Научная статья на тему 'Западная коммуникативистика об установлении информационной повестки дня: анализ основных подходов'

Западная коммуникативистика об установлении информационной повестки дня: анализ основных подходов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1067
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ / MEDIA AGENDA / УСТАНОВЛЕНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ / СТРОИТЕЛЬСТВО ПОВЕСТКИ ДНЯ / ФРЕЙМИНГ / FRAMING / ПРАЙМИНГ / PRIMING / ОЦЕНОЧНЫЙ ТОН / EVALUATIVE TONE / AGENDA SETTING / AGENDA BUILDING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казаков Александр Александрович

Достаточно хорошо распространенный в современной политической коммуникативистике концепт «повестка дня» был впервые введен в научный оборот в Соединенных Штатах. Сегодня сюжеты, связанные с установлением повестки дня, волнуют ученых во всем мире, в том числе и в России. Отдавая должное российским исследователям этого феномена, считаем необходимым внимательно относиться и к опыту изучения повестки дня в западной науке. В настоящей статье рассматриваются основные направления и тенденции анализа категории «повестка дня» европейскими и американскими учеными. Выделяются сходства и различия установления повестки дня, с одной стороны, и фрейминга и прайминга с другой. Отдельное внимание уделяется принципам взаимодействия между собой различных видов повесток: политической, медийной (или информационной) и публичной, а также соотношению между собой понятий «установление» и «строительство» повестки дня. Затрагивается также набирающий все большую популярность в зарубежной коммуникативистике вопрос о роли медийной повестки дня применительно к международным отношениям. Эмпирической базой настоящего исследования стали 25 самых цитируемых журнальных статей базы данных Web of Science, посвященных различным аспектам повестки дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Western Communication Scholars’ View on Media Agenda Setting: Analysis of the Main Approaches

A term of an agenda, quite common for modern political communication studies, was coined in the United States. Nowadays, different aspects relating to agenda setting attract attention of scholars from all over the world, including Russia. Paying tribute to those Russian researchers who contributed to the exploration of this phenomenon, we deem it necessary to place emphasis on the way agenda is analyzed in the Western science. Main trends and tendencies of agenda studies by European and American scholars are considered in this article. Similarities and differences between agenda setting and priming, on the one hand, and framing, on the other hand, are allocated. Special attention is accorded to the principles of interaction between different types of an agenda, i.e. political, media, and public, as well as to correlation between “agenda setting” and “agenda building”. The media agenda’s role in international relations, which is now gaining momentum in foreign communication science, is also addressed by the author. 25 most cited articles about various aspects of an agenda within database “Web of Science” have formed an empirical basis of this paper.

Текст научной работы на тему «Западная коммуникативистика об установлении информационной повестки дня: анализ основных подходов»

УДК 316.774:32.019.51

А. А. Казаков

ЗАПАДНАЯ КОММУНИКАТИВИСТИКА ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ

Достаточно хорошо распространенный в современной политической коммуникативи-стике концепт «повестка дня» был впервые введен в научный оборот в Соединенных Штатах. Сегодня сюжеты, связанные с установлением повестки дня, волнуют ученых во всем мире, в том числе и в России. Отдавая должное российским исследователям этого феномена, считаем необходимым внимательно относиться и к опыту изучения повестки дня в западной науке. В настоящей статье рассматриваются основные направления и тенденции анализа категории «повестка дня» европейскими и американскими учеными. Выделяются сходства и различия установления повестки дня, с одной стороны, и фрейминга и прайминга — с другой. Отдельное внимание уделяется принципам взаимодействия между собой различных видов повесток: политической, медийной (или информационной) и публичной, а также соотношению между собой понятий «установление» и «строительство» повестки дня. Затрагивается также набирающий все большую популярность в зарубежной коммуникативистике вопрос о роли медийной повестки дня применительно к международным отношениям. Эмпирической базой настоящего исследования стали 25 самых цитируемых журнальных статей базы данных Web of Science, посвященных различным аспектам повестки дня.

Ключевые слова: информационная повестка дня, установление повестки дня, строительство повестки дня, фрейминг, прайминг, оценочный тон.

