Научная статья на тему 'Авторская песня и фольклорные традиции'

Авторская песня и фольклорные традиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3369
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ / АВТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ / БАРД / САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ершова Татьяна Михайловна

Статья посвящена анализу эволюции жанра авторской песни, анализу ключевых составляющих данного жанра, свидетельствующих об уникальности и самобытности самодеятельного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторская песня и фольклорные традиции»

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 784.3+398

Татьяна Михайловна Ершова

Челябинская государственная академия культуры и искусств

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ

Статья посвящена анализу эволюции жанра авторской песни, анализу ключевых составляющих данного жанра, свидетельствующих об уникальности и самобытности самодеятельного творчества.

Ключевые слова: авторская песня, автор-исполнитель, бард, самодеятельность, фольклор, традиция.

Авторская песня, как один из наиболее самостоятельных жанров художественного творчества, во все времена играла роль барометра, остро реагирующего на происходящие события: социальные, экономические, политические. Песни бардов отличались своей искренностью, душевностью, доверительностью, заставляли думать и переживать, высмеивали недостатки, выступали оппонентом развлекательной эстрады, радио, печати.

Становление авторской песни относят к 50-м 60-м годам XX в. Это период радикальных перемен в жизни нашей страны - время "оттепели" в культурной жизни страны. Приметой времени стал массовый интерес к поэзии. Заново открывали для себя творчество С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой. Свои стихи на концертных площадках читали Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина. В музыкальной жизни общества военные песни ушли в историю, эстрадные песни стали приобретать развлекательный, официально помпезный характер. В противовес этому в узких кругах единомышленников появляется поэзия под гитару. М. Анчаров, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Н. Матвеева, В. Высоцкий, А. Галич и многие другие открыли новый оригинальный жанр самодеятельного творчества молодежи - авторскую песню. Клубы, в которых объединялись поэты-песенники, получили название КСП - клубы самодеятельной песни. Позднее начали проходить смотры, конкурсы, фестивали самодеятельной песни.

«Застойные» годы явились для авторской песни школой мужества, проверкой на прочность. В этот период самодеятельная песня подверглась гонениям. Значительная часть авторской песни находилась на нелегальном положении, была оппозиционной к идеологии тех лет, распространялась «самиздатовским» способом.

Перестройка выводит авторскую песню из подполья. Конец 80-х, начало 90-х годов отмечается выходом в свет десятков сборников с песнями известных бардов: Б. Окуджавы, В. Высоцкого, В. Матвеевой, Ю. Визбора, А. Городницкого, Ю. Кима Е. Клячки-на, В. Егорова и других. Самиздат сменяется столичными издательствами: «Советский композитор», «Агентство печати новости» и издательствами других городов - Самары, Екатеринбурга, Минска, Харькова, Кишинева и др.

Постперестроечный период, известный своими кардинальными переменами, поставил все самодеятельное движение, в том числе и авторское, в новые условия существования и так называемого самовыживания.

В своем эволюционном развитии авторская песня оставалась самобытным явлением. Вероятно, этим объясняется постоянный интерес к самодеятельной песне со стороны

© Т. М. Ершова, 2013.

писателей, поэтов, искусствоведов, композиторов, филологов, журналистов, ученых, которые высказывали свое мнение о новом феномене. Следует отметить, что первые публикации о самодеятельной песне, начиная с 60-х годов, размещались в основном на страницах периодических изданий и газет.

Среди журналов, попавших в поле зрения исследователя, не только специализированные, призванные отражать проблемы профессионального, самодеятельного, авторского, фольклорного творчества - такие, как: «Советская музыка», «Советская эстрада и цирк», «Клуб и художественная самодеятельность», «Народное творчество», «Культурно-просветительная работа», «Музыкальная работа», «Музыкальная жизнь», но и «солидные» издания: «Аврора», «Октябрь», «Молодой коммунист», «Вопросы философии», «Смена», «Огонек», «Литературное обозрение», «Новое время», а также молодежные: «Студенческий меридиан», «Турист», «Пионер», «Физкультура и спорт», «Мир путешествий» и другие.

В числе газет, регулярно информирующих читателей о фестивалях, конкурсах, бардах, о проблемах авторской песни, есть как центральные: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Советская Россия», «Советская культура», так и областные1.

