результатах обучения.

CRM-системы в автошколе могут учесть специфические функции, такие как учет оплат за обу-

чение, внесение и печать протоколов сдачи экзаменов ГИБДД, печать счетов и договоров с учащимися и многое другое. Более того, современные CRM-системы могут адаптироваться к индивидуальным программам обучения и предоставлять аналитику по их эффективности.

Некоторые CRM-системы для автошкол могут предложить и дополнительные функции, например, функция СМС-уведомлений о предстоящих занятиях, изменениях в расписании, предстоящих экзаменах и так далее. То есть использование CRMсистемы позволяет значительно повысить уровень организации, эффективности и контроля в автошколах.

Одно из ключевых преимуществ CRM — это возможность полного учета истории взаимодействия с клиентами. В рамках CRM для каждого клиента создается персональная карточка, где фиксируется абсолютно все: от контактной информации и истории покупок до записей диалогов и файлов клиента. Благодаря данной функции CRM сотрудники компании имеют возможность работать с клиентами более целенаправленно и персонализировано**.

С помощью CRM руководство компании отслеживает динамику работы каждого сотрудника или отдела, корректирует этапы воронки продаж, распределяет рабочую нагрузку и планирует графики работы. Так повышается эффективность рабочих процессов и качество обслуживания клиентов. Также CRM дает возможность оптимизировать и автоматизировать внутренние процессы компании. В частности, она помогает упростить управление документацией, запускать рассылки по

готовым сценариям, стимулировать дополнительные продажи и т.д., снижая нагрузку на менеджеров и позволяя сконцентрировать внимание сотрудников на текущих задачах.

Вместе с тем, несмотря на все перечисленные преимущества, у системы CRM есть и недостатки. Большинство из них связаны с самим процессом внедрения системы.

Один из главных недостатков CRM — высокая стоимость внедрения. Для подключения системы необходимо выбрать подходящий тарифный план, оплатить работу интегратора, настроить внутренние процессы компании. При этом для реализации нестандартных задач, например, создания сложных отчетов или работы с несколькими воронками продаж, требуется привлечение специалистов.

Внедрение CRM требует обучения сотрудников, так как у системы обширный функционал, но он может вызвать сопротивление среди сотрудников компании, в частности у бухгалтерии, которая привыкла использовать свой набор инструментов для учета. Так новый функционал поспособствует возникновению проблемы саботажа со стороны отдельных сотрудников, пытающихся обойти систему, вводя некорректные данные или игнорируя задачи и напоминания от программы. Сведем в таблицу для большей наглядности обозначенные плюсы и минусы использования CRM-систем в маркетинговой деятельности автошкол (табл. 1).

Далее остановимся на рассмотрении современных образовательных технологий и их использовании в автошколах с целью

** Преимущества CRM и ее недостатки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://crm.ru/blog/preimushchestva-crm-sistem/ (дата обращения: 18.07.2023)

большей удовлетворенности клиентов процессом обучения.

Дистанционное обучение, совмещенное с использованием интерактивных платформ в автошколах, помогает внедрить новаторские подходы, открывающие широкие перспективы для совершенствования подготовки будущих водителей. Современные методы обучения предоставляют уникальные возможности, делая процесс более гибким, доступным и результативным. Так, основная структура дистанционного обучения в автошколах строится на применении специализированных компьютерных программ, онлайн-кур-сов и различных интерактивных средств. Эти инструменты позволяют учащимся заниматься в удобное для них время и в удобном месте, что способствует расширению возможностей обучения [2].

Обучающиеся имеют доступ к разнообразным электронным ресурсам, таким как учебники, видеоуроки, тесты и задания, что облегчает освоение теоретического материала и самопроверку знаний. Помимо прочего, дистанционное обучение фокусируется на взаимодействии, предлагая студентам платформы для общения с преподавателями и сверстниками через онлайн-форумы, чаты и вебинары.

В автошколах внедряются инновационные интерактивные платформы, включая специализиро-

ванные программы и симуляторы вождения. Эти технологические средства обеспечивают создание виртуальных дорожных сценариев, разыгрывая реальные условия дорожного движения, позволяя обучающимся безопасно оттачивать навыки управления автомобилем.

Среди применяемых методов интерактивного обучения можно выделить виртуальную реальность (VR и дополненную реальность (AR), которые не просто вносят новшества в процесс обучения вождению, но и служат катализатором настоящей революции в данной сфере, предоставляя возможности для детального моделирования дорожных условий, включая рискованные и чрезвычайные ситуации.

