Научная статья на тему 'Специфика и пути формирования монотеизма в структуре этносов юга России'

Специфика и пути формирования монотеизма в структуре этносов юга России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОС / ETHNOS / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ETHNIC GROUP / СУБЭТНОС / SUBETHNOS / МЕНЬШИНСТВО / MINORITY / РЕЛИГИЯ / RELIGION / КОНФЕССИЯ / CONFESSION / МОНОТЕИЗМ / MONOTHEISM / СИСТЕМА И СТРУКТУРА / SYSTEM AND STRUCTURE / КОНТАКТ / CONTACT / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / КОНФЛИКТ / CONFLICT / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ / INTERCULTURAL INTERFERENCE / РЕГИОН / REGION / ЮГ РОССИИ / SOUTH OF RUSSIA / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / MARGINALITY / "МЫ-ОНИ И СВОИ-ЧУЖИЕ" / ПЕРЕХОД / САМОСОЗНАНИЕ И ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ / RITES AND TRADITIONS / DIFFERENCE / "WE-THEY" AND "OUR ALIEN TRANSITORY" / SELF-CONSCIENCE AND IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Викторин Виктор Михайлович

В статье рассмотрено религиозное разнообразие групп в традициях и составе этносов Нижнего Поволжья и Северного Кавказа: сочетание как ветвей Большого Ближневосточного Монотеизма иудаизма, христианства и ислама, так и субстрата этнического “язычества”. Привлечены данные о служилых адыгах-кабардинцах, о татах, западно-иранских по диалектам, а также о русских особых конфессиональных направлений. Общность и специфика осознаются здесь в категориях “мы они” (по Б.Ф. Поршневу), а также “свои чужие переходные”. Показаны гармоничность и проблемность возникавших взаимных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Formation and Ways of Monotheism among the Peoples in South Russia

The article examines the traditional religious diversity within some ethnic societies in the Lower Volga region and the Northern Caucasus. They formed several ethno-confessional groups: such as military community of Adyghs-Kabardins, Tats speaking West Iranian dialects, as well as Russians of specific beliefs. It results in a unique combinations of Great Middle East Monotheism, combining Judaism, Christianity and Islam on the basis of initial “paganism”. These ethnic groups identify each other in the terms of “we-they” or “ours alien transitory” and coexist in general peace and quiet because of their common history and similar dogma. But the ethno-confessional factor might cause any protest and heretical movements. Moreover, it could be used in their favor by the rulers of neighbouring hostile powers. So Shahs of Persia, e.g., had an extreme hatred towards Persian speaking Christians, the so-called Armenian Tats or “Keghetsiréns” (Armenian “speakers of rural language”). After Russia’s Caspian Campaign this group en masse left Northern Azerbaijan for Kizlyar or for Saint Cross, a settlement, founded specially for them in South Russia (modern Boudyonnovsk, made famous because of terrorists attack). Their descendants in Azerbaijan were forced to move to Armenia or to Russia’s Stavropol Region in the late 1980s. Such monotheistic groups are characterized by dualism which is both troublesome and beneficial. Thus Crimean Karaims, Joughours from Nalchik and some Russian Subbotnics managed to avoid the fate of Holocaust being Jews by faith but not by origin. Further research will consider other multiconfessional peoples of the above region: Kalmyks, Ossetians, Vaynakhs and others.

Текст научной работы на тему «Специфика и пути формирования монотеизма в структуре этносов юга России»

Federation], available at: www.regnum.ru/news/fd-abroad/1778895.html (accessed: March 17, 2014). 39. Referendum o gosudarstvennom statuse Kryma i Sevastopolya 16 marta 2014 g. [The Referendum on State Status of Crimea and Sevastopol at March 16, 2014], available at: http://krymology.info/index.php/ Referendum_o_gosudarstvennom_statuse_Kryma_i_Sev-astopolya_16 marta_2014 goda (accessed April 25, 2014).

40. Izbiratel 'naya komissiya Kryma utverdila rezul'taty vyborov v Gossovet respubliki [The Electoral Commission of Crimea Approved the Election Results to the State Council of the Republic], available at: http://www.c-inform.info/news/id/12213 (accessed September 16, 2014).

17 ноября 2014 г.

УДК 291.7 + 39 + 94(470)

СПЕЦИФИКА И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОТЕИЗМА В СТРУКТУРЕ ЭТНОСОВ ЮГА РОССИИ

В.М. Викторин

Проблема сочетания в структуре общего этнического массива отдельных элементов - групп с исходно едиными языком, обычаями, фольклором, бытовым укладом, но традиционно исповедующих различные религии, всегда необычна и актуальна. К числу таких групп относятся этносы и этногруппы Нижнего Поволжья, степной части Северного Кавказа и прикаспийского Дагестана.

