Научная статья на тему 'Специфика исследования авторской песни в контексте движения общественно-политической мысли'

Специфика исследования авторской песни в контексте движения общественно-политической мысли Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
201
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вологина О. В.

С момента появления авторская песня была в центре общественного сознания. Провозглашаемые система ценностей, мировоззрение, личные убеждения и политические взгляды, были настолько универсальны, что не оставляли в стороне не только публицистов, но и композиторов, писателей и поэтов. Научный взгляд на авторскую песню в этом смысле является более чем показательным, поскольку даже содержание научных работ и отношение научного мира к новому виду синтетического искусства показывает насколько политический дискурс современности влияет на исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика исследования авторской песни в контексте движения общественно-политической мысли»

СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ В КОНТЕКСТЕ ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

© Вологина О.В.*

Московский педагогический государственный университет, г. Москва

С момента появления авторская песня была в центре общественного сознания. Провозглашаемые система ценностей, мировоззрение, личные убеждения и политические взгляды, были настолько универсальны, что не оставляли в стороне не только публицистов, но и композиторов, писателей и поэтов.

Научный взгляд на авторскую песню в этом смысле является более чем показательным, поскольку даже содержание научных работ и отношение научного мира к новому виду синтетического искусства показывает насколько политический дискурс современности влияет на исследователя.

В середине XX века в русской литературе был создан изначально синтетический жанр, существующий неразрывно с музыкальным (преимущественно гитарным) сопровождением и исполнительской интерпретацией, за которым закрепилось название авторская песня.

Их творчество происходило в богатый и насыщенный период отечественной истории, ознаменовавшийся переходом от советского режима к современному российскому обществу. Этот отрезок времени, начался с бреж-невкого правления, когда страна «уверенно» входила в «период упадка» (Б.Ш. Окуджава), погружаясь в тягостное состояние «гражданских сумерек» (он же), и с андроповско-черненковским «энергичным топтанием на месте» (он же), с горбачевской перестройкой и с ельциновским «смутным временем», когда последние надежды на возрождение России казались рухнувшими. Он неминуемо связан не только с историей целого поколения, детство которого было омрачено войной, в юности надежды были сломлены «хрущевской оттепелью», а зрелость попала на брежневский режим, но и с движением молодых литературных сил, движением «шестидесятничества», вторым рождением A.A. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, М.В. Булгакова, возвращением «русского зарубежья» и реабилитацией религии.

С момента появление авторской песни явление сопровождает пристальный взгляд общества, анализ и самоанализ бардов и комментарии специалистов, в том числе ученых-литературоведов и музыковедов. За полвека своего существования авторская песня обросла довольно обширной историографией, от маленьких газетных публикаций с момента своего появления до монографий и диссертаций.

* Аспирант кафедры Литературы и журналистики XX-XXI вв.

Уже в конце XX столетия можно было проследить ощутимую и закономерную тенденцию официального взгляда на авторскую песню, как сложную и богатую своими достижениями литературное и музыкальное явление. Авторская песня всегда была современна своим исследователям вне зависимости от возможности общаться с автором-исполнителем непосредственно: система ценностей, мировоззрение, личные убеждения и политические взгляды были настолько универсальны, что объединяли исследователей различных десятилетий.

Тем не менее, можно говорить, что история научного исследования феномена авторской песни в большей степени зависима от политической атмосферы современности исследователя, чем со сменой дискурса постмодерна на «просткреавистскую парадигму мировоззрения (в терминологии Бройт-мана - неклассический период поэтики художественной модальности)» [1], как философское осмысление филологических исследований конца XX века.

Внимание к этому феномену сначала принимало разнообразные формы оценочных суждений; потом переросло в споры, усиливающиеся во второй половине 80-х - начале 90-хх, а благодаря не прекращающемуся интересу к этому литературному течению авторская песня из сферы текущей литературной критики к концу тысячелетия перешла в область истории литературы, оставаясь также историей современности. Отталкиваясь от объекта исследования на примере этого музыкально-поэтического течения весьма интересно проследить формирование и вариации научной парадигмы в зависимости от социального заказа и общественного строя. Поначалу подчиняющаяся строгим нормам политического режима, наука и общество даже не рассматривали авторскую песню как возможный объект исследования. А впоследствии, всего через 50 лет, течение сопровождают фамилии не только кандидатов, но и докторов наук.

