Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобородов Дмитрий Александрович

Статья посвящена актуальным проблемам внедрения цифровых технологий в сфере высшего образования, рассмотрены социологические аспекты цифровой трансформации общества, которые являются одной из причин кризиса современного социального мира. Рассмотрены модели смешанного обучения, подразумевающие различные пропорции и соотношение очного обучения и учебной работы в электронном формате. Выделены основные технологии смешанного обучения в зависимости от области их применения в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белобородов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION: SOCIOLOGICAL ASPECT

The article is devoted to the actual problems of introducing digital technologies in the field of higher education, the sociological aspects of the digital transformation of society, which are one of the causes of the crisis of the modern social world, are considered. Models of blended learning are considered, which imply different proportions and ratios of full-time education and educational work in electronic format. The main technologies of blended learning are identified depending on the area of their application in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 316.422.42

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Белобородов Дмитрий Александрович

Аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

dab62@yandex. ru

Статья посвящена актуальным проблемам внедрения цифровых технологий в сфере высшего образования, рассмотрены социологические аспекты цифровой трансформации общества, которые являются одной из причин кризиса современного социального мира. Рассмотрены модели смешанного обучения, подразумевающие различные пропорции и соотношение очного обучения и учебной работы в электронном формате. Выделены основные технологии смешанного обучения в зависимости от области их применения в образовательном процессе.

Ключевые слова: высшее образование, цифровая образовательная среда, смешанное обучение, индивидуализация образовательных программ, процессы цифровой трансформации.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES

IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION:

SOCIOLOGICAL ASPECT

Beloborodov Dmitry Alexandrovich

Postgraduate student, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University

dab62@yandex.ru

The article is devoted to the actual problems of introducing digital technologies in the field of higher education, the sociological aspects of the digital transformation of society, which are one of the causes of the crisis of the modern social world, are considered. Models of blended learning are considered, which imply different proportions and ratios of full-time education and educational work in electronic format. The main technologies of blended learning are identified depending on the area of their application in the educational process.

Keywords: higher education, digital educational environment, blended learning, individualization of educational programs, digital transformation processes.

Современный мир находится в состоянии стремительных изменений и преобразований. Трансформационные процессы, обусловленные мировыми трендами и тенденциями, больше не концентрируются в отдельных областях, а распространяются на все сферы общественной жизни, в том числе на сферу образования.

Сфера образования - одна из тех сфер, которая быстрее остальных адаптируется к новым условиям функционирования, что обусловлено ее целевой направленностью как социального института. Еще недавно ученые и эксперты дискутировали о необходимости

компьютеризации и информатизации системы образования, затем пришел тренд повсеместной цифровизации и, наконец, сейчас в качестве главного тренда в образовательной среде

выделяют цифровую трансформацию. Однако насильственная цифровизация сферы образования может привести к эволюционным или революционным изменениям качества обучения.

Переход к цифровой экономике в Российской Федерации способствует активному проникновению инновационных технологий в образовательную среду. Так, на базе цифровых и информационно-коммуникационных технологий формируются и развиваются принципиально новые методики и форматы обучения, формируется качественно новое мировоззрение в системе образования [11]. Вайндорф-Сысоева М. Е. и Субочева М. Л. выделяют следующие ключевые составляющие цифрового образования, позволяющие рассматривать его как систему:

- цифровая образовательная среда (виртуальная среда, онлайн режим в Интернете);

- цифровые процессы и технологии организации учебного процесса;

цифровой контент; цифровые

технологии

взаимодействия;

- цифровые ресурсы [2].

Современной и актуальной технологией в образовании является смешанное обучение, подразумевающее интеграцию цифровых дистанционных (онлайн) технологий в традиционный формат образовательного процесса, осуществляемый в форме контактного общения педагогов со студентами [12]. Данная интеграция реализуется в формате комбинации традиционных методов и форматов обучения с электронным форматом.

Реферирование и анализ научной литературы позволили прийти к выводу, что на сегодняшний день не существует канонического или общепринятого определения термина «смешанное обучение». Большая часть определений, встречающихся в научной литературе, носит дескриптивный характер, то есть не раскрывает сущность самого явления, а описывает его отдельные признаки.

