Научная статья на тему 'Город Дербент, Восточный Кавказ и побережье Каспия: этнолингвистические и конфессиональные миграции к началу xix в'

Город Дербент, Восточный Кавказ и побережье Каспия: этнолингвистические и конфессиональные миграции к началу xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
119
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАВКАЗ / CAUCASUS / ПРИКАСПИЙ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / MIDDLE EAST'S DESCENDANTS / ВЫХОДЦЫ / МИГРАЦИИ / MIGRATIONS / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ETHNOLINGUISTIC AND CONFESSIONAL GROUPS / CASPIAN SEA COASTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Викторин Виктор Михайлович

В статье изучается центр западного Прикаспия юг Дагестана и северо-восток соседнего Азербайджана: 150 км по побережью. Рассматриваются особенные группы населения мигранты с Ближнего Востока арабы, персы и таты, тюрки-огузы, к концу XVIII в. сформировавшие в общении с местными горцами здешнюю этническую картину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Город Дербент, Восточный Кавказ и побережье Каспия: этнолингвистические и конфессиональные миграции к началу xix в»

УДК 930.85

ГОРОД ДЕРБЕНТ, ВОСТОЧНЫЙ КАВКАЗ И ПОБЕРЕЖЬЕ КАСПИЯ: ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ

МИГРАЦИИ К НАЧАЛУ XIX В.

В.М. Викторин

БО! 10.18522/2072-0181-2016-88-4-96-99

Обращаясь к давним переходным историческим и географическим основам этнологической науки, мы не раз обращали внимание на гибкую связь "стадиальных" и "ареальных" факторов в гуманитарных исследованиях. Интересные примеры предоставляют для них пространства востока Кавказа и Каспийского побережья. Общая протяженность морских берегов РФ и Азербайджана в СНГ до границ Ирана достигает 700 км.

Здесь многократно сменялись, проходя через дербентское миграционные вол-

ны, возникал необычный синтез этнокультурных и конфессиональных явлений. А наличие гор и предгорий, соседство их с равнинами, речными дельтами и взморьем наиболее эффектно оттеняло такое многообразие.

Несколько интересных "историко-гео-графических" зон от Астрахани и до предместий городской агломерации Махачкалы были рассмотрены нами ранее [1, 2]. Своей этнической историей еще более любопытна береговая протяженность от г. Избербаш в Дагестане до р. Самур по Самурскому каналу, до г. Сиазань в Азербайджане.

Хорошо изучена (проф. С.Ш. Гаджие-ва, Х.Л. Ханмагомедов) примыкающая с юга за линией г. Избербаш - пос. Первомайское к пос. Новокаякент зона "Дагестанское Терекеме", связанная с особой этногруппой до революции и чуть позже нее полукочевых тюрок, примерно 14-15 тыс. чел. [см.: 3, 4]. Стоить отметить, что указанные ученые -местные уроженцы

В сентябре 2015 г. старинный Дербент на юге Дагестана отметил 5 тыс. лет как поселение и 2 тыс. лет как город. В связи с юбилеем Дербента освещались многие вопросы этнои-стории поселения, крепости-города, в том чис-

Викторин Виктор Михайлович - кандидат исторических наук, доцент кафедры восточных языков Астраханского государственного университета, 414000. г. Астрахань, ул. Ахматовская, 11, т. 8(8512)392658, e-mail victvic@mail.ru, vignitor@gmail.com.

ле особенности "татов-иудеев", иначе "горских дагестанских евреев" [см.: 5, 6].

В поле нашего внимания остается полоса в 130-140 км (более 300 км по трассе), 1/3 и 2/3 ее по обе стороны государственной границы. Рассматриваются берег и обычно 5-6 км прилегающей долины и еще до 30 км выше, в предгорья. Это пространство соответствует "историко-географическому" ареалу под названием "Мушкур" - восточной, прибрежной части крупной области "Ширван", и северу территории "Маскут", примыкавшей издревле к обширной Кавказской Албании ("Агванк", "Арран").

В конце XVII - начале XIX вв. это территории Кубинского (Губинского) ханства и отчасти выделившегося к середине XVIII в. соседнего Шекинского ханства.

