Научная статья на тему 'Проблема недоверия общества к средствам массовой информации'

Проблема недоверия общества к средствам массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4876
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MEDIA / НЕДОВЕРИЕ К СМИ / DISTRUST TO MEDIA / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / MASS CONSCIOUSNESS / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карпова Маргарита Константиновна, Балабанова Ульяна Геннадьевна

Статья посвящена проблеме недоверия российского общества к средствам массовой информации (СМИ). В статье делается акцент на том, как СМИ может легко воздействовать на сознание людей и манипулировать ими, данный фактор рассмотрен в политической сфере. Манипулирование является одной из главных функций СМИ, для подтверждения приведены примеры манипуляций СМИ на общественное сознание, также представлены цели и задачи манипулирования в политической сфере. В работе представлен анализ СМИ для выявления эффективных каналов передачи сообщений. В работе проблема манипулирования представлена на примерах и проанализированы исследования, в которых содержится информация о доверии и недоверии общества к СМИ. Также даны рекомендации по улучшению работы средств массовых информаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DISTRUST OF SOCIETY TO MEDIA

The article is devoted to a problem of distrust of the Russian society to means of mass information (media). In article the emphasis is placed on media, which can easily influence consciousness of people and manipulate them, this factor is considered in the political sphere. Manipulation is one of the main functions of media, for confirmation examples of manipulations of media on public consciousness are given, the purposes and problems of manipulation in the political sphere are presented. In work the analysis of media, for identification of effective channels of transmission of messages is submitted. The problem of manipulation on examples and researches, which contain information on trust and mistrust of society to media in the article, is presented. Recommendations about improvement of work of means of mass information are made.

Текст научной работы на тему «Проблема недоверия общества к средствам массовой информации»

УДК 316

М. К. Карпова

кандидат социологических наук, доцент кафедра философии и социальных коммуникаций Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

У. Г. Балабанова

соискатель

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА НЕДОВЕРИЯ ОБЩЕСТВА К СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме недоверия российского общества к средствам массовой информации (СМИ). В статье делается акцент на том, как СМИ может легко воздействовать на сознание людей и манипулировать ими, данный фактор рассмотрен в политической сфере. Манипулирование является одной из главных функций СМИ, для подтверждения приведены примеры манипуляций СМИ на общественное сознание, также представлены цели и задачи манипулирования в политической сфере.

В работе представлен анализ СМИ для выявления эффективных каналов передачи сообщений. В работе проблема манипулирования представлена на примерах и проанализированы исследования, в которых содержится информация о доверии и недоверии общества к СМИ. Также даны рекомендации по улучшению работы средств массовых информаций.

Ключевые слова: СМИ, недоверие к СМИ, манипуляция, массовое сознание, информация.

M. K. Karpova

Candidate of Sociology, associate professor Department of philosophy and social communications Penza State University, Penza, the Russian Federation U. G. Balabanova

Applicant

Penza State University, Penza, the Russian Federation

THE PROBLEM OF DISTRUST OF SOCIETY TO MEDIA

Abstract. The article is devoted to a problem of distrust of the Russian society to means of mass information (media). In article the emphasis is placed on media, which can easily influence consciousness of people and manipulate them, this factor is considered in the political sphere. Manipulation is one of the main functions of media, for confirmation examples of manipulations of media on public consciousness are given, the purposes and problems of manipulation in the political sphere are presented.

In work the analysis of media, for identification of effective channels of transmission of messages is submitted. The problem of manipulation on examples and researches, which contain information on trust and mistrust of society to media in the article, is presented. Recommendations about improvement of work of means of mass information are made.

Keywords: Media, distrust to media, manipulation, mass consciousness, information.

В наше время картина мира формируется у людей за счёт информации из СМИ (средств массовой информации). Можно сказать, что средства массовой информации являются инструментом воздействия на общество.

