Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИМИДЖЕВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ ДОНАЛЬДА ТРАМПА)'

СПЕЦИФИКА ИМИДЖЕВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ ДОНАЛЬДА ТРАМПА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
516
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический лидер / избирательная кампания / электоральные технологии / имидж / позиционирование / имидж-карта / СМИ / США / Дональд Трамп / political leader / election campaign / electoral technologies / image / positioning / image map / media / USA / Donald Trump

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Напалкова Ирина Геннадьевна, Мартынов Владимир Владимирович

В данной работе рассматривается специфика имиджевого позиционирования современных политиков. В качестве кейса выбран имидж 45го президента СШАДональда Трампа. Хронологически рассматривается период предвыборной президентской гонки. Исследовательскую методологию составили как специальные методы и подходы: системный, структурнофункциональный анализ, аксиологическая и герменевтическая парадигмы и др., так и прикладные – имиджевое картирование, интернет-мониторинг дистантная диагностика, биографирование. В результате исследования составлена имиджкарта политического лидера, включающая самоимидж, контекст политической ситуации, компоненты и продвижение имиджа, тип лидера, заповедь и др. Автор приходит к выводу, что построенный имидж Дональда Трампа весьма неоднозначен и противоречив. С одной стороны – это борец со сложившейся американской системой, желающий возродить величие своей страны, с другой – человек, не являющийся профессиональным политиком, предприниматель, ищущий выгоду для себя, актер, играющий роль трикстера и умело манипулирующий общественным сознанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE IMAGE POSITIONING OF A MODERN POLITICIAN (ON THE EXAMPLE OF DONALD TRUMP)

This paper examines the specifics of the image positioning of modern politicians. The image of the 45th US President, Donald Trump, was chosen as a case study. The period of the presidential election race is chronologically considered. The research methodology consisted of both special methods and approaches: system, structural and functional analysis, axiological and hermeneutic paradigms, etc., and applied ones image mapping, Internet monitoring, remote diagnostics, biographing. As a result of the study, an image map of a political leader was compiled, including self-image, the context of the political situation, the components and promotion of the image, the type of leader, the commandment, etc. The author comes to the conclusion that the constructed image of Donald Trump is very ambiguous and contradictory. On the one hand, he is a fighter against the established American system, who wants to revive the greatness of his country, on the other hand, a person who is not a professional politician, an entrepreneur looking for benefits for himself, an actor playing the role of a trickster and skillfully manipulating public consciousness.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИМИДЖЕВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ ДОНАЛЬДА ТРАМПА)»

ПОЛИТИЧЕКИЕ НАУКИ

УДК 32.019.51

DOI: 10.24411/2618-8120-2022-4-06-22

И. Г. Напалкова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия e-mail: zamisi@yandex.ru В. В. Мартынов Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия e-mail: vladimirvmartynov@mail. ru

СПЕЦИФИКА ИМИДЖЕВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИКА (НА ПРИМЕРЕ ДОНАЛЬДА ТРАМПА)

В данной работе рассматривается специфика имиджевого позиционирования современных политиков. В качестве кейса выбран имидж 45-го президента США - Дональда Трампа. Хронологически рассматривается период предвыборной президентской гонки. Исследовательскую методологию составили как специальные методы и подходы: системный, структурно -функциональный анализ, аксиологическая и герменевтическая парадигмы и др., так и прикладные - имиджевое картирование, интернет-мониторинг дистантная диагностика, биографирование. В результате исследования составлена имидж -карта политического лидера, включающая самоимидж, контекст политической ситуации, компоненты и продвижение имиджа, тип лидера, заповедь и др. Автор приходит к выводу, что построенный имидж Дональда Трампа весьма неоднозначен и противоречив. С одной стороны - это борец со сложившейся американской системой, желающий возродить величие своей страны, с другой -человек, не являющийся профессиональным политиком, предприниматель, ищущий выгоду для себя, актер, играющий роль трикстера и умело манипулирующий общественным сознанием.

Ключевые слова: политический лидер, избирательная кампания, электоральные технологии, имидж, позиционирование, имидж-карта, СМИ, США, Дональд Трамп.

I. G. Napalkova

National Research Ogarev Mordovia State University,

Saransk, Russia, e-mail: zamisi@yandex.ru

V. V. Martynov

National Research Ogarev Mordovia State University,

Saransk, Russia, e-mail: vladimirvmartynov@mail. ru

THE SPECIFICS OF THE IMAGE POSITIONING OF A MODERN POLITICIAN (ON THE EXAMPLE OF DONALD TRUMP)

This paper examines the specifics of the image positioning of modern politicians. The image of the 45th US President, Donald Trump, was chosen as a case study. The period of the presidential election race is chronologically considered. The research methodology consisted of both special methods and approaches: system, structural and functional analysis, axiological and hermeneutic paradigms, etc., and applied ones -image mapping, Internet monitoring, remote diagnostics, biographing. As a result of the study, an image map of a political leader was compiled, including self-image, the context of the political situation, the components and promotion of the image, the type of leader, the commandment, etc. The author comes to the conclusion that the constructed image of Donald Trump is very ambiguous and contradictory. On the one hand, he is a fighter against the established American system, who wants to revive the greatness of his country, on the other hand, a person who is not a professional politician, an entrepreneur looking for benefits for himself, an actor playing the role of a trickster and skillfully manipulating public consciousness.

Key-words: political leader, election campaign, electoral technologies, image, positioning, image map, media, USA, Donald Trump.

Введение. Современная публичная политика характеризуется медиатизацией и виртуализацией, что ослабляет традиционные политические институты, процедуры, процессы и усиливает влияние имиджевых факторов как «виртуальных заменителей» большого потока информации. Как отмечает специалист в области политической коммуникации С. В. Володенков: «сегодня человек живет не столько в реальном мире, сколько в коммуникативном пространстве, в рамках которого существуют, постоянно рождаются и умирают различные виртуальные конструкции, задающие то пространство жизни человека, в котором он сегодня фактически существует» [5, с. 68].

Имидж политического лидера как специально конструируемый в массовом сознании искусственный образ ложится в основу избирательных кампаний, стратегией которых чаще всего является персонолизация, а тактика базируется на продвижении образа через символическую репрезентацию в СМИ.

Динамично меняющаяся политическая реальность определяет необходимость совершенствования имиджевых технологий, традиционным лидером в области внедрения и модернизации которых, по праву считаются Соединенные Штаты Америки. Данный фактор актуализирует изучение американского опыта конструирования имиджа политического лидера.