При предполагаемом албанском субстрате по побережью "Мушкура" ("Маскута") со времен проникновения сюда религии ислама (середина VII в. и позже) преобладали, сменяя друг друга, потомки переднеазиатских переселенцев разных веков: полукочевые арабы, оседлые иранцы-"таты" и тюрки-огузы, сочетавшие в своем быту оба типа хозяйства.

Тюркские династии правили в ханствах. Но, как мы отмечали в статьях ранее, ещё на рубеже XVII-XVIII вв. в Ширване и Мушкуре существовал единый "массив татского языка" (мусульмане, христиане-григо-риане и "горские" иудеи). Во всей предгорной и прибрежной полосе они жили по соседству, а кое-где (в сел. Рустау - Рустов, Хачмас -Хачмаз) - все три общины совместно [см.: 7].

В силу сложных политических процессов движение на север - в предгорные Табасаран и Кайтаг, к Дербенту - начали "горские" иудеи, затем в пределы России эвакуировались таты-григориане. К началу XIX в. в дербент-

Victor Victorin - Astrakhan State University, 11, Akhmatovskaya Street. Astrakhan. 414000. e-mail victvic@ mail.ru vignitor@gmail.com, tel. +7(8512)392658.

96

2016

№ 4

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

ские предгорья, в прежние "арабские" зимние стойбища, перешла небольшая группа муш-курских татов-мусульман.

В селах Мушкур-Нюгди и Моллахалил по притоку р. Самур в 30 км юго-восточнее Дербента в 1797-1806 гг. татов-христиан массовым порядком сменили одноязычные им "горские" иудеи [см.: 5, с. 191-194]. Для григориан Апостольской церкви это место остается священным и поныне, будучи как-то связанным с гибелью в 348 г. первого епископа Албании Кавказской св. Григориса-младшего (часовня в его память здесь была сооружена к середине XIX в. - и сейчас реставрируется).

На общее положение дел и этнокарту региона сильно влияли военно-политические катаклизмы: кризис в Персии, владевшей Закавказьем, походы российских войск в 1722 и 1796 гг., враждебная им экспедиция в "Мушкур", южнее Дербента, со стороны Адиль-гирея, шамхала Тарковскиого в 1724 г., вторжение на Кавказ персидского Надир-шаха Афшара, начатое с 1741 г., и, наконец, намечавшийся в 1797 г. поход "вслед россиянам" хана, затем шаха Персии Ага-Мохаммеда Каджара [см.: 7].

Российскую власть до середины XVIII в. застала любопытная этногруппа "арабы Дагестана и северного Азербайджана". По словам капитана-артиллериста и топографа И.-Г. Гер -бера (от 1728 г.), здесь "арапы жили рассып-но". Летом они кочевали "между горами ... в кибитках", в шемахинских верховьях рек, находящихся тогда "под турецким владением". А на зиму они переезжали "из гор на нижние места к морю - и сии зимние кормы . кишлаки подлежали все Российской империи" [8].

Постоянную власть России арабы, насколько ясно, не признали и освободили свои "кишлаки" для мусульман-татов, оттянувшись, скорее всего, на юг, к османским территориям.

Но порой в предгорьях Южного Дагестана (чуть юго-западнее Дербента) фиксировалось и "остаточное арабское" самосознание как особая, необычная идентичность [ср.: 7].

При проведении первой общей переписи империи в 1897 г. "указали, что они - (арабы. - В.В.) ... жители селений ... Дарваг ... Кемах и Гимейди, происхождение которых связывается с арабскими колонистами, хотя дарвагцы говорили по-азербайджански, а ке-махцы и гимейдинцы - по-татски" [9].

За столетие до того, в конце 1796 - начале 1797 г., вслед за отходившими российскими войсками на кораблях и по суше вдоль побережья (через Дербент или рядом с ним), опасаясь ответного вторжения Ага-Мумам-меда Каджара, на юг России устремились "11 тыс. семейств" (до 30 тыс. чел.) христиан Закавказья - армян и армяно-татов, меньше грузин, в том числе и множество жителей "Мушкура". Среди них - и татоязычные христиане из с. Нюгди Моллахалиля.