Базовое этнолингвистическое сходство и близость в каждом из новых контактов здесь чаще отражается в категориях "мы-они", "свои-чужие" (Б.Ф. Поршнев), а иногда, как представляется, и в более сложных -"близкие-отдалённые-переходные". Анализ различных сторон бытования этнических социумов и религиозных общин имеет длительную традицию в науке и активно используется ныне. Однако сопоставительные исследования формирования и положения конфессий и их групп пока весьма нечасты.

Тематика «этнические факторы общин - "конфессий"» почти всегда предполагает изучение не догматики и даже ритуала, а именно стиля общения внутри и вне таковых. Согласимся с коллегами в том, что «непростая проблема "детерминации этнического существования" ... почти не разработана

Викторин Виктор Михайлович - кандидат исторических наук, доцент, заведующий лабораторией этнополити-ческих исследований Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доцент кафедры восточных языков Астраханского государственного университета, 414024. г. Астрахань, ул. Богд. Хмельницкого, д. 33, корп. 1, e-mail [email protected], [email protected], т. 8(851)392658.

в нынешней гуманитарной науке, но ... полезна как в теоретическом, так и в сугубо практическом аспектах» [1, с. 100]. Но именно для указанных двусторонних явлений, где фактор вероисповедания выступал и принимался как этнический, был предложен ёмкий и точный термин - "этноконфессиональ-ные общности - группы" [Ср.: 2]. Более того, подобные этноконфессиосоциумы таксономи-чески и по функциям равноценны, "нациям" и "народностям" прежних типологий [3].

Мы обратимся к связям воспринятых крупных монотеистических образований между собою, как и их с прежним этническим, "языческим" "конфессиосубстратом". Обычно он проявлялся в виде "главнобожия" - гено-теизма, энотеизма (с выделением из сонма божеств одного, основного) или даже пережитков шаманства как более древнего политеизма - "многобожия" [4].

Проникновение и первая рецепция в Предкавказье широко распространявшихся единобожных религий ближневосточного происхождения (христианства разных ветвей, особых горского и хазарского направлений иудаизма, а затем - ислама) произошли во времена каганата или ещё раньше. А первые устойчивые специфические "этноконфессиональные общности - группы" (как "крупные меньшин-

Victor Victorin - Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration - Askrakhan Branch and Astrakhan State University, 33, bloc 1, B. Khmel'nitskogo Street, Astrakhan, 414024, e-mail [email protected], [email protected], tel. +7(851)392658.

ства" в "своей" религии и составе населения) возникли хронологически в России в постордынские времена, т.е. после XV в. И специфика в духовной культуре, трансляция идей, традиция и её субстрат могут быть эффективно рассмотрены на материалах Северного Кавказа и поволжских путей к нему [Ср.: 5].

В поле нашего рассмотрения находятся три крупные поликонфессиональные этнолингвистические общности, активно мигрировавшие и во многом определявшие развитие региона. С конца XVI в. по середину XIX в. эти потоки переселений встретились и "сошлись" на пространстве от северо-западной оконечности Каспия и по рекам Тереку и Куме вплоть до Ставропольской возвышенности и Пятигорья, на её юге как центра территории на карте.

С севера, вдоль рек Волги и Дона вместе с ростом влияния Руси-России сюда проникали славяне. Напротив, с юга на север, вдоль дагестанского побережья Каспия, как военные поселенцы или беженцы от частых конфликтов, двигались западные (по языку и диалектам) иранцы-"таты". С запада на восток, создавая небольшие предгосудар-ства, совершали движение адыги, включая кабардинцев, в их прежнем общем русском эк-зонаименовании - "касоги", затем "черкесы". Учёные-путешественники XVII - XVIII вв., ставшие свидетелями и участниками событий, оставили важные заметки о них. Так, один из первых исследователей-иранистов планеты, писатель Ян Юзеф (И.О. Потоцкий), побывав в регионе в 1797-1798 гг., проследил распад "татской" общности с её различным монотеизмом и наметил новые контакты её осколков в продвижениях по российским пределам.

Турецкий хронист-разведчик Эвлия Челеби в книге "Сафар-наме", выделил в г. Астрахани и Казани "хешдеков" - многих горожан - мусульман, хороших воинов русского царя, "с языком московского народа", а в Адыгее - "мамшухов" - здешних иудеев, селян в аулах "у подножья абхазских гор". Славянский ислам на Юге России и приграничье был представлен в казачестве XVII в. у "тумов" - полуславян-полутюрок, или у казаков, принимавших в контактах с крымцами и турками ислам - под названием "ахрияне".