В основу данного исследования взят имидж 45-го президента США Дональда Трампа, считающийся ярким, резонансным, привлекательным для электората, а следовательно - показательным в плане профессионализма позиционирования.

Теоретико-методологические основы политического имиджа проанализированы в работах Д. А. Абгаджевой и К. А. Афанасьевой [1], А. В. Загайнова [13], В. П. Комиссарова [18], Ю. А. Селиверстовой [29], Ф. Д. Хайбулиной и Л. М. Мамбетова [36] и др. Под имиджем политического лидера в данной работе будет пониматься целенаправленно конструируемый эмоционально окрашенный стереотипизированный образ политического субъекта, сложившийся в массовом сознании электората.

Исследование приемов, методов, технологий и техник конструирования имиджа современного политика посвящены труды А. А. Керимова и Д. А. Попцова [17], О. А. Кравченко [19], К. Е. Новиковой [23], А. А. Попова [24] и др. Большинство рассматриваемых техник основаны на манипулировании сознанием. Например, «Наклейка ярлыков», «Перенос», «Подтасовка карт», «Повозка с оркестром» и т. п. Сам имиджмейкинг становится в данном контексте «искусством формирования навязчивых образов» [19, с. 143].

Специфика формирования имиджа Дональда Трампа, была актуализирована в работах Е. Н. Давыборец [9], А. В. Ленец и Д. С. Сергеевой [20], Е. В. Новиковой [22], О. В. Приходько и П. Е. Смирнова [26], Т. В Харламовой [37] и др. Авторы акцентируют моногранность его образа, активно эксплуатирующего политическую независимость, готовность идти против системы и бороться за интересы рядовых американцев.

Цель данной публикации - изучение специфики имиджевого позиционирования современного политика на примере Дональда Трампа. Хронологические рамки исследования: 2016 гг. как время начала избирательной гонки в США и годы президентства: 2017 - 2021 гг.

Методы. Основой исследования стали системный и структурно-функциональный подходы, аксиологическая и герменевтическая парадигмы, позволившие комплексно рассмотреть политический имидж.

Прикладной основой для систематизации имиджевых элементов и оценки успешности политического образа Дональда Трампа стало имиджевое картирование, выстроенное по следующей структурной схеме: самоимидж, контекст политической ситуации, компоненты и продвижение имиджа, тип лидера, миф, антиобраз, заповедь [15, с. 83]. Наполнение позиций имидж-карты осуществлялосьна основе интернет-мониторинга мировых СМИ, а также дистантной диагностики через виртуальное наблюдение за поведением политика (видеозаписи выступлений на митингах, на съезде партии и т. п.) и биографирование.

Результаты и обсуждение. Самоимидж. Дональд Трамп очень разносторонняя персона: политик, построивший карьеру в шоу-бизнесе и торговле недвижимостью, ставший американским президентом, не имея системного политического опыта работы на выборных должностях. Неслучайно

СМИ его называли «человек-сенсация», «эксцентричный ксенофоб», «наглый миллионер», «кандидат-загадка», «политик конфронтации», «человек-небоскреб» и т. п.

Трамп родился 14 июня 1946 г. в городе Куинсе штата Нью-Йорк. Свою карьеру начал в компании отца, которая занималась арендой домов для людей среднего класса. Уже в 1971 г. он переезжает в Манхэттен, где увидел экономические возможности в сфере строительства, реализация которых предполагала не только высокую прибыль, но и общественное признание. В 1974 году Трамп выигрывает свой первый тендер. Первым знаковым проектом стало строительство Grand Hyatt Hotel на Манхеттене в 1980 году. В 1982 г. был включен в первоначальный список Forbes, а в 1990 году оказался на грани банкротства. Его карьера изобилует взлетами и падениями. В 1995 г. он задекларировал почти 1 млрд долларов убытков. Однако смог пережить данный кризис, вернув утраченные позиции: основная часть долга была закрыта с помощью казино и отелей. В 1997 г. были выплачены последние долги, а уже в 2001 году было закончено строительство «Trump World Tower» высотой 262 метра и стоимостью 300 млн долларов [3]. Также Трамп с начала своей карьеры кроме строительного, игорного и гостиничного бизнеса вкладывается в спорт, шоу-бизнес и киноиндустрию, выступал продюсером и ведущим шоу «Кандидат», дважды номинировался на премию «Эмми».

В 1999 г. Трамп принимал участие в президентских выборах, выдвигаясь от «Партии реформ», и сумел выиграть начальные праймериз в двух штатах, но в 2001 г. вышел из партии. Новую попытку ворваться в большую политику предпринял в 2016 г., став официальным кандидатом от Республиканской партии обойдя конкурентов (Тэда Круза, Марка Рубио, Джона Кейсика и др.). 26 мая 2016 г. Трамп набрал 1 238 голосов при необходимости 1 237 голосов для автоматического выдвижения кандидата в президенты США [32]. В итоге Дональд Джонсон Трамп одержал победу над кандидатом от демократической партии Хиллари Клинтон и стал 45 -м президентом США.

В декабре 2016 г. Трамп занял второе место в рейтинге самых влиятельных людей в мире по версии журнала «Forbes», журнал «Time» объявил его «Человеком года», в конце 2019 г. «Financial Times» включила в список из 50 человек, «определивших облик десятилетия». Таким образом, биографические факты свидетельствуют о возможности формирования яркого, провокационного образа, выделяющего Трампа на фоне конкурентов, что и было в итоге профессионально разыграно его командой в 2016 г.

