Е.С. Шевченко
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ Д. ТРАМПОМ: ВЫБОР
ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Аннотация
Показаны основные направления, проблемы и результаты проводимой внутренней и внешней политики в период президентства Д. Трампа, представлено рассмотрение политических шагов действующего президента США с точки зрения обеспечения эффективности и стабильности американской политической системы. Выявлены идеологические детерминанты выбранного и реализуемого политического курса. Сформулированы нарративные особенности формирования политической повестки, концентрирующейся в рамках преимущественно следующих концептов актуального политического дискурса: экономически эффективные проекты, цифровая экономика, международные отношения (деятельность в рамках международных организаций, участие в соглашениях и договоренностях международного уровня), вопросы кибербезо-пасности, медийность и публичность политического образа. Охарактеризован методологический инструментарий принятия политико-управленческих решений Д. Трампом в соответствии с категориями понятийно-смыслового ядра заявленного политического дискурса, оценен кумулятивный эффект реализации принимаемых решений на формирование ценностно-мировоззренческих установок американского экспертного сообщества. Проанализированы ценностные основания выбора государственной экономической стратегии Д. Трам-
E. Shevchenko
CONCEPTUAL BASES OF FORMATION AND REALIZATION OF POLITICAL AGENDA BY D. TRUMP: THE CHOICE OF DECISION-MAKING
TOOL
Abstract
The main directions, problems and results of pursued domestic and foreign policy in period of the presidency of D. Trump are showed, consideration of political steps of current President of the USA in terms of ensuring the efficiency and stability of american political system is presented. Ideological determinants of chosen and realized political course are identified. Narrative features of formation of political agenda are formulated, which concentrated mainly within the following concepts of current political discourse: economically effective projects, digital economy, foreign relations (activity within international organizations, participation in international agreements and arrangements), cyber-security questions, media and publicity of political image. Methodological tool of political and administrative decision-making by D. Trump in accordance with categories of conceptual and semantic core of the declared political discourse is characterized, cumulative effect of realization of accepted decisions on the formation of values and worldviews of american expert community is estimated. Value basis of choice of national economic strategy by D. Trump and models for its implementation using the attribute of macroeconomic policy is analyzed. Characteristic features and methods of media design of american president are considered, as well as the main tool, by which image of his political
пом и модели ее осуществления с использованием атрибутики макроэкономической политики. Рассмотрены характерные черты и способы конструирования медийности американского президента, а также основные инструменты, при помощи которых поддерживается утвержденный в массовом общественном сознании образ его политической фигуры. Сделан вывод относительно вектора конструирования в будущем президентской деятельности Д. Трампа во внутри- и внешнеполитическом поле.
figure approved in the mass public consciousness is supported. Conclusion about the vector of design in the future of president D. Trump's activity in domestic and foreign policy field is formulated.
Ключевые слова:
США, Д. Трамп, политическая повестка, политический дискурс, цифровая экономика, кибербезопасность, медийность.
Key words:
USA, D. Trump, political agenda, political discourse, digital economy, cybersecu-rity, media.
Продолжая оставаться влиятельным политическом игроком в сфере международных отношений, формулируя и предлагая сценарии целеполага-ния и целедостижения в рамках глобального управления, эффективные способы решения актуальных государственных задач, успешные модели государственного и политического управления, оперируя арсеналом проверенных ресурсов и продуктами политического опыта, США формируют и поддерживают определенную политическую повестку, в которой не только проецируются субстанциональные особенности либерально-демократической идеологии, но также проявляются индивидуальные характеристики представителей президентского модуля, занимающего достойную позицию в структуре политико-властных отношений. Политика Д. Трампа, одержавшего одну из самых громких побед на президентских выборах в США и сумевшего грамотно с политической точки зрения обойти Х. Клинтон, не располагая при этом поддержкой политических элит, имеет отличительные особенности и вносит свои коррективы в конструирование внутри- и внешнеполитического дискурса, в процесс принятия и реализации политико-управленческих решений, в формирование и восприятие политического имиджа.
