Научная статья на тему 'Проблемы подготовки кадров по специальностям среднего профессионального образования в области сферы обслуживания'

Проблемы подготовки кадров по специальностям среднего профессионального образования в области сферы обслуживания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки кадров по специальностям среднего профессионального образования в области сферы обслуживания»

УДК 331.5:338.46

Проблемы подготовки кадров по специальностям среднего профессионального образования в области сферы обслуживания

М.В. Сосенко

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

В условиях возрастающих требований к качественному повышению интеллектуального потенциала общества сфера образования становится одной из важных составляющих социально-экономического развития. Глубокие структурные изменения в сфере занятости, сокращение сферы неквалифицированного труда обусловливают постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации работников, росте их социальной и профессиональной мобильности. Социальные функции и задачи образования, его неразрывная взаимосвязь с другими общественными подсистемами оказывают существенное влияние на особенности формирования и управления современной системой образования. Особое внимание следует обратить на развитие среднего профессионального образования, так как им обладают 26,1% работников, тогда как высшим - только 17,6%1.

В настоящее время российский рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса на рынке труда, что повлекло за собой дефицит одних квалифицированных кадров и избыток других. Социальная ценность профессионального образования для молодежи стала в большей степени зависеть от престижности должностей (юристов, бухгалтеров, экономистов, финансистов, менеджеров). В связи с этим одним из существенных факторов, определяющих возникшие противоречия между рынком труда и рынком образовательных услуг, является ориентация учебных заведений не на реальный спрос региональных рынков труда, а на конъюнктурные образовательные потребности своих абитуриентов. Практически отсутствует система социального заказа на подготовку кадров. Вместе с тем работодатели предъявляют особые требования к качеству подготовки рабочей силы, однако система профессионального образования недостаточно адаптирована к ним, вследствие чего не все выпускники учебных заведений трудоустраиваются по полученной специальности.

Тенденции социально-экономического развития как мирового сообщества, так и нашей страны говорят о необходимости повышенного внимания к исследованию влияния кадрового потенциала на развитие сферы обслуживания. Увеличение объемов реализации платных услуг, введение новых видов услуг, возрастающие требования к качеству обслуживания, рост потребностей предприятий сферы обслуживания в рабочей

1

Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. /Росстат. - М., 2005, с. 85.

силе закономерно требуют соответствующего подхода к формированию структуры подготовки кадров. Наиболее востребованы в сфере обслуживания специалисты со средним профессиональным образованием, так как они непосредственно задействованы в процессе обслуживания потребителей. Все это свидетельствует о необходимости изучения специфики трудовой деятельности людей, занятых предоставлением услуг и формирования рациональной профессиональной структуры подготовки кадров со средним профессиональным образованием для сферы обслуживания.

Рост востребованности специалистов среднего профессионального образования обусловлен внедрением в современное производство и управление наукоемких, автоматизированных и информационных технологий. Подготовка специалистов для сферы обслуживания характеризуется быстрыми темпами развития: за последние несколько лет прием на эти специальности увеличился более чем в 7 раз. Это объясняется тем, что возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей населения, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности. Начинают развиваться и характеризуются стабильным ростом ритуальные услуги, услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, услуги по ремонту и техническому обслуживанию ав-томототранспортных средств, услуги парикмахерских, химическая чистка и крашение, услуги предприятий по прокату. Такая динамика развития бытовых услуг объясняется социально-демографическими и социальноэкономическими тенденциями, происходящими в нашей стране: увеличение смертности, социальное расслоение населения, рост благосостояния среднего класса.

Активно развиваются туристские и санаторнокурортные услуги. Сфера туризма превращается в один из наиболее развивающихся секторов мировой экономики. Природные и культурно-исторические достопримечательности являются объектами интереса различных слоев населения и становятся источниками поступления доходов. С 1999 года наметилась тенденция роста числа организаций отдыха и численности отдыхающих на территории России. Увеличивается количество туристских фирм, что закономерно влечет за собой рост численности работников. Число реали-

зованных туров по территории России преобладает над количеством реализованных туров по зарубежным странам. Таким образом, внутренний туризм выступает важным фактором социально-экономического развития нашей страны, увеличения национального дохода, способствует организации новых рабочих мест и снижению уровня безработицы.

