Научная статья на тему 'К вопросу об авторской песне в современной ситуации'

К вопросу об авторской песне в современной ситуации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
996
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об авторской песне в современной ситуации»

Д.В. Румянцев (Санкт-Петербург)

К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ

Авторская песня и бардовская песня. Рок-поэзия и бард-рок. Сколько же в последнее время появилось путаницы в терминологии! Голова гудит. Пора внести некоторую ясность и определить, что же все-таки это такое: «Авторская песня» (в дальнейшем АП), в современном контексте.

Хотелось бы сразу разграничить два понятия - авторская песня и бардовская. Это отнюдь не одно и тоже, как, может быть, многим представляется. Во всяком случае, в нынешнее время. Существует много определений АП. Приведу два наиболее, на мой взгляд, удачных. Одно из них принадлежит Владимиру Высоцкому, а другое приводит в своей работе И.А. Соколова. В. Высоцкий: «“Авторская песня” - стихи, музыка (или мелодия) и исполнение одного человека». И.А. Соколова: «Это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера ис-полнения»1.

Оба определения очень точно отражают саму суть явления. Единственное, что вызывает у меня некоторое сомнение, - это последнее предложение в определении Соколовой (впрочем, и Высоцкий в своем монологе, откуда взято его определение АП, говорит примерно о том же). Что значит «стихотворный текст является доминантой»? Разве в «Песне о друге» Владимира Семёновича текст господствует над музыкой? Лично я, после того как услышал это произведение, несколько дней ходил и насвистывал именно мелодию. Собственно такая же ситуация была и после прослушивания произведений многих других авторов. Безусловно, бывают такие песни, как «Время Колокольчиков» Александра Башлачёва, где всего два аккорда и стихи доминируют, и хуже она от этого не становится. Но это лишь говорит о том, что музыка и текст должны быть адекватны друг другу, т.е. одна песня от богатой мелодии выигрывает, другая выигрывает от практического ее отсутствия. Здесь прошу понять меня правильно. Я ни в коем случае не отказываю АП в текстоцентричности, но, на мой взгляд, нельзя отказывать ей и в богатом, интересном, свежем музыкальном сопровождении, в мелодическом разнообразии. Красивый мотив и сложный аккомпанемент вряд ли могут помешать слушателю адекватно воспринимать песенную поэзию. Наоборот, это только усилит и обогатит стихи. Поэтому в данной статье предлагаю взять за основу такое определение: «Авторская песня - это такая песня, в которой один человек сочетает в себе автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. При этом отличительной чертой жанра является текстоцентричность». Не меньше, но и не больше. И вот тут начинается самое интересное. Если следовать этому

