Научная статья на тему 'К характеристике участников управленческого процесса во французской социологии'

К характеристике участников управленческого процесса во французской социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / АКТОР / АКТАНТ / АКТЕР / АГЕНТ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / MANAGEMENT / ACTOR / ACTANT ACTOR / AN AGENT OF SOCIAL ACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бахмарова Виктория Николаевна

Статья посвящена специфике французского социологического подхода к исследованию управления с позиции внутриорганизационного взаимодействия. Особенность французского подхода проявилась в расширении количества участников управленческого процесса: акторов, агентов, актантов, актеров. Автором проанализированы и соотнесены статусы данных участников, выделены основные характеристики применительно к управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the characteristics of members of the management process in the French sociology

The article is devoted to the specifics of the French sociological approach to the study of management from the perspective of the intra interaction. The peculiarity of the French approach was manifested in the expansion of the number of members of the management process: actors, agents, actants actors. The author analyzed and correlated status data of the participants, and the main characteristics in relation to management.

Текст научной работы на тему «К характеристике участников управленческого процесса во французской социологии»

Актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена необходимостью выявления новых теоретикометодологических подходов к осмыслению управления, отвечающих требованиям постиндустриального общества, а также недостаточностью изученности опыта зарубежных социологов в области исследования феномена управления. В этом отношении французская социология открывает новые возможности научного осмысления управления с позиций внутриорганизационного взаимодействия элементов и подсистем, главными из которых являются люди как активные участники социальных действий. Кроме того, французский подход к исследованию вопросов субъектности управления, определения статуса участников управленческого процесса остается на сегодняшний день одной из наименее изученных областей социологических исследований. Предмет нашего исследовательского интереса составляют выявление и обоснование специфики современного французского подхода к рассмотрению феномена управления.

Французская социологическая мысль не создала отдельного направления, сосредоточившего свое внимание на изучении феномена управления, однако исследователи обращаются к этому явлению в рамках социологии труда, социологии организаций и др. Французская школа, сторонники которой занимались изучением проблем управления, определяется нами как «французская социология организаций и управления» - направление социологической науки, имеющее своим предметом совокупность социальных средств регуляции поведения индивидов в организации в процессе совместной деятельности по достижению тех или иных целей.

Французская социология организаций и управления отличается особой включенностью предмета в контекст исторических традиций, культурно-идеологических особенностей страны. Ликвидация института королевской власти и провозглашение принципов свободы, равенства и братства после Великой французской революции привели к ярко выраженной ориентации на исследование властных отношений во французской философской и социологической мысли. Власть, выступая социальным феноменом, перестала быть сосредоточенной в руках одного субъекта, следовательно, и управление, являясь элементом проведения властной политики, становится рассеянным по всему социальному пространству, не принадлежа всецело ни одному из его субъектов.

Для французских исследователей управления характерен принцип индивидуализма, согласно которому организация рассматривается в качестве суммы индивидов, а изучение социальных явлений, процессов, динамики социальных групп и, значит, управления как социального феномена сводится к изучению поведения индивидов, участвующих в этом процессе. Наряду с методологией индивидуализма французская социология крайне рациональна.

Во французской социологии организаций и управления доминирует взгляд на человека, являющегося членом общества, чье поведение во многом детерминировано социальным пространством. Французские социологи исследуют явления в рамках социальной среды, например социальное пространство организации как активный контекст, формирующий социальное поле управления.

Французские исследователи проблем управления оперируют понятиями «актор», «актер», «агент» и «актант», определяющими участников управления. Все три понятия основаны на категории «действие» - активный акт, поступок, поведение. Центральным понятием является «социальный «актор». В переводе с французского языка слово а^еиг имеет два значения - актер и активный участник чего-либо. Общепринятым стало переводить термин как «актор» - субъект действия.

Социология акторов во Франции зародилась во второй половине XX в. в рамках парадигмы коллективного действия, появившейся в ситуациях рабочих волнений, студенческих бунтов и социальных движений. Изначально применительно к теории социального действия актором считали индивида - участника социального взаимодействия. Затем актор стал определяться через позицию, т.е. место индивида в социальной структуре с определенными атрибутами и ролями (актер) [4]. Так, теория социального действия - первое направление французской социологии организаций и управления - продолжила исследование актора как деятеля, а в сетевой социологической модели -второе направление - актор стал актером - носителем позиции с определенной ролью.

