Научная статья на тему 'Специфика исследований управления в современной французской социологии'

Специфика исследований управления в современной французской социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
278
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / АКТОР / АКТАНТ / АКТЕР / АГЕНТ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / MANAGEMENT / ACTOR / ACTANT / ARTIST / AGENT / SOCIAL ACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бахмарова Виктория Николаевна

Статья посвящена специфике французского социологического подхода к исследованиям управления с позиции внутриорганизационного взаимодействия. Особенность французского подхода проявилась в расширении количества участников управленческого процесса: акторов, агентов, актантов, актеров. Автором проанализированы и соотнесены статусы участников, выделены основные характеристики применительно к управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of management researches in modern French sociology

The article is dedicated to the particularity of French sociology, which views management from the in-company-interaction position. The specific feature of the French approach showed itself in the expansion of the management process participants: actors, agents, actants, artists. The author has analyzed and correlated statuses of the participants, pointed out the main characteristics in relation to management.

Текст научной работы на тему «Специфика исследований управления в современной французской социологии»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.354:351/354

Бахмарова Виктория Николаевна

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

vik2183@yandex. т

СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЙ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Статья посвящена специфике французского социологического подхода к исследованиям управления с позиции внутриорганизационного взаимодействия. Особенность французского подхода проявилась в расширении количества участников управленческого процесса: акторов, агентов, актантов, актеров. Автором проанализированы и соотнесены статусы участников, выделены основные характеристики применительно к управлению.

Ключевые слова: управление, актор, актант, актер, агент, социальное действие.

В условиях глобализации особую роль приобретает включенность российской социологической науки об управлении в мировое научное сообщество. Опыт зарубежных национальных школ необходим отечественной социологии управления сегодня, в период ее диверсификации, укрепления междисциплинарных связей. Среди таких школ нам представляется целесообразным показать специфику современной французской национальной школы как одной из наименее изученных в отечественной научной литературе, однако представляющей особый исследовательский интерес. На сегодняшний день потенциал и особенности французского социологического подхода к осмыслению феномена управления пока еще не получили достойного теоретического осмысления, что послужило причиной написания данной статьи. Цель статьи заключается в выявлении и обосновании специфики современного французского подхода к исследованию феномена управления.

Французская социологическая мысль не создала отдельного направления, сосредоточившего свое внимание на изучении феномена управления, однако исследователи обращаются к этому явлению в рамках социологии труда, социологии организаций и др. Автор определяет французскую школу, сторонники которой занимались изучением проблем управления, как «французскую социологию организаций и управления» -направление социологической науки, предметом которого является совокупность социальных средств регуляции поведения индивидов в организации в процессе совместной деятельности по достижению целей.

Французская социология организаций и управления отличается особой включенностью предмета в контекст исторических традиций, культурно-идеологических особенностей страны. Ликвидация института королевской власти и провозглашение принципов свободы, равенства и братства после Великой французской революции привели к ярко выраженной ориентации на исследование властных отношений во французской философской и социологической мысли. Власть как социальный феномен перестала быть сосредоточенной в руках одного субъекта, следовательно, и управление как элемент проведения властной политики становится рассеянным по всему социальному пространству, не принадлежа всецело ни одному из его субъектов.

Франция - страна с индивидуалистической культурой. Для французских исследователей управления характерен принцип индивидуализма, согласно которому организация рассматривается как сумма индивидов, а изучение социальных явлений, процессов, динамики социальных групп и, следовательно, управления как социального феномена сводится к изучению поведения индивидов, участвующих в этом процессе. Наряду с методологией индивидуализма французская социология крайне рациональна.

Во французской социологии организаций и управления доминирует взгляд на человека как на члена общества, чье поведение во многом детерминировано социальным пространством. Французские социологи исследуют явления в контексте социальной среды, например, социальное пространство организации как активный контекст, формирующий социальное поле управления.

254

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

© Бахмарова В.Н., 2011

Французские исследователи проблем управления оперируют понятиями «актор», «актер», «агент» и «актант», определяющими участников управления. Все понятия основаны на понятии «действия» как активного акта, поступка, поведения. Центральным понятием является «социальный “актор”». В переводе с французского языка слово а^еиг имеет два значения - актер и активный участник чего-либо. Общепринятым стало переводить термин просто как «актор», субъект действия.

Социология акторов во Франции зародилась во второй половине XX в. в рамках парадигмы коллективного действия, появившейся в ситуациях рабочих волнений, студенческих бунтов и социальных движений. Изначально применительно к теории социального действия актором считали индивида - участника социального взаимодействия. Затем актор стал определяться через позицию, то есть место индивида в социальной структуре с определенными атрибутами и ролями (актер) [5]. Так теория социального действия - первое направление французской социологии организаций и управления - продолжила исследование актора как деятеля, а в сетевой социологической модели - второе направление - актор стал актером - носителем позиции с определенной ролью.