Обе эти переходные группы имелись у донских казаков, не раз перемещавшися в XVII в. по исследуемому ареалу: на за-

пад до Прикаспия (р. Кума и п/о Аграхань) и обратно - на р. Кубань (находившейся тогда под прямой властью Турции) [См.: 6]. Но в XVIII в. этот компонент уже не отмечался, хотя мусульмане-казаки Донского и Астраханского войск (татары и знатные ногайцы) известны в течение всего XIX в. С середины XVIII в. у русских однодворцев воронежско-тамбовских верховьев Дона и его притоков возникло особое "русское иудеянство" - молоканство, субботничество, караимство, началось его продвижение на восток и юг, в степи и к Кавказу.

Разные ответвления общего монотеизма, имеющие единое происхождение, некоторую догматическую близость, в целом гармонично (особенно в быту) сочетались внутри этносов, создавая в составе России соседствующие общины. Это и не исключало миссионерства и предпочтений со стороны властей.

Древний греко-грузинский православный субстрат (с церквями, священниками, монахами) у предков адыгов - кабардинцев вытеснялся исламом, идущим из Турции и Крыма. Однако после падения Астраханского ханства и союза царя Ивана IV Грозного с "пятигорскими черкесами" (50-е - 60-е годы XVI в.) усилилось влияние России, её православия на периферийные группы этноса. Тюменский, или Терский городок (острог) в Астраханском воеводстве для служилых горцев знатных в Кабарде князей Черкасских существовал в дельте р. Терек, в прибрежье Каспия с середине XVI в. до начала XVIII в. Выходец из православной ветви этого рода боярин и князь Григорий Сунчалеевич Черкасский стал в 1655 - 1671 гг. воеводой в Астрахани и Царицыне, ведал связями со степняками и горцами. И крещёная часть кабардинцев и чеченцев-акинцев (по-русски "ококи, окочеяне") была известна к середине XVIII в., уже в крепости Ставрополь - Кавказский и в г. Кизляр.

С учреждением крепости и города Моздок здесь и на окрестных степных хуторах возникла служилая группа "моздокско-курскйх" кабардинцев, группами бежавших с предгорий в подданство России (в основе это православные христиане, хотя с чертами древних фольклорных представлений и се-зонно-жертвенных культов) [Подробно см.: 7]. От казачьего статуса (принятого соседни-

ми, "моздокскими" осетинами - дигорцами) эти "черкесы" в 1813 - 1845 гг. отказались, избрав иной, "приписной - подказачий" статус с прозвищем "казачья братия".

О событиях, связанных с кабардинцами Моздока, есть немало документов, поступавших тогда губернским властям и сохранённых в Государственном архиве Астраханской области (ГААО). Имеются и новые работы, посвященные их положению далее и ныне [8-10]. Православно-адыгский элемент расширялся по региону, но вскоре мог ассимилироваться. В ГААО имеются документы Кавказского наместнического правления от 24 сент. - 20 окт. 1792 г., т.е. сразу после российско-турецкой войны. В них отмечается, что семьи "двоих родных братьев из горских черкес" с личного разрешения наместника на Кавказе и в Саратове "генерал - порутчика и кавалера" П.С. Потёмкина, приняли в 1786 г. православие, льготы и фамилию "Андреевы", были направлены жить в крепость Чёрный Яр на Волге, со временем отказались от податных льгот и выбрали причисление к здешнему купечеству [11].

Побережье Чёрного моря и предгорья вошли в состав России в конце 20-х - начале 60-х годов XIX в., имея свой, усложнённый ислам, иудаизм, армяно-григорианство, позже православие и опыт сочетания разных ветвей монотеизма. Упомянем, что с Черноморского побережья и из предгорных ущелий были специально переселены в 1836 - 1848 гг. в посёлок, затем г. Армавир адыгееязычные "чер-кесо-гаи" - христиане-григориане армянской апостольской веры. Интересен другой здешний и тоже необычный этноконфессиональный элемент. С упомянутыми после середины XVII в. (Эв. Челеби) иудеями предгорий, "мамшухами-чуфудами" есть основания связывать евреев Адыгеи, переселённых царской администрацией из района междуречья рек Лаба, Курджипс и Белая (между нынешним г. Майкоп и Кубанским водохранилищем), в соседство к другим адыгам - черкесам. Почти сто лет, с 30-х годов XIX в. и по 20-е годы XX в., около трёхсот чел. жили в ауле (станице) Джегонас, Джегонес или Джегонак, вблизи посёлка, затем г. Ба-талпашинска (с 1937 - 1939 гг. - г. Черкесск) [См.: 12].