определению, бардовская песня - это всего лишь частный случай авторской песни, одно из ее направлений. Это только часть большого целого. Почему? Да потому что авторская песня - это не стиль музыки в том смысле, как, напр., блюз, джаз, рок-н-ролл, фолк, реггей... Ведь каждый из них имеет свой узнаваемый мелодический, а зачастую и ритмический рисунок, услышав который, вы сразу можете данный стиль идентифицировать. Авторская же песня может включать в себя и блюз, и реггей, и фолк, и бард, и все другие течения - лишь бы у песни, которая в любом из этих стилей написана, был один автор и у музыки и у текста, и при этом текст не играл бы второстепенной роли. Вы можете меня спросить - какой же узнаваемый мелодический рисунок у бардов? Отвечаю - это мелодии (и их различные вариации), написанные «отцами» стиля, теми, кого сегодня принято называть классиками: Визбор, Ким, Клячкин, Окуджава, Городницкий, Высоцкий и др. Открою страшную тайну: Юрий Шевчук (группа «ДДТ»), Диана Арбенина («Ночные снайперы»), Борис Гребенщиков («Аквариум»), Александр Башлачёв, Александр Васильев («Сплин»), Андрей Макаревич («Машина Времени»), Дмитрий Ревякин («Калинов мост»), Михаил Борзыкин («Телевизор»), Ольга Арефьева и другие - это все самая настоящая авторская песня, так как они авторы мелодии, авторы стихов, исполнители, аккомпаниаторы, и их песни, плюс ко всему, текстоцентричны. Любой из них может спокойно выйти на сцену Грушинского фестиваля с акустической гитарой (или с синтезатором в случае Михаила Борзыкина) и спеть. То, что они предпочитают выступать при поддержке группы на стадионах (хотя при этом многие не брезгуют и чисто акустическими концертами), ничего не значит. Розенбаум выступал вместе с оркестром и не перестал быть одним из самых известных бардов. У песен Высоцкого существует множество вариантов аранжировок (в том числе и оркестровых: «Скалолазка», «В жёлтой жаркой Африке», «Горное эхо» и т.д.). Что же они теперь, не авторы-исполнители? Аранжировка - это вообще не показатель. Аранжировку можно менять, и неоднократно (что, собственно, и проделали различные музыкальные коллективы с песнями «Гражданской Обороны», «Кино», «Аквариума», Высоцкого и др. на всяческих трибьютах), а вот если изменишь мелодию или стихи, то получишь уже совсем другой результат. Важно не это. В истории, скорее всего, останется не группа «ДДТ», а автор -Юрий Шевчук, не группа «Аквариум», а автор - Борис Гребенщиков. Музыканты в группу приходят и уходят: меняются барабанщики, гитаристы, басисты и др. Состав того же «Аквариума» менялся не один раз. Но вот если группу покинет лидер, и заодно автор всех песен, группа перестанет существовать. Что, напр., и произошло с «Кино», когда погиб Виктор Цой. Автор в данном случае всегда первичен. Некоторые даже так и пишут в афишах: Вячеслав Бутусов и группа «Ю-Питер», Ольга Арефьева и группа «Ковчег», т.е. автор и группа разделены. Другой вопрос, что тексты некоторых сочинителей трудно сравнивать с текстами Высоцкого. Но это лишь говорит о качестве произведений и не более.

Вообще единство: сам исполняю - сам пишу музыку и стихи - сам аккомпанирую, лично мне кажется наиболее важным жанрообразующим признаком. И я сейчас объясню почему. При данном сочетании в таком сложном конструкторе, как песня, нет ни одной детали, которую бы не сделал сам автор. Всё произведение до последнего винтика создано и выпущено в свет одним человеком. Песня предельно личностна. Она полностью авторская. Собственно об этом же говорил, напр. Булат Окуджава, с мнением которого полемизирует другой известный поэт Дмитрий Сухарев. Процитирую небольшой отрывок из его статьи: «Вдумаемся, однако, в то, что самый почитаемый из бардов сказал о собственно жанре. Он сказал: есть два мнения. Одни “имеют в виду движение”. Другие - триединство: стихи свои, гитара своя, сам пою. Для меня, Булата Окуджавы, сказал он, в этом суть жанра. Благодаря триединству песня становится голосом личности. Тем-то она и сильна»2. И если Дмитрий Сухарев с ним не совсем согласен, то я согласен целиком и полностью.

Так уж случилось, что в рамках жанра АП на сегодняшний день сложилось несколько устойчивых традиций. Это непосредственно бардовская ветвь, ветвь русского рока и, пожалуй, с некоторыми оговорками, ветвь русского шансона (или говоря более точно - блатной песни). У всех трёх ветвей существует некое общее основание - единство авторства и тексто-центричность, но при этом тематически, мировоззренчески, мелодически, поэтически песни существенно различаются. Так, напр., для русского рока больше чем для бардовской песни или шансона характерна в текстах постмодернистская игра. При этом представители каждого из направлений, как и положено, частенько на дух не переносят друг друга. Мне это чем-то напоминает, напр., буддизм, в рамках которого существуют направления махаяны, хинаяны и ваджраяны. Все течения признают основное ядро учения, но смотрят на него под разным углом, и трактуют его по-своему, и, естественно, считают, что истина за ними. Сравнение, конечно, весьма приблизительное, но какое-то сходство все же есть.

