Научная статья на тему 'Специфика изображения образа инязора в романе К. Г. Абрамова «Пургаз»'

Специфика изображения образа инязора в романе К. Г. Абрамова «Пургаз» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
222
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Валова Алина Олеговна

В статье представлен анализ исторических документов, имеющих ссылки на возникновение Пургазовой Руси. Исследуется их влияние на создание художественных произведений об инязоре. Предложены авторские интерпретации образа Пургаза на основе анализа художественного текста классика мордовской литературы К. Г. Абрамова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of historical documents referring to the origin of Purgazov’s Rus. The author studies their impact on the creation of literary works about inyazor. The article includes the author’s interpretations of Purgaz image based on an analysis of the literary text of K. G. Abramov, the classic of Mordovian literature.

Текст научной работы на тему «Специфика изображения образа инязора в романе К. Г. Абрамова «Пургаз»»

ВАЛОВА А. О.

СПЕЦИФИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА ИНЯЗОРА В РОМАНЕ К. Г. АБРАМОВА «ПУРГАЗ» Аннотация. В статье представлен анализ исторических документов, имеющих ссылки на возникновение Пургазовой Руси. Исследуется их влияние на создание художественных произведений об инязоре. Предложены авторские интерпретации образа Пургаза на основе анализа художественного текста классика мордовской литературы К. Г. Абрамова.

Ключевые слова: инязор, главный герой, легенда, автор, поток мыслей, внутреннее состояние персонажа.

VALOVA A. O.

SPECIFICS OF REPRESENTATION OF INYAZOR IMAGE IN THE NOVEL "PURGAZ" BY K. G. ABRAMOV Abstract. The article presents an analysis of historical documents referring to the origin of Purgazov's Rus. The author studies their impact on the creation of literary works about inyazor. The article includes the author's interpretations of Purgaz image based on an analysis of the literary text of K. G. Abramov, the classic of Mordovian literature.

Keywords: inyazor, main character, legend, author, train of thoughts, inner state of character.

Сведения о Пургасе (или как вариант имени Пургазе) - одном из наиболее видных представителей мордвы, именем которого названо учеными-историками целое государственное формирование - Пургасова волость - можно найти уже в Патриаршей, или Никоновской, летописи. Примечательным здесь является то, что «Пургасова волость» не охватывает всей «земли Мордовской», об этом можно судить по летописному своду, который вместе с тем отмечает и то, что «мордва с Пургасом», «мордва Пургасова» жила с «Русью Пургасовой» - русским населением, подвластным мордовскому инязору - Пургасу. Однако до сих пор не установлены очертания «Пургазовой волости», хотя существует предположение, что «им могло быть Пургасово городище, остатки которого раскопаны близ села Пурдошки Темниковского района Республики Мордовия» [3, с. 10].

На Руси того времени считалось, что волость - это территория определенного княжеского удела, возглавляет которую правитель, в данном случае, как следует из летописи, инязор мордовского народа Пургаз. Пургаз - это энергичный, талантливый представитель мордовского народа, которому удалось объединить множество враждующих между собой родов и тем самым спасти нацию от физического уничтожения, сохранить ее духовные

1

ценности. Совершенно естественно, что образ мордовского князя нашел свою реализацию в художественной исторической прозе. Показательными являются такие произведения, как роман К. Г. Абрамова «Пургаз», исторический очерк В. К. Абрамова «Пургаз», рассказ ученого-историка В. Юрченкова «Инязор» и другие. Остановимся на первом из них.

Жизнь мордвы, ее богатая самобытность, история, идеи объединения мордовских племен воплотились в романе К. Г. Абрамова «Пургаз». Главного героя - Пургаза - мы видим ребенком, затем он предстает перед нами отважным юношей, прилежным учеником, и, наконец, инязором мордовского народа, умудренным жизнью стариком.

Впервые мы встречаемся с Пургазом на страницах романа К. Абрамова в доме его деда Обрана и бабушки Вежавы. Уже с детских лет на него возлагаются немалые надежды, поскольку Пургаз не только отдавал дань уважения старшим, но и мог показать свой характер самому уважаемому из них - деду.