В ситуациях, когда актор не является субъектом, он предстает актером. Так, например, французский социальный теоретик Г. Дебор вслед за сторонниками символического интеракционизма и драматургической социологии рассматривает социальное «Я» не как собственность актора, а как продукт театрализованного взаимодействия между исполнителями и публикой. Г. Дебор отличает

впечатление, которое человек хочет произвести, от впечатления, которое он в реальности производит. Исследователь представляет направление во французской социологии организаций и управления, где акторы являются актерами, и последние могут неосознанно исполнять свои социальные роли.

А. Турен выделял критерии социального актора, связанные со способностью говорить «Я», признанием со стороны других, принадлежностью к определенной социальной группе, самое главное

- со способностью действовать и, как следствие, изменять окружающую реальность своим поведением. М. Крозье считал социальных акторов начальными «точками отсчета» социальных систем и анализа социальных феноменов. Любая социальная система, согласно М. Крозье, существует только благодаря актору, который может ее нести и давать ей жизнь, он - единственный, кто может ее изменить [1, с. 107]. Акторы способны на расчет и манипулирование, адаптируются в социальном пространстве организации, вырабатывают стратегии действия в зависимости от обстоятельств и действий своих партнеров. Несмотря на все принуждения системы, они способны на целенаправленную выработку стратегии действия.

Понятие «актор» тесно связано с представлениями о том, что в социологической науке следует считать действием. «Действие - это всегда влияние и участие в ситуации или проблеме. То есть это всегда деятельное присутствие. Нет действия - нет актора». Важно подчеркнуть, что любой вид деятельностной активности влечет за собой социальную ответственность актора. Социальные акторы обладают субъектностью социальных действий - формы или способа разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей ведущих социальных сил этого общества. Если управление считать социальным действием, то социальный актор может являться носителем субъектности управленческого воздействия.

Во французской социологии организаций и управления актор выступает и в качестве объекта управления. Так, при рассмотрении управления как социального института - совокупности правил и норм, регулирующих отношения между людьми, выполняющими роли начальников и подчиненных, социальные акторы будут являться объектами управленческого воздействия. Это происходит чаще всего в бюрократических структурах с четким иерархическим подчинением, в которых жесткие правила, рутинность и негибкость системы ограничивают свободу действий акторов или же сводят ее к минимуму [8, с. 8].

Радикальный взгляд на природу социального актора представляет исследователь Ф. Дюбе, разделяя деятельность актора на три логики действия на основе познавательной деятельности -опыта: интеграция, стратегия, субъективация. «Дистанция относительно “Я”, превращающая актора в субъект, является социальной, она социально конструируется в гетерогенности логик и в рациональностях действия» [7, с. 92]. Ф. Дюбе приходит к мысли о том, что актор может превратиться в субъект при наличии определенной дистанции между личным эмоциональным восприятием и логичным рациональным действием.

Понятие «актант» также определяет участника управления. В лингвистике и литературоведении актант является активным участником ситуации, речевой конструкцией. Существенной особенностью «актантов» служит тот факт, что они могут проявляться как отдельные социальные силы и не быть эквивалентами конкретным действующим участникам управленческого процесса. Французское восприятие актанта уходит своими корнями в структурную семантику. Французские исследователи Ж. Альгидрас и Э. Сурьо разрабатывали так называемую актантную теорию, посвященную структурно-семантическому анализу литературного текста, и рассматривали актантов как роли в повествовании, а актеров в качестве действующих лиц, исполняющих эти роли. Выделяют актантов трех измерений: первая ось - субъект/объект, вторая - отправитель/получатель, третья -

помощник/противник (вредитель) [3, с. 125].

Сетевая социологическая теория акторов представлена в трудах французских исследователей М. Каллона и Б. Латура, которые изучали деятельность акторов как технологию «перевода» - трансляции ценностей и стремлений акторов - процесс конструирования социальной реальности. В сетевой теории актор также становится «актантом» [6, с. 26] - существом, совершающим действие или подвергающимся действию или участвующим в действии, даже в качестве пассивного наблюдателя. Однако важно отметить, что сеть включает в себя не только акторов, но и предметы окружающего материального мира, которые тоже могут являться актантами.