Первые дискуссионные статьи вышли в 1965 г. в «Литературной газете». В дискуссии приняли участие А.Островский, М. Табачников, Л. Ошанин, Б. Мокроусов и др. [2]. Они были посвящены определению жанра, анализу творчества отдельных авторов, идейно-тематической стороне пе-сен скорее походили на оценочную заметку, чем на научный диспут. Так, например, В. Соловьёв-Седой пишет: «Когда столичный молодой актёр, удачно сыгравший роль в кино или театре, ездит по городам и весям со своим доморощенным репертуаром, распевая сомнительные песенки об антисказках и блатной дружбе, - это стихийное бедствие...» [3].

И как бы не было парадоксально, но наиболее разработанной областью в науке стало высоцковедение. Роль координирующего научного центра, и, соответственно, издании принял на себя Государственный культурный центр-музей B.C. Высоцкого в Москве (ГКЦМ B.C. Высоцкого). В его стенах в апреле 1998 г. состоялась первая Международная научная конференция, приуроченная к 60-летию поэта: «Владимир Высоцкий и русская культура

1960-1970-х годов». В ноябре 2000 г. там же прошла вторая Международная конференция: «XX лет без Высоцкого». В марте 2003 г. - третья Международная конференция: «Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века», приуроченная к 65-летию Высоцкого. Вышло шесть выпусков научного альманаха «Мир Высоцкого: Исследования и материалы» (1997-2002), издаваемого ГКМЦ с литературоведческими работами, мемуарные материалы, документы из жизни Высоцкого.

К концу 80-х гг. авторскую песню уже признала не только филология и музыковедение, но и педагогика, когда в 1988г. впервые в России раздел об авторской песне был введен в учебные программы и пособия. [4]

Но, несмотря на появившееся официальное разрешение исследовать произведения бардов, именно в 80-ые гг. состояние движения встревожило даже родоначальников жанра. Они звучали в газетных выступлениях Виктора Берковского, Дмитрия Сухарева, выступил Окуджава: «Авторская песня: кризис жанра?» («Советская культура» 1987, 28 апреля), «Ещё в литавры рано бить...» («Правда» 1988, 25 сентября). Основной тезис его последней статьи: «Мне кажется, что авторская песня в том понимании, в каком она существовала, благополучно умерла. То, что есть сейчас ... любительская песня, массовая культура, которая не имеет ничего общего с тем, с чего мы начинали» [5]. Т.е. в 1988 г. Б. Окуджава «закрыл жанр».

И ныне даже мэтр авторской песни A.M. Городницкий в своей последней (на сегодня) книге написал, как с грустью думает о том, что «литературно-музыкальный жанр, возникший в нашей стране где-то в начале 60-х годов и получивший не очень точное название «авторская песня», сейчас, на рубеже третьего тысячелетия, стремительно и невозвратно уходит в прошлое и становится историей, обрастая легендами и небылицами».

В филологической литературе существует достаточно устойчивое мнение (описанное в 90-х годах, когда было популярно возводить в диссиденты и указывать на борьбу с социалистическим строем), что бардовская песня возникли как протест, «языковая самооборона», альтернатива советской массовой песне (А. Вежбицка, Кормильцев, Сурова 1998), что в бардовских и блатных текстах и рок-поэзии отразился протест против тоталитарной культуры, символом которой является советская массовая песня.

Есть и противоположная точка зрения, возникшая на рубеже тысячелетий, когда в обществе появился курс не на отрицание советского прошлого, а на принятие его культурных ценностей, - что авторская песня выросла из массовой советской песни: «Появившись как альтернатива официальной массовой культуре, авторская песня, тем не менее, есть «плоть от плоти» советской массовой песни, что справедливо в отношении как ее музыкальной, так и поэтической составляющей. Этот жанр опирался на устойчивую, поддержанную советской культурой песенную традицию» [6].

Полное признание получила авторская песня в ряде академических исследований. Среди немногих научных трудов, посвященных рассмотре-

