Научная статья на тему 'Особенности управления общественным мнением органами государственной власти'

Особенности управления общественным мнением органами государственной власти Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2468
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СМИ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ВЛАСТЬ / ПОСТПРАВДА / ПОСТИСТИНА / РЕЖИМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MANAGEMENT OF PUBLIC OPINION / MANIPULATIVE TECHNOLOGIES / INFORMATION SOCIETY / THE MEDIA / THE PUBLIC / STATE AUTHORITIES / POWER / POST-TRUTH / INTERACTION REGIMES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карпова Маргарита Константиновна, Атяшкин Иван Александрович

В статье рассматриваются особенности управления общественным мнением органами государственной власти. Дается описание современного общественного мнения, подробно изложены основные концепции функционирования общественного мнения. В статье выделены шесть возможных режимов взаимодействия власти и общественного мнения, описаны эффективные технологии формирования общественного мнения в современных условиях и представлены основные черты, присущие современному информационному обществу. В статье дается оценка роли СМИ в качестве инструмента манипулирования массовым сознанием, выделены основные компоненты, присущие всем коммуникативным процессам. Особым образом сделан акцент на появление новой политической культуры политика постистины или политика постправды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PUBLIC OPINION MANAGEMENT BY PUBLIC AUTHORITIES

The article considers the peculiarities of public authorities' management of public opinion. The author gives a description of contemporary public opinion. The basic concepts of the functioning of public opinion are set out in detail. The article outlines six possible modes of interaction between government and public opinion. Detailed description of effective technologies for the formation of public opinion in modern conditions. The author outlined the main features inherent in the modern information society. The article assesses the role of the media as a tool for manipulating the mass consciousness. The basic components inherent in all communicative processes are singled out. In a special way, the author focuses on the emergence of a new political culture the politics of post history or the policy of post-truth. The article can be useful for professionals, students, teachers of the direction "Advertising and Public Relations.

Текст научной работы на тему «Особенности управления общественным мнением органами государственной власти»

УДК 316

М. К. Карпова

кандидат социологических наук, доцент кафедра философии и социальных коммуникаций Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

И. А. Атяшкин

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности управления общественным мнением органами государственной власти. Дается описание современного общественного мнения, подробно изложены основные концепции функционирования общественного мнения. В статье выделены шесть возможных режимов взаимодействия власти и общественного мнения, описаны эффективные технологии формирования общественного мнения в современных условиях и представлены основные черты, присущие современному информационному обществу. В статье дается оценка роли СМИ в качестве инструмента манипулирования массовым сознанием, выделены основные компоненты, присущие всем коммуникативным процессам. Особым образом сделан акцент на появление новой политической культуры - политика постистины или политика постправды.

Ключевые слова: общественное мнение, управление, манипулятивные технологии, информационное общество, СМИ, общественность, органы государственной власти, власть, постправда, постистина, режимы взаимодействия.

M. K. Karpova

Candidate of Sociology, associate professor Department of Philosophy and Social Communications Penza State University, Penza, the Russian Federation

I. A. Atyashkin

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation

FEATURES OF PUBLIC OPINION MANAGEMENT BY PUBLIC AUTHORITIES

Abstract. The article considers the peculiarities of public authorities' management of public opinion. The author gives a description of contemporary public opinion. The basic concepts of the functioning of public opinion are set out in detail. The article outlines six possible modes of interaction between government and public opinion. Detailed description of effective technologies for the formation of public opinion in modern conditions. The author outlined the main features inherent in the modern information society. The article assesses the role of the media as a tool for manipulating the mass consciousness. The basic components inherent in all communicative processes are singled out. In a special way, the author focuses on the emergence of a new political culture - the politics of post history or the policy of post-truth. The article can be useful for professionals, students, teachers of the direction "Advertising and Public Relations.

Key words: management of public opinion, manipulative technologies, information society, the media, the public, state authorities, power, post-truth, post-truth, interaction regimes.

