Научная статья на тему 'Специфика использования краеведческого материала на уроках литературы при изучении жизни и творчества Л. Н. Толстого'

Специфика использования краеведческого материала на уроках литературы при изучении жизни и творчества Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
206
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саулин В. И.

В статье рассматриваются пути организации литературно-краеведческой деятельности учителя-словесника и учащихся в процессе изучения жизни и творчества Л.Н.Толстого. Автор статьи, обобщая опыт работы словесников Курманаевского района Оренбургской области, предлагает отдельные фрагменты краеведческих уроков, разработанных в ходе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF REGIONAL STUDIES MATERIAL AT LITERATURE LESSONS STUDYING L.N.TOLSTOY''S LIFE AND WORKS

The article considers the ways of organizing the language teacher and pupils’ activity studying L.N.Tolstoy's life and works. The author generalises work experience of language and literature teachers from Kurmanaevsky district of Orenburg region, offers fragments of regional studies lessons developed during the experiment.

Текст научной работы на тему «Специфика использования краеведческого материала на уроках литературы при изучении жизни и творчества Л. Н. Толстого»

УДК 37

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л.Н.ТОЛСТОГО

© 2008 В.И.Саулин

Оренбургский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются пути организации литературно-краеведческой деятельности учителя-словесника и учащихся в процессе изучения жизни и творчества Л.Н.Толстого. Автор статьи, обобщая опыт работы словесников Курманаевского района Оренбургской области, предлагает отдельные фрагменты краеведческих уроков, разработанных в ходе эксперимента.

Духовное развитие личности, ради чего изучается литература в школе, происходит во многом через развитие личностных потенциалов. Именно на них и на деятельность человека, прежде всего, воздействует искусство. Литературное краеведение - это та сфера, где творческая деятельность учителя и учащихся может проявиться наиболее полно и с учетом соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности.

И учитель, и ученики могут выбрать в краеведении те темы, тот вид деятельности, которые имеют для них личностный смысл, субъективную значимость. Краеведение позволяет испробовать различные виды художественной деятельности, касающиеся, прежде всего, литературы: познавать ту или иную литературную проблему в процессе самостоятельных краеведческих изысканий, оценивать их, делать выводы, для чего необходимо общение и при сборе материала, при беседе по краеведческим вопросам, при выступлении с сообщениями и т.д. Это может происходить в процессе выполнения учебных заданий краеведческого характера.

При этом ученик чувствует себя в какой-то степени наравне с учителем, ибо способен обнаружить что-то новое, иногда неизвестное учителю, и это усиливает личностный смысл в отношении ученика к окружающей действительности, к искусству, воздействует на мотивы его деятельности, смысловые установки, определяющие деятельность, на эмоции, духовное развитие.

Специфика восприятия художественных произведений старшеклассниками (развитие абстрактного мышления, внимание к эстетическим проблемам, к историческим, философским, социальным связям искусства с деятельностью, к художественной форме произведения и в то же

время ослабление конкретности восприятия художественного текста) определяет задачи организации литературно-краеведческой деятельности учащихся на этом этапе.

Рассмотрим, как проходила литературно-краеведческая деятельность учителей-словесников и учащихся 10 классов Курманаевского района Оренбургской области при изучении жизни и творчества Л.Н.Толстого. Первый этап этой деятельности словесников был связан со сбором материалов о поездках писателя в Самарскую и Оренбургскую губернии. Печатные источники свидетельствуют, что с лета 1871 года по лето 1883 года Толстой побывал в Заволжье 10 раз:

1. После напряженной деятельности и творческой работы Толстой почувствовал серьёзное недомогание и по совету врачей в мае 1862 года поехал на кумыс в заволжскую степь. С ним также поехали слуга Алексей Орехов и два крестьянских мальчика - Василий Морозов и Егор Чернов.

2. В июне 1871 из-за ухудшения самочувствия Л.Н.Толстой вместе с шурином Степаном Берсом (16-летним юношей) и слугой Ив. Вас. Суворовым едет снова на лечение в самарские степи. Край Толстого настолько заинтересовал, что он стал присматривать участок для покупки. В августе 1871 года Толстой съездил в Москву для свершения купчей крепости. Так возникло «самарское имение» Л.Н.Толстого.

