Научная статья на тему 'Значение уровневой подготовки специалистов в области сервиса в условиях современного рынка труда'

Значение уровневой подготовки специалистов в области сервиса в условиях современного рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение уровневой подготовки специалистов в области сервиса в условиях современного рынка труда»

Илюхина Г.И.

ЗНАЧЕНИЕ УРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

В связи с вхождением России в Европейское образовательное пространство важнейшим элементом комплексного преобразования сферы образования Российской Федерации приоритетными направлениями развития образовательной системы определено введение уровней высшего образования, таких как: бакалавриат, магистратура или подготовка дипломированного специалиста на базе бакалавриата. При этом в основе предусматривается не «классическое» научное направление подготовки бакалавров и магистров, а подготовка достаточно компетентных кадров, владеющих не только знаниями, но также и практическими навыками, получаемыми на основе моделей контекстного обучения в период практической подготовки. Такая система на данном этапе социально-экономического развития мирового сообщества станет основой кадровой политики, адекватной потребностям рынка труда в целом и сферы сервиса в частности.

Предоставление персональных услуг в последние десятилетия, как показывает мировой опыт, становится одним из самых доходных и быстрорастущих видов экономической деятельности. Сфера услуг занимает значительное место в мировой экономике. За последние 30 лет ее доля в валовом национальном продукте развитых в промышленном отношении стран достигла 60%. Согласно ЮНЕСКО, в 2000 году в том

1

или ином виде сервиса задействовано около 67% трудоспособного населения планеты .

Что касается России, то этим видом деятельности ныне охвачено свыше 40% населения страны, а доля услуг составляет примерно 50% валового национального продукта. Развитие индустрии сервиса отражается мощным фактором перераспределения благ и выравнивания экономического, социального, культурного развития стран и регионов, что, в свою очередь, способствует сохранению национальных, этнических, культурных ценностей, рациональному использованию ресурсов. При этом сферу обслуживания оценивают не только как высокодоходную форму вложения капитала, но и как мощный потенциал экономического развития любого государства. Одновременно сфера сервиса является важным стимулятором роста занятости населения, обеспечивая появление новых рабочих мест.

По данным Госкомстата России, средняя численность экономически активного населения в 2004 году составила 72909 тыс. чел., в том числе среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям составляет 65900 тыс. чел., что на 0,5% больше по сравнению с 2003 годом2. Одновременно отмечается, что численность занятых в промышленности составила в 2004 году 14130 тыс. чел., и имеет тенденцию к снижению по сравнению с 2003 годом (-215 тыс. чел).

Одновременно численность работников сферы обслуживания по видам услуг транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, образования, культуры и искусства, финансов, кредита и страхования в целом в 2004 году составила 32667 тыс. чел. и, по сравнению с 2003 годом (33162 тыс. чел.), наблюдается тенденция роста с индексом 0,3%.

Главной стратегией государственной политики в образовании является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного комплекса образовательных услуг, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей как российских, так и иностранных граждан, создание современной качественной системы подготовки кадров всех уровней профессионального образования с учетом сегментов рынка труда и преемственности образовательных программ. В соответствии с этим, в стране создаются предпосылки совершенствования системы высшего профессионального образования в области сервиса на основе многоуровневой структуры образовательных программ.

Как показывает анализ исследований сложившегося на данный период рынка образовательных услуг, рекомендаций работодателей подготовка кадров для сферы сервиса должна быть адекватна процессам формирования общеевропейского образовательного пространства. После подписания Россией Болонской декларации и вступления в Европейской союз, в стране сформировались новые предпосылки для развития многоуровневой структуры высшего образования путем введения помимо подготовки дипломированных специалистов, также бакалавров и магистров. При этом в основе формирования образовательных программ предусматривается подготовка достаточно квалифицированных кадров, обладающих определенными компетенциями, необходимыми для выполнения должностных обязанностей соответствующего полученному образованию квалификационного уровня.