Одно из ключевых преимуществ применения VR и AR в образовательном процессе состоит в возможности учащимся научиться быстро и правильно реагировать на сложные и неожиданные ситуации на дороге, что не только обогащает практические навыки маневрирования и принятия экстренных решений, но и формирует уважительное отношение к другим участникам движения. Некоторые компании разрабатывают и предлагают на рынке платформы, способные воспроизвести наиболее реалистичные дорожные сцены. Так создаются условия для качественного и безопасного практи-

ческого обучения, где студенты могут проводить виртуальные тренировки, осваивая сложные аспекты вождения, без риска для себя и окружающих. Такие инновационные технологии обучения позволяют успешно сочетать теоретические знания с практическим опытом, они облегчают подготовку к экзаменам по вождению, не требуя выхода из дома.

К тому же, интерактивные платформы, основанные на VR, способны вызывать эмоции у студентов и облегчать визуализацию материала, например, тем, что они формируют визуально привлекательную и высокотехнологичную обучающую среду, что особенно важно для молодого поколения, уже знакомого с современными технологиями. Эмоциональные реакции в данных условиях ускоряют процесс запоминания — помогает легче усвоить многие вопросы и детали.

Технологии VR и AR предоставляют ряд практических выгод, таких как сокращение времени на обучение, экономия на оборудовании и учебных материалах, а также потенциал для увеличения продаж и среднего чека. Внедрение таких современных образовательных методов может способствовать положительному восприятию автошколы и обеспечить преимущество перед конкурентами в данной сфере. Их применение может находить отражение

Таблица 1

Преимущества и недостатки внедрения CRM-системы в автошколу Table 1. Advantages and disadvantages of implementing a CRM system in a driving school

CRM-Система

Преимущества Недостатки

Полная история работы с клиентами (учет всех контактов, диалогов, покупок и пр.) Высокая стоимость внедрения (выбор тарифа, оплата работы интегратора, настройка внутренних процессов).

Детальная статистика в реальном времени (отслеживание работы сотрудников, корректировка воронки продаж). Необходимость обучения сотрудников (привыкание к новому интерфейсу и инструментам, возможное сопротивление сотрудников).

Автоматизация рабочих процессов (упрощение документооборота, автоматизация стадий воронки продаж, запуск рассылок.) Возможность саботажа со стороны сотрудников (некорректный ввод данных, игнорирование задач и напоминаний от программы).

не только в автошколах, но также и во множестве других образовательных направлений. Предвидится, что инновационные учебные заведения, которые внедрят эти технологии в ближайшие годы, обретут лидерские позиции в образовательной сфере [3].

Возможность гибкого планирования расписания позволяет занятым студентам, которые комбинируют учебу с работой или другими обязанностями, осваивать материал в индивидуальном темпе и в соответствии с их жизненным распорядком. Студенты на дистанционном обучении и интерактивных платформах имеют возможность самостоятельного изучения, выполнения заданий, решения практических проблем и получения немедленного отклика относительно своего развития.

Также необходимо подчеркнуть, что указанные технологии обогащают учебный процесс благодаря применению разнообразных мультимедийных средств, интерактивных задач и симуляций. Все это способствует более глубокому осмыслению и закреплению учебного материала, делая процесс обучения не просто эффективным, но и увлекательным.

Использование дистанционного обучения и соответствующих платформ имеет множество преимуществ, но, несмотря на это, существуют и определенные недостатки, которые необходимо учитывать. В частности, организация собственного обучения может стать препятствием для некоторых студентов, особенно без постоянного наставничества преподавателя. Эффективность обучения в значительной степени зависит от технической инфраструктуры и стабильного интернет-соединения.

В подготовке к сдаче экзамена в ГИБДД интеграция специализированных приложений в учебный процесс предоставляет значительные возможности и удобства, например, среди доступных приложений существуют те, которые облегчают изучение таких аспектов, как теория, знаки, штрафы, практика экзаменационных тестов3*.

Примером эффективного инструмента для подготовки к экзамену в ГИБДД является приложение «Билеты + ПДД.Экзамен» которое включает в себя актуальные правила с последними поправками и изменениями. В разделе «Тестирование» пользователи имеют возможность прорабатывать вопросы по различным темам, в том числе через смешанный порядок или официальные билеты ГИБДД России. Ошибки удобно сгруппированы в отдельном разделе, где предоставлен быстрый доступ к детальному объяснению релевантных понятий.

