Научная статья на тему 'Влияние тенденций развития рынка труда на совершенствование подготовки кадров начального и среднего профессионального образования для сферы обслуживания'

Влияние тенденций развития рынка труда на совершенствование подготовки кадров начального и среднего профессионального образования для сферы обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемисина Г. Г., Прыткова Т. Н.

В статье представлены тенденции развития рынка труда в сфере обслуживания, связанные с особенностями развития рынка услуг. Рассмотрены проблемы развития рынка образовательных услуг в части подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования для сферы обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черемисина Г. Г., Прыткова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Labor Market Trends and Their Influence on Primary and Secondary Vocational Training in the Services Sector

The article focuses on the trends in labor market in the services sector, especially the trends related to the development of services market. The study shows the development of educational services market, including the training in consumer services (in the system of primary and secondary vocational education).

Текст научной работы на тему «Влияние тенденций развития рынка труда на совершенствование подготовки кадров начального и среднего профессионального образования для сферы обслуживания»

УДК 331.5:338.46

ВЛИЯНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА

на совершенствование подготовки кадров

НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СФЕРЫ ОБСЛУжИВАНИЯ

Черемисина Г.Г., Прыткова Т.Н.,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article focuses on the trends in labor market in the services sector, especially the trends related to the development of services market. The study shows the development of educational services market, including the training in consumer services (in the system of primary and secondary vocational education).

В статье представлены тенденции развития рынка труда в сфере обслуживания, связанные с особенностями развития рынка услуг. Рассмотрены проблемы развития рынка образовательных услуг в части подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования для сферы обслуживания.

Ключевые слова: рынок труда, сфера обслуживания, рынок образовательных услуг, начальное и среднее профессиональное образование.

Россия имеет достаточно высокий образовательный потенциал в условиях современной рыночной экономики, но это не означает, что рынки труда и образовательных услуг пребывают в благополучном состоянии. Речь идёт, прежде всего, о несоответствии структуры спроса и предложения рабочей силы, что указывает на недостаток профессионалов, востребованных рынком труда.

Спрос на рынке труда определяется состоянием сферы обслуживания, в которой в настоящее время наблюдаются следующие тенденции:

1) неуклонно возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей населения, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности. Появляются и становятся всё более востребованными новые виды услуг (например, услуги по установке, обслуживанию и ремонту сложной бытовой техники новых видов и поколений — стиральных автоматических машин, холодильников с программным управлением,

посудомоечных машин, СВЧ-печей и др.). Характеризуются стабильным спросом и ростом услуги салонов красоты, саун, соляриев, центров физической культуры, услуги астрологов и спиритов, служб знакомств, брачных бюро, ритуальные услуги, услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств и др. В производство и управление внедряются наукоёмкие, автоматизированные и информационные (компьютерные) технологии. В связи с этим изменяется спрос на рынке труда. Значительно увеличивается общая потребность сферы обслуживания в специалистах со средним профессиональным образованием и опытом работы, неквалифицированный труд становится всё менее востребованным. Наблюдается растущая потребность в страховых и туристических агентах, администраторах гостиниц и ресторанов и др. При этом молодые специалисты оказываются в парадоксальной ситуации: получить работу они не могут, поскольку у них отсутствует практический опыт профессиональной деятельности, а получить

Таблица 1

Среднегодовая численность занятых в сфере обслуживания по видам экономической деятельности (тыс. чел.) 1

Виды экономической деятельности 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Всего в экономике 64517 64980 65574 65979 66407 66792 67174

в том числе: в оптовой и розничной торговле; ремонте транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 8806 9524 9893 10462 10843 11088 11317

в гостиницах и ресторанах 948 982 1076 1150 1152 1163 1185

в транспорте и связи 5056 5113 5115 5205 5293 5369 5426

в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2313 2242 2329 2295 2330 2460 2533

такой опыт не представляется возможным ввиду отсутствия работы.

Сведения о среднегодовой численности занятых в сфере обслуживания по видам экономической деятельности в период 2000—2006 гг, подтверждающие рост численности работающих в указанной сфере экономической деятельности, приведены в табл. 1.

Характерное для последних лет соотношение численности занятых в сфере обслуживания по уровню образования (с преобладанием специалистов со средним профессиональным образованием) показано в табл. 2.

Предложение на рынке труда зависит от системы подготовки кадров, которая должна максимально учитывать потребности рынка труда, поэтому необходимо создать систему мониторинга потребностей рынка труда в специалистах не по укрупнённым группам, а по конкретным профессиям и должностям (в масштабах России и конкретных регионов). При этом возможны разнообразные методические подходы к сбору и использованию информации — от государственной, отраслевой и региональной статистики до данных регулярных выборочных обследований предприятий или специальных экспертных опросов.

Целью государственной политики в области профессионального образования должна быть селективная поддержка направлений (уровней, специальностей) профессионального образования, в рамках которых осуществляется подготовка профессиональных кадров, действительно востребованных в экономике, в т.ч. в сфере обслуживания. Складывающийся в стране рынок образовательных услуг остаётся малоизученным, он постепенно развивается, но не «успевает» за изменениями спроса на рынке труда. В связи с этим постоянно происходит замещение одних профессий и квалификаций другими.