Структурой введенного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» определены подходы к многоуровневой подготовке кадров, что еще раз подтверждает целесообразность введения в группу 100000 Сфера обслуживания образовательных программ подготовки помимо дипломированных специалистов, также бакалавров и магистров. Эта обусловлено, в первую очередь, процессами формирования общеевропейского пространства с учетом требований и возможностей по академическому признанию дипломов и отдельных курсов обучения, квалификаций и компетенций выпускников, системой непрерывности профессионального образования

Концепция модернизации высшего образования основывается на подготовке бакалавров как выпускников первого уровня высшего профессионального образования, способных выполнять должностные обязанности соответствующего квалификационного уровня, но при этом не исключается и возможность научноисследовательской деятельности студентов. Выпускник, завершивший освоение образовательной программы подготовки бакалавра, успешно сдавший итоговую государственную аттестацию и получивший документ, подтверждающий уровень полученного образования, может продолжить обучение по освоению образовательных программ магистров или дипломированных специалистов. Это создает предпосылки для расширения квалификаций специалистов сферы сервиса и на их основе развития производств в смежных отраслях и видах экономической деятельности с учетом сегментации рынка услуг.

На основе аналитических исследований и сравнений международных и российских классификаций в образовании, экономике, сфере занятости по индикаторным показателям отмечается, что в основе каждого классифицируемого признака заложена иерархия уровней. В частности:

В Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОКСО) индикаторным показателем определен уровень образования и квалификация выпускника, присваиваемая ему по окончании освоения образовательной программы направления подготовки или специальности и успешной сдачи государственной итоговой аттестации.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) классификационным признаком является перечень классификационных группировок по разделам (вид деятельности), подразделам, классам, подклассам, группам, подгруппам, видам, классифицирующимся по кодам группировки.

1 Панченкова Л. С., Алексеенко И. В., Илюхина Г. И. Организация сервисной деятельности на предприятиях по пошиву и ремонту изделий из кожи и меха: учебное пособие /Омск: ОГИС, 2005. - 109 с.

2 Россия в цифрах. 2005. Краткий статистический сборник. 450 с. С. 81.

В международной стандартной классификации занятости (МСКЗ-88) заложены две главные концепции: концепция вида деятельности (или работы) и концепция умений. Работа определяется как ряд задач и обязанностей, выполняемых одним работником, классифицируется по профессиям и одновременно является статистической единицей. Умения при этом определяются, как способность выполнять задачи и обязанности работы. Причем умения рассматриваются в двух аспектах: первый - уровень умений, который является функцией сложности, сферы задач и обязанностей; и второй - это специализация умений, определяемая как область необходимых знаний, используемых орудий труда и оборудования, обрабатываемых и исследуемых материалов, видов произведенных товаров и услуг. При этом, принимая за основу концепцию умений по четырем уровням, которые имеются в Международной стандартной классификации образования (МСКО-97), сформированы 10 больших групп, представленных иерархией классификаций занятости.

В Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) принята иерархическая структура классификаций по четырем укрупненным группам. Объектами классификаций являются однородные, с точки зрения содержания работ, укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, в системе классификации ОКЗ под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующей специальной подготовки, приносящий заработок или доход. Структурно классификатор занятий состоит из девяти укрупненных групп, подразделяю-

3

щихся на подгруппы, составные группы и базовые группы . Укрупненные группы профессий и должностей служащих, представленных общероссийским классификатором занятий, рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1 Укрупненные группы профессий и должностей служащих

№№ группы Укрупненные группы профессий и должностей служащих

01 Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий

02 Специалисты высшего уровня квалификации

03 Специалисты среднего уровня квалификации

04 Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

05 Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

06 Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства

07 Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

08 Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин, слесари-сборщики

09 Неквалифицированные рабочие

В качестве признаков для определения общности и сходства работ и группировки занятий предусмотрены характеристики занятий, определяющие квалификацию и специализацию работников, такие как:

содержание функций (выполняемых работ);

предметы орудия труда;

масштаб и сложность руководства;

конечные результаты трудовой деятельности

Критерием квалификации в данном случае выступает уровень полученного образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для выполнения работ определенной сложности. Данный критерий применяется для идентификации всех видов трудовой деятельности укрупненных групп, за исключением группы «Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий».