Наибольший интерес среди первых публикаций представляют материалы ученых Ю. Андреева, Ю. Карякина, Л. Когана, В. Толстых, Л. Христиансена, (здесь и далее в алфавитном порядке); композиторов: Б. Морозова, Л. Островского, В. Соловьева-Седого, М. Табачникова, Я. Френкеля; музыковедов: Б. Добровольского, Л. Переверзева; поэтов А. Дидурова, Л. Ошанина, журналистов Ю. Визбора, И. Дьякова, Е. Некрасова, И. Суслова; бардов: В. Долиной, Ю. Кима, А. Круппа, Б. Окуджавы, Д. Сухарева, А. Якушевой; критиков: Н. Вайнонена, Е. Сергеева, литературоведа В. Новикова и др.2

В 70-80-е годы отмечается литературоведческое изучение песни бардов, как части русской поэтической традиции.

Следует отметить статьи и монографии Ю. А. Андреева, В. И. Новикова, Б. А. Савченко, С. И. Корнилова и др. Социологический подход к изучению авторской песни мы находим в работе В. С. Цукермана «Музыка и слушатель» [7].

В 1990-е и 2000-е годы, исследование авторской песни приобретает еще более широкие масштабы. Выходят издания произведений В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича, М. Анчарова, Ю. Кима и др. Значительную роль в исследовательском освоении оригинального творчества бардов сыграли такие специализированные периодические издания как журнал «Вагант - Москва» и альманах «Мир Высоцкого». С середины 1990-х годов защищены диссертации А. В. Кулагина, С. С. Бойко, И. А. Соколовой, С. Свиридова.

Обозначенный в публикациях круг проблем достаточно широк и многогранен. В нем мы находим попытки: определения сущности авторской песни и ее места в профессиональном искусстве, самодеятельном творчестве; выяснения того, являются ли песни самодеятельных авторов городским фольклором или новым самобытным явлением; массовой или романтической культурой, или параллельным руслом у русской поэзии. Нередки рассуждения о терминологии жанра и о том, можно ли считать песни «менестрелей» жанром; о синкретичности данного вида искусства и о приоритетах его составляющих; о

1 Прим. авт. В нашем областном центре это «Челябинский рабочий», «Вечерний Челябинск», «Комсомольская жизнь», «Уик-Энд» и другие.

2 Прим. авт. См., напр.: Андреев Ю. Проблемы молодежной песни // Октябрь. 1967. № 1; Вайнонен Н. Вереи и кварки: Самодеятельная песня вчера, сегодня, завтра // Клуб и художественная самодеятельность. 1977. № 5; Добровольский Б. Современные бытовые песни городской молодежи // Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968; Окуджава Б. Слово Булату Окуджаве // Аврора. 1981. № 1; Попова Т. О песнях наших дней. М. : Музыка, 1969; Христиансен Л. Своя песня: Размышления о творческом поиске современных бардов и менестрелей // Сов. Россия. 1980, 13 мая; Цукерман В. С. Музыка и слушатель. М. : Музыка, 1972; Якушева А. Песня большая и малая // Мол. коммунист. 1966. № 2.

лидерах бардовского движения и о «каэспешниках»; о профессионализме и артистизме; о нелегальности и открытости; об этапах развития и истоках происхождения гитарного творчества; о кризисе и перспективах; о проблемах «выживаемости» в новых социально-экономических и культурных условиях и о многом другом.

Не преследуя цели, назвать авторскую песню «фольклором», «музыкальным, городским, современным фольклором» или «постфольклором», представляется важным рассмотреть современную авторскую песню в ее связи с фольклорными традициями.

Наш интерес обусловлен тем, что не только исследователи, но и сами барды пытаются выяснить эти связи или однозначно утверждают об их наличии, как это делает известный автор и исполнитель песен А. Мирзоян: «Я утверждаю, что авторская песня на сегодняшний день - наш национальный фольклор» [4]. Б. Окуджава, задавая сам себе вопрос: «На какой почве выросла авторская песня?» - отвечает: «Это, во-первых, наш русский фольклор. Частушка - лаконичная, метафоричная и остроумная. Городской романс, солдатские песни» [5. С. 3].