Тем не менее, авторы сходятся во мнении, что следует различать и разграничивать традиционное обучение с применением информационно-коммуникационных и цифровых технологий и смешанное обучение [2,6].

Представим схематически содержание смешанного обучения (на англ. - blended learning) На рисунке 1 отражены составляющие смешанного обучения.

Рис. 1.Содержание смешанного обучения

Составлено на основе [10].

Если обратиться к рисунку 1, то можно прийти к выводу, что смешанное обучение реализуется посредством двух направлений:

- традиционная форма обучения -очная учебная деятельность, как самостоятельная, так и коллективная;

- электронная учебная деятельность - традиционные формы проведения занятий, но опосредованные цифровыми технологиями и проводимые в виртуальной среде [6].

Стоит отметить, что дистанционное образование возникло в Российской Федерации достаточно давно, а именно в конце 90-ых годов [1]. Однако смешанное обучение, как комбинация

очной и дистанционной учебной деятельности, стало активно развиваться относительно недавно, поэтому серьезных научных исследований проблематики смешанного обучения в Российской Федерации на данный момент - единицы.

Таким образом, можно говорить о недостаточной степени теоретико-

методологической проработки и научной разработанности темы исследования.

Так как в европейских странах смешанное обучение уже получило широкое распространение, то при анализе моделей, в рамках которых реализуется смешанное обучение, целесообразно ориентироваться на зарубежную научную литературу [14, 15, 18]. Можно выделить шесть ключевых моделей смешанного обучения (рисунок 2).

Рис. 2. Модели смешанного обучения Составлено на основе [16]

Важно отметить, что все модели смешанного обучения, представленные на рисунке 2, подразумевают различные пропорции и соотношение очного обучения и учебной работы в электронном формате.

Опишем каждую из моделей смешанного обучения, представленных на рисунке 2.

1. Face-to-Face Driver -традиционное очное образование, при котором допускается использование сопровождающих сетевых средств, однако не является обязательным в соответствии с основной программой обучения.

2. Rotation - ротация станций. Данная модель реализуется на базе образовательной программы (плана, графика), составленной преподавателем и подразумевающей ротацию (переход) от одной модальности учебного процесса к другой. То есть, в рамках данной модели происходит чередование традиционного и электронного обучения [6].

3. Flex - гибкая модель. В соответствии с данной моделью учебная работа преимущественно осуществляется в электронном формате в режиме онлайн.

4. Online Lab - онлайн-лаборатория. Образование осуществляется в электронном формате, где преподаватель в основном реализует контрольную и мониторинговую функции.

5. Self-Blend - модель «смешай сам» или «A La Carte Model» в соответствии с классификацией Х. Стакера и М. Хорна [15]. В рамках данной модели, обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор и содержание очных занятий, которые по необходимости дополняются дистанционным обучением по отдельным дисциплинам.

6. Online Driver - онлайн обучение, то есть весь образовательный процесс

реализуется дистанционно с применением различных электронных систем.

Х. Стакер и М. Хорн также выделяют в качестве отдельной модели «Enriched Virtual Model», при которой в начале образовательного процесса применяется традиционный очный формат, затем постепенно осуществляется переход к освоению учебного материала посредством электронного обучения, но преподаватель также принимает участие в процессе обучения в удаленном режиме [15].

Выбор той или иной модели смешанного обучения зависит от специфики учебного заведения. Тем не менее, модель «смешай сам» в российской системе образования на сегодняшний день применяется реже, чем остальные модели [1, 7].

Распространение цифровых технологий в образовательной среде обусловлено

стратегическим ориентиром государства в области образования - развитие непрерывного образования для взрослого работающего населения [20]. Кроме того, на научных форумах, конференциях и сессиях регулярно затрагиваются следующие вопросы, связанные с качественной модернизацией сферы образования:

- интенсивное развитие и технологическая модернизация системы школьного образования;

- реструктуризация и повышение качественного уровня среднего профессионального образования;

- развитие высшей школы, университетов и других образовательных учреждений высшего образования как центров создания инноваций;

внедрение

и

развитие

компетентностного подхода в образовательной среде;

формирование

современной

цифровой образовательной среды.