Несмотря на неоднократные попытки американского истеблишмента с момента инаугурации сформулировать и привести в действие адекватный реалиям механизм дестабилизации и делигитимации действующего президента США, базирующийся на установках общественности относительно влияния российской стороны на исход электорального процесса, отсутствия согласованной позиции между президентом и Конгрессом, неконституцион-
ности статуса президента, его приверженности политике постправды, несистемности и т.д., на что продолжают указывать западные источники, американский лидер остается ярым приверженцем идеи America First и сторонником модели «имперского президентства», начало становления которого исследователи традиционно относят к правлению Т. Рузвельта [11, p. 48].
Вопреки приверженности большинства американских президентов атрибутам и ценностям либеральной демократии (что особенно было характерно для периода Дж. Картера и Б. Клинтона), Д. Трамп еще в своей предвыборной программе заявил об ужесточении миграционного законодательства, системном рассмотрении некоторых уроков внутренней и внешней политики бывшего президента США и сворачивании конфронтационного курса с Москвой. При этом, об ориентации президента несколько вправо свидетельствует не только внутриполитическая ситуация, но и направленность внешней политики: резкое ухудшение отношений и открытое противостояние с Северной Кореей, идея строительства защитных сооружений на мексиканской границе, выход из ядерной сделки с Ираном. Вместе с тем, экспансионистские устремления Д. Трампа нельзя безоговорочно отнести к проявлениям авторитаризма и консервативного популизма - однозначный ответ касательно политико-идеологической направленности принимаемых решений отсутствует, при этом налицо политический рационализм и общественно-экономический прагматизм декларируемых и реализуемых лозунгов.
Неотъемлемыми чертами «трампизма» также являются нацеленность на участие в экономически эффективных с финансовой точки зрения разработках, позволяющих в той или иной мере способствовать стабилизации экономики и, соответственно, уход из ресурсоемких и экономически невыгодных проектов. В первом случае следует упомянуть об инвестировании в такие «прорывные» концепции, как Hyperloop Илона Маска, с привлечением частных инвесторов; использование ресурсов и потенциала бизнес-элит в реализации инфраструктурных проектов в рамках государственно-частного партнерства; обновление научно-исследовательской базы в энергетической сфере - в том числе активизация строительства Keystone XL и Dakota Access. В данном контексте необходимо отметить такие успешные относительно экономической целесообразности политические шаги Д. Трампа, как снижение налоговой ставки при репатриации средств крупных американских корпораций и частных организаций из-за рубежа, поэтапное максимальное снижение ставки налога на коммерческую деятельность, отмена существующих
ограничений на разработку и использование основных энергоносителей. Во втором случае стоит указать на готовность и стремление (несмотря на жестко негативную оценку данного решения со стороны демократов, государственных служащих высшего управленческого звена, сотрудников спецслужб и представителей медиа [15, р. 12]) выстраивать конструктивный диалог с Россией, основанный на компромиссных заключениях и договоренностях в рамках двустороннего взаимодействия и сотрудничества, очередным подтверждением чего служит недавний саммит в Хельсинки [4]. В конечном итоге эффективность государства зависит не столько от способности к инвестированию, сколько от способности инвестировать эффективно [21, р. 7]. В целом указанный тренд отвечает позиционированию США как центра финансового управления мировой экономикой и лидера в области производства технологических инноваций [7, р. 23].
Не менее важная особенность протекционистского крена экономической политики Д. Трампа - стремление инвестировать в развитие цифровых технологий и формирование новых высокотехнологичных производств, являющиеся залогом успешности и роста американской экономики, что продиктовано, в частности, опасением Администрации Д. Трампа потерять мировое технологическое лидерство и контроль над созданием и распространением аддитивных технологий, по словам торгового представителя США Р. Лайтхайзера [24]. Прежде всего, президент опасается утечки информации по поводу будущих американских разработок в сфере 1Т-индустрии, робототехники, медицины, к которой получен доступ со стороны китайских граждан - прежде всего, китайских военных, исследователей и студентов [25, р. 5-6]. Сотрудники Белого дома уверены, что значительная доля промышленного шпионажа совершается китайскими коллегами посредством кибервзло-мов и атак 1Т-систем, поэтому считают необходимым сформулировать критерии давления и применения штрафных санкций в отношении злоумышленников [5]. Подобные обвинения высказывались президентом и в адрес мексиканских корпораций, которым удалось перенести ведущие американские предприятия на мексиканскую территорию и наладить инновационное производство, что также побудило американскую сторону к точечным действиям в направлении экономического изоляционизма [10, р. 7]. В 2016 году в американской экономике на сектор, включающий сетевую инфраструктуру, электронную коммерцию и цифровые медиа, пришлось 1,2 трлн. долларов, или 6,5% ВВП США - результаты, которые позволяют американцам сегодня
занимать лидирующие позиции в процессе создания и использования продуктов цифровой экономики, на чем не раз делал акцент в своих выступлениях действующий президент [19].