Основными признаками классического фольклора, напомним, являются: анонимность, коллективность, изустность бытования, вариативность. Характерны ли названные признаки для авторской песни? Обратимся к первому из них. Анонимность фольклорных произведений подразумевает отсутствие устанавливаемого авторства. Имеет ли отношение к современной авторской песне данный признак? Обратимся к мнению одного из известных уральских фольклористов А. И. Лазареву: «Творцов молодежной самодеятельной песни слушают с интересом в самых разных аудиториях; сами "гитаристы" перенимают песни друг друга, способствуют их широкому распространению, так что иногда авторство песни теряется. Например, песня рабочего ЧТЗ Олега Нечаева: Изгиб гитары желтой Качнется купол неба, Ты обнимаешь нежно Большой и звездно-снежный, Струна осколком эха Как здорово, что все мы здесь Пронзит тугую высь, Сегодня собрались...

Песня оказалась в репертуаре многих "бардов", и доказать, кто же является ее автором, было трудно» [4. С. 34].

Говоря о трудности установления авторства самодеятельной песни, А. И. Лазарев и не подозревал, что фамилия обладателя песни - не Нечаев, а Митяев - ныне известный бард, с его не менее известной песней «Как здорово». Но именно эта неточность исследователя лишь подтверждает его же мысль о том, что авторская песня обладает признаками классического фольклора и в частности анонимностью.

Нередко еще при жизни барда его песня становится «народной». Например, песня Ю. Кима «Думы окаянные», исполненная киноактером В. Золотухиным в художественном фильме «Бумбараш», представлена авторами картины как народная и для большинства зрителей, малознакомых с творчеством известного барда, так и осталась безымянной.

Вариативность в фольклоре свидетельствует о наличии различных вариантов одного и того же произведения. Даже беглый анализ авторской песни представляет возможность выявить примеры вариантности, одним из которых может стать песня О. Митяева «Как здорово». В двух сборниках песен [2. С. 110, 211], она представлена в четырех куплетном варианте, в двух других - в трех куплетном [6. С. 192, 205]. В одном из вышедших сборников она предложена с измененным названием - «Друзьям» [8. С. 205]. В быту неоднократно приходилось слышать: «Давайте споем песню "Изгиб гитары желтой"».

Так же, как и в фольклоре, вариантность присутствует не только в названии, форме произведения, но и в мелодии и тексте авторской песни. «Каждый автор по-своему индивидуален, но в целом, во всех авторских песнях прослеживается связь с бытовой музыкой XVII-XIX веков, с фольклором (многовариантность стихов и мелодий), близость к разговорному языку» [1. С. 26].

Изустность передачи, распространения, бытования - другой признак, характеризующий фольклор. Устная традиция воспроизведения и распространения свойственна произведениям народного творчества и исторически связана с теми временами, когда отсутствовала письменность. Поэтому издавна музыкально-поэтические произведения распространялись исключительно изустным путем, переходя от поколения к поколению. «Песня самодеятельных авторов, подобно фольклору, распространяются устно», -отмечает известный уральский социолог В. С. Цукерман [7. С. 18].

Действительно, несмотря на наличие всеобщей грамотности населения в т. ч. бардов, современных средств записи и воспроизведения их творчества, следует отметить актуальность этой фольклорной традиции в развитии авторской песни. Вероятно, существование цензуры, жесткой регламентации со стороны определенных социальных институтов, известные материальные ограничения, запреты, так или иначе связанные с распространением авторской песни, на разных этапах ее развития, способствовали ее распространению изустным путем.

Коллективность означает не только обязательное совместное исполнение, но и общее прослушивание. Этот признак фольклора наиболее ярко отражается в авторском песенном творчестве. Создаваясь индивидуально, самодеятельная песня, как никакой другой песенный жанр, имеет своего массового слушателя и исполнителя. Подтверждением тому являются КСП, ставшие традиционной формой коллективного творчества любителей современного жанра, разного рода кружки, студии, театры и другие формы авторского творчества молодежи. И, наконец, фестивали самодеятельной песни, являющиеся уникальной формой общения, коллективного исполнения и прослушивания многотысячной аудиторией песен современных бардов, например, знаменитый Грушинский фестиваль в городе Самаре и не менее известный Ильменский фестиваль в городе Миассе Челябинской области.

Таким образом, прослеживается связь авторской песни и фольклора. Фольклорные традиции современной самодеятельной песни проявляются и в том, что творчество народа традиционно следует на опережение профессионального искусства. Народ моментально реагирует на события, происходящие в мире. В профессиональном творчестве мы не встретим песен о перестройке и ее лидерах, о референдумах и инфляции - все это отражено в частушках, агитбригадных выступлениях, в авторских песнях самодеятельных поэтов и композиторов.