Развитие туризма влечет за собой развитие других видов услуг, связанных с обслуживанием туристов, -транспортных, гостиничного и ресторанного обслуживания, экскурсионных и развлекательных услуг и т.д. Так, по данным конъюнктурных обследований в сфере услуг2, в России среди причин, ограничивающих деятельность гостиниц, по мнению их руководителей, наряду с существующим уровнем налогообложения, конкуренции со стороны других гостиниц, является не-

достаточное развитие сферы туризма. Вместе с тем отмечается, что одной из проблем, сдерживающих развитие туризма в России, является невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской деятельности из-за низкого уровня подготовки кадров.

В Великобритании в 2002 г. 10,5% населения были заняты предоставлением коммунальных, социальных услуг, 4,6% — в гостиничной и ресторанной деятельности; в Германии, соответственно, 9,8% и 3,4%. По данным аналогичного исследования в России в первом полугодии 2004 г. лишь 4,4% населения заняты предоставлением коммунальных, социальных услуг и 1,8% гостиничной и ресторанной деятельностью3, однако численность занятых в сфере обслуживания возрастает (табл. 1).

Таблица 1

Численность занятых в сфере обслуживания по роду занятий (тыс. чел.)4

1998 2000 2002 2004

Всего в экономике 58437 64465 65766 67134

Из них:

Служащие сферы обслуживания 593 725 694 723

Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности 2714 3142 3399 4103

Рабочие жилищно-коммунального хозяйства 509 501 492 279

Неквалифицированные рабочие сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 680 446 434 318

Приведенные в табл. 1 сведения показывают, что резко увеличивается потребность в квалифицированных работниках, занятых в сфере обслуживания. Неквалифицированный труд становится наименее востребованным. Данные тенденции занятости в сфере обслуживания объясняются тем, что в процессе оказания услуг активно применяются самые новейшие достижения науки и техники, компьютерные технологии. Стремительно развивается и усложняется различная техника, что влечет за собой необходимость в ее установке, ремонте и обслуживании. Информационнокоммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью общественной жизни. Все это требует от работников сферы обслуживания высокого уровня знаний и подготовки.

Наибольшее число занятых в этой сфере обслуживания имеют среднее профессиональное образование (33,9%)5. Преобладание специалистов со средним профессиональным образованием, занятых трудовой деятельностью в сфере обслуживания, по сравнению с трудящимися, имеющими высшее профессиональное образование, объясняется характером их труда. Специалисты со средним профессиональным образованием непосредственно задействованы

в процессе оказания услуг потребителям, в то время как работники высшего звена в большей степени осуществляют организационно-управленческую деятельность. Основными функциями специалистов среднего профессионального образования для сферы обслуживания являются: организация удовлетворения потребностей населения в услугах, обслуживание потребителей, осуществление технологического и технического процесса оказания услуг.

Основная деятельность специалистов сферы обслуживания ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, что говорит об особой специфики и сложности подготовки кадров для сферы обслуживания, их высокой ответственности перед обществом, так как именно они напрямую занимаются формированием качества жизни, которое отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям. Все это определило особое место сферы обслуживания в формировании подготовки кадров в системе профессионального образования. Так, в Международной стандартной классификации образования, разработанной ЮНЕСКО в начале 1970-х гг., выделены в отдельные

2 Организация системы конъюнктурных обследований деловой активности в сфере услуг России. /Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, Госкомстат России. - М., 2003. С. 67.

3 Основные статистические показатели Российской Федерации по видам экономической деятельности в 1-м полугодии 2004 года. - М., 2004. С. 20.

4 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001. с. 144.; Труд и занятость в России. 2003: Стат. сб. /Росстат. М., 2003. с. 79-80; Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. /Росстат - М., 2005. С. 83-84.

5 Труд и занятость в России. 2003: Стат. сб. /Госкомстат России. - М., 2003. С. 78.

