Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА ПО РАЗРАБОТКЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА ПО РАЗРАБОТКЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая деятельность / методическая компетентность / цифровизация высшей школы / смешанное обучение / лекционно-практическая система обучения / гибридное обучение / methodological activity / methodological competence / digitalization of higher education / blended learning / lecture-practical learning system / hybrid learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.Г. Везиров

В статье говорится о том, какую роль играет методическая компетентность современного преподавателя вуза при организации образовательного процесса магистратуры, где осуществляется подготовка магистров педагогического образования по магистерской программе «Цифровые технологии в образовании» при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова». Сегодня, в условиях цифровой трансформации высшего образования актуальным становятся интерактивные формы обучения. В статье рассматриваются такие интерактивные формы обучения, как интерактивная лекция, организованная на основе технологии гибридного обучения, а также лекция-визуализация, организованная на основе технологии смешанного обучения, которые практически реализуются при изучении дисциплин блока «Предметная часть» учебного плана магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистерская программа «Цифровые технологии в образовании»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.Г. Везиров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY TEACHER ON THE DEVELOPMENT OF INTERACTIVE FORMS OF TEACHING MASTER’S STUDENTS

The article talks about the role played by the methodological competence of a modern university teacher in organizing the educational process of a master’s degree, where masters of pedagogical education are trained under the master’s program “Digital Technologies in Education” at the Dagestan State Pedagogical University named after R. Gamzatov. Today, in the context of the digital transformation of higher education, interactive forms of education are becoming relevant. The article discusses such interactive forms of education as an interactive lecture organized on the basis of hybrid learning technology, as well as a lecture-visualization organized on the basis of mixed learning technology, which are practically implemented in the study of disciplines of the block “Subject Part” of the master’s degree curriculum in the field of training 44.04.01 “Pedagogical Education” (master’s program “Digital Technologies in Education”).

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА ПО РАЗРАБОТКЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ»

УДК 378.2

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Methods of Teaching Mathematics and Informatics, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: timur60@mail.ru

METHODOLOGICAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY TEACHER ON THE DEVELOPMENT OF INTERACTIVE FORMS OF TEACHING MASTER'S STUDENTS.

The article talks about the role played by the methodological competence of a modern university teacher in organizing the educational process of a master's degree, where masters of pedagogical education are trained under the master's program "Digital Technologies in Education" at the Dagestan State Pedagogical University named after R. Gamzatov. Today, in the context of the digital transformation of higher education, interactive forms of education are becoming relevant. The article discusses such interactive forms of education as an interactive lecture organized on the basis of hybrid learning technology, as well as a lecture-visualization organized on the basis of mixed learning technology, which are practically implemented in the study of disciplines of the block "Subject Part" of the master's degree curriculum in the field of training 44.04.01 "Pedagogical Education" (master's program "Digital Technologies in Education").

Key words: methodological activity, methodological competence, digitalization of higher education, blended learning, lecture-practical learning system, hybrid learning

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: timur.60@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА ПО РАЗРАБОТКЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ

В статье говорится о том, какую роль играет методическая компетентность современного преподавателя вуза при организации образовательного процесса магистратуры, где осуществляется подготовка магистров педагогического образования по магистерской программе «Цифровые технологии в образовании» при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р Гамзатова». Сегодня, в условиях цифровой трансформации высшего образования актуальным становятся интерактивные формы обучения. В статье рассматриваются такие интерактивные формы обучения, как интерактивная лекция, организованная на основе технологии гибридного обучения, а также лекция-визуализация, организованная на основе технологии смешанного обучения, которые практически реализуются при изучении дисциплин блока «Предметная часть» учебного плана магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистерская программа «Цифровые технологии в образовании»).

Ключевые слова: методическая деятельность, методическая компетентность, цифровизация высшей школы, смешанное обучение, лекцион-но-практическая система обучения, гибридное обучение