Постоянно расширяющийся технологический потенциал средств массовой коммуникации делает их все более доступными и привлекательными для самых различных сегментов социума. Как результат, даже те, кто прежде совсем не интересовались политикой и иными общественно значимыми проблемами, сегодня зачастую оказываются вовлеченными в обсуждение этих тем. В связи с этим особую важность приобретает то, что именно разнообразные массмедиа предлагают вниманию своей аудитории. Ведь то, чему журналисты посвящают свои материалы, оказывает непосредственное влияние на то, о чем думают люди в отношении вещей, которые они не могут наблюдать непосредственно.

В науке подобное фокусирование средств массовой коммуникации на вполне определенных «темах» принято называть установлением повестки дня. Вообще, нужно отметить, что в последнее время термин «повестка дня» достаточно прочно вошел в дискурс ученых, занимающихся проблемами массовой коммуникации. Появляется все больше работ, в которых прямо или косвенно анализируются различные аспекты данного феномена. В нашей стране практические и теоретические сюжеты установления повестки дня особенно подробно рассматривались творческим тандемом Е. Дьяковой и А. Трахтенберг. Кроме них, отдельные стороны данного явления изучали также Я. и И. Засурские, М. Мамонов, Е. Вартанова, Т. Фролова, М. Шкондин, Г. Вычуб, Г. Ковалев, Е. Прохоров и другие авторы. Отдавая должное этим исследователям, нужно сказать, что их общими усилиями было сформировано более или менее целостное представ-

© А. А. Казаков, 2013

ление о сущности, механизмах и национальных особенностях установления повестки дня в России.

Между тем представляется весьма интересным посмотреть также и на то, что волнует исследователей повестки дня за рубежом. И прежде всего — на родине самого этого термина (применительно к процессам массовой коммуникации), в США. При этом считаем возможным оставить за скобками нашего внимания хорошо всем известные идеи классиков коммуникативистики (У. Липпмана, П. Лазарсфельда, Р. Мертона, Д. Макквайла, Дж.Хоркхаймера, Б. Берельсона, Э. Каца, Дж. Клаппера и др.) и вместо этого предлагаем обратиться к научным изысканиям тех западных ученых, которые занимаются разработкой данной проблематики в настоящий момент.

Из огромного массива посвященных повестке дня публикаций мы отобрали для своего анализа 25 самых цитируемых журнальных статей в базе данных Web of Science1. Селекция публикаций осуществлялась по ключевому слову «agenda» (повестка дня) в категории «communication» (коммуникация). Упорядочив результаты поиска по количеству цитирований, мы отобрали 25 работ, на которые чаще всего ссылаются западные ученые — пользователи Web of Science. Предполагаем, что именно эти статьи задают тон изучению феномена повестки дня в современной западной коммуникативистике.

Прежде всего, необходимо отметить, что в зарубежной науке установление повестки дня (agenda setting) зачастую рассматривается сегодня в увязке с сопутствующими этому процессу фреймингом и праймингом. Напомним, что применительно к масс-медиа повестка дня чаще всего определяется как набор тем, которые средства массовой коммуникации считают приоритетными и потому обращаются к ним особенно часто (McCombs, 2004, p. 26). Под фреймингом (от англ. frame — рамка, формулировать) обычно понимают процесс, в ходе которого журналисты, пытаясь сделать изложение материала более понятным для собственной аудитории, иногда намеренно упрощают суть описываемых событий, опускают отдельные подробности и предлагают собственные, не всегда, правда, объективные трактовки и интерпретации (Entman, 1993, p. 52-54; Scheufele, 1999, p. 102-103). Прайминг же (от англ. prime — воспламенять, расцвет, основной) подразумевает влияние информации, которую люди черпают из масс-медиа, на оценку аудиторией окружающей политической действительности (lyengar, Kinder, 1987, p. 63). Именно соотношение понятий «установление повестки дня», «фрейминг» и «прайминг» является на сегодняшний день одной из самых часто затрагиваемых в отобранных публикациях тем.