Общественное мнение - это состояние массового (общественного) сознания, заключающее в себе отношение к событиям, к деятельности групп, организаций, отдельных людей.

Общественное мнение является предметом изучения социологии общественного мнения, как одной из теорий среднего уровня. Социология общественного мнения изучает формирование, функционирование, возможности управления общественным мнением в целях управления общественными процессами и деятельностью социальных институтов. Одним из социальных институтов современного общества является власть. Власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия. Поддержание и возобновление этого взаимодействия в обществе всегда обеспечивается соответствующими нормами и санкциями, что и дает основание рассматривать власть как социальный институт.

Развитию теории общественного мнения способствовала американская социология и политология. Уже в 30-х гг. XX в. в США возникает институт Гэллапа, в задачи которого входит изучение общественного мнения людей в разных ситуациях, прежде всего, в предвыборных. Системе органов государственной и муниципальной власти постоянно приходится адаптироваться к современным реалиям. Активный процесс по формированию гражданского общества, как необходимого компонента демократической системы, сопровождается поиском эффективной модели общественного развития, ведущего к формированию гражданского общества.

Реальные политические, дипломатические и военные действия все чаще имеют продолжение в информационном поле с использованием технологий управления общественным мнением. И зачастую именно информационное пространство становится тем полем битвы, на котором выигрывают и проигрывают войны.

Выбор оптимального варианта отношений между властью и народом осуществляется в сложных условиях трансформации государственных и общественных институтов и структур [6].

Одним из важных индикаторов уровня адаптации государства к меняющимся тенденциям является общественное мнение граждан. Общественное мнение выступает стратегическим партнером органов государственной и муниципальной власти. Оно выступает в качестве основного источника информации о предпочтениях, страхах, переживаниях граждан и представляет, таким образом, механизм выражения отношения населения к власти. Для социологии и политологии изучение общественного мнения является важнейшим инструментом выявления трендов в политических предпочтениях населения [4].

Надо отметить, что общественное мнение представляет собой крайне неустойчивое и капризное явление. Дело в том, что общественное мнение является выражением психоэмоционального настроения населения в конкретный момент времени. Многим людям свойственно иррациональное поведение, им также свойственно менять свои вкусы, взгляды, убеждения, одни и те же события они трактуют по-разному. Оценки, сформированные под влиянием общественного мнения, не всегда адекватно отражают действительность. По-прежнему роль стереотипов и предрассудков занимает главную роль в формировании общественного мнения [4].

При принятии решений представители власти могут принимать во внимание мнение общественности, а могут и не принять, все будет зависть в конечном итоге от ситуации. Однако в любом случае им необходимо продемонстрировать свое отношение к общественному мнению.

Российские ученые, занимающиеся исследованием общественного мнения, в основном изучают современные проблемы его функционирования в обществе и степень взаимодействия с социальными институтами.

Особый интерес у исследователей вызывает уровень воздействия друг на друга общественного мнения (процесс его формирования, выражения, функционирования) и степени социальной напряженности в обществе, социальных настроений и самочувствия граждан. На основе большой эмпирической базы

удалось проследить корреляцию между общественным мнением и социальным самочувствием граждан. Общественное мнение оказывает сильное влияние на уровень социального самочувствия [1].

Особым образом среди отечественных исследователей выделяется Д.П. Гавра. Его научные работы отличаются высоким уровнем актуальности и имеют большую практическую значимость. В своей работе «Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия» он дает максимально объективную оценку характера взаимоотношений системы органов государственной и муниципальной власти и общественного мнения, возможностей участия последнего в решении общезначимых вопросов. Автор определяет институциональную природу предпосылок формирования общественного мнения и выделяет основные характеристики его существования [3].

Д.П. Гавра акцентирует внимание на изучение таких категорий, как проблема условий, границ и возможностей влияния общественного мнения на функционирование и развитие социальных систем.