Понятие «манипулирование массовым сознанием» является актуальным в изучении скрытого воздействия на массовое сознание в разных областях

информационного поля. О манипулятивных тенденциях в СМИ зарубежными и российскими учёными написано значительное число книг и статей научного и публицистического характера. Сам термин вынесен в заглавия целого ряда диссертаций по разным аспектам этой проблемы [2].

«Манипуляция массовым сознанием» - один из способов управления большим количеством людей путём создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит перед собой задачу установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объекта манипуляций посредством изменения представлений или мнений [4].

Использование скрытого воздействия средств массовой информации на сознание общества может привести к непредсказуемым последствиям для социального и психологического развития общества.

В Российской Федерации документы, регламентирующие морально-этическую сторону вопроса и вообще принципиальную допустимость или недопустимость воздействия на массовое сознание скрытым образом, отсутствуют. В России, к сожалению, закон о телерадиовещании, равно как и закон о гласности, до сих пор не принят. Основным правовым актом в этой сфере являются Конституция РФ и Закон Российской Федерации о средствах массовой информации от 1991 г., в котором устанавливаются некоторые принципы и формы деятельности телекомпаний. В Доктрине информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000 г. в п. 2 «Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации» говорится: «Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному групповому, общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться: манипулирование информацией (дезинформация, скрытие или искажение информации» [3].

Особенное влияние СМИ проявляется в политической сфере.

Во-первых, СМИ выполняют функцию информирования и контроля, тем самым позволяют гражданам оценивать работу местной власти.

Во-вторых, средства массовой информации доводят до общественности самые актуальные проблемы политической жизни.

Также СМИ способны создать положительный или негативный имидж того или иного политического деятеля или же партии. Ведь во время вещания о выборах СМИ призывает общественность проголосовать за определенного политического деятеля, а также это побуждает граждан принимать участие в политической жизни своего государства. Но стоит помнить, что в приоритетах у СМИ на первом месте стоит собственная выгода, чем справедливость.

На примере функций можно проследить влияние СМИ на развитие демократии, участие граждан в политическом развитии своей страны, но при этом не стоит забывать о негативной стороне влияния СМИ на общество с помощью политического манипулирования.

Политическое манипулирование - это процесс влияния на общественное мнение и политическое поведение (это скрытое управление политическим сознанием, чтобы направить граждан на нужную сторону власти) [1].

Целью политического манипулирования является внедрение нужной политической установки в общественную жизнь, а также навязывание своего мнения и побуждении масс к действиям. На сегодняшний день СМИ используют самые разнообразные средства манипулирования сознанием людей, такие как:

- распространение ложной информации;

- сдерживание реальной информации;

- навязывание мнения;

- ложные политические публикации связаны с ведением информационной войны, во главе которой лежит очернение другой страны.

При таком развитии средств массовой информации люди стали меньше доверять СМИ.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предоставляет данные опроса о том, какие СМИ по-прежнему сохраняют внимание и доверие россиян, из каких СМИ россияне предпочитают получать информацию, а к каким относятся негативно.

Основным источником новостей для россиян остаётся телевидение (62 % в 2015 г.; 60% в 2013 г.), а популярность газет продолжает падать. Новостные и аналитические ресурсы в интернет сети, официальные сайты получают доверие всего лишь от 16% респондентов.

Многие россияне положительней воспримут информацию в телеэфире, чем и интернет сети. Данное явление, прежде всего, связано с тем, что информационные порталы в сети Интернет слишком переполнены информацией.

По данным результатам доверие к центральным российским СМИ остаётся на достаточно высоком уровне, в то время как уровень доверия к зарубежным СМИ падает. 75% россиян доверяют центральному ТВ, 54% россиян доверяют центральной прессе, и 52% доверяют центральному радио. По сравнению с показателями 2007 г., почти в семь раз увеличилось число людей, которые скептически относятся к зарубежным СМИ (7% в 2007 г.; 50% в 2015 г.). Количество разделяющих позиции западных СМИ граждан уменьшилось, а процент не доверяющих этому источнику остается относительно стабильным. Местному ТВ доверяют 66% россиян, региональному радио доверяют 47%, местной прессе доверяют всего лишь 26% россиян.