3. Летом 1872 года поехал в своё новое имение один, взяв с собою лишь яснополянского крестьянина Тимофея Фоканова. Поездка носила организационный характер.

4. В 1873 году Толстой поехал в самарское имение уже всей семьёй на всё лето. Но год оказался неурожайным. Толстой был потрясён зрелищем народного бедствия («совестно и больно быть человеком, глядя на их страдания»,

- писал он А.А.Толстой о крестьянах), но отнюдь не остался праздным его созерцателем. На основе произведённого им тщательного обследования экономики соседних с его хутором сёл и деревень он написал большую статью о самарском голоде в виде письма «Издателям «Московских ведомостей» с призывом к русскому обществу о помощи голодающим крестьянам. «Прожив часть нынешнего лета в деревенской глуши Самарской губернии, - писал Толстой в этом письме, - и, будучи свидетелем страшного бедствия, постигшего народ, вследствие трех неурожайных годов, в особенности нынешнего, я считаю своим долгом описать, насколько сумею правдиво, бедственное положение сельского населения здешнего края и вызвать всех русских к поданию помощи пострадавшему народу. Надеюсь, что вы не откажете дать место моему письму в вашей газете».

5. Летом 1874 года Толстой поехал в самарское имение вдвоём со старшим сыном 11-летним Сергеем. Поездка носила деловой характер и была непродолжительной.

6. В следующем 1875 году Толстые отправились на степной хутор всей семьёй и провели там всё лето. В конце июня они ездили в Бузулук на ярмарку, где были закуплены лошади для конского завода. В августе писателем были организованы скачки с призами. Перед скачками Толстой съездил на другую местную ярмарку - в село Покровку.

7. В 1876 году, в сентябре, Толстой по пути в самарское имение предпринял деловую поездку в Оренбург и стал одним из первых пассажиров только что проведенной железной дороги между Самарой и Оренбургом.

8. Весной 1878 года Толстой прикупил у соседа по самарскому имению барона Бистрома новый участок земли в 4000 десятин. На этой территории возник новый хутор - «хутор на Моче», на речке, вытекавшей из отрогов Общего сырта близ границы Николаевского и Бузулук-ского уездов Самарской губернии. Образовалось очень большое имение, для которого пришлось пригласить управляющего. С 1878 по 1884 год им был А.А.Бибиков - из помещиков Тульской губернии. В июне 1878 года Лев Николаевич с сыновьями Ильёй и Львом через ст. Богатое Са-маро-Златоустовской (ныне Оренбургской) железной дороги снова прибыл в своё самарское имение, а некоторое время спустя туда приехала и Софья Андреевна с остальными детьми. Это

было последнее лето, когда в самарском имении собралась вся его семья. Поселились все на хуторе во вновь купленном имении.

9. Летом 1881 года Толстой съездил в самарское имение всего лишь на месяц (вместе со старшим сыном Сергеем), и уже в эту поездку у него возникает мысль о постепенном свёртывании заволжского хозяйства.

10. Летом 1883 года Лев Николаевич ещё раз съездил в своё самарское имение. Поездка эта (десятая по счёту) оказалась последней и, так сказать, ликвидационной. В своё последнее присутствие в оренбургских степях писатель на прощание сделал краткие записи, отражающие картины природы и наблюдения над жизнью башкир. Вероятно, эти записи были использованы им в известных рассказах «Много ли человеку земли нужно?» и «Ильяс», в которых изображаются быт и нравы башкирского народа.

Вторым этапом краеведческой деятельности словесников и учащихся по изучению жизни Толстого явилось установление памятных мест.

В четырнадцати километрах от с. Покровки Курманаевского района Оренбургской области, на территории Самарской области находится село Шариповка. А совсем рядом, буквально в километре установлен памятный знак в виде стелы с барельефом Льва Толстого. На мемориальной плите надпись: «На этом месте была усадьба Л.Н.Толстого, в которую он приезжал в 1872 - 1883 годах».

Второй памятник находится почти на границе с Курманаевским районом - буквально в двух километрах от шаболовских полей, в частности, от массива Ровный.