Данное приложение включает в себя комплексный набор инструментов, таких как: актуальные билеты, справочники со знаками, теория и полезные советы. Приложение предоставляет информацию о том, как общаться с инспектором и как избежать мошенничества, предлагает тесты по штрафам с соответствующими объяснениями и ссылками.

Еще один пример приложения — SmartPDD — содержит 800 экзаменационных вопросов с подсказками и ссылками на знаки, термины и правила, включает в себя обзор дорожных знаков и разметки, статистику обучения для анализа готовности к экзамену и выявления проблемных областей.

Одно из общих преимуществ этих мобильных приложений заключается в постоянном доступе к актуальным изменениям в правилах, которые регулярно обновляются, так студенты остаются в курсе последних норм и правил и эффективно готовятся к экзаменам. Возможность группировки информации по темам и анализ статистики обучения помогает студентам контролировать свой прогресс и определять слабые места.

Дополнительные преимущества включают удобный интерфейс, наглядные иллюстрации и функции повторения материала с напоминаниями. Различные режимы обучения, такие как тестирование и имитация экзамена, помогают студентам адаптироваться к реальному экзаменационному формату. Некоторые приложения даже предоставляют возможность взаимодействия со специалистами через чат или вопросы для дополнительной поддержки.

Несмотря на множество преимуществ, мобильные приложения также имеют некоторые недостатки, например, они не заменяют практическое обучение на дороге, где студенты могут непосредственно применять свои знания и оттачивать навыки в реальных ситуациях. Приложения могут ограничиться только теоретической подготовкой и не предоставлять достаточного практического опыта.

Помимо вышеуказанного, некоторые учащиеся могут испытывать затруднения с самоорганизацией и мотивацией при использовании мобильных приложений. Они могут отвлекаться на другие приложения и соблазны своих мобильных устройств, то есть важно, чтобы ученик выработал самодисциплину

3* Шесть лучших приложений для подготовки к сдаче экзамена в ГИБДД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lifehacker.ru/ apps-pdd/ (дата обращения: 17.07.2023)

и использовал приложения сознательно в целях обучения.

Составим таблицу с перечисленными преимуществами и недостатками современных форматов обучения в автошколе (табл. 2).

Исследование о выборе автошколы, проведенное Ю.Д. Васильевой, выявило, что ученики при выборе автошколы ориентируются на несколько критериев, таких как стоимость обучения, близость расположения, качество преподавания, опыт преподавателей, размеры автопарка, наличие лицензий и успешность сдачи экзаменов в ГАИ [4]. Но это всё классический набор критериев. Для автошкол крайне важно использовать и новые технологии и инструменты, чтобы обеспечить непрерывный поток клиентов и добиться конкурентного преимущества. Так, ключевым вопросом маркетинговых инноваций в автошколах является эффективное использование социальных сетей. Молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет —

основной сегмент целевой аудитории автошкол, и они активно пользуются социальными сетями и проводят там большую часть своего времени. Поэтому привлечение клиентов из социальных сетей — наиболее эффективный подход.

Другой инструмент маркетинговых инноваций в автошколах — это система непрерывного автоматизированного привлечения учеников. Данная система состоит из нескольких шагов, включающих поиск целевой аудитории, ретар-гетинговую рекламу в социальных сетях и автоматизированную воронку продаж4*.

Первый шаг — поиск нужной аудитории. С помощью специальных сервисов парсинга аккаунтов социальных сетей или поисковых систем, автошколы могут найти пользователей, соответствующих их целевой аудитории. Сюда могут входить люди старше 18 лет, проживающие поблизости от филиалов автошколы и проявившие

интерес к получению водительского удостоверения.

Второй шаг — ретаргетинговая реклама в социальных сетях. После того как автошкола собрала базу потенциальных клиентов, они могут использовать эту базу для таргетированной рекламы в социальных сетях, что позволяет показывать объявления только выбранной аудитории, увеличивая конверсию и сокращая расходы на рекламу. В объявлениях можно предложить скидки на обучение или провести тесты для проверки навыков вождения.

Третий шаг — автоматизированная воронка продаж. Чат-боты и роботы, обученные по скриптам продаж, способствуют автоматизации воронки продаж. Они приветствуют клиентов, узнают их потребности, предоставляют информацию об автошколе и определяют степень заинтересованности. Клиентам предлагается оставить заявку на общение с администратором автошколы, а остальных

Таблица 2

Преимущества и недостатки интеграции образовательных технологий в автошколу Table 2. Advantages and disadvantages of integrating educational technologies into a driving school

Технология Преимущества Недостатки

Дистанционное обучение Гибкое расписание обучения, возможность изучать материал в удобное время и место. Необходимость самоорганизации и мотивации у студентов.

