Научная статья на тему 'Специфика использования средств массовой коммуникации в современном информационном пространстве общества'

Специфика использования средств массовой коммуникации в современном информационном пространстве общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4409
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / РАДИО / ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ / СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ФУНКЦИИ СМК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Родюкова Т.Н.

В статье рассмотрена специфика и виды средств массовой коммуникации, их функции в современном обществе. Выявлены приоритеты населения в области получения информации, определены группы людей, пользующихся теми или иными средствами массовой коммуникации на базе информации полученной Всероссийским центром изучения общественного мнения. В статье рассмотрены проблемы самых популярных СМК телевидения и Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика использования средств массовой коммуникации в современном информационном пространстве общества»

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВА

© Родюкова Т.Н.*

Московский государственный университет приборостроения и информатики, г. Москва

В статье рассмотрена специфика и виды средств массовой коммуникации, их функции в современном обществе. Выявлены приоритеты населения в области получения информации, определены группы людей, пользующихся теми или иными средствами массовой коммуникации на базе информации полученной Всероссийским центром изучения общественного мнения. В статье рассмотрены проблемы самых популярных СМК - телевидения и Интернета.

Ключевые слова: средства массовой коммуникации, телевидение, радио, печатные издания, сети Интернет, функции СМК.

Современное общество с помощью различных процессов коммуникации создаёт уникальную среду - информационно-коммуникативное пространство, объединяющее в себе индивидов, социальные группы, общности, средства и способы общения.

В широком смысле коммуникация означает передачу сообщения, сообщение (от лат. соттитсайо - сообщение, передача). В настоящее время существуют различные интерпретации этого понятия. Так, Никлас Луман исследует коммуникацию как «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания» [1, с. 113-114]. Бориснев С.В. под коммуникацией предлагает рассматривать «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств» [2, с. 14]. С точки зрения М.С. Андрианова коммуникацией является «смысловой аспект социального взаимодействия» [3, с.10]. По мнению Бакстера, Стилларса, Вангелисти коммуникация является средством конструирования и поддержки отношений между людьми, т.о. можно выделить три основные интерпретации понятия «коммуникация»:

- коммуникация - это структура, основанная на средствах связи материального и духовного мира;

- коммуникация - это общение с целью передачи информации;

- коммуникация - это передача и обмен информации с целью оказания воздействия на общество и его элементы.

* Доцент, кандидат социологических наук.

Основными участниками коммуникаций являются коммуниканты (отправитель и получатель), создающие и интерпретирующие сообщения. В зависимости от количества коммуникантов выделяют интраперсональную, межличностную, групповую и массовую коммуникацию.

Являясь неотъемлемой частью современного общества, массовая коммуникация оказывает возрастающее воздействия на все общественные сферы и представляет собой производство, передачу информации с помощью различных технических средств. В настоящее время к средствам массовых коммуникаций (СМК) относят:

- прессу, радио, телевидение;

- кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;

- видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;

- компьютерная техника, сети Интернет.

Наиболее популярными средствами массовой коммуникации для акторов коммуникационного процесса является телевидение, которое является источником, как новостной информации, так и развлекательной. По данным ВЦИОМ новости россияне узнают по телевидению (60 %), на втором месте Интернет (23 %). Значительно менее популярны пресса (7 %), радио (5 %) [4] Как видно телевидение и Интернет являются самыми популярными площадками СМК. Тем не менее, получение информации представляется предпочтительнее через телевидение, радио, прессу, чем через их интернет - версии (табл. 1).

Таблица 1

Предпочтительное получение информации населением: онлайн и офлайн версии. Представьте, что на следующей недели выйдет интересная Вам передача или статья. Что Вы предпочтёте? (закрытый вопрос, один ответ по каждой паре суждений) [4]

ТВ, пресса, радио Интернет-версия

Посмотреть передачу в назначенное время по телевизору 76 % Посмотреть трансляцию передачи, ее повтор в интернете 21 %

Прочитать статью в печатной версии газеты, журнала 58 % Прочитать статью в электронной версии газеты, журнала в интернете 29 %

Послушать передачу по радио 55 % Послушать передачу, ее повтор в интернете 28 %

Современное общество характеризуется бурным развитием информационных технологий, использованием современных технических средств, объединяющих людей в рамках одного поля общения. Но из-за экономического неравенства не всем коммуникантам доступны новые технологии, в частности компьютерная техника и сети Интернет. И здесь возникает проблема информационного разрыва, которая приводит к новой форме неравенства.