ВЦИОМ был проведён инициативный всероссийский опрос 2-3 мая 2015 г. Опрошено 1.600 человек в 130 населённых пунктах в 46 областях и республиках России. Статистическая погрешность не превысила 3,5% [5].

19 декабря 2016 г. РИА новости опубликовало данные исследования об уровне доверия к СМИ, представленные журналистами фонда «Медиастандарт».

По данным КГИ (комитет гражданских инициатив) минимальный уровень доверия к СМИ составляет около 58%, что зафиксировано в Ингушетии, Тамбовской области и Москве. Больше всего доверяют журналистам в Крыму (78%), Севастополе (75%) и Ямало-Ненецком автономном округе (73%).

При этом доверие к региональным и местным СМИ в большинстве регионов выше, чем к федеральным. Таких регионов 61, среди них Москва 61 % против 58%, Санкт-Петербург 68%, Московская область 60% против 59%.

Самый высокий уровень доверия к локальным СМИ зафиксирован в Свердловской и Воронежской областях - 79%, в Чечне - 78% и Тюменской области и Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах - 77%.

В 19 регионах уровень доверия к локальным СМИ ниже, чем к федеральным. Самый большой разрыв в Калмыкии: 67% доверяют СМИ в целом и лишь 56% относятся лояльно, в Тыве 71% против 63% и Севастополе 75% против 67%.

В пяти регионах жители равно доверяют как локальным медиа, так и СМИ в целом - это Ивановская, Калужская, Белгородская области и Республика Алтай.

Наиболее низкий уровень доверия к региональным и местным СМИ в Дагестане - 54% в 2016 г. По данным исследования, в прошлом году на месте Дагестана была Ингушетия - 52%, но в 2016 г. уже 63% жителей региона доверяют своим локальным СМИ. В Москве негативный показатель за год уменьшился, рост составил 2% (с 59% до 61%), в то время как в Петербурге он вырос с 61% до 69%.

Согласно опросу, растёт число россиян, постоянно, часто или достаточно часто встречающих в СМИ заведомо ложную информацию или попытки навязать определенную точку зрения. Если в 2015 г. было лишь 13 регионов, где уровень подобной аудитории был 40% и выше, то в 2016 г. насчитывается уже 24 таких региона.

При этом в Москве доля такой аудитории составляет от 24% до 48%. В 2015 г. лидером по этому показателю был Петербург 48%, а в 2016 г. 47%. Также высокий уровень этого показателя в Орловской (48%), Московской (46%), Липецкой (44%), Новосибирской (44%), Ивановской (43%), Псковской (40%) областях [6].

Подобные опросы и исследования играют большую роль в изучении СМИ. По приведенным выше результатам мы видим, что уровень доверия к средствам массовой информации снижен. Причины снижения доверия могут быть разные. К одним из главных причин относятся:

1) Широкое использование СМИ для манипулятивного воздействия на граждан, особенно в период предвыборных кампаний.

2) Коммерция медийных организаций, действующих по рыночным законам, приводит к утрате ими функций «общественной службы», что негативно сказывается на отношении граждан к прессе. То есть многие средства массовой информации зависят от финансовой поддержки со стороны политических и коммерческих организаций, поэтому все творческие и управленческие решения в информационной деятельности подчинены требованиям рынка или определенным организациям. В большей степени все решения принимаются без учёта социальных потребностей, при этом запросы аудитории игнорируются. Например, аудитория родителей нуждается в создании развивающего контента для детей, редакторы и журналисты отказываются от вещания подобных программ, потому что они являются коммерчески невыигрышными.