При классификации занятий учитывается, что определенный уровень квалификации определяется не только профессиональным образованием и специальной подготовкой, а также зачастую достигается опытом практической работы. Однако для занятий, требующих высокого уровня квалификации, уровень образования и специальная подготовка имеют существенную роль.

В основе классификации ОКЗ выделены 4 уровня квалификаций.

Первый уровень квалификаций соответствует основному общему образованию и среднему (полному) общему образованию, установленных Законом РФ «Об образовании».

Второй уровень квалификаций - начальному профессиональному образованию.

Третий уровень квалификаций - среднему профессиональному образованию.

Четвертый уровень квалификаций - высшему профессиональному образованию и послевузовскому профессиональному образованию.

Для занятий, требующих высокого уровня определенной квалификации на основе уровня и профиля полученного образования, специальная профессиональная подготовка имеет определяющую роль. Основным критерием сферы приложения труда в данном случае является профиль подготовки и профессиональная специализация, которые выступают определяющим фактором необходимых знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения обязанностей и трудовых функций по конкретным видам занятий. Его используют в качестве базового индикатора при определении видов деятельности, производственных процессов, результатов труда и т.п. На каждом последующем уровне виды занятий сгруппированы с более глубокой специализацией, что служит основным критерием для формирования профессиональной направленности, реализация которой требует более высокого уровня квалификации.

Общероссийский классификатор занятий разработан в соответствии с Государственной программой перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики, исходя из требований развития рыночной экономики. ОКЗ представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, которые в основном соответствуют Международной стандартной классификации занятости МСКЗ-88.

Внешние и внутренние факторы стандартизации рассмотренных классификаций определяются в большей мере вступлением России в Евросоюз и Всемирную торговую организацию, присоединением к Болонской декларации, обусловленных стремлением следовать законам времени. В русле общеевропейского пространства особую значимость приобретают выработка единых подходов к общему пониманию объектов и систем классификаций, структура и содержание классификаторов, регламентирующих требования к индикаторам. При этом в основе индикаторных показателей должно, на наш взгляд, учитывать взаимосвязь объектов классификации в иерархии структур классификаторов.

Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93. Госкомстат России. М.: 1995. С.1-236.

Рассмотрение отдельных классификаторов, применяемых на внутреннем и международном рынках, способствует выработке общего понимания содержания классификаций, структуры степеней и уровней квалификаций во взаимосвязи с освоенной образовательной программой и условий их признания, обусловленных, в первую очередь, процессами формирования общеевропейского пространства с учетом требований и возможностей по академическому признанию дипломов и отдельных курсов обучения, квалификаций и компетенций выпускников, системой непрерывности профессионального образования.

Образовательная политика в сфере сервиса определяется Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации. Перед системой высшего образования встают задачи, связанные не только с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных кадрах, но и с интеграцией Российской Федерации в мировое образовательное пространство.

Среди задач образовательной политики в целом, в числе наиболее значимой, выдвигается задача подготовки кадров всех уровней и ступеней профессионального образования для предприятий сферы сервиса. Это направление подготовки высококвалифицированных кадров создает благоприятное условие для деятельности предприятий и организаций, обеспечивающих удовлетворение необходимых потребностей человека в жизненно важных услугах. В связи с этим, проводимые в настоящие время преобразования в образовательной политике в сфере сервиса направлены не только на решение крупнейших социальноэкономических задач, но и на укрепление международного престижа страны.

Принципиально новый подход к разработке и реализации стратегии подготовки кадров для предприятий сервиса определяет формирование специалистов сервиса нового образца, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, которые способны к корпоративному сотрудничеству и отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию в решении профессиональных задач.

Деятельность по оказанию услуг носит всеобщий и комплексный характер, учитывает национальные, культурные, демографические, природно-климатические и другие потребности человека (потребителя). Кроме этого, специалисты одной из быстро развивающихся сфер народнохозяйственного комплекса - сферы обслуживания должны быть готовы к реализации новаций в области техники, технологии, социальнокультурного сервиса, вести самостоятельную научно-производственную деятельность. От специалистов данной квалификации требуется сочетание профессиональных знаний сервисологии и сервисной деятельности, психологии, речевой коммуникации, конфликтологии, информатики, экономики, финансовой деятельности, права, этики и этикета, а также творческих способностей при организации техникотехнологических процессов оказания услуг материального и нематериального производства с учетом индивидуальных потребностей заказчика.

