Научная статья © Ткаченко Е.В., 2022
NIION: 2021-0084-1/22-076 УДК 656.13.05
MOSURED: 77/27-026-2022-1-275
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТОИМОСТИ ОБУЧЕНИЯ В АВТОШКОЛАХ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И АВАРИЙНОСТЬ
Егор Валерьевич Ткаченко
АО «Дальэнергомаш» egor. tkachenko@mail.ru
Аннотация. Проанализировано наличие зависимости между стоимостью обучения в автошколе и результативностью сдачи экзаменов, процентом успешного прохождения экзаменов и аварийностью начинающих водителей.
Ключевые слова: правила дорожного движения, аварийность, безопасность дорожного движения, автошкола, ДТП, статистика
Для цитирования: Ткаченко Е.В. Анализ влияния стоимости обучения в автошколах на экзаменационные показатели и аварийность // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 57-62.
Original article
ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF THE COST OF TRAINING IN DRIVING SCHOOLS ON EXAM PERFORMANCE AND ACCIDENT RATE
Egor V. Tkachenko
Joint Stock Company «Dalenergomash» egor.tkachenko@mail.ru
Abstract. The existence of a relationship between the cost of training in a driving school and the effectiveness of passing exams, the percentage of successful passing exams and the accident rate of novice drivers is analyzed. Key words: traffic rules, accident rate, traffic safety, driving school, traffic accidents, statistics
For citation: Tkachenko E.V. Analysis of the influence of the cost of training in driving schools on exam performance and accident rate // Road safety. 2022. № 3. P. 57-62.
Согласно результатам сдачи экзаменов в среднем около 50% учеников сдают теоретический экзамен с первого раза, 50-55% - экзамен на автодроме, около 35% - экзамен в городе [1]. Это достаточно низкие показатели.
Поскольку предварительная оценка ситуации выявила, что проблема обучения в автошколах носит системный характер и встречается не только во многих городах России и за ее пределами, для расчетов будет использоваться информация по автошколам г. Хабаровска.
Цель статьи: проанализировать статистику сдачи экзаменов в автошколах и определить взаимозависимость показателей.
Основные задачи, которые мы ставим в статье:
1) проверить, насколько идентична и согласована ситуация по итогами сдачи экзаменов в разных автошколах (не наблюдается ли, что в одних автошколах высокие результаты сдачи экзаменов, а в других - низкие);
2) выявить, имеется ли взаимосвязь между стоимостью обучения в автошколе и долей обучающихся, сдавших экзамены с первого раза (верно ли предположение, что чем выше цена обучения, тем лучше качество услуги).
Определим, имеется ли зависимость между стоимостью обучения в автошколе и результативностью сдачи экзаменов, а также между процентом сдачи экзаменов с первого раза и аварийностью водителей в первые годы после получения водительского удостоверения.
Расчет зависимостей поможет определить, зависит ли уровень подготовки от выбора автошколы.
В качестве исходных данных рассмотрим стоимость обучения в 17 автошколах г. Хабаровска (таблица 1), статистика взята на Интернет-страницах соответствующих учреждений.
Определим:
1) соблюдается ли корреляция между стоимостью обучения и долей обучающихся, сдавших экзамен с первого раза (зависимость «чем дороже - тем выше гарантия сдачи экзаменов с первого раза»);
2) соблюдается ли корреляция между стоимостью обучения и долей водителей, ставших виновниками ДТП в течение последующих двух лет (зависимость«чем дороже - тем меньше начинающие водители в дальнейшем являются виновниками ДТП»).
Таблица 1
Автошколы г. Хабаровска по состоянию на 2019 г.
№ школы Стоимость обучения, руб. Срок обучения, мес.
1 27 900 2,5
2 16 990 (теория) 2,5-3
3 15 000 2 (online)
4 32 390 2,5
5 21500 (АКПП) 2,5
6 30 000 н/д
7 14 990 н/д
8 17 000 1,5
9 15 000 1,5
10 37 000 н/д
11 34 000 н/д
12 32 700 3
13 26 000 2,5
14 29 000 2,5
15 15 000 н/д
16 41 000-46 000 2,5
17 28 000 2,5
Стоимость обучения приблизительно одинакова. Одни автошколы предлагают рассрочку, другие -более дешевое дистанционное обучение (по состоянию на 2019 г. не являвшееся привычным), третьи -устанавливают разные часовые ставки за обучение на автомобилях с АКПП и МКПП, но в целом учащиеся в любой из автошкол заплатили бы приблизительно одинаковые суммы, как правило, варьирующиеся в пределах 5-7 тысяч рублей.