Изначально Интернет, как технологический продукт развития общества предназначался для узкого круга специалистов, но впоследствии благодаря

своей социальной направленности стал занимать позиции СМК, приобретать большое значение, проникая во все сферы общественной жизни. Взаимодействующие здесь элементы (личности, группы, общности) создают свой виртуальный мир, связываются определёнными статусами, полномочиями, культурой. Однако использование информационно-компьютерных технологий доступно не каждому. Назаров М.М. разделяет российское городское население на пять групп в зависимости от активного использования телевидения и Интернета [5, с. 116-125]:

1. «Погружённые в сеть». Объём кластера 13 %. Число часов в неделю, проводимых за просмотром ТВ - 10, в Интернете - 24,4. В основном это люди от 18-24 лет (35,2 %), 25-34 года (25,5 %), обладающие средним уровнем дохода 48,7 % (хватает денег на покупку крупной бытовой техники, но не могут купить автомобиль без привлечения заёмных средств).

2. Высокая медиавовлечённость. Объём кластера 5,3 %. Число часов в неделю, проводимых за просмотром ТВ - 36,2 %, в Интернете -21,3 %. В основном это люди от 25-34 лет (36,2 %), обладающие средним уровнем дохода 49,2 % (хватает денег на покупку крупной бытовой техники, но не могут купить автомобиль без привлечения заёмных средств).

3. Средняя медиавовлечённость. Объём кластера - 14,8 %. Число часов в неделю, проводимых за просмотром ТВ - 21,9 %, в Интернете -12,1 %. В основном это люди от 25-34 лет (26,9 %) и от 35-44 лет (24,2 %), обладающие средним уровнем дохода 48 % (хватает денег на покупку крупной бытовой техники, но не могут купить автомобиль без привлечения заёмных средств) и ниже 36,3 % (хватает денег на еду и одежду, но не могут купить крупную бытовую технику без привлечения заёмных средств).

4. Низкая медиавовлечённость. Объём кластера - 26,1 %. Число часов в неделю, проводимых за просмотром ТВ - 12,1 %, в Интернете -5,5 %. В основном это люди от 25-34 лет (26,4 %) и от 35-44 лет (22,6 %), от 45 до 54 лет (23 %), обладающие средним уровнем дохода 47,6 % (хватает денег на покупку крупной бытовой техники, но не могут купить автомобиль без привлечения заёмных средств) и ниже 35 % (хватает денег на еду и одежду, но не могут купить крупную бытовую технику без привлечения заёмных средств).

5. «Живущие без интернета». Объём кластера - 40,7 %. Число часов в неделю, проводимых за просмотром ТВ - 21,7 %, в Интернете - 0 %. В основном это люди от 55 лет и старше (54,3 %) и от 45 до 54 лет (21,5 %), обладающие средним уровнем дохода 23,4 % (хватает денег на покупку крупной бытовой техники, но не могут купить автомобиль без привлечения заёмных средств) и ниже 58,4 % (хватает

денег на еду и одежду, но не могут купить крупную бытовую технику без привлечения заёмных средств).

Согласно приведённым данным, можно выделить две большие аудитории: группу людей совсем не использующие интернет, а только телевидение (40,7 %) и группы людей, пользующихся как интернетом, так и телевидением (59,3 %), среди последних почти половина (26,1 %) используют как интернет, так и телевидение в минимальном количестве. Тем не менее, доля активного использования Интернета растёт с каждым годом. По данным ВЦИОМ процент ежедневного использования Интернет площадок увеличился с 5 % (2006 г.) до 46 % (2014 г.) рис. 1 [6].

Рис. 1. Использование интернета.

Пользуетесь ли Вы интернетом, и если да, то как часто?

Интернет-пользователи, ежедневно обращающиеся к данным средствам СМК, чаще всего используют интернет для работы / учёбы (37 %), пользуются электронной почтой (37 %), слушают музыку, смотрят фильмы (34 %), следят за новостями (34 %), общаются (31 %) [6].

Современные средства массовой коммуникации (электронные медиа) обладают большими возможностями в передаче различной информации большому количеству потребителей, что может повлечь за собой угрозу, как личности, так и государству. Владимирова Т.В. выделяет четыре основных групп угроз, связанных с сетевыми коммуникациями [7, с. 123-129]:

1. Угрозы безопасности личности (растущие возможности манипулирования сознанием, информационная перегрузка, Интернет-зависимость и т.д.).