Актуальность темы данного исследования определяет проблема профессионализма преподавателя вуза, которая отождествляется с парадигмой компетентностного подхода, где А.В. Хуторской выделяет такие его функции, как преподавание, активный научный поиск исследователя и взаимодействие с научно-педагогическим коллективом вуза [1]. Анализ данной работы показывает многогранность деятельности преподавателя вуза, в частности, для преподавания учебной дисциплины ему необходимы методические, цифровые, коммуникативные компетенции, а для реализации учебного процесса в целом - педагогические. Среди указанных компетенций важное место занимают методические компетенции, формирование которых связано с принципами цифровой дидактики. Различные аспекты готовности преподавателей к внедрению и развитию цифрового образования в высшей школе отмечаются в ряде исследованиях (С.М. Мальцева, Е.Б. Мапузина, А.В. Муртазина, И.В. Одарюк и др.), где, в частности, выделяют «тормозящие» факторы развития методической компетентности в направлении цифровой трансформации российского образования. Методическая деятельность преподавателя вуза включает широкий спектр действий, направленных на разработку, совершенствование и организацию учебного процесса. В нее вовлечены различные сотрудники университета, и она выполняется в различных форматах, а также является важной составляющей работы преподавателей, поскольку направлена на качественное обучение и успешное достижение учебных целей студентами.

Анализ видов методической деятельности преподавателя вуза и оценка уровня методической компетентности, как отмечает Н.В. Соловова, показали, что объективно существует необходимость проектирования внутривузовской системы формирования методической компетентности, адаптирующей преподавателей к инновационным процессам в высшей школе с учетом их возраста и статуса [2].

Целью статьи является представление опыта развития методической компетентности современного преподавателя вуза по разработке интерактивных форм обучения студентов магистратуры на основе цифровых образовательных технологий.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- привести сущностную характеристику понятий «методическая компетентность преподавателя» и «интерактивная форма обучения»;

- рассказать, какую роль играют современные интерактивные формы обучения на основе цифровых технологий на эффективность методической деятельности преподавателя вуза при изучении дисциплин блока «Предметная часть» учебного плана подготовки магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа «Цифровые технологии в образовании».

В ходе исследования нами применялись следующие методы:

- изучение научно-методической литературы и ресурсов сети Интернет по проблемам исследования;

- анализ опыта эффективной организации образовательного процесса магистратуры на основе интерактивных форм обучения будущих магистров по

магистерской программе «Цифровые технологии в образовании» в Институте физико-математического и информационно-технологического образования при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р Гамзатова».

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней определены авторский опыт разработки интерактивных форм обучения студентов магистратуры в условиях цифровой трансформации высшего образования.

Теоретическая значимость видится в определении интерактивных форм обучения студентов магистратуры, позволяющих на практике реализовать методическую деятельность преподавателя вуза.

Практическая значимость состоит в анализе опыта успешного использования цифровых образовательных технологий в организации интерактивных форм обучения в методической деятельности преподавателя вуза в учебном процессе магистратуры.

Как отмечают Е.И. Скафа и И.А. Кудрейко, в дидактике высшей школы организационные формы обучения трактуются как средства управления познавательной деятельностью студентов для решения конкретных дидактических задач, а также для осуществления общей деятельности преподавателя и студентов [3, с. 49].

Авторы статьи Е.Б. Мапузина, А.Ю. Чуфенова и С.И. Артемьева [4] отмечают, что преподаватели вуза продемонстрировали высокие результаты по таким компетенциям, как использование цифровых решений для эффективного общения студентов по учебным заданиям; создание собственных цифровых ресурсов; создание и модификация цифровых учебных материалов, включение студентов в групповую работу с использованием Интернета, в том числе он-лайн-сервисов для совместной проектной деятельности; учет индивидуальных особенностей и потребностей студентов в образовательном процессе; обмен идеями и материалами с коллегами из других образовательных организаций, в том числе посредством облачных систем, повышения квалификации с помощью онлайн-обучения.

В настоящее время появляется потребность в изучении готовности преподавателей высшей школы к работе в условиях цифровизации образования как наиболее прогрессивной части педагогической общественности, которые активно участвуют в подготовке современных специалистов.

А.В. Муртазина и Т.М. Резер провели опрос среди студентов, результаты которого показали несоблюдение преподавателями новых требований в работе с информационными образовательными технологиями, несмотря на то, что практическое знание условий цифровизации становится педагогической обязанностью и требует обучения работе в новой образовательной среде [5, с. 114].

Новые условия обучения требуют от преподавателей вуза разработки инновационных форм обучения студентов, в частности интерактивных форм обучения, которые становятся востребованными в контексте цифровой трансформации высшего образования, где они должны иметь, наряду с психолого-педагогическими навыками, высокий уровень владения цифровыми технологиями для разработки интерактивных форм обучения студентов.