Можно предположить, что разница в несколько тысяч рублей незначительна и не оказывает существенного влияния ни на бюджет кандидата в водители, ни на налоговые отчисления автошколы. Однако если речь идет о низком качестве подготовки кандидатов, то последствия, такие как аварийность и травматизм вследствие низкого уровня знаний, умений и навыков, полученных в автошколе, могут существенно превысить незначительную экономию на стоимости обучения.
Граждане сами выбирают, в какой автошколе проходить обучение. На это могут влиять различные факторы: цена, сроки обучения, автопарк, которым обладает школа, отзывы в сети Интернет, совет знакомых, близость к дому, предоставляемые скидки, возможность рассрочки.
Перед автошколами стоит общая задача - обучение водителей на основе схожей программы [5], конечным результатом которой будет сдача экзамена по единым требованиям, вне зависимости от автошколы [4]. Но стоимость обучения варьируется, нет единого требования к регулированию тарифов на обучение. Основная цель автошкол - получение прибыли, обучение как можно большего числа кандидатов в водители и лишь вторично - действительно качественное обучение, не только соответствующее программе автошкол, но и превосходящее ее (охват сложных для водителей вопросов, изучение вариативных дисциплин за пределами утвержденной программы, преподавание дополнительных курсов, например, контраварийного вождения). Возможно, в условиях конкуренции может снижаться уровень качества предоставляемой услуги, который можно оценить по доле кандидатов, сдающих экзамен с первого раза, а следовательно, по удовлетворительному уровню подготовки к теоретическому и практическому этапу.
Одним из показателей качества обучения в автошколе является количество обученных водителей и процент успешной сдачи экзаменов. Рассмотрим, имеется ли зависимость между стоимостью обучения и процентным соотношением сдачи экзамена с первого раза, то есть подтвердится ли предположение, что чем дороже - тем лучше обучают.
Рассмотрим 18 школ г. Хабаровска, по которым в открытых источниках доступна стоимость обучения с учетом ГСМ из нормы практического обучения 56 часов по состоянию на 2019 г. (табл. 2).
Проведем корреляционный анализ - метод обработки статистических данных, с помощью которого измеряется теснота связи между двумя или более переменными. Расчет производим через коэффициент ранговой корреляции Спирмена [3, 2] (Гху), который вычисляется по формуле:
Безопасность дорожного движения
Если
■ху
= 1 -
(Ах-
зависимость монотонно возрастающая, то ранги значений х и у1 совпадают и Гху=1; если зависимость монотонно убывающая, то ранги обратны
и Гху= -1.
Из формулы (1) видно, что для вычисления необходимо сначала проставить ранги (^ и dy) показателей х1 и у1, найти разности рангов ^х - dy) для каждой пары показателей и квадраты этих разностей ^х - dy)2. Зная эти значения, найдем суммы и Е^х^у)2, учитывая, что всегда равна нулю.
Затем, вычислив значение г'ху, необходимо определить достоверность найденного коэффициента корреляции, сравнив его фактическое значение с табличным. Если гф > Гху, то можно говорить о том, что между признаками наблюдается достоверная взаимосвязь. Если гф < гяху, то между признаками наблюдается недостоверная корреляционная взаимосвязь. Для каждого показателя (теоретический экзамен, экзамен на автодроме, экзамен в городе) произведем расчет рангового коэффициента корреляции по формуле, описанной выше. Число коррелируемых пар - п = 18
Проставим каждому показателю ж и у1 ранги dx и dy. Произведем расчеты (^^у) и (^^у )2. Результаты расчетов занесем в таблицу 3, далее сформируем таблицы 4, 5.
В результате получится три таблицы (таблицы 3, 4, 5) и три коэффициента. Табличный коэффициент, с которым будем сравнивать расчетный, для всех случаев один - ^ = 0,3994.
Таблица 2
Оценка результатов сдачи экзаменов кандидатами в водители 2019 г.
(1)
п(п2-1) '
где с1х и с1у - ранги показателей х и у; п - число коррелируемых пар или исследуемых.