Возможность взаимодействия с преподавателями и другими студентами через онлайн-форумы, чаты и вебинары. Ограничение на практическое обучение на дороге и применение знаний в реальных ситуациях.

Доступ к электронным учебникам, видеоурокам, тестам и заданиям. Обеспечение качественной технической инфраструктуры и доступа к интернету для эффективного обучения.

Интерактивные платформы (Виртуальная реальность ^Р) и Дополненная реальность (АР)) Создание виртуальной среды для практики навыков вождения без риска. Ограничение на практическое обучение на реальной дороге.

Моделирование реалистичных дорожных ситуаций и обучение быстрому реагированию на них. Необходимость соответствующего оборудования и программного обеспечения.

Визуализация и эмоциональное воздействие на студентов, что способствует запоминанию информации. Ограниченный доступ к физическим ощущениям и ограничение на некоторые моменты реального вождения.

Мобильные приложения Удобный доступ к актуальным правилам и изменениям. Ограничение на практическое обучение на дороге.

Возможность прохождения тестов и заданий для проверки знаний. Не заменяют полностью практическое обучение и применение знаний в реальных ситуациях.

Предоставление подробных объяснений и ссылок на знаки, термины и правила. Зависимость от самодисциплины и мотивации студентов.

Различные режимы обучения и статистика обучения для отслеживания прогресса. Возможное отвлечение на другие приложения и соблазны мобильных устройств.

4* Привлечение клиентов для автошколы из соцсетей на автомате! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/u7325947-dmitriy-zаhаrev/306128-privlechenie-klientov-dlyа-аvtoshkoly-iz-socsetey-nа-аvtomаte (дата обращения: 18.07.2023)

робот «прогревает» полезной информацией до тех пор, пока они не будут готовы пройти обучение.

Маркетинговые инновации в автошколах включают также анализ конкурентов, настройку рекламы, контент-маркетинг, оптимизацию сайта и применение других инструментов, которые помогают выделиться на фоне конкуренции и привлечь больше клиентов. Они позволяют автошколам эффективно использовать возможности социальных сетей и новых технологий для привлечения и удержания клиентов. Такие инновации помогают автошколам быть более конкурентоспособными на рынке и добиваться успеха в современной цифровой среде.

В таблице 3 представлены основные преимущества и недостатки маркетинговых инноваций в автошколах для обеспечения непрерывного потока клиентов и достижения конкурентного преимущества.

Обсуждение (Discussion)

В данной статье обобщены выводы из различных дискуссий,ка-сающихся современных технологических внедрений в автошколах, систем управления взаимоотно-

шениями с клиентами (CRM), образовательных методик и маркетинговых инноваций. Анализ CRM-систем выявил значимость интегрального контроля истории общения с клиентами, мониторинга в реальном времени и автоматизации внутренних процедур. Но также выявились и недостатки, такие как высокие расходы на настройку, возможное сопротивление со стороны персонала и необходимость специализированного обучения для успешного внедрения CRM.

Особое внимание уделяется дистанционному обучению и интерактивным платформам как элементам, преобразующим подход к обучению вождению. Дистанционное обучение с использованием компьютерных программ и он-лайн-курсов, интерактивные платформы, включая виртуальную и дополненную реальность, имитируют настоящие условия вождения для моделирования рисков и усовершенствования навыков.

Социальные сети были выявлены как платформы, ориентированные на молодежную аудиторию — потенциальных клиентов автошкол, так как данным «пластом общества» в качестве успешных

стратегий одобрены автоматизированные методы набора на обучение, рекламный ретаргетинг и автоматизированные механизмы продаж. Но с другой стороны, стоимость обучения, местоположение автошколы, качество преподавания и успешность сдачи экзаменов, всё еще остаются решающими факторами при выборе, который делают обучающиеся.

Заключение (Conclusion)

Продвижение каждого вида бизнеса — дело ответственное и сугубо индивидуальное. Автошколы — специфическое направление предпринимательства, особенность которого заключается в том, что люди пользуются услугами не регулярно, зачастую единожды за жизнь. В этой связи нужен постоянный приток новых людей. Стоит знать, как правильно производить продвижение автошкол, и какой способ наиболее оптимален и действенен. Необходимо также помнить, что продвижение автошколы требует постоянного мониторинга и анализа результатов, чтобы оптимизировать рыночные стратегии и достичь максимального экономического, социального (имиджевого) эффекта.