Первый и второй памятники разделяют несколько километров. При первом посещении нашего края, в письмах домой, рассказывая о месте своего пребывания, Толстой обозначил его как « Хутор на Тананыке» и упоминает рядом находящиеся селения Патровку и Гаврилов-ку. Этот памятник расположен в одном километре от посёлка Гавриловский (прежнее название Подсъезжий - по названию речки). Но писатель имел в виду не этот посёлок, а именно Гав-риловку. Эти два села в одном, Алексеевском районе Самарской области существуют параллельно. Почему Лев Николаевич не назвал Под-съезжий, - станет ясно, если взглянуть на карту 1885 года. Тогда этого посёлка ещё не было.

Второй памятник представляет собой каменную плиту в металлической ограде. На плите

вырезаны слова: «Здесь стоял дом Л.Н.Толстого, в котором он писал знаменитое письмо к издателям о голоде в Самарской губернии 1873 г.».

Естественно, такие интересные места и факты не могут не интересовать учителей-словесников и учеников Курманаевского района, ибо на границе этого района Оренбургской области и Алексеевского района Самарской области и находятся эти памятники.

Развивают творческую активность и учителя, и учащихся беседы со старожилами, хранящими в своей памяти воспоминания о прошлом родственников, знающими предания и легенды.

Так ряд лет тому назад учитель русского языка и литературы Кандауровской средней школы Курманаевского района Галина Васильевна Сатарова нашла в своем селе пожилую женщину, 1900 года рождения, Любовь Степанову Симонову. Родом она была из Патровки упомянутого Алексеевского района Самарской области. Именно это село упоминается в письмах Льва Толстого как одно из ближайших к его имению. Любовь Степановна заинтересовала школьников, прежде всего тем, что ее дед, Сергей Тихонович Татаринцев, служил кучером у Л.Н.Толстого, а бабушка Клавдия была горничной в заволжском имении семьи писателя. К сожалению, Любовь Степановна почти не помнила бабушку и почти совсем не помнила деда, но кое-что сохранилось в ее памяти о семье Толстых по рассказам родителей и особенно отца Степана Сергеевича. Отец, по ее словам, был довольно образованным человеком. Когда Толстой объявил о распродаже заволжского имения, постройки, скот, имущество и часть земли у него купили дворяне Черемисины. У них в услужении «по наследству» осталась и семья Татарин-цевых. Дед Любви Степановны по-прежнему «кучерил», а бабушка, у которой в то время был очередной младенец, стала у новых хозяев кормилицей. Летом Черемисины жили в новом имении, а на зиму уезжали в Астрахань, забирая с собой и Татаринцевых, В Астрахани и получил начальное образование - 3 класса - отец Л.С.Симоновой. Позже, начав самостоятельную жизнь, он стал милиционером в Курманаевке. Затем, переехав с семьей в Бузулук, работал председателем райпотребсоюза, вторым секретарем городского комитета ВКП(б). В 1937 году над ним реально нависла угроза быть репрессированным, поэтому он счел благоразумным уе-

хать с семьей на родину, в Алексеевский район. На новом месте, в Герасимовке, работал председателем колхоза...

«- Льва Толстого, - рассказывала Любовь Степановна, - жители всей округи уважали и любили из-за его добросердечия по отношению ко всем, независимо от сословной и национальной принадлежности. Наиболее пострадавшим в засушливые годы от неурожая крестьянским семьям Лев Николаевич помогал продовольствием, а в страдную пору - посевную и уборку урожая выделял необходимый сельхозинвентарь. А деда моего, - не без гордости заметила Любовь Степановна, - звал уважительно, Серёгой».

Словом, в памяти жителей окрестных сел и деревень Лев Николаевич остался как сердобольный и добропорядочный человек. Недаром, даже в недалекие годы, во многих избах местных крестьян, в том числе, как рассказывали, и в Покровке, на стенах висели его портреты. И этот факт как нельзя лучше подтверждает то, о чем мы знаем из воспоминаний его яснополянских, московских и других современников - об уважительном отношении жителей к графу Толстому.

«А вот Софью Андреевну, жену писателя, крестьяне недолюбливали. Она была, - говорит Л.С.Симонова, - довольно надменной и высокомерной барыней. И не очень жаловала их».

Лев Николаевич часто отправлялся босиком побродить по окрестностям. И если он долго не появлялся, Софья Андреевна вызывала кучера или кого-нибудь из прислуги и приказывала: «Срочно отыскать графа!»

Еще один штрих. «Заволжская» усадьба тоже называлась Ясной Поляной, - утверждает Л.С.Симонова. Позже на землях, принадлежавших Льву Николаевичу, образовался колхоз с одноименным названием.