Небольшая размолвка между дедом и внуком, произошедшая из-за кур, характеризует последнего как личность самолюбивую, неординарную, но помнящую законы рода.

Интересна, на наш взгляд, и личность деда Обрана. Сам автор говорит о нем как о потомке основателя городка, продолжателе традиций и обычаев рода, правнука основателя городка, которого так же звали Обраном.

Вполне возможно, что за историческую основу истории городка автор взял общеизвестную легенду. Уже в 60-е годы XIX века известный русский писатель Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) в своей работе «Очерки мордвы» [2] этнически точно и поэтически выразительно пересказывает историю возникновения Абрамова городка.

Вероятно, образ Пургаза во многом навеян этой легендой. Его отношение к Обран ошу, стремление отстоять его любой ценой так же, как делал это его дед, сродни чувствам Абрамки из пересказанной П. И. Мельниковым-Печерским легенды. К тому же необходимо упомянуть и о том, что военную хитрость, описанную преданием, почти без изменений К. Г. Абрамов изображает в эпизоде обороны и гибели мордовского войска под предводительством деда Пургаза - Обрана. Согласно тексту произведения, история мордовского города-крепости заканчивается исчезновением места ее расположения с ландшафта. Вот что видит Пургаз на месте любимого детища: «... Пургаз почувствовал себя как во сне: на том месте, где он всю жизнь видел гору и на ней городок, ничего не было. Он подъехал поближе и остановился на краю глубокого оврага, дно которого было завалено лесом. Могучие дубы, осинник и орешник - все смешалось с землей» [1, с. 24].

Обран ош - центр, который соединяет мордовскую землю с другими. Это сердце Мордовской земли, место, которым хотели бы завладеть и русские, и булгары, что

обусловлено местоположением городка. «Опасность грозит с запада, из-за Оки. Говорят, Владимирский великий князь спит и во сне видит Обран ош. Из-за Оки в Мордовскую землю приходят не только торговать, бегут от тяжелой княжеской руки русские люди в одиночку и с семьями. Старик не гонит их, пусть живут. Мордовская земля большая, места хватит. Не все этим довольны. Некоторые люди из других родов ворчат: зачем, мол, привечаешь пришлых, скоро самим негде будет жить. Обран лишь усмехается, - разве можно отказывать тем, кто просит помощи? Не по своей воле приходят сюда русские - бегут от тех же враждующих князей, которых так опасается теперь старый Обран» [1, с, 11].

Характеризуя таким образом главу Мордовского рода - Обрана - как человека справедливого, миролюбивого, спокойного и рассудительного, автор не забывает упомянуть о сложившихся отношениях русских и мордвы: с одной стороны, мордва гостеприимна и не злопамятна, а с другой - всегда готова выступить на защиту своей земли от врагов-князей. Беда мордвы в том, что она разорена, разрознена, каждый род обособлен и порой не знает границ своей земли, точного количества членов рода. Дело объединения мордвы завершит Пургаз, а начать его пришлось еще деду - Обрану. В этом плане показательна встреча Обрана и Пуреся, главы одного из мокшанских родов, который живет по соседству с эрзянским родом Обрана. Причина встречи - трудности, с которыми столкнулся род мокшан. Решено было собрать глав родов и попытаться воссоединиться. Однако этому не суждено было случиться, Обран погиб, защищая свой город от русских князей-завоевателей. Мужественно сражались мордовские воины, немало их полегло, но городок свой отстоять они не смогли. Погиб Обран и несколько его сыновей. Они умерли как настоящие мужчины, так было принято в их роду. С детства мечтал Пургаз быть достойным их. Слишком много значил для него Обран ош, чтобы потерять его, самое сердце Мордовской земли.

После поражения Обрана дружественные войска булгар помогли мордве вернуть Обран ош. Для того чтобы сохранить его, чтобы сделать свой народ богаче и мудрее, задумал девятнадцатилетний Пургаз побывать в чужих краях. Уже в это время его характер отличается несгибаемостью, целенаправленностью, непреклонностью. Решив что-то, он от своего замысла не отказывается ни при каких обстоятельствах. Задумав побывать в булгарской земле, Пургаз обращается к тогдашнему главе рода - Ушмаю - за помощью, просит обучить булгарскому языку: «Не хочу ехать туда немым», - объясняет он» [1, с. 11].