Понятие «агент» во французской социологии организаций и управления используется в концепции социальных представлений П. Бурдье в противоположность субъекту и индивиду. Оно восходит к французскому «agent» [2], также многозначному понятию, обозначающему действующую силу, агента и др. Важно отметить, что в переводе с французского языка с точки зрения лингвистической науки агент - это субъект действия. Однако с позиции социологии управления агент выполняет лишь функции посредника, транслятора, не обладает субъективностью и может быть объектом воздействия.

В XVI-XVII вв. во Франции управление рассматривалось в рамках властных и политических процессов и трактовалось чрезвычайно широко, включая общие принципы правильной организации самого себя, ведения домашнего хозяйства, содержания семьи и, безусловно, управление государством. До середины XX в. во французском управлении преобладала тенденция патернализма -организации работы субъектом управления, который становился для сотрудников неким «отцом», заботящимся об их труде. Можно с уверенностью утверждать, что с середины XX в. по настоящее время основополагающим явлением во французском управлении выступает корпоративизм.

Французское управление, или администрирование, было теоретически оформлено А. Файолем в начале XX в. Затем идеи управления испытали влияние школы человеческих отношений, системного и структурно-функционального подходов. Со времен Э. Дюргейма и его последователей, вплоть до середины XX в. господствующим направлением французской социологической мысли оставался структурный функционализм.

Современные исследования управления, на наш взгляд, в большинстве своем основаны на методологии конструктивизма, согласно которой управление создается действиями и представлениями социальных акторов. Управление в современной французской социологии, так или иначе, затрагивалось в исследованиях Ж. Аттали, П. Бурдье, М. Фуко, Д. Жоделе, Р. Сенсолье, М. Крозье и др. Большинство из этих авторов не были специалистами в области организаций и управления (за исключением М. Крозье, сосредоточившего свое внимание на проблемах организаций), однако их отдельные идеи могут быть отнесены к изучению природы человеческих взаимодействий в управлении, функциям управления, организации воздействия на индивидов для достижения определенных целей.

Таким образом, проведенный анализ специфики французского подхода к исследованию феномена управления позволяет сделать следующие выводы:

1. Специфика французской социологии организаций и управления заключается в новом осмыслении участников управленческого процесса. В управлении принимают участие социальные акторы (а также актеры), актанты и агенты, которых связывает между собой активное действующее начало. Все они наделены активностью и совершают действия, однако только актанты и акторы могут претендовать на обладание субъектностью управления. Главный участник управленческого процесса

- социальный актор.

2. Во французской социологии организаций и управления существует два основных направления исследования феномена управления: теория социального действия и сетевая концепция. В теории социального действия актор является участником социального взаимодействия, способным на создание стратегии и целеполагание. С точки зрения сетевой социологической парадигмы актор определяется позицией, или местом индивида в социальной структуре с определенными атрибутами и ролями. В сетевой теории актор выступает актантом - звеном сети.

3. Социальный актор обладает субъектностью управления только при условии рассмотрения управленческого процесса как организованного социального действия.

4. Исследование управления во французской социологической традиции относится к методологии социального конструктивизма, согласно которой «...социальные реальности постигаются как исторические и повседневные конструкции индивидуальных и коллективных акторов» [5, с. 101]. Управление будучи социальным феноменом, конструируется прежде всего действиями социальных акторов.

Литература

1. Де Терсак Ж. Социология организованного действия // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 1999. Т. 2.

2. Гак В.Г., Ганшина К.А. Новый французско-русский словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lingvo.yandex.ru/agent/с%20французского/ (дата обращения: 02.05.2011).

3. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / Пер. с франц. Л. Зиминой. М., 2004.

4. Климентьев В. Социальные сети: от реальности к веб-сервису. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.webplanet.ru/knowhow/service/wklim/2007/11/12/social_sitebuilding.html (дата

обращения: 09.04.2011).

5. Коркюф Ф. Новые социологии / Пер. с фр. Е.Д. Вознесенской, М.В. Федоровой; науч. ред. Н.А. Шматко М.-СПб., 2002.

6. Социология вещей: Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. М., 2006.

7. Dubet F. La sociologie de l’expmience. Paris, 1994.

8. Crozier M. Le Phmomme bureaucratique: essai sur les tendances bureaucratiques des systames d’organisation modernes et sur leurs relations en France avec le systиme social et culturel. Paris, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.