Важное место при изучении дисциплин блока «Предметная часть» учебного плана магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Цифровые технологии в образовании» («Теория и методика цифровизации образования», «Методика дистанционного обучения», «Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога») занимает интерактивная лекция, организованная на основе технологии гибридного обучения, а также лекция-визуализация, разработанная на основе технологии смешанного обучения.

Технология гибридного обучения осуществляет взаимодействие обучающегося с образовательным онлайн-ресурсом, где преподаватель выступает в роли консультанта [8]. Гибридное обучение характеризуется такими свойствами, как сочетание самостоятельного и группового обучения; сочетание коллективного и индивидуального обучения; синхронного и асинхронного обучения.

С развитием средств цифровизации востребованным становится технология смешанного обучения, которая совмещает традиционную форму обучения студентов с обучением посредством применения цифровых технологий, а также стимулируется студентами к постоянному контролю, поиску ошибок, анализу полученной информации.

В то же время данные технологии требуют существенной перестройки деятельности преподавателя на занятиях, в том числе при организации общения, проектной деятельности с применением цифровых технологий [9-14]. Используя технологию смешанного обучения, нами разработаны лекции-визуализации, которые сопровождаются презентационными материалами, помогающие визуализировать восприятие учебного материала. Такие лекции являются устной передачей информации, подкрепленной визуальными формами. При разработке лекций-визуализаций применяются виртуальная лаборатория «1С: Математический конструктор», сетевой ресурс AppsGeyser, конструктор MinecraftEdu и др.

Библиографический список

Нами при изучении дисциплин блока «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» («Средства электронного обучения в педагогическом образовании», «Визуализация и геймификация в образовании», «Он-лайн-технологии в обучении», «Виртуальная и дополненная реальности») применяется интерактивная лекция по технологии гибридного обучения, где студенты магистратуры получают доступ к различным образовательным ресурсам, создают цифровой образовательный контент в учебном классе и за его пределами, тем самым меняется формы подачи учебного материала, доступ к нему, а также делает обучение своевременным и персонализированным. Совместно со студентами магистратуры преподаватель на основе программного продукта iSpring Suite создает электронные курсы по изучаемым предметам.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что можно выделить следующие преимущества указанного программного продукта:

- конструирование электронного курса и организация совместной работы преподавателя и студентов;

- создание различных видов тестов, опросов, интерактивных заданий для проверки знаний обучающихся;

- создание интерактивных элементов для лекций, пособий и других учебных материалов;

- запись видео с дальнейшей загрузкой на YouTube;

- запись аудио- и видеофайлов с синхронизацией и анимацией и их редактирование.

Созданные интерактивные лекции на данном программном продукте можно открывать с помощью Microsoft PowerPoint и различных браузеров в Интернете.

Тем самым наш опыт организации работы с программным продуктом iSpring Suite показал свою эффективность в образовательном процессе, что позволяет рекомендовать этот программный продукт для активного использования в образовательном процессе, особенно при подготовке студентов магистратуры направления 44.04.01 Педагогическое образование.

1. Хуторской AE. Педагогика: педагогика как практика, педагогика как искусство, педагогика как инженерия, педагогика как наука, педагогика как учебный предмет. Санкт-Петербург: Питер,2019.

2. Соловова Н.В. Mетодическая компетентность преподавателя вуза. Вестник Российского государственного университета им. И.Канта. 2010; Выпуск 5: 52-59.

3. Скафа Е.И., Кудрейко ИА Mетодическая деятельность преподавателя вуза по разработке инновационных форм обучения студентов. Человеческий капитал.2022; № 12 (168): 48-55.

4. Mапузина Е.Б., Чуфенева A.IO., Aртемьева С.И. Готовность преподавателей высшей школы к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Прикладная психология и педагогика. 2021; Т. 6; № 4: 23-30.

5. Mуртазина АВ., Резер IM. Цифровизация образования: готовность преподавателей к работе в новых условиях. The 2th International Conference on Digitalization of (DSEME-2019). 2019: 114- 119.

6. Одарюк И.В., Котляренко O.O. Aнализ готовности преподавателей вузов к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс (на основе опроса профессорско-преподавательского состава кафедры иностранных языков). Самарский научный вестник. 2021; Т. 10, № 2: 294-298.

У. Mальцева СМ, Грязнова Е.В. О готовности преподавателей к внедрению и развитию цифрового образования в высшей школе. Инновации в образовании. 2021; 33: 110-11У.

8. Рудинский И.Д., Давыдов AE. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения. Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021; Т. У; № 1: 1-9.