Больше ничего, относящегося к великому писателю, Любовь Степановна поведать не смогла, но и того, что она рассказала, было достаточно, чтобы почувствовать себя прикоснувшимся к истории».

Очень важен отбор краеведческого материала для конкретного урока, особенно вводного.

В школах Курманаевского района Оренбургской области, думается, невозможно начать урок в 10 классе о Л.Н.Толстом без рассказа о посещении им ярмарки в селе Покровка, расположенном на реке Тананык:

«Летом 1875 года граф оповестил башкир и жителей ближайших деревень, что 6 августа в

его имении хутор на реке Тананык в Бузулук-ском уезде будут устроены скачки на 50 вёрст. Готовясь к скачкам, он в конце июля съездил на ярмарку в Покровку, где купил очень резвую лошадь». Речь идёт о современной Покровке, которая являлась в то время волостном центром, и её ярмарки были крупнейшими в округе.

Первый приз, как вспоминал потом сын писателя Сергей Львович, взяла башкирская лошадь, проскакавшая пятьдесят вёрст (десять кругов по пять вёрст) за 1 час 29 минут. А второй приз получила лошадь, купленная графом в Покровке. Из 32 лошадей доскакали только семь, остальные сошли с круга»1.

Нами был разработан и проверен в курма-наевских школах краеведческий урок, построенный на использовании переписки Л.Н.Толстого. Ученики читают фрагменты из писем и комментируют их:

1-ый ученик:

Во время поездки писателя в заволжскую степь в 1862 году, в Ясной Поляне оставалась за хозяйку тетка Льва Николаевича - Т.А.Ерголь-ская, которой он писал в конце июня: «Живём мы в кибитке, погода прекрасная. Я нашёл приятеля Столыпина атаманом в Уральске и ездил к нему и привёз оттуда писаря, но диктую и пишу мало... Лень одолевает при кумысе. Через две недели я намерен отсюда выехать, и потому к Ильину дню думаю быть дома. Меня мучает неизвестность в этой глуши и ещё мысль о том, что я безобразно отстал в издании журнала...»2 .

- Мы видим, что приезд не произвёл на Толстого должного впечатления: он думает о доме, делах... Благотворный результат кумысного лечения ощутимее сказался после месячного пребывания в степи. Интерес Толстого к краю возрастает.

2-й ученик:

Во вторую поездку (летом 1871 г.) Толстой взял с собою шурина Степана Берса и слугу Ив. Вас. Суворова. На другой день по прибытии в Каралык Толстой писал жене: «Башкирцы мои все меня узнали и приняли радостно; но, судя по тому, что я увидел с вечера, у них совсем не так хорошо, как было прежде. Землю у них отрезали

1 Тимофеев Н.И. Лев Толстой и другие. Язык и наречия: Краеведческие очерки. - Курманаевка: ГУП. Редакция газеты «Знамя труда», 1999. - С.5.

2 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. - Т.60. - С.427 - 428.

лучшую, они стали пахать, и большая часть не выкочёвывает из зимних квартир»3.

- Толстому понравились люди, он заинтересовался их бытом, земледелием. Писатель чувствует себя в крае своим.

3-й ученик:

В следующем письме Толстой сообщал, как они устроились на новом месте: «Живём мы в кибитке, пьём кумыс (Стёпа тоже, все его угощают); неудобства жизни привели бы в ужас твоё кремлёвское сердце: ни кроватей, ни посуды, ни белого хлеба, ни ложек. Так что, глядя на нас, ты бы легче переносила несчастия пережаренной индейки или недосоленого кулича. Но неудобства эти нисколько не неприятны... Тут живёт, кроме нас, человек 10 кумысников всякого сорта: товарищ прокурора, адвокат, помещик, попы, купцы, и я нашёл профессора

4

семинарии греческого языка и с ним читал» .

- Неудобства не страшат писателя, он доволен.

4-й ученик:

Желая рассеять сомнения жены относительно удобства жить в сухом и безлесном крае, Толстой с ещё большей энергией продолжал в письмах к ней «агитировать» за приобретение имения в Заволжье: «...понятие твоё о степи ложное. Жить без дерева за 100 вёрст в Туле ужасно; но здесь другое дело: и воздух, и травы, и сухость, и тепло делают то, что полюбишь степь. Ты представляешь себе, что в 5 недель мы не видели грязи, не чувствовали сырости и холоду. Выгода же покупки здесь баснословна, но немного рискованна. Можно получить в один год назад всю цену покупки, а при неурожае, как нынешний год, получить убыток рублей в 1000»5.