2. Угрозы, связанные с ростом манипуляции общественным мнением.

3. Угрозы безопасности личности, государства от сетевых структур преступников и террористов.

4. Угрозы стабильности существования политических режимов власти.

Не смотря на несовершенство электронных средств массовой коммуникации большинство пользователей (53 %) считает, что развитие информационного интернет - пространства идёт на пользу нашему обществу. Главным плюсом является широкий доступ к большому количеству информации, так определили 71 % опрошенных. Респонденты, считающие, что возможности интернета только вредят нашему обществу (24 %), в качестве доказательства своего мнения приводят существование в Интернете большого количества вредной, «пустой» информации (32 %), а также отупления молодёжи и опасности «зомбирования» их [8].

Существуют проблемы и у телевидения, как площадки средства массовой коммуникации, многие респонденты считают, что телевидение ухудшают нравственную ситуацию в обществе. Так считают 38 % опрошенных людей в 2014 году, в то время как в 1989 году подобное мнение высказывали только 8 % респондентов. Если телевидение вдруг на месяц выйдет из строя, то люди от этого только выиграют - так считают 35 % опрошенных в 2014 г., в отличие от 18 % - в 1989 г. [9].

Радио, как средство коммуникации, пользуется популярностью у 23 % респондентов, 30 % населения получает, таким образом, информацию редко и никогда не пользуются 44 % опрошенных. При этом рост доверия к полученным сведениям через радио постепенно растёт (2008 г. - «да» 25 %, «скорее да» 43 %, 2012 г. - «да» - 26 %, «скорее да» - 46 %) [10].

Площадкой средств массовой коммуникации также является кинематограф, но его популярность также уступает телевидению и Интернету. Только 14 % респондентов смотрят новинки кинопроката в кинотеатре, для сравнения: по телевизору - 45 %, в интернете - 18 %. Самым популярным кино жанром являются комедии, их смотрят 88 % опрошенных [11].

Затрагивая роль СМК в жизни общества, 48 % респондентов считают, что СМК дают важную информацию о происходящем в стране и в мире, должны прививать нравственные ценности, задавать людям правильные образцы поведения. При этом 35 % опрошенных указывают на то, что СМК должны давать возможность отдохнуть от работы, расслабиться, получить представление о происходящем вокруг в лёгкой и доступной форме [12]. Такое отношение к СМК позволяет определить их функции в обществе.

Выделяют три основные социально-значимые функции СМК: информационную, регулирующую и культурологическую, которые дополняются развлекательной и мобилизующей функциями.

Суть информационной функции состоит в сборе и передаче информации массовой аудитории с учётом особенностей её структуры и интересов. Ин-

формация может иметь различный характер: событийный, документальный, аналитический, культурный и т.д. Но вне зависимости от характера информация должна обладать следующими особенностями: объективностью; актуальностью; полнотой; своевременностью; разнообразием; доступностью.

Форма и содержание информации во многом связаны с каналом её передачи. В России (как и в других странах) основным источником информации является телевидение (рис. 2) [13].

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

телевидение интернет газеты, журналы радио разговоры с

людьми

Рис. 2. Получение новостной информации. Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в стране? (закрытый вопрос, один ответ)

Лидерство телевидения в передаче информации характеризуется доступностью телевизионной коммуникации и его оперативностью. Однако опросы общественного мнения показывают, что респонденты не всегда доверяют такой информации. Так, по поводу информации об экономическом кризисе 61 % опрошенного населения считает, что сведения, предоставленные СМК, не являются полными и объективными и только 29 % респондентов выразили свою лояльность по этому поводу [13]. Кроме этого СМК зачастую не предоставляют информацию соответствующую запросам населения. Например, в рейтинге проблем, требующих освещения на первом месте у граждан стоят вопросы, связанные с инфляцией и ростом цен, угрозой безработицы, уровнем жизни, в то время как в информационном рейтинге СМК на первый план выходят темы, отражающие проблемы в образовании, молодёжной среде, армии. Существуют, конечно, структуры способствующие распространению такой информации, в частности журналы «Эксперт», «Русский репортер», газеты «Ведомости», «Известия», но их значительно меньше, чем остальных. Поэтому 66 % россиян считают, что люди всегда будут готовы платить за качественную аналитику и покупать хорошие газеты и журналы.