№ автошколы Стоимость обучения, руб. Процент сдачи
Теория Автодром Город
1 31 900 45 47 22
2 29 590 34 42 19
3 32 200 37 44 22
4 26 200 23 73 40
5 32 390 56 26 14
6 33 700 39 46 16
7 30 000 64 54 22
8 32 630 35 58 25
9 28 200 37 61 21
10 26 200 54 51 19
11 37 000 41 48 19
12 34 000 38 47 15
13 32 700 35 56 16
14 40 200 53 54 21
15 29 000 73 46 21
16 26 000 38 44 12
17 46 000 72 73 35
18 28 000 75 80 60
Таблица 3
Зависимость сдачи теоретического экзамена от стоимости обучения
xi dx yi dy (dx-dy) (dx-dy)2
31900 9 45 11 -2 4
29590 7 34 2 5 25
32200 10 37 5,5 4,5 20,25
26200 2,5 23 1 1,5 2,25
32390 11 56 14 -3 9
33700 14 39 9 5 25
30000 8 64 15 -7 49
32630 12 35 3,5 8,5 72,25
28200 5 37 5,5 -0,5 0,25
26200 2,5 54 13 -10,5 110,25
37000 16 41 10 6 36
34000 15 38 7,5 7,5 56,25
32700 13 35 3,5 9,5 90,25
40200 17 53 12 5 25
29000 6 73 17 -11 121
26000 1 38 7,5 -6,5 42,25
46000 18 72 16 2 4
28000 4 75 18 -14 196
СУММА 0 888
Подставляем результаты в формулу (1):
6-888 „ S3Z8
s г
ХУ
18-323
5814
1 - 0,916 = 0,0814.
Таблица 4
Зависимость сдачи экзамена на автодроме от стоимости обучения
xi dx yi dy (dx-dy) (dx-dy)2
31900 9 47 7,5 1,5 2,25
29590 7 42 2 5 25
32200 10 44 3,5 6,5 42,25
26200 2,5 73 16,5 -14 196
32390 11 26 1 10 100
33700 14 46 5,5 8,5 72,25
30000 8 54 11,5 -3,5 12,25
32630 12 58 14 -2 4
28200 5 61 15 -10 100
26200 2,5 51 10 -7,5 56,25
37000 16 48 9 7 49
34000 15 47 7,5 -7,5 56,25
32700 13 56 13 0 0
40200 17 54 11,5 5,5 30,25
29000 6 46 5,5 0,5 0,25
26000 1 44 3,5 -2,5 6,25
46000 18 73 16,8 1,5 2,25
28000 4 80 18 14 196
СУММА 0 950,5
Подставляем результаты в формулу: 6-950,5 . 5703 Л
г%г = 1
18-323
5814
0,98 = 0,02. Таблица 5
Зависимость сдачи экзамена в городе от стоимости обучения
xi dx yi dy (dx-dy) (dx-dy)2
31900 9 22 13 -4 16
29590 7 19 7 0 0
32200 10 22 13 -3 9
26200 2,5 40 17 -14,5 210,25
32390 11 14 2 9 81
33700 14 16 4,5 9,5 90,25
30000 8 22 13 -5 25
32630 12 25 15 -3 9
28200 5 21 10 -5 25
26200 2,5 19 7 -4,5 20,25
37000 16 19 7 9 81
34000 15 15 3 12 144
32700 13 16 4,5 8,5 72,25
40200 17 21 10 7 49
29000 6 21 10 -4 16
26000 1 12 1 0 0
46000 18 35 16 2 4
28000 4 60 18 -14 196
СУММА 0 1048
Подставляем результаты в формулу:
с „ . 6-1048 . 6288 ---0 {
гкуЗ = 1 "
18-323
5814
1-1,081 = -0,081.
Сравним расчетные (гф1, гф2, Гф3) значения рангового коэффициента корреляции с табличным значением для п = 18 (га = 0,3994) и сделаем выводы.
гф1= 0,0814, гф2 = 0,02. Данные коэффициенты больше нуля. Наблюдается положительная прямая связь.
Чем выше стоимость обучения в автошколе, тем лучше должны быть показатели сдачи теоретического экзамена и экзамена на автодроме. Но так как фактические (расчетные) коэффициенты меньше табличного значения (га = 0,3994), можем утверждать, что выявленная зависимость недостоверна.
Далее, гф3 = -0,081 - отрицательный коэффициент, между показателями наблюдается отрицательная взаимосвязь. То есть чем выше стоимость обучения, тем хуже кандидаты в водители сдают экзамен вождения в городе.
Если бы предыдущая зависимость подтвердилась, можно было бы предположить, что автошколы инвестируют прибыль в информационно-коммуникационные материалы, подбор обучающего персонала, а не в развитие производственного обучения. Коэффициент гф3 также меньше расчетного -следовательно, эта зависимость недостоверна.
Во всех трех случаях мы не можем утверждать, что стоимость обучения в автошколе влияет на процент сдачи экзамена с первого раза.