В рамках приобщения к регулированию глобальной экономики и участия США в международных договоренностях и соглашениях американский лидер также рассуждает и действует как опытный бенефициар, четко просчитывающий и усматривающий экономическую выгоду - Д. Трамп неоднократно подчеркивал экономическую несостоятельность Транстихоокеанского партнерства (Trans-Pacific Partnership), Североамериканского соглашения о свободной торговле, НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA), Парижского соглашения (Paris Agreement) [8, p. 71-72]. Суть первых двух заключается в формировании максимально возможных гибких и лояльных условий для поддержания сотрудничества стран-участниц в вопросах экономики и торговли; создании зоны для свободного движения капиталов, товаров, услуг, технологий, предполагающей одновременно выгодные условия для всех участников; обеспечении равноправного участия в межрегиональном экономическом взаимодействии и ослаблении таможенных барьеров и ограничений - нарративы, противоречащие заявленным и пропагандируемым тезисам экономической политики Д. Трампа относительно создания и поддержания серьезных преференций и экономических бонусов для американских фирм. Участие в Парижском соглашении, одной из целей которого является уменьшение негативных последствий с точки зрения воздействия на экологию добычи и использования углеводородов, также идет вразрез с заявленной экономической стратегией Д. Трампа максимизировать прибыль от эксплуатации, прежде всего, нефти и газа. Несмотря на многочисленные негативные оценки проводимого курса со стороны политических оппонентов в целом результаты президентского реформирования американской экономики носят позитивный характер по ряду показателей.
Если анализировать внешнеэкономическую парадигму Д. Трампа, то для нее характерен пересмотр участия США в мировом экономическом процессе и в деятельности таких международных экономических организаций, как Всемирный банк и Международный валютный фонд, в сторону продуцирования консервативных стратегий и следования национальным интересам в сфере международной торговли и экономики в противовес поддержанию заявленной тенденции экспорта американского капитала и содействию тесному межгосударственному экономическому сотрудничеству [9, p. 5-15]. На
смену неолиберальному курсу в экономике, который в принципе является традиционным для американской политической системы, с приходом Д. Трампа утвердился курс, ориентированный на поддержание принципов мягкого кейнсианства и, по сути, частичное участие государства в регулировании национальной экономики, проявляющееся в формировании барьеров для иностранных бизнес-субъектов, формулировании методологии протекционизма, использовании различных инструментов с целью повышения конкурентоспособности национального продукта [29,p. 18-19].
Позиция Д. Трампа по поводу характера участия и деятельности США в рамках таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, G20 также складывается не в пользу последних [1]. Активно примеряя на себя роль ведущего актора международных отношений, задающего ключевые критерии регулирования важнейших процессов глобального масштаба, США заявили о сокращении финансирования структурных органов ООН и выходе из Совета ООН по правам человека, приостановили переговорный процесс по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (Transatlantic Trade and Investment Partnership), заблокировали принятие некоторых поправок в регламентирующие документы «Группы двадцати» [3, p. 22]. Подобные меры, существенно корректирующие или даже переформатирующие саму концепцию деятельности международных организаций, обусловлены имманентной установкой американского лидера максимально обеспечить реализацию национальных интересов США во внешнеполитическом поле и свести на «нет» возможные риски и угрозы глобализационных и интеграционных процессов, способных дестабилизировать американскую экономическую систему. Вместо многосторонних сделок Д. Трамп делает акцент на преимуществах отношений двустороннего формата, способных более точно отразить позицию государства по тому или иному вопросу и более эффективно скоординировать работу по решению поставленных задач. В ряде иностранных СМИ также отражена негативная оценка Д. Трампом деятельности Североатлантического Альянса, связанная с чрезмерным финансированием организации американской стороной и нерелевантным участием в данном вопросе других государств [28]. По мнению президента, следует пересмотреть изначальные цели создания данной организации, а также обратить внимание на структуру и состав альянса [18, p. 23]. Низко оценивает Д. Трамп и результаты работы Евросоюза, аргументируя это наличием в структуре валютных манипуляций и неэффективностью «брюссельской бюрократии» [6, p. 39].