Любопытные данные о количественном соотношении работ, посвященных указанным феноменам, приведены в статье Д. Вивера. Подсчитав общее число упоминаний этих категорий в качестве ключевых слов во всех научных работах, опубликованных в период с 1971 по 2005 г., этот американский ученый среди

1 Web of Science — составная часть поисковой платформы Web of Knowledge, содержащей реферативные базы данных публикаций, в том числе базы, учитывающие взаимное цитирование научных трудов.

прочего выявил, что со второй половины 1990-х годов популярность исследований по фреймингу очень стремительно растет и к 2005 r. практически в четыре раза превышала аналогичный показатель по повестке дня. При этом в качестве одной из вероятных причин столь бурного роста числа работ по фреймингу Вивер называет некоторую неопределенность самого этого термина (Weaver, 2007, p. 143-144).

От себя же заметим, что в отечественной науке ситуация с этим совершенно иная. Не проводя отдельных исследований на этот счет, рискнем предположить, что в настоящий момент можно наблюдать постепенное увеличение количества работ, так или иначе связанных с отдельными аспектами установления повестки дня, и почти полное отсутствие исследований по фреймингу и праймингу.

Возвращаясь к вопросу о смысловом содержании рассматриваемых категорий, можно сказать, что по данному поводу существуют две основные точки зрения. По одной из них фрейминг, прайминг и установление повестки дня представляют собой взаимосвязанные, но при этом различные самостоятельные феномены. По другой — фрейминг есть не что иное, как расширенный вариант установления повестки дня (или, в терминологии М. Маккомбса, установление повестки дня второго уровня — second-level agenda setting). Сторонники первого подхода (Gamson, 1992; Price, Tewksbery, 1997; Scheufele, 2000) убеждены в том, что мнение об объекте внимания средств массовой информации в первую очередь зависит от того, как (с использованием каких лексических средств) этот объект преподносится журналистами (Price, Tewksbery, 1997, p. 184).

Сторонники же второго подхода (McCombs, 2004; Weaver, McCombs, Shaw, 2004) полагают, что решающее воздействие на аудиторию оказывает осуществляемый масс-медиа отбор соответствующих сюжетов, затрагивающих объект, иными словами — повестка дня, определенным образом сформированная в отношении конкретного объекта. При этом ее составными частями чаще всего являются не события, а черты-компоненты имиджа человека, партии, организации и т. п. Примером этому может служить актуализация в статьях про кандидата в президенты его военного прошлого в ситуации, когда в обществе силен запрос на так называемую «сильную руку».

Примирить эти подходы отчасти способна конструкция, сформулированная Т. Шефером, который ввел в оборот понятие оценочного тона (evaluative tone) в отношении объекта журналистского повествования (этот тон может быть позитивным, негативным или нейтральным) и вписал свое нововведение в структуру установления повестки дня второго уровня (Sheafer, 2007, p. 21-22). Таким образом, налицо определенный симбиоз содержаний двух указанных выше подходов.

В целом же, на наш взгляд, принципиальное различие между установлением повестки дня и праймингом, с одной стороны, и фреймингом — с другой, заключается в том, что результатом первых двух является ответ на вопрос о том, думает ли (использует при принятии решений) человек об актуализированных средствами массовой коммуникации «темах» или нет, в то время как логическим следствием фрейминга чаще всего выступает то, каким именно образом человек об этом думает, расценивает это.

Достаточно внимания уделяется также принципам взаимодействия между собой различных видов повесток: политической, медийной (или информационной) и публичной (в свою очередь, подразделяемой на три уровня: личностной, межличностной и «воображаемой/предполагаемой общественной»). В рамках политической повестки дня некоторые ученые выделяют две разновидности: символическую повестку, как правило, составляют «темы», привлекательные для аудитории, но при этом имеющие не очень много шансов на то, чтобы в отношении них были предприняты реальные действия властей; субстанциональная же повестка предполагает набор вопросов или проблем, для решения которых чаще всего принимаются конкретные меры — разрабатывается соответствующее законодательство, выделяются средства и т. п. Отдельно изучается также и то, каким образом различные типы средств массовой коммуникации (телевидение, печать, радио и Интернет) влияют друг на друга в процессе установления информационной повестки. Данное взаимодействие в западной науке называют установлением «межмедийной» повестки дня (intermedia agenda setting) (Butler, 1998, p. 40-41; Roberts, McCombs, 1994, p. 258-259).