По результатам произведенных расчетов делаем вывод, что стоимость обучения никаким образом не влияет на качество обучения. Вероятнее всего, она зависит от месторасположения автошколы, стоимости аренды и расходов на содержание зданий (сооружений), автопарка, количества персонала и финансирования автошколы государством или каким-либо предприятием, вложений в рекламу, статус автошколы, рейтинг, спрос у населения и т.д.
Высокая цена - не гарантия хорошего уровня обучения, но при этом у обучающихся может создаваться иллюзия - чем выше цена, тем лучше качество, что не всегда соответствует действительности: автошкола может обладать современным дорогостоящим оборудованием и новыми транспортными средствами, но зависимость, «чем выше цена, тем лучше обучение» математически не подтвердилась.
Проведем анализ дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) водителями со стажем управления транспортным средством (далее - ТС) до двух лет.
При анализе аварийности выявлено, что за 12 месяцев 2019 г. на территории Хабаровского края произошло 165 ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями со стажем управления ТС менее двух лет. Удельный их вес от общего числа ДТП составил 9,9%. 90 ДТП произошло выпускниками автошкол города Хабаровска.
Отметим, что это только оформленные ГИБДД происшествия. Многие ДТП не вносятся в статистику по разным причинам (например, участники обоюдно отказались от оформления или составили европротокол).
Рассмотрим взаимосвязь между долей учащихся, сдавших практический экзамен в городе с первого раза, и количеством ДТП, совершенных в последующие два года выпускниками соответствующих автошкол (рис. 1).
Рисунок 1 - Диаграмма количества ДТП по г Хабаровску
По диаграмме видно, что чем выше процент сдачи экзамена с первого раза, тем больше ДТП совершено начинающими водителями (большинство столбцов гистограммы визуально сопоставимы с кривой линией). Проверим взаимосвязь между этими величинами (табл. 6) при табличном коэффициенте га = 0,478. Расчеты производятся по методике, аналогичной рассмотренной ранее.
По итогам произведенных расчетов определяем, что коэффициент гф = 0,52 больше нуля, наблюдается положительная прямая связь.
Получаем зависимость: чем выше процент сдачи с первого раза практического вождения в городе, тем большее количество ДТП совершается выпускниками в последующие 2 года. Поскольку расчетный коэффициент гф = 0,52 больше табличного, можно сказать, что взаимосвязь достоверна.
Можно предположить, из-за того, что ученик меньше времени провел с инструктором, меньше аспектов вождения и правил освоил, а перед повторной сдачей экзамена кандидат обучается дополнительное время, отрабатывает ошибки, приобретает уверенность на дороге.
Конечно, мы не можем с уверенностью говорить, чем лучше сдают экзамены, тем хуже обучение и больше ДТП, поскольку имеют место и другие факторы, влияющие на аварийность. Для точного подтверждения данной гипотезы требуется дополнительный анализ, в частности, наблюдение за
Таблица 6
Зависимость количества ДТП и сдачи экзамена в городе с первого раза
dx у1 dy
22 10 15 12 -2 4
19 5 2 6 -1 1
22 10 6 7 3 9
14 2 1 3 -1 1
22 10 9 9,5 0,5 0,25
25 12 14 11 1 1
19 5 1 3 2 4
19 5 9 9,5 -4,5 20,25
15 3 1 3 0 0
21 7,5 8 8 -0,5 0,25
21 7,5 16 13 -5,5 30,25
12 1 1 3 -2 4
35 13 1 3 10 100
СУММА 0 175
участниками эксперимента, получение дополнительной информации от автошкол (например, возраст учащихся, количество пропусков занятий и т.д.), но на данную зависимость следует обратить внимание и сделать соответствующие выводы при составлении программы обучения и приема экзаменов.
Исследуем зависимость стоимости обучения и количеством ДТП.
В процессе анализа выяснено, что чем выше стоимость обучения, тем хуже кандидаты в водители сда-
ют практический экзамен в городе (ниже процент сдачи с первого раза), но эта зависимость не подтвердилась.
Но, так как подтвердилась зависимость процента сдачи и количества ДТП, необходимо проверить гипотезу, что от стоимости обучения будет зависеть количество ДТП, совершенных начинающими водителями.
Представим значения, указанные в таблицах 1 и 2 в виде графика (рис. 2) и проведем корреляционный анализ.