Избранная главой Белого дома внешнеполитическая стратегия базируется на признании необходимости отойти от участия в долгосрочных и финансово неперспективных военно-политических и дипломатических предприятиях, одновременно предполагающих поддержание США статуса сверхдержавы и направление существенных средств из федерального бюджета на их реализацию. Данная тенденция проявляется, в частности, в отсутствии конструктивных предложений со стороны американских экспертов по урегулированию, в частности, арабо-израильского, палестино-израильского, армяно-азербайджанского конфликтов, а также в стремлении выйти из поддержания политической стабильности Афганистана, Ирака, Сирии [2, р. 9]. В целом выбранный Д. Трампом вектор внешнеполитического развития имеет целью переформулировать характер участия США в международных процессах и решении проблем глобального управления в сторону концентрации внимания на вопросах реализации приоритетов внутригосударственного устройства и поддержания национальных ценностей в рамках социально-политической и экономической сфер наднационального уровня, при этом в случае отсутствия оптимально согласованной позиции по тому или иному вопросу между государствами, равнозначно учитывающей их интересы и цели, американским политическим руководством делается выбор в пользу приостановления выстраивания диалога вплоть до отмены существующих договоренностей [14]. Здесь, в частности, идет речь о наметившейся напряженности в отношениях с Саудовской Аравией, Ираном и КНР [27, р. 2]. Вместе с тем, одна из ключевых целей на данный момент проводимой внешней политики США - ликвидация итогов президентства Б. Обамы в части обоснования инклюзивности участия в транснациональном управлении и необходимости повышения транспарентности и прозрачности государственного управления, что также является поводом для дискуссий в научных кругах и предметом анализа некоторых научных исследований, авторы которых утверждают о невозможности реализации основополагающих ценностей представительной демократии в контексте метауправления [23].
Довольно обоснованную позицию занимает Д. Трамп касательно вопросов кибербезопасности и атак в киберпространстве, характеризующихся преимущественно несанкционированным доступом к информации и повреждением контента. В рамках научного сообщества подготовлено немало работ на обозначенную тему, авторы которых анализируют проблему, используя различные подходы и методологию: характеризуя архитектурные особенно-
сти конструирования глобальной сети, определяя эксплуатационные и технические характеристики и возможности web-пространства, описывая методы совершения финансовых киберпреступлений [17], выявляя модели использования диджитал-инструментов в рамках избирательных кампаний [16]. Еще в начале своего президентства Д. Трамп указал на важность формирования комплексных и агрегированных мер, направленных на повышение уровня национальной безопасности и эффективности работы американских служб по упреждению и ликвидации киберугроз. Президент подчеркнул, что больший объем ответственности должен возлагаться на руководителей агентств и ведомств в заботе о кибербезопасности в пределах занимаемых в структурах должностей. Кроме того, по словам президента, существует необходимость исполнения обязательств руководителей организаций как в государственном, так и в частном секторах по принятию строгих мер с целью предотвращения нарушений безопасности в рамках соответствующих учреждений [30]. Невзирая на политически ангажированные заверения некоторых конгрессменов и бывших специалистов по кибербезопасности, критикующих избранный президентом курс, по поводу отсутствия на данный момент четко обозначенной программы в области национальной безопасности США, Администрации президента, по мнению экспертов, все же удается привлекать злоумышленников к ответственности, осуществлять постоянный мониторинг состояния web-ресурсов органов государственной власти, а также оперативно вносить коррективы в действующее законодательство с целью лучшей защиты конфиденциальных данных и повышения мощности применяемых киберинструментов.