Контекст политической ситуации. Актуальными проблемами США к началу президентской гонки «Трамп - Клинтон» эксперты называют:

- рост государственного долга. Так, хронический бюджетный дефицит к завершению президентства Б. Обамы (2016 г.) составил около 600 млрд долл. [30]. Крупнейшими держателями госдолга являются Япония, Китай и В еликобритания;

- медленный рост ВВП. В первой половине 2016 г. ВВП США вырос на 1 % (самый низкий уровень роста с 2012 г.). Отсутствует рост инвестиций, нет повышения заработных плат [27];

- социально-экономическое неравенство. Согласно списку развитых стран с самым большим социальным неравенством, составляемым ОЭСР, США в 2015 г. находились на 4 месте [10]. Также в 2015 г. впервые в истории Штатов средний класс составил меньшинство, а доля тех, кто решился начать свой бизнес была минимальной [12];

- неэффективность государственной поддержки социальных программ (таких, например, как «Obamacare» в здравоохранении);

- проблемы нелегальной миграции. В 2016 г. согласно отчета Центра изучения миграции (CIS) в США наблюдалось рекордное число легальных и нелегальных мигрантов (1,8 млн чел.), подобный уровень фиксировался в 1999 г. [4]. Анонсированный администрацией Б. Обамы проект реформы иммиграционной политики не остановил поток мигрантов (особенно латиноамериканцев), которые рассматриваются американцами как угроза стабильности;

- высокий уровень коррупции. Бизнесмены за счет спонсорства и пожертвований покупают себе места в администрации (т. н. «политические назначенцы») или получают назначение в качестве посла. Согласно статистике ABC, за период второго срока Обамы почти 40 % послов были именно «политическими назначенцами» [25].

Как следствие предвыборная программа Трампа отразила запрос общества на решение социально-экономических вопросов. В частности, провести экономическую реформу с целью улучшения условий для бизнеса, чтобы американские компании не переносили свои активы за границу; отказаться от реформы системы здравоохранения Obamacare, проведенную Б. Обамой; оградить страну от нелегальных мигрантов, депортируя нелегалов, вводя жесткие меры в отношении стран, которые отказываются принимать обратно своих граждан, высылаемых из Соединенных Штатов, строя стену на границе с Мексикой (т. н. «Великая стена Трампа» как символ президентства) защищающей от «наркотрафика» и «плохих парней» и т. д.; отдавать приоритет при принятии на работу не мигрантам, а гражданам США; радикально сократить военные расходы; бороться с разлагающим влиянием на американскую политику лоббистов и спонсоров и др.

Компоненты и продвижение имиджа. Визуальное измерение имиджа. Внешний вид Трампа стал его визитной карточкой как и прическа, которую он сам считает легендарной: «Мои волосы - это мой имидж. Я уверен: у меня самые знаменитые волосы в стране» [16]. Стиль одежды - официальный: темные костюмы, смокинги с классической белой рубашкой в сочетании с яркими галстуками, чаще алого цвета (цвет Республиканской партии). Примерял на себя Трамп и образ «рядового американца»: рубашки-поло, джинсы или кремовые брюки, пиджаки casual и т. п.

Вербальная составляющая персоно-образа. Трампом используются самые разнообразные риторические и лингвистические приемы: подмена понятий, словесные конструкции, акцентирование информации, замалчивание, «обобщающие родовые имена» и пр.

Во время избирательной кампании 2016 года Д. Трамп активно пользовался приёмом гиперболизации, представляя всё, что происходит «худшим», «ужасным», «кошмаром», «катастрофой» и т. д. [11, с. 214], а о себе говорил в превосходной степени: «величайший», «умнейший», «лучший», «единственный», «гений», «стабильный» и проч. В Twitter-аккаунте миллиардер, например, констатирует: «Мой ай-кью один из самых высоких - и вы это знаете! Пожалуйста, не чувствуйте себя тупыми или неуверенными в себе, это не ваша вина» [31]. Объявляя прессе о своем желании баллотироваться в 2016 г., Трамп резюмирует: «Я буду величайшим президентом, из всех когда-либо сотворенным Богом» [31].

Для усиления воздействия Дональд Трамп обращался к «методу объективного подхода», когда составляется фактологический ряд, позволяющий выявить несуществующую на самом деле тенденцию и убедить общественность в ее существовании [7, с. 210]. Так, в своей предвыборной речи в Геттисберге (штат Пенсильвания) политик сказал: «Когда Мексика посылает нам людей, она посылает не самых лучших. Она не посылает вас, она посылает людей, у которых много проблем, и они приносят эти проблемы нам. Они приносят наркотики. Они приносят преступления. Они насильники» [28]. Но при этом не привел никакой статистической информации, подтверждающей факт увеличения числа преступлений насильственного характера, совершаемых мигрантами. Или заявляет: «Недавно три общенациональных опроса показали, что мы на первом месте... Однако пресса об этом молчит» [28]. Не называются кто проводил опросы, какова их выборка и, соответственно, степень репрезентативности.

Другой используемый метод - провоцирование гнева и вражды к другим нациям. Например, Д. Трамп говорит: «Китай забирает наши рабочие места; они забирают наши деньги» или «многие сирийцы сейчас проживают на южной границе страны, мы не знаем, кто они, может быть они члены ИГИЛ» [31]. Таким образом, он устанавливает ложную дихотомию между интересами американцев и интересами других наций, считая, что если вы не согласны с ним, то вы против американцев.

Одна из любимых и часто эксплуатируемых тем - рассказ о победителях и проигравших. Себя Трамп относил к последним. Так, например, высказываясь о ветеране вьетнамской войны летчике-истребителе американских ВМС Джоне Маккейне, баллотировавшимся на пост Президента США от республиканцев в 2008 г., Трамп заявил: «Он не герой войны. Он был героем, потому что его взяли в плен. А я люблю людей, которых в плен не брали» [31]. Говоря о себе, часто подчеркивал: «Моя жизнь - это жизнь победителя!» [21]. Выступления традиционно изобилуют эпитетами как положительными, так и отрицательными: «эта священная земля», «американское величие», «мы поистине поразительная нация», «мой этический план», «мейнстримные СМИ»,

«американский избиратель на распутье», «невиданный раскол страны», «военные авантюры», «излишняя власть» и др.

Трамп часто использовал местоимения «мы» и «наш», отождествляя себя с рядовыми американцами: «Единственная сила, которая достаточно сильна, чтобы спасти нашу страну, - это мы сами» [35], «Все мы понимаем, что наши проблемы не будут решены, если мы будем надеется на тех же самых политиков, которые их создали» [28]. Его экспрессивная манера речи и традиционно яркая самопрезентация не оставляли американцев равнодушными. Часта апелляция к народу, что придает аттрактивность медийному дискурсу, внушает американцам чувство единого целого [39, с. 167].

Характерной чертой Трампа стало присвоение прозвищ, высмеивающих оппонентов. Так, Х. Клинтон он называл «нечестная Хиллори», сенаторов Круза - «вруном Тедом», Э. Уоррен - «Покахонтас», Рубио - «малышом Марком», Шумера - «Чак Поддельные Слёзы» и т. д.