Двигаясь встречным образом, в сложные этнополитические катаклизмы попадали западно-иранские, "татские" по языку этногруппы разных конфессий. Они, сами или вынужденно, постепенно переселялись вдоль дагестан-

ского побережья Каспия, под защиту власти России. В начале 70-х годов XVIII в. первые "таты-иудеи", но с особой литургией в иудаизме (для русской администрации - "горские евреи", а по самоназванию на их староиранском языке - "джугъуры"), 80 семей, были захвачены в Кайтаге кумыкскими владетелями и поселены во владениях Эндирей и Костек, вскоре принявших российское подданство.

В 1797 г., сразу после императрицы Екатерины II и второго Каспийского похода, в обозе отходящих под угрозой шахских войск на север устремились армяне, грузины, а также до десятка тысяч "татоязычных" христиан-григориан армянской апостольской веры, "армяно - татов". Они получили от соседних армян имя "кегецирен" (букв. "люди с сельской, поселковой речью"). В районе г. Кизляра их тогда видел и говорил с ними иранист Я.Ю. Потоцкий. Вскоре именно для них указом императора Павла I от 28 октября 1799 г. возник "заштатный город" Святой Крест, на армянском - Сурп Хач, с 1921 г. Прикумск, с 1935 г. - Будённовск.

Через селение Эндери (русск. Андрей -аул, Андреевское, Андреевка) и соседнюю крепость Нежданную в начале Кавказской войны, в 1818 г. значительные группы "горских иудеев" стали сосредоточиваться при новых "крепостях на линии" Нальчик и Грозная [13]. И там, и там возникли их поселения под названиями "Колонка", т.е. "маленькая колония", к началу XX в. вошедшие в черту городов. Двигались они и дальше на запад, явно встречаясь у г. Баталпашинска с единовецами иной горской ветви - потомками адыгских "мамшухов" в ст. Джегонак.

Нам известно из собранных в экспедициях данных, что приезжая на базар в г. Святой Крест - Будённовск, "джугъуры" из г. Грозного (пока там существовал их квартал) неизменно удивлялись, что "кегецирен" "знают их язык".

Нередко в этноконфессиональной специфике проявлялись и социальные катаклизмы, ею оформлялись протестные движения. Так, сложность в структуре Большого Ближневосточного Монотеизма добавили с середины XVIII в. потомки служилых "однодворцев", ставших госкрестьянами, объявившими себя "приклонниками к закону Моисееву и вере Сионской", явно тяготея к еврейской традиции (записано автором статьи на юго-западной окраине Астраханской обл.). С самого начала

XIX в. эти иудеяне, "молокане-субботники", стали переселяться из воронежско-тамбовско-го левобережья р. Дон на новоосваиваемые земли к низовьям р. Волги, под г. Царицын и далее по степям, за г. Саратов, к городам Оренбургу и Омску. Любопытна группа в несколько десятков человек, перебравшаяся в 1806 г. с разрешения губернаторов из с. Козловка (Верх. Острожки, то же Шиповка), ранее уездного центра, ныне Бутурлиновского р-на Воронежской обл., в серединную часть Астраханской губ., в сёла Пришиб (Голодя-евка) и Никольское ныне Енотаевского р-на.

В 60-е - 70-е годы XIX в. произошло разделение общин на "молокан-воскресников" и "субботников-талмудистов". И те и другие преследовались и ссылались вдаль, на границы Закавказья, в Крым и Новороссию, а с окончанием Кавказской войны - и в Предкавказье.

В 1864 г. группа молокан была переведена из Саратовской губ. в г. Владикавказ (и ныне здесь есть м/р "Молоканка"). А в 1866 г. заявили о себе субботники из с. Высоцкого (ныне Петровского р-на Ставрополья), селившиеся здесь с рубежа XIX в. и потребовавшие свободы в отправлении культа. В районе г. Моздока позже известны и те и другие. К концу XIX в. в иудейских группах ("горских", крымских, славянских) нарастали настроения миграции внутри страны и даже эмиграционные, "про-палестинские" настроения.

В русле тех же процессов жители ено-таевских сёл Пришиб и Никольское (более десятка фамилий) в 1898 г. самовольно переехали на плотах вниз по р. Волге, а затем по протокам и озёрам (лиманам) на запад, на Линейный (Кизлярский) тракт, обустроенный в 1786 - 1864 гг. для снабжения первой и второй Кавказской войн. Разместились они в с. Михайловка (ныне приграничный Ли-манский р-н), пополнив здешнее полиэтничное и разноконфессиональное население. Одна семья "европейских" евреев - "ашкеназим" из г. Астрахани присоединилась к ним позже, в начале XX в. Оказавшись в 1927 - 1941 гг. в составе Калмыцкой АО и АССР, с. Михай-ловка представляло единственную в степной автономии "иудейскую общину": 101 прихожанин и один раввин.

