Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВИСТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ'

СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВИСТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОВЕСТКА ДНЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ / ПОТРЕБНОСТЬ В ОРИЕНТАЦИИ / MEDIA / AGENDA / INDIVIDUAL AGENDA / NEED FOR ORIENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Собачкин А. Ю.

В статье рассматривается специфика исследований политической повестки дня, а также особенности источников информации, обеспечивающих формирование индивидуальной повестки дня. Приводятся мнения авторов касательно принципов конструирования повестки дня, а также предпосылок, определяющих подверженность индивида управляющему воздействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF COMMUNICATIVISTIC RESEARCHES OF THE POLITICAL AND INDIVIDUAL AGENDA

The article discusses the specifics of research on the political agenda, as well as the features of information sources that ensure the formation of an individual agenda. The authors' opinions on the principles of constructing the agenda, as well as the prerequisites that determine the susceptibility of the individual to the control effects are given.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВИСТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ»

УДК 316.286

Собачкин А.Ю. студент магистратуры 1 курса факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии

Алтайский государственный университет

Россия, г. Барнаул СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВИСТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ

Аннотация:

В статье рассматривается специфика исследований политической повестки дня, а также особенности источников информации, обеспечивающих формирование индивидуальной повестки дня. Приводятся мнения авторов касательно принципов конструирования повестки дня, а также предпосылок, определяющих подверженность индивида управляющему воздействию.

Ключевые слова: средства массовой информации, повестка дня, индивидуальная повестка дня, потребность в ориентации.

Sobachkin A. Y.

1st year undergraduate student the faculty of mass communications, philology and political science

Altai State University Barnaul, Russia

SPECIFICITY OF COMMUNICATIVISTIC RESEARCHES OF THE POLITICAL AND INDIVIDUAL AGENDA

Annotation:

The article discusses the specifics of research on the political agenda, as well as the features of information sources that ensure the formation of an individual agenda. The authors' opinions on the principles of constructing the agenda, as well as the prerequisites that determine the susceptibility of the individual to the control effects are given.

Keywords: media, agenda, individual agenda, need for orientation.

Процессы, характеризующие деятельность адресантов информационных сообщений в рамках трансмиссионной модели являются не менее значимыми, чем восприятие сообщения принимающей стороной. Несмотря на ослабление влияния данной модели в исследованиях средств массовой информации, актуальность изучения указанных процессов продолжает возрастать, так как СМИ фактически задают очертания формируемой ими действительности посредством конструирования повестки дня. Принимая во внимание тот факт, что СМИ могут оказывать стабилизирующее воздействие на социальную обстановку, что особенно важно в условиях внешнеполитической нестабильности, изучение политических аспектов деятельности СМИ и их влияния на сознание

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

1384

аудитории становится всё более актуальным. Для наиболее полного понимания механизмов формирования повестки дня, обратимся к основным теоретическим концепциям по данной теме.

Гипотеза о ведущей роли СМИ в формировании политической повестки дня была разработана Д. Шоу в ходе исследований когнитивных эффектов воздействия печатных изданий. Теория описывает воздействие СМИ на индивида, в результате которого он начинает определять события и явления, освещаемые в средствах массовой информации, как более важные. Согласно данной концепции, социальные группы, контролирующие масс-медиа, определяют какие именно сообщения передавать аудитории. Совокупность этих сообщений становится повесткой дня на некоторый период времени. На практике наблюдается соответствие интенсивности сообщений прессы по конкретной теме и важности, которую приписывает публика данной проблеме. Таким образом, средства массовой информации определяют перечень проблем, осознаваемых аудиторией как требующие решения [4, с. 335].

Авторы считали, что ограниченность влияния СМИ на политическое поведение публики обуславливается спецификой оказания управляющего воздействия, условно деленного на следующие этапы:

- формирование осведомленности о проблеме;

- поступление информации об этой проблеме;

- трансформация ранее сформированных установок индивида на основе поступившей информации;

- отражение смены установок в поведении индивида.

Авторы обращали особое внимание на первые этапы данного процесса в попытке определить «о чем думает» объект воздействия. Они отождествляли функции формирования повестки дня с когнитивным аспектом МК. При расстановке приоритетов исследований авторы опирались на идеи У. Томаса, согласно которым ситуация, определяемая индивидом как реальная, влечет за собой реальные для него последствия [2, с. 273].