3) На данный момент сеть Интернет перегружена информацией из разных источников, большая часть сообщений не проверяется на достоверность фактов. В связи с этим человек получает не только много лишней информации, но также перестает доверять СМИ.

СМИ должны учесть то, что рейтинг доверия к ним падает и соответственно предпринимать всевозможные меры. Особенно это касается интернет пространства, потому что именно в социальных сетях или на сайтах чаще всего размещают ложную информацию из вторичных источников или просто для своей выгоды. Каждый источник информации необходимо проверять и не допускать излишней информации. Также стоит ввести профессионально-этническую систему саморегулирования журналистского сообщества. В журналистской деятельности приоритетом обязательно должно быть завоевание аудитории и удовлетворение их потребностей и интересов.

Также стоит создать единый сектор СМИ, то есть организацию, которая будет контролировать и проверять абсолютно всю информацию.

Если не решить данную проблему негативного отношения к СМИ, то она может привести к серьёзным последствиям. Да, СМИ может манипулировать нами, но стоит задуматься о том, что могут появиться другие желающие негативно воздействовать на общество и управлять им.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авченко В. Теория и практика политических манипуляций в современной России / Информационный портал «Пси-фактор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyfactor.org/ (дата обращения 20.04.2017).

2. Владимирова М. Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения): монография / М.Б. Владимирова. — М. : Флинта, 2011. — 137с.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646) / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения 25.04.2017).

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. — М. : Алгоритм, 2004. — 528 с.

5. СМИ в России: потребление и доверие / Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ». 2015. — Пресс-выпуск № 2829 / Сайт «ВЦИОМ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115248 (дата обращения 13.04.17).

6. Уровень доверия к СМИ во всех регионах выше 50%, показало исследование / Сетевое издание РИА Новости (19.12.2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/society/20161219/1483949246.html (дата обращения 15.04.17).

REFERENSES

1. Avchenko V. Teoriia i praktika politicheskikh manipuliatsii v sovremennoi Rossii. In-formatsionnyi portal «Psi-faktor» (The theory and practice of political manipulations in modern Russia). Available at: http://psyfactor.org/ (accessed 20.04.2017).

2. Vladimirova M. B. Transformatsiia massovogo soznaniia pod vozdeistviem SMI (na primere rossiiskogo televideniia): monografia [Transformation of mass consciousness under the influence of media (on the example of the Russian television): monograph]. Moscow, Flinta Publ., 2011, 137p.

3. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 5 dekabria 2016 g. № 646) (The doctrine of information security of the Russian Federation (it is approved by the Decree of the Russian President of December 5, 2016, no. 646)). Available at: http://www.garant.ru (accessed 25.04.2017).

4. Kara-Murza S.G. Manipuliatsiia soznaniem [Manipulation of consciousness]. Moscow, Algoritm Publ., 2004, 528 p.

5. SMI v Rossii: potreblenie i doverie. Ezhenedel'nyi opros «Omnibus VTsIOM». (Media in Russia: consumption and trust. Weekly poll "Omnibus VCIOM") 2015, no. 2829. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115248 (accessed 13.04.17).

6. Uroven' doveriia k SMI vo vsekh regionakh vyshe 50%, pokazalo issledovanie (The research shown, that level of credibility to media in all regions is higher than 50%.). Available at: https://ria.ru/society/20161219/1483949246.html (accessed 15.04.17).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Карпова Маргарита Константиновна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: karpovamk@mail.ru.

Балабанова Ульяна Геннадьевна — соискатель, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: ayaguseva @yandex.ru.

AUTHORS

Karpova Margarita Konstantinovna — Candidate of Sociology, associate professor, Department of philosophy and social communications, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: karpovamk@mail.ru.

Balabanova Ul'yana Gennad'evna — Applicant, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: ayaguseva@yandex.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Карпова М.К. Проблема недоверия общества к средствам массовой информации / М.К. Карпова, У.Г. Балабанова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Karpova M. K., Balabanova U. G. The problem of distrust of society to media. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 2, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.