Активно используется принцип отстройки от предшественника. В своих выступлениях Трамп не раз отказывался от наследия Барака Обамы, рассуждал о его некомпетентности и непрофессионализме. Так, в своем Twitter-аккаунте он констатирует: «И в политике, и в жизни невежество не является достоинством. Это основная причина того, что Обама - худший президент в истории США» [33]. Также Трамп резко отстроился от идей репрезентативности и разнообразия США, от реализации модели «плавильного котла», предложив жесткие меры в отношении «неправильных» мигрантов.

Для современных избирательных кампаний характерно использование политической символики. Исследователи выделяют «символ-идею», «символ-объект», «символ-персону» и «символ-звук». [14, с. 71]. Символом-идеей в кампании Трампа стал его лозунг: «Make America Great Again» / MAGA («Сделаем Америку снова великой»). Сама идея яркая, привлекательная для избирателей, доступная для обыденно-практического осознания, хотя данный лозунг не нов. Впервые он был использован в предвыборной кампании 1980 г. Рональдом Рейганом. Символом-объектом стала красная бейсболка с логотипом MAGA. Символом-персоной был сам Дональд Трамп. В качестве звуковых символов использовались музыкальные композиции известных музыкантов, таких как Queen, The Rolling Stones, The White Stripes и др. Все символы продуманы и взаимосвязаны, поэтому имели особую консолидирующую силу.

Актуальной современной технологией, оказывающей воздействие на общественное мнение, особенно молодой аудитории, является использование интернет-мемов. Трампа называли «самым мемный кандидат», а затем и «самый мемный президент». В частности, в рамках предвыборной кампании 2016 г. использовался известный мем «лягушонок Пепе», в образе которого предстал Трамп, или картинка, где кандидат в президенты со своими сторонниками изображен как герои фильма «Неудержимые».

Д. Трамп провёл масштабную антирекламу своей соперницы - Х. Клинтон, выставляя её самым неблагоприятным образом, называя ее «аферисткой», «лгуньей», утверждал, что её политика «пагубна и преступна, и ведёт Америку в

пропасть». Команда Трампа выпустила несколько роликов, «очерняющих» Клинтон, в которых использовались неудачные для неё видеокадры. Так в социальных сетях Трампа распространялось скомпилированное видео, где Х. Клинтон показывала собаку «гавкающую на республиканцев». Видео было сопровождено следующим комментарием: «Когда приходит время встретиться лицом к лицу с нашими самыми сильными оппонентами... у демократов есть отличный ответ» [34]. Как отмечают аналитики вся кампания против Клинтон, помимо устранения оппонента, призвана была «подготовить фон для появления лидера-спасителя, который пришёл на помощь Америке и американцам» [9, с. 139].

Для активного продвижения использовался Digital-маркетинг, который продвигает бренд через взаимодействие с пользователями в цифровых каналах. Создавались страницы в социальных сетях, где главной темой для обсуждения был Д. Трамп, причем не важно в позитивном или негативном ключе, главное, чтобы пользователям хотелось делиться контентом, оставлять комментарии, в результате создавался вирусный эффект и имя кандидата прочно закреплялось в медиапространстве.

Позиционирование своих взглядов, идей, персональная коммуникация осуществлялись через Твиттер и Facebook (принадлежит Meta, признана экстремистской, запрещена в РФ). В личных аккаунтах публиковались интересные сюжеты, высказывания по острым экономическим и политическим вопросам, а также актуальным событиям, происходящим в мире и США. Активно использовались хештеги, которые относят к технике «наклеивания ярлыков». Она крайне эффективна, так как любой контент, даже содержащийся в нейтральном сообщении, при использовании хештега может быть проинтерпретирован с иными акцентами и воспринимается с иным звучанием, нежели «чистое» сообщение [6]. Так, используются следующие номинации #MAGA #«Make America Great Again», признанные одними из самых влиятельных хештегов 2016 года; #Fake News (Лже-новости) и др.

Самым долгосрочным сюжетом в Твиттере Дональда Трампа, согласно исследованию Т. В. Харламовой [37, с. 398], является «Fake Press» («Фейковая пресса»), а также (по уменьшению числа твиттов: от большего к меньшему): «о вмешательстве России в президентские выборы в США», «о возвращении Америке ее былого величия», «о Хилари Клинтон», «о Бараке Обаме» и др. Президентская кампания США 2016 г. обусловила появление термина «Twitter wars» («Война в Твиттере»), именно Трамп стал использовать социальные сети как инструмент борьбы с конкурентами, причем его посты и комментарии стали восприниматься как официальные заявления.

Страница Дональда Трампа в Facebook не только самая многочисленная (по сравнению с Х. Клинтон), но и безусловный лидер по вовлеченности, по количеству лайков, комментариев, репостов к публикациям.

Сопровождение имиджа Дональда Трампа также активно велось в СМИ, которые разделились: на издания, поддерживающие кандидата («Fox News», «Florida Times Union», «LasVegas Review-Journal»), таких было меньшинство, и

последовательно атакующие («Washington Post», «New York Times», «CNN», «NYT», «Vanity Fair» и мн. др.). Как отмечают исследователи, во время предвыборной гонки 2016 г. из 100 крупнейших газет США распространяемых по платной подписке 57 официально выразили поддержку демократическому кандидату, в то время как только 2 поддержали республиканца [38, с. 71]

Критики, называли его «пошляком» и «шоуменом», «лжецом» и «преследователем», но это активно использовалось командой, чтобы с помощью «кричащих» заголовков привлечь внимание рядовых американцев. Также использовались инфоповоды зачастую основанные на перфомансе. Например, массовые предвыборные митинги, сопровождающиеся порой насилием. На скандальные выпады оппонентов выдвигались контраргументы и контрпримеры. На обвинение в недостойном поведении и домогательствах, была организована пресс-конференция Трампа, на которой он выступал с женщинами, обвиняющими в сексуальных домогательствах Билла Клинтона. В СМИ вышли статьи под заголовками «Трамп поддержал женщин, обвинивших Билла Клинтона в домогательствах», «Ход конем: Трамп перед дебатами встретился с женщинами Билла Клинтона» и т. п.

Аналитики отмечают, что Трамп «обожает быть в центре внимания прессы», и зачастую выпады против журналистов не являются проявлением авторитаризма, а манипуляционный трюк, позволяющий ему оставаться «темой номер один» для газет и телевидения. Так, во время праймериз он получил непропорционально широкое и практически бесплатное информационное сопровождение, общая стоимость которого оценивалась в 2 млрд $, тогда как его соперники были вынуждены тратить сотни тысяч долларов на рекламу [8].