Века и поколения проводили тщательный отбор и донесли до нас самые лучшие произведения классического фольклора. Авторской песне еще предстоит этот серьезный отбор. К примеру, название жанра находится в своем развитии. В первые годы песню, исполняемую под гитару, называли: «туристской», «походной», «студенческой», «геологической», «молодежной», «гитарной». Позднее - «социальной», «гражданской», «бытовой», «самодеятельной». Далее появляются сдвоенные названия: «самодеятельная-туристская», «самодеятельная-авторская» или «авторская-самодеятельная», реже «бардовская», «менестрельская», «песня современных ашугов».

Опрос участников одного из ведущих челябинских КСП показал, что единого мнения по поводу названия нет не только среди исследователей, но и в кругу бытования оригинального жанра. В последние десятилетия термин «авторская песня» наиболее устойчив и предпочтителен.

Не претендуя на полноту исследования и выводов, заметим, что современные авторские песни своими корнями уходят к балладам, лирическим, историческим песням и в большей или в меньшей степени являются продолжением фольклорных традиций.

Список литературы

1. Авдеева, А. Что-то слышится родное... [Текст] / А. Авдеева // Искусство в школе. - 1997. -№5.- С. 26.

2. Грушинский : книга песен : сборник / сост. В. К. Шабанов. - Куйбышев : Куйбышевское кн. изд-во, 1990. - С. 110; Наполним музыкой сердца : антология авторской песни : песенник / сост. Р. Шилов. - М. : Сов. Композитор, 1989. -С.211.

3. Лазарев, А. И. Творческие процессы в современном фольклоре рабочих // Фольклор в духовной культуре современного рабочего класса : сб. науч. трудов. - Свердловск : УрГУ, 1986. - С. 34.

4. Мирзоян, А. Об авторской песне [Текст] / А. Мирзоян // Вечерний клуб. - 1966. - 22 июля.

5. Окуджава, Б. «Музыка души» [Текст] / Б. Окуджава // Наполним музыкой сердца : антология современной авторской песни / сост. Р. А. Шилов. - М. : Сов. Композитор, 1989. - С. 3.

6. Серебряный Ильмень: страницы биографии авторской песни [Текст]. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, Юж.-Урал. изд. Торг. Дом, 2001. - С. 192.

7. Цукерман, В. С. Музыка и слушатель: опыт социологического исследования [Текст] / В. С. Цукерман. - М. : Музыка, 1972. -С.18.

8. Чуланов, А. М. В пути и на привале : сб. авторской песни [Текст] / А. М. Чуланов. - Минск : Полымя, 1989. - С. 205.

Bibliography

1. Avdeeva, A. Chto-to slyshitsja rodnoe... [Tekst] / A. Avdeeva // Iskusstvo v shkole. -1997. - №5.- S. 26.

2. Grushinskij : kniga pesen : sbornik / sost. V. K. Shabanov. - Kujbyshev : Kujbyshevskoe kn. izd-vo, 1990. - S. 110; Napolnim muzykoj serdca : antologija avtorskoj pesni : pesennik / sost. R. Shilov. - M. : Sov. Kompozitor, 1989. -S.211.

3. Lazarev, A. I. Tvorcheskie processy v sovremennom fol'klore rabochih // Fol'klor v duhovnoj kul'ture sovremennogo rabochego klassa : sb. nauch. trudov. - Sverdlovsk : UrGU, 1986. - S. 34.

4. Mirzojan, A. Ob avtorskoj pesne [Tekst] / A. Mirzojan // Vechernij klub. - 1966. - 22 ijulja.

5. Okudzhava, B. «Muzyka dushi» [Tekst] / B. Okudzhava//Napolnim muzykoj serdca : antologija sovremennoj avtorskoj pesni / sost. R. A. Shilov. - M. : Sov. Kompozitor, 1989. - S. 3.

6. Serebrjanyj Il'men': stranicy biografii avtorskoj pesni [Tekst]. - Cheljabinsk : Juzh.-Ural. kn. izd-vo, Juzh.-Ural. izd. Torg. Dom, 2001. - S. 192.

7. Tcukerman, V. S. Muzyka i slushatel': opyt sociologicheskogo issledovanija [Tekst] / V. S. Tcukerman. - M. : Muzyka, 1972. -S.18.

8. Chulanov, A. M. V puti i na privale : sb. avtorskoj pesni [Tekst] / A. M. Chulanov. -Minsk : Polymja, 1989. - S. 205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.