группы такие направления подготовки, как программы по домашнему хозяйству (домоводству) и программы подготовки работников сферы облуживания.

В 1994 году в российской системе образования, исходя из международного опыта, была впервые проведена работа по выделению ряда специальностей сервиса в самостоятельную группу. Существующая в настоящее время профессиональная структура подготовки кадров среднего профессионального образования для сферы обслуживания обеспечивает сопряженность не только с высшим, но и с начальным профессиональным образованием (рис. 1). Данная схема показывает наименование профессий начального профессионального образования, освоение которых позволит осуществлять сокращенную подготовку специалистов среднего профессионального образования по родственным специальностям. Указанные профессии начального профессионального образования могут быть освоены выпускниками родственных специальностей среднего профессионального образования в период производственной (профессиональной) практики. Выпускники специальностей среднего профессионального образования могут также освоить родственные специальности высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

До 1994 года только 19 техникумов и колледжей осуществляли подготовку выпускников по этим специальностям. По состоянию на 2004/2005 учебный год свыше 180 учебных заведений осуществляют подго-

товку выпускников по специальностям среднего профессионального образования для сферы обслуживания. В табл. 2 представлены сведения о масштабах и объемах подготовки кадров по специальностям среднего профессионального образования для сферы обслуживания в учебных заведениях Российской Федерации по федеральным округам. Данные этой таблицы показывают, что сеть учебных заведений представлена неравномерно. Так, образовательная деятельность по каждой из специальностей 100107 Сервис по химической обработке изделий и 100111 Техника и искусство фотографии осуществляется только в трех учебных заведениях России. Возрастающий спрос населения на эти услуги, высокий уровень технического оснащения предприятий химической чистки и оказания фотоуслуг требует соответствующего уровня подготовки кадров и их квалификации, однако на сегодняшний день вопрос обеспечения квалифицированными кадрами данных предприятий стоит особенно остро. Одной из главных причин нежелания руководителей образовательных учреждений реализовывать данные профессиональные образовательные программы является необходимость дополнительных затрат на приобретение учебным заведением компонентов соответствующей дорогостоящей материально-технической базы. Эта проблема может быть решена путем заключения договоров с профильными предприятиями об использовании их в качестве базы практик студентов.

Таблица 2

Количество учебных заведений, реализующих специальности среднего профессионального образования для сферы обслуживания по федеральным округам Российской Федерации (по состоянию на 2004/2005 учебный год)

Количество учебных заведений по федеральным округам РФ

Шифр и название специальности Всего Центральный Северо- Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальне- восточный

Всего учебных заведений: 253 49 30 45 48 26 36 19

100102 Организация обслуживания в сфере сервиса 16 4 2 2 4 3 1 -

100105 Гостиничный сервис 95 11 13 17 20 8 15 11

100106 Организация обслуживания в общественном питании 27 7 4 6 3 2 4 1

100107 Сервис по химической обработке изделий 3 1 - - 1 - - 1

100108 Парикмахерское искусство 42 8 3 9 6 7 7 2

100109 Косметика и визажное искусство 16 6 1 4 1 3 1 -

100110 Домоведение 5 2 - 2 1 - - -

100111 Техника и искусство фотографии 3 1 - 1 - - 1 -

100112 Сервис на транспорте (по видам транспорта) 3 - 1 - - - 2 -

100201 Туризм 31 7 6 4 7 2 1 4

Рис. 1. Профессиональная структура подготовки кадров для сферы обслуживания с учетом преемственности

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Несмотря на высокие темпы роста, объем подготовки специалистов явно недостаточен для обеспечения предприятий сферы обслуживания квалифицированными кадрами соответствующего профессионального образования. Таким образом, в настоящее время в сфере обслуживания наблюдается несоответствие потребностей рынка труда и предложений рынка образовательных услуг.

Эффективное использование работников на предприятиях возможно лишь в том случае, если между рабочими местами и работающими обеспечивается качественная сбалансированность, под которой понимается соответствие квалификации и компетенции работника занимаемой должности. В противном случае происходит несбалансированность использования кадрового потенциала.

