Научная статья на тему 'Специфика и структура подготовки кадров среднего профессионального образования для сферы обслуживания'

Специфика и структура подготовки кадров среднего профессионального образования для сферы обслуживания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Е. Г.

В данной статье отражены особенности и структура подготовки кадров среднего профессионального образования в области сферы обслуживания. Рассмотрены некоторые аспекты совершенствования подготовки данных специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author describes the concept and structure of personnel training in secondary professional education for the services sector. Specifically, the study analyzes the practical aspect of training development and the new market demands in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Специфика и структура подготовки кадров среднего профессионального образования для сферы обслуживания»

УДК 331.5:338.46

специфика и структура подготовки КАДРОВ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Е.Г. Смирнова, методист,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

The author describes the concept and structure of personnel training in secondary professional education for the services sector. Specifically, the study analyzes the practical aspect of training development and the new market demands in the Russian Federation.

В данной статье отражены особенности и структура подготовки кадров среднего профессионального образования в области сферы обслуживания. Рассмотрены некоторые аспекты совершенствования подготовки данных специалистов

Ключевые слова: сфера обслуживания, среднее профессиональное образование, востребованность специалистов, рынок труда.

Социально-экономические особенности современного этапа развития России предъявляют высокие требования к качеству профессиональной подготовки кадров. В настоящее время в структуре занятости преобладают работники со средним профессиональным образованием. Анализ численности экономически активного населения по уровню образования показывал, что в 2006 году 25% населения имели среднее профессиональное образование. Рост востребованности специалистов среднего профессионального образования обусловлен внедрением в современное производство и управление наукоемких, автоматизированных и информационных технологий. В условиях развития инновационной экономики России активно развивается и рынок труда в сфере обслуживания. По данным анкетирования руководителей (владельцев) объектов бытового обслуживания населения на 1 июля 2006 года среди проблем, с которыми они сталкивались в своей работе, 16,1% опрошенных называют нехватку квалифицированных кадров. Закономерностью развития нашего общества является превращение сферы услуг в доминирующий сектор национальной экономики.

Сфера сервиса охватывает практически все направления человеческой деятельности. Она представляет собой особый вид профес-

сиональной деятельности по оказанию услуг потребителям и организациям, направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, рациональное использование свободного времени и непосредственно на удовлетворение нужд домашнего хозяйства, семьи и личности.

Специалист со средним профессиональным образованием в области сферы обслуживания должен понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Основными функциями специалистов среднего профессионального образования для сферы обслуживания являются организация удовлетворения потребностей населения в услугах; высокоэффективное обслуживание потребителей услуг, осуществление технического и технологического процессов оказания услуг. Непосредственный личный контакт работника сферы обслуживания и потребителя определяет ведущую роль квалификации и профессионального мастерства непосредственных исполнителей процесса оказания услуг.

Рост объемов реализации платных услуг населению, введение новых видов услуг и форм обслуживания населения, применение новых технологий при оказании услуг, повышение требований к качеству обслуживания посто-

янно увеличивают потребность в специалистах со средним профессиональным образованием. В процессе оказания услуг все активнее применяются новейшие достижения науки и техники, компьютерные технологии. Стремительное развитие и усложнение бытовой техники влечет за собой необходимость ее установки, ремонта и обслуживания. Информационнокоммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью общественной жизни. Сочетание всех указанных факторов требует от работников сферы обслуживания высокого уровня фундаментальных знаний, хорошей практической подготовки и умения работать с информацией в различных областях.

Специфика сферы обслуживания определяет особенности подготовки специалистов для нее: в первую очередь, это изучение профессиональных основ сервисной деятельности, потребностей людей, социологии, психологии, этики, правового обеспечения профессиональной деятельности.

В связи с повышением роли сервиса в жизни общества, особенностями и спецификой профессиональной деятельности в сфере обслуживания увеличивается значение подготовки кадров по специальностям в области сферы обслуживания. Так, в соответствии с Перечнем специальностей среднего профессионального образования второго поколения [3] группа специальностей 100000 Сфера обслуживания включает в себя десять специальностей: 100102 Организация обслуживания в сфере сервиса; 100105Гостиничный сервис; 100106 Организация обслуживания в общественном питании; 100107 Сервис по химической обработке изделий; 100108 Парикмахерское искусство; 100109 Космети-

ка и визажное искусство; 100110 Домоведение; 100111 Техника и искусство фотографии; 100112 Сервис на транспорте (по видам транспорта); 100201 Туризм. В утвержденном приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2007 г. № 370 Перечне специальностей среднего профессионального образования [4] третьего поколения укрупненная группа специальностей 100000 Сфера обслуживания значительно расширена за счет введения новых, востребованных рынком труда специальностей, вместе с тем из данной группы исключена специальность 100102 Организация обслуживания в сфере сервиса. К новым специальностям направления подготовки 100100 Сервис относятся: 100113 Прикладная эстетика (повышенный уровень среднего профессионального образования), квалификация выпускника — технолог-эстетист; 100114 Стилистика и искусство визажа (повышенный уровень среднего профессионального образования), квалификация выпускника — визажист-стилист; 100115 Сервис домашнего и коммунального хозяйства (базовый и повышенный уровни среднего профессионального образования), квалификация выпускников — специалист по домашнему и коммунальному хозяйству; 100116Ритуальный сервис (базовый уровень среднего профессионального образования), квалификация выпускника — специалист по ритуальному сервису.