Регулирующая функция СМК представляет собой воздействие на общество и его познание через обратную связь. Такое воздействие может быть связано как с установлением контактов, так и с масштабным влиянием на общество, с формированием общественного мнения по тем или иным социальным проблемам, формированием определённых стереотипов поведения. Такая функция направлена на управление и манипулирование сознанием людей. Как правило, люди используют те нормы, ценности, принципы, которые активно пропагандируют СМК как положительные стереотипы общественной жизни. Анализируя социальные ситуации, предлагаемые СМК, участники коммуникационного процесса имеют возможность рассмотреть их с положительной и отрицательной оценкой СМК. И в данном случае оценка информации во многом зависит от ценностной ориентации как одного индивида, так и ценностно-нормативной базы, сложившейся в обществе. Например, одну и ту же ситуацию, связанную с преступлением СМК может представить как интересный факт, с шокирующими подробностями способов и средств насилия или сделать акцент на морально-нравственной стороне и осветить преступление с точки зрения жертвы. При этом в первом случае формируется праздный интерес к преступлению, не отягощённый морально-нравственными нормами, а во втором случае формируется отношение к преступлению на основе нравственных принципов. В этой связи 44 % российской аудитории считают, что государство должно вносить ограничения для информации, предоставляемой СМК морально-нравственного характера, т.к. многие СМК «показывают, описывают много насилия, разврата, пошлости, пропагандируют вредные привычки» [14].

Культурологическая функция СМК основана на передаче культурного наследия, сохранении культурных традиций. СМК способствуют ознакомлению с различными культурами, особенностями субкультур. Управленческое воздействие здесь связано с возможностью интегрировать или дифференцировать общество в плане культурных предпочтений, что в последствие может помочь решению социальных проблем или наоборот усугубить сложившиеся отношения. Кроме этого культурологическую функцию СМК часто соотносят с распространением массовой культуры, отношение к которой на сегодняшний момент не однозначно. С одной стороны массовая культура несёт в себе примитивность характеристик отношений между людьми, подчиняет все стороны человеческого бытия, навязывает стереотипы поведения, отношений, взглядов. С другой стороны массовая культура рассматривается как часть общей культуры, которая отличается от элитарной культуры лишь количеством потребителей. Так явлением элитарной культуры является музыка Бетховена, которую слушают в зале филармонии, а упрощённый её вариант как рингтон на мобильном телефоне уже является продуктом массовой культуры. Культурологическая функция СМК направлена на развитие эстетического вкуса потребителя. На телевидении такую функцию

выполняют каналы «Культура», «Звезда». Из печатных СМК можно назвать газеты «Литературная Россия», «Литературная газета», газета «Культура», журналы «Театр», «Музыка», «Кино», «В мире книг», «Читаем вместе», «Книжное обозрение» и другие.

Отдельно выделяют развлекательную функцию средств массовой коммуникации. В советское время такая функция исключалась, но в настоящее время роль этой функции настолько велика, что её осуществление происходит за счёт других функций СМК. Функция развлечения связана с эмоциональной разрядкой, уходом от проблем, заполнением свободного времени. Лидером СМК здесь также является телевидение - 28 % россиян проводят свободное время за просмотром телепередач, 14 % - заполняют свободное время чтением и общением с родственниками [15].

И ещё одна из важных функций СМК - это мобилизующая функция, которая направлена на организацию компаний в связи с поставленными целями в политической, экономической или социальной сфере. Примером могут послужить события декабря 2010 года (выступления футбольных фанатов) и предвыборные митинги 2011-2012 годов. Как в первом, так и во втором случае в качестве основной мобилизующей площадки выступили Интернет сети. По сути, мобилизующая функция является квинтэссенцией всех предыдущих функций, способная влиять на разум и чувства людей, способы и критерии оценок, побуждать их к определённым действиям.

Исходя из вышесказанного, можно заметить, что одной из основных характеристик СМК является воздействие на общество с помощью коммуникации, закреплении в сознании людей определённых позиций и взглядов, желательных для коммуникатора, т.е. речь идёт об управленческом аспекте, который подразумевает обязательную обратную связь. Такая обратная связь осуществляется в виде различных форумов, диалогов, дискуссий, опросов общественного мнения и т.д.