Авторы, фактически, наделяют средства массовой информации функцией социального конструирования реальности политически активной аудитории, реализуемой путем формирования повестки дня. В рамках данной теории СМИ служит интегрирующим фактором общества, обеспечивающим его единство. «Единство» определяется как реальность, в понимании своем единая для всех.

Следует отметить, что политическая повестка дня влияет не только на избирателей, но и на кандидатов и действующих политиков; это означает, что пресса становится механизмом конструирования не только представлений о реальности, но также самой объективной реальности. При этом влияние СМИ на действительность носит диффузный характер, то есть оно является результатом рутинной «автоматической» деятельности по производству новостного продукта. В условиях, когда решение о публикации той или иной темы зависит от редакторов, издателей, полевых

журналистов, коммерческих директоров и прочих заинтересованных сторон, представляется маловероятной возможность использования власти СМИ в целях удовлетворения потребностей какой-то отдельно взятой социальной группы [1, с. 39].

Лоуэри и Дефлер отмечали важность другого вывода Шоу, а именно обнаружения индивидуальных повесток дня, причем роль СМИ в этом формировании была значительно выше, нежели межличностное общение индивидов.

Результатами исследований Шоу и Макксомса также стали следующие тезисы:

- печатные издания в состоянии долгосрочно воздействовать на объект убеждения, формируя политическую повестку;

- степень внушаемости индивида во многом зависит от его личностных особенностей [3, с. 340].

Гипотеза авторов, касающаяся влияния специфики личности индивида на процесс формирования индивидуальной повестки, заключалась в наличии одной или нескольких предпосылок, определяющих высокую степень подверженности управляющему воздействию. К таким предпосылкам относится:

- наличие непосредственного интереса индивида к освещаемой проблемной ситуации, то есть сообщения по данной тематике являются для него релевантными;

- высокий уровень неуверенности индивида по отношению к указанной ситуации;

- затрудненный доступ к информации, предоставляемой СМИ, который побуждает индивида считать сообщения прессы более важными.

Сочетание факторов релевантности и неуверенности составляет «потребность в ориентации», которая располагает индивида к интеграции общей повестки дня в собственную.

Лоуэри и Дефлер определяли использование индивидом СМИ для нахождения информации по проблеме, обозначенной в повестке дня, а также необходимость межличностного общения на указанные темы как проявление потребности в ориентации, которая в свою очередь является результатом обращения к средствам массовой информации и межличностного общения [5, с. 92].

Таким образом, эффективность процессов формирования политической повестки дня, расцениваемых как управляющее воздействие, зависит от интенсивности внимания индивидов к СМИ, а также от специфики канала передачи информации, актуальности темы для конкретного объекта воздействия, характера проявлений потребности индивида в ориентации и межличностном общении.

В целом, концепция «повестки дня» описывает влияние средств массовой информации на процессы конструирования политической повестки дня, а также на определение «общественно значимых» социальных проблем,

и тех проблемных ситуаций, которые не будут находиться в фокусе общественного сознания. Суть деятельности СМИ по формированию повестки дня заключается в выгодном для стейкхолдеров отображении действительности, при котором объективная реальность фактически подменяется её интерпретацией СМИ.

Использованные источники:

1. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. -М.: Аспект Пресс, 2005. - 176 с.

2. Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свипгич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист: Российско-американские социологические исследования. - М.: Эслан, 1998. -451с.

3. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. - М.: Наука, 1995. -360с.

4. Черных. А. Социология массовых коммуникаций. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008. - 452 с.

5. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. - 148с.

УДК 65.012.126

Соболева Е.Д. студент 3 курса научный руководитель: Димитриева Е.Н., к.э.н.

доцент

Новосибирский государственный университет

экономики и управления Россия, г. Новосибирск ОПЛАТА ВЫХОДНОГО ДНЯ В КОМАНДИРОВКЕ

Аннотация: В статье подробно разобраны варианты по оплате командировочных, если они пришлись на выходной день. Рассмотрена категория граждан, которые могут отправляться в командировку.

Ключевые слова: командировка, выходной день, работодатель, оплата.

Soboleva E.D. 3-year student

Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk Scientific adviser: Dimitrieva E.N. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk PAYMENT FOR THE OUTDAY DAY ON TRAVEL Abstract: the article describes in detail the options for paying for travel, if they fell on a day off. The category of citizens who can go on a business trip is considered.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

1387

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.