Политический образ и имидж Дональда Трампа, созданный СМИ за время политической карьеры менялся кардинально: то он изображался «политиком, готовым прийти на помощь Америке и американцам», то «неэлекторабельным популистом, лгуном, невеждой и ксенофобом, представляющим угрозу миру, социальной сплоченности и экономическому развитию».

Тип лидера. Трамп аккумулирует несколько лидерских типажей: «лидер-спаситель» (по О. Нойбергеру), «лидер-торговец» (М. Дж. Херманн), «агитатор» (по Г. Лассуэллу), «бунтарь» и «трикстер» (по М. Марку и К. Пирсону). Все они личностно ориентированы.

Момент «спасения» выражен в предвидении, миссии, преобразовании, формировании «идеального» будущего миропорядка: «Мой план в области безопасности - обезопасить наших бедных. Мой этический план - покончить с коррупцией - гигантской коррупцией в правительстве... Мы осушим вашингтонское болотои заменим его новым правлением - народным... Поверьте мне!» [28]. У Трампа образ «спасителя» гипертрофирован миссионерской харизмой, выраженной в желании «превратить все сущее в лучшее».

Как «лидер-торговец» Трамп использует «поведенческий стиль для торга, обмена и поддержки»: «Я предлагаю вам свой стодневный план по возвращению американского величия. Это - контракт между Дональдом Трампом и американским избирателем» [28]. В целом связка данных типажей «Спаситель -

Торговец» отражает американский характер лидерства, основанный на миссионерской составляющей и материализме.

Имиджевый типаж «агитатор» ассоциируется с политиком, энергично распространяющим свои взгляды: он громко говорит, искренне возмущается текущим положением дел, мобилизует к решительным совместным действиям через броские лозунги. Трамп хорошо чувствует аудиторию и умеет эмоционально ее зарядить.

Исходя из брендинговой стратегии и поведения кандидата, А. Адт приписывает Трампу архетип «изгоя» («бунтаря») [2]. Бунт организован против несправедливости, которая находится буквально во всем: «жульническая система выборов», «бесчестные СМИ как часть коррупционного механизма», «чрезмерная концентрация власти», «нарушения религиозной свободы», «коррумпированность истеблишмента и связанного с ним бизнеса», «чудовищные торговые соглашения с Китаем», «лоббирование интересов иностранных правительств» и т. д. Критика подкрепляется соответствующими бунтарскими качествами: целеустремленностью, решительностью, прямолинейностью, непокорностью, склонностью протестовать, эпатажностью, жестокостью. Этому типу безразлично, что о них думают другие, они агрессивно следуют своей цели.

Вторым архетипом Трампа выступает «трикстер» («шут»), характеризующийся двусмысленностью, противоречивостью, парадоксами, склонностью переворачивать, нарушать общественное спокойствие, высмеивать противников, что мы видели в специфике политического позиционирования. Противостоять мощной паре архетипов «Изгой-Трикстер» довольно сложно, так как изначально отрицательный образ делает невозможным его «очернение», а любая атака на него будет перевернута, высмеяна или доведена до абсурда.

Как расширяющий используется типаж «Победитель», он хорошо транслируется через элементы биографии, где много взлетов, покорения вершин и достигнутого успеха, а закрепляется через высказывания, лозунги, призывы. В качестве политически ориентированного образа используется категория-отождествление «как раньше»: «Make America Great Again».

Использование большого числа имиджевых типажей может расфокусировать избирательную кампанию. В рассматриваемом кейсе этого не происходит, вероятно, за счет грамотного сочетания базового и дополнительных образов, базирующихся на оригинальном «исходном материале» (биографии, личностных качествах, харизме).

Миф. В качестве мифологической единицы имиджа Дональда Трампа можно выделить тезис об американской мечте - «идеалов свободы и открытых возможностей для всех». Это транслируется через биографию Д. Трампа: он потомок иммигрантов, которые благодаря упорному труду с низов пришли к богатству и успеху.

Антиобраз. Из-за отсутствия политического управленческого опыта складывается образ «профана в политике», усиливаемый коннотациями «бизнесмен», «предприниматель». Данный антиобраз с одной стороны

обыгрывался через противопоставление Х. Клинтон, у которой богатый опыт государственной службы, однако фактически она использовала власть в личных целях и не сделала ничего полезного для американцев: «За время своей карьеры она не смогла добиться ничего, кроме того, что избежала уголовной ответственности за рабочую переписку по личной почте...», «Клинтон была худшим госсекретарем в истории страны. Мир во время ее работы госсекретарем буквально развалился.» [31], «Все мы понимаем, что наши проблемы не будут решены, если мы будем надеется на тех же самых политиков, которые их создали» [28]. С другой стороны, политическая неопытность представлялась как противовес «гнилой политической системе», как возможность «принципиального обновления для Америки», как реализация долга сознательного гражданина и настоящего патриота своей страны: «Я не политик и никогда не хотел им быть, поверьте мне. Но я увидел, что страна оказалась в беде, и понял, что не могу стоять в стороне и смотреть на это. Наша страна сделала мне много добра, я люблю ее, и я понял, что должен действовать» [28].

Победитель - везунчик, достигший успеха потому, что подфартило. Данный антиобраз Трамп не компенсирует, а активно предъявляет избирателю: «Моя жизнь - она вообще про победу. Я редко проигрываю. Почти никогда».

Заповедь. В высказываниях Д. Трамп акцентирует внимание на качествах, необходимых для победы и успеха, неважно в какой сфере - политике или бизнесе: «Единственный способ разбогатеть - это реализм и предельная честность», «Самый большой успех приходит тогда, когда плывешь против течения», «Плохие времена часто дают прекрасные возможности» «Любые "хорошие времена" - всегда результат вашего упорного труда» [31].

Заключение. Таким образом, имидж Д. Трампа весьма противоречив, построен на перфомансах и противопоставлении себя другим кандидатам. Манера поведения, провокационность заявлений, использование нелицеприятных, а иногда и откровенно грубых выражений - все это привлекало внимание избирателей. Месседж Трампа включал все насущные проблемы американского общества: от социально-экономических проблем, до борьбы с нелегальными мигрантами, проблемами общественной и общенациональной безопасности. Выступления убедительны, экспрессивны, насыщены разнообразными риторическими и стилистическими приемами и, не смотря на обвинения в популизме, он нашел поддержку у тех, кто был разочарован системой.