В последние годы начинают появляться музыканты, которые постепенно образовывают некую «четвертую» ветвь АП. Их творчество сложно отнести к бардовской песне или русскому року и уж тем более к «блатня-ку». Эти авторы либо находятся между ними, сочетая в своих песнях элементы того и другого, либо находятся совсем в стороне. При этом они по-прежнему текстоцентричны. К таким авторам я бы отнёс, напр., Анатолия Багрицкого, Юлию Теуникову, Григория Данского, Романа Филиппова, Тимура Шаова, Павла Кашина, Шамиля Абрярова, Сергея Калугина, Олега Медведева и многих других. Стоит отметить у некоторых из них и более сложный (в частности, у Сергея Калугина или Григория Данского) аккомпанемент, и гораздо большее мелодическое разнообразие. В принципе, это и неудивительно. После падения железного занавеса в страну хлынул поток музыки из всех уголков мира, которая во времена Советского Союза была попросту недоступна: бразильская, американская, индийская, британская,

африканская, ирландская, да какая угодно. В результате музыкальный кругозор существенно расширился. Но это уже тема для отдельной статьи.

Есть ещё одно понятие, которое идет рука об руку с авторской песней - самодеятельная песня (их частенько уравнивают). То есть песня, написанная не профессионалом. Под профессионалом подразумевается, по-видимому, человек с музыкальным или литературным (в случае написания стихов) образованием, член Союза композиторов (или писателей), который музыкой или написанием текстов зарабатывает деньги. В современных реалиях, мне кажется, это уже не так актуально, как было, в 1950-60-х гг., когда авторская песня позиционировалась как контркультура. Что, разве Андрей Макаревич или Борис Гребенщиков, Александр Городницкий или Олег Митяев не профессионалы? Самые что ни на есть профессионалы. И деньги с помощью своих концертов успешно зарабатывают немалые. Да и качество произведений отменное. Музыкальное же и литературное образование, как показывает история, для написания гениальных стихов и музыки совершенно не обязательны. Это факт. Как и то, что без таланта даже с тремя дипломами о соответствующем образовании ни Высоцкого, ни Макаревича из человека не выйдет. Тут стоить отметить другое, а именно то, что в АП появилось множество халтурщиков и графоманов, которые на все претензии к качеству их песен отвечают, что они, дескать, не профессионалы. Но простите: если у вас нет музыкального образования, то это не значит, что вы совсем не должны уметь играть на гитаре, и не значит, что когда вы поёте, вам совсем не надо попадать в ноты. А то как-то все слишком просто получается: стишок написал, позаимствовал мелодию у Визбора или Клячкина - и очередной «шедевр» готов. Нет, господа, на мой взгляд, если взял инструмент - то научись на нем играть, если взялся писать стихи - то хотя бы попытайся писать без штампов.

И последнее, что хотелось бы отметить. Некоторые называют «авторской песней» такую песню, у которой текст написан одним человеком, а музыка другим. Берут, напр., стихи какого-нибудь поэта Серебряного века и кладут на определённый мотив. Даже конкурсы устраивают, у кого лучше получится. На мой взгляд, это неправильно. Зачем в таком случае вообще вводить термин «авторская песня»? Ведь тогда получается, что любая песня - авторская. В любой песне обязательно кто-нибудь написал текст, а кто-нибудь музыку. Давайте вернемся к определению: «Авторская песня - это такая песня в которой один человек сочетает в себе автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора». Подчеркиваю - один человек. Именно поэтому, напр., песня «Тёмная ночь», которую исполнял Марк Бернес, музыку к которой написал Н. Богословский, а стихи В. Агатов, уже не авторская песня, а песня в исполнении Марка Бернеса. Коллективное творчество.

1. Соколова И.А. Формирование авторской песни в русской поэзии (1950-1960-е гг.). Авто-реф. дис. ...канд. филол. наук. М., 2000.

2. Сухарев Д. Введение в субъективную бардристику // Знамя. 2000. №10.

© Д.В. Румянцев, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.