В советский период для небольших этносов и этноконфессиональных групп пытались создать специальные возможности, им оказывалась серьёзная поддержка. Так, в 1924 - 1928 гг. проводилась большая работа

по созданию "еврейских колхозов" на плодородных землях Крыма и Ставрополья. Севернее г. Моздока, вокруг ст. Курской - вблизи здешних селений служилых осетин, православных кабардинцев, тюркоязычных армян организовали три таких хозяйства. В с. Ган-штаковка, иначе - с. Менжинск (колхоз "КИМ") поселили десятки семей татоязычных "горских иудеев - джугъур" и несколько "европейских" евреев ("ашкеназим"), тяготевших к сельскому труду. Меньшим по численности, но таким же по составу был колхоз им. Л.М. Кагановича, расположенный севернее, ближе к г. Будённовску (Александровский, ныне Советский р-н.).

В.И. Колесов и Д.В. Сень отмечают, что вероятные потомки полулегендарных адыгских "мамшухов"-"джегонакских" горских иудеев с запада ареала были тоже переселены к г. Моздоку [12, с. 205, 210]. Имеются основания полагать, что эти бывшие "джегонакцы" составили основу жителей большого (до 500 жителей) с. Богдановка (третий колхоз "Дружба"). С пополнениями из Азербайджана и Дагестана в населении с. Богдановка были представлены и татоязычные горские иудеи-

а ' ?? -> а ^ ??

джугъур и ещё 2 - 3 семьи европейских "ашкеназим" [14].

В войнах и конфликтах разных лет чаще всего страдали именно "переходные" группы монотеистических исповеданий, хотя порой они и успешно избегали опасности, используя именно свою "переходность". Так произошло, когда на Юге России наступило трагическое время войны и немецко-фашистской оккупации региона (август 1942 - начало января 1943 гг.).

Заметим, что нацистские власти в оккупированной Европе реже и меньше ранее преследовали ("не по расе") "восточных", чаше -"сефардим, сефардских", иудеев из Азии и с севера Африки. Здесь же, в Предкавказье, наличие "горских" иудеев (с нового времени тяготевших к "сефардим" Ближнего Востока) составляло для захватчиков некую сложность.

Некоторые трагические события Холоко-ста произошли и здесь, другие могли бы состояться. Жители с. Богдановка (евреи - иудеи всех трёх этногенетических и языковых групп, 470 - 480 чел., после выяснения оккупантами в течение месяца их "необычности") были уничтожены 25 сентября 1942 г. - расстреляны, а частью сброшены в старую шахту вблизи ст. Курская. Спаслись лишь девочка и мальчик, показавшие знание кабардинского языка. В 1961 г. на этом месте поставлен памятник.

19 октября 1942 г. вместе с евреями г. Моздока были уничтожены жители с. Ганштаковка -Менжинск и колхоза им. Л.М. Кагановича. Не обошлось здесь и без коллаборационизма со стороны одного местного немца-колониста, предавшего "евреев в Богдановке", а также, говорят . и здешних субботников, бывших в оцеплении (их семьи тоже были задержаны, но отпущены почти сразу же).

Иудейская община г. Нальчика (город 28 октября 1942 г. был занят оккупационными войсками генерал-полковника танковых войск П.-Л.Э. фон Клейста, к нацистам сдержанного и ранее бывшего в отставке) подверглась расколу именно по жизненному тогда принципу. В середине ноября местные "ашкеназим" были собраны и уничтожены на городском ипподроме. Западно-ираноязычные "горские" иудеи, "джугъуры" с десятком семей евреев "джегонакских" из с. Богдановки (не менее 1 тыс. семейств) и грузинских евреев (до 7 тыс. чел.) пошли по иному пути. Обозначим его "караймским": так же поступили близкие к иудаизму тюрки Крыма и Литвы (видный учёный и "гахам" их веры С.М. Шапшал в 1939 - 1941 гг.), официально заявив о своей "нееврейскости" - в смысле отсутствия семитских истоков. Обитатели "Колонки" г. Нальчика представили себя именно как иудеи в монотеизме, но "таты", всячески и успешно демонстрируя офицерам вермахта свою не "еврейскую", а "кавказскую культуру".

Невзирая на протесты войсковых айн-затцкоманд СС, жителей слободы поддержал Кабардинский нацкомитет, а к декабрю - прибывшие германские учёные и примкнувший к ним член-корр. АН СССР, лингвист-востоковед Н.Н. Поппе. Добавим, что иранцы по языку, "таты - джугъуры" (как и персы, курды, афганцы и др.), в соответствии с поправками 1936 г. к Нюрнбергским расовым законам могли считаться, невзирая на их религии, "азиатскими арийцами".