Интересно, что такого переселенца (из "армян Мушкура с татским языком", близко схожим "с речью еврейских крестьян Шир-вана") встретил в крепости Кизляр в начале сентября 1797 г. знаменитый писатель и путешественник, один из первых ученых-иранистов граф Я.Юз. Потоцкий [Перевод его путевых заметок см.: 10, 11].

В верховых ареалах, утвердившихся за Россией, как раз для татоязычных армяно-григориан (теперь так называемых "кегеци-рен" - людей с "поселковой" речью) в 1799 г. был учрежден "заштатный город" Святой Крест - Сурп Хач, затем "Прикумск", нынешний г. Буденновск.

Сейчас потомков выходцев из Мушкура с синтезом традиций и разными родными языками, компактно живущих на Юге России (г. Буденновск, с. Эдиссия на Ставрополье и с. Карабаглы в Дагестане), мы насчитали 12-13 тыс. чел.

Итак, на рассматриваемом этапе миграционное движение "вдоль Каспия" было приоритетным. Северное направление являлось "пророссийским", южное - ориентированным на турецкое или персидское подданство. Таким образом, этническая карта региона к самому концу XVIII в. сформировалась.

Наступал XIX в. - время внешних войн и объединения в 1828-1829 гг. Северного Кавказа с Закавказьем в составе Российской империи, в рамках единых властных структур. Основываясь на рассмотренных выше предпосылках, он привнёс новые явления и тенденции в этническое и конфессиональное развитие обширного и важного региона.

ЛИТЕРАТУРА 1. Викторин В.М. Российская Астрахань, СевероЗападный Прикаспий и Терский край по пути на Кавказ: этнический, конфессиональный, языковой факторы исторического развития и взаимодействия (середина XVI - начало XX вв.). К юбилеям

регионов в составе России // Русско-кавказские отношения: от первых контактов до современного единства: Мат-лы III Междун. форума историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 16-17 ноября 2015 г.) / Отв. ред., проф. В.В. Черноус. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2015. С. 108-117.

2. Викторин В.М. Пространства Северо-Восточного Кавказа и Северо-Западного Прикаспия: этнические и конфессиональные процессы здесь в XVIII - начале XXI вв. (современная связь ареальных, стадиальных и когнитивных характеристик в изучении и презентации проблемы) // Кавказоведение: стратегии развития в XXI в. и взаимодействие с образованием: Мат-лы IV Междун. форума историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 19-20 октября 2016 г.) / Отв. ред., проф. В.В. Черноус. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2016. С. 114-132.

3. Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1990. 212 с.

4. Ханмагомедов Х.Л. Дагестанское Терекеме: комплексное страноведческое исследование. Махачкала: Издат. дом "Наука плюс", 2010. 368 с.

5. Дербент - город трех религий (К празднованию его юбилея). Докл. и сообщ. Междун. науч.-практ. конф. (г. Дербент, 25 мая 2015 г.) / Отв. ред. Г.Н. Сеидова. Махачкала: Изд-во "Aleph". 2015. 392 с.

6. Михайлова И.Х. Конференция "Дербент - город трех религий. Секция "Иудеи в историческом пространстве Дербента и его округи"" // СТМЕГИ -STMEGI. Фонд и портал горских евреев [Электронный ресурс]. URL: http://www.stmegi.com/posts/19883/ konferentsiya_derbent_gorod_trekh_religiy_11911/. 2015, апрель (дата обращенья: 08.10.2016 г.)

7. Викторин В.М. Военные походы России и Ирана и миграции этносов вдоль Каспия в течение XVIII в. // Кавказ и Ближний Восток: от Каспийского похода Петра I до распада державы Надир-шаха: Мат-лы Междун. науч. конф. в рамках "Года российской истории" (г. Махачкала, 25 мая 2012 г.) / Отв. ред. проф. Н.А. Магомедов. Махачкала: Изд-во "АЛЕФ", 2012. С. 55-59.

8. Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря, от 1728 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. Архивные материалы / Под ред. проф. М.О. Кос-вена и X.-М.О. Хашаева. М.: ИВЛ, 1958. С. 60-124.

9. Народы Дагестана (серия "Народы и культуры") / Отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М.: Наука, 2000. 588 с. С. 509.