В ситуациях, когда актор не является субъектом, он предстает актером. Так, например, французский социальный теоретик Г. Дебор, вслед за сторонниками символического интеракциониз-ма и драматургической социологии, рассматривает социальное «Я» не как собственность актора, а продукт театрализованного взаимодействия между исполнителями и публикой. Г. Дебор различает впечатления, которое человек хочет произвести, от впечатления, которое он в реальности производит. Исследователь представляет направление во французской социологии организаций и управления, в котором акторы являются актерами, которые могут неосознанно исполнять свои социальные роли.

А. Турен выделял критерии социального актора, связанные со способностью говорить «Я», признанием со стороны других, принадлежностью к определенной социальной группе, самое главное - со способностью действовать и, как следствие, изменять окружающую реальность своим поведением. М. Крозье считал социальных акторов начальными «точками отсчета» соци-

альных систем и анализа социальных феноменов. Любая социальная система, согласно М. Крозье, существует только благодаря актору, который может ее нести и давать ей жизнь, он - единственный, кто может ее изменить [2, с. 107]. Акторы способны на расчет и манипулирование, адаптируются в социальном пространстве организации, вырабатывают стратегии действия в зависимости от обстоятельств и действий своих партнеров. Несмотря на все принуждения системы, акторы способны на целенаправленную выработку стратегии действия.

Понятие «актор» тесно связано с представлениями о том, что в социологической науке стоит считать действием. «Действие - это всегда влияние и участие в ситуации или проблеме. То есть это всегда деятельное присутствие. Нет действия -нет актора» [1]. Важно подчеркнуть, что любой вид деятельностной активности влечет за собой социальную ответственность актора. Социальные акторы обладают субъектностью социальных действий - формы или способа разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил этого общества. Если рассматривать управление как социальное действие, то социальный актор может являться носителем субъектности управленческого воздействия.

Во французской социологии организаций и управления актор может выступать и в качестве объекта управления. Так, если рассматривать управление как социальный институт - совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми, выполняющими роли начальников и подчиненных, - социальные акторы будут являться объектами управленческого воздействия. Это происходит чаще всего в бюрократических структурах с четким иерархическим подчинением, в которых жесткие правила, рутинность и негибкость системы ограничивают свободу действий акторов или же сводят ее к минимуму [9, с. 8].

Радикальный взгляд на природу социального актора представляет исследователь Ф. Дюбе, разделяя деятельность актора на три логики действия на основе познавательного критерия - опыта: интеграция, стратегия, субъективация. «Дистанция относительно “Я”, превращающая актора в субъект, является социальной, она социально конструируется в гетерогенности логик и в раци-

ональностях действия» [8, с. 92]. Ф. Дюбе приходит к мысли о том, что актор может стать субъектом при наличии определенной дистанции между личным эмоциональным восприятием и логичным рациональным действием.

Понятие «актант» также определяет участника управления. В лингвистике и литературоведении актант является активным участником ситуации, речевой конструкцией. Существенной особенностью «актантов» является тот факт, что они могут проявляться как отдельные социальные силы и не быть эквивалентами конкретным действующим участникам управленческого процесса. Французское восприятие актанта уходит своими корнями в структурную семантику. Французские исследователи Ж. Альгидрас и Э. Сурьо разрабатывали так называемую актантную теорию, посвященную структурно-семантическому анализу литературного текста, и рассматривали актантов как роли в повествовании, а актеров в качестве действующих лиц, исполняющих эти роли. Выделяют актантов трех измерений: первая ось - субъект/объект, вторая - отправитель/получатель, третья - помощник/противник (вредитель) [4, с. 125].

Сетевая социологическая теория акторов представлена в трудах французских исследователей М. Каллона и Б. Латура, которые изучали деятельность акторов как технологию «перевода» -трансляции ценностей и стремлений акторов -процесс конструирования социальной реальности. В сетевой теории актор также становится «актантом» [7, с. 26] - существом, совершающим действие или подвергающимся действию или участвующим в действии, даже в качестве пассивного наблюдателя. Однако важно отметить, что сеть включает в себя не только акторов, но и предметы окружающего материального мира, которые тоже могут являться актантами.