Библиографический список

1. Абгаджава Д. А., Ананьева К. А. Формирование образа политического лидера в контексте символического конфликта // Конфликтология. 2017. Т. 12. № 3. С. 235-243.

2. Адт А. Трамп vs Байден - Политический брендинг на выборах в США // VC.RU. URL: https://vc.ru/marketing/173180-tramp-vs-bayden-politicheskiy-brending-na-vyborah-v-ssha (дата обращения 20.11.2022).

3. Американская мечта мертва, но я верну ее // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/characters/2016/02/15/629414-amerikanskaya-mechta (дата обращения 20.11.2022).

4. В США выросло количество нелегалов, задержанных на границе // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20161017/1479410264.html (дата обращения 20.11.2022).

5. Володенков С. В. Особенности виртуализации современной публичной политики // Вестник РУДН. Серия Политология. 2011. № 4. С. 68-74.

6. Володенков С. В. Технологии манипулирования общественным сознанием в интернет пространстве как инструмент политического управления // Политическая экспертиза: Политэкс. 2017. Т. 13. № 3. С. 57-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35041858 (дата обращения 20.11.2022).

7. Володенков С. В. Управление современными политическими кампаниями. М.: Издательство Московского университета, 2012. 312 с.

8. Громов А. Медийная война: чем может закончиться противостояние Дональда Трампа и СМИ // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4053449 (дата обращения 20.11.2022).

9. Давыборец Е. Н. Имидж Дональда Трампа в президентской предвыборной кампании // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2017. № 2 (41). С. 136-143.

10. Десять развитых стран с самым высоким неравенством в доходах // Эксперт. URL: https://expert.ru/2015/05/22/desyatka-razvityih-stran-s-samoj-shirokoj-propastyu-mezhdu-bednyimi-i-bogatyimi (дата обращения 20.11.2022).

11. Дьяченко И. А., Королева Т. А., Петрухина О. П. Средства манипуляции в политическом дискурсе (на материале выступлений Д. Трампа) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. №2 9. С. 212-215.

12. Ермакова С. Социальные и экономические проблемы США // FB. URL: https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/451201/sotsialnyie-i-ekonomicheskie-problemyi-ssha (дата обращения 20.11.2022).

13. Загайнов А. В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Т. 149. № 3. С. 227-240.

14. Зазыкина Е. В. Символ как составная часть имиджа политической партии // Акмеология. 2005. № 2. С. 70-76.

15. Казакова М. Н., Напалкова И. Г. Имидж главы региона как элемент имиджа территории (на примере Республики Мордовия) // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2019. № 2 (5). С. 81-104.

16. Как менялся стиль Дональда Трампа // GQ Россия. URL: https://www.gq.ru/style/kak-menyalsya-stil-donalda-trampa (дата обращения 20.11.2022).

17. Керимов А. А., Попцов Д. А. Имидж политического лидера в эпоху цифровых медиа-технологий: особенности формирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20. № 3. С. 366-370.

18. Комиссаров В. П. Конструирование имиджа политического лидера: методология и технологии // Вестник Чувашского университета. 2007. № 1. С. 211-224.

19. Кравченко О. А. Коммуникативные технологии создания имиджа современного политика // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 8 (141). С. 143-147.

20. Ленец А. В., Сергеева Д. С. Языковая манифестация коммуникативной стратегии дискредитации как способа конструирования имиджа политика в виртуальном пространстве (на материале предвыборных твитов Д. Трампа) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 52. С. 98-111.

21. Моя жизнь - это жизнь победителя: главные козыри Дональда Трампа // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3353253 (дата обращения 20.11.2022).

22. Новикова Е. В., Есмурзаева Ж. Б., Марус М. Л., Шкайдерова Т. В. Медиаобраз Д. Трампа в текстах немецких СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017 № 5 (71). Ч. 1. С. 130-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Новикова К. Е. Креативные технологии производства людей в эпоху постмодерна // Московский экономический журнал 2019. №7. С. 409-419.

24. Попова А. А. Социальные сети как инструмент формирования политического имиджа // Pro nunc. Современные политические процессы. 2018. № 2 (20). С. 82-87.

25. Почему коррупция в политической системе США стала легальной // RG.RU. URL: https://rg.ru/2016/01/27/korrupciya-site.html (дата обращения 22.11.2022).

26. Приходько О. В., Смирнова П. Е. Президентство Д. Трампа: новизна и преемственность в американской стратегии // Вестник МГИМО -Университета. 2018. № 6(63). С. 81-109.

27. Причины медленного роста ВВП США // InvestFunds. URL: https://investfunds.ru/news/21959 (дата обращения 20.11.2022).

28. Речь Дональда Трампа в Геттисберге, штат Пенсильвания (22 октября 2016 года) // ИноСМИ. URL: https://inosmi.ru/20161023/238066206.html (дата обращения 20.11.2022).

29. Селиверстова Ю. А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация // Власть. 2011. № 1. С. 71-73.

30. Сокуренко А. Госдолг США: почему он всё время растёт // Открытый журнал. URL: https://journal.open-broker.ru/economy/gosdolg-ssha-pochemu-on-vse-vremya-rastet (дата обращения 20.11.2022).

31. Так говорил Трамп: самые скандальные цитаты нового президента // М^и. URL: https://www.mk.ru/politics/2016/11/10/tak-govoril-tramp-samye-skandalnye-citaty-novogo-prezidenta.html (дата обращения 20.11.2022).

32. Трамп набрал нужные для автоматического выдвижения голоса // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/news/321367-tramp-nabral-nuzhnye-dlya-avtomaticheskogo-vydvizheniya-golosa (дата обращения 20.11.2022).

33. Трамп назвал Обаму худшим президентом в истории США // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2016/05/17/trumpvsobama (дата обращения 20.11.2022).

34. Трамп получил видеоответ на ролик с лающей Клинтон // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2016/03/18/clintonvstrump (дата обращения 20.11.2022).

35. Трамп. Величайшая история когда-либо рассказанная // Rainboway. URL: https://rainboway.info/2020/07/velichai-shaya-istoriya-kogda-libo-rasskazannaya (дата обращения 20.11.2022).