Новые проблемы возникли в дальнейшем в некоторых даже уцелевших ранее этно-конфессиональныех, переходно-приграничных образованиях. Так, в период кризиса в Нагорном Карабахе и вокруг него, с осени 1987 г. по зиму 1991 г., а затем военных действий до середины мая 1994 г. фактически исчез весь остаточный пласт татоязычных христи-ан-григориан в двух-трех селениях северной части Азербайджана ("кегецирен" долины р. Самур в Прикаспии и близкая им ширван-ская группа). Большинство из них пересели-

лось либо в Армению, либо в Предкавказье России (Прохладный, Ипатово и др.). При налёте басаевской банды на г. Будённовск 14 -19 июня 1995 г. были затронуты старинные кварталы ("магал") первопоселенцев. Среди погибших милиционеров есть и местные армяне, и "кегецирен".

С началом первой чеченской кампании в декабре 1994 - январе 1995 г. "Колонка" в г. Грозном с татоязычной, "горской", иудейской традицией перестала существовать. Ее жители (несколько тысяч человек) были эвакуированы через центр приёма в г. Нальчике, в большинстве - в Израиль. Но вновь возникает непростая проблема "погранично-сти" и её восприятия даже в "своей" едино-божной конфессии. С середины 2003 г. была прекращена выдача Государством Израиль разрешений на въезд ("репатриацию"?!) "иу-деянам", русским "талмудистам-субботникам" (ивритское "гэйрим" - "чужие, иные", чаще, из идиш - "геры") из России и Украины, включая Новороссию и Крым. Учитывалось, что славяно-иудейская община "алий" XIX -начала XX вв. утратила в свою сплочённость и русский язык общения и точно не была "еврейской" изначально.

Усилился научный интерес к данной переходной группе. Сёла Михайловка и Новоге-оргиевск Лиманского р-на 1-3 февраля 2007 г. посетила экспедиция Центра библеистики и иудаики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) во главе с выпускницей аспирантуры Марией Михайловной Каспиной, ныне зам. директора по научной работе Музея истории евреев в России, г. Москва (в составе - Л.Г. Жукова, Н.М. Киреева и А.Б. Мороз). Ими и затем нами сообща было выявлено, казалось бы, угасание традиции с уходом из жизни знатоков старшего возраста. Тем более вряд ли реальны эмиграционные настроения. Но немалый и даже острый интерес юношества к семейно-сельскому наследию показала недавняя творческая работа старшеклассницы с. Михайловка Галины А. Каширской из рода "субботников-молоканов", "евреев" по документам СССР (руководитель -директор школы, историк З.С. Шальнова) [15].

15 января 2014 г. один из двух Главных раввинов Израиля (по "сефардскому" обряду - нусаху) Ицх. Йосеф на встрече с Министром алии и абсорбции огласил разрешение на переезд в страну субботникам "с территорий России и Украины", приравняв их к частым у "сефардим" Азии и Северной Африки особым евреям-"анусим", вынужден-

ным скрывать свою принадлежность и воздерживаться от обрядности. Тем самым были подчёркнуты наличие, но сложность и порой неоднозначность "монотеистического единства" Действенность и последствия выданного руководителем евреев-"сефардим" религиозного заключения пока что трудно предвидеть.

Итак, мы можем считать, что общая картина и этногеография распространения конфессий монотеизма на Юге России сложилась с середины XVI до конца XIX в. и представила множество оригинальных этноконфессиональ-ных вариаций, хотя и была отчасти скорректирована событиями в XX в. Одни направления лишь наметились (славянский ислам), другие успешно заняли каждое свою нишу. Имеются и "зоны сосредоточения" таких групп, как, к примеру, в треугольнике Кизляр - Моздок -Нальчик - Будённовск. "Этнические" проявлений религий бывали и элитными в вере, и протестными. В их развитии соединялись и спонтанные, и организованные проявления.

Важное качество этноконфессиональных групп - их взаимосвязи и "переходная" роль. При общем мирном и дружном сосуществовании сообществ разных конфессий внутри этносов они чаще всего (даже при общем и сходном монотеизме) бывали наиболее уязвимы в войнах и конфликтах. Именно эти образования связали Юг России с самым дальним зарубежьем. Перспективы и прогнозы дальнейшего развития возможны, но они специфичны в каждом отдельном случае и носят сугубо вероятностный характер. Изучение данной темы следует продолжать, привлекая материал и иных, кроме рассмотренных, этносов поликонфессионального состава в регионе (осетин, вайнахов, татар, калмыков и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Викторин В.М., Идрисов Э.Ш. Воспроизводство этничности и традиций в условиях современности (на примерах этнических сообществ Юга России) // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 5 (спецвып.). С. 99 - 105.

2. Басилов В.Н. Этноконфессиональная группа (общность) // Религиозные верования. Вып. 5. (Свод этногр. понятий и терминов). М.: Наука. 1993. 240 с. С. 232 - 233.