Несмотря на обоснованность и адекватность занимаемой позиции в отношении вопросов обеспечения кибербезопасности и борьбы с кибератака-ми, Д. Трамп является весьма активным пользователем Twitter, Facebook, Instagram и, судя по количеству публикуемых записей, не собирается отказываться от использования Social Media как выгодного и доступного способа общения со своей целевой аудиторией. В одном из своих интервью Д. Трамп очень высоко оценил роль социальных сетей в своей победе на выборах, отметив, что данная форма коммуникации предоставляет гораздо больше возможностей, чем финансовые ресурсы [20]. Более того, лидер США считает социальные сети единственным способом, позволяющим рассказать общественности правду [12]. По его мнению, американские СМИ открыто демонстрируют подачу недостоверного контента и сфальсифицированных публи-
каций, при этом максимально негативно президент оценивает работу таких американских медиа, как CNN, Fox News и MSNBC. В своем Twitter Д. Трамп не только размещает чисто информационные посты, но и публикует видео и активно делает ретвиты, что в данном смысле подтверждает эффективность применения digital-маркетинга, SMM и таргетинга в рамках Public Policy для обеспечения принципа обратной связи. В большинстве случаев, акцентируя внимание на проблемных вопросах и используя свою привычную и уже понятную для подписчиков риторику «штамповости» и бескомпромиссности, Д. Трампу удается формировать общественное мнение в соответствии со своими личными установками, предлагая понятные для американского общества критерии оценки общественно-политической реальности. С одной стороны, это отчасти является причиной популярности и успешности Д. Трампа как медийной личности - его аккаунт в Twitter читают более 53 млн. пользователей (для сравнения: аккаунт Х. Клинтон читают около 23 млн. человек). С другой стороны, излишне эмоциональные посты, содержащие крайне категорические формулировки, служат очередным поводом для критики со стороны политических противников.
Большинство американских медийных изданий содержит негативную оценку политических шагов Д. Трампа и критику провозглашаемых им лозунгов и устремлений. В основном это связано с переформатированием заявленной бывшим президентом США проблематики общественно-политического спектра, согласие с которой выражало подавляющее большинство американцев, и четко препарируемой пророссийской ориентацией, на чем как раз-таки цементируются порицание и апофатизм, которыми наполнены новостные ленты ведущих американских СМИ в отношении действующего президента. В свою очередь, Д. Трамп неоднократно обвинял прессу в распространении «фейковых новостей» и некачественных информационных материалов [13]. Недоброжелательность со стороны авторитетных американских медиа глава Белого дома компенсирует периодическим появлением в некоторых популярных шоу и телепередачах (не единожды Д. Трамп появлялся на различных мероприятиях в студии NBC), будучи апологетом культуры массовой демократии и деконструкционализма.
Еще одна не менее важная характерная черта медийности и паблисити действующего президента США, позволяющая ему задавать контуры общественно-политического пространства, изменять социальную действительность и воздействовать на коллективное сознание американских граждан, -
его стремление закрепить за собой образ самодовольного публичного политика, экспонирующего циничность, успешность, уверенность в себе и собственной правоте, нередко переходящую в тенденциозность и безальтерна-тивность. В беседах, интервью и выступлениях Д. Трамп отличается искро-метностью, способностью удерживать паритет с собеседником и отражать любые вербальные атаки, адаптивностью, умением балансировать под действием меняющихся обстоятельств. Несмотря на то, что выбранный президентом коммуникативный стиль довольно часто подлежит осуждению, как правило, компетентными журналистами и публицистами, обвиняющими его в неумении правильно обращаться с фактами, незнании конститутивных событий политической жизни США, антиамериканизме и неуважении к американским ценностям, Д. Трамп продолжает оставаться в центре внимания не только на внутриполитической, но и внешнеполитической авансцене [26].
На формирование актуальных и приоритетных направлений во внутри-и внешнеполитическом фокусе, возможностей общественно-политической системы к саморефлексии, критериев интериоризации и оценки создаваемой повестки оказывает влияние не только совокупность объективно обусловленных и продиктованных американской политической традицией факторов, но и дискурсивные особенности, объем политико-властных полномочий и специфика реализации управленческих функций политическим руководством США. Очевидно, сильной стороной действующего президента Д. Трампа можно назвать его стабильную ставку на политический брендинг и бенчмаркинг, отличительными особенностями которых являются медийность, открытость общественности, рамочность и экспрессивность риторики. В свою очередь, это накладывает отпечаток на выбор инструментов и механизмов принятия решений, применение которых, в свою очередь, тем или иным образом конвертирует направленность реализуемого политического курса. Несмотря на наличие ряда очевидных конкурентных преимуществ американского президента, его позиции серьезно ослабляет мощный информационный прессинг и разумная критика со стороны авторитетных и влиятельных политиков и экспертов [22]. Стоит отметить, что за относительно недолгий период пребывания на посту президента Д. Трампу удалось сформировать и успешно применить на практике навыки политического оппонирования - данное обстоятельство способствует стабилизации его политического статуса и закреплению в рамках действующего политического режима. Скорее всего, в дальнейшем ситуация также продолжит развиваться в пользу утверждения принципов мягкой авто-
кратии как во внутри-, так и во внешнеполитическом поле - все зависит от того, удастся ли действующей Администрации добиться республиканского большинства и ослабить позиции Демократической партии на предстоящих выборах в Конгресс в ноябре этого года.