Характеризуя своего героя как натуру цельную, одаренную, автор особо выделяет его нравственный стержень. Поступки Пургаза осмысленны, хорошо продуманы, он предпринимает множество серьезных действий. Одно из них - объединение мордвы. Сложное это дело. Но мысли о благополучии, процветании родной земли не могут не

тревожить такого человека. Показывая своего героя как созидателя, автор прибегает к хорошо известному в литературе приему воссоздания внутреннего состояния персонажа - к так называемому потоку мыслей. Писатель сразу приводит мотивированные этими переживаниями поступки. Тем самым он добивается эффекта цельности изображаемой натуры.

На наш взгляд, заслуга автора произведения заключается в том, что он подходит к описанию исторической личности как одаренный психолог, серьезный ученый-историк. Понимая, что хороший, положительный человек, которого судьба ставит в постоянную позицию выбора, не может не делать неправильных с точки зрения морали поступков, автор постоянно ставит своего героя в позицию выбора. Цель и смысл жизни Пургаза - объединение Мордовской земли - были почти достигнуты, когда вновь нависла внутренняя угроза. Тогда-то и решился мордовский инязор на оправданный, но бесчестный поступок. Он понимал, что русские князья не оставят Мордовскую землю в покое и, как только вспыхнет ссора внутри мордвы или же между мордвой и русским князем, Тенгуш переметнется к Пурейшам, и тогда придет конец независимой земле Мордовской. А ускорит этот процесс сама мордва. Лишь смерть Тенгуша могла остановить надвигавшуюся беду, которая, как большое колесо, грозила раздавить мордовский народ. Услышал инязор долгожданную страшную весть о гибели Тенгуша в середине зимнего месяца. Кровавая тайна не давала покоя Пургазу-человеку в то время, когда Пургаз-инязор спокойно говорил в Доме Старейшин после избрания нового главы рода, которым стал Промаз, старший сын покойного.

Пургаз у К. Г. Абрамова лишен сомнений, он прямолинеен и честен. После периода отчаяния и безысходности он вновь становится таким же. Сильное душевное переживание отступает. Пургаз уже больше не считает себя убийцей.

Сильный, смелый воин, дальновидный предводитель, Пургаз представлен в романе и с другой стороны. Он любящий человек. Счастлива с ним Руша. Та, которую пожалел он в Великом городе в Булгарии и купил на невольничьем рынке. Много лет прошло с тех пор. Отыскал и привез Пургаз мать своей Руши, мокшанку из соседнего рода, женщину одинокую и болезненную. Этот личностный поступок как нельзя лучше характеризует глубинную суть Пургаза.

Проходит время, и Пургаз понимает, что большая часть жизни уже прошла. Пришла пора подводить итоги жизни. Мечтал Пургаз сделать народ свой грамотным. Не суждено было сбыться его мечте.

Многие исследователи обращались к этому историческому моменту. Мимо такого

материала, естественно, не мог пройти и К. Г. Абрамов, создавая свою версию жизни и

деятельности мордовского инязора. Как главе части мордовских родов, Пургазу присуща

4

ответственность за судьбы ведомых: каждого человека в отдельности и всего народа в целом. Именно это не может оправдать жертвенности, а сознание того, что мордва может вообще исчезнуть с лица земли, приводит к частичному смирению, поскольку именно смирение, проявляющееся в осторожности и осмотрительности, может сохранить воинов для новых битв за независимость родного края и своего народа. И, как следствие этого, Пургаз, почувствовав слабые стороны противника, вновь и вновь нападает на врага. Теперь он не объединитель и устроитель, он борец за свободу мордвы, за независимость, за ее самостоятельность. Так и остался мордовский инязор непобедим. Исчез, но не сдался. Возможно, именно это роднит роман К. Г. Абрамова с летописными источниками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов К. Г. Пургаз. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. - 464 с.

2. Мельников П. И. (Андрей Печерский) Очерки мордвы. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. - 136 с.

3. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. -245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.