Проблема достижения полной и эффективной занятости населения является одной из ключевых социально-экономических задач. Показателями эффективной занятости являются: уровень занятости населения профессиональным трудом; уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве; пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности; рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики; оптимизация профессионально-квалификационной структуры работающих, которая выявляет соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест и определяет соответствие системы подготовки кадров потребностям общества и экономики6.

Чтобы успешно прогнозировать профессиональную структуру будущего общества, надо обладать информацией о том, какие профессии наиболее востребованы на рынке труда. Изучение динамики распределения занятых в экономике и потребности в работниках, заявленной организациями в органы Государственной службы занятости, проводится по следующим укрупненным группировкам: по отраслям экономики в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) - осуществлялась до 2003 г.; по видам деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) - осуществляется с 2003 г.; по группам занятий в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ).

В настоящее время в ОКВЭД выделена группа 93 «Предоставление персональных услуг», к которой отнесены: стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий; предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты; организация похорон и предоставление связанных с ними услуг; физкультурно-оздоровительная деятельность; предоставление прочих персональных услуг, включающее: деятельность астрологов и спиритов; предоставление сопровождения (эскорта); деятельность службы знакомств; предоставление услуг брачными бюро; дея-

тельность организаций по исследованию генеалогии; предоставление услуг чистильщиками обуви, носильщиками, персоналом, обслуживающим автомобильные стоянки и т.п. Отдельно выделен раздел Р «Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства». Деятельность по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования отнесена к группе 52 «Оптовая и розничная торговля».

Положение рабочей силы, занятой в сфере обслуживания, на российском рынке труда говорит о росте потребности предприятий сферы обслуживания в работниках. Так, в 1998 году в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения было занято 19,8 тыс. чел (6% от общей численности работающих), в 2002 году этот показатель увеличился до 70,3 тыс. чел. (8,6%). По востребованности кадров эта сфера занимает первое место, на втором месте - торговля и общественное питание, на третьем - промышленность.

Анализ соответствия профессий рабочих, должностей служащих структуре подготовки кадров профессионального образования для сферы обслуживания выявил, что в системе профессионального образования вообще не осуществляется подготовка кадров для таких видов деятельности, как организация похорон и предоставление связанных с ними услуг; оценочная и ломбардная деятельность.

Так, в 2003 г. в России действовало 5760 организаций, оказывающих ритуальные услуги, численность работающих в которых составляла 37,4 тыс. чел.7, однако профессиональная подготовка кадров для данных предприятий осуществляется только по рабочим профессиям или в рамках профессиональной переподготовки. Сведения единовременных статистических обследований в сфере бытового обслуживания населения показали, что лишь 28% работающих в ломбардах имеют специальную подготовку. В процессе анкетирования руководителей организаций, занимающихся бытовым обслуживанием населения, 14,7% ответивших одной из важных проблем в своей работе отметили нехватку квалифицированных кадров.

В ОКВЭД одним из видов деятельности выделено предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства, в ОКЗ выделяются базовые группы профессиональных занятий (5121 Помощники по ведению домашнего хозяйства, 5142 Компаньоны), осуществляется подготовка кадров по специальностям среднего и высшего профессионального образования 100110 Домоведение. Данные рынка труда свидетельствуют о потребности в таких специалистах, как экономки, помощники по хозяйству, домработники, гувернантки, однако на сегодняшний день аналогичных или родственных профессий в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов нет.

На сегодняшний день наиболее востребованными профессиями сферы обслуживания на рынке труда являются агенты по бронированию и продаже турпро-

6 Рынок труда: Учебник /Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - М., 2000. С. 78-80.

7 Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2004: Стат. сб. /Росстат. - М., 2004. С. 228, 230-231.