Литература
1. «Доктрина выхода»: почему США планомерно отказываются от участия в работе международных организаций // RT на русском. 21 июня 2018. URL: https://russian.rt.com/world/article/526365-ssha-vyhod-organizatsyi (дата обращения: 04.03.2018).
2. Безруков А.О., Ребро О.И., Сушенцов А.А. Дональд Трамп: профессиональный профиль нового президента США / Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». 2017.
3. Ваутерс Я., Керкховен С.В. Сотрудничество для обеспечения экономического роста и безопасности // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. №3.
4. Встреча Путина и Трампа в Хельсинки - первый шаг к нормализации отношений // ТАСС. 17 июля 2018. URL: http://tass.ru/politika/5379674 (дата обращения: 05.08.2018).
5. Диалог через силу: как США используют визовую политику для давления на Китай // RT на русском. 31 мая 2018. URL: https://russian.rt.com/world/article/518331-kitay-visa-tramp-avtorskoe-pravo (дата обращения: 05.08.2018).
6. Ларионова М.В., Сахаров А.Г., Шелепов А.В., Рахмангулов М.Р. Внешняя политика Трампа и многосторонние институты коллективного управления // Экономическое развитие России. 2017. Т. 24. №4.
7. Межуев Б.В. Харизматическая личность в эпоху Дональда Трампа // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. № 10(6).
8. Сахаров А.Г. Изменения климатической политики США и повестка дня Арктического совета // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. №1.
9. Супян В.Б. Экономическая политика Д. Трампа: новые подходы или повторение пройденного? // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 5(581).
10. Яковлев П.П. «Фактор Трампа» и меняющийся облик глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. №7.
11. Якунин В.И., Молчаков Н.Ю. Феномен Трампа и американская система разделения властей // Вестник МГИМО-Университета. 2018. №1(58).
12. @realDonaldTrump // Donald J. Trump. URL: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/940930017365778432 (дата обращения: 04.06.2018).
13. @realDonaldTrump // Donald J. Trump. URL: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/1020425741664751616 (дата обращения: 04.06.2018).
14. A Speech That Smashed Political Orthodoxy // The American Conservative. January 2018. URL: http://www.theamericanconservative.com/articles/a-speech-that-smashed-political-orthodoxy/ (дата обращения: 04.08.2018).
15. Brands H. The Unexceptional Superpower: American Grand Strategy in the Age of Trump // Survival: Global Politics and Strategy. 2017. Vol. 59. No. 6.
16. Charles Stewart III. Waiting to Vote in 2012 // Journal of Law and Politics, Forthcoming. MIT Political Science Department. Research Paper. 2013. No. 6.
17. Choucri N., Jackson C. Perspectives on Cybersecurity: A Collaborative Study // MIT Political Science Department. Research Paper. 2016. No. 2.
18. Deudney D., Ikenberry G.J. Liberal World: The Resilient Order // Foreign Affairs. 2018. Vol. 97. No. 4.
19. Digital Economy Has Been Growing at Triple the Pace of U.S. GDP // Bloomberg. March 2018. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-03-15/digital-economy-has-been-growing-at-triple-the-pace-of-u-s-gdp (дата обращения 05.06.2018).
20. Donald Trump's «60 Minutes» interview proves he believes he was right about everything // The Washington Post. November 2016. URL: https://www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2016/11/14/donald-trumps-first-tv-interview-since-getting-elected-president-shows-hes-not-going-to-change-much/?noredirect=on (дата обращения 05.06.2018).
21. Evans P., Huber E., Stephens J.D. The Political Foundations of State Effectiveness // Watson Institute for International Studies. Research Paper No. 2015-24. 36 p.