36. Хайбулина Ф. Д., Мамбетова Л. М. О некоторых составляющих «политического имиджа» современного лидера // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. № 4-1 (67). 178-184.

37. Харламова Т. В. Социальные сети как инструмент современной политической власти (на материале микроблога Д. Трампа в Твиттере) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2018. Т. 18. № 4. С. 396-402.

38. Циндрик Э. Э., Готин М. Б., Тодыков Е. С. Особенности использования медиа технологий в предвыборной кампании Трампа // Вестник науки. 2020. Т. 3. № 1 (22). С. 69-72.

39. Якоба И. А. Деконструкция дискурса Дональда Трампа (на примере его предвыборных выступлений 2016 г.) // Дискурс-Пи. 2017. № 1 (26). С. 164170.

References

1. AbgadzhavaD. A., Anan'evaK. A. Formirovanie obraza politicheskogo lidera v kontekste simvolicheskogo konflikta (Forming the image of a political leader in the context of a symbolic conflict) // Konfliktologiya. 2017. Т. 12. № 3. S. 235-243.

2. Adt A. Tramp vs Bajden - Politicheskij brending na vyborah v SShA (Trump vs Biden - Political branding in the US elections) // VC.RU. URL: https://vc.ru/marketing/173180-tramp-vs-bayden-politicheskiy-brending-na-vyborah-v-ssha (data obrashcheniya 20.11.2022).

3. Amerikanskaya mechta mertva, no ya vernu ee (The American Dream is dead, but I will bring it back) // Vedomosti. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/characters/2016/02/15/629414-amerikanskaya-mechta (data obrashcheniya 20.11.2022).

4. V SShA vyroslo kolichestvo nelegalov, zaderzhannyh na granice (The number of illegal immigrants detained at the border has increased in the USA) // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20161017/1479410264.html (data obrashcheniya 20.11.2022).

5. Volodenkov S. V. Osobennosti virtualizacii sovremennoj publichnoj politiki (Features of virtualization of modern policy in Russia) // Vestnik RUDN. Seriya Politologiya. 2011. № 4. S. 68-74.

6. Volodenkov S. V. Tekhnologii manipulirovaniya obshchestvennym soznaniem v internet prostranstve kak instrument politicheskogo upravleniya (Technology manipulation of public consciousness in the Internet space as a tool of political control) // Politicheskaya ekspertiza: Politeks. 2017. T. 13. № 3. S. 57-69. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35041858 (data obrashcheniya 20.11.2022).

7. Volodenkov S. V. Upravlenie sovremennymi politicheskimi kampaniyami (Managing modern political campaigns). M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2012. 312 s.

8. Gromov A. Medijnaya vojna: chem mozhet zakonchit'sya protivostoyanie Donal'da Trampa i SMI (Media war: how can the confrontation between Donald Trump and the media end) // TASS. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4053449 (data obrashcheniya 20.11.2022).

9. Davyborec E. N. Imidzh Donal'da Trampa v prezidentskoj predvybornoj kampanii (Donald Trump's image in his run for the presidency) // Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya. 2017. № 2 (41). S. 136-143.

10.Desyat' razvityh stran s samym vysokim neravenstvom v dohodah (Ten developed countries with the highest income inequality) // Ekspert. URL: https://expert.ru/2015/05/22/desyatka-razvityih-stran-s-samoj-shirokoj-propastyu-mezhdu-bednyimi-i-bogatyimi (data obrashcheniya 20.11.2022).

11.D'yachenko I. A., Koroleva T. A., Petruhina O. P. Sredstva manipulyacii v politicheskom diskurse (na materiale vystuplenij D. Trampa) (Means of Manipulation in Political Discourse (by the Material of D. Trump's Speeches)) // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2020. T. 13. № 9. S. 212-215.

12.Ermakova S. Social'nye i ekonomicheskie problemy SShA (Social and economic problems of the USA) // FB. URL: https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/451201/sotsialnyie-i-ekonomicheskie-problemyi-ssha (data obrashcheniya 20.11.2022).

13. Zagajnov A. V. Ponyatie imidzha politicheskogo lidera: sushchnost' i podhody k opredeleniyu (Concept and essence of definition the image of the political leader) // Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2007. T. 149. № 3. S. 227-240

14. Zazykina E. V. Simvol kak sostavnaya chast' imidzha politicheskoj partii (Symbol as an integral part of the image of a political party) // Akmeologiya. 2005. № 2. S. 70-76.

15.Kazakova M. N., Napalkova I. G. Imidzh glavy regiona kak element imidzha territorii (na primere Respubliki Mordoviya) (The image the head region as an element of the image of the territory (on the example of Republic of Mordovia)) // Gumanitarnye i politiko-pravovye issledovaniya. 2019. № 2 (5). S. 81-104.

16.Kak menyalsya stil' Donal'da Trampa (How Donald Trump's style has changed) // GQ Rossiya. URL: https://www.gq.ru/style/kak-menyalsya-stil-donalda-trampa (data obrashcheniya 20.11.2022).

17.Kerimov A. A., Popcov D. A. Imidzh politicheskogo lidera v epohu cifrovyh media-tekhnologij: osobennosti formirovaniya (Image of a political leader in the era of digital media technologies: features of formation) // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sociologiya. Politologiya. 2020. T. 20. № 3. S. 366-370.

18.Komissarov V. P. Konstruirovanie imidzha politicheskogo lidera: metodologiya i tekhnologii (Constructing the image of a political leader: methodology and technologies) // Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2007. № 1. S. 211-224.

19.Kravchenko O. A. Kommunikativnye tekhnologii sozdaniya imidzha sovremennogo politika (Communicative technologies for creating the image of a modern politician) // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 8 (141). S. 143-147.

20.Lenec A. V., Sergeeva D. S. Yazykovaya manifestaciya kommunikativnoj strategii diskreditacii kak sposoba konstruirovaniya imidzha politika v virtual'nom prostranstve (na materiale predvybornyh tvitov D. Trampa) (Language manifestation of the discrediting communicative strategy sa a way of politicial image formation in the virtual space (as exemplified in pre-election tweets by D. Trump)) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2018. № 52. S. 98-111.

21.Moya zhizn' - eto zhizn' pobeditelya: glavnye kozyri Donal'da Trampa (My life is the life of a winner: the main trump cards of Donald Trump) // TASS. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3353253 (data obrashcheniya 20.11.2022).