Развитие и цифровая трансформация образовательной среды способствуют получению социальных и экономических эффектов в различных областях жизни общества. Так, например, дистанционные технологии позволяют реализовать принципы социального общества и государства, так как делают образование более доступным для лиц с ограниченными возможностями. Стоит также отметить, что цифровые и информационные технологии позволяют снизить влияние фактора территориального расположения

образовательных и научных центров и их удаленность на качество образования в регионах [1].

В ходе анализа научной литературы были выявлены следующие способы и технологии организации образовательного процесса, базирующиеся на подходе смешанного обучения:

- лекционные и семинарские занятия в очном формате, в виде презентаций и онлайн-курсов;

- учебные материалы, размещенные на электронных платформах и в

образовательных системах (аудио- и видеолекции, анимации и симуляции);

- совместные и индивидуальные проектные работы в онлайн-формате -коллаборации (collaboration);

- дистанционные занятия реализуемые при помощи различных веб-технологий;

- электронная поддержка студентов (консультации, проверка домашнего задания, контроль за посещаемостью и т.д.);

- онлайн общение между студентами, преподавателем и группой, а также в индивидуальном формате, посредством виртуальной классной комнаты;

- единая система управления образовательным процессом.

Несомненно, данный перечень не носит исчерпывающий характер, так как регулярно появляются инновационные способы обучения. Кроме того, в образовательном процессе могут применяться различные комбинации

вышеупомянутых способов.

Систематизируем технологии смешанного обучения в зависимости от области их применения в образовательном процессе, в таблице 1.

Таблица 1

Классификация цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов

(составлено на основе [9])

Область применения / тип Примеры

Системы управления обучением Learning Management System: Moodle, Websoft HCM, Edmodo и т.д.

Цифровые коллекции учебных объектов Единая Коллекция Образовательных Ресурсов

Учебные онлайн-курсы Онлайн-курсы «Мобильной Электронной Школы

Инструменты для создания и публикации контента и учебных объектов CourseLab, Конструктор тестов 1С, Hot Potatoes

Инструменты для коммуникации и обратной связи Mirapolis, Vebinar.ru, Яндекс.Телемост, VK, Mail видеозвонки, Telegram

Область применения / тип Примеры

Инструменты для создания сообществ Социальные сети: VK, Однокласники

Инструменты для сотрудничества Яндекс.Документы, Облако Mail.ru, Telegram

Инструменты планирования учебной деятельности 1C Университет, Тандем, Галактика

Таким образом, условиями реализации технологии смешанного обучения являются:

- наличие компьютерного оборудования и специализированного программного обеспечения;

- наличие виртуальной платформы, поддерживающей трансляцию образовательного контента;

- наличие развитых творческих и цифровых компетенций учителя.

Следовательно, реализация смешанного подхода в обучении осуществляется посредством информационно-коммуникационных технологий и различных электронных систем управления образовательным процессом, при этом часть учебного процесса переносится в виртуальную среду. Анализ технологий, используемых при смешанном обучении, позволяет прийти к выводу, что именно применяемые технологии определяют отличительные и специфические особенности смешанного обучения как нового образовательного подхода.

Стоит отметить, что в таблице 1 отражены только примеры готовых решений, используемых при электронном обучении, в то время как цифровой ресурс может быть создан образовательным учреждением или даже самим преподавателем.

Кроме того, при формировании программы учебного процесса целесообразно использовать комплексные электронные ресурсы, которые могут охватывать сразу несколько областей из таблицы 1.

Одной из наиболее остро стоящих проблем развития смешанного обучения в Российской Федерации является недостаточный уровень технологического оснащения образовательных учреждений, не позволяющий внедрить цифровые технологии в образовательные процессы [12].

Автор согласен с позицией Скрыпниковой Н.Н., Мейсуровой А. Ф., Кратовича П. В. и Нотова А. А., что в сложившихся условиях происходит переосмысление сущности образования, меняется структура образовательной среды и формируется качественно новое содержание системы образования [8, 12]. Так, за последние годы широкое распространение получили онлайн-школы, которые базируются в большей степени на бизнес-моделях и нацелены на

коммерциализацию образовательной среды, нежели ориентированы на развитие образовательного потенциала Российской Федерации. Если анализировать смешанное обучение в данном контексте, то, стоит отметить, что существует риск, связанный с повышенным интересом коммерсантов использовать цифровые и дистанционные технологии для извлечения прибыли. При недостаточном контроле со стороны государство образование может

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трансформироваться в вид платной услуги, что, по мнению автора, окажет негативное влияние на качество образования в стране, а также на образовательный потенциал Российской Федерации.