3. См.: Кобищанов Ю.М. Этноконфессиональные группы во всемирной истории // Вопросы истории. 1999. № 9. С. 47 - 61.

4. Викторин В. М. Этноконфессионально-специфические группы в структуре этносов на рубеже Евразии (монотеизм - рецепция и связь верований - соотношение общин) // Россия

и Восток: проблемы взаимодействия Мат-лы 6-й междунар. науч. конф. (г. Волгоград, 28-30 сент. 2002 г.). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 155-166.

5. Викторин В.М. Этноконфессиональные группы у горских и степных народов Северного Кавказа: расхождения объединяющего субстрата, характер прежних и новых взаимосвязей // Кавказ: история и современность. Мат-лы 3-й междунар. научно-практ. конф. (г. Пятигорск, 26 - 27 сентября 2013 г.): В 2 т. Т. 2. Пятигорск: Изд-во "РИА-КМВ", 2014. С. 49-58.

6. Сень Д.В. Казачество Дона и Северо-Западного Кавказа в отношениях с мусульманскими государствами Причерноморья (вторая половина XVII в. -начало XVIII в.). Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 280 с. С. 41, 45-46, 139-151, 156-165, 172-174, 185, 197-201, 261-264 и др.

7. Викторин В.М. Из истории религиозной политики России на Северном Кавказе (60-е - 80-е годы

XVIII в.) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 1998. № 6. С. 48-52.

8. Абазов А.Х. Моздокские кабардинцы в контексте истории Моздока в последней трети XVIII -

XIX вв. // 10-й юбилейн. Конгресс этнографов и антропологов России ("Современный город и социально-культурная модернизация России", 2 - 5 июля 2013 г.). Тез. докл. М.: АЭиАР, ИЭА им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Мэрия г. Москвы. 2013. С. 91.

9. Викторин В.М. Моздокские и курскйе кабардинцы: специфика этносоциального и конфессионального развития, межэтнических связей и современной субэтнокультурной самоорганизации (к 450-летию региона в России) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2006. № 6. С. 21-27.

10. Викторин В.М. "Казачьи братия" - служилые адыги - кабардинцы "тёмного леса" и степей вокруг Моздока // Центр Л.Н. Гумилёва - совр. евразийство / [Электронный ресурс]. URL: www.gu-milev-center.su/kazachi-bratiya- %E2 %80 %93-sluzh-üye-adygi-kabardincy-tjomnogo-lesa-i-stepejj-vokrag-mozdoka/.

11. Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. 467. Оп. 3. Д. 472. Л. 1-4.

12. Колесов В.И., Сень Д.В. Недолгая история горских евреев Северо-Западного Кавказа // Диаспоры. 2000. № 3. С. 198-210.

13. Семёнов И.Г. Очерк истории и географии расселения горских евреев // Г.С. Сосунов. Еврейские памятники Восточного Кавказа. Книга-альбом. Махачкала-Дербент: Дербентский благотворит. фонд "Имид". 2007. С. 180-215.

14. История и этнография горских евреев Кавказа: Мат-лы семинара, г. Нальчик, 15 - 17 сент. 1997 г. / Сост. С.А. Данилова. Нальчик: Издат. центр "Эль-Фа", 1998. 85 с. С. 55.

15. Каширская Г.А. "Свои-чужие": другая национальность, другая религия: Молоканы - русские,

считающие себя евреями. Школьная исслед. работа // Алые паруса: проект для одарённых детей. [Электронный ресурс]. URL: www.nsportal.ru/ap/ library/drugoe/2013/02/04/issledovatelskaya-rabota-svoi-chuzhie-drugaya-religiya.

REFERENCES

1. Viktorin V.M., Idrisov E.Sh. Sotsial'no-gumanitar-nye znaniya, 2014, no. 5 (спецвыпуск), pp. 99-105

2. Basilov V.N. Etnokonfessional'naya gruppa (ob-shchnost') [Confessional group (community)]. In: Reli-gioznye verovaniya. Vypusk 5. Svod etnograficheskikh ponyatiy i terminov [Religious beliefs Issue 5. Arch ethnographic concepts and terms]. Moscow, Nauka, 1993, 240 p., pp. 232-233

3. Kobishchanov Yu.M. Voprosy istorii, 1999, no. 9, pp. 47-61

4. Viktorin V.M. Etnokonfessional'no-spetsificheskie gruppy v strukture etnosov na rubezhe Evrazii (monoteizm - retseptsiya i svyaz' verovaniy - soot-noshenie obshchin) [Ethnoconfessional-specific groups in the structure of ethnic groups at the turn of Eurasia (monotheism - reception and communication of beliefs - the ratio of the communities)]. In: Rossiya i Vostok: problemy vzaimodeystviya Materialy 6 Mezh-dunarodnoy nauchnoy konferentsii [Proc. 6th Int. Sci. Conf. "Russia and the East: problems of interaction, Volgograd, September 28-30, 2002]. Volgograd, Volgograd State Univ. Press, 2003, pp. 155-166.