22.Novikova E. V., Esmurzaeva Zh. B., Marus M. L., Shkajderova T. V. Mediaobraz D. Trampa v tekstah nemeckih SMI (Donald Tramp's media image in the texts of the German mass media) // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017 № 5 (71). Ch. 1. S. 130-135.

23.Novikova K. E. Kreativnye tekhnologii proizvodstva lyudei v epohu postmoderna (Creative technologies of human production in the postmodern era) // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal 2019. №7. S. 409-419.

24.Popova A. A. Social'nye seti kak instrument formirovaniya politicheskogo imidzha (Social networks as a tool of political image formation) // Pro nunc. Sovremennye politicheskie processy. 2018. № 2 (20). S. 82-87. social

25.Pochemu korrupciya v politicheskoj sisteme SShA stala legal'noj (Why corruption in the US political system has become legal) // RG.RU. URL: https://rg.ru/2016/01/27/korrupciya-site.html (data obrashcheniya 22.11.2022).

26.Prihod'ko O. V., Smirnova P. E. Prezidentstvo D. Trampa: novizna i preemstvennost' v amerikanskoj strategii (President Trumps' strategy: continuity and new approaches) // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2018. № 6(63). S. 81-109.

27.Prichiny medlennogo rosta VVP SShA (Reasons for slow US GDP Growth) // InvestFunds. URL: https://investfunds.ru/news/21959 (data obrashcheniya 20.11.2022).

28.Rech' Donal'da Trampa v Gettisberge, shtat Pensil'vaniya (22 oktyabrya 2016 goda) (Donald Trump's speech in Gettysburg, Pennsylvania (October 22, 2016)) // InoSMI. URL: https://inosmi.ru/20161023/238066206.html (data obrashcheniya 20.11.2022).

29. Seliverstova Yu. A. Imidzh politicheskogo lidera: sozdanie, vnedrenie, aktualizaciya (The image of a political leader: creation, implementation, actualization) // Vlast'. 2011. № 1. S. 71-73.

30. Sokurenko A. Gosdolg SShA: pochemu on vsyo vremya rastyot (US national debt: why is it growing all the time) // Otkrytyj zhurnal. URL: https://journal.open-broker.ru/economy/gosdolg-ssha-pochemu-on-vse-vremya-rastet (data obrashcheniya 20.11.2022).

31. Tak govoril Tramp: samye skandal'nye citaty novogo prezidenta (This is what Trump said: the most scandalous quotes of the new president) // MKRU. URL: https://www.mk.ru/politics/2016/11/10/tak-govoril-tramp-samye-skandalnye-citaty-novogo-prezidenta.html (data obrashcheniya 20.11.2022).

32. Tramp nabral nuzhnye dlya avtomaticheskogo vydvizheniya golosa (Trump scored the votes needed for automatic nomination) // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/news/321367-tramp-nabral-nuzhnye-dlya-avtomaticheskogo-vydvizheniya-golosa (data obrashcheniya 20.11.2022).

33. Tramp nazval Obamu hudshim prezidentom v istorii SShA (Trump called Obama the worst president in the history of the United States) // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2016/05/17/trumpvsobama (data obrashcheniya 20.11.2022).

34. Tramp poluchil videootvet na rolik s layushchej Klinton (Trump received a video response to a video with a barking Clinton) // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2016/03/18/clintonvstrump (data obrashcheniya 20.11.2022).

35. Tramp. Velichajshaya istoriya kogda-libo rasskazannaya (Trump. The greatest story ever told) // Rainboway. URL: https://rainboway.info/2020/07/velichai-shaya-istoriya-kogda-libo-rasskazannaya (data obrashcheniya 20.11.2022).

36.Hajbulina F. D., Mambetova L. M. O nekotoryh sostavlyayushchih «politicheskogo imidzha» sovremennogo lidera (On some components of the "political image" of a modern leader) // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. № 4-1 (67). 178-184.

37.Harlamova T. V. Social'nye seti kak instrument sovremennoj politicheskoj vlasti (na materiale mikrobloga D. Trampa v Tvittere) (Social Media as a Tool of Modern Politics (The Case of D. Trump's Twitter)) // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. 2018. T. 18. №2 4. S. 396402.

38. Cindrik E. E., Gotin M. B., Todykov E. S. Osobennosti ispol'zovaniya media tekhnologij v predvybornoj kampanii Trampa (Features of the use of media technologies in the Trump election campaign) // Vestnik nauki. 2020. T. 3. № 1 (22). S. 69-72.

39. Yakoba I. A. Dekonstrukciya diskursa Donal'da Trampa (na primere ego predvybornyh vystuplenij 2016 g.) (Deconstruction of Donald Trump Discourse (On Example of His Pre-Election Speeches in 2016)) // Diskurs-Pi. 2017. № 1 (26). S. 164170.

Сведения об авторах:

Напалкова Ирина Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск). Область научных интересов: пространственное развитие, имидж государства, имиджевые технологии, символический капитал, прикладные исследования в области политологии, политические технологии. Автор более 200 научных и учебно-методических работ. ORCID: http://orcid/org/0000-0003-3896-1600.

Тел.: 8 (8342)248176 e-mail: zamisi@yandex.ru

Мартынов Владимир Владимирович - научный сотрудник НОЦ «Политический анализ территориальных систем» ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск). Область научных интересов: политические технологии, политическая коммуникация, Интернет-коммуникация, символический капитал. ORCID: http://orcid/org/0000-0002-4453-3621. Тел.: 8 (8342) 248176 e-mail: vladimirvmartynov@mail.ru

Information about authors

Napalkova Irina Gennadyevna is the historical science PhD, the associate professor, the associate professor of the chair of general history, political science and regional studies Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "National Research Ogarev Mordovia State University" (Saransk). Field of scientific interests: spatial development, image of the state, image technologies, symbolic capital, applied research in the field of political science, political technologies. Author of more than 200 scientific, educational and methodical works. ORCID: http://orcid/org/ 0000-0003-3896-1600/ Tel.: 8 (8342) 248176 e-mail: zamisi@yandex.ru

Martynov Vladimir Vladimirovich researcher at the REC "Political Analysis of Territorial Systems" of the Ogarev National Research Mordovian State University (Saransk). Research interests: political technologies, political communication, Internet communication, symbolic capital. ORCID: http://orcid/org/0000-0002-4453-3621. Tel.: 8 (8342) 248176 e-mail: vladimirvmartynov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.