Понятие «агент» во французской социологии организаций и управления используется в концепции социальных представлений П. Бурдье в противоположность субъекту и индивиду [1]. Оно восходит от французского «agent» [3] - также многозначного понятия, обозначающего действующую силу, агента и др. Важно отметить, что в переводе с французского языка с точки зрения лингвистической науки агент - это субъект действия. Однако с позиции социологии управления агент выполняет лишь функции посредника, транслятора, не обладает субъективностью и может быть объектом воздействия.

В ХУ1-ХУП вв. во Франции управление рассматривалось в рамках властных и политических процессов и трактовалось чрезвычайно широко, включая общие принципы правильной организации самого себя, ведения домашнего хозяйства, содержания семьи и, безусловно, управление государством. До середины XX в. во французском управлении преобладала тенденция патернализма - организации работы субъектом управления, который был для сотрудников неким «отцом», заботящимся об их труде. Можно с уверенностью утверждать, что с середины XX в. по настоящее время основополагающим явлением во французском управлении выступает корпоративизм.

Французское управление или администрирование было теоретически оформлено А. Файолем в начале XX века. Затем идеи управления испытали влияние школы человеческих отношений, системного и структурно-функционального подходов. Со времен Э. Дюргейма и его последователей и вплоть до середины XX века господствующим направлением французской социологической мысли был структурный функционализм.

Современные исследования управления, на наш взгляд, в большинстве своем основаны на методологии конструктивизма, согласно которой управление создается действиями и представлениями социальных акторов. Управление в современной французской социологии, так или иначе, затрагивалось в исследованиях таких авторов, как Ж. Аттали, П. Бурдье, М. Фуко, Д. Жоделе, Р. Сен-солье, М. Крозье и др. Большинство из них не были специалистами в области организаций и управления (за исключением М. Крозье, сосредоточившего свое внимание на проблемах организаций), однако их отдельные идеи могут быть отнесены к изучению природы человеческих взаимодействий в управлении, функциям управления, организации воздействия на индивидов для достижения определенных целей.

Таким образом, проведенный анализ специфики французского подхода к исследованию феномена управления позволяет сделать следующие выводы:

1. Специфика французской социологии организаций и управления проявляется в новом осмыслении участников управленческого процесса. В управлении принимают участие социальные акторы, а также актеры, актанты и агенты, которых связывает между собой активное действующее начало. Все они наделены активнос-

256

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

тью и совершают действия, однако только актанты и акторы могут претендовать на обладание субъектностью управления. Главный участник управленческого процесса - социальный актор.

2. Во французской социологии организаций и управления существует два основных направления исследования феномена управления: теория социального действия и сетевая концепция. В теории социального действия актор является участником социального взаимодействия, способным на создание стратегии и целеполагание. С точки зрения сетевой социологической парадигмы актор определяется позицией или местом индивида в социальной структуре с определенными атрибутами и ролями. В сетевой теории актор выступает актантом - звеном сети.

3. Социальный актор обладает субъектностью управления только при условии рассмотрения управленческого процесса как организованного социального действия.

4. Исследование управления во французской социологической традиции относится к методологии социального конструктивизма, согласно которой «социальные реальности постигаются как исторические и повседневные конструкции индивидуальных и коллективных акторов» [6, с. 101]. Управление как социальный феномен конструируется, прежде всего, действиями социальных акторов.

Библиографический список

1. Бурдье П. использовал понятие «агент» от франц. <^т> - действовать, подчеркивая их спо-

собность действовать свободно и одновременно с этим подвергаться внешним и внутренним воздействиям.

2. Де Терсак Ж // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб.: Б. и., 1999. - Т. 2. -С. 107.

3. Гак В.Г., Ганшина К.А. Новый французско-русский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lingvo.yandex.m/agent/сo/o20фран-цузского/ (дата обращения 02.05.2011).

4. ГреймасА.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / пер. с франц. Л. Зиминой. - М.: Академический Проект, 2004. - С. 125.

5. Климентьев В. Социальные сети: от реальности к веб-сервису. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.webplanet.ru/knowhow/service/ wklim/2007/11/12/social_sitebuilding.html (дата обращения 09.04.2011).

6. Коркюф Ф. Новые социологии / пер. с фр. Е.Д. Вознесенской, М.В. Федоровой; науч. ред. Н.А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии. - СПб.: Алетейя, 2002. - С. 101.

7. Социология вещей: сб. статей / под ред.

В. Вахштайна. - М.: ИД «Территория будущего», 2006. - С. 26.

8. DubetF. La sociologie de l'experience. - Paris: Seuil, 1994. - P 92.

9. Crozier M. Le Phenomene bureaucratique: essai sur les tendances bureaucratiques des systemes d'organisation modernes et sur leurs relations en France avec le systeme social et culturel. - Paris: Editions du Seuil. 1963. - P. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.