Отдельного упоминания, безусловно, заслуживает попытка С. Волгрэйва и П. Ван Айлста сформулировать предварительную теорию воздействия медийной повестки на повестку политическую. По мнению этих исследователей, скорость и характер реакции политиков на актуализированные средствами массовой информации проблемы зависят от двух групп факторов: медийных (включают в себя характер освещаемых вопросов — навязчивые/ненавязчивые, тип СМИ и «тональность» публикаций — негативная/позитивная/нейтральная) и политических (период времени — меж- или предвыборный, внутриинституциональ-ные процедуры принятия решений, политическая конфигурация в конкретный момент времени и личные качества политика, принимающего решения). Комбинация указанных факторов в конечном итоге предопределяет один из пяти вариантов реакции власти на сюжеты, занимающие лидирующее положение в медиа-повестке: отсутствие реакции, быстрая символическая (по мнению авторов, этот тип реакции больше характерен для парламентов), медленная субстанциональная (правительства), быстрая субстанциональная (сильные президентские системы) и медленная символическая (Walgrave, Van Aelst, 2006, p. 103-105).

В свете отмеченного выше разграничения повесток на политическую, информационную и общественную следует также обратить внимание и на некоторые связанные с этим терминологические тонкости. Так, в отличие, скажем, от российской научной традиции, под установлением повестки дня (agenda setting) на Западе понимается процесс формирования только публичной (общественной) повестки. Считается, что происходит это в первую очередь под воздействием средств массовой информации (в отношении «ненавязчивых» проблем, т. е. тех, с которыми непосредственно, в реальных условиях, граждане сами не сталкиваются) и личного опыта людей (в отношении «навязчивых» проблем, о которых люди узнают и без помощи масс-медиа).

Нужно отметить, что, рассуждая о возможностях средств массовой коммуникации устанавливать повестку дня, западные ученые нередко принимают во внимание три другие связанные с этим логические модели. Первая из них —

«модель публичной арены» ("public arenas model") — подразумевает то, что способность аудитории фокусироваться на вполне конкретной «теме» с течением времени, как правило, ослабевает, так как люди попросту могут начать испытывать скуку по данному поводу (Hilgartner, Bosk, 1988). Вторая — «модель цикличности внимания» ("issue-attention cycle" model) — предполагает снижение внимания публики к какой-либо проблеме, если в ходе ее решения возникают серьезные трудности (Downs, 1972). Наконец, третья модель говорит нам о том, что сообщения о негативных событиях и процессах, как правило, привлекают больше внимания, чем о хороших (Mutz, 1998).

Возвращаясь к вопросу о связанных с повесткой дня терминологических нюансах, отметим, что формирование информационной (а не общественной) повестки именуется в западной науке уже не «установлением», а «строительством» повестки дня (agenda building) (см., напр.: Sheafer, Weimann, 2005, p. 349). В посвященных данному аспекту работах исследуется то, почему в демократических системах достоянием общественности становятся факты лишь об определенных, а не обо всех событиях и процессах (Dearing, Rogers, 1996; Funkhouser, 1973; Behr, Iyengar, 1985).

В исследованиях, посвященных установлению повестки дня, не последнее место занимает также вопрос о том, как на этот процесс влияет стремительное распространение Интернета. Одна из первых серьезных попыток разобраться в этом была предпринята еще в 2002 г. С. Альтхаус и Д. Тьюксбери провели недельный эксперимент, по итогам которого выяснили, что читатели печатной версии «Нью-Йорк Таймс» более подвержены восприятию и усвоению устанавливаемой изданием повестки, чем те, кто в течение семи дней читал онлайн-версию этой газеты. Причина — в способах упорядочивания предлагаемого публике материала: в «бумажной» газете, располагая «выгодные» редакции статьи на первых полосах, выделяя их шрифтом, иллюстрациями и т. д., легче привлечь внимание читателя к сюжетам, в которых прежде он заинтересован не был; «электронные» же версии газет, группируя темы по категориям, делают более вероятной ситуацию, когда пользователь прочитает лишь то, что он изначально искал. Отсюда — меньший эффект установления повестки дня в сфере интернет-медиа и — параллельно — опасность фрагментации личностных повесток по мере дальнейшего роста популярности электронных средств получения информации (Althaus, Tewksbury, 2002, p. 182-183).