10. Соснина Е.Л. Два путешествия в "золотой век": Гениальный фантом (Ян Потоцкий) // Легенда в жизни М.Ю. Лермонтова. МинВоды: Сев.-Кавк. изд-во "МИЛ", 2003. 422 с. С. 53.

11. Соснина Е.Л. Ян Потоцкий и его "Путешествие в Астраханские и Кавказские степи". Пятигорск: Изд-во "Спецпечать" Технологич. ун-та, 2003. 178 с. С. 53.

REFERENCES

1. Viktorin V.M. Rossiyskaya Astrakhan', Severo-Zapadnyy Prikaspiy i Terskiy kray po puti na Kavkaz: etnicheskiy, konfessional'nyy, yazykovoy faktory istoricheskogo razvitiya i vzaimodeystviya (seredina XVI - nachalo XX vv.). K yubileyam regionov v sostave Rossii [Russian Astrakhan, Northwest of the Caspian and Terek Region on the way to the Caucasus: ethnic, religious, linguistic factors of historical development and engagement (the middle of the 16th - beginning of the 20th centuries). For anniversaries of regions in Russia]. In: Russko-kavkazskie otnosheniya: ot pervykh kontaktov do sovremennogo edinstva [The Russian-Caucasian relations, from first contact to contemporary unity: Proc. 3rd Int. Forum of Historians, Caucasian (Rostov-on-Don, November 16-17, 2015)]. Ed. by V.V. Chernous. Rostov-on-Don, the Foundation of Science and Education, 2015, pp. 108-117.

2. Viktorin V.M. Prostranstva Severo-Vostochnogo Kavkaza i Severo-Zapadnogo Prikaspiya: etnicheskie i konfessional'nye protsessy zdes' v XVIII -nachale XXI vv. (sovremennaya svyaz' areal'nykh, stadial'nykh i kognitivnykh kharakteristik v izuchenii i prezentatsii problemy) [The Space of North-Eastern Caucasus and North-Western Caspian Region: ethnic and confessional processes in the 18th - beginning of the 21st centuries (the modern communication areal, stadial and cognitive characteristics in the study and presentation of the problem]. In: Kavkazovedenie: strategii razvitiya v XXI v. i vzaimodeystvie s obrazovaniem [The Caucasus: development strategy in 21st century and its interaction with education]: Proc. 4tg Int. Forum of Historians, Caucasian (Rostov-on-Don, October 19-20, 2016). Ed. by V.V. Chernous. Rostov-on-Don, he Foundation of Science and Education, 2016, pp. 114-132.

3. Gadzhieva S.Sh. Dagestanskie terekementsy. XIX -nachalo XX v.: Istoriko-etnograficheskoe issledovanie [Dagestani terekementsy. 19th - beginning of the 20th century: historical and ethnographic research]. Moscow, Nauka, 1990, 212 p.

4. Khanmagomedov Kh.L. Dagestanskoe Terekeme: kompleksnoe stranovedcheskoe issledovanie [Dagestani Terekeme: a comprehensive cross-cultural study]. Makhachkala, Publishing house "Nauka plus", 2010, 368 p.

5. Derbent - gorod trekh religiy (K prazdnovaniyu ego yubileya) [Derbent - city of three religions (To celebrate his anniversary).Proc. Int. Sci. Pract. Conf. (Derbent, May 25, 2015)]. Ed. by G.N. Seidov. Makhachkala, Aleph, 2015, 392 p.

6. Mikhaylova I.Kh. Konferentsiya "Derbent -gorod trekh religiy. Sektsiya "Iudei v istoricheskom prostranstve Derbenta i ego okrygi"" [Conference "Derbent - the city of three religions. The section "Jews in the historic space of Derbent and its neighborhood""], available at: http://www.stmegi. com/posts/19883/konferentsiya_derbent_gorod_trekh_ religiy_11911/ (accessed 08 October 2016).