В целях выявления соответствия существующей системы подготовки кадров для сферы обслуживания требованиям современного рынка труда был проведён сравнительный анализ Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), Перечня профессий начального профессионального образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2007 г. № 339), Перечня специальностей среднего профессионального образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2007 г. № 370) по видам экономической деятельности (в со-

1 Труд и занятость в России. 2007: Стат.сб. / Росстат. М., 2007. С. 194.

Таблица 2

Численность занятых в сфере обслуживания по уровню образования и видам экономической деятельности в 2006 г. (в процентах)2

В том числе имеют образование 3

Виды экономической деятельности Всего высшее и неполное высшее профессиональное среднее профес- сиональное начальное профес- сиональное среднее (полное) общее и основное общее

Всего в экономике 100 27,3 25,6 18,0 28,5

в том числе: в оптовой и розничной торговле; ремонте транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 100 23,2 26,1 18,7 31,8

в гостиницах и ресторанах 100 11,0 21,5 37,6 29,6

в транспорте и связи 100 15,8 26,5 24,9 32,6

в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 100 29,6 27,4 19,4 23,6

ответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001), относящимся к сфере обслуживания. Для выявления информации о заявках и требованиях работодателей, предъявляемых к работникам (уровень образования, профессиональные навыки, умения, знания, опыт работы, стаж и т.д.), был проведен анализ вакансий работодателей на основе материалов центров занятости населения, Интернета, газетных публикаций и пр.

В ходе данных исследований выявлены определённые недостатки действующего Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, разработанного на основе законодательных и нормативных актов и предназначенного для решения разнообразных задач в области труда, в т.ч. задач, связанных с определением потребности в кадрах (по численности, категориям и пр.) на всех уровнях управления экономикой. Так, в указанном классификаторе отсутствуют некоторые востребованные современным рынком труда профессии рабочих (например, гувернантка, экономка, дворецкий, домработница, помощ-

ник по хозяйству и др.) и должности служащих (например, специалист по продажам страховых услуг, по маршрутизации, мерчандайзер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по организации выставок, специалист службы обслуживания клиентов, специалист по холодильному оборудованию, мастер по ремонту фотоаппаратуры, мастер по ремонту посудомоечных машин, мастер по ремонту стиральных машин, мастер по ремонту СВЧ-печей, мастер по ремонту мелких бытовых приборов, агент аренды транспортных средств, риэлтор, мастер-макияжа, стилист, др.). Отсутствие каких-либо профессий или должностей в классификаторах и тарифно-квалификационных справочниках не позволяет создавать соответствующие государственные стандарты и осуществлять профессиональную подготовку необходимых специалистов.

Исследование Перечня профессий начального профессионального образования выявило отсутствие в нём подготовки кадров по ряду профессий рабочих, включённых в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, например: 23938 Мастер по ремонту транс-

2 Труд и занятость в России. 2007: Стат.сб. / Росстат. М., 2007. С. 80.

3 В таблице не указана численность занятых в сфере обслуживания, не имеющих основного общего образования.

порта, 11695 Горничная, 19599 Швейцар, 21218 Дежурный по вокзалу, 21230 Дежурный по комнате матери и ребёнка, 21236 Дежурный по обеспечению питания пассажиров и др.

Исследование Перечня специальностей среднего профессионального образования показало некоторую несогласованность между практическим признанием ряда квалификаций специалистов среднего профессионального образования, особенно выпускников повышенного уровня, на рынке труда и их квалификационными характеристиками по Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих. Так, по пяти специальностям среднего профессионального образования выпускникам присваивается квалификация «менеджер» (базовый уровень) и «менеджер с углубленной подготовкой» (повышенный уровень). Однако в соответствии с квалификационной характеристикой менеджера по

Литература

Квалификационному справочнику должно -стей руководителей, специалистов и других служащих требования к квалификации менеджера определяют необходимость высшего профессионального образования (по специальности менеджмент) или высшего профессионального образования и дополнительной подготовки в области теории и практики менеджмента, стажа работы по специальности не менее двух лет.

Анализ результатов проведённых исследований показал актуальность и необходимость внесения определённых изменений в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, а также в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих с целью обеспечения должного соответствия подготовки кадров для сферы обслуживания требованиям современного рынка труда.

2.

4.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94). / Принят и введён в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001). /Принят и введён в действие постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. /Утверждён постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37.

Перечень профессий начального профессионального образования. /Утверждён приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2007 г. № 339.

Перечень специальностей среднего профессионального образования. /Утверждён приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2007 г. № 370.

Труд и занятость в России. 2007: Стат. сб. /Росстат. М., 2007.

Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2007: Стат.сб. / Росстат. М., 2007. Сосенко М.В. Проблемы подготовки кадров по специальностям среднего профессионального образования в области сферы обслуживания. //Сервис plus. 2007. № 3, С. 81—86.

5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.