Любая коммуникация представляет собой субъектно-объектные взаимодействия, где важным элементом является обратная связь. Необходимым условием такого взаимодействия является установление контакта между акторами коммуникационного процесса. Возможность функционировать СМК в режиме диалога зависит от многих причин - это и доступность СМК широкому кругу потребителей, и наличие гражданского общества в стране, и наличие политической, социальной, коммуникативной культуры. В современных условиях такой свободный диалог доступен в сети Интернет. Не смотря на то, что блоги есть только у 11 % опрошенных, большинство из них (62 %) размещают информацию для других, т.е. каждый желающий может посмотреть записи и принять участие в обсуждение [16]. При этом доверием пользуется информация больше полученная из традиционных СМИ (56 %), и только 25 % респондентов доверяют в равной степени блогам и традиционным СМИ. Из респондентов, пользующихся Интернетом, 29 % участвуют в

коммуникационном диалоге с другими пользователями в чатах и форумах на различные темы (табл. 2) [14].

Таблица 2

Ответы на вопрос: «Участвуете ли Вы сами в дискуссиях в блогах, форумах, чатах?», %

Варианты ответа В дискуссиях по вопросам политики и общественной жизни В дискуссиях по другим темам культура, спорт, образование

Да, часто 3 9

Да, иногда 13 31

Нет, никогда 83 55

Нет ответа 1 5

Есть возможность работать в системе диалога и у других СМК (телевидение, радио, газеты) - это различные конференции, круглые столы, теле- и радио-марафоны, передачи, посвященные политическим, экономическим, социальным проблемам, письма радиослушателей и читателей.

Учитывая важность воздействия СМК на отдельных коммуникантов, социальные группы и общество в целом, необходимо говорить о модернизации коммуникационного процесса. Прежде всего, это предоставление качественной, полной информации, способной удовлетворять запросы граждан по всем, затрагивающим их проблемам и равная возможность получения этой информации, благодаря различным средствам массовой коммуникации. Так большая часть граждан (71 %) признают важность создания в стране телеканала общественного вещания, независимого в своей эфирной политике от государства и от бизнеса, отражающего интересы общества, но лишь 26 % респондентов готовы поддержать такой канал финансово [17].

Как видно из вышесказанного в области информационно-коммуникативного пространства общества существует много проблем, решение которых является весьма актуальным. Средства массовой коммуникации дополняют непосредственный жизненный опыт людей, поэтому качество информационных технологий, их доступность и использование в настоящее время во многом определяют характер жизни общества.

Список литературы:

1. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. -М.: Прогресс-Традиция, 2009.

2. Бориснев С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: психология и право. -М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007.

4. ВЦИОМ 13.08.2013 Пресс-выпуск № 2370 «Онлайн и офлайн: откуда получают информацию россияне» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://wciom. ru/index.php?id=459&uid= 114345.

5. Назаров М.М. Телевидение и интернет: типология российского ме-диапотребления // СОЦИС. - 2014. - № 6.

6. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 2692, 13.10.2014 «Просторы интернета: развлечение, общение, работа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://wciom.ru/index.php?id=459&uid= 115018.

7. Владимирова Т.В. Сетевые коммуникации как источник информационных угроз // СОЦИС. - 2011. - № 5.

8. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 2302, 20.05.2013 «Проникновение интернета в Россию и его последствия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114108.

9. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 2763 30.01.2015 «Телевидение «зомбоя-щик» или «окно в мир»?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://wciom. ru/index.php?id=459&uid= 115133.

10. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 2081, 02.08.2012, «Вся правда - в телевизоре?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php? id=459&uid= 115113

11. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 2608, 19,06.2014 «Пойдём в кино?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid= 11486.

12. ВЦИОМ: Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Январь-февраль 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/214/.

13. ВЦИОМ 13.08.2013 Пресс-выпуск № 2370 «Онлайн и офлайн: откуда получают информацию россияне» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114345.

14. М.Б. Боков Коммуникативная функция СМИ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 5 [93] Сентябрь-октябрь 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/216/.

15. ВЦИОМ: Средства массовой информации, аналитика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/332.

16. ВЦИОМ: пресс-выпуск №2354, 24.07.2013 «Блоги - или традиционные СМИ: чему больше доверяет интернет аудитория?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114305.

17. ВЦИОМ: Пресс-выпуск №1918, «Общественное телевидение: «за» и «против»., 28.12.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=112276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.