дуктов, операторы и менеджеры туристских агентств, администраторы и менеджеры гостиниц и ресторанов, агенты аренды жилых помещений, мастера по ремонту бытовой аппаратуры. Одними из основных требований, предъявляемых работодателями для ряда должностей (мастера по ремонту бытовой и офисной техники, менеджеры, турагенты, туроператоры, администраторы), являются наличие соответствующего профессионального образования, опыта работы в данной профессиональной области от одного года до трех лет, коммуникабельность. Лишь на такие должности, как страховой агент, консультант по страхованию, агент аренды жилых помещений, оператор стиральных машин, приемщицы, работодатели готовы нанимать сотрудников без опыта работы с последующим обучением в процессе трудовой деятельности непосредственно на рабочем месте.

Данные о распределении численности занятых в сфере обслуживания по возрастным группам свидетельствует о том, что средний возраст работающих в этой области составляет 41 год. В силу этого встает вопрос привлечения к работе в данной отрасли молодых специалистов.

Одной из проблем обеспечения предприятий сферы обслуживания высококвалифицированными кадрами является непрестижность профессий сферы обслуживания и негативное, исторически сложившееся отношение у молодежи к работе в этой области. Так, в ходе опроса, проведенного Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы, 68% населения отметили, что ни при каких условиях не хотят работать в системе бытового обслуживания8. Таким образом, повышение престижности и позитивного имиджа профессий в сфере обслуживания среди молодых людей является особо важным направлением в формировании кадрового обеспечения предприятий сферы обслуживания. Кроме того, недостаточно высокие доходы предприятий сферы обслуживания не дают им возможности предложить своим сотрудникам достойный дополнительный к заработной плате социальный пакет. Все это является сдерживающими факторами кадрового обеспечения сферы обслуживания.

Занятость молодежи сегодня является наиболее актуальной проблемой. В большей степени она обостряется существующей системой распределения кадров. В советский период существовало обязательное государственное распределение выпускников, которое являлось одним из механизмов обеспечения социальных льгот для молодых специалистов. Переход к рыночным отношениям коренным образом изменил ситуацию: после окончания учебных заведений выпускникам приходится самостоятельно заниматься поиском работы, как впервые вступающим на рынок труда им проблематично устроиться на работу, в силу этого многие молодые специалисты вынуждены менять профессию, так и не начав работать по полученной специальности. Молодые люди оказываются в парадоксальной ситуации: получить работу они не могут, поскольку у них отсутствует практический опыт профессиональной деятельности, а получить такой опыт не представляется возможным ввиду отсутствия работы. Трудоустройство молодых специалистов в большинстве случаев возможно только благодаря рекомендациям знакомых или близких родственников. Наблюдаются тенденции использования труда молодых людей в качестве дешевой рабочей силы на должностях, не требующих высокой квалификации.

Проведенные исследования реализации образовательных программ по специальностям среднего профессионального образования для сферы обслуживания в учебных заведениях России показали, что из 253 учебных заведений лишь 23 взаимодействуют с предприятиями — потребителями кадров и оказывают содействие в трудоустройстве своих выпускников.

Неконкурентоспособность выпускников на рынке труда обусловлена отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков. Эта проблема решаема только путем активного взаимодействия систем образования и рынка труда.

Таким образом, совершенствование системы подготовки кадров является одним из важных критериев равновесия предложения рабочей силы на рынке труда и обеспечения сбалансированного социальноэкономического развития нашей страны.

Список использованной литературы

1. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2004: Стат. сб. / Росстат. - М., 2004.

С. 325.

2. Организация системы конъюнктурных обследований деловой активности в сфере услуг России. /Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, Госкомстат России. - М., 2003. - С. 86.

3. Основные статистические показатели Российской Федерации по видам экономической деятельности в I полугодии 2004 года. - М., 2004. С. 108.

4. Постановление Правительства Москвы от 12.04.2005 г № 200-ПП «Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года».

5. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001. с. 144.; Труд и занятость в России. 2003: Стат. сб. /Росстат. - М., 2003. С. 79-80; Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. /Росстат - М., 2005. С. 679.

6. Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб./Росстат. - М., 2005. С. 477.

7. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - М., 2000. С. 448.

8. Труд и занятость в России. 2003: Стат. сб. /Госкомстат России.- М., 2003. С. 638.

8 Постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г № 200-ПП «Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.