Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вуз / дистанционное обучение / смешанное обучение / образовательные технологии / цифровые образовательные ресурсы / university / distance learning / blended learning / educational technologies / digital educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Х. Чупанов, Д.И. Гасанова

Статья посвящена такой актуальной на сегодняшний день проблеме, как эффективное применение современных педагогических технологий при реализации элементов дистанционного и смешанного обучения по программам высшего образования. Авторами исследуется текущее состояние современного общества, в частности системы образования. На этом основании демонстрируется необходимость реализации педагогической деятельности в означенных выше форматах. Далее авторы дают определения терминам «дистанционное обучение» и «смешанное обучение», наиболее соответствующие цели настоящего исследования. Выявляют основные принципы реализации образовательного процесса в таких форматах, образовательные технологии, которые могут быть с наибольшим успехом использованы в таких условиях. Демонстрируются различия, существующие между ходом их применения в дистанционном формате, с одной стороны, в смешанном ‒ с другой. Рассматриваются некоторые цифровые ресурсы, широкое использование которых способствует успешной реализации подобных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE USE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF ELEMENTS OF DISTANCE AND BLENDED LEARNING IN HIGHER EDUCATION PROGRAMS

The article studies an urgent problem of effective modern pedagogical technologies and their use in distance and blended learning in higher education programs. The authors examine the current state of modern society and, in particular, the education system. On this basis, the necessity of implementing pedagogical activities in the above-mentioned formats is demonstrated. The authors interpret the terms “distance learning” and “blended learning” that are most appropriate for the purpose of this study. They define the basic principles of the educational process implementation in such formats and identify which educational technologies can be most successfully used in such conditions. The work demonstrates differences that exist between the course of their application in a distance format on the one hand, and in a mixed format on the other hand. The researchers consider some digital resources, the widespread use of which contributes to such technologies successful implementation.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

References

1. Maksimova V.N. Mezhpredmetnye svyazi vprocesse obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 2017.

2. Machinskaya N.I. Pedagogicheskoe obrazovaniemagistrantov vysshih uchebnyh zavedenijnepedagogicheskogoprofilya: monografiya. Moskva: NPF, 2013.

3. Veschagina P.V. Interes kak faktor razvitiya poznavatel'noj deyatel'nosti podrostka. Psihologicheskij i pedagogicheskij podhody k obrazovaniyu v cifrovom obschestve: sbornik statej. Ufa: A'eterna, 2021.

4. Dmitrienko A.N. Problema formirovaniya poznavatel'nogo interesa u podrostkov v sovremennom mire. Proryvnye nauchnye issledovaniya kak dvigatel' nauki: sbornik statej MNPK. Ufa: OMEGA SAJNS, 2021.

5. Alieva R.R., Bochuev M.G. Igra kak sredstvo polucheniya znanij. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: sostoyanie iperspektivy: materialy mezhvuzovskoj studencheskoj (18.04.2020 g.) i mezhdunarodnoj (26.04.2020 g.) nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva - Berlin: OOO «Direktmedia Pablishing», 2020: 208-211.

6. Zhdanova S.N., Chirkova A.A. Interaktivnaya igra kak sredstvo formirovaniya sozidatel'noj poziciipodrostka. Cheboksary, 2019.

7. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya osvoeniya mira lichnost'yu. Mezhdunarodnyjzhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2012; № 10: 125-129.

8. Guseva N.V. Cifrovye tehnologii kak 'effektivnoe sredstvo motivacii v processe inoyazychnoj podgotovki kursantov voennyh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 125-128.

9. Guseva N.V. Diagnostika sformirovannosti inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov 'ekonomicheskih special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 72-74.

10. Gadzaova L.P. Obuchenie inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze sredstvami sovremennyh tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 52-55.

Статья поступила в редакцию 22.03.24

УДК 378

Chupanov A.Kh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Educaton, Dagestan State Pedagogical

University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: achu-68@mail.ru

Gasanova D.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

THE SPECIFICS OF THE USE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF ELEMENTS OF DISTANCE AND BLENDED LEARNING IN HIGHER EDUCATION PROGRAMS. The article studies an urgent problem of effective modern pedagogical technologies and their use in distance and blended learning in higher education programs. The authors examine the current state of modern society and, in particular, the education system. On this basis, the necessity of implementing pedagogical activities in the above-mentioned formats is demonstrated. The authors interpret the terms "distance learning" and "blended learning" that are most appropriate for the purpose of this study. They define the basic principles of the educational process implementation in such formats and identify which educational technologies can be most successfully used in such conditions. The work demonstrates differences that exist between the course of their application in a distance format on the one hand, and in a mixed format on the other hand. The researchers consider some digital resources, the widespread use of which contributes to such technologies successful implementation.

Key words: university, distance learning, blended learning, educational technologies, digital educational resources

А.Х. Чупанов, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: achu-68@mail.ru

Д.И. Гасанова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена такой актуальной на сегодняшний день проблеме, как эффективное применение современных педагогических технологий при реализации элементов дистанционного и смешанного обучения по программам высшего образования. Авторами исследуется текущее состояние современного общества, в частности системы образования. На этом основании демонстрируется необходимость реализации педагогической деятельности в означенных выше форматах. Далее авторы дают определения терминам «дистанционное обучение» и «смешанное обучение», наиболее соответствующие цели настоящего исследования. Выявляют основные принципы реализации образовательного процесса в таких форматах, образовательные технологии, которые могут быть с наибольшим успехом использованы в таких условиях. Демонстрируются различия, существующие между ходом их применения в дистанционном формате, с одной стороны, в смешанном - с другой. Рассматриваются некоторые цифровые ресурсы, широкое использование которых способствует успешной реализации подобных технологий.

Ключевые слова: вуз, дистанционное обучение, смешанное обучение, образовательные технологии, цифровые образовательные ресурсы

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью существенных модернизаций в сфере высшего образования (Б. Бердиев, А.Г. Бер-мус М.А. Махкамова, ГФ. Ткач, В.М. Филиппов, В.Н. Чистохвалов). Последние должны быть направлены на повышение эффективности профессионального и личностного развития студентов [1, с. 11]. Необходимо, таким образом, чтобы современный вуз обеспечивал эффективную подготовку студентов не только к успешной реализации их будущих обязанностей как представителей своей профессии, но и к иной социально значимой деятельности в условиях современного общества с его непредсказуемой динамикой (РА. Амиров, М.Е. Вайндорф-Сысо-ева, Н.А. Ефимова, Е.Е. Прушковская, Е.Е. Тарасова, Е.В. Чанкова, Е.И. Чанков).

Это, в свою очередь, обусловливает необходимость расширения применения инновационных технологий в образовательном процессе, реализуемом в среде современных организаций высшего образования [2, с. 19]. Улучшению системы профессиональных и личностных компетенций их выпускников может способствовать активизация применения технологий дистанционного и смешанного обучения [3, с. 120].

Их использование в перспективе позволит вузам полностью удовлетворить актуальные потребности современного рынка труда [1, с. 14]. Последнему, как известно, требуются специалисты, характеризующиеся наличием не только предметных, но и надпредметных компетенций. К таковым относятся: - навыки селф- и тайм-менеджмента;

- умение решать конкретные, в том числе нестандартные, задачи в профессиональной и иных сферах;

- способность к эффективному деловому и цифровому общению [4, с. 331].

Вузы же, активно применяющие дистанционные технологии в образовательном процессе, реализуют важные организационно-педагогические условия развития подобных черт профессионального портрета у своих обучающихся (О.У. Гогицаева, Л.М. Кубалова, Ю.Б. Хаблиева). Кроме того, интересующие нас форматы реализации образовательной деятельности позволяют эффективно разрабатывать и претворять в жизнь индивидуальные образовательные траектории учащихся [5, с. 44]. Следовательно, они служат максимальной индивидуализации учебно-воспитательного процесса [6, с. 49].

При этом массовый переход российских вузов к дистанционному и смешанному обучению, имевший место в связи с принятием мер по профилактике и борьбе с пандемией COVID-19, способствовал обострению ряда вопросов. В частности, определённый исследовательский интерес вызывают возможности, существующие в таких условиях для использования тех или иных образовательных технологий (А.А. Андреев, А.Г Асмолов, А.П. Семенов, А.Ю. Уваров, В.Н. Фокина). Попытка решения данной проблемы осуществлена на страницах нашей статьи.

Её цель, таким образом, - раскрыть специфику использования образовательных технологий при реализации элементов дистанционного и смешанного обучения по программам высшего образования.

Задачи, которые необходимо при этом решить, формулируются следующим образом:

- дать определения терминам «дистанционное обучение» и «смешанное обучение», наиболее соответствующие цели настоящего исследования;

- определить основные принципы реализации образовательного процесса в таких форматах;

- выявить, какие образовательные технологии могут быть с наибольшим успехом использованы в таких условиях;

- продемонстрировать различия, существующие между ходом их применения в дистанционном формате, с одной стороны, в смешанном - с другой;

- рассмотреть цифровые ресурсы, широкое использование которых способствует их реализации.

По ходу решения перечисленных выше задач авторами применялись следующие методы исследования:

- анализ собственного педагогического опыта;

- изучение литературы, затрагивающей соответствующую проблематику

Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах выявлено,

какие образовательные технологии могут быть с наибольшим успехом использованы при реализации форматов дистанционного и смешанного обучения в вузовской практике.

Теоретическая значимость состоит в демонстрации различий, существующих между процессом их применения в дистанционном формате, с одной стороны, в смешанном - с другой.

Практическая значимость видится в определении цифровых ресурсов, в максимальной степени применимых при реализации таких технологий.

Согласно современным исследованиям, дистанционное обучение представляет собой реализацию образовательного процесса на расстоянии, осуществляемую с помощью информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) при опосредованном взаимодействии между его субъектами (С. Жапарова, И.В. Забродина, Б.И. Крук, П.В. Степанов). Схожим образом характеризуется и смешанная модель. Однако в данном случае педагогическое взаимодействие носит частично опосредованный характер (О.А. Алексеев, А.А. Веряев, А.А. Дав-летова, И.В. Забродина, Б.И. Крук, А.А. Ушаков).

Реализация программ высшего образования в форматах дистанционного и смешанного обучения базируется на соблюдении ряда принципов. Среди них можно выделить:

- принцип системности;

- принцип установления интерактивного общения между участниками педагогического процесса [7, с. 336];

- принцип динамичности;

- принцип гибкости;

- принцип модульности [8, с. 63-64];

- принцип учёта специфики предметной области;

- принцип самостоятельного освоения учащимися значительной части теоретического материала;

- принцип командного подхода [3, с. 122];

- принцип психологической и информационной безопасности.

По мнению авторов, соблюдению этих принципов по ходу образовательного процесса будет с наибольшей вероятностью способствовать практическое воплощение следующих образовательных технологий:

- кейс-технология;

- видео- и мультимедийные лекции;

- виртуальные семинары;

- дистанционные практические занятия [6, с. 50];

- онлайн (для смешанной модели - также офлайн) консультации.

Как уже говорилось выше, существуют определённые различия между реализацией подобных технологий в режиме дистанционного обучения, с одной стороны и смешанного - с другой [2, с. 21]. Теперь они с необходимостью должны быть рассмотрены более подробно.

Первая из названных моделей предполагает освоение образовательных программ полностью дистанционно. Указанные выше технологии получают своё практическое воплощение полностью в онлайн-режиме. Это, в свою очередь, подразумевает необходимость организации удалённого взаимодействия между педагогами и обучающимися на базе специализированных сетевых платформ [7, с. 337]. Текущая и промежуточная аттестация по результатам их применения также проводятся дистанционно [9, с. 73].

Реализация же обучения в смешанном формате подразумевает совмещение учебных занятий, проводимых в очной и дистанционной формах [8, с. 64]. Применение такой модели организации педагогического процесса в пространстве современного вуза предоставляет возможности для повышения его результативности. Дело в том, что частичное использование дистанционных технологий позволяет полностью реализовать потенциал его персонала, материально-технической базы, а равно - и разработанных локальных нормативных актов [4, с. 333].

Это, в свою очередь, открывает пути для позиционирования дистанционных технологий как дополнения к традиционным [5, с. 46]. Использование элементов дистанционного формата расширяет возможности для самостоятельного ознакомления студентов с необходимым научным, учебным и методическим материалом в удобном для них темпе [10, с. 429]. То же самое можно сказать о повторении и закреплении ранее уже изучавшейся информации (С.А. Аманжолов,

Ю.С. Васильева, Ю.П. Москалева, Е.В. Родионова, А.А. Рыбанов, Н.В. Чичерина, Б.А. Карев).

Таким образом, при освоении программ высшего образования в смешанном формате технологии удалённого обучения представляют собой действенный фактор реализации индивидуального подхода к будущим профессионалам с максимальным учётом их индивидуальных особенностей, интересов и образовательных потребностей [11, с. 49]. Действительно, реализуя учебную деятельность в подобном формате, каждый студент может затрачивать на проявление соответствующих форм активности столько времени и сил, сколько может в конкретный момент [9, с. 79]. Поэтому неудивительно, что смешанный формат получил достаточно широкую реализацию во многих вузах нашей страны.

Так, на базе Мининского университета, начиная с 2020 г, осуществляется успешная интеграция элементов очного и дистанционного обучения. Для этого педагогами указанной ОО широко используется электронная платформа Moodle (англ. - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно ориентированная динамическая образовательная среда) [12, с. 66-67]. В дополнение к информации, транслируемой на очных занятиях на данном ресурсе, присутствуют модули дисциплин каждого курса. В них, в свою очередь, представлен ряд лекций, практических заданий, мультимедийных материалов и тестов для самоконтроля учащихся. Знакомство с этими, последними, осуществляется согласно разработанному плану [10, с. 427].

Например, осуществляющий профессионально-педагогическую деятельность в пространстве рассматриваемого вуза преподаватель дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» структурирует необходимый материал, распределяет информацию по модулям. Он также составляет и презентует в данной системе задания для текущего и промежуточного контроля. Например, проверка знаний по разделу указанной дисциплины, озаглавленному «Теоретические основы профессиональной подготовки рабочих» осуществляется дистанционно. И в соответствующем разделе представлены видеолекция по теме «Система профессиональной подготовки кадров в РФ», гиперссылки на дополнительные материалы, задания для самоконтроля и тест рубежного контроля.

Помимо уже упоминавшейся платформы Moodle, участникам образовательного процесса, реализуемого в российских вузах, доступен достаточно широкий спектр цифровых ресурсов, позволяющих реализовывать различные образовательные технологии в режимах дистанционного и смешанного обучения (С.Д. Калинина, И.А. Нагаева, В.А. Фандей). Одними из наиболее эффективных представляются следующие сервисы:

- www.pruffme.com;

- www.imind.ru;

- www.comdi.com;

- www.webinar.ru;

- www.websoft.ru [12, с. 70].

Например, на платформе https://pruffme.com можно проводить онлайн-кон-ференции и вебинары с участием преподавателей и студентов [13, с. 110]. Соответствующие мероприятия могут организовываться в целях обсуждения вопросов, вызывающих у будущих профессионалов затруднения при освоении учебного материала. При этом наличие круглосуточной технической поддержки, а также мультимедийных учебных материалов, предназначенных для самостоятельного освоения пользователями, позволяют широко применять данную платформу в целях организации эффективной образовательной деятельности [13, с. 113].

Ещё одной площадкой, позволяющей реализовывать прогрессивные образовательные технологии в дистанционном формате, является www.imind.ru [11, с. 52]. Возможности последней позволяют проводить практикумы в дистанционной форме. При этом деятельность участников образовательных отношений может быть организована следующим образом: учащиеся самостоятельно или с помощью педагога разбиваются на группы, после чего проводят друг с другом тренировочные занятия, направленные на закрепление уже имеющихся знаний, умений и навыков под его руководством [14, с. 50].

Эти и другие цифровые ресурсы объединяет одна существенная черта. Последняя заключается в том, что все они позволяют генерировать в образовательной среде вуза эффективные телекоммуникационные системы [15, с. 22]. В свою очередь, такие системы существенно расширяют возможности для интерактивного обмена необходимой информацией между участниками педагогического процесса [14, с. 52]. Применение рассмотренных выше сервисов позволяет приблизить реализуемое дистанционно педагогическое общение к очному [3, с. 123]. Следовательно, практика их систематического использования обусловливает максимальную эффективность учебных занятий, реализуемых в дистанционном и смешанном форматах [15, с. 24].

Таким образом, реализация программ высшего образования в дистанционном и смешанном форматах является достаточно мощным средством подготовки студентов к жизни в постиндустриальном обществе ближайшего будущего. Соблюдение принципов рациональной организации педагогического процесса в данных форматах подразумевает расширение использования определённых образовательных технологий.

В свою очередь, последние могут быть эффективно реализованы при условии применения ряда цифровых образовательных ресурсов. Современное состояние технической оснащённости большинства российских вузов позволяет задействовать их без внесения существенных изменений в материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Библиографический список

1. Дндреева Н.В. Педагогика эффективного смешанного обучения. Современная зарубежная психология. 2020; № 3: 8-20.

2. Шнейдер Л.Б. Реальности дистанционного обучения в контексте пандемии. Высшее образование сегодня. 2020; Т. 29, № У: 18-23.

3. Aлборова С.З., Смыслова ГА, Сорокопуд Ю.В. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 120-123.

4. Коркушко П.В., Повербных О.Е. Факторы формирования гибких компетенций персонала в современной экономике. Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2020; Т. 3: 331-334.

5. Билик Е. Смешанное обучение - инновационная возможность эффективного обучения в эпоху цифровизации образования. Univers Pedagogic. 2021; № 1 (69): 41-48.

6. Булаева М.Н., Гущин AÉ., Воронина И.Р Возможности технологии дистанционного обучения в вузе. Дзимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; Т. 9, № 4 (33): 48-51.

У. Слинкина И.Н., Устинова Н.Н. Логико-семантическая модель сетевого взаимодействия в сфере образования. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № У1-2: 335-33У.

8. Никитина Л.Л., Гаврилова О.Е. Педагогический дизайн в проектировании учебника для вуза. Казанский педагогический журнал. 2021; № 6: 62-6У.

9. Гусева A.X. Концептуальные основы и практика преподавания по методике планирования проектной деятельности с применением информационных технологий. Педагогическое образование в России. 2023; № 2: У1-81.

10. Тедорадзе Т.Г Современные модели смешанного обучения. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022; № 4 (206): 426-432.

11. Шамсутдинова Т.М. Когнитивная модель траектории электронного обучения на основе цифрового следа. Открытое образование. 2020; Т. 24; № 2: 4У-54.

12. Карандашев Г.В. Система Moodle в образовательной деятельности вуза. Ярославский педагогический вестник. 2022; № 3 (126): 64-У0.

13. Маняхина В.Г. Условия эффективности смешанного обучения. Наука и школа. 2022; № 5: 10У-120.

14. Капустина Л.В. Aнализ современных тенденций в применении цифровых технологий при обучении иностранным языкам (на материале обучающих web-сайтов). Концепт. 2020; № 3: 48-56.

15. Aзизова СМ Образовательные технологии Web 2.0 для дистанционного обучения иностранному языку в Дагестанском государственном университете. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020; № 1: 20-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Andreeva N.V. Pedagogika 'effektivnogo smeshannogo obucheniya. Sovremennaya zarubezhnaya psihoiogiya. 2020; № 3: 8-20.

2. Shnejder L.B. Real'nosti distancionnogo obucheniya v kontekste pandemii. Vysshee obrazovanie segodnya. 2020; T. 29, № У: 18-23.

3. Alborova S.Z., Smyslova G.A., Sorokopud Yu.V. Opyt realizacii distancionnyh tehnologij v obrazovatel'noj praktike sovremennogo vuza. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 120-123.

4. Korkushko P.V., Poverbnyh O.E. Faktory formirovaniya gibkih kompetencij personala v sovremennoj 'ekonomike. Aktuai'nyeprobiemy aviaciiikosmonavtiki. 2020; T. 3: 331-334.

5. Bilik E. Smeshannoe obuchenie - innovacionnaya vozmozhnost' 'effektivnogo obucheniya v 'epohu cifrovizacii obrazovaniya. Univers Pedagogic. 2021; № 1 (69): 41-48.

6. Bulaeva M.N., Guschin A.V., Voronina I.R. Vozmozhnosti tehnologii distancionnogo obucheniya v vuze. Azimut nauchnyh issiedovanij: pedagogika i psihoiogiya. 2020; T. 9, № 4 (33): 48-51.

У. Slinkina I.N., Ustinova N.N. Logiko-semanticheskaya model' setevogo vzaimodejstviya v sfere obrazovaniya. Probiemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № У1-2: 335-33У.

8. Nikitina L.L., Gavrilova O.E. Pedagogicheskij dizajn v proektirovanii uchebnika dlya vuza. Kazanskijpedagogicheskijzhurnai. 2021; № 6: 62-6У.

9. Guseva A.H. Konceptual'nye osnovy i praktika prepodavaniya po metodike planirovaniya proektnoj deyatel'nosti s primeneniem informacionnyh tehnologij. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2023; № 2: У1-81.

10. Tedoradze T.G. Sovremennye modeli smeshannogo obucheniya. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2022; № 4 (206): 426-432.

11. Shamsutdinova T.M. Kognitivnaya model' traektorii 'elektronnogo obucheniya na osnove cifrovogo sleda. Otkrytoe obrazovanie. 2020; T. 24; № 2: 4У-54.

12. Karandashev G.V. Sistema Moodle v obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza. Yarosiavskijpedagogicheskij vestnik. 2022; № 3 (126): 64-У0.

13. Manyahina V.G. Usloviya 'effektivnosti smeshannogo obucheniya. Nauka i shkoia. 2022; № 5: 10У-120.

14. Kapustina L.V. Analiz sovremennyh tendencij v primenenii cifrovyh tehnologij pri obuchenii inostrannym yazykam (na materiale obuchayuschih web-sajtov). Koncept. 2020; № 3: 48-56.

15. Azizova S.M. Obrazovatel'nye tehnologii Web 2.0 dlya distancionnogo obucheniya inostrannomu yazyku v Dagestanskom gosudarstvennom universitete. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihoiogo-pedagogicheskie nauki. 2020; № 1: 20-25.

Статья поступила в редакцию 11.03.24

УДК 378

Shakhmanova A.Sh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: a9162174480@gmail.com

Mungieva N.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical

University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: georgia1972@mail.ru

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES FOR SCHOOLCHILDREN WITH THE USE OF DIGITAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article discusses a problem of improving effectiveness of organization of extracurricular activities for schoolchildren with the help of digital information and educational environment. Based on the results of studying specialized literature and their own pedagogical experience, the authors reveal features of the development of society. On this basis, the necessity of intensification of extracurricular activities in modern Russian schools is proved. The authors define the term "digital information and educational environment." The work demonstrates the most significant functions and studies the essential functions of extracurricular activities. The most significant structural components of such activity are described. The work tells about the purpose to which the process of realizing the digital environment benefits in the course of organization of extracurricular activities. The basic principles necessary to comply with in the process of organizing such an environment are studied.

Key words: digital information and educational environment, extracurricular activities of schoolchildren, digitalization of education, basic general education, secondary general education

А.Ш. Шахманова, д-р пед. наук, проф., Департамент педагогики ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва,

E-mail: a9162174480@gmail.com

Н.З. Мунгиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

Е-mail: georgia1972@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В данной статье рассматривается проблема повышения эффективности внеурочной деятельности школьников с использованием возможностей цифровой информационно-образовательной среды. Базируясь на результатах изучения специальной литературы и собственного педагогического опыта, её авторы в первую очередь говорят об особенностях текущей стадии развития человеческого общества. На основании этого доказывается необходимость интенсификации внеурочной деятельности в современных российских школах. Даётся определение дефиниции «цифровая информационно-образователь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.