Нужно отметить, что во многом проявление функции устройства политической системы и характера власти происходит через способность массовых ангажированных суждений и обусловленных ими волевых проявлений воздействовать на положение дел. При этом социальная динамика, как фактор общественного мнения, может варьироваться от определяющей до ничтожной степени. Ответ на вопрос, какова же эта роль применительно к конкретной ситуации в конкретном государстве в рамках возможного диапазона, имеет как важное научное, так и не менее существенное политическое значение [3].

В интегральном плане Д.П. Гавра предлагает свой уникальный подход, в котором используется специфическая терминология. Так, он вводит понятие «режим взаимодействия власти и общественного мнения» и в своей классификации обозначает 6 специальных режимов [3]:

1. Режим подавления общественного мнения со стороны властных структур.

2. Режим игнорирования общественного мнения.

3. Режим патернализма власти по отношению к общественному мнению.

4. Режим сотрудничества (взаимореализации).

5. Режим давления общественного мнения на власть.

6. Режим диктатуры общественного мнения.

В какой-то степени крайне справедливо выражение о том, что информация правит миром. Достижение любых целей невозможно без информации, она становится необходимым орудием и для нее не существует особых преград и границ, в отличие от многих других категорий. Динамика темпов и качество развития государств зависит от доступа к «инсайдерской» информации, а ценностные ориентации, стереотипы, убеждения, воззрения, установки в целом формируют картину мира.

Общественное мнение складывается из двух источников - непосредственных наблюдений реальности и СМИ. Если СМИ навязывают точку зрения, она постепенно замещает собой собственные представления индивида.

Средства массовой информации продолжают играть ключевую роль в оформлении, распространении и воспроизводстве основных дискурсов органов государственной власти. Повышение эффективности использования информации в government relation предоставляет принципиально новые возможности управления для властных структур. Произошла настоящая трансформация в политических отношениях и способах социального управления. Такие категории как «государственное принуждение» и «власть денег» отошли на второй план, уступив место «власти знаний», которая стала решающей в нашем ультраинформационном обществе [8].

Массовая коммуникация, как разновидность человеческого общения, безусловно, обладает определенными специфическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на сам процесс общения и на его структурные компоненты [5].

Как и в любом виде общения, здесь можно выделить следующие компоненты:

- коммуникатор, т. е. тот, кто говорит, кто сообщает информацию;

- аудитория (реципиенты), т.е. те, кому говорят, кому сообщают информацию;

- сообщение - что именно говорят, сама информация;

- канал, т. е. техническое средство, с помощью которого осуществляется передача сообщения.

Следует подчеркнуть особую роль канала массовой коммуникации, так как именно опосредованность общения техническими средствами задает, предопределяет основные специфические особенности массовой коммуникации как разновидности человеческого общения.

Возрастающая роль информационного пространства заставляет нас более пристально посмотреть на арсенал используемых средств. Очевидно, что эти средства и механизмы становятся всё более изощрёнными. Это определённые информационные технологии, в рамках которых осуществляется переход от информационной сферы в другие области, однако делается это с помощью опоры на массовое сознание [2].

Информационное общество, существующее в условиях «глобальной деревни», по определению М. Маклюэна, имеет особые черты [8]:

1. «Дефицит от изобилия» прежде всего проявляется не в недостатке фактических сведений, а в типичном для общественно-политического познания каузальном дефиците. Здесь срабатывает информационная ловушка, которая превращает политика или должностное лицо в участника шоу, происходит это в силу сильного перенасыщения эмоциональными, зрелищными и событийными сюжетами информационного пространства.

2. Повсеместное распространение мультимедийных средств коммуникации модифицировало в том числе и общественно-политическую жизнь. Этот феномен проявляется в потребности в банальных развлечениях, тяге к сенсациям, массовым зрелищам, в потребности поведения по мерке отроческого и юношеского возраста.

3. Визуальное восприятие становится стержнем новой культуры. Оно выступает в качестве основного средства передачи информации через набор кодов и образов. Виртуализация общества происходит в активной фазе, ей сопутствует процесс замещения символических образований вторичными символами.