нию явления авторской песни, следует назвать, прежде всего (по хронологическому принципу и по общему для них обзорному характеру) диссертации М.В. Каманкиной «Самодеятельная авторская песня 1950-1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра)», С.С. Бирюковой «Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде» (были защищены в 1989 и 1990 году соответственно во ВНИИ искусствознания), А.-И. Жеб-ровской «Авторская песня в восприятии критики (60-80-е годы)» (MTV, 1994). Отдельные аспекты жанра были затронуты в диссертационных работах B.C. Глинчикова «Феномен авторской песни в школьном изучении (А. Галич, В. Высоцкий, А. Башлачев)» (СГПХ 1997) и С.П. Распутиной «Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960-1980-х годов» (МГПУ, 1997). Жанровая специфика явления стал определяющим для исследований К. Берндт «Советская авторская песня 60-70-х годов как лирический жанр: (B.C. Высоцкий и др.)» (Грейфсвальд, 1990) и Д.Н. Курилова «Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60-70-е гг.)» (М., Лит. институт, 1999). А новое тысячелетие дало целую плеяду молодых учених в разных городах страны, изучающих авторскую песню не только с точки зрения жанра - скорее, эта тема осталась в прошлом веке, а как специфику литературного синтеза, стилистичекие приемы, специфику сюжетов, системы образов, метапа-ратекста... Наравне с филологией авторскую песню стали изучать и другие отрасли науки.

В последнее десятилетие появился ряд исследований, посвященных описанию отдельных признаков авторской песни, среди которых следует отметить работы Б. Савченко, В. Новикова, Ю. Андреева, А. Крылова. Их дополняют комментарии от составителей многочисленных сборников авторской песни и отдельных авторов-исполнителей, где предпринята попытка дать анализ истории, классификации текстов, особенностей авторского исполнения (Л. Шилов, Р. Шипов, Ю. Андреев, Л. Беленький, А. и М. Левитаны). Особого внимания заслуживает рубрика «Авторская песня» в журнале «Русская речь», где публикуются не только тексты произведений, но и выступления по истории и теории авторской песни (А. Мирзаян, А. Го-родницкий), размышления бардов о собственном творчестве.

Фактически, мы имеем уникальную возможность работы с материа-лом, когда ученый и объект гуманитарного исследования существуют в хронотопе одновременно, а герменевтика текста не предполагает полной интерпретации для современного читателя исследованиях, поскольку оба они существуют в пласте одного дискурса.

Как отмечает A.B. Кулагин: «Филология уже ощутила «вкус» жанра, что очевидный прорыв в этом направлении в последние годы - весомая заявка на будущее глубокое постижение авторской песни как ключевой области русской поэзии XX века. Но изучение авторской песни, по большо-

му счёту, только начинается. Давший её нам век ушёл в историю, и лишь новое столетие приблизит нас к более-менее объективной картине, очертит научные рамки этого явления русской культуры» [7].

Список литературы:

1. Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, 1999. - Вып. 2. - С. 26-38.

2. См.: Андреев Ю. Что поют? // Октябрь. - 1965. - № 1. - С. 182-192; «Молодость. Песня. Гитара» // Лит. газета. - 15 апреля 1965 г. Отклики: Переверзев Л. О современных «бардах» и «менестрелях» // Лит. газета. -15 апреля 1965; Табачников М. Гитара не виновата! // Там же; Ошанин Л. Рождение песни // Там же. 29.4.65; Гончаренко Л. Что им петь? // Там же.13.5.65; Михайлов М. Песня остаётся с нами // Там же. 20.5.65; Мокро-усов Б. Победителя не судят // Там же. 27.5.65; Соловьёв-Седой В. Молодость. Песня. Гитара // Там же. 3.6.65 г.

3. Соловьев-Седой В.П. - «Советская Россия», 1968. Вып. 15.11.

4. Зайцев В.А. Стилевые искания и тенденции: Раздел 7. (В. Высоцкий). - М. 1988.

5. Окуджава Б.Ш. Жанр и время // Советская музыка. - 1988. - № 9. -С. 37-38.

6. Абросимова Е.А. Семиотика бардовской песни. - 2006. - С. 62.

7. Кулагин A.B. В поисках жанра. Новые книги об авторской песне... -М., 2004. - С. 345.

СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ лондонского ТЕКСТА В ОЧЕРКЕ Е.И. ЗАМЯТИНА «ГЕРБЕРТ УЭЛЛС»

© Воробьева Л.В.*

Томский политехнический университет, г. Томск

Одним из приоритетных направлений современного литературове-дения является изучение городских текстов. Обращение к данной проблеме диктуется изменением в национальном самосознании, которое привело к желанию осмыслить пространство (локус) как категорию культуры. На материале очерка Е.И. Замятина изучаются смысловые доминанты, формирующие лондонский городской текст русской литературы первой трети XX века

Город как сложный и непрерывно меняющийся механизм всегда привлекал к себе внимание исследователей. Являясь частью духовной и материаль-

* Старший преподаватель кафедры Русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.