22. Michaels J.D. «Trump and the «Deep State»: The Government Strikes Back» // Foreign Affairs. 2017. Vol. 96. No. 5.
23. Schleifer P., Fiorini M., Auld G. Transparency in Transnational Sustainability Governance: A Multivariate Analysis of Regulatory Standard-Setting Programs // Robert Schuman Centre for Advanced Studies. Research Paper No. RSCAS 2017/16.
24. Statement By U.S. Trade Representative Robert Lighthizer on Section 301 Action // Office of the United States Trade Representative. July 2018. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2018/july/statement-us-trade-representative (дата обращения 05.06.2018).
25. Steinfeld E. Teams of Rivals: China, the U.S., and the Race to Develop Technologies for a Sustainable Energy Future // Watson Institute for International Studies. Research Paper. 2015. No. 26.
26. The Observer view on Donald Trump // The Guardian. January 2018. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/jan/14/observer-view-on-donald-trump (дата обращения 05.06.2018).
27. Trachtman J.P. U.S.-Chinese Trade: Interface and Lawfare // Robert Schuman Centre for Advanced Studies. Research Paper No. RSCAS 2017/11.
28. U.S. assessing cost of keeping troops in Germany as Trump battles with Europe // The Washington Post. June 2018. URL: https://www.washingtonpost.com/world/national-security/us-assessing-cost-of-keeping-troops-in-germany-as-trump-battles-with-europe/2018/06/29/94689094-ca9f-490c-b3be-b135970de3fc_story.html?noredirect=on&utm_term=.8ee2f81a613d (дата обращения: 05.06.2018).
29. VanGrasstek C. Washington Slept Here: How Donald Trump Caught the Politicians Napping on Trade // Robert Schuman Centre for Advanced Studies. Research Paper No. RSCAS 2017. №2.
30. What President Donald Trump Means For Cybersecurity // Forbes. March 2017. URL: https://www.forbes.com/sites/haroldstark/2017/03/14/what-president-donald-trump-means-for-cybersecurity/#34f930c686bb (дата обращения 25.06.2018).
References
1. «Doktrina vyhoda»: pochemu SSHA planomerno otkazyvayutsya ot uchastiya v ra-bote mezhdunarodnyh organizacij // RT na russkom. 21 iyunya 2018. URL: https://russian.rt.com/world/article/526365-ssha-vyhod-organizatsyi (data obrashcheniya: 04.03.2018).
2. Bezrukov A.O., Rebro O.I., Sushencov A.A. Donal'd Tramp: professional'-nyj profil' novogo prezidenta SSHA / Doklad Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj». 2017.
3. Vauters YA., Kerkkhoven S.V. Sotrudnichestvo dlya obespecheniya ehko-nomicheskogo rosta i bezopasnosti // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaya ehkonomika. 2017. T. 12. №3.
4. Vstrecha Putina i Trampa v Hel'sinki - pervyj shag k normalizacii otno-shenij // TASS. 17 iyulya 2018. URL: http://tass.ru/politika/5379674 (data obrashcheniya: 05.08.2018).
5. Dialog cherez silu: kak SSHA ispol'zuyut vizovuyu politiku dlya davleniya na Kitaj // RT na russkom. 31 maya 2018. URL: https://russian.rt.com/world/article/518331-kitay-visa-tramp-avtorskoe-pravo (data obrashcheniya: 05.08.2018).
6. Larionova M.V., Saharov A.G., SHelepov A.V., Rahmangulov M.R. Vneshnyaya po-litika Trampa i mnogostoronnie instituty kollektivnogo upravleniya // EHkonomiche-skoe razvitie Rossii. 2017. T. 24. №4.
7. Mezhuev B.V. Harizmaticheskaya lichnost' v ehpohu Donal'da Trampa // Kontury global'nyh transformacij: politika, ehkonomika, pravo. 2017. № 10(6).
8. Saharov A.G. Izmeneniya klimaticheskoj politiki SSHA i povestka dnya Arkti-cheskogo soveta // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaya ehkonomika. 2018. T. 13. №1.
9. Supyan V.B. EHkonomicheskaya politika D. Trampa: novye podhody ili povtore-nie projdennogo? // SSHA i Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2018. № 5(581).