Три года спустя этот вывод был несколько скорректирован и дополнен К. Шо-энбахом, Е. де Ваалем и Е. Лауфом. Проведя собственное эмпирическое исследование подверженности тысячи голландцев медийной повестке дня, ученые показали, что на самом деле те, кто получают информацию исключительно из интернет-источников, под влиянием этого также способны корректировать собственные повестки, делая их более широкими и разнообразными. Однако чаще всего это удается не всем, а лишь наиболее образованным пользователям сети. По мнению ученых, более образованные люди, как правило, являются и более уверенными пользователями Интернета, хорошо знакомыми с разнообразными способами поиска нужной им информации. Как следствие, время, которое прочие тратят на то, чтобы сориентироваться в огромном массиве со_ 59

ПОЛИТЭКС. 2013. Том 9. № 3

держащейся в сети информации, они посвящают расширению своих представлений о происходящем в мире. При этом среди поклонников печатной прессы эффект расширения собственных повесток наблюдается почти у всех — вне зависимости от уровня образованности человека (Schoenbach, de Waal, Lauf, 2005, p. 253).

Наконец, необходимо упомянуть и еще один аспект, которому уделяется немало внимания в зарубежных исследованиях по установлению повестки дня. Речь идет о проявлениях данного феномена применительно к международно-политической проблематике. В этом плане среди 25 отобранных нами наиболее цитируемых статей выделяется работа В. Ванты, Г. Голана и К. Ли, исследовавших эффект установления повестки при освещении зарубежных государств. Экспериментальным путем ученые выявили сразу несколько закономерностей. Во-первых, чем больше внимания уделяется какой-либо стране в масс-медиа, тем чаще аудитория этих СМИ считает, что данная страна имеет приоритетное значение для национальных интересов США. Во-вторых, в подтверждение теории об установлении повестки дня второго уровня, чем более негативно какое-либо государство преподносилось СМИ, тем хуже было мнение об этой стране у читателей/зрителей/слушателей. И в-третьих, позитивные или нейтральные оценки страны в масс-медиа не оказывали существенного воздействия на отношение к государству у аудитории (Wanta, Golan, Lee, 2004, p. 369-374).

Таковы основные сюжеты, которые волнуют сегодня американских и европейских исследователей установления повестки дня. На наш взгляд, по общему объему внимания, уделяемого данной проблематике, по глубине анализа и разнообразию изучаемых аспектов стоит признать, что западная коммуникативи-стика по-прежнему задает тон в исследовании повестки дня. С другой стороны, очевидно, что большинство исследований в данной предметной области как бы по умолчанию предполагает, что масс-медиа функционируют в рамках вполне определенного типично западного либерально-демократического социокультурного контекста. А потому далеко не факт, что упомянутые в данной статье модели, теории и концепции будут работать и применительно к принципиально иной социально-политической «почве». К тому же можно констатировать, что до сих пор сохраняется отмеченное Е. Дьяковой и А. Трахтенберг еще в 2001 г «слепое пятно» гипотезы «agenda setting» в ее позитивистской трактовке, — игнорирование вопроса о том, почему сами СМИ одни проблемы отбирают в качестве наиболее важных и достойных войти в медийную повестку, а на другие совершенно не обращают внимания (Дьякова, Трахтенберг, 2001, с. 167-168). Вполне возможно, в попытке аргументированно ответить на этот вопрос и разработать собственный, адаптированный к российским медийно-политическим реалиям, методологический инструментарий анализа повестки дня и кроется реальная возможность для отечественных ученых во весь голос заявить о себе в масштабах мировой коммуникативистики.