Исследование Алешковского И. А., посвященное анализу мнений студентов вузов России о дистанционном обучении, а также публикации различных исследовательских и новостных порталов [21, 22, 23], позволили прийти к выводу, что студенты положительно оценивают перспективы развития смешанного обучения, однако в нынешних условиях рассматривают переход к электронному (дистанционному) образованию как фактор, снижающий качество образования. Студенты отмечают, что при дистанционном образовании им не хватает взаимодействия с научным наставником, который передает не только знания, но и личный опыт, а также профессиональные практические навыки, позволяющие

совершенствовать компетентностный уровень студентов. За счет того, что студенты испытывают недостаток личного контакта и чувствуют некую отчуждённость в учебном процессе, образование

начинает восприниматься как услуга, а не этап в процессе социализации, приобщающий к материальной и духовной культуре человечества, воспитывающий личность и способствующий ее становлению.

В то же время, некоторые студенты отмечают повышение степени индивидуализации образовательных программ, так как при смешанном обучении они могут адаптировать программу под собственные индивидуальные запросы [1].

Тема и проблематика смешанного обучения стала объектом пристального внимания государств и научного сообщества благодаря кризисным событиям последних двух лет. По данным ЮНЕСКО, около 1,5 млрд. чел. в мире оказались лишёнными возможности посещать занятия в привычном традиционном формате в связи с мировой пандемией, в то время как до марта 2020 года большинство даже не имели опыта работы в дистанционном формате [23].

По мнению автора, в связи с распространением пандемии COVID-19 в 2020-2021 году, переход к смешанной технологии обучения произошел скорее стихийно, чем взвешенно, продуманно и осознанно в нашей стране. Специфической особенностью дистанционного образования является то, что студент по большей степени самостоятельно отвечает за организацию учебной деятельности. Следовательно, заочная работа в режиме-онлайн требует от студента навыков самоорганизации, знаний тайм-менеджмента и стремления к саморазвитию. Развитие данных компетенций требует времени и определенной предшествующей работы со студентами и обучающимися, как со стороны государства, так и со стороны институтов сферы образования.

Кроме того, требуется развитие цифровых компетенций преподавателей. Если молодое поколение полностью интегрировано в цифровую среду и чувствует себя в ней уверенно, то для большинства преподавателей - это вызов и фактор, затрудняющий педагогический процесс.

Для того чтобы качество образования не пострадало при переходе к смешанному обучению, а наоборот, в разрезе ключевых показателей прослеживалась положительная динамика, необходимо предварительно сформировать надлежащую культуру

электронного обучения. Как уже отмечалось, обучающиеся при смешанном обучении получают возможность самостоятельно организовывать интерактивное взаимодействие с учителем, однако для этого требуется высокая степень заинтересованности студента в получении образования, а также вовлеченность в сам процесс.

Важно подчеркнуть, что в дистанционном аспекте смешанного обучения прослеживается тенденция к выделению цифровых способов и форм организации образовательного процесса в отдельную автономную технологию в

современных реалиях. На сегодняшний день цифровое обучение - это объективный тренд в системе образования, способствующий формированию качественно нового

педагогического подхода и мировоззрения в отношении образования. Однозначно определить сущность и трактовку главного термина исследования весьма затруднительно. Реферирование научной литературы позволило прийти к выводу, что различные авторы по-разному характеризуют модель смешанного обучения.

Следовательно, проблематика

реализации смешанного обучения в современном VUCA-мире является недостаточно изученной и научно разработанной в силу сложности и многоаспектности природы смешанного обучения.

Современное общество находится в стадии зарождения четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0), переходя в эру, в которой сливаются информационный, биологический и физический мир. В этой цифровой революции, как отмечают В.Г. Зарубин и В.А. Семенов, возможности зависят от благоприятной нормативно-правовой и деловой среды, готовности информационных технологий к новым парадигмам использования [3, 4, 5].

Процессы цифровой трансформации должны сопровождаться контролем со стороны государственных органов, а также поддержкой научных кругов, в области формирования и

развития методологии дистанционного образования, в частности стандартов и понятийного аппарата.