10. YAkovlev P.P. «Faktor Trampa» i menyayushchijsya oblik globalizacii // Miro-vaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2017. T. 61. №7.
11. YAkunin V.I., Molchakov N.YU. Fenomen Trampa i amerikanskaya sistema raz-deleniya vlastej // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2018. №1(58).
12. @realDonaldTrump // Donald J. Trump. URL: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/940930017365778432 (data obrashcheniya: 04.06.2018).
13. @realDonaldTrump // Donald J. Trump. URL: https://twitter.com/realDonaldTrump/status/1020425741664751616 (data obrashcheniya: 04.06.2018).
14. A Speech That Smashed Political Orthodoxy // The American Conservative. January 2018. URL: http://www.theamericanconservative.com/articles/a-speech-that-smashed-political-orthodoxy/ (data obrashcheniya: 04.08.2018).
15. Brands H. The Unexceptional Superpower: American Grand Strategy in the Age of Trump // Survival: Global Politics and Strategy. 2017. Vol. 59. No. 6.
16. Charles Stewart III. Waiting to Vote in 2012 // Journal of Law and Politics, Forthcoming. MIT Political Science Department. Research Paper. 2013. No. 6.
17. Choucri N., Jackson C. Perspectives on Cybersecurity: A Collaborative Study // MIT Political Science Department. Research Paper. 2016. No. 2.
18. Deudney D., Ikenberry G.J. Liberal World: The Resilient Order // Foreign Affairs. 2018. Vol. 97. No. 4.
19. Digital Economy Has Been Growing at Triple the Pace of U.S. GDP // Bloomberg. March 2018. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-03-15/digital-economy-has-been-growing-at-triple-the-pace-of-u-s-gdp (data obrashcheniya 05.06.2018).
20. Donald Trump's «60 Minutes» interview proves he believes he was right about everything // The Washington Post. November 2016. URL: https://www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2016/11/14/donald-trumps-first-tv-interview-since-getting-elected-president-shows-hes-not-going-to-change-much/?noredirect=on (data obrashcheniya 05.06.2018).
21. Evans P., Huber E., Stephens J.D. The Political Foundations of State Effectiveness // Watson Institute for International Studies. Research Paper No. 2015-24. 36 p.
22. Michaels J.D. «Trump and the «Deep State»: The Government Strikes Back» // Foreign Affairs. 2017. Vol. 96. No. 5.
23. Schleifer P., Fiorini M., Auld G. Transparency in Transnational Sustainability Governance: A Multivariate Analysis of Regulatory Standard-Setting Programs // Robert Schuman Centre for Advanced Studies. Research Paper No. RSCAS 2017/16.
24. Statement By U.S. Trade Representative Robert Lighthizer on Section 301 Action // Office of the United States Trade Representative. July 2018. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2018/july/statement-us-trade-representative (data obrashcheniya 05.06.2018).
25. Steinfeld E. Teams of Rivals: China, the U.S., and the Race to Develop Technologies for a Sustainable Energy Future // Watson Institute for International Studies. Research Paper. 2015. No. 26.
26. The Observer view on Donald Trump // The Guardian. January 2018. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/jan/14/observer-view-on-donald-trump (data obrashcheniya 05.06.2018).
27. Trachtman J.P. U.S.-Chinese Trade: Interface and Lawfare // Robert Schuman Centre for Advanced Studies. Research Paper No. RSCAS 2017/11.
28. U.S. assessing cost of keeping troops in Germany as Trump battles with Europe // The Washington Post. June 2018. URL: https://www.washingtonpost.com/world/national-security/us-assessing-cost-of-keeping-troops-in-germany-as-trump-battles-with-europe/2018/06/29/94689094-ca9f-490c-b3be-b135970de3fc_story.html?noredirect=on&utm_term=.8ee2f81a613d (data obrashcheniya: 05.06.2018).
29. VanGrasstek C. Washington Slept Here: How Donald Trump Caught the Politicians Napping on Trade // Robert Schuman Centre for Advanced Studies. Research Paper No. RSCAS 2017. №2.
30. What President Donald Trump Means For Cybersecurity // Forbes. March 2017. URL: https://www.forbes.com/sites/haroldstark/2017/03/14/what-president-donald-trump-means-for-cybersecurity/#34f930c686bb (data obrashcheniya 25.06.2018).