Литература

Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Социокультурные механизмы установления повестки дня // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. 2001. № 2.

С. 166-191 (Dyakova E. G., Trahtenberg A. D. Social and Cultural Mechanisms of Agenda Setting // Annual Almanac of Institute of Philosophy and Law, Ural department of the Russian Academy of Science. 2001. N 2. P. 166-191).

Althaus S. L., Tewksbury D. Agenda setting and the "new" news — Patterns of issue importance among readers of the paper and online versions of the New York Times // Communication Research. 2002. Vol. 29. P. 180-207.

Behr R. L., Iyengar S. Television news, real-world cues, and changes in the public agenda // Public Opinion Quarterly. 1985. Vol. 49. P. 38-57.

Butler B.-A. Information subsidies, journalism routines and the Australian media: Market liberalization versus marketplace of ideas // Prometheus. 1998. Vol. 16. P. 40-45.

Dearing J. W., Rogers E. M. Agenda-setting. Thousand Oaks, CA: Sage, 1996. 139 p.

Downs A. Up and down with ecology: The issue-attention cycle // Public Interest. 1972. Vol. 28. P. 38-50.

Entman R. M. Framing: Towards clarification of a fractured paradigm // Journal of Communication. 1993. Vol. 43. Р. 51-58.

Funkhouser G. R. The issues of the sixties: An exploratory study in the dynamics of public opinion // Public Opinion Quarterly. 1973. Vol. 37. P. 62-75.

Gamson W. A. Talking Politics. New York: Cambridge University Press, 1992. 272 p.

Hilgartner S., Bosk C. L. The rise and fall of social problems: A public arenas model // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. 53-78.

IyengarS., KinderD. R. News That Matters: Television and American Opinion. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 216 p.

Mutz D. C. Impersonal Influence: How Perceptions of Mass Collectives Affect Political Attitudes. New York: Cambridge University Press, 1998. 210 p.

McCombs M. Setting the Agenda: The Mass Media and Public Opinion. Malden, MA: Blackwell, 2004. 198 p.

Price V., Tewksbery D. News Values and Public Opinion: A Theoretical Account of Media Priming and Framing // Progress in Communication Sciences: Advances in Persuasion / ed. by G. A. Baret, F. J. Boster. Greenwich, CT: Ablex, 1997. P. 173-212.

Roberts M., McCombs M. Agenda setting and political advertising: Origins of the news agenda // Political Communication. 1994. Vol. 11. P. 249-262.

Scheufele D. A. Agenda-setting, priming, and framing revisited: Another look at cognitive effects of political communication // Mass Communication & Society. 2000. Vol. 3. P. 297-316.

Scheufele D. A. Framing as a theory of media effects // Journal of Communication. 1999. Vol. 49. Р. 101-120.

Schoenbach K., de WaalE., Lauf E. Research note: Online and print newspapers — Their impact on the extent of the perceived public agenda // European Journal of Communication. 2005. Vol. 20. Р. 245-258.

Sheafer T. How to evaluate it: The role of story-evaluative tone in agenda setting and priming // Journal of Communication. 2007. Vol. 57. Р. 21-39.

Sheafer T., Weimann G. Agenda building, agenda setting, priming, individual voting intentions, and the aggregate results: An analysis of four Israeli elections // Journal of Communication. 2005. Vol. 55. Р. 347-365.

Walgrave S., Van Aelst P. The contingency of the mass media's political agenda setting power: Toward a preliminary theory // Journal of Communication. 2006. Vol. 56. Р. 88-109.

Wanta W., Golan G., Lee C. Agenda setting and international news: Media influence on public perceptions of foreign nations // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2004. Vol. 81. P. 364377.

Weaver D., McCombs M., Shaw D. L. Agenda-Setting Research: Issues, Attributes, and Influences // Handbook of Political Communication Research / ed. by L. L. Kaid. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2004. P. 257-282.

WeaverD. Thought on agenda setting, framing, and priming // Journal of Communication. 2007. Vol. 57. P. 142-147.

ПОЛИТЭКС- 2013. Том 9. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.