Рассмотрим наиболее эффективные технологии по формированию и управлению общественным мнением, используемые органами государственной власти:

1. «Приклеивание или навешивание ярлыков». Суть метода состоит в том, что при использовании оскорбительных эпитетов, названий, имен в отношении человека, организации, идеи, явления вызывается у группы людей резко негативное отношение к конкретному субъекту.

2. «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность». Метод состоит в использовании эмоционально интенсивных слов, которые ассоциируются с основными ценностями общества и являются убедительными без дополнительной информации и ссылок на идеи людей. Данный метод апеллирует к таким чувствам, как любовь к стране, дому, стремление к миру, свободе, желанию гордиться родиной и т.д. Этот метод очень популярен в политической среде и используется практически каждым деятелем в соответствующих ситуациях.

3. «Перенос», или «трансфер». Основной смысл приема заключается в проекции позитивных качеств человека (престиж, поддержка, авторитет) или моральных ценностей на другого человека либо группу. Срабатывает отождествление с тем, что имеет высокую ценность и значимость для окружающих.

4. «Ссылка на авторитеты». Метод состоит в использовании авторитетных, известных для целевой аудитории людей или групп. В качестве таких групп влияния могут выступать известные политики, деятели культуры, актеры, руководители предприятий, преподаватели высших и средних учебных заведений. Таким образом, у человека, как объекта манипулятивного воздействия, инициируется

формирование соответствующего отношения - эмоционально позитивного или отрицательного.

5. «Свои ребята». В объекте целенаправленного воздействия пробуждается чувство близости представителя власти к народу, к оцениванию его в терминах «свой человек», «один из нас».

6. «Общий вагон («вместе со всеми») - нагнетание желаемой реакции происходит путем активного внушения мысли о ее общепризнанности и разумности. Использование данного приема сопровождается подбором суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «Все нормальные люди понимают, что... » или «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что... » и т.п. За счет того, что большинство принимает и разделяет предлагаемую точку зрения, у человека формируется чувство уверенности.

Также отдельно необходимо подчеркнуть, что многие исследователи, ученые, эксперты выделяют новый тип политической культуры, которую обозначают как post-truth politics (политика постправды или политика постистины). Термин post-truth («постправда»), названный в конце 2016 г. компанией Oxford Dictionaries «словом года», отражает некую постмодернистскую модальность, деформированное состояние сознания, в котором стереотипы уже полностью потеряли связь с реальными образами. В мире постправды эмоции замещают факты, a фейки - новости, задавая тон конструированию политического дискурса и альтернативной реальности [9].

Принцип постправды заключается в следующем: система смыслов формируется через эмоционализацию объектов воздействия (при этом подробности политической реальности остаются без внимания), при этом происходит игнорирование фактов и усиление роли эмоций и мнений отдельных людей (ломов, экспертов) и тиражирование по различным каналам информации.

С одной стороны, усиление демократических институтов возможно в развитом информационного обществе, а с другой стороны это повышает возможности манипулирования общественным мнением [2]. В обоих вариантах есть как отрицательные стороны, так и положительные.

Таким образом, выбор технологий управления общественным мнением будет зависеть от конкретных целей, состояния окружающей действительности, характеристики информационной среды. А также качество политической культуры населения будет во многом определяющим фактором. Постоянное изменение общества и трансформация общественных отношений создает необходимость разработки новых технологий манипулирования общественным мнением в интересах общества. Развитие форм и способов воздействия на общественное мнение должно особым образом регулироваться правом, с целью минимизировать вред от их корыстного злоупотребления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехин Э.В. Воздействие общественного мнения на социальное самочувствие граждан (по материалам социологического исследования в Пензенской области) / Э.В. Алехин, И.А. Атяшкин // Теория и практика общественного развития. — 2018. — № 9. — С. 13-18.

2. Бахтуридзе З.З. Формирование общественного мнения в условиях развивающегося информационного общества / З.З. Бахтуридзе // Армия и общество. — 2013. — № 5 (37). — С. 23-29.

3. Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия / Д.П. Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1998. — Т. 1, № 4. — С. 53-77.

4. Поминов Д.Ю. Общественное мнение как способ формирования общественного сознания граждан / Д.Ю. Поминов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 114. — С. 370-376.

5. Психология массовой коммуникации: коммуникатор, аудитория, сообщение, каналы, эффекты и эффективность: хрестоматия / сост. В.П. Васильева; под ред. К.В. Ки-уру. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 265 с.

6. Суслов Е.В. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества: дисс. ... канд. полит. наук: 10.01.10 / Е.В. Суслов. — М., 2004. — 225 с.

7. Туманов С. В. К вопросу об изучении общественного мнения в России / С.В. Туманов, А.Т. Гаспаришвили / / Социально-гуманитарные знания. — 2010. — № 3. — С. 262-274.

8. Хубецова А.Ю. Управление общественным мнением в системе политической власти: региональный аспект / А.Ю. Хубецова // Вестник ПАГС. — 2008. — № 1. — С. 13-18.

9. Чугров С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? / С.В. Чугров // Полис. Политические исследования. — 2017. — № 2. — С. 42-59.

REFERENCES

1. Alekhin E.V., Atiashkin I.A. The impact of public opinion on the social well-being of citizens (based on social research in Penza region). Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia = Theory and practice of social development, 2018, no. 9, pp. 13-18 (in Russian).

2. Bakhturidze Z.Z. Formation of public opinion in the conditions of the developing information society. Armiia i obshchestvo = Army and society, 2013, no. 5 (37), pp. 23-29 (in Russian).

3. Gavra D.P. Public opinion and power: modes and mechanisms of interaction. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii = The Journal of Sociology and Social Anthropology, 1998, vol. 1, no. 4, pp. 53-77 (in Russian).

4. Pominov D.Iu. Public opinion as way of formation of public consciousness of citizens. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im A.I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, 2009, no. 114, pp. 370-376 (in Russian).

5. Vasil'eva V.P., Kiuru K.V. (ed.) Psikhologiia massovoi kommunikatsii: kommunikator, auditoriia, soobshchenie, kanaly, effekty i effektivnost': khrestomatiia [Psychology of mass communication: communicator, audience, message, channels, effects and efficiency: anthology]. Cheliabinsk, Izd-vo IuUrGU Publ., 2007, 265 p.

6. Suslov E.V. SMI kak instrument formirovaniia obshchestvennogo mneniia v protsesse stanovleniia grazhdanskogo obshchestva: diss. kand. polit. nauk: 10.01.10 [Media as the instrument of formation of public opinion in the course of formation of civil society: diss. cand. of political sciences]. Moscow, 2004, 225 p.

7. Tumanov S.V., Gasparishvili A.T. To a question of studying of public opinion in Russia. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia = Social and humanitarian knowledge, 2010, no. 3, pp. 262-274 (in Russian).

8. Khubetsova A.Iu. Public opinion management in the system of political authority: regional aspect. Vestnik PAGS = The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration, 2008, no. 1, pp. 13-18 (in Russian).

9. Chugrov S.V. Post-Truth: Transformation of Political Reality or Self-Destruction of Liberal Democracy? Polis. Politicheskie issledovaniia = Polis. Political Studies, 2017, no. 2, pp. 42-59 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Карпова Маргарита Константиновна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет, г. Пенза, e-mail: [email protected].

Атяшкин Иван Александрович — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: ivanatyashkin-net@gmail. com.

AUTHORS

Karpova Margarita Konstantinovna — Candidate of Sociology, associate professor, Department of Philosophy and Social Communications, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Atyashkin Ivan Aleksandrovich — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Карпова М.К. Особенности управления общественным мнением органами государственной власти / М.К. Карпова, И.А. Атяшкин // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Karpova M. K., Atyashkin I. A. Features of public opinion management by public authorities. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 3, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.