Научная статья на тему 'Специфика использования педагогического моделирования в структуре изучения курса «Практическая педагогика»'

Специфика использования педагогического моделирования в структуре изучения курса «Практическая педагогика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURE SELF-DEPENDENT WORK / COMPETENCE / QUALITY OF TRAINING / PRODUCTIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева О.А.

В работе отражены нюансы изучения курса «Практическая педагогика», определена возможность моделирования программно-педагогического обеспечения в модели адаптивного и акмеверифицированного профессионально-педагогического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work shows the nuances of the course "Practical pedagogy", the possibility of modeling software and pedagogical support in models of adaptive and acmeverified professional pedagogical knowledge.

Текст научной работы на тему «Специфика использования педагогического моделирования в структуре изучения курса «Практическая педагогика»»

учитывать и специфичность, отмеченную выше, означенных организаций образовательного процесса.

Именно понимание общего и специфичного в процессах подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации как целостности актуализирует сферу преемственности в педагогическом образовании.

Список литературы

1.Змеёв С.И. Применение андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 8-14.

2. Кукуев А. И. Андрагогика: этимология и употребление термина в зарубежной науке // Проблемы современного образования. 2010. № 5. С. 30-35.

3. Андрющенко Я.Э. Анализ педагогических технологий, используемых в процессе профессиональной подготовки магистров физико-математических специальностей в открытых образовательных ресурсах // Синергия. 2016. № 3. С. 26-30.

4. Соколова Н.Ф., Жигульская И.В., Сендюков И.Н. Формирование современного педагогического коллектива для реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Синергия. 2016. № 3. С. 13-25/

5. Цахаева А.А., Аминова Д.К., Аминов У.К. Паттеризация ценностных конструктов личности как предмет научной рефлексии // Успехи современной науки и образования. Т. 3. № 4. С. 16-20.

Козырева О.А.

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Сибирский государственный индустриальный университет, Кемеровский государственный университет

Ключевые слова. Культура самостоятельной работы, компетенции, качество подготовки, продуктивная деятельность.

Аннотация: В работе отражены нюансы изучения курса «Практическая педагогика», определена возможность моделирования программно-педагогического обеспечения в модели адаптивного и акмеверифицированного профессионально-педагогического знания.

Keywords: Culture self-dependent work, competence, quality of training, productive activities.

Abstract: The work shows the nuances of the course "Practical pedagogy", the possibility of modeling software and pedagogical support in models of adaptive and acmeverified professional pedagogical knowledge.

Возможность использования и верификация качества включения метода педагогического моделирования в структуре изучения основ современного профессионально-педагогического знания могут быть проанализированы в модели научно-педагогического исследования [1], определяющего возможность продуктивного поиска и нахождения оптимальных решений выявленных противоречий и проблем современного образования и развития личности обучающегося.

Специфика использования педагогического моделирования будущими педагогами в структуре изучения курса «Практическая педагогика», с одной стороны, определяет состоятельность подготовки педагога высшей школы к постановке и решению задач развития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного профессионального образования, с другой стороны, определяет качество усвоения возможностей использования будущим педагогом (студентом) педагогического моделирования как средства и продукта решения задач развития и саморазвития в модели поликультурной этики и самореализации личности-профессионала.

Для педагогов высшей школы такая практика может быть определена в структуре двух видов учебных пособий - классического учебного пособия, обеспечивающего подготовку студента в модели подготовки «44.03.01 - Педагогическое образование» [2], а также адаптивного учебного пособия, фасилитирующего изучение курса «Практическая педагогика» студентам-инвалидам по слуху, зрению, опорно-двигательному аппарату. Для студентов первой и второй групп изучение курса «Практическая педагогика» создаются оптимизируемые условия изучения курса, позволяющие изучать современные разделы педагогики не только классическим типом подготовки, но и с использованием дистанционного обучения и индивидуальных учебных планов получения современного профессионально-педагогического образования.

Педагогическое моделирование - уникальный ресурс научно-педагогического становления и исследования, предопределяющий возможность объективного определения и решения педагогом-исследователем и педагогом-практиком выявляемых противоречий, проблем, дилемм и задач [3-5].

Одним из распространенных заданий на качественное использование педагогического моделирования является задание на уточнение понятийного аппарата современной педагогики. Наиболее популярными являются выбираемые задания на уточнение категорий «воспитание», «социализация», «самореализация», «адаптация», «саморазвитие», «самосовершенствование». Другим, хорошо выполняемым заданием, является задание на моделирование системы принципов педагогического взаимодействия. Третьим заданием является моделирование педагогических условий педагогически детерминируемого процесса.

Все выполняемые задания, связанные с моделированием педагогической технологии, не так популярны у студентов-педагогов, т.к. сложность постановки и решения задачи моделирования педагогической технологии связана с количеством времени, отводимого на изучение категории «педагогическая технология».

Для фасилитации использования педагогического моделирования в структуре подготовки будущих педагогов были разработаны учебные пособия и адаптивные учебные пособия [1-2], раскрывающие в своем построении позицию адаптивного и акмеверифицированного подходов к формированию совокупности формируемых высшим профессионально-педагогическим образованием компетенций.

В ресурсах адаптивного знания можно использовать помощь других студентов-педагогов, определяемую через роль и механизм социально-профессиональной поддержки личности, имеющей специальные потребности в получении образования. В некоторых ситуациях можно использовать поддержку других молодых педагогов или аспирантов, работающих над научным исследованием в области общей или профессиональной педагогики. Такая практика в Новокузнецком филиале-институте ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» на факультете физической культуре ведется более 10 лет.

Специфика и глубина использования педагогического моделирования в изучении курса «Практическая педагогика» определяется индивидуально, предопределяя перспективы работы студента на педагогической практике.

Список литературы

1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы

дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.

2. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. - Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.

3. Бацуровская И.В. Организационные принципы научной подготовки магистров в условиях массовых открытых дистанционных курсов // Синергия. 2016. № 2. С. 18-26.

4. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Инновации в системе повышения качества в условиях модернизации высшего образования // Территория науки. 2016. № 2. С. 13-18.

5. Комаров К.Ю. Особенности реализации модели инновационного образовательного пространства на примере подготовки агропедагогов // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 4. С. 26-29.

Понамарева Е. В.

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В ЦЕЛЯХ

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Кузбасский региональный институт развития профессионального

образования

Ключевые слова: востребованные и престижные профессии, профессиональная ориентация обучающихся, формы профориентации.

Аннотация: представлены результаты опроса респондентов различных организаций и предприятий Кемеровской области по проблемам профориентации школьников.

Key words: sought after and prestigious profession, professional orientation of students, forms and methods of vocational guidance.

Abstrart: presents the results of a survey of respondents of various organisations and enterprises of the Kemerovo region on problems of vocational guidance of pupils.

В октябре 2013 государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» по заданию ФГАУ «Федеральный институт развития образования» провел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.