5. Viktorin V.M. Etnokonfessional'nye gruppy u gorskikh i stepnykh narodov Severnogo Kavkaza: raskhozhdeniya ob"edinyayushchego substrata, kharakter prezhnikh i novykh vzaimosvyazey [Ethnoconfessional group of mountain and steppe peoples of the North Caucasus: differences unifying substrate, the nature of the old and new relationships]. In: Kavkaz: istoriya i sovremennost' Materialy 3-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konf. [Proc 3rd Int. Sci.-Pract. Conf. "The Caucasus: history and modernity]. (Pyatigorsk, September 26-27, 2013 г.): in 2 vols. Vol. 2. Pyatigorsk, Publisher RIA-CMW, 2014, pp. 49-58

6. Sen' D.V. Kazachestvo Dona i Severo-Zapadnogo Kavkaza v otnosheniyakh s musul'manskimi gosu-darstvami Prichernomor'ya (vtoraya polovina XVII v. - nachalo XVIII v.) [The Cossacks of the Don and the North-Western Caucasus in relations with the Muslim States of the Black Sea (the second half of the 17th century - the beginning of 18th century)]. Rostov-on-Don, Southern Federal Univ. Press, 2009,

280 p., pp. 41, 45-46, 139-151, 156-165, 172-174, 185, 197-201, 261-264.

7. Viktorin V.M. Vostok. Afro-aziatskie obshchestva: istoriya i sovremennost', 1998, no. 6, pp. 48-52.

8. Abazov A.Kh. Mozdokskie kabardintsy v kontek-ste istorii Mozdoka v posledney treti XVIII-XIX vv. [Mozdok Kabardians in the context of the history of Mozdok in the last third of the 18th - 19th centuries]. In: 10 Yubileynyy kongress etnografov i antropologov Rossii "Sovremennyy gorod i sotsial'no-kul'turnaya modernizatsiya Rossii" [Proc. 10th Jubilee Congress of ethnographers and anthropologists of Russia "Modern city and socio-cultural modernization of Russia"], July 2-5, 2013). Moscow, AEiAR, IEA named by N.N. Miklukho-Maklay RAS, 2013, p. 91.

9. Viktorin V.M. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy, 2006, no. 1, pp. 21-27.

10. Viktorin V.M. "Kazach'i bratiya" - sluzhilye adygi-kabardintsy "temnogo lesa" i stepey vokrug Mozdoka [Kazachiy Bratia servitor Adygs-Kabar-dins nemnogo Lisa and steppes around Mozdok], available at: www.gumilev-center.su/kazachi-bratiya- %E2 %80 %93-sluzhilye-adygi-kabardincy-tjomnogo-lesa-i-stepejj-vokrug-mozdoka/ (accessed August 18, 2011)

11. Gosudarstvennyy arkhiv Astrakhanskoy oblasti [State archive of the Astrakhan region]. F. 467. Op. 3. D. 472. L. 1-4.

12. Kolesov V.I., Sen' D.V. Diaspory, 2000, no. 3, pp. 198-210.

13. Semenov I.G. Ocherk istorii i geografii rasseleniya gorskikh evreev [sketch of the history and geography of the settlement of the mountain Jews]. In: G.S. Sosunov. Evreyskie pamyatniki Vostochnogo Kavkaza [Jewish monuments of the Eastern Caucasus.]. Makhachkala, Derbent, Derbent charitable Foundation "Imid", 2007, pp. 180-215.

14. Istoriya i etnografiya gorskikh evreev Kavkaza (Materialy seminara) [History and Ethnography of the mountain Jews of the Caucasus (seminar Materials, Nalchik, 15-17 September 1997). Compiled by C.A. Danilov]. Nalchik, El FA, 1998, 85 p.

15. Kashirskaya G.A. ""Svoi-chuzhie": drugaya natsional'nost', drugaya religiya: Molokany -russkie, schitayushchie sebya evreyami" [ours -alien other nationality, other religion: the Molokans Russians who consider themselves Jews"], available at: www.nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/02/04/ issledovatelskaya-rabota-svoi-chuzhie-drugaya-religiya (accessed February, 2013).

Статья выполнена в рамках проекта Распределённого научного центра межнациональных и межконфессиональных отношений "Этнологический мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации". Этап 2014 г. (Научный руководитель - академик В.А. Тишков).

19 ноября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.