30000 25000 20000 15000 10000 5000 О
i
п
И I I I
I в
I I
м I
К I I I
I I
ю 8 6 4 2 О
Стоимость обучения -Количество ДТП
Рисунок 2 - Графическое представление стоимости обучения и количества ДТП
Визуально в графике наблюдается хаотичность значений и отсутствие закономерности. Произведем вычисления и получим расчетные значения в соответствии с таблицей 7.
Таблица 7
Зависимость количества ДТП и стоимости обучения
xi dx yi dy (dx-dy) (dx-dy)2
31900 6 15 12 -6 36
29590 4 2 6 -2 4
32200 7 6 7 0 0
32390 8 1 3 5 25
30200 5 9 9,5 -4,5 20,25
32630 9 14 11 -2 4
26200 2 1 3 -1 1
37000 11 9 9,5 1,5 2,25
34000 10 1 3 7 49
40200 12 8 8 4 16
29000 3 16 13 -10 100
26000 1 1 3 -2 4
46000 13 1 3 10 100
СУММА 0 361,5
Получим гф = 0,007. Данный коэффициент больше нуля, но очень близок к нему. Наблюдается положительная прямая связь - чем выше цена, тем больше «новичков» попадает в ДТП. Но поскольку коэффициент почти равен нулю, можно сказать, что между этими значениями нет зависимости. А так как расчетный коэффициент меньше табличного, можно с уверенностью сказать, что взаимосвязь недостоверна.
Таким образом, стоимость обучения не повлияет на количество ДТП с участием выпускников автошкол.
Выводы:
В ходе математических расчетов сделаны, на первый взгляд, парадоксальные выводы: ученики, не сумевшие сдать практиче ский экзамен в городе с первой попытки, в среднем реже становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий в сравнении с обучающимися, получившими водительское удостоверение сразу. Это позволяет предположить, что необходимо увеличить количество часов практики и ввести курсы основ психологии водителя в программу обучения. Другой математически обоснованный результат работы - стоимость обучения в автошколах выбранного города не коррелируется с такими показателями качества оказанных услуг, как сдача экзаменов с первого раза и аварийностью в первые два года после получения водительского удостоверения. В настоящее время такие занятия автошколами практически не проводятся, поскольку основная задача данных образовательных учреждений - выпустить курсантов без дальнейшей ответственности за их действия на дороге.
Автор выражает благодарность преподавателям кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» Тихоокеанского государственного университета и лично к.т.н., доценту Лейбовичу М.В., под руководством которого написан материал во время обучения в магистратуре, а также надеется, что данная статья станет основой для исследования.
Список источников:
1. URL : 1^://гибдд.рф (дата обращения: 07.12.2021).
2. Закс Л. Статистическое оценивание. Пер. с нем. В.Н. Варыгина. Под ред. Ю.П. Адлера, В.Г. Горского. М.: «Статистика». 1976. 598 с.
3. Методические указания по корреляционному анализу для полного факторного эксперимента // URL : http:// eos.pnu.edu.ru/course/view.php?id=10106 (дата обращения: 20.10.2020). 4. Приказ МВД России от 20 октября 2015 г. № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.09.2020).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных
программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» // URL: https://base.garant.ru/70695708/ (дата обращения: 25.09.2020).
References:
1. URL: https://traffic police.rf (date of access: 07.12.2021).
2. Zaks L. Statistical estimation. Per. with him. V.N. Varygin. Ed. Yu.P. Adler, V.G. Gorsky. M.: «Statistics». 1976. 598 p.
3. Guidelines for correlation analysis for a full factorial experiment // URL: http://eos.pnu.edu.ru/course/view.php?id=-10106 (date of access: 20.10.2020).
4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 20.10.2015 № 995 «On approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the provision of public services for conducting exams for the right to drive vehicles and issuing driver's licenses» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 25.09.2020).
5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 26.12.2013 № 1408 «On approval of exemplary vocational training programs for drivers of vehicles of respective categories and subcategories» // URL: https://base. garant.ru/70695708/ (date of access: 25.09.2020).
Информация об авторе
Е.В. Ткаченко - ведущий инженер-технолог АО «Дальэнергомаш» Контакты: ул. Ленинградская, д. 28, Хабаровск, Россия, 680013
Information about the author
E.V. Tkachenko - Leading process engineer of Joint Stock Company «Dalenergomash» Contacts: ul. Leningradskaya, d. 28, Habarovsk, Russia, 680013
Статья поступила в редакцию 19.09.2022; одобрена после рецензирования 23.09.2022; принята к публикации 28.09.2022. The article was submitted 19.09.2022; approved after reviewing 23.09.2022; accepted for publication 28.09.2022.