98

2016

№ 4

НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА

7. Viktorin V.M. Voennye pokhody Rossii i Irana i migratsii etnosov vdol' Kaspiya v techenie XVIII v. [Military campaigns of Russia and Iran and migration of ethnic groups along the Caspian Sea during the

XVIII century]. In: Kavkaz i Blizhniy Vostok: ot Kaspiyskogo pokhoda Petra I do raspada derzhavy Nadir-shakha [the Caucasus and the middle East: from the Caspian March of Peter the great to the collapse of the power of Nadir Shah: Proc. Int. Sci. Conf. in the framework of the "Year of Russian history" (Makhachkala, May 25, 2012)]. Ed. by N.A. Magomedov. Makhachkala, Aleph, 2012, pp. 55-59.

8. Gerber I.-G. Opisanie stran i narodov vdol' zapadnogo berega Kaspiyskogo morya, ot 1728 g. [Description of the countries and peoples along the Western shore of the Caspian Sea, from 1728]. In: Istoriya, geografiya i etnografiya Dagestana XVIII-

XIX vv. Arkhivnye materialy [History, geography and Ethnography of Dagestan in the 18th-19th

centuries, Archival materials]. Ed. by M.O. Kosven, Kh.-M.O. Khashaev. Moscow, IVL, 1958, pp. 60-124.

9. Narody Dagestana (seriya "Narody i kul'tury") [The peoples of Dagestan (the series "Peoples and cultures")]. Ed. by S.A. Arutyunov, A.I. Osmanov, G.A. Sergeeva. Moscow, Nauka, 2000, 588 p., p. 509.

10. Sosnina E.L. Dva puteshestviya v "zolotoy vek": Genial'nyy fantom (Yan Pototskiy) [Two trips in the "Golden age": the Brilliant phantom (Jan Potocki)]. In: Legenda v zhizni M.Yu. Lermontova [A Legend in the life of Mikhail Lermontov]. Mineralnye Vody, North-Caucasus Publ. House "MIL", 2003, 422 p., p. 53.

11. Sosnina E.L. Yan Pototskiy i ego "Puteshestvie v Astrakhanskie i Kavkazskie stepi" [Jan Potocki and his "Journey in the Caucasus and the Astrakhan steppe"]. Pyatigorsk: Publishing house "Spetspechat" of the Technology University, 2003, 178 p., p. 53.

28 октября 2016 г.

УДК 93/94

ТЕРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО И ВЛАСТЬ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 1921 ГОДА

В.И. Поматов

DOI 10.18522/2072-0181-2016-88-4-99-105

В конце 1920 г. войска Кавказского фронта сломили сопротивление армии А.И. Деникина и приступили к утверждению советской власти в Закавказье [1]. Но, несмотря на военные успехи, положение в регионе было критическим. Ухудшение обстановки на Северном Кавказе было следствием бездумной политики военного коммунизма, которая с упразднением товарно-денежных отношений разрушала экономический фундамент государства. Она привела к уменьшению выпуска промышленной продукции в три раза, а численность промышленных рабочих сократилась вдвое. Столь же резким стал спад и в сельском хозяйстве. Вследствие полной незаинтересованности крестьян увеличивать посевы, производство зерновых в 1920 г. упало по сравнению с довоенным в два раза [2].

Чтобы остановить экономическую катастрофу и не допустить массового голода,

Поматов Валерий Иванович - аспирант кафедры истории, права и гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, 357433, Ставропольский край, Железноводский район, пос. Иноземцево, ул. Советская, 82б.

в 1920 г. был начат эксперимент по организации трудовых армий. Но Первая трудармия продемонстрировала, по выражению председателя её совета (Предсовтрударма) Л.Д. Троцкого, чудовищно низкую производительность труда. Лишь 10 - 25 % её личного состава занимались производительным трудом, а 14 % из-за рваной одежды и отсутствия обуви вообще не выходили из казарм [3].

Другим деструктивным фактором социально-экономической ситуации на Северном Кавказе была акция расказачивания, начало которой было положено "Циркулярным письмом ЦК об отношении к казакам". Обсудив его на заседании 24 января 1919 г,, Оргбюро ЦК РКП(б) приняло секретную директиву "Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах" с резолюцией, в которой предложило "комиссариату земле -делия разработать практические мероприятия по переселению бедноты в широком масштабе

Valeriy Pomatov - North-Caucasus Institute-Branch RANKHiGS, 82b, Sovetskaya Street, Inozemtcevo, Zheleznovodsk district, Stavropol region, 357433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.