- Толстому настолько понравилось в Заволжье, что он уже уговаривает жену купить здесь участок земли: «...полюбишь степь».

5-й ученик:

В конце июня Лев Николаевич съездил в Бузулук на ярмарку («петровскую»), В письме от 29 июня он сообщал жене: «Пишу из Бузулу-ка. Это 90 вёрст от нас. Мы проехали сюда со Стёпой вдвоём, переночевали и нынче, 29 вечером едем домой. Поездка очень удалась... Ярмарка очень интересная и большая. Такой на-

3 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. Т. 83. С.173 - 174.

4 Там же. - С.179.

5 Там же. - С.203.

стоящей, сельской и большой ярмарки я не видел еще. Разных народов больше 10, табуны киргизских лошадей, уральских, сибирских»1'.

- Толстого привлекает всё: люди, ярмарка, лошади, сам край. Он задумывается о приезде в имение всей своей семьёй.

Ученики, как жители Курманаевского района, рассказывают о точном месте проведения ярмарки; Правый берег р. Танапык, рядом с селом Покровка (между селом и грейдером на с. Сергеевка).

6-й ученик:

Летом 1873 года Толстой приезжает в новое имение уже всей семьей. А всего в заволжском имении писатель побывал не менее десяти раз. Зиму 1874 - 1875 гг. писатель много работал над «Анной Карениной» и «Азбукой», и потому, чувствуя себя переутомленным, он ехал в свой «хутор на Тананыке» с особенной охотой. Еще в мае 1875 года он писал П.Д.Голохвастову (писатель-историк): « я всю зиму нынче был так занят, как никогда. А еще дела зимние не кончились, подступила весна со своими практическими требованиями, и я чувствую себя измученным и жду - не дождусь тихого приюта в самарских степях2

- Никогда Толстой не жалел о покупке имения в заволжских степях, даже в неурожайные годы, когда приходилось терпеть убытки, самарские степи для него были «тихим приютом».

- Заканчивая такой урок, учитель должен сказать о том, что летом 1883 года Толстой последний раз съездил в своё имение. Эта поездка оказалась завершающей. Лошади, скот, постройки были проданы, а земля сдана в аренду местным крестьянским обществам...

Первый раз Толстой приехал в 1862 году, в возрасте тридцати трех лет. Через девять лет писатель, уже закончивший эпопею «Война и мир», вновь приезжает на кумыс. Благотворный результат кумысного лечения был более ощутим после месячного пребывания в степи. Об этом, а также о возрастающем интересе к краю Толстой писал Фету: «... И как следует при кумысном лечении, с утра до вечера пьян, потею и нахожу в этом удовольствие. Если бы не тоска по семье, я бы был совершенно счастлив здесь. Если бы начать описывать край, то я исписал бы 100 листов, описывая здешний край и мои занятия...

Жара, третий день стоит страшная, но мне приятно. Край здесь прекрасный, по своему возрасту выходящий из девственности, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и неиспорченности народа»3'.

Курманаевские учителя литературы опробовали многие пути использования краеведческого материала при изучении жизни и творчества Л.Н.Толстого и убедились в том, что правильная организация литературно-краеведческой деятельности учащихся и учителя способствует интеллектуальному и эмоциональному освоению литературы, искусства, формированию нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций, расширению и углублению жизненного и художественного опыта учащихся на близком им материале родного края, его культуры.

1 Там же. - С.193.

2 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. Т. 62. - С.187.

3 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Юбилейное издание. Т. 60. - С.436.

USE OF REGIONAL STUDIES MATERIAL AT LITERATURE LESSONS STUDYING

L.N.TOLSTOY' S LIFE AND WORKS

© 2008 V.I.Saulin

Orenburg State Pedagogical University

The article considers the ways of organizing the language teacher and pupils' activity studying L.N.Tolstoy's life and works. The author generalises work experience of language and literature teachers from Kurmanaevsky district of Orenburg region, offers fragments of regional studies lessons developed during the experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.