Возрастают масштабы и объем подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования для сферы обслуживания. Так, период 2004—2006 гг. характеризуется стабильным ростом приема, численности студентов и выпуска специалистов по специальностям среднего профессио-

Таблица

Прием, численность студентов и выпуск специалистов по специальностям среднего профессионального образования для сферы обслуживаня в 2004-2006 годах1

2004 2005 2006

Прием студентов: всего чел. 14423 16565 17224

Численность студентов: всего, чел. 30443 35959 39302

Выпуск специалистов: всего, чел. 9024 10015 10675

Источник: Труд и занятость в России. 2007: Стат. сб. /Росстат. М., 2007.

нального образования в области сферы обслуживания (табл.).

Конкурс на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляющих подготовку кадров для сферы обслуживания, в 2006 году характеризуется следующими данными: число заявлений о приеме на 100 мест составило 147 заявлений о приеме. Число заявлений от лиц, имеющих основное общее образование и среднее (полное) общее образование, составило соответственно 50,7% и 49,3%х.

Одной из причин высоких темпов роста приема и численности студентов является увеличение количества учебных заведений, реализующих специальности среднего профессионального образования для сферы обслуживания. Так, если до 1994 года только 19 техникумов и колледжей осуществляли подготовку выпускников по этим специальностям, то по состоянию на 2007/2008 учебный год уже 350 государственных и негосударственных учебных заведений осуществляют подготовку выпускников по специальностям среднего профессионального образования для сферы обслуживания. Причем около 30% учебных заведений осуществляют подготовку по двум и более специальностям в области сферы обслуживания. Большинство учебных заведений реализуют специальности 100105 Гостиничный сервис и 100108 Парикмахерское искусство.

Рынок труда формирует совершенно новые качества выпускника. Кроме широкого общекультурного образования, высокого профессионального уровня от специалистов требуют новых профессиональных и личностных качеств, готовности к освоению новых знаний, умения гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, быть коммуникабельным, уметь работать в команде.

В связи с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы, увеличением потребности в специалистах со средним профессиональным образованием, изменением их роли и функций повышаются требования к их компетентности, технологической культуре и качеству труда.

Как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до

1 Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. — М.: ГУ — ВШЭ, 2007, с. 341.

2010 года, основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Расширение потребности в кадрах со средним профессиональным образованием обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, развития самой системы среднего профессионального образования и ее влияния на основные общественные процессы.

Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда.

Однако работодатели отмечают все еще недостаточную квалификацию выпускников и несоответствие подготавливаемых специалистов требованиям рынка труда. В последнее время самыми востребованными становятся специалисты, получившие еще в колледже или техникуме несколько дополнительных профессий.

Противоречие между рынком труда и рынком образовательных услуг показывает ориентацию учебных заведений не на реальный спрос региональных рынков труда, а на конъюнктурные образовательные потребности своих абитуриентов.

Существующая система профессионального образования еще недостаточно адаптирована к требованиям работодателей. Необходимо помнить, что образовательный процесс должен быть ориентирован на последующую практическую деятельность выпускников.

Для улучшения ситуации необходимо, на наш взгляд, выявить требования работодателей к специалистам со средним профессиональным образованием, занятым в сфере обслуживания, чтобы разработать общую компетентностную модель специалиста. При разработке профессиональных стандартов необходимо детально определить требования к основным профессиональным навыкам и знаниям, к уровню образования и подготовки специалистов, что позволит осуществлять подготовку в соответствии с теми требованиями к работникам, которые предъявляет сфера об-луживания.

К качеству профессиональной подготовки кадров рынком труда предъявляются высокие требования, однако необходимо повысить роль и ответственность работодателей за подготовку кадров, в связи с этим осуществляются следующие мероприятия:

1) образовательные стандарты совершенствуются при непосредственном участии работодателей, общественных и профессиональных объединений;

2) работодатели привлекаются к экспертизе образовательных программ;

3) работники предприятий используются в проведении учебных занятий в учебном заведении;

4) при разработке и реализации задач совершенствования подготовки кадров для

сферы обслуживания используются опорные бизнес-организации работодателей;

5) работодатели привлекаются к посильному участию в модернизации материальнотехнической базы учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров в области сферы обслуживания, с целью приведения ее в соответствие с современными требованиями и оснащения современным высокотехнологичным оборудованием и информационными технологиями;

6) работодатели и другие социальные партнеры привлекаются к решению проблем, связанных с формированием заказа (контракта) на подготовку специалистов сферы обслуживания.

Таким образом, развитие среднего профессионального образования в сфере обслуживания должно осуществляться с учетом возрастания требований общества к качеству и конкурентоспособности специалистов. В современных условиях развития инновационной экономики и сферы обслуживания совершенствование образовательного процесса должно быть ориентировано на последующую практическую деятельность выпускников. Инициативность, готовность к инновациям, гибкость, динамизм и мобильность, — вот главные качества выпускников, которые интересуют работодателей в настоящее время.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006— 2010 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 сентября № 1340-р).

3. Перечень специальностей среднего профессионального образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 12 апреля 2005 г. № 112).

4. Перечень специальностей среднего профессионального образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2007 г. № 370).

5. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2007: Стат. сб. /Росстат. М., 2007.

6. Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. М.: ГУ—ВШЭ, 2007.

7. Сосенко М.В. Проблемы подготовки кадров по специальностям среднего профессионального образования в области сферы обслуживания. //Сервис plus, 2007, № 3. С. 81—86.

8. Сосенко М.В. Формирование содержания среднего профессионального образования в области сферы обслуживания с учетом компетентностного подхода на основе требований работодателей. //Сервис plus. 2008. № 3.

9. Труд и занятость в России. 2007: Статистический сборник. /Росстат. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.