Таким образом, исходя из социологического аспекта внедрения инновационных технологий в систему высшего образования, можно говорить, что, так как смешанное обучение в РФ находится на начальном этапе внедрения, проблемы, которые на данный момент существуют в системе образования, являются объективными и присущими данному этапу, а, кроме того, они являются вполне решаемыми. Кроме того, инновационные технологии позволят эффективнее решать ряд социальных проблем, например, интеграция людей с ограниченными возможностями в образовательную среду или формирование специалистов, осознающих необходимость самостоятельного выбора образовательного вектора и нацеленных на перманентное саморазвитие. Следовательно, подготовка единого платформенного решения на базе отечественных разработок и развитие образовательной среды, посредством инновационных, цифровых и информационных технологий обладает существенным потенциалом развития в нашей стране, за счет чего прогнозируется получение социальных и экономических эффектов в различных сферах жизни общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешковский И. А. и др. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности //Высшее образование в России. - 2020. - №. 10. - С. 86-100.

2. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - №. 3. - С. 25-36.

3. Зарубин В.Г. Социология управления: переход от традиционных представлений к парадигме новой нормальности// Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1. C. 26-29.

4. Зарубин В.Г., Семенов В.А. Социология управления. М. Юрайт, 2020. 292 с.

5. Зарубин В.Г. Границы управляемости в ситуации турбулентности: опыт социологического анализа // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 4. C. 13-16.

6. Крылова Е.А. Технология смешанного обучения в системе высшего образования // Вестник ТГПУ. 2020. №1 (207). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-smeshannogo-obucheniya-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 07.02.2022).

7. Кутепова Л. И., Тростин В. Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-vnedreniya-v-obrazovatelnyy-protsess-tehnologiy-smeshannogo-obucheniya (дата обращения: 08.02.2022).

8. Мейсурова А. Ф., Кратович П. В., Нотов А. А. Применение технологий электронного обучения для повышения качества университетского образования //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - №. 3. - С. 175-186.

9. Мокрецова Л. А., Попова О. В. Blended Learning как технология XXI века //Инновационные технологии в науке и образовании. - 2019. - С. 163-169.

10. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Технология смешанного обучения: модели, содержание, рекомендации //Современный ученый. - 2019. - №. 4. - С. 191-198.

11. Петрова Н. П., Бондарева Г. А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании //Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №. 5 (78). - С. 353-355.

12. Скрыпникова Н. Н. Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика //Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - №. 3. - С. 74-78.

13. Bahri A. et al. Blended Learning Integrated with Innovative Learning Strategy to Improve Self-Regulated Learning //International Journal of Instruction. - 2021. - Т. 14. - №. 1. - P. 779-794.

14. Hrastinski S. What do we mean by blended learning? //TechTrends. - 2019. - Т. 63. - №. 5. - P.

564-569.

15. Horn M. B., Staker H . Blended: Using Disruptive Innovation to Improve Schools. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2015. - 304 p.

16. Nasution A. K. P. et al. Face to Face Learning vs Blended Learning vs Online Learning (Student Perception of Learning) //Journal of Physics: Conference Series. - IOP Publishing, 2021. - Т. 1783. - №. 1. - P. 12112.

17. Shetu S. F. et al. Impactful e-learning framework: A new hybrid form of education //Current Research in Behavioral Sciences. - 2021. - Т. 2. - P. 100038.

18. Twigg C. A. Improving Learning and Reducing Costs: New Models for Online Learning // Educause Review. 2003. Vol . 38 (5). P. 29-38.

19. Ведомости: почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/05/28/831354-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения: 06.02.2022).

20. Правительство России: государственная программа «Развитие образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения: 05.02.2022).

21. РБК: студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения Им не хватает общения с преподавателями и подводит техника [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/19/08/2020/5f3bbdae9a7947d167de1a41 (дата обращения: 07.02.2022).

22. Результаты МСЖ - 2020: как студенты оценили дистанционное обучение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse.ru/our/news/456698204.html (дата обращения: 07.02.2022).

23. РИА Новости: ЮНЕСКО оценила количество учащихся на карантине по всему миру [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20200330/1569338165.html (дата обращения: 06.02.2022).

24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.