Таблица 3

Преимущества и недостатки маркетинговых инноваций в автошколах Table 3. Advantages and disadvantages of marketing innovations in driving schools

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преимущества маркетинговых инноваций в автошколах Недостатки маркетинговых инноваций в автошколах

Эффективное использование социальных сетей для привлечения клиентов Высокие затраты на рекламу и обслуживание социальных сетей

Система непрерывного автоматизированного привлечения учеников Необходимость постоянного обновления и адаптации инструментов

Таргетированная реклама, увеличивающая конверсию и сокращающая расходы Зависимость от эффективности рекламных кампаний

Автоматизация воронки продаж и использование чат-ботов Возможность потери персонального контакта и индивидуального подхода

Анализ конкурентов и оптимизация сайта для выделения на фоне конкуренции Высокая конкуренция на рынке автошкол и сложность выделения

Контент-маркетинг для привлечения трафика и повышения доверия Постоянное создание качественного и полезного контента

Маркетинговые инновации позволяют быть конкурентоспособными и успешными в современной цифровой среде Требуются специалисты и ресурсы для реализации и поддержания маркетинговых инноваций

ИСТОЧНИКИ

1. Степченко Т. С. Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний: дис... канд. экон. наук. Шахты, 2011. 177 с.

2. Сотников Д. А. Современные информационные технологии, применяемые в автошколах // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 7. С. 154.

3. Рогалева Е. В., Ветров А. Д., Голубев Д. Н. Применение 1Т-технологий при обучении в автошколах // Образование в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 15 апреля 2019 года / Международный институт профессионального развития педагога; Иркутский государственный университет; под редакцией О. М. Коломиец, М. Г. Голубчиковой, И. И. Капалыгиной, Р. К. Кыякбаевой. Москва, 2019. С. 443—447.

4. Васильева Ю. Д. Маркетинговое исследование рынка услуг автошкол // Аллея науки. 2022. Т. 1. № 2 (65). С. 189-195.

UDC 339.13

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-8314-28-34

Modern Marketing Solutions in the Management System of Relations with Driving Schools Clients Sheverdin Andrey Anatolyevich,

General Director, OOO MSKSITI (City), 14 Spartakovskaya Sq., bldg 3, Basmanniy Municipal District (intracity territory of a federal city), Moscow, Russia, 105082 (mskcity1978@gmail.com) ORCID ID: 0009-0006-4182-7110

The key feature of driving school services promotion is that their offer is used once in a lifetime, but it is chosen for a long time and recommended (or not recommended) to acquaintances many times. Thus, the basis of promotion is expert involvement and work with reputation. In the paper the author emphasizes the growing need for the application of modern marketing tools in the driving school activities to improve their efficiency and increase the customer's loyalty level. The main purpose of this article is to justify the use of such technologies as CRM-systems, educational technologies and marketing innovations. The article is aimed at studying the impact of such practices on improving the driver training process, attracting more customers, and increasing the profits of driving schools. The study reveals that the application of modern marketing technologies in driving schools can increase not only economic efficiency, but also the competitiveness of these institutions. At the same time, despite all the advantages listed in the article, both CRM-systems, modern educational technologies and marketing innovations have their disadvantages, which should be taken into account when applying them. They are also considered in this paper.

Keywords: driving schools; CRM systems; modern technologies; automation; distance learning; interactive platforms; marketing innovations; customer loyalty; competitiveness of driving schools.

REFERENCES

1. Stepchenko, T. S. (2011) Formation of Consumer Brand Loyalty as a Factor of Market Development of Companies PhD thesis abstract in economics, Shakhty, 2011, 177 p.

2. Sotnikov, D. A. (2006) Modern Information Technologies Used in Driving Schools. Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education, 2006, no. 7, p. 154.

3. Rogaleva, E. V.; Vetrov, A. D.; Golubev, D. N. (2019) Application of IT-Technologies in the Training in Driving Schools. Education in the XXI century. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 15, 2019. International Institute for Professional Development of Teacher; Irkutsk State University; edited by O. M. Kolomiets, M. G. Golubchikova, I. I. Kapalygina, R. K. Kyyakbaeva. Moscow, 2019, pp. 443-447.

4. Vasilyeva, Yu. D. (2022) Marketing Research of the Driving Schools Market Services. Alley of Science, 2022, Vol. 1, no. 2, pp. 189-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.