Образовательная политика в области сервиса имеет поступательный характер. В качестве приоритетных задач выдвигаются:

• введение уровней высшего образования, таких как бакалавриат, магистратура или подготовка дипломированного специалиста на базе бакалавриата;

• преемственность образовательных программ всех уровней образования;

• разработка новых форм и технологий реализации образовательных программ;

• развитие дифференциации и индивидуализации образования на основе вариативности образовательных программ;

• углубление интеграционных и междисциплинарных образовательных программ;

• институциональная перестройка образования с учетом специфики функционирования сферы сервиса;

• повышение качества подготовки специалистов.

Решение поставленных задач образовательной политики в сфере сервиса позволит расширить возможности рынка образовательных услуг и укрепит взаимодействия интересов государства и общества. Сформировавшаяся в настоящее время система образования в области сферы обслуживания включает в себя совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и стандартов среднего и высшего профессионального образования. Перечень специальностей и направлений подготовки, отнесенных Министерством образования и науки Российской Федерации к укрупненной группе 100000 Сфера обслуживания, представлен в таблице 2.

Таблица 2 Перечень специальностей и направлений подготовки, отнесенных к укрупненной группе 100000 Сфера обслуживания

Код Наименование Квалификация

Код | Наименование

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

100000 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ

100101 Сервис 65 Специалист по сервису

100103 Социально-культурный сервис и туризм 65 Специалист по сервису и туризму

100110 Домоведение 65 Менеджер

100200 Туризм 62 Бакалавр туризма

68 Магистр туризма

100201 Туризм 65 Специалист по туризму

СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

100102 Организация обслуживания в сфере сервиса 51 52 Менеджер Менеджер с углубленной подготовкой

100201 Туризм 51 52 Специалист по туризму Специалист по туризму с углубленной подготовкой

100105 Гостиничный сервис 51 52 Менеджер Менеджер с углубленной подготовкой

100106 Организация обслуживания на предприятиях обществен-ного питания 51 52 Менеджер Менеджер с углубленной подготовкой

100107 Сервис по химической обработке изделий 51 52 Технолог Технолог с углубленной подготовкой

100108 Парикмахерское искусство 51 52 Технолог Модельер-художник Технолог с углубленной подготовкой

100109 Косметика и визажное искусство 51 52 Технолог Технолог с углубленной подготовкой

100110 Домоведение 51 52 Менеджер Менеджер с углубленной подготовкой

100111 Техника и искусство фотографии 51 52 Фототехник Фототехник с углубленной подготовкой Фотохудожник

100112 Сервис на транспорте (по видам транспорта) 51 52 Специалист по сервису на транспорте Специалист по сервису на транспорте с углубленной подготовкой

Сформированная таким образом структура специальностей высшего и среднего профессионального образования в области сферы обслуживания также служит определяющим фактором "...определения точек конвергенции в выработке общего содержания квалификаций по уровням и результатам обучения", способствует развитию механизмов многоуровневой системы образования и обеспечивает преемственность образовательных программ, определяя единую образовательную стратегию подготовки высококвалифицированных специалистов для предприятий сферы обслуживания. Однако, при этом отмечается, что отсутствие направлений подготовки в области сервиса является сдерживающим фактором развития и реализации уровневой подготовки кадров высшего профессионального образования, а именно бакалавров и магистров.

Поскольку перед системой образования определены задачи, связанные не только с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных специалистах, но и с интеграцией Российской Федерации в мировое образовательное пространство, введение бакалавриата и магистратуры позволит значительно расширить диапазон квалификаций выпускников, что, в свою очередь, будет способствовать развитию экспорта образовательных услуг и насыщению рынка труда достаточно компетентными кадрами в области сферы обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.