9. Скибицкий Э.Г, Яхина Е.П. Опыт использования смешанного обучения в вузе в условиях пандемии. Педагогическая информатика. 2020; № 4: У4-82.

10. Краснов С.В., Калмыкова С.В., Краснова С.С. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации. Проблемы современного образования. 2020; № 1: 89-101.

11. Скафа Е.И., Королев M.E. Технология смешанного обучения математическому и компьютерному моделированию будущих инженеров. Педагогическая информатика. 2021; № 2: 95-104.

12. Ерина ИА, Mагин ВА, Жданова С.Н. Специфика организации образовательного процесса в современных вузах в условиях цифровизации образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 206-208.

13. Везетиу Е.В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации педагогического проектирования. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66-1: 44-4У.

14. Ярычев Н.У, Емельянова И.Е., Дудаев Г.С.Х. Специфика педагогического общения преподавателя высшей школы в условиях реализации гибридного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 298-300.

References

1. Hutorskoj A.V. Pedagogika: pedagogika kakpraktika, pedagogika kak iskusstvo, pedagogika kak inzheneriya, pedagogika kak nauka, pedagogika kak uchebnyjpredmet. Sankt-Peterburg: Piter,2019.

2. Solovova N.V. Metodicheskaya kompetentnost' prepodavatelya vuza. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. I.Kanta. 2010; Vypusk 5: 52-59.

3. Skafa E.I., Kudrejko I.A. Metodicheskaya deyatel'nosf prepodavatelya vuza po razrabotke innovacionnyh form obucheniya studentov. Chelovecheskijkapital.2022; № 12 (168): 48-55.

4. Mapuzina E.B., Chufeneva A.Yu., Artem'eva S.I. Gotovnost' prepodavatelej vysshej shkoly k ispol'zovaniyu cifrovyh tehnologij v uchebnom processe. Prikladnaya psihologiya i pedagogika. 2021; T. 6; № 4: 23-30.

5. Murtazina A.V., Rezer T.M. Cifrovizaciya obrazovaniya: gotovnosf prepodavatelej k rabote v novyh usloviyah. The 2th International Conference on Digitalization of (DSEME-2019). 2019: 114- 119.

6. Odaryuk I.V., Kotlyarenko Yu.Yu. Analiz gotovnosti prepodavatelej vuzov k vnedreniyu cifrovyh tehnologij v obrazovatel'nyj process (na osnove oprosa professorsko-prepodavatel'skogo sostava kafedry inostrannyh yazykov). Samarskijnauchnyj vestnik. 2021; T. 10, № 2: 294-298.

У. Mal'ceva S.M., Gryaznova E.V. O gotovnosti prepodavatelej k vnedreniyu i razvitiyu cifrovogo obrazovaniya v vysshej shkole. Innovacii v obrazovanii. 2021; 33: 110-11У.

8. Rudinskij I.D., Davydov A.V. Gibridnye obrazovatel'nye tehnologii: analiz vozmozhnostej i perspektivy primeneniya. Vestnik nauki i obrazovaniya Severo-Zapada Rossii. 2021; T. У; № 1: 1-9.

9. Skibickij 'E.G., Yahina E.P. Opyt ispol'zovaniya smeshannogo obucheniya v vuze v usloviyah pandemii. Pedagogicheskaya informatika. 2020; № 4: У4-82.

10. Krasnov S.V., Kalmykova S.V., Krasnova S.S. Smeshannoe obuchenie v 'epohu cifrovoj transformacii. Problemysovremennogoobrazovaniya. 2020; № 1: 89-101.

11. Skafa E.I., Korolev M.E. Tehnologiya smeshannogo obucheniya matematicheskomu i komp'yuternomu modelirovaniyu buduschih inzhenerov. Pedagogicheskaya informatika. 2021; № 2: 95-104.

12. Erina I.A., Magin V.A., Zhdanova S.N. Specifika organizacii obrazovatel'nogo processa v sovremennyh vuzah v usloviyah cifrovizacii obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 206-208.

13. Vezetiu E.V. Problema formirovaniya gotovnosti buduschih uchitelej k realizacii pedagogicheskogo proektirovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66-1: 44-4У.

14. Yarychev N.U., Emel'yanova I.E., Dudaev G.S.H. Specifika pedagogicheskogo obscheniya prepodavatelya vysshej shkoly v usloviyah realizacii gibridnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 